Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

Борьба плебеев с патрициями

Борьба патрициев и плебеев пронизывает всю социально-политическую историю раннего Рима, в драматических столкновениях враждующих сторон формируются основные учреждения римского общества V-IV веков до н. э. Главный антагонизм про являлся в том, что патрицианская знать стремилась сохранить и укрепить свое привилегированное положение, покоящееся на родовых традициях и связях, в распоряжении земельными владениями, обрабатываемыми зависимыми клиентами и сородичами, политическом господстве в обществе.

Требования плебеев сводились к трем основным пунктам: 1) допуск плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев земельными участками, т. е. решение аграрного вопроса; 2) отмена долговой кабалы и ограничение долгового процента; 3) политическое равноправие, т. е. участие во всех собраниях и право избрания на все государственные должности.

Поскольку земля была основным видом богатства, а земледелие — главным заня-тием населения, то аграрный вопрос лежал в основе всех требований плебса.

Как и в греческих городах-государствах, в Риме землей могли владеть только полноправные граждане, поэтому решение земельного вопроса было тесно связано с получением гражданских прав и плебеи добивались прежде всего политического равноправия.

До середины VI века до н. э. плебеи считались чужеродным элементом и им не доверяли даже службу в войске. Однако увеличение числа плебеев, с одной стороны, и расширение военной активности — с другой, сделало необходимым привлечение их в ряды ополчения, что и было закреплено реформами Сервия Туллия Плебеи были включены, таким образом, в состав римской общины, стали гражданами, получив не все права, а лишь право проливать кровь за Римское государство.

В начале V века до н. э. плебеи уже составляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство граждан-воинов, плебеи повели борьбу за свои права, угрожая уйти из Рима и основать новый город. (Такие уходы плебеев из Рима получили название сецессии от лат. secessio — уход, удаление.) В момент серьезных военных осложнений плебейское войско предъявляло патрициям свои требования и удалялось на Священную гору (холм, расположенный в окрестностях Рима).

Уход из Рима большей части воинов, естественно, ставил государство в катастрофическое положение, и патриции вынуждены были, вступив в переговоры с плебеями, идти на уступки. Важнейшей из них было создание новой магистратуры (должности) народных трибунов, которые могли приостанавливать все решения патрицианских магистратов, произнося слово veto — «запрещаю» (494 г. до н. э.).

Борьба плебеев с патрициями была ожесточенной и кровопролитной. Она проходила с переменным успехом. Если плебеи вырвали у патрициев должности народных трибунов, то им не удалось провести аграрные законы, которые были предложены Спурием Кассием (486 г. до н. э ). Он предложил раздать нуждающимся плебеям завоеванные у племени герников земли. Однако его законопроект не прошел, сам он был обвинен в стремлении к царской власти и казнен. В 454 г. по предложению народного трибуна Ицилия были разделены земли на Авентине (в то время пригородный район Рима) среди беднейших граждан.

В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 1/3% в год. Однако патриции добились включения в текст законов ряда пунктов, ущемляющих права плебеев: их браки с патрициями запрещались, закреплялся институт клиентелы, выгодный прежде всего патрицианским родам.

Было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность, однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов, а на должность военных трибунов с консульской властью. В течение ряда последующих лет консулы не выбирались, а во главе управления стояли военные трибуны, выбиравшиеся не только из патрициев, но и из богатых плебеев. В 443 г. до н. э. была учреждена новая магистратура цензоров, на которую могли избираться только патриции.

В 326 г. до н. э. плебеи добились очень важной реформы. По закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных.

Большую роль в борьбе патрициев и плебеев сыграли реформы Аппия Клавдия — цензора 312 г. до н. э. Он построил первую мощеную дорогу (известная Аппиева дорога, сохранившаяся до сих пор), водопровод, которые положили начало знаменитым римским дорогам и акведукам. Он включил в состав сената тех магистратов, отцы которых были вольноотпущенными. Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были рабами. Аппий Клавдий покровительствовал тем плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности, и не особенно нуждались в ней: по его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в сельских, т. е. их политическое влияние возросло.

В 300 г. до н. э. были приняты законы, допускавшие выбор плебеев в состав жреческих коллегий. Наконец, в 287 г. до н. э. вновь было подтверждено, что плебисциты (т. е. решения плебейских собраний) суть законы, обязательные для всех граждан, в том числе и для патрициев (закон диктатора Гортензия). 287 год до н. э. считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициями за свое политическое равноправие.

В процессе борьбы плебеев с патрициями были ликвидированы остатки родового строя и новые общественные отношения получили благоприятные условия для своего развития. С конца V в. до н. э. начинают формироваться элементы частной земельной собственности как на землях плебеев, так и патрициев и складываются условия для ее концентрации. Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более нуждающегося в дополнительной рабочей силе.

С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает; перед лицом внешнего врага в начале III века до н. э. Рим предстает сильным и монолитным, что не могло не способствовать его военным успехам. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными класса- ми-сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями и образовала новое сословие — нобилитет (от nobilis — лучший, знатный), состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистраты.

Зажиточная прослойка римских граж-дан, связанная со средним землевладением, торговлей и коммерцией, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы.

История Древнего Рима. Изд. третье перереб. и доп. Под ред. В.И. Кузищина. Авторы: В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, О.И. Савостьянова. М., 1994, с. 55-57.

Источник

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

за отмену долгового рабства

за облегчение долговой кабалы,

за равное использование общественной земли.

Было сложно, так как богатые люди не знали границ своей и общественной земли.

Уступки, которые сделали патриции, были незначительными

С 60-е по 80-е года 5-го века до нашей эры плебеи снова проявляют недовольство и требуют большего.

К середине 5 века отношения между патрициями и плебеями обострилось еще сильнее.

Плебеи требовали документальной фиксации римского права. В момент издания 12 таблиц издавались и другие законы. Шел процесс создания закона 12 таблиц. Главную роль в их создании играл Аппий Клавдий.

Характеризовался также принятием законов.

Ограничивалось максимальное количество владения землей.

Устанавливалось, что один из консулов обязательно должен быть плебеем. Можно и два, но один точно.

Закон Публия Филона. Предполагал, что сенат не имеет права утверждать решения народа. 339 год принятия.

На этом этапе решалось, что делать с долговым рабством. Предполагалось, что такого быть не может, что граждане Рима в рабстве у таких же граждан Рима.

Четвертый этап закончился, и в Риме произошли глобальные культурные изменения:

Складывание единого гражданского коллектива. Теперь он в первую очередь Римлянин.

Сложилась система классического рабства.

Общественная земля стала доступна для всех.

Изменяется менталитет римлянина. Самым высоким достоинством теперь считалось желание служить римскому государству и его народу. Это самое главное достоинство.

Источник

Плебеи против патрициев

«Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в ошибке».
Цицерон

Сецессии плебеев

Римская традиция сообщает о пяти сецессиях плебеев в 494, 449, 445, 342 и 287 гг. до н. э. Историки сомневаются, что первые сецессии плебеев не легенда и ставят под вопрос правильность традиционных дат.

Но вроде бы сецессии были. Сецессия же (от secessio — «выход»), — это выход из состава государства какой-либо его части. Ни одна конституция в мире не допускает сецессий, но на практике, конечно, такое случается. Можно вспомнить и выход республик из состава Югославии, и отделение провинции Эритреи от Эфиопии, и упорные попытки индусских штатов выйти из состава Индии, и многое другое.

Таким же образом и плебеи пытались выйти из состава Римского государства. Для понимания происходившего нужно учитывать два обстоятельства.

Первое: в VI-V вв. до н. э. плебеи были почти что другим народом, чем патриции. Афинские неграждане — метэки ничем не отличались от граждан по языку, религии и культуре. Они поклонялись тем же богам в тех же храмах, и пели те же песни.

Время от времени в Афины приезжали иногородние греки. По прошествии некоторого времени они должны были или покинуть Афины, или получить права метэков. Но они или оставались представителями других областей Греции, или становились афинянами. Метеки не были «другим афинским народом». А плебеи — были.

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть картинку Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Картинка про Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

Патриции жили родами, торжественно праздновали основание Города и исповедовали культы древнейших абстрактных божеств: «Честь», «Верность», «Победа», «Согласие». Огромное значение для патрициев имели гадания, к которым они не допускали плебеев.

Плебеи не праздновали основание Города, они поклонялись троице богов плодородия: Церере, Либеру и Либере. И эта троица, и почитавшаяся на Авентинском холме Диана, покровительница лесов и зверей, — типичные общеиталийские божества. Им поклонялись в виде деревянных статуй.

Будущая римская религия III-I веков до н. э. включила почитание человекоподобных божеств, но сохранила и возникшее при основании Рима, необычное для Древнего мира почитание невидимых бесплотных сил и духов, покровителей и абстрактных понятий. Только с этого времени можно говорить о едином римском народе.

Второе: плебеев было очень много. Противостояние граждан и свободных неграждан существовало во всех античных полисах. Но в Афинах на 30-40 тысяч граждан приходилось не больше 10 тысяч неграждан-метэков.

Метэки были лично свободны, но не могли ни говорить на народном собрании, ни занимать общественных должностей, ни вступать в законный брак с гражданками, ни владеть землей.

Метэки обязаны были выбрать себе из граждан покровителя, который и был посредником между метэками и органами управления. За отсутствие покровителя метэки наказывались лишением имущества.

Все как и у плебеев. Но, допустим, эти десять тысяч не захотели бы служить в афинской армии или захотели бы уйти и объявить о создании параллельного с Афинами государства.

Афинскому государству это было бы весьма неприятно, но такие поступки не были бы для него смертельным ударом.

А в Риме число плебеев и патрициев сначала было примерно одинаково, а потом плебеев стало даже больше. Их демонстративный уход означал раскол государства, его гибель. Патриции могли относиться к плебеям как им угодно, но договариваться с плебеями они были вынуждены. Тем более население Рима росло взрывообразно.

Патриции не пускали к себе плебеев? Тем хуже для них, потому что в результате число плебеев росло, их община становилась еще значительнее. К началу V века до н. э. плебеи составляли основную часть римской армии.

Плебеи требовали отмены долговой кабалы, права выбирать магистратов, получать землю с общественного поля. В 494 году до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (Sacer mons) — одинокий крутой холм примерно в трех милях от Рима, на правом берегу речки Аньен при впадении ее в Тибр. По легенде, тут когда-то находилось этрусское святилище.

Теперь плебеи заявляли, что хотят здесь основать свой новый город.

Сенат вынужден был пойти на уступки: учредить новую магистратуру, народных трибунов. К 457 году до н. э. число народных трибунов возросло до десяти.

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть картинку Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Картинка про Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

Законы 12 таблиц

Плебеи считали, что, несмотря на учреждение должности трибунов, терпят произвол в судебных делах. Ведь консулы и назначаемые ими судьи судили по устному праву обычаев (обычному праву). Трактовать устный закон по своему произволу совсем нетрудно, и плебеи требовали введения в Риме письменного закона.

Еще в 462 году до н. э. народный трибун Терентий Арса предложил в трибунских комициях выбрать комиссию из пяти человек для составления законов, ограничивающих власть магистратов, — своего рода конституции. Пусть патриции тоже выберут пять человек.

Проект добрых десять лет отвергался народным собранием, а трибуны каждый год снова его вносили. В конце концов, вместо пяти членов комиссии решено было выбрать десять — причем все они были патрициями.

В 453 году до н. э. сенат отправил в Афины и другие греческие города (в том числе в Южной Италии) трех послов, чтобы ознакомиться с местными греческими законами.

В 451 году консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны экстраординарные магистраты — децемвиры с консульской властью для написания законов (decemviri consulari imperio legibus scribundis).

В течение года они составили десять таблиц с законами, которые принимали центуриатские комиции.

Патриции были довольны работой децемвиров, а плебеи — нет. Настолько недовольны, что опять угрожали уйти на Священную гору и провозгласить там свое, отдельное от патрициев,государство.

Тогда председатель в избирательных комициях Аппий Клавдий провел избрание новых децемвиров, чтобы добавить необходимые законы.

Опыт новых децемвиров оказался удачен — децемвиры создали удобные для всех законы, прибавили к прежним десяти еще две таблицы.

Одновременно этот опыт оказался очень опасным: ведь еще в первый год правления децемвиров важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу и вмешательство трибунов — были на один год отменены.

Но децемвиры первого года вели себя прилично. Они правили по очереди: каждый из них — один день, а назавтра его сменял другой. Именно децемвир, который сегодня исполнял роль консула, являлся на форум с символами полной консульской власти (imperium consulare), то есть с 12 ликторами. Действия любого из децемвиров, исполнявших обязанности консула, можно было оспорить у других же цемвиров.

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть картинку Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Картинка про Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

Децемвиры второго года в первый же день вступления в должность, в майские иды 450 до н. э., явились к народу все, окруженные 12-ю ликторами, и тут же все 12 правителей стали распоряжаться имуществом и жизнью граждан. На свои действия они не допускали апелляций!

При этом они обижали не патрициев, а именно плебеев: отнимали их имущество, а при сопротивлении — казнили.

Через год децемвиры не сложили с себя власти, а самовольно остались правителями. Правили они все более олигархически.

Вскоре по приказу децемвира Квинта Фабия предательски убили живую легенду — «римского Ахиллеса», Луция Сикция Дентата. Плебейский трибун 454 года, он участвовал в 120 битвах, в 80 поединках и 8 раз получал золотой венок за победу в ритуальных поединках перед строем. Луций Дентат был ранен 45 раз, получил 14 венков за спасение товарища в бою, 3 венка за взятие крепостей, один «осадный венок» за спасение осажденной врагом крепости.

Доспехи героя украшали 25 медалей-фалер. Он физически не смог бы носить все свои награды — 83 ожерелья, 160 памятных браслетов, 18 почетных копий.

Занимать высокий чинов в войске плебей не мог, но трудно описать всю меру уважения к не очень молодому (54 года по одним данным, 64 — по другим) герою, особенно в среде плебеев. И вот теперь его предательски убили ударом в спину, во время разведывательной вылазки.

И тогда плебеи опять удалились на Священную гору. Примирение между общинами состоялось на жестких условиях: отмена власти децемвиров и восстановления прежнего порядка.

Но письменный закон появился!

Законы 12 таблиц (Leges duodecim tabularum) были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов.

Знание их было обязательно для всякого римлянина. Законы 12 таблиц официально действовали до конца истории Западной Римской империи в конце V века от н. э. На Востоке они были отменены только законодательством византийского императора Юстиниана II в VI веке от н. э..

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть картинку Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Картинка про Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на один фунт, или 8 и 1/3 процента в год.

Интересная деталь: законы таблиц не знали тюрьмы как формы наказания. В частные тюрьмы ergastula или carceres rustici запирали мятежных или непослушных рабов на ночь. А днем эти рабы в цепях исполняли обычные работы.

Государственная же тюрьма у древних римлян называлась карцер (carcer). Так называлась тюрьма в Риме, близ лестницы, поднимавшейся на Капитолий. По преданию, эту тюрьму рядом с храмом богини Согласия построил еще царь Анком Марций. Помещение состояло из ряда камер. Под высеченными в скале сводчатыми камерами без окон находились еще подземные камеры круглой формы со сводом — каменные мешки. С верхней комнатой они сообщались через проделанное в полу круглое отверстие.

В верхней камере содержали преступников до суда, но заключение в тюрьму не считалось способом наказания, и суды его не назначали.

Часть смертных казней совершалась публично — особенно в армии. Женщин и лиц высокого общественного положения казнили в тюрьме, не публично. Обычно их душили или спускали в нижнюю камеру и переставали кормить.

Неподалеку располагалась другая тюрьма — Carcer Tullianum, или Carcere Mamertino. Она была устроена на месте древней каменоломни, в ней содержали государственных преступников или высокопоставленных военнопленных. Но и их содержали тут недолго: после проведения по улицам в триумфальном шествии враги Рима замуровывались в нижних ярусах и умаривались голодом. Сохранилась злая шутка нумидийского царя Югурты: «Ну и холодные же бани у вас, римляне!»

Лестница, по которой входили в тюрьму, называлась «ступеньки стонов» (gradus gemitorii): на этих ступеньках выставляли трупы казненных для всеобщего обозрения.

Но римское право знало заключение должника в доме заимодавца. Такого частного заключенного можно было морить голодом, сажать на цепь (catenae), надевать ножные (compedes, pedicae) и ручные кандалы (manicae), цепи для одновременного связывания шеи и ног (nervi), кожаные ремни (boiae), деревянные колоды (columbaria).

По законам 12 таблиц права заимодавцев обращать в рабство, сажать в частные тюрьмы, мучить должников ограничивались. Подробно описывалось, какой вес может быть у цепи, надевавшейся на шею должника, как именно можно его бить и так далее.

Законы 12 таблиц на века определили развитие римского права. Они очень помогали объединению римского общества и экономически, и политически. А плебеи добивались все новых и новых уступок.

В 449 году до н. э. те же консулы Валерий и Гораций, которые провели закон против децемвирата, провели в интересах плебеев еще три важных закона:

Через пять лет, в 445 или в 444 году, закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат.

С 449 по 443 год консулов не выбирали. Вместо них правили военные трибуны с консульской властью, которых выбирали и патриции, и плебеи. В 443 году опять ввели выборы консулов, один из которых должен был быть плебеем. Но сенат тут же передал судебную власть преторам, а они избирались строго из патрициев. Тогда же, в 443 году до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, это начали делать цензоры.

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть картинку Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Картинка про Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя первый плебей-квестор появился лишь в 409 до н. э.

В междуусобной борьбе приняли участие и легендарные герои того времени. Цинциннат бешено сопротивлялся предложению трибуна Терентия Арсы уравнять в правах плебеев и патрициев письменными законами. Во второй раз Цинциннат стал диктатором в 439 году до н. э. именно затем, чтобы подавить восстание плебеев.

В Риме судьба Лисия была бы совершенно иной. Это в Афинах богатый метэк, пытавшийся играть роль в политике, выглядел нахальным выскочкой.

Галльское нашествие и проблема плебеев

В 390 году, сразу после разгрома галлов, некоторая часть плебеев решила переселиться из опустошенного Рима в опустевшие Вейи, — тоже сецессия своего рода. Сам знаменитый Камилл убеждал плебеев не уходить, а принять самое активное участие в восстановлении разрушенного Рима. Камилл все время убеждал обе общины идти на взаимные уступки. В 385 г до н. э. выступление плебеев-должников возглавил патриций Марк Манлий Капитолийский. Патриции обвинили его в попытке восстановления царской власти. Легендарный герой был осужден и сброшен с Тарпейской скалы.

По преданию, уже после его смерти, 10 лет спустя плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев.

Малоземельных римских граждан стали активнее выводить в колонии: ведь земельный фонд сразу же стал больше. С 334 по 287 годы до н. э. римляне основали 18 колоний — больше, чем за всю предшествующую историю Рима. Чисто плебейских колоний не делали, но аграрное напряжение сделалось намного слабее.

Многие освободись от долговой кабалы.

В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора.

В 326 г. по закону трибуна Петелия римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных, но не должников. И гарантии Законов 12 таблиц, что на должника не навесят цепь тяжелее установленного, теперь сделались не важны.

Аппий Клавдий Цек, консул в 307 и 296 гг., цензор 312 года до н. э., знаменит в основном постройкой Аппиевой дороги и началом строительства акведуков. Но он же покровительствовал плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности. По его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в более престижных сельских. Политическое влияние верхушки плебеев сразу же возросло.

В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в главные жреческие коллегии понтификов и авгуров.

Последняя сецессия плебеев приходится на 289 год. После нее в 287 году до н. э. диктатор Квинт Гортензий принял закон, по которому решения трибунатных комиций автоматически получают силу закона, не нуждаясь в одобрении сената. Тем самым диктатор фактически уравнял правомочия плебейских народных собраний и центуриатных.

С этого времени плебеи получили все политические права и были во всех отношениях равны с патрициями. Все магистратуры стали открыты для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э.

С этого времени нет патрициев и плебеев в Риме. Знатные и богатые плебейские и патрицианские роды составили единое сословие-нобилитет (nobilitas), то есть знать. Слово происходит от nobilis — «лучший, знатный».

Потомки плебеев гордились своим происхождением ничуть не меньше патрициев, ведь плебеи к III-I вв. до н. э. оказывались такого же древнего происхождения.

Позволю себе не бесспорную, но довольно точную аналогию. В Российской империи до 1917 года существовали дворянство и более бедная, в основном вышедшая из народа интеллигенция. К Первой мировой войне большая часть провинциальной интеллигенции была выходцами из крестьян во втором-третьем поколении — что и обеспечило огромную популярность народовольцев и партии эсеров. Но после катаклизма 1917-1920 годов происходить от «той самой» интеллигенции — ничуть не меньший снобизм, чем от князей и графов, а тем более от мелкого дворянства без титулов.

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть картинку Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Картинка про Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

Прекращение борьбы плебеев и патрициев, слияние их в один слой вовсе не превратили историю Рима в идиллию. Они имели ряд непростых последствий.

Во-первых, были ликвидированы остатки родового строя. Начали стремительно развиваться общественные отношения на основе частной собственности — то есть общество начало быстро раскалываться по имущественному принципу.

Сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство три века, затухает. Но на смену ей приходит новая сословная структура.

Как и в Афинах, и в древнейшем Риме, сохраняется главное: частное положение определяет общественное положение. Не знатность и не положение в правящей иерархии определяют богатство, а богатство и личные качества определяют положение человека в правящей элите.

Высшее сословие называется сенаторами, но это уже вовсе не члены собрания старейшин. Это люди, чье состояние превышает один миллион сестерциев. Сестерций, вошедший в обращение примерно в 269 г. до н. э., весил 1,136 грамма.

То есть сенатор — владелец состояния стоимостью более 11 тонн 360 кг серебра.

Второе сословие образовывали всадники, но они уже не имели ничего общего с владельцами лошадей, идущими в бой верхом. Это владельцы состояния стоимостью свыше 400 тысяч сестерциев, то есть более 4 тонн 400 кг серебра.

Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Смотреть картинку Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Картинка про Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями. Фото Чем и когда закончилась борьба плебеев с патрициями

Всадники традиционно были связаны не столько со средним землевладением, сколько с торговлей и коммерцией. Это были владельцы крупных мастерских, ростовщики, откупщики. Все прочие граждане Рима составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие и средние ремесленники и торговцы. Все, чье имущество стоило меньше 4 тонн 400 кг серебра.

Во-вторых, население Рима продолжало стремительно расти. И население города Рима, и число римских граждан. Старая знать, потомки и плебеев, и патрициев, теперь противостояли толпам «новых римлян», составляли явное меньшинство. Уже Аппий Клавдий Цек (Слепой) в 312 году, в годы своего диктаторства, включил в состав сената магистратов, отцы которых были вольноотпущенниками. Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были уже не почтенными земледельцами-плебеями, а рабами.

Аппий Клавдий исходил из того, что цензор должен комплектовать сенат лучшими людьми по куриям — то есть возводить в сенат лучших людей всех сословий. А эти потомки рабов были добродетельны, богобоязненны, почитали родителей и предков, готовы были служить Риму и воевать в легионах.

Справедливости ради, Аппия не раз обвиняли в том, что он хотел возвести вольноотпущенников в сенаторы далеко не бескорыстно — за деньги. В любом случае перед Римом замаячила перспектива: вместо собрания нобилитета, сенат мог превратиться в представительный орган всего римского народа, своего рода первобытный парламент. И тогда консулы 311 года Гай Юний Бубульк и Квинт Эмилий Барбула отказались признавать составленный им список сената. Они не допустят в сенат потомков рабов! Они созвали сенат в том составе, в каком он был до цензорства Аппия Клавдия.

Споры шли до 304 года, когда новые цензоры Квинт Фабий Максим Руллиан и Публий Деций Мусс вообще отвергли «закон Овиния», по которому в Сенат возводят цензоры по куриям.

Эти цензоры были очень авторитетны и уважаемы, покрыты воинской славой. Они отстояли прежний способ формирования сената, но противостояние новой и старой знати — налицо.

В 236 году до н. э. число римских граждан составило 127 тысяч человек — имелись в виду только взрослые мужчины.

Нобилитет не составлял и 30 тысяч человек, включая представителей древних, но обедневших родов.

В-третьих, отмена долговой кабалы усилила внешнюю агрессивность римского общества: оно стало больше нуждаться в рабах-иноплеменниках.

В-четвертых, ограничения на экспроприацию земли тоже способствовали внешней агрессии: больше людей могли и хотели получить «общественную землю». А ведь «общественная земля» Рима — это земля, отбитая у внешнего врага.

Без внутренней сословной вражды Рим сделался более сильным и монолитным, что и помогло ему завершить объединение Италии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *