Чем играют на балалайке

Как научиться играть на балалайке

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайкеХотя бы раз, даже в шутку, можно услышать предложение научиться играть на балалайке. Что, если вы решили воспринять это предложение всерьез? Было бы, минимум, весело – удивить друзей неожиданному умению. Как научиться играть на балалайке, будет описано в этой статье.

Сложно ли играть на балалайке

Необходимо обратиться к строению этого инструмента. Основными частями являются:

Исходя их этого, уже можно предположить, что на вопрос: «Сложно ли играть на балалайке?», можно определенно ответить – легче, чем на гитаре, намного легче, чем на скрипке, примерно так же как научиться играть на укулеле. Хотя бы потому, что струн меньше, и длина грифа не такая большая.

Первая сложность, с которой придется столкнуться – болезненные ощущения в подушечках пальцев. То же самое может произойти и при игре на других струнных инструментах, если нужно зажимать струны или играть щипками.

Немаловажно также и научиться правильно сидеть и держать в руках инструмент: так в ваших руках не будет лишней зажатости, а играть будет удобнее. Поначалу может быть трудно, но позже это войдет в привычку.

Если вы хотите выйти на профессиональный уровень владения инструментом, желательно проводить за занятиями несколько часов. Если же вам интереснее понять, как играть частушки на балалайке простыми аккордами, то уже вскоре вы освоите несколько коротких мелодий.

Научиться играть на балалайке с нуля самостоятельно

В освоении любого инструмента одним из главных вопросов будет: «Смогу ли я научиться хорошо играть, если у меня нет никакой базы знаний и навыков?» Как научиться играть на балалайке с нуля самостоятельно? Терпение, труд, практика, изучение информации – все в ваших руках. Чтобы освоить инструмент, запись в музыкальную школу не является необходимым условием. В вашем распоряжении материалы из сети и учебные пособия из библиотеки, как вам будет удобнее. Позволим вам дать несколько советов для более эффективного освоения инструмента.

1. Отведите для занятий 1,5-2 часа в день.

Почему это важно? Так вы сможете быстрее привыкнуть к инструменту и оттачивать мастерство владения им так, что руки привыкнут к нужным приемам и вам не потребуется каждый раз прилагать огромные усилия для их восстановления.

2. Настройте инструмент.

Несмотря на то, что мы просто учимся играть на балалайке с нуля, крайне необходимым является умение ее настраивать. В противном случае, звучание будет искажаться, а процесс освоения – затягиваться.

3. Займите правильное положение.

В первую очередь вы должны сидеть удобно, чтобы не создавалось напряжения в теле. Обычно музыканты сидят на краю стула. Дека балалайки должна располагаться под одним из углов между ваших ног, можно слегка зажать ее для устойчивости. Гриф инструмента держите левой рукой, сильно не прилегая к нему; локти расслаблены, не прижимаются к туловищу.

4. Узнайте, какими приемами можно играть на балалайке и практикуйте каждый.

Самые распространенные из них: бряцанье, щепки, тремоло. Также есть множество других, каждый из которых заслуживает внимания и отработки.

5. Рассмотрите, как играть на балалайке аккорды.

Каждый из них имеет свое расположение, часто звуки располагаются в разных ладах. С практикой вы уже будете играть каждый из них, не задумываясь. Аппликатуру к ним и руководство, каким образом берутся необходимые аккорды, можно найти на разных сайтах, в том числе, пользуясь видео-хостингом «YouTube», где мастера своего дела покажут верные варианты и, что не менее важно, вы сможете услышать, как именно проявляется сочетание этих звуков.

6. Разучивайте упражнения.

Доведение до автоматизма движения рук при отработке различных приемов – то, что нужно не только новичку, но и любому профессионалу. Это помогает поддерживать пластичность и ловкость пальцев при исполнении.

7. Не забывайте об уходе за инструментом.

Обязательно обезжиривать струны после каждой практики, чтобы не терялось их качество. Хранить балалайку лучше в чехле, желательно класть ее в кофр. Если вы планируете сделать длительный перерыв, уберите натяжение струн – так снижается вероятность того, что они лопнут после при настройке после.

Если вы примите во внимание эти несколько советов, то ваше обучение пройдет успешно и с удовольствием. Возможно, именно вы сможете выйти на профессиональный уровень. К лучшему или нет, но балалайка не очень популярна в современном мире, так что в этой среде сохраняется низкая конкуренция.

Достоинство занятий с этим инструментом в том, что уже через 1-2 занятия вы сможете сыграть свои первые несложные мелодии и радовать ими себя и близких. Постепенно вы овладеете мастерством исполнения и, возможно, даже сможете, помимо частушек, играть рок на любимом трехструнном инструменте.

Источник

Балалайка

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайке

При фразе «русский народный инструмент» моментально вспоминается задорная балалайка. Незатейливый предмет родом из далекого прошлого, настолько далекого, что невозможно точно определить, когда он появился, продолжает радовать любителей музыки до сих пор.

Что такое балалайка

Балалайкой называют щипковый музыкальный инструмент, относящийся к категории народных. Сегодня это целое семейство, включающее пять основных разновидностей.

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайке

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

Вышеперечисленные элементы – небольшая часть, составляющая музыкальное изделие. Общее количество деталей инструмента превышает 70.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайке

Звучание

Звук балалайки – звонкий, громкий, высокий, достаточно мягкий. Подходит аккомпаниаторам, не исключает солирования.

Разновидности различаются размерами, предназначением, звучанием. Профессионалы владеют множеством приемов извлечения звука. Наиболее распространенные: бряцание, вибрато, тремоло, дроби.

Строй балалайки

Первоначально балалайка и строй оставались понятиями несовместимыми. Инструмент использовался любителями, не имевшими представления о музыкальном строе. В XIX веке все разновидности стали частью оркестра, появилось несколько вариантов настройки:

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайке

История балалайки

Историю возникновения балалайки невозможно рассказать однозначно. Существует разные версии возникновения. Официальное упоминание датируется XVII веком, появилась народная любимица гораздо раньше.

Одна теория связывает историю происхождения с азиатскими странами. Там существовал подобный инструмент – домра, схожий размерами, звучанием, внешним видом, строением.

Вероятно, во времена татаро-монгольского ига жители Руси заимствовали принципы создания домры, несколько переиначив, получив принципиально новый предмет.

Вторая версия гласит: изобретение исконно русское. Кто придумал – неизвестно. Название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор.

Отношение к предмету было несерьезное, вызывало ассоциации с безграмотным мужицким сословием. Царь Алексей Михайлович предпринимал попытки изжить народную забаву. Идея провалилась: после смерти государя «балаболка» моментально распространилась среди крестьян.

Старинные устройства внешне отличались от современниц, выглядели зачастую нелепо. Крестьяне мастерили инструмент подручными средствами: корпусом служили ковши, струнами – жилы животных.

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайке

Популярность народной любимицы в XIX веке сменяется забвением. Второе дыхание музыкальное изделие обрело усилиями удивительного человека – дворянина В. Андреева, музыканта по профессии. Мужчина создал семейство балалаек, включающее пять представительниц. Андреевым изобретена современная балалайка привычного сегодняшнего вида.

Выступление ансамбля балалаечников, устроенное Андреевым, ознаменовало эру возрождения инструмента. Известные композиторы писали музыку специально оркестру народных инструментов, концерты балалаечников пользовались успехом, народникам, наряду с Россией, рукоплескала Европа. Бывали на концертах мировые знаменитости, стоя аплодировавшие русским виртуозам.

С тех пор балалайка укрепляет позиции, оставаясь востребованным инструментом.

Разновидности балалаек и их названия

Профессиональные музыканты выделяют следующие разновидности балалаек:

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайке

Вышеперечисленные разновидности входят в оркестр народных инструментов. Осталась за кадром самая маленькая балалайка, изобретенная В. Андреевым, называется балалайкой Пикколо. По задумке автора, основная функция – подчеркивать верхний регистр музыкального произведения.

Использование

Музыкальное изделие популярно, благодаря собственной универсальности, умению отлично гармонировать со всевозможными группами инструментов. Основная сфера применения – оркестры народных инструментов. Есть виртуозы, играющие сольно, в дуэте.

Как выбрать балалайку

Музицирование доставит удовольствие, если правильно выбрать инструмент:

Чем играют на балалайке. Смотреть фото Чем играют на балалайке. Смотреть картинку Чем играют на балалайке. Картинка про Чем играют на балалайке. Фото Чем играют на балалайке

Интересные факты

Старинные предметы обладают яркой историей, множеством интересных фактов:

Балалайка – универсальный инструмент, способный воспроизвести любое музыкальное произведение: классическое, народное, веселое, грустное. На ней играют любители, профессионалы, даже дети. Задорные, специфические звуки невозможно спутать с чем-то: небольшое музыкальное изделие стало настоящим символом огромной страны, впитало менталитет русского народа.

Источник

История балалайки – что это за инструмент такой и когда он появился

Балалайка относится к музыкальным инструментам, которые стали значимой частью народной культуры. Балалайка — что это такое: по одной версии, название произошло от глагола «балаболить», по другой – от тюркского «бала» — «дитя». В старину инструмент считался сугубо праздничным. О нем говорили: «Балалайка не играет, она разоряет». Поговорка значила, что, увлекшись игрой, человек забывает о важных делах, поэтому брать инструмент лучше только на праздники.

Что такое балалайка

Это народный русский музыкальный инструмент, относящийся к щипковому струнному типу. Упоминания о балалайке, которые предоставляют официальные документальные источники, датируется концом 17 века, хотя появился инструмент раньше.

Корпус в форме треугольника либо овала. Количество струн — 2-6. Играя на балалайке, обычно бряцают по струнам либо совершают тремоло.

История происхождения инструмента

Точно сказать, кто и где изобрел балалайку, когда она появилась, невозможно. В конце 17 века она воспринималась негативно, поскольку напоминала домру, игра на которой в то время была под запретом. Дело в том, что под домру напевали сатирические песенки о власть имущих и ситуации в государстве. Балалайку тоже многократно запрещали, столько же раз разрешали.

История создания балалайки имеет 2 версии. По первой, ее создали тюрки, у них балалайка использовалась для укачивания маленьких детей. По другой версии, это инструмент русских крестьян, использовавшийся на праздниках для увеселения.

Старинные балалайки выглядели не так, как современные. Изначально они были округлые, и только чуть меньше 3 столетий назад обрели знакомую нам треугольную форму. Самые первые изделия имели всего 5-7 ладов. В 18 веке балалайка стала настолько популярной, что вызывала интерес даже у дворянства. В конце 19 века русский музыкант Василий Андреев организовал ансамбль балалаечников. Он занимался совершенствованием конструкции инструмента, создавал экземпляры по своим чертежам.

Сегодня после непродолжительного упадка балалайка — популярный музыкальный инструмент, без которого не обходится ни один большой оркестр.

Общее описание и конструкция

Балалайка по конструкции родственна домре, гитаре, бандуре. Треугольная основа инструмента называется фартук. Его делают чаще всего из еловой или пихтовой древесины. От фартука отходит гриф, аналогичный ему по длине. Вдоль него тянутся струны, на нем находятся метки. Внешний край грифа изогнутый. На его конце находится лопатка — место размещения 3-х колок для регулировки струн.

На балалайке играют преимущественно веселые мелодии, отличающиеся частыми и высокими нотами.

Балалайки менялись в угоду времени. Современные изделия делятся на 3 вида в зависимости от назначения.

Академическая

Классический вид, применяемый в современности в оркестрах, на концертных выступлениях, в музыкальных школах. Инструмент оснащен панцирем.

Традиционная

Вид без панциря, чаще всего с металлическими струнами. Порожек находится ниже, что обеспечивает более мягкое звучание. Струны совсем мало отстают от грифа. Инструмент оптимален для выступления соло и для учебных целей. До конца 19 века был 6-струнным.

Электроакустическая

Звучит почти так же, как обычные инструменты, только для воспроизведения звука требуется электропитание. Выглядит инструмент более привлекательно. Звук можно изменить, если подключить специальные эффекты.

Строй

Пока в конце 19 века балалайка не стала оркестровым инструментом, у нее не было определенного строя. Каждый музыкант настраивал инструмент по своему усмотрению.

Все изменилось, когда балалайками занялся Василий Андреев. Он ввел академический строй: 2 унисонные струны «ми», третья «ля» выше на кварту, обе — «ми» и «ля» относятся к 1-ой октаве. Есть еще общепринятый народный строй: «соль» — «ми» — «до». Он прост в плане трезвучия, но делает проблематичной игру по струнам, не прижатым к ладу. Также существует более 20 местных национальных настроек.

Квартово-унисонный

При этом академическом строе тона звучания балалайки размера прима чередуются так: EEA. Промежутки — чистая прима, то есть без тонов, и кварта. Начало диапазона — «ми» 1-ой октавы. Инструмент размера секунда имеет строй ниже на квинту, а балалайка альт — на октаву. Диапазон инструмента прима, имеющего 24 лада, — 2 октавы и 5 полутонов: «ми» 1-ой октавы — «ля» 3-ей.

Терцовый

Он же народный строй. В его основе большое трезвучие: DF#A либо CEG.

Квартовый

Инструменты всех размеров, помимо примы, обладают строем, основанным на чистой кварте: EAD. Так же настраивается 3-струннная домра. Диапазон размера бас, имеющего 15 ладов, — 2 октавы и 1 полутон: «ми» большой октавы — «фа» 1-ой.

Размеры

Все размеры современных балалаек — результат труда Василия Андреева. По его чертежам и рекомендациям мастера Пасербский и Налимов изготавливали музыкальные инструменты. Пасербскому удалось запатентовать изобретенные им вариации в Германии.

Современные музыканты используют этот вид инструмента для исполнения соло и аккомпанемента. Особенность — усиленное натяжение струн: до 100 %, если сравнивать с размером прима.

Используется в оркестрах для фонового звучания. Звучит низко. Ширина большая, доходит до 80 см.

Контрабас

Обязательный оркестровый инструмент, издает басовые звуки: густые и протяжные. Поскольку он крупный, в длину достигает 1,7 м, то для игры его устанавливают вертикально с поддерживающим штырем.

Прима

Самый распространенный размер, самый компактный: 60-70 см. Используется для игры соло и обучающих целей.

Секунда

Звучит выше, чем прима. Обычно используется для создания тремоло. Подходит и для соло, и для аккомпанемента.

Распространенность

Балалайка и раньше на Руси, и сейчас в России, Украине, Беларуси остается популярным музыкальным инструментом. У туристов, посещающих Россию, это самый востребованный сувенир, помимо матрешки. Самое старое из сохранившихся изделий имеет возраст 130 лет, увидеть его можно в музее в Ульяновске. Активно популяризировал балалайку император Александр III, он даже отправил балалаечников на Парижскую выставку.

В современной России почти каждый крупный и средний город имеет народный оркестр, в котором непременно есть балалайка. И даже в далекой Японии знают о балалайке, любят играть на ней, создали группу балалаечников «Kitagawa Balalaika Orchestra».

Длительность обучения ребенка игре на балалайке составляет 5-7 лет. В среднем специальном учебном учреждении обучение длится 4 года, в вузе — 5 лет.

Настройка

Наиболее часто применяемые настройки:

Помимо вышеперечисленных, популярны некоторые региональные настройки. Многие балалаечники используют сразу несколько настроек, тем самым создают оригинальные мелодии.

Чем отличается от домры

Схожи инструменты тем, что являются щипковыми и старинными. Различий больше:

Как выбрать

При покупке балалайки необходимо обратить внимание на внешний вид и удобство использования. На музыкальном инструменте не должно быть царапин, трещин, отколовшихся кусков. Постучите по деке: она не должна потрескивать. Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть.

Проверьте качество каждой детали:

Уход и хранение инструмента

В процессе длительного использования постепенно загрязняется зона, где пальцы ударяют по струнам. Для очищения необходимы специальные чистящие и полирующие средства для музыкальных инструментов. Чтобы колки работали нормально, необходимо всю конструкцию периодически смазывать, протягивать винты.

Если некоторое время балалайка будет лежать без дела, следует ослабить натяжение струн. Разрыв струн возможен в следующих случаях:

Хранить балалайку следует в чехле. Недопустимо оставлять ее возле камина, радиатора отопления, в автомобиле. Нельзя хранить инструмент на балконе, лоджии, веранде, чердаке, в гараже.

Источник

Основы игры на балалайке

PEKЛAMA: 500 РАДИОСПЕКТАКЛЕЙ НА SD 64GB — ГДЕ.
BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: ЗАНЕСТИ КОПЕЕЧКУ — КУДА.

Полный текст книги

Предисловие 3
I. Инструмент, его качества и настройка 5
II. Некоторые вопросы посадки исполнителя и постановки рук 12
Звукоизвлечение 13
Направление удара при звукоизвлечении 14
Постановка левой руки 15
Аппликатурные особенности при игре аккордами 23
III. Приемы игры 24
Арпеджато 24
Пиццикато большим пальцем 25
Пиццикато пальцами левой руки 26
Бряцание 30
Бряцание по струнам ми 31
Исполнение триолей 34
Бряцание с «подцепом» 35
Большая, малая и обратная дробь 37
Двойное пиццикато 39
Тремоло 42
Глиссандо 42
Одинарное пиццикато 44
Тремоло по одной струне 46
Гитарное тремоло 46
Вибрато 48
Флажолеты 51
Заключение 52
Перечень нотных примеров, приведенных в брошюре 54

Усовершенствование балалайки в конце XIX века В. В. Андреевым и выход ее на концертную эстраду обеспечили ей признание огромной аудитории слушателей как в нашей стране, так и за рубежом.
Деятельность популяризаторов балалайки — В. В. Андреева и его современника Б. С. Трояновского — была одобрена и поддержана прогрессивной общественностью того времени. Выдающиеся композиторы, дирижеры, писатели и артисты отмечали своеобразную прелесть звучания балалайки и придавали ей большое значение в пропаганде русской народной песни. «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект они дают в оркестре: по тембру это незаменимый инструмент!» — такими словами П. И. Чайковский выразил свое восхищение, прослушав игру ансамбля балалаек под руководством В. В. Андреева на одной из Беляевских пятниц.
В годы Советской власти в нашей стране уделяется большое внимание народной инструментальной музыке. Для балалайки написаны оригинальные произведения: концерты, сонаты, сюиты и другие пьесы, исполнение которых требует от музыканта большой профессиональной культуры.
В музыкальных школах, училищах, консерваториях, институтах искусств и институтах культуры открыты классы народных инструментов, выпускающие большую армию высококвалифицированных музыкантов-исполнителей и педагогов, достойно продолжающих дело В. В. Андреева.
Рост исполнительского мастерства и большой интерес слушателей к народным инструментам предъявляют серьезные требования к методике преподавания специальных дисциплин в музыкальных учебных заведениях.
Среди актуальных задач перед педагогами, обучающими игре на балалайке, важное место занимает обобщение богатого практического опыта ведущих м умыкан гои и создание на основе этого опыта учебных методических пособий.
Настоящая работа задумана как учебной пособие для преподавателей музыкальных школ и училищ, ведущих специальный инструмент или методику обучения игре на балалайке, а также и для учащихся, самостоятельно изучающих псионы игры на балалайке. Она предусматривает теоретическую часть, связанную с последовательным обучением, методически проверенным многолетней исполнительской и педагогической деятельностью автора, а также учитывает огромный вклад в развитие народной инструментальной музыки известных музыкантов-исполиптелей и педагогов, в их числе П. И. Нечепоренко, не только великолепного исполнителя на балалайке, но и авторитетного педагога, воспитавшего большой отряд музыкантов и создавшего убедительную школу игры на балалайке, к сожалению не зафиксированную на бумаге.

I. ИНСТРУМЕНТ, ЕГО КАЧЕСТВА И НАСТРОЙКА
Корпус балалайки состоит из клепок, задинки, деки, пружин, контробечаек, обкладки, кружка и нижнего порожка. Клепки образуют дно корпуса. Они изготовляются из декоративного клена (волнистый или струйчатый, птичий глаз). Некоторые мастера применяют для клепок березу, карельскую березу, палисандр. По мере развития форм балалайки менялось и количество клепок. У первых балалаек, усовершенствованных В. В. Андреевым, было пять клепок. Известны семиклепочные балалайки мастера Галиниса. Создатель современной формы балалайки — выдающийся мастер-самородок С. И. Налимов. Инструменты его работы высоко ценятся исполнителями. С. И. Налимов изготовил балалайку, у которой было шесть клепок, что придало инструменту красивую форму и высокие музыкальные достоинства. В настоящее время дно корпуса собирают (вяжут) из шести-семи клепок (рис. 1).
Кружок задинки повышает прочность корпуса в месте установки кнопок для крепления струн.
Обкладка и уголки придают корпусу балалайки красивый внешний вид. Обкладкой окантовывают края деки и задинки.
Внутри корпуса расположен клец, связывающий клепки с грифом, и контробечайки, придающие ему жесткость и увеличивающие площадь для приклеивания деки.
Нижний порожек расположен над кружком на стыке задинки с декой. На нем рекомендуется пропилить пазы для струн, расстояния между которыми должны совпадать с пазами на подставке. Это делается для того, чтобы избежать изгиба и смещения подставки.
Дека является ответственной частью инструмента. Воспринимая через подставку колебания струн, она усиливает звуки и придает им определенный тембр, силу и продолжительность. Энергия, получаемая декой от струны при ударе, расходуется частично на звукообразование и частично на вредные потери, которые заключаются в преодолении внутреннего трения при распространении звуковых волн в деке поперек волокон, на первоначальное раскачивание деки и на трение в местах соединения деки с корпусом.
Корпус балалайки состоит из клепок, задинки, деки, пружин, контробечаек, обкладки, кружка и нижнего порожка. Клепки образуют дно корпуса. Они изготовляются из декоративного клена (волнистый или струйчатый, птичий глаз). Некоторые мастера применяют для клепок березу, карельскую березу, палисандр. По мере развития форм балалайки менялось и количество клепок. У первых балалаек, усовершенствованных В. В. Андреевым, было пять клепок. Известны семиклепочные балалайки мастера Галиниса. Создатель современной формы балалайки — выдающийся мастер-самородок С. И. Налимов. Инструменты его работы высоко ценятся исполнителями. С. И. Налимов изготовил балалайку, у которой было шесть клепок, что придало инструменту красивую форму и высокие музыкальные достоинства. В настоящее время дно корпуса собирают (вяжут) из шести-семи клепок (рис. 1).
Кружок задинки повышает прочность корпуса в месте установки кнопок для крепления струн.
Обкладка и уголки придают корпусу балалайки красивый внешний вид. Обкладкой окантовывают края деки и задинки.
Внутри корпуса расположен клец, связывающий клепки с грифом, и контробечайки, придающие ему жесткость и увеличивающие площадь для приклеивания деки.
Нижний порожек расположен над кружком на стыке задинки с декой. На нем рекомендуется пропилить пазы для струн, расстояния между которыми должны совпадать с пазами на подставке. Это делается для того, чтобы избежать изгиба и смещения подставки.
Дека является ответственной частью инструмента. Воспринимая через подставку колебания струн, она усиливает звуки и придает им определенный тембр, силу и продолжительность. Энергия, получаемая декой от струны при ударе, расходуется частично на звукообразование и частично на вредные потери, которые заключаются в преодолении внутреннего трения при распространении звуковых волн в деке поперек волокон, на первоначальное раскачивание деки и на трение в местах соединения деки с корпусом.
Рис. 1: 1 — головка, 2 — колковая механика, 3 — верхний порожек, 4 — лады, 5 — точки, 6 — ладовые пластины, 7 — панцирь, 8 — обкладка, 9 — дека, 10 — резонаторное отверстие, 11 — розетка, 12 — подставка, 13 — уголки, 14 — нижний порожек, 15 — кружок, 16 — задинка, 17 — клепки, 18 — кнопки.
Деку изготавливают из резонансной ели. обладающей наибольшей скоростью распространения звуковых волн. Толщина деки не должна превышать 2 мм. Дощечки для декп, подобранные по слою, цвету, плотно склеиваются между собой. Лучше, когда дека изготовлена «гомогенным способом»: широкую еловую дощечку, распиленную по толщине пополам, разворачивают и склеивают по кромкам. Такая дека более однородна, а годовые слои располагаются симметрично. Обработанная, высушенная в течение длительного времени дека должна быть одинаковой толщины по всей площади, верхняя часть которой покрывается специальным лаком, предохраняющим ее от деформации при изменениях температуры и влажности окружающего воздуха.
Резонаторное отверстие служит для увеличения длительности и силы звучания инструмента и изменения воздушной подушки внутри корпуса при колебании деки. Резонаторное отверстие предохраняется от заколов врезной розеткой, которая одновременно является и украшением инструмента.
Панцирь предохраняет деку от механических повреждений при игре. Он может быть врезным и навесным.
Пружины — еловые рейки, приклеенные на внутренней стороне деки. Они придают деке выпуклость, механическую прочность и способствуют распространению колебаний струн по всей площади деки. В зависимости от конструкции балалайки пружин бывает две или три, они располагаются на деке перпендикулярно направлению волокон, или под небольшим углом (5 — 10°). От места их расположения, размеров и формы зависит равномерность колебания деки и звуковая отдача.
Подставка служит для передачи колебаний струн деке. Изготавливается она из клена с вклейкой из черного дерева под первую металлическую струну. На подставке пропилены пазы для струн, расстояния между которыми неодинаковые. Первая струна отстоит от второй несколько дальше, чем вторая от третьей. Это делается для того, чтобы при игре двойным или одинарным пиццикато не задевать вторую струну ми. Первая струна не слишком удалена от второй, так как при большом расстоянии между струнами теряется компактность одновременного звучания всех струн, особенно при игре приемом тремоло (см. таблицу, приведенную ниже).

II. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОСАДКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ И ПОСТАНОВКИ РУК
Правильная посадка исполнителя и положение инструмента во многом предопределяет успешное овладение приемами игры и принципами звукоизвлечения. Она должна быть удобной для исполнителя, не стесняющей его при игре и вместе с тем внешне красивой, подтянутой. Удобство ее заключается в естественносвободном положении исполнителя на стуле и сохранении равновесия без напряжения мышц ног при отклонениях корпуса в стороны. Способствует этому опора ногами, ступни которых отстоят друг от друга на 8 — 12 см, причем левая нога несколько выдвигается вперед.
Садиться на стул рекомендуется до половины сидения — не глубже, с небольшим наклоном корпуса вперед, но не сутулясь, а голову держать прямо с полуоборотом в сторону грифа.
Положение инструмента должно обеспечивать исполнителю свободное движение рук во время игры. Эта свобода появляется при соблюдении основных требований посадки и держания инструмента, которые заключаются в правильности точек опоры, уклона деки и положения грифа.
Основными точками опоры являются нижний и верхний угол инструмента. Нижний угол располагается на уровне середины бедер (так, чтобы дека была чуть развернута к исполнителю)
и довольно прочно придерживается ими, чтобы положенно инструмента не менялось. Колени должны быть соединены, так как слишком низкое положение инструмента приводит к сутулости.
Верхний угол инструмента придерживается правым плечом, причем локоть правой руки от корпуса не отводится. Пнжпяя часть груди слегка прилегает к верхней части корпуса инструмента. Предплечье правой руки касается корпуса на место стыка деки с задинкой над струнами.
Выдвижение левой ноги вперед регулируется положен нем грифа, головка которого должна находиться примерно па уровне левого плеча. Более низкое положение головки грифа вынуждает исполнителя отклонять корпус влево и в дальнейшем может привести к искривлению позвоночника, изменению осанки и, как правило, левое плечо становится ниже правого.
Левая рука отстраняет гриф от себя на расстояние, равное предплечью, так, чтобы плечевая часть руки в свободном состоянии находилась вдоль корпуса исполнителя. Локоть во время игры от корпуса исполнителя не отводится и к корпусу не прижимается.
Кисть левой руки прилегает к грифу, причем ребро ладони у основания указательного пальца касается его нижней кромки, а подушечка ногтевой фаланги большого пальца, расположенного напротив указательного — его верхней кромки.
Разумеется, такая посадка не является незыблемым каноном для всех исполнителей. Она может иметь различные отклонения от предлагаемых норм, в зависимости от тех или иных особенностей исполнителя.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ
Позиция — положение левой руки на грифе инструмента, позволяющее исполнять, не сдвигая руку с места, ряд звуков. Принято делить гриф на I, II, III, IV и т. д. позиции. Номер позиции определяется указательным пальцем и ладом, на котором он прижимает струну. Так, например, I позиция определяется указательным пальцем, поставленным на второй лад, II позиция — на третий лад, III позиция — на пятый лад и т. д.
Промежуточные полутона между двумя смежными позициями называются полупозициями. Различия между позицией и полупозицией определяет тональность. Так, например, в тональности до-диез минор II позиция начинается от ноты до-диез на четвертом ладу, а в до миноре или мажоре до-диез является полупозицией и т. д.
На балалайке позиционная игра применяется редко из-за различного звучания струн и неудобства звукоизвлечения на второй струне в быстрых темпах.
Пальцы левой руки при игре осуществляют различные двигательные функции, во многом предопределяющие не только технику исполнителя, но и грамотность исполнения музыкального текста.
Вертикальное, или падающее движение, при котором пальцы левой руки, находясь над грифом, прижимают струну к ладам вертикальным движением, например:
Горизонтальное, или скользящее движение применяется при переходе из позиции в позицию и при игре глиссандо, предусматривающее движение пальцев от ноты к ноте вдоль грифа,, не снимая их со струн.
Скользяще-падающее движение применяется при подстановке пальцев, когда один палец скользящим движением уступает место другому — падающему.
Соскальзывающее движение применяется при игре пиццикато левой рукой с нисходящим рядом звуков, при котором палец, извлекающий звук щипком, соскальзывает со струны движением вниз в сторону кромки грифа.
Перечень нотных примеров см. в конце брошюры, стр. 54 — 55.
Падающее движение с ударом по струне применяется мри игре пиццикато пальцами левой руки восходящего звукоряда.
Перпендикулярно-падающее движение применяется при переходе пальцев левой руки со струны на струну.
Перпендикулярно-скользящее движение применяется при игре вибрато левой рукой. Вибрация осуществляется незначительным частым смещением струны вдоль ладовой пластины.
Касательное движение осуществляется прикасанием пальцев к струнам без прижима их к ладовым пластинам.
Все аккорды, заключенные в скобки, исполняются на полуприжатых струнах.
Касательное движение со снятием пальцев со струны применяется при игре натуральных флажолетов.
Касательное движение с прижимом струн применяется при игре группы повторяющихся звуков штрихом стаккато. В данном случае пальцы после звукоизвлечения со струн не снимаются, а лишь ослабляется их прижатие к ладам.
Постановку левой руки и положение пальцев па грифе следует начинать с приобретения двигательных навыков в I позиции на первой струне ля приемом игры арпеджато или пиццикато большим пальцем.
При игре в I позиции гриф инструмента находится между указательным и большим пальцами левой руки с точками касания нижней кромки грифа у основания указательного пальца развернутой к грифу ладони на первом ладу и подушечки ногтевой фаланги большого пальца к верхней кромке грифа чуть впереди или напротив указательного пальца. Пальцы поочередно, начиная с первого, прижимают первую струну на втором, четвертом, пятом и седьмом ладах (звуки си, до-диез, ре и ми), причем в начале обучения пальцы, прижатые к ладам, при восходящем движении не следует снимать (до появления ощущения самостоятельности и точного местоположения пальцев в позиции), и при нисходящем движении освободившиеся от игры пальцы следует держать над грифом невысоко от струн, не прогибая кисть и не прижимая ладонь к грифу (рис. 3).
Переход из позиции в позицию осуществляется быстрым движением предплечья и кисти левой руки в момент перед звуко-извлечением. Большой палец во время скачка без отставания и напряжения свободно скользит по грифу и после скачка находится строго на своем месте — напротив или чуть впереди указательного.
Чтобы избежать ощутимой паузы при скачке, палец, на котором закончилось звукоизвлечение, со струны не снимают, а лишь ослабляют его нажатие на лад и, скольжением по струне, без слышимого глиссандо, переходят в другую позицию. После скачка следует остерегаться ложного акцента, особенно, если после него нота приходится на слабую долю такта.
При исполнении интервалов со свободными струнами ми положение левой руки остается таким же, как и при игре на одной струне.
Исполнение двойных нот с прижатыми к ладам струнами ми связано с изменением положения кисти на грифе. Она прогибается в лучезапястном суставе настолько, чтобы дать возможность подушечке ногтевой фаланги большого пальца одновре-
менно прижать вторую и третью струны. Основная фаланга указательного пальца полностью прилегает к шейке грифа. Введение в игру большого пальца и прогиб кисти способствуют прижатию ладони к шейке грифа, что тормозит движение руки и ведет к неудобному положению пальцев на ладах. Прижатию ладони к шейке грифа способствует также неправильное положение большого пальца, который часто у начинающих исполнителен ложится всей плоскостью вдоль грифа по направлению ногтевой фаланги в сторону верхнего порожка. Такое положение пальца и прижатие ладони к грифу недопустимо, так как оно быстро утомляет мышцу руки и сковывает ее движение по грпфу при переходах из позиции в позицию.
Быстрая игра различными интервалами связана с трудностями из-за малой подвижности большого пальца левой руки, прижимающего одновременно две струны ми и ведущего нижний звук интервала, что требует дополнительного мышечного усилия. Поэтому, работая над технической беглостью левой руки, большому пальцу следует уделять максимум внимания, добиваясь в его движениях по грифу легкости и подвижности как при игре стаккато, так и легато.
Унисон и малая секунда — созвучия не всегда удобоисполнимые в аппликатурном отношении, особенно при игре по всем струнам, но довольно часто применяемые композиторами в сочинениях для балалайки. Возможен единственный вариант аппликатуры, приемлемой для игры этих интервалов по всем струнам, в котором участвуют три пальца: 1-й прижимает первую струну, 4-й — вторую струну и 3-й — третью струну.
Как исключение в верхнем регистре унисон и малая секунда берутся двумя пальцами — указательным и большим.
Значительно чаще эти созвучия применяются при игре на струнах ми, где большой палец прижимает только третью струну, а вторую струну — 1-й, 2-й и 3-й пальцы. Струна ля приглушается 4-м пальцем.
Некоторые исполнители используют при игре на струнах ми только большой палец, что нерационально из-за увеличения мышечного напряжения необходимого для прижатия двух струн, и чистого звучания их при переходе от ноты к ноте.
Большая секунда — интервал, неудобный для исполнения только в нижнем регистре из-за большой расстановки и неестественного положения пальцев — большого, прижимающего две струны ми и указательного, прижимающего первую струну и отстоящего от большого на три лада. Однако при регулярных занятиях и достаточном исполнительском опыте это неудобство становится легко преодолимым.
Терции — интервал, которому учащиеся не всегда уделяют достаточное внимание, особенно при игре в подвижных темпах.
В методических пособиях и учебной литературе для балалайки вопрос исполнения не только терций, но и других созвучий почти не затронут.
Между тем во многих оригинальных произведениях и переложениях для балалайки, особенно скрипичных пьес, игра терциями, как в медленных, так и быстрых движениях, встречается довольно часто.
Беспрерывность движения руки по грифу в быстром темпе при игре терциями должна быть обеспечена соответствующей безостановочной подготовкой пальцев к переходам от ноты к ноте. Сложность такой игры заключается в тормозящем движении большого пальца, ведущего нижние звуки терций. Верхние звуки ведут 1-й и 2-й пальцы.
Игра подряд более двух звуков на первой струне одним пальцем приводит к потере четкости звучания и быстрому утомлению руки.
Кварты. Исполнение кварт при игре по всем струнам связано с теми же трудностями, что и исполнение терций. В печатной литературе для балалайки квартовые созвучия, следующие подряд на протяжении целого музыкального построения, встречаются редко.
В данном примере звукоизвлечение кварт осуществляется щипком по первой и второй струнам средним и указательным пальцами, а звук ми — на третьей свободной струне большим пальцем.
Квартовые созвучия чаще применяются в игре при чередовании с другими интервалами, где большой палец осуществляет прижатие к ладам выдержанной ноты, обеспечивая остальным пальцам техническую свободу движения.
Квинты. Применение ряда следующих друг за другом квинтовых созвучий так же, как и квартовых, встречается редко, но исполнение их в небыстрых темпах вполне возможно.
Верхние звуки квинт берутся на первой струне 1-м, 2-м, 3-м и 4-м пальцами, чередующимися между собой в зависимости от построения.
Сексты в быстром движении применяются только при чередовании с другими интервалами.
Аппликатура при игре секст включает участие в прижатии струн всех пальцев левой руки.
В медленном движении при игре штрихом легато возникает трудность при переходе от сексты к сексте из-за скованности большого пальца.
Чтобы частично освободить большой палец от напряжения и скованности, возможен вариант скользящего движения от сексты к сексте, прижимая струны тремя пальцами: 4-й палец прижимает первую струну (верхний звук сексты), 1-й палец — вторую струну (нижний звук сексты) и большой палец — третью струну (унисон со второй струной).
Септимы — интервал, используемый эпизодически в группе различных, чередующихся интервалов, или в виде выдержанных созвучий.
Исполнение септим, чередующихся в быстром движении практически невозможно из-за скованности большого пальца, находящегося в предельном удалении от 3-го или 4-го пальца, берущего верхний звук интервала.
Октавы являются предельным по растяжению пальцев интервалом, исполнение которых при игре по всем струнам возможно только в верхнем регистре и связано с теми же неудобствами, что и исполнение септим.
Группу октав обычно играют на первой и второй струнах, извлекая звук приемом пиццикато или вибрато. Первую струну прижимает 4-й палец, вторую — 1-й палец.
Положение кисти левой руки на грифе при игре аккордами, так же как и двойными нотами, во многом зависит от положения большого пальца. Игра аккордами с открытой третьей струной ми не вызывает существенных изменений в положении кисти. При введении в игру большого пальца кисть прогибается в лучезапястном суставе, но ладонь к грифу не прикасается.
На балалайке возможно исполнить аккорд, состоящий из трех звуков в тесном расположении, верхняя нота которого не должна быть ниже ля первой октавы и не выше ре третьей октавы.
Исполнение аккордов в смешанном расположении возможно, если интервал между крайними звуками аккорда не превышает октавы.
Аккорды в смешанном и широком расположении, интервал между крайними звуками которых больше октавы, применяют только со свободной струной ми.
Звуки мажорного и минорного трезвучия и квартсекстаккор-да, как правило, берутся 2-м, 3-м и большим пальцами левой руки, а секстаккорда — 4-м, 3-м и большим. Так как нижний звук аккорда почти всегда берет большой палец, то условное обозначение (б — большой палец) опускается.
В практике встречаются примеры, когда секстаккорд неудобно или невозможно исполнить аппликатурой, приведенной выше.
В данном примере секстаккорд заключенный в скобки, берется приемом баррэ, при котором 3-й палец левой руки прижимает к ладу одновременно две струны — первую и вторую (рис. 4).
Игра приемом баррэ в начальном периоде обучения связана с некоторым неудобством в положении кисти и пальцев левой руки. Неудобство создается тем, что третий палец, согнутый в среднем суставе и выпрямленной средней и ногтевой фалангой, при игре требует дополнительного мышечного усилия для прижатия к ладу двух струн одновременно одним пальцем, что приводит к скованности руки и ухудшению качества звука.2
По мере приобретения практического навыка игры приемом баррэ ощущение неудобства и скованности проходит.
Основная сложность игры аккордами штрихом легато возникает при переходах от созвучия к созвучию. Эти переходы должны быть точными по времени, без слышимых подъездов от аккорда к аккорду, а также без ощутимых пауз между ними и ложных акцентов на последующие после перехода аккорды.
При игре легато в момент смены аккордов не рекомендуется переставлять пальцы со струны на струну.

III. ПРИЕМЫ ИГРЫ АРПЕДЖАТО
Извлечение звука большим пальцем правой руки скользящим движением по струнам сверху вниз называется арпеджа-т о и обозначается перед интервалом или аккордом перпендикулярной волнистой чертой (пример 34).
1 Баррэ — гитарный прием игры, при котором один палец левой руки прижимает к ладу одновременно несколько струн. Существует два вида баррэ — полное и неполное. Полное предусматривает прижатие всех струн, неполное — часть струн. На балалайке применяется неполное баррэ и обычно прижимается к ладу первая и вторая струны 3-м пальцем.
2 Причиной плохого качества звука является недостаточно плотное прижатие первой или второй струны к ладовой пластине подушечкой ногтевой фаланги 3-го пальца.
Начинают обучение игре на балалайке с овладения приемом арпеджато потому, что постановка руки и звукоизвлечение наиболее просты и доступны по сравнению с другими приемами игры.
Подушечки ногтевых фаланг слегка согнутых пальцев в правой руке, кроме большого, приложить к нижней кромке панциря. Подушечку ногтевой фаланги большого пальца положить сверху на третью струну ми у восемнадцатого — девятнадцатого лада. Кисть должна быть согнута в лучезапястном суставе и находится в свободном состоянии. Движение руки мри скольжении большого пальца по струнам комбинированное, состоящее из прямолинейного движения предплечья и движения кисти, помогающей большому пальцу извлекать звук.
При скольжении большого пальца по струнам остальные пальцы, приложенные к нижней кромке панциря, оказывают ему противодавление. Скольжение следует производить спокойным, равномерным движением с тенденцией усиления звучности к первой, мелодической струне. Хорошее звучание достигается при небольшой площади касания подушечки большого пальца к третьей струне ми, и по мере приближения к первой струне эта площадь увеличивается, короче говоря, скольжение происходит с постепенным углублением подушечки пальца в струны. После звукоизвлечения подушечка большого пальца касается панциря ниже первой струны, затем рука возвращается в исходное положение (рис. 5).
Если требуется звукоизвлечение большим пальцем без арпеджато, то движение руки активизируется.
Иногда исполнители прибегают к звукоизвлечению большим пальцем по всем струнам ударом, который осуществляется замахом согнутой кисти без опоры о кромку панциря и довольно резкого броска вниз для проведения звукоизвлечения.

ПИЦЦИКАТО БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ
Извлечение звука щипком по одной струне большим пальцем правой руки движением сверху вниз называется пиццикато большим пальцем.
При игре пиццикато большим пальцем по первой струне с опо-рой о нижнюю кромку панциря существённых изменений
новке руки и звукоизвлечении по сравнению с арпеджато нет. Единственно, что сокращается амплитуда движения предплечья и кисти, но комбинированное движение руки, как и в арпеджато, остается, особенно в медленных темпах. В быстрых темпах амплитуда движения кисти и предплечья минимальная (рис. 6).
При игре на второй струне ми движение большого пальца ограничивается первой струной ля. Длительная игра в быстрых темпах при постановке руки с опорой о кромку панциря приводит к утомлению мышц и, следовательно, к скованности движения руки, что ухудшает качество звука и нарушает ритм.
В данном примере пиццикато большим пальцем лучше играть без опоры о кромку панциря. При такой игре движение предплечья из прямолинейного переходит во вращательное, кисть осуществляет броски, а большой палец, закрепленный в основном суставе извлекает звук по струне ударом.
Освоение игры большим пальцем без опоры рекомендуется после овладения приемом двойное пиццикато (см. ниже).

ИСПОЛНЕНИЕ ТРИОЛЕЙ
Триоль — трехдольная ритмическая фигура, образующаяся при делении на три равные части какой-нибудь ритмической единицы, простого двудольного такта, сложного такта (например, или его части.
Звучание долей триоли на слуховое восприятие различное: первая доля — сильная, вторая и третья — слабые. Выделение сильных долей триолей осуществляется за счет активных ударов по струнам с последующим ослаблением звучности на вторую и третью доли.
В медленных темпах все доли триолей приходятся на удары сверху, в быстрых — удары чередуются (вниз и вверх). Основная задача при игре группы триолей в подвижных темпах заключается в равноценном по силе звука выделении их первых долей. Следует учитывать, что если первая доля триоли исполняется ударом сверху и ее выделение происходит, естественно,
то при ударе снизу она требует искусственного выделения за счет активного подброса кисти вверх. После подброса кисти рука стремится с той же отдачей произвести ответный бросок вниз, что является явной предпосылкой для выполнения ложного акцента на вторую долю триоли. Избежать ложного акцента возможно лишь при пассивном ударе сверху с расслаблением мышц руки и свободном падении кисти вниз.
Исполнение триолей в окружении различных длительностей связано с определенными ритмическими и штриховыми трудностями, и этому при игре приемом бряцание следует уделять большое внимание.

ТРЕМОЛО
Прием игры, при котором звук извлекается частым чередованием ударов по струнам указательным пальцем, называется тремоло.
При игре тремоло техническая задача заключается в воспроизведении звука, который воспринимается на слух как непрерывно льющийся. Этому способствуют равноценные по силе удары по струнам сверху и снизу.
Чрезмерная частота ударов приводит к ухудшению качества звучания, так как струны, не успев зазвучать, глушатся очередным ударом.
Принцип звукоизвлечения и положения правой руки при игре тремоло аналогичен бряцанию, но движение предплечья и кисти меняется. Предплечье из прямолинейного движения переходит во вращательное, а кисть учащает колебательное движение и ограничивает амплитуду.
При игре тремоло на струнах ми струна ля приглушается, как и при игре бряцанием по струнам ми. Для исключения стука о приглушенную струну при звукоизвлечении кисть следует чуть развернуть, так, чтобы указательный палец, ударяющий по струнам, не касался первой струны.

ГЛИССАНДО
Скользящее движение пальцев левой руки по грифу без ослабления прижатых струн со слышимым промежуточным звучанием называется глиссандо.
Этот своеобразный, эффектный прием, требующий определенной ловкости движения руки, не должен становиться самоцелью, он может использоваться только в соответствии с характером музыки. «Впечатление от глиссандо прямо пропорционально редкости его употребления», — писал известный музыкант Л. Ауэр.
Непрерывность звучания глиссандо при переходе от поты к ноте осуществляется по хроматическому звукоряду в восходящем и нисходящем движении двумя способами — звучание от удара или щипка и последующего скольжения, и непрерывного звукоизвлечения при скольжении.
В восходящем движении глиссандо легче выполнимо, чем в нисходящем. Это объясняется тем, что при восходящем движении вниз по грифу инструмент имеет естественную опору о бедро правой ноги, в то время как в нисходящем движении требуется специальное усилие для удержания инструмента.
Легкое глиссандо, звучащее от удара или щипка при игре на одной струне пиццикато большим пальцем, или вибрато, осуществляется сразу же после звукоизвлечения плавным скольжением по струне ногтевой фаланги 1-го или 2-го пальца левой руки, поставленной по отношению к грифу отвесно и развернутой ногтем вдоль грифа по направлению к подставке.
Скольжение по времени должно совпадать с длительностью ноты, от которой оно начинается. Рука делает то же движение, что и при переходе из позиции в позицию. Палец, скользящий по струне, ее прижатия не ослабляет и останавливается на завершающей глиссандо ноте точно у ладовой пластины.
Завершение восходящего глиссандо возможно от предыдущего звучания струны на последующей после скольжения ноте или же очередным звукоизвлечением.
Нисходящее глиссандо завершается последующей за ним нотой только с очередным звукоизвлечением правой рукой или пиццикато пальцами левой руки.
В исполнительской практике при игре быстрых пассажей иногда вместо написанного ряда звуков из-за аппликатурных неудобств применяют размеренное глиссандо, при котором количество ударов по струне правой рукой в момент скольжения левой должно совпадать с количеством нот, заключенных в этом пассаже.
Размеренное глиссандо применяется также и при игре по всем струнам приемом бряцания.
Наиболее трудно для начинающих глиссандо при игре по всем струнам приемом тремоло, так как пальцы, прижимающие струны к ладам, тормозят равномерное скольжение по грифу, отчего страдает качество звука. Особую сложность представляет собой нисходящее глиссандо, исполнение которого требует дополнительных усилий для удержания инструмента, так как левая рука при скользящем движении по направлению к головке грифа может сместить балалайку с ее естественного положения и лишить устойчивости.

ТРЕМОЛО ПО ОДНОЙ СТРУНЕ
Тремоло по одной струне — производный от одинарного пиццикато прием игры. Как один из наиболее трудных для достижения чистого, певучего, яркого звучания струны он требует систематической работы над его освоением под постоянным слуховым контролем качества звукоизвлечения.
Тремоло, как на первой струне, так и на второй, применяется при игре легато или отдельных выдержанных длительностей.
Тремоло с вибрато. В настоящее время многие исполнители пользуются приемом игры тремоло на одной струне одновременно с вибрированием, для чего основание кисти у лучезапястного сустава прикладывают к первой струне за подставкой. Согнутый и закрепленный указательный палец перпендикулярным направлением к первой струне извлекает звук частым чередованием скользящих ударов по ней подушечкой ногтевой фаланги. Вибрация осуществляется за счет повышения звука путем дополнительного натяжения струны при давлении на нее прилегающей кисти.
Эпизодическое использование тремоло с вибрато, несомненно, придает своеобразную окраску звучанию струны, но чрез? мерное применение этого приема говорит только о плохом вкусе исполнителя.

ГИТАРНОЕ ТРЕМОЛО
Поочередное извлечение звука четырьмя или пятью пальцами правой руки равномерными ударами по струне принято называть гитарным тремоло.
Этот прием позволяет исполнять с наименьшей затратой энергии некоторые мелодические и гармонические фигурации, состоящие из нот мелких длительностей, короткие трели, группетто, тройные и четверные форшлаги.
Освоение приема начинают с приобретения навыков поочередного звукоизвлечения равномерными пальцевыми ударами
по струне сгибательным движением фаланг снизу вверх, за исключением большого пальца, извлекающего звук ударом по струне сверху вниз.
Разжатые и разведенные пальцы, начиная с мизинца, подушечками ногтевых фаланг, поочередно поджимаясь, ударяют по струне. Учитывая, что мизинец и безымянный палец связаны одним сухожилием и при игре пиццикато пятью пальцами они часто одновременно извлекают звук, мизинец следует отвести от безымянного на несколько большее расстояние, чем расстояние между разжатыми средним и указательным пальцами, и чуть согнуть. При звукоизвлечении кисть сгибается и локоть от корпуса слегка отводится, устраняя неестественное положение согнутой кисти после звукоизвлечения. Предплечье поднимается вверх плавным движением, давая возможность пальцам осуществить звукоизвлечение равномерными, поочередными ударами по струне.
При игре непрерывного тремоло поочередно четырьмя пальцами, начиная с большого, локоть от корпуса можно не отводить. Большой палец извлекает звук ударом сверху по любой струне, или арпеджато по всем струнам, а остальные пальцы ударом снизу только по первой струне.
Пиццикато четырьмя пальцами начинают ударами по струне снизу безымянным, средним, указательным и большим пальцем, завершающим звукоизвлечение ударом сверху. Этим приемом возможно исполнять тройные форшлаги и триоли.
Пиццикато пятью пальцами начинают с равномерных, поочередных ударов по струне снизу мизинцем, безымянным, средним, указательным и большим пальцем, завершающим звукоизвлечение ударом сверху. Этим приемом возможно исполнять четверные форшлаги, короткие трели, группу из пяти пот.

ВИБРАТО
Владение различными видами игры вибрато дает исполнителю возможность значительно обогатить звуковую палитру инструмента. В зависимости от характера музыки, звук при помощи вибрато может быть выразительно-певучим или стремительно-взволнованным, легким, прозрачным или глубоким, насыщенным.
уР В исполнительской практике применяется несколько видов игры этим приемом: 1) вибрато при звукоизвлечении указательным пальцем, 2) вибрато при звукоизвлечении указательным и средним пальцами, 3) вибрато при звукоизвлечении большим, указательным и средним пальцами, 4) вибрато при- звукоизвлечении большим пальцемУб) вибрато при звукоизвлечении тремоло указательным пальцем по одной струне, 6) вибрато паль-‘ цами левой руки.
Овладение приемом игры вибрато при звукоизвлечении указательным пальцем начинают с приобретения навыков равномерно-вращательного движения предплечья и прямой кисти правой руки без звукоизвлечения. Ребро ладони прилегает к струнам за подставкой с точкой опоры на первую струну у основания мизинца. Кисть является прямым продолжением предплечья и во время звукоизвлечения не должна сгибаться в лучезапястном суставе. Подушечка ногтевой фаланги большого пальца прилегает сбоку к средней фаланге слегка согнутого указательного пальца (рис. 15).
Вибрация осуществляется путем равномерного повышения и понижения звука. Понижение звука происходит при наклоне кисти к струнам. В этот момент ребро ладони оказывает давление на подставку, которая прогибает деку, ослабляя тем самым натяжение струн. При отводе кисти от струн ребро ладони оказывает давление на струну за подставкой, увеличивая ее натяжение.
Звук извлекается подушечкой указательного пальца плавным, скользящим движением сверху по направлению вниз к деке и одновременно в сторону подставки, как бы гладя струну. Затем кисть спокойным движением отводится вверх от струны для вибрации и проведения очередного звукоизвлечения.
Следует остерегаться резкого отвода кисти вверх после звукоизвлечения и чрезмерного нажатия на струну ребра ладони, так как это приводит к ложным акцентам, фальшивой интонации и плохому качеству звука.
Продолжительная игра вибрато указательным пальцем в подвижных темпах утомляет руку, ведет к скованности и потере качества звучания. В таких случаях применяется игра вибрато при поочередном звукоизвлечении указательным и средним пальцами.
При использовании этого приема уменьшается нагрузка на мышцы указательного пальца и предплечья, так как одним движением кисти вниз извлекаются поочередно два звука ударом по струне указательного и среднего пальцев. Движения предплечья, кисти и пальцев аналогичны движениям при игре вибрато одним указательным пальцем.
Поочередное извлечение звука указательным и средним пальцами может быть применено и на двух струнах.
Одновременное звукоизвлечение указательным и средним пальцами используется при игре интервалов.
При игре приемом вибрато на трех струнах в звукоизвлечении участвуют большой, указательный и средний пальцы. Каждому пальцу соответствует определенная струна: большой палец извлекает звук щипком по третьей струне, указательный — по второй и средний — по первой. Последовательность движения пальцев при звукоизвлечении может быть различной и зависит от построения исполняемой фигурации.
В данном примере поочередное извлечение звука осуществляется средним, большим и указательным пальцами.
В следующем примере звукоизвлечение большим пальцем чередуется с одновременным извлечением звука средним и указательным пальцами.
Некоторые арпеджированные аккорды исполняются вибрато поочередным скольжением по третьей, второй и первой струне большого, указательного и среднего пальцев.
Вибрато большим пальцем отличается от предыдущих приемов иной точкой опоры на струны за подставкой, движением кисти и направлением удара по струне при звукоизвлечении.
На первую струну за подставкой прилегает ребро ладони у лучезапястного сустава. После звукоизвлечения большим пальцем кисть отводится от струны вверх без участия в движении предплечья. В момент отвода кисти ребро ладони оказывает давление на струну за подставкой что приводит к вибрации звука только в сторону повышения (рис. 16).
Этот прием игры применяется при исполнении эмоциональнонасыщенных, кульминационных Рис. 16 моментов в музыке.
Иногда вибрато большим пальцем применяют при игре ар-педжированных аккордов.

ФЛАЖОЛЕТЫ
Игра флажолетами, придающими звучанию струны легкость и серебристую прозрачность, довольно часто встречается в исполнительском практике.
Из-за различного способа звукоизвлечения флажолеты разделяются на натуральные и искусственные.
Ф л ажолеты — это выявленные обертоны, т. е. звуки, получаемые от частичных колебаний струны, высота которых зависит от места касания пальца левой руки к струне. И>лажо-леты расположены в точках, разделяющих струну на 2, 3, 4, 5 и б равных частей. По отношению к основному тону они образуют определенную интервальную последовательность, остающуюся неизменной при любом по высоте основном тоне. Так, например, прикасаясь пальцем к половине звучащей струны, можно извлечь октавный флажолет по отношению к основному тону, к трети — квинтовый через октаву, к четверти — через две октавы, к Vs — терцовый через две октавы и т. д.
Флажолеты, более отдаленные в интервальном отношении от основного тона, звучат слабо, тускло и в литературе для балалайки встречаются редко.
Натуральные флажолеты, практически извлекаемые над 5-м, 7-м, 12-м, 19-м и 24-м ладом первой струны и над 12-м и 19-м ладом второй или третьей струны, воспроизводят в момент звукоизвлечения путем прикосновения к струне над металлическим ладом подушечки пальца левой руки и быстрого снятия с нее.
Натуральные флажолеты обозначаются кружочком над нотой и особенно хорошо и продолжительно звучат при игре приемом вибрато.
При игре искусственными флажолетами пальцы левой руки прижимают струну к ладам, определяющим основной тон. Правая рука выполняет функцию звукоизвлечения и воспроизведения флажолета. Для этого следует ногтевую фалангу большого пальца, отведенного от согнутого в среднем суставе указательного пальца, положить на струну сверху, а ребро ногтевой фаланги указательного пальца приложить к той же струне снизу, напротив металлического лада, у которого извлекается флажолет. Большой палец извлекает звук движением вниз, а указательный после звукоизвлечения быстро отводится от струны.
Искусственные флажолеты условно обозначают ромбиком над основной нотой, от которой они воспроизводятся, а место расположения ромбика на нотном стане указывает на лад, у которого его извлекают. Например, если первым пальцем левой руки прижать первую струну на 2-м ладу, то можно извлечь искусственные флажолеты у 7-го, 9-го и 14-го лада и прозвучат флажолеты в интервальном соотношении к основному тону си первой октавы, на две октавы выше, на квинту через октаву и октаву.
Аналогичным путем можно извлекать искусственные флажолеты от любой ноты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе над брошюрой автор исходил из принципов обучения игре на балалайке, существующих в ленинградской исполнительской школе, тесно связанной с именем известного педагога и исполнителя, лауреата Государственной премии, заслуженного артиста республики Павла Ивановича Нечепоренко? много лет жившего и работавшего в нашем городе.
Богатый исполнительский и педагогический опыт одаренного музыканта оставил глубокий след в методике обучения ленинградских музыкальных заведений, в которых он работал и сейчас работают его воспитанники и последователи. Автор, будучи студентом музыкального училища им. М. П. Мусоргского, занимался под непосредственным руководством этого замечательного педагога, общение с которым и побудило создать настоящую брошюру.
Многие методические положения, освещенные в работе, основаны и подтверждены на практике и не вызывают каких-либо разногласий. Некоторые вопросы, связанные с направлением движения пальцев и рук, направлением удара по струнам при звукоизвлечении, рассматриваются в брошюре впервые и, несомненно, требуют довольно тщательного изучения. Поэтому автор с благодарностью примет все замечания и пожелания, касающиеся не только спорных вопросов, но и непосредственно методики обучения игре на балалайке.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *