Что проверяет прокуратура в организации

Прокурорские проверки ограничили

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

Источник

Что проверяет прокуратура в организации

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 1 ст. 21 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

(п. 6 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

(п. 9 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

(п. 12 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

(п. 13 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

(п. 14 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

(п. 15 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

Источник

Права предпринимателей при внеплановой проверке

В 2019 году Роспотребнадзор провел 85 тысяч проверок по вопросам защиты прав потребителей — все они были внеплановые.

Проверки проводят, чтобы убедиться: компании и ИП не нарушают закон. Проверки бывают плановые и внеплановые. О первых известно заранее: их проводят по графику, полный список можно найти на сайте Генпрокуратуры. А вот внеплановые могут случиться в любой момент, если проверяющие узнали о нарушениях.

В 2020 году в России плановые проверки не проводят из-за коронавируса — за редким исключением. Но внеплановые проверки никто не отменял — их могут провести по жалобе клиента, сотрудника, конкурента или на основании статьи в СМИ. Это происходит часто. Например, Роструд в 2019 году на 11 тысяч плановых проверок провел 119 тысяч внеплановых. А судебные приставы в начале 2020 года приходили к коллекторам с плановой проверкой два раза, а с внеплановой — 185.

Права предпринимателей при проверках защищает закон. Можно потребовать документы у инспектора, узнать причину визита, ничего не платить проверяющим, не подписывать никаких пояснений, а если инспектор нашел несуществующие нарушения — обжаловать результаты. Неважно, какой инспектор проводит проверку: из Роспотребнадзора, МЧС, Роструда или жилинспекции. Права будут одинаковые.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Чтобы при общении с инспектором вы были спокойны, мы собрали самые основные права при внеплановой проверке в таблицу со ссылками на законы и сделали удобные карточки. Сохраните их, даже если никого не ждете в гости. Про налоговые проверки расскажем отдельно, в другой раз: там свои особенности.

Заранее узнать о проверке, если нет серьезного вреда

Как это работает. Предприниматель имеет право узнать о проверке заранее, даже о внеплановой. Уведомление о проверке должно прийти как минимум за 24 часа до ее проведения. Проверяйте электронный ящик, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: уведомление могут отправить туда в виде документа с электронной подписью. А могут позвонить по телефону.

Внезапные проверки, то есть проверки без предупреждения, допускаются только в некоторых случаях:

Внезапные проверки госорганы и муниципальные органы могут не согласовывать с прокурором. А вот для всех остальных внеплановых проверок, о которых надо уведомлять, это обязательно. Прокурор проверит основания для проверки. Если их не будет, проверку не согласуют.

Разновидность внезапных внеплановых проверок — контрольная закупка. Ее могут проводить налоговики, инспекторы Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования и других органов. Контрольные закупки проводят по специальным правилам, если они нарушены — проверку можно обжаловать.

Присутствовать при проведении проверки

Как это работает. Проверки бывают документарные и выездные. В первом случае инспектор запрашивает документы для изучения, а во втором приходит в организацию лично. Выездную проверку нельзя проводить без представителя проверяемой компании. Исключение — если причинен вред жизни, здоровью людей и окружающей среде или нарушение привело к ЧС.

Директор или ИП может участвовать в проверках лично, а может поручить это другому сотруднику, например юрисконсульту. Так можно следить за тем, что делает инспектор, что он проверяет, да и просто поговорить с ним и узнать, в чем причина проверки.

Еще можно нанять адвоката, чтобы он представлял ваши интересы при проверке и общался с инспектором. Он проследит, чтобы проверка прошла строго по закону, и отметит недочеты в действиях проверяющих. Это поможет оспорить результаты проверки. Адвокат подскажет, о чем стоит и о чем не стоит говорить проверяющим.

Привлечь к проверке уполномоченного по правам предпринимателей

Как это работает. Защитить права предпринимателя при проверке может не только адвокат, но и специальный госчиновник — уполномоченный по правам предпринимателей. Еще их называют бизнес-омбудсменами. Федеральный бизнес-омбудсмен в ноябре 2020 года, на момент публикации, — Борис Титов. В субъектах РФ есть свои региональные уполномоченные. Обратиться можно к любому.

Задача бизнес-омбудсменов — защитить предпринимателей от незаконных действий государства. Во время проверки юристы из их аппарата проследят, чтобы проверяющие не вымогали взятки и не оказывали излишнего давления на организацию.

Это право не формальность, институт бизнес-омбудсменов работает, к ним можно обращаться. Например, федеральный омбудсмен в 2019 году помог предпринимателю Карцеву остановить веерные проверки по анонимным жалобам. В Пермском крае представитель регионального уполномоченного помог руководителю банно-прачечного комплекса пройти проверку Роспотребнадзора — ее причиной стала жалоба от клиента.

Проверить приказ и служебное удостоверение

Как это работает. Предприниматель имеет право знать, кто пришел к нему с проверкой. Может быть, это мошенники под видом проверяющих. Чтобы это проверить, нужно попросить инспектора показать приказ о проверке и служебное удостоверение.

Типовая форма приказа утверждена Минэкономразвития. В нем указывают фамилию, имя, отчество и должность лица, уполномоченного проводить проверку. Если понадобятся эксперты, сведения о них тоже указывают в приказе. Проводить проверку вправе только эти люди. Если у человека, который представился проверяющим, нет с собой удостоверения, можно его не пускать.

В приказе о проверке будет написано, в какие сроки она проводится, что инспектор собирается проверять и на каком основании.

Ознакомиться с регламентом проверки

Как это работает. Порядок действий проверяющих определен регламентом. Он свой для каждого органа и для каждого отдельного вида контроля. Например, есть регламент Роструда о проверках работодателей, регламент Роспотребнадзора о проверках в сфере защиты прав потребителей и так далее.

В регламенте будет написано, что именно и в какие сроки имеет право делать инспектор, какие у него есть права. Там может быть блок о том, кто именно уполномочен проводить проверку: начальник управления, консультант, главный специалист-эксперт ведомства. Если к вам с проверкой пришел шофер или секретарь, это тоже повод ее обжаловать.

Попросить ознакомиться с регламентом можно, как только к вам пришел инспектор и показал удостоверение. Конечно, можно найти текст в интернете, но есть риск открыть регламент не по тому виду контроля или в старой редакции. Проверяющие должны вам все предоставить, пользуйтесь.

Узнать причину проверки

Как это работает. Проверяющий обязан предоставить предпринимателю информацию и документы по проверке, которые у него есть. В том числе это сведения о причине проверки: публикация в СМИ, жалоба или что-то другое.

В 2020 году причин для внеплановой проверки меньше, чем обычно, из-за моратория, который введен в связи с пандемией. Плановые проверки сохранили только для крупных предприятий, занимающихся опасными видами деятельности. Внеплановые проверки проводят в исключительных случаях.

Причины для внеплановых проверок в 2020 году:

Если к вам пришли проверяющие и говорят, что причина в чем-то другом, попросите объяснить, почему не выполняется постановление правительства. Проверьте, что есть согласование от прокурора. Предложите заполнить журнал проверок: там обязательно пишут основание проверки. Это поможет обжаловать ее назначение. Отправьте жалобу руководителю проверяющего и потребуйте отменить проверку.

Ничего не платить проверяющим

Как это работает. Все государственные и муниципальные проверки финансируются из бюджета. Предприниматель не должен оплачивать работу инспекторов, экспертов, проведение каких-либо экспертиз. В законе прямо написано, что проверяющим запрещено выдавать предпринимателям предписания или предложения о проведении мероприятий по контролю за их счет. Получение такого предложения — повод для жалобы начальнику проверяющего. Если при проверке явно вымогают взятку, обращайтесь в правоохранительные органы.

И уж тем более проверяющим не положено взимать штрафы на месте. Хотя бывает всякое.

Не показывать документы, которые не относятся к проверке

Как это работает. Проверяющий не может потребовать у предпринимателя предоставить документы и информацию, которые не являются объектом проверки и вообще к ней не относятся. Изымать оригиналы таких документов тем более нельзя. Например, если идет проверка по факту невыплаты заработной платы, нельзя требовать у работодателя документы о проведении специальной оценки условий труда. Это не относится к проверке.

Что именно должен проверить инспектор и какие документы нужно ему предоставить, указывают в приказе о проверке. Потом он может запросить дополнительные, но только в рамках предмета проверки. По запросу дополнительные документы нужно предоставить в течение 10 рабочих дней.

Не предоставлять документы, которые может предоставить другой госорган

Как это работает. Чтобы предпринимателям нужно было готовить меньше копий документов и реже изымать оригиналы из архивов, чиновникам запретили требовать документы, которые у них и так уже есть. Если какие-то сведения или документы есть в распоряжении одного из госорганов, другие не могут требовать их от предпринимателя во время проверки.

Такие сведения и документы проверяющие могут запросить в том органе, что за них отвечает. Например, сведения о лицензии на образовательную деятельность есть у Рособрнадзора. Чтобы получить информацию, проверяющие отправляют межведомственный запрос. Полный список документов, которые нельзя требовать у предпринимателей при проверке, и органов, куда нужно отправлять запросы, установлен правительством.

Не предоставлять никакой информации до даты начала проверки

Как это работает. Проверяющий может требовать какие-то документы только после того, как будет назначена проверка. То есть пока вы не увидели приказ о проверке с перечнем документов, которые нужно предоставить, вы ничего проверяющему не должны. Иногда бывает, что сначала предпринимателям звонят по телефону и просят прислать копии документов. Дождитесь приказа о проверке и убедитесь, что он согласован с прокуратурой. Без этого требования проверяющих незаконны.

Не заверять копии документов нотариально

Как это работает. Документы проверяющим отправляют в заверенных копиях. Это может быть традиционный способ: поставить внизу документа печать, дату, написать «Верно» и подписаться с указанием должности. А можно отправить документ по электронной почте, подписав его усиленной квалифицированной электронной подписью.

На практике инспектор может запросить сканы документов на почту. Если отправлять их незаверенными, потом может быть сложно доказать, что их отправили должным образом. Требования к заверке документов установлены законом.

У нотариуса заверять ничего не надо. Даже тем ИП и ООО, что работают без печати: закон это позволяет. На подготовку и заверку копий документов при проверках уходит много времени, но хотя бы на нотариуса можно не тратиться.

Не подписывать акты отбора проб и измерений

Как это работает. В ходе проверки инспектор или приглашенный эксперт может брать образцы продукции и пробы обследования каких-то объектов. Это необходимо, если нарушения невозможно определить на глаз и нужно проводить исследования. Например, чтобы найти опасные вещества в отходах предприятия, возьмут пробу воды. А для проверки качества еды в кафе возьмут и упакуют немного роллов.

Протоколы отбора образцов продукции, проб обследования, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз потом приложат к акту проверки. Нигде в законе нет требования, чтобы представители проверяемой организации или ИП эти протоколы подписывали. Если инспектор об этом попросит, можно смело отказаться.

Почему это важно: директор или ИП может не разбираться в правилах отбора проб на анализ. Но если они будут нарушены, потом результаты исследования можно будет оспорить. Поэтому нужно внимательно проверить, соблюдена ли методика, в каком объеме взяты пробы, правильно ли выбраны методы исследования. Это может сделать только специалист. Если допущены нарушения, а предприниматель расписался в протоколе, обжаловать результаты исследования будет сложнее.

Вести журнал учета проверок или работать без него

Как это работает. Предприниматель имеет право вести журнал проверок. Но не обязан. Он сам решает, нужен ему такой документ или нет. За его отсутствие не оштрафуют и не выпишут предписание. Просто напишут в акте проверки, что журнал проверок не ведется.

Журнал проверок может быть полезен. В него записывают все проверки, которые проводят в организации. По каждой проверке инспектор записывает, что проверялось и в какие сроки, каким органом, какие результаты получены. Указывает должность, фамилию, имя и отчество проверяющего, подтверждает верность данных подписью. Типовая форма утверждена Минэкономразвития.

Журнал проверок позволяет следить за тем, как часто и как долго их проводят, кто именно пришел в организацию с проверкой. Если допущены нарушения — журнал подтвердит. Все это упрощает обжалование результатов проверки.

Не давать объяснения по ходу проверки

Как это работает. Давать пояснения по ходу проверки — это право предпринимателя. Он может доверить это своему представителю или вообще отказаться что-то пояснять. Заставить нельзя. Иногда лучше отказаться от пояснений: например, если есть сомнения в правильности тех или иных действий, а рядом нет юрисконсульта или адвоката. Скажем, спрашивают про индексацию зарплаты, а вы не помните, какой там у вас порядок и считается ли повышение премии индексацией. Пояснения можно дать письменно, заранее обдумав и посоветовавшись с адвокатом.

Требовать прекратить проверку, если она идет дольше положенного

Как это работает. Все проверки ограничены по времени. Максимальный срок — 20 рабочих дней. Для отдельных видов контроля сроки могут быть другие. Поэтому важно прочитать регламент проверки перед ее началом, там все это будет указано.

Затягивание сроков проверки — грубое нарушение. Это значит, что результаты такой проверки нельзя использовать как доказательство. Например, предпринимателя нельзя будет оштрафовать за то, что он не соблюдает какие-то нормы закона.

Требовать прекратить проверку, если разные органы проверяют одно и то же

Что именно проверяет каждый орган власти, устанавливает закон. Предприниматель может узнать это, изучив регламент проверки. А что в компании уже проверяли раньше, подтвердит журнал проверок.

Иногда для разных органов приходится при проверках готовить одни и те же документы. Например, для трудовой инспекции и ПФР. Это не нарушение: хотя запрашивают одинаковые документы, например договоры с работниками, предмет проверки у органов разный. Один следит за соблюдением трудовых прав, другой — за верностью сведений в системе обязательного пенсионного страхования.

Получить и прочитать акт проверки

Как это работает. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах — по типовой форме. Предприниматель имеет право получить этот акт и внимательно его изучить. Один из актов с копиями всех приложений вручается руководителю или другому представителю организации, ИП или его представителю под подпись. Можно попросить выслать акт на электронную почту.

Можно написать в акте, что вы с ним не согласны или отказываетесь с ним знакомиться, или вообще ничего не подписывать. Если не получается вручить лично или предприниматель отказывается расписываться в получении, проверяющий отправит акт заказным письмом.

Если предприниматель принципиально не пойдет на почту, все равно будет считаться, что он ознакомлен с итогами проверки. Это подтвердит уведомление о вручении с адресом регистрации предпринимателя и почтовыми штемпелями. Будет понятно, что акт отправили, но никто за ним не пришел.

Акт составляют сразу же по окончании проверки. Но если нужно дождаться заключений по результатам проведенных исследований, экспертиз, дают дополнительно три рабочих дня. Если через три дня акт не предоставили, можно смело обжаловать результаты проверки. Это грубое нарушение.

Сообщить о несогласии с результатами проверки

Как это работает. Предприниматель может не только прочитать акт проверки, но и написать в нем, что не согласен с ее результатами. В акте ставят отметку «С замечаниями» или «С возражениями» — можно придумать любую формулировку. Если по итогам проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, его тоже можно оспорить.

После этого предприниматель вправе представить возражения в орган, который проводил проверку, в письменном виде. Их нужно подать в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Напишите в возражениях подробно, с чем вы не согласны: с актом, выданным предписанием, их отдельными положениями. Можно приложить подтверждающие документы или их заверенные копии.

Орган власти рассмотрит возражение и сообщит о решении: акт проверки и предписание могут изменить или отменить. Если все оставят в силе, можно написать жалобу в вышестоящий орган или пойти в суд.

Обжаловать результаты проверки в вышестоящем органе

Как это работает. Результаты проверки и незаконные требования проверяющих можно обжаловать в вышестоящем органе, составив жалобу. Обычно жалобы на действия и решения инспектора рассматривает руководитель органа. Если выше руководителя уже нет, нужно обращаться в суд.

У начальника проверяющего или в вышестоящем органе можно обжаловать акт проверки и вынесенное предписание, если во время проверки допущены грубые нарушения. Например, если проверка проведена без уведомления, хотя оно требовалось. Полный перечень грубых нарушений закреплен в законе.

С августа 2020 года проходит эксперимент по досудебному обжалованию проверяющих — жалобу можно подать на госуслугах. Эксперимент проходит только в Москве, Московской и Самарской областях и Краснодарском крае. Обжаловать можно результаты проверок МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора.

Срок для рассмотрения жалобы может быть разным. В Роструде это 7 дней, а в Роспотребнадзоре — 30 дней. Срок можно найти в регламенте проверок.

По итогам проверки могут вынести постановление по делу об административном правонарушении. Его тоже можно обжаловать, но это уже регулирует КоАП. Куда обращаться, зависит от органа, который вынес решение. Если это орган исполнительной власти, например трудинспекция, можно подать апелляционную жалобу руководителю органа или в вышестоящий орган, для трудинспекции это Роструд. А можно сразу обратиться в суд.

Обжаловать результаты проверки в суде

Как это работает. Обжаловать предписание и действия проверяющих в суде можно в течение 3 месяцев со дня окончания проверки. Неважно, обращались вы до этого с жалобой в вышестоящий орган или нет. Можно сначала обратиться в госорган, а потом — в суд. Или не тратить время на административный порядок.

Если проверка связана с предпринимательской деятельностью, жалобу нужно подавать в арбитражный суд. Например, если с проверкой в организацию или ИП пришел Роспотребнадзор. А если проверяли соблюдение требований трудового законодательства, жалобу нужно подавать в районный суд. Сомневаетесь, что выбрать, — посоветуйтесь с юристом.

Потребовать возмещения вреда

Как это работает. Если проверка была незаконной, а организация все это время не работала и теряла клиентов, государство должно это компенсировать. Если повезет, возместят и реальный ущерб, и упущенную выгоду — то есть доход, на который предприниматель рассчитывал, но из-за действий проверяющих не смог получить. Можно возместить расходы на адвоката, если он привлекался к проверке.

Главное условие для компенсации — действия проверяющих должны быть признаны неправомерными. То есть можно сначала обжаловать их действия и результаты проверки, а потом уже подавать в суд требование о возмещении вреда. Но это необязательно. Высший арбитражный суд в свое время разъяснил, что иски о возмещении вреда от действий органов власти можно подавать, ничего заранее не оспаривая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *