Чем и как писали в древней руси

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Дата публикации: 07.04.2017 2017-04-07

Статья просмотрена: 13177 раз

Библиографическое описание:

Суздальцев, А. Г. Как, чем и на чем писали в Древней Руси / А. Г. Суздальцев, О. В. Черняк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/885/ (дата обращения: 04.12.2021).

До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица. Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.

На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте. Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.

На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.

Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера — это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения. Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.

Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете.

В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.

Источник

Андрей Сегеда: Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность — «черты и резы».

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить…

А самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность — «черты и резы».

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы — это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале — пергамене. Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья — телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.

Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка — миниатюра.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами — то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Текст, написанный на скоблёном пергамене, назывался палимпсетом.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь — чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами. Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники — фиолетовые чернила, из крушины — пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины — синие, а из ее же листьев — зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд — чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы).

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью — особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком — миниатюрой.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки — «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую — различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Источник

Медведев А.Ф. Древнерусские писала X-XV вв.

Благодаря раскопкам стали известны не только грамоты и надписи, но и многочисленные орудия, с помощью которых были написаны (процарапаны) все упомянутые памятники древнерусской письменности.

Только в Новгороде за последние годы было найдено более 50 подобных железных, бронзовых и костяных инструментов для писания на бересте и на специальных навощенных дощечках (см. табл. 1). Четыре такие дощечки также найдены при раскопках. Инструменты для писания на навощенных дощечках имеют вид заостренного стержня с лопаточкой на противоположном конце (рис. 1, 1—10).

В античный период в Греции и Риме подобные орудия письма имели широкое распространение и назывались стилями (stilos — греч. и stilus — лат.). На Руси они назывались писалами (ед. ч. — писало).

Кроме Новгорода, подобные инструменты для писания (66 экз.) были найдены более чем в 30 древнерусских городах и городских поселениях (табл. 2). Единственное исключение представляют находки двух писал на Пировом селище Владимирской области, но, по заявлению автора раскопок В. В. Седова, и это поселение, по-видимому, было не селищем, а городским посадом.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 1. Новгородские писала X — начала XII вв. 1, 2 — костяные, середины X в. и первой половины XI в.; 3 — железное, середины XI в.; 4, 5, 6 — железные, рубежа XI —XII вв.; 7 — железное, второй половины XI в.; 8— бронзовое, второй половины XI в.; 9, 10 — бронзовые, рубежа XI —XII вв.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 2. Новгородские писала XII—XIII вв. 1 — железное, первой половины XII в.; 2 — железное с серебристым покрытием (в кожаном чехле), середины XIII в.; 3 — костяное с резной головой дракона, XII — XIV в в.

Новые материалы имеют важное значение для истории древнерусской письменности. Они позволяют выяснить некоторые вопросы культурного развития древней Руси, и в частности, вопрос о письменных принадлежностях, употреблявшихся при обучении грамоте. Древнерусские писала представляют большой интерес для археологов еще и потому, что форма их лопаточки была устойчивой и характерной для определенного исторического периода и имеет датирующие признаки.

Из известных в настоящее время 117 стилей абсолютное большинство (82) сделаны из железа, 30 — из бронзы и других сплавов и только 5 из кости. По форме лопаточки их можно разделить на 15 типов, каждый из которых употреблялся в определенное время. Основу нашей классификации составляют писала из Новгорода, так как новгородская стратиграфия позволяет датировать слои с точностью до четверти века.

Время бытования стилей из других центров древней Руси, где их дата хорошо определяется, полностью совпадает с периодом их употребления в Новгороде. Это лишний раз подтверждает единство культуры древней Руси и значение стратиграфической шкалы Новгорода для определения абсолютных дат разных категорий древнерусских вещей.

Ниже приводится характеристика типов в хронологическом порядке, от более древних к более поздним.

Тип 1. Лопаточка имеет форму четырехугольника (рис. 1, 1) или слегка расширенной к острию трапеции с отверстием в центре (рис. 1, 2). Все пять экземпляров костяные, из Новгорода, относятся ко второй половине X в. и к первой половине XI в. (табл. 1, №№ 1—5).

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 3. Новгородские писала XII—XIII вв. 1 — железное, второй половины XII в.; 2 — железное с покрытием из золотисто рубежа XII — XIII вв.; 3— железное, середины XIII в.; 4, 5. 6 — железные, второй пол. XII в.; 7, 8 — железные с серебристым покрытием, первой половины XIII в.; железное с серебристым покрытием писало и кожаный чехол от него, середины XIII железное с серебристым покрытием, середины XIII в.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 4. Новгородские писала XIII—XV вв. и дощечки для писания по воску. 1 — железное, второй половины XIII в.; 2, 3 — кожаный чехольчик (а — вид спереди, о — вид сбоку, в — вид сзади) и писало из белого сплава, хранившееся в нем, рубеж XIV — XV вв.; 4 — железное, первой половины XIV в.; 5 — костяная проколка первой половины XII в. (подобные проколки использовались для писания на навощенных дощечках и бересте); 6 — железное, хранившееся в кожаном чехле, рубежа XIV — XV вв.; 7 — обломок деревян¬ной дощечки (можжевельник) для писания по воску, первая половина XI в.; 8 — сосновая дощечка для писания по воску, рубеж XIV — XV вв., незаконченная обработкой

Тип 3 (рис. 1,6,7; табл. 1, №№9—11). Лопаточка имеет форму широкого бокальчика. Известно только четыре писала этого типа: три из Новгорода и один из Вщижа. Новгородские относятся ко второй половине XI — началу XII в. и один — к первой половине XIII в. Писало из Вщижа (рис. 5, 3) датируется слоем городища (XI — первая половина XIII в.). Вероятно, этими рамками и ограничивается период бытования данного типа.

Тип 5 (рис. 1, 10; табл. 1, № 15). Лопаточка фигурная, с крестообразной прорезью. Известно четыре писала этого типа двух вариантов. Все они бронзовые, литые. К первому варианту относятся два писала: из Новгорода (рубеж XI и XII вв.) и из Вышгорода Рязанского (рис. 5, 1; табл. 2, № 56). Второй вариант представлен также двумя экземплярами: из Витичева и Звенигорода Львовской области (рис. 5, 7; табл. 2, №№ 30 и 47). Оба они датируются суммарно домонгольским периодом. Если писало из Вышгорода Рязанского, тождественное новгородскому, можно отнести к XI—XII вв., то второй вариант, вероятнее всего, датируется XII—первой половиной XIII вв., судя по некоторым элементам сходства с типом 6. Не исключено, что два последних были отлиты в одной литейной форме.

Тип 6 (рис. 3, 1; табл. 1, № 16). Лопаточка имеет форму острореберного бокальчика. К лезвию лопаточка сильно расширяется, боковые сто¬роны ее резко вогнуты, а короткие плечики прямые или слегка вогнутые. Известно пять писал этого типа: из Новгорода (вторая половина XII в.), из Галича Волынского (слой XII в.), из Княжей Горы и из б. Киевской губ. (рис. 5, 5; табл. 2, №№ 25, 27, 31, 37).

Тип 7 (рис 3, 2, 3; табл. 1, №№ 17—21) Лопаточка имеет форму изящного бокальчика с оттянутыми краями. Известно 29 желез¬ных и бронзовых стилей этого типа из 15 древнерусских городов: Новго¬рода, Киева (рис. 5, 10), Минска, Волковыска, Браслава, Изяславля, Галича, Чернигова, Старой Рязани (рис. 5, 9), Вышгорода Рязанского (рис. 5, 2) и других (табл. 2, №№ 4, 5, 7, 14, 16—21, 26, 28, 34, 36, 39—41, 44, 55, 57, 59, 60, 61). Это самый распространенный тип древнерусского писала XII и первой половины XIII вв.

Период бытования этого типа на Руси определяется по пяти новгородским экземплярам и писалам из Киева, Изяславля и Галича, найденным в хорошо датированных слоях. В Новгороде писала данного типа появились в первой половине XII в. и употреблялись до середины XIII в. В Киеве подобный бронзовый стиль был найден при раскопках М. К. Каргера в мастерской ювелира XII — первой половины XIII в. Изяславль, раскопанный М. К. Каргером, датируется тем же временем. В Галиче подобные стили происходят из слоя XII—XIII вв. (Галич так же, как Изяславль, был разрушен монголами в 1241 г.). Безусловно, не может быть случайным удивительно точное совпадение периода бытования сходных типов стилей из Новгорода и других городов во всех случаях, когда датировка слоев или жилищ там не суммарная, а вполне определенная и хорошо обоснованная.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 5. Древнерусские писала XI—XIII вв. 1 — бронзовое, из Вышгорода Рязанского, XI—XII вв.; 2 — бронзовое, из Вышгорода Рязанского, первой половины XIII в.; 3 — железное, из Вщижа, XI — XIII вв., 4 — бронзовое, из Новогрудка, XI XII вв.; 5 — железное, из Друцка, XII в.; 6 — железное с серебристым покрытием, из Новогрудка, XI —XII вв.; 7 — бронзовое, из Битичева, XII — первой половины XIII в.; 8 — железное, из Галича Волынского, XII в.; 9 — железное, из Старой Рязани, XIJ —первой половины XIII в.; 10 — железное, из Киева, XII — первой половины XIII в.; 11 — железное, изПирова се¬лища (городской посад) Владимирской обл., XI —XIII вв.; 12 — железное, из Смоленска, XIII в.

Тип 9 (рис. 3, 7; табл. 1, № 30). Лопаточка пятиугольная. Известно всего четыре экземпляра этого типа: один из Новгорода первой половины XIII в., один из Киева и два из Ленковецкого городища (табл. 2, №№ 22, 48 и 50), где они датируются XII и первой половиной XIII в. Это, видимо, и есть период их распространения на Руси.

Тип 10 (рис. 3, 8, 9\ табл. 1, №№ 31—36). Лопаточка в виде овала со срезанным верхом, прямым лезвием с прямоугольными крылышками. В Новгороде найдено шесть экземпляров, которые датируются с первой половины XIII в. до середины XIV в. включительно. Одно писало этого типа, относящееся к середине XIII в., было найдено в прекрасном кожа¬ном чехольчике с клапанком и отверстиями для узенького ремешка или шнурка для подвешивания к поясу (рис. 2, 2 и 3, 9, 10; табл. 1, № 32). Само писало железное, покрытое серебристым металлом (серебром или полудой; анализ не производился). По-видимому, этот тип характерен для Новгорода, так как в других городах он пока не встречен.

Следует отметить, что стержень стилей этого типа, как и типа № 7 и некоторых других, часто бывает перекручен у лопаточки, тогда как рабо¬чая часть острия всегда круглая в сечении. Нередко писала этого типа имели серебристое покрытие.

Тип 11 (рис. 3, 11; табл. 1, №№ 37—41). Лопаточка писал этого типа с зубчатыми фигурными вырезами с двух сторон. Эти зубчики часто имеют вид ласточкина хвоста. Всего известно девять экземпляров: пять из Новгорода и по одному из Смоленска (рис. 5, 12), с Княжей Горы, из Старой Ладоги и Пирова селища (рис. 5, 11). Время их распространения в Новгороде определяется второй половиной XII — серединой XIII в. (включительно). В Смоленске стиль найден в слое XIII в., стиль из Княжей Горы датируется домонгольским временем, стиль из Старой Ладоги — датой слоя XII—XV вв. и из Пирова селища — XI—XIII вв. (табл. 2, №№ 32, 52, 62, 64).

Тип 12 (рис. 4, 1; табл. I, №№ 42—44). Лопаточка имеет вид треуголь¬ника, с прямым лезвием и выпуклыми, плавно переходящими в стержень сторонами. Лопаточка иногда с тремя круглыми отверстиями, стержень бывает перекручен. Всего известно пять стилей этого типа: из Новгорода, Ленковецкого городища и Пирова селища (табл. 2, №№ 51, 63). В Нов¬городе этот тип появился в первой половине XIII в. и существовал до начала XIV в. включительно. Оба остальные поселения прекратили свое существование во время монгольского нашествия.

Тип 13 (рис. 4, 4; табл. 1, №№ 45—47). Лопаточка в виде перевернутого треугольника. Всего известно семь писал этого типа: три из Новго¬рода, где они бытовали со второй половины XII в. до первой половины XIV в. включительно, и по одному из Волковыска (верхний слой), Чернигова (XII—XIII вв.), Ленковецкого городища (XII—XIII вв.) и Спасского городца (XII—XIV вв.). Следовательно, период бытования данного- типа на Руси — XII—XIV вв. (табл. 2, №№ 9, 45, 49, 65).

Тип 14
(рис. 4, 2, 3; табл. 1, № 48). Этот тип представлен единственным экземпляром из Новгорода, датирующимся рубежом XIV и XV вв. Лопаточка его с тремя круглыми отверстиями, расположенными в два яруса; стороны с перехватом. Писало или покрыто полудой, или сделано из какого-то белого сплава; найдено в кожаном чехольчике с отверстия¬ми для узкого ремешка, на котором оно висело на поясе.

Тип 15 (рис. 4, 6; табл. 1, №№ 49, 50). Этот тип писала не имеет лопаточки и был предназначен, по-видимому, для писания на бересте. Известно три писала этого типа. Все они имеют вид граненого железного за¬остренного стержня с головкой. Появился этот тип писала в Новгороде в самом конце XIV в. и просуществовал до XVI в. Кроме Новгорода, один экземпляр найден в Никульчино близ Кирова в слое XIV—XV вв. (табл. 2, № 66). Один новгородский стиль был в кожаном чехле.

Заканчивая обзор типов древнерусских писал, следует сказать, что они почти всегда украшались. В основании лопаточки стержень имел яблоко или ряд резных валиков, железо покрывалось серебристой полудой или золотистой бронзой, лопаточка иногда инкрустировалась узорами из серебра или украшалась фигурной резьбой, прорезями и т. п.

Употреблялись они, несомненно, для писания как на навощенных дощечках, так и на бересте. Для писания на бересте могли использоваться писала 15-го типа, а также многочисленные костяные «проколки» и острия вроде толстых игл, подобные изображенному на рис. 4, 5. Одно такое острие, найденное в кожаном чехле (о чем упоминалось выше), позволяет с уверенностью считать такие острия стилями для писания на бересте.

Бросается в глаза, что все дошедшие до нас упоминания орудия писания под этим именем («писало») связаны с Новгородом. Не исключено, что писало — это местное название орудия писания на навощенных дощечках и бересте. В Новгороде это орудие имело очень широкое распространение уже с начала XI в., как показали археологические раскопки в Неревском конце города. Это вполне согласуется с известиями названных выше письменных источников.

Гипотеза А. Д. Маневского о существовании у восточных славян уже в VI—IX вв. какого-то «добуквенного» письма не может быть доказана на фактическом материале. Наличие на различных предметах непонятных знаков и меток не является аргументом в пользу этой гипотезы. Письменность у славян появилась вместе с образованием государства.

Сложение феодального государства на Руси, развитие общественно-экономических и правовых отношений, а также внешних торговых и политических связей только в IX в. породили необходимость распространения грамотности и письменности. Христианская религия, к которой все чаще и чаще обращаются в X в. представители феодальной верхушки для укрепления своего господства, способствовала распространению письменности так же, как и торговля и ростовщичество. И эта письменность была не «добуквенной», а, по всей вероятности, кириллической.

Не случайно писание на «досках» зафиксировано летописцами именно в Новгороде и Пскове. Эти данные полностью подтверждаются археологическими исследованиями в названных городах, где встречено множество самых разнообразных надписей на деревянных досках, бирках, бочках, берестяных поплавках и других предметах. Особенно много надписей на досках обнаружено в Новгороде при проведении раскопок экспедицией Института археологии АН СССР, руководимой А. В. Арциховским. Все надписи или вырезаны ножом, или процарапаны (прочерчены) металлическим острием вроде шила.

При раскопках в Неревском конце Новгорода были найдены две прекрасно сохранившиеся дощечки, обломок от третьей и незаконченная обработкой заготовка четвертой дощечки. Эти уникальные для древней Руси памятники письменности или, точнее, письменные принадлежности представляют исключительный интерес для истории древнерусской письменности и культуры. Две из них относятся к XI в., одна — к рубежу XIII и XIV вв. и заготовка — к рубежу XIV и XV вв. Все три дощечки сделаны из можжевельника, а заготовка — из сосны.

Вся площадь выемки покрыта штриховой крестообразной нарезкой острием ножа, подобно тому как это делается при нанесении последнего слоя штукатурки. Делалось это для того, чтобы воск при разглаживании его лопаточкой писала не сдвигался и ложился ровным слоем по всей поверх¬ности углубления. Ширина бортиков — 1,5 см. На одной стороне дощечки, в бортике имеются два отверстия (шириной 4—5 мм) для петель, а на другой — одно такое же отверстие для завязки. Отверстия имеют следы стертости с внешней стороны, свидетельствующие о том, что данная дощечка продолжительное время использовалась по прямому назначению.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 6. Дощечка для писания по воску. Новгород, вторая половина XI в.

Длина дощечки — 18 см, ширина — 7,5 см, толщина — 1 см. Выемка на внутренней стороне имеет пятиугольную форму и размеры 15,5 X 6,5 см. Глубина выемки — 4 мм, как и у дощечки второй половины XI в. Ширина бортиков — от 3 до 10 мм. На одной из боковых сторон дощечки имеются два отверстия для петель (диаметр — 2—3 мм), а на другой стороне — одно отверстие (диаметр — 4 мм) для завязки. Поскольку боковые бортики у этой дощечки очень узкие, то около отверстий специально оставлялась утолщенная часть для прочности.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 7. Новгородская дощечка для писания по воску с вырезанной азбукой.

Описанная дощечка с азбукой имела, несомненно, учебное назначение. Ученик мог упражняться в написании азбуки, глядя на лицевую сторону дощечки. По-видимому, и другие подобные дощечки употреблялись для обучения грамоте.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 8. Миниатюра XVI в., иллюстрирующая приезд в Новгород в 1341 г. тверского княжича Михаила Александровича для обучения грамоте

Вся обработка таких дощечек производилась ножом. Сквозные отверстия в бортиках также просверливались с двух сторон дощечки острием ножа, отчего отверстия имеют вид двойных воронок (рис. 6 и 7).

Новгородские дощечки использовались, по-видимому, исключительно или почти исключительно для обучения грамоте. Юридические документы в Новгороде писались на более надежном, более прочном материале — бересте или пергаменте.

Писание на навощенных дощечках на Руси засвидетельствовано не только упомянутыми дощечками из Новгорода, найденными при археологических раскопках, но также и в древнерусских письменных источниках.

Археологические раскопки показали, что в древней Руси были все условия для распространения письменности (в том числе и повсеместно доступные письменные принадлежности) и что грамотность среди городского населения древней Руси была для своего времени чрезвычайно широко распространена.

Распространение грамотности и письменности возможно путем обучения главным образом в детском возрасте. Что же нам известно о системе обучения грамоте и счету в древней Руси?

В семи метрах от архива школьника Онфима, на территории той же усадьбы, в том же пласте, в слое того же 15-го
яруса было найдено железное, покрытое золотистой бронзой писало (типа 7, рис. 3, 2), характерное для второй половины XII и первой половины XIII в. Этот тип писала имел, как мы видели выше, очень широкое распространение на Руси только в домонгольский период. Разумеется, утверждать, что грамоты Онфима были написаны именно этим писалом, нельзя, хотя это и не исключено.

Чем и как писали в древней руси. Смотреть фото Чем и как писали в древней руси. Смотреть картинку Чем и как писали в древней руси. Картинка про Чем и как писали в древней руси. Фото Чем и как писали в древней руси

Рис. 9. Сцена обучения грамоте на миниатюре XVI века. Ученик в левой руке держит дощечку (вероятно, навощенную), на которой пишет азбуку; в правой руке у него писало

Все вышеизложенное свидетельствует о существовании на Руси уже с первой половины XI в. определенной системы школьного обучения грамоте и о широком распространении грамотности на Руси и особенно в Новгороде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *