Что проверяет прокуратура в ресторане

Ресторанный бизнес: советы юриста. Часть VI

В кафе пришла проверка: кто и что может с вас спросить.

Начнем сразу с приятного: до 2018 года большинство плановых проверок в отношении малого и среднего бизнеса отменены!

Кафе и рестораны – обычно как раз малый и средний бизнес, поэтому многих проблем с проверками удастся миновать. Но отменены они не все и не во всех случаях; к тому же неясно, что будет после 2018 года. Поэтому мы решили сделать небольшую обзорную статью о проверках.

Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные.

Плановые проверки проводятся строго в соответствии с заранее утвержденным планом, поэтому к ним можно подготовиться. Единый реестр проверок и сводный план проверок на календарный год составляет Генеральная прокуратура, он публичен и размещается на сайте: https://plan.genproc.gov.ru/.

Сам факт включения в план проверок может быть рестораном обжалован, если ресторатор считает, что проведение проверки не соответствует закону – например, если проверка планируется в отношении малого бизнеса, которой до 2018 года быть не должно.

Внеплановые проверки проводятся по заявлениям и жалобам потребителей или в том случае, когда у госоргана имеется информация о нарушении организацией законодательства. По сути, поводом для проверки может явиться любое обращение посетителя ресторана. И этот тип проверки сейчас более опасен для заведений общепита!

В предыдущей статье мы уже говорили про право гостей кафе и ресторанов обращаться в прокуратуру или Роспотребнадзор – даже по необоснованным жалобам будет проводиться проверка. Она может быть документарной: у владельца ресторана потребуют объяснений и запросят документы, после чего будет принято решение. Но нельзя исключить и возможности выездной проверки – с реальным присутствием сотрудников госоргана на вашей кухне.

Основной закон, регламентирующий проведение проверок, – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Его уточняет масса других нормативных актов в зависимости от тематики и типа проверки. Однако в ряде случаев этот закон не применяется – например, при оперативно-розыскной деятельности, при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства и т.д.

Итак, ресторан или кафе могут проверить следующие ведомства:

Роспотребнадзор* (Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей)

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Государственная инспекция труда и служба занятости* Федеральной службы по труду и занятости

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Противопожарная служба МЧС России*

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Служба стандартизации и сертификации*

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Антимонопольная служба*

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

Прокуратура РФ

Что проверяет:

Ключевые нормативные акты по теме:

* Плановые проверки Роспотребнадзора, Госинспекции труда, Противопожарной службы, Службы стандартизации и сертификации, Антимонопольной службы в отношении малого и среднего бизнеса отменены до 2018 года.

Читайте другие статьи серии публикаций «Ресторанный бизнес: советы юриста»:

Материал подготовила Светлана Калинина, ведущий юрист.

Источник

Прокурорские проверки ограничили

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

Источник

Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать

Что проверяет прокуратура в ресторане. Смотреть фото Что проверяет прокуратура в ресторане. Смотреть картинку Что проверяет прокуратура в ресторане. Картинка про Что проверяет прокуратура в ресторане. Фото Что проверяет прокуратура в ресторане

Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Новости

Организация качественного и здорового питания обучающихся, а также пропаганда основ здорового питания названы Президентом Российской Федерации в числе первостепенных задач органов власти и местного самоуправления.

Проведенные прокурорами проверки выявили нарушения практически в каждой общеобразовательной организации региона.

После прокурорских проверок устранялись нарушения, связанные с занижением массы порций блюд, несоответствием рациона питания воспитанников примерному меню, использованием посуды с отбитыми краями, ненадлежащей маркировкой и использованием разделочного инвентаря, неудовлетворительным состоянием пищеблоков, неправильным хранением продуктов.

Например, прокурор Спасского района установил, что примерное меню образовательных организаций не согласовывалось с территориальным органом Роспотребнадзора, перспективные меню не содержали ссылки
на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий, фактический набор продуктов в рационе не соответствовал утвержденному меню.

Нарушения в рационе питания выявлялись прокурорами Башмаковского, Городищенского Земетчинского, Сердобского районов, Каменским межрайонным прокурором.

Прокурорами Неверкинского и Сосновоборского районов в актах реагирования дана оценка неразмещению информации об условиях организации питания детей и ежедневного меню на сайтах школ.

Принятия надзорных мер потребовали нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей.

Образовательными организациями Каменского района не соблюдалось требование об обязательной маркировке пищевой продукции, в питании детей использовались продукты с признаками порчи.

МБОУ ООШ п. Красное польцо Мокшанского района для группы продленного дня не был организован полдник, в школе р. п. Мокшан
не соблюдалась пищевая и энергетическая ценность подаваемых блюд.

После внесения представлений прокурором Сердобского района решен вопрос с дополнительным приемом пищи в 8 муниципальных школах.

Прокурору Наровчатского района в ходе проверки не были представлены документы, подтверждающие качество и безопасность продуктов, поступающих в пищеблоки различных филиалов МБОУ СОШ с. Наровчат, не предъявлены в нужном количестве средства индивидуальной защиты органов дыхания сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи.

В ряде образовательных организаций не исполнялись новые санитарно-эпидемиологические требования к работе в условиях распространения коронавирусной инфекции, в том числе при дезинфекции столовой посуды.

Подобные недостатки имелись в школах г. Пензы, Бековского, Белинского, Вадинского, Кузнецкого, Колышлейского, Лопатинского, Пачелмского, Пензенского, Тамалинского, Шемышейского и иных районов.

Кроме того, школы в Вадинском и Шемышейском районах не были обеспечены нужным количеством столовых принадлежностей, что приводило к раздаче разных блюд в одной посуде.

Прокуроры Первомайского района г. Пензы и Кузнецкого района выявили, работников столовых школ, допущенных к работе в отсутствие положительного результата аттестации по профессиональной гигиенической подготовке.

Проверки прокуратур Башмаковского и Тамалинского районов установили существенные недостатки в техническом состоянии пищеблоков и обеденных залов.

После прокурорского вмешательства устранялись нарушения не только в работе учреждений образования, но и в деятельности организаторов питания.

Двумя индивидуальными предпринимателями, участвующими
в приготовлении обедов и завтраков для школьников г. Никольска,
не обеспечивались должные условия хранения продуктов, использовался кухонный инвентарь и посуда с механическими повреждениями.

Обществом с ограниченной ответственностью «Школьник», организующим питание в двух школах Октябрьского района г. Пензы, также ненадлежащим образом хранились пищевые продукты, используемые
в процессе приготовления блюд для детей.

Нарушения допускались сторонними организаторами питания в Ленинском районе г. Пензы, ЗАТО г Заречный.

С целью устранения выявленных нарушений прокурорами внесено 84 представления, принесено 12 протестов, вынесено 56 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях. Виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Руководителями образовательных организаций и хозяйствующим субъектами приняты меры к устранению нарушений законодательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *