Чем играют на клавикорде
Клавикорд
«Клавишеструнник» – так неофициально называют инструмент, ставший усовершенствованной версией монохорда. Он, как и орган, имел клавиатуру, но за извлечение звука отвечали не трубы, а струны, приводимые в движение тангетным механизмом.
Устройство клавикорда
В современной музыкальной классификации этот инструмент рассматривается как представитель семейства клавесинов, старейший предшественник фортепиано. Он имеет корпус с клавиатурой, четыре подставки. Клавикорд устанавливался на пол или на стол, садясь за него, исполнитель ударял по клавишам, извлекая звуки. Первые «клавишеструнники» имели малый диапазон звучания – всего две октавы. Позднее инструмент совершенствовался, его возможности расширились до пяти октав.
Клавикорд – это струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, устройство которого оснащено металлическими штифтами. В корпусе «прятался» набор струн, которые совершали колебательные движения при воздействии на клавиши. При их нажатии металлический штифт (тангет) касался струны и прижимал ее. В простейших «свободных» клавикордах для каждой клавиши была отведена отдельная струна. Более сложные модели (связанные) отличались воздействием 2-3 тангет на разные части корда.
Размеры корпуса инструмента небольшие – от 80 до 150 сантиметров. Клавикорд легко переносили и устанавливали в разных местах. Корпус украшали резьбой, рисунками, росписью. Для изготовления использовались только ценные породы древесины: ель, карельская береза, кипарис.
История происхождения
Инструмент серьезно повлиял на развитие музыкальной культуры. Точная дата его появления не указывается. Первые упоминания появились в XVI веке. Происхождение названия отсылает к латинскому слову «clavis» – ключ, объединенного с древнегреческим «хорд» – струна.
История клавикорда начинается в Италии. Сохранившиеся документы доказывают, что именно там могли появиться первые экземпляры. Один из таких, принадлежащих Доминику Пизанскому, сохранился до наших дней. Он создан в 1543 году, является экспонатом музея, расположенного в Лейпциге.
«Клавишеструнник» быстро обрел популярность. Его использовали для камерного, домашнего музицирования, так как клавикорд не мог звучать громко, раскатисто. Эта особенность исключала его использование для концертных выступлений в больших залах.
Использование инструмента
Классический клавикорд уже в XVI веке имел обширный диапазон звучания до 5 октав. Игра на нем была признаком хорошего воспитания и образования. Аристократы и представители буржуазии устанавливали инструмент в своих домах, приглашали гостей на камерные концерты. Для него создавали партитуры, писали произведения великие композиторы: В.А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, И.С. Бах.
19 век ознаменовался популяризацией фортепьяно. Пианино с более громким, выразительным звучанием окончательно выместило клавикорд. Современные реставраторы увлечены идеей восстановления старинного «клавишеструнника», чтобы услышать оригинальное звучание произведений великих композиторов.
Клавикорд – предшественник фортепиано
КЛАВИКОРД (позднелат. clavichordium, от лат. clavis — ключ и греч. χορδή — струна) — небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент – является одним из предшественников фортепиано.
Клавикорд похож на пианино
Внешне клавикорд похож на пианино. Его составляющими также являются корпус с клавиатурой и четыре подставки. Однако на этом сходства заканчиваются. Звук у клавикорда извлекался благодаря тангентной механике. Что же представлял из себя такой механизм? В конце клавиши у клавикорда укреплён металлический штифт с плоской головкой — тангент (от лат. tangens — касающийся, прикасающийся), который при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части:
Клавикорды были двух типов:
(A/B) клавиши; (1A/1B) тангенты (металлические); (2A/2B) клавиши; (3) струна (точнее, её звучащая часть при ударе тангента); (4) резонансная дека; (5) колок; (6) демпфер
Иногда нижняя октава клавикорда бывала укороченной — частично диатонической. Теплота и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента обуславливаются особенным способом звукоизвлечения — осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише. Чуть покачивая нажатую клавишу (соединённую со струной), можно было придать звуку вибрацию. Этот прием стал характерным исполнительским способом игры на клавикорде, который был невозможен на других клавишных инструментах.
История и форма
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.
Композиторы и клавикорд
Клавикорд
Из Википедии — свободной энциклопедии
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis ) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.
Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангентов. Характерным исполнительским приёмом игры на клавикорде является бебунг — род «клавишного вибрато», который невозможен на других клавишных инструментах. Звук, получаемый от одной струны, получался очень тихим, поэтому для усиления звука применялось удвоение и утроенние струн для каждого звука, этот метод используется неизменно в фортепиано. Диапазон клавикорда менялся со временем: изначально, он составлял две с половиной октавы, с середины XVI века увеличился до четырёх, а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам. Иногда нижняя октава бывала укороченной, то есть частично диатонической.
Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.
Клавикорд
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано. Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангентов. Диапазон клавикорда менялся со временем. Так, изначально, он составлял две с половиной октавы, с середины XVI века — увеличился до четырёх, а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам.
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов. Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII вв., после чего, с приходом в мир фортепиано, постепенно сошла с мировых сцен.
Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано, инструмент, который Бетховену очень нравился).
Характерным исполнительским приёмом игры на клавикорде является бебунг — род «клавишного вибрато», который невозможен на других клавишных инструментах.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Клавикорд» в других словарях:
Клавикорд — Клавикорд. КЛАВИКОРД (от латинского clavis ключ и греческого chorde струна; русское название в 18 19 вв. клавикорды), струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Был распространен в 15 19 вв. главным образом в сольном камерном… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КЛАВИКОРД — (от лат. clavis ключ и греч. chorde струна) струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В нач. 19 в. вытеснен фортепьяно … Большой Энциклопедический словарь
Клавикорд — (ит.) струнный клавишный инструмент, изобретенный вИталии (в конце XlV ст.), имеющий форму четырехугольного ящика снатянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда,однострунного инструмента без клавишей, на котором звуки… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
клавикорд — (от лат. clavis ключ и греч. chordē струна), клавикорды (в русской традиции XVIII XIX вв.), струнный клавишный музыкальный инструмент с ударным способом звукоизвлечения. Известен с XIV в. Как и клавесин, был распространён во всех европейских… … Энциклопедический словарь
КЛАВИКОРД — КЛАВЕСИН И КЛАВИКОРД (фр., от лат. clavis клавиша). Первоначальные типы фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАВЕСИН ИЛИ КЛАВИКОРД франц., от лат. clavis, клавиш. Старинное название… … Словарь иностранных слов русского языка
Клавикорд — (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ключ и греч. chorde струна) клавишно струнный ударный музыкальный инструмент. Первые упоминания о К. в литературе относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения к 16 в. К. был… … Большая советская энциклопедия
Клавикорд — (итал.) струнный клавишный инструмент, изобретенный в Италии (в конце XIV столетия), имеющий форму четырехугольного ящика с натянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда (см.), однострунного инструмента без клавишей, на котором… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КЛАВИКОРД — старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился… … Энциклопедия Кольера
Клавикорд — (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ключ и греч. xordn струна; в России в 1 й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды) струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич.… … Музыкальная энциклопедия
Клавикорд — м. см. клавикорды Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Чем играют на клавикорде
Клавикорд
История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке с инструмента со странным названием «английская шахматная доска». Слишком мало сведений о нем сохранилось, в основном это догадки и предположения. Одни считают, что на крышке инструмента была изображена шахматная доска, чтобы он мог использоваться не только для музицирования, но и для игры в шахматы. Другие предполагают, что чередование коротеньких черных и белых клавиш напоминало клетки шахматной доски.
Клавикорд
А третьи высказывают мнение, что произошла путаница в словах, одно слово с течением времени стали принимать за другое, как это нередко бывает в языке, и понятие «шахматная» имело раньше другой смысл, никак не относящийся к шахматам.
Клавикорд сохранялся в некоторых семьях до самой недавней поры, а может, и сейчас у кого-то он есть. Я разговаривал с женщиной, которая слышала музыку, исполняемую на клавикорде, когда была еще девочкой. Играла ее бабушка. Звуки клавикорда произвели тогда на девочку столь сильное впечатление, что она сохранила его на всю жизнь.
А мне самому слышать клавикорд, увы, не приходилось. Только видел его в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться к нему нельзя.
Тангент клавикорда вделан в задний конец клавиши. Струна располагается над тангентом. Если нажать клавишу, тангент поднимется и ударит струну
Но надежда услышать остается. Возвращается в концертные залы клавесин, уже вновь мы слышим лютню, и уже делаются попытки вернуть клавикорд, чтобы исполнять на нем произведения, написанные специально для этого инструмента. Правда, клавикорд обладает очень тихим голосом, даже лютня в сравнении с ним выигрывает в силе звука, но разве это проблема для нынешних радиофицированных залов?
Однако пока для нас с вами этот инструмент только история. Давайте же проследим ее.
Механизм приглушения тех частей струн, которые не должны были звучать, был очень несложным. Собственно, и механизма никакого не было. После настройки струн те их стороны, которые не должны были звучать оплетали вблизи колков суконной полоской или каким-нибудь другим приглушающим материалом. Когда клавиша отпускалась и тангент отделялся от струны, глушитель сразу же распространял свое влияние на всю длину струны, и она умолкала.
Здесь уместно коротко рассказать об истории струны. Первые струны, появившиеся еще в каменном веке, не отличались от тетивы лука, они делались из древесного волокна, из кишок, жил и волоса животных. Когда люди научились выделывать шелк, этот достаточно прочный и эластичный материал тоже стал использоваться для изготовления струн. Шелковые струны звучали тихо, но приятно.
Металлические струны сначала были медными и латунными. Их нельзя было сильно натягивать, потому что они тут же рвались. А звук слабо натянутых струн был очень негромким и быстро затухал. И только в семнадцатом веке научились производить стальные струны. Потом некоторые из них стали обвивать латунной или медной канителью, что делало толстую струну более эластичной, увеличивало длительность ее звучания и улучшало тембр.
На первых клавикордах устанавливались латунные струны, и только много позже появились в этих инструментах струны стальные.
Клавикорд едва успел застать двадцатый век с его стилем строгой простоты. А до этого все инструменты украшались росписью, инкрустацией, рельефной или ажурной резьбой, мозаичным орнаментом. В музеях можно видеть удивительные по красоте и изяществу инструменты.
Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.
Многие люди интересуются шахматами и шашками и играют в шахматы по интернету.