Чем играют на цимбалах

История цимбал

Цимбалы — струнный музыкальный инструмент семейства ударных, имеет форму трапеции с натянутыми на нее струнами. Извлечение звука происходит при ударе двух деревянных палочек-колотушек.Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалахЦимбалы имеют богатую историю. Первые изображения родственника цимбал хордофона можно наблюдать на шумерской амфоре IV-III тысячелетия до н. э. Похожий инструмент был изображен на барельефе времен первой вавилонской династии IX века до н. э. На нем изображен человек, играющий палочками на деревянном семиструнном инструменте в форме выгнутой дуги.

Одновременно с распространением происходило усовершенствование конструкции цимбал. Инструмент стал менять форму и размеры, изменилось и качество струн, если вначале они были жильными или кишечными, то в IX веке в странах Азии стали использовать провод из медного сплава. В XI веке металлическую проволоку стали применять и в европейских странах.

В XIV веке особый интерес к данным музыкальным инструментам проявило средневековое дворянство. Каждая дама высшего сословия, старалась овладеть игрой на них.
Период XVII-XVIII в. в истории цимбал неразрывно связан с именем Панталеона Гебенштрайта. С легкой руки короля Франции Людовика XIV за инструментом закрепляется новое название «панталеон» в честь великого немецкого цимбалиста.

В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в оперный оркестр. Примером может служить опера «Бан Банк» Ференца Эркеля и оперетта «Цыганская любовь» Ференца Легара.

Существует две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. Их звучание, прекрасно вписывается в игру большого оркестра.

Источник

Чем играют на цимбалах

Музыкальный инструмент: Цимбалы

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Историю цимбал и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Цимбалы, имеющие большое количество разновидностей, могут иметь как диатонический (народные цимбалы), так и хроматический строй (академические концертные цимбалы). Диапазон тоже варьируется от двух с половиной до четырех октав. Например, у профессионального инструмента модели «Прима» он расположен в пределах от «соль» малой до «си» третьей октавы.

Ноты для цимбал записываются, как и для фортепиано, в двух ключах: скрипичном и басовом.

Фото:

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Интересные факты

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Конструкция

Разновидности

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Цимбалы, пользующиеся большой популярностью во многих странах мира, имеют очень много разновидностей и наиболее востребованными из них являются:

Следует также отметить, что для применения в народных ансамблях и оркестрах были сконструированы разные виды цимбал, отличающиеся по высоте звучания: пикколо, прима, альт, бас и контрабас.

Применение и репертуар

Цимбалы, и в настоящее время являющиеся достаточно востребованным инструментом, который имеет весьма обширную сферу применения. Они с большим успехом используются как солирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент. Цимбалы очень универсальны, на них прекрасно звучат не только произведения композиторов прошлых эпох, а также музыка современных направлений, например, джазовые композиции.

Известные исполнители

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Цимбалы, пользующиеся большой народной любовью, всегда привлекали к себе как простых любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Богатейшая история исполнительства на инструменте выявила целую плеяду талантливых исполнителей, внесших своим творчеством неоценимый вклад в развитие инструмента. Одним из самых известных цимбалистов первой половины 20-го века был признан венгерский музыкант Аладар Рац, который своим великолепным исполнением побудил выдающегося русского композитора И. Стравинского не только полюбить цимбалы, но и научиться играть на них.

Основа белорусской исполнительской школы игры на цимбалах была заложена и впоследствии прославлена именами таких выдающихся исполнителей, как Д. Захар, С. Новицкий, Х. Шмелькин, а также И. Жинович, которого за его разностороннюю творческую деятельность называли «белорусским Андреевым». Весомый вклад в развитие исполнительского мастерства своей неутомимой творческой деятельностью внесли А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович.

В настоящее время среди известных исполнителей-виртуозов, которые восхищают слушателей своим исполнением и многое делают для поддержания популярности цимбал во всем мире, необходимо отметить М. Преда, М. Лукача, А. Денисеню, М. Леончика, Ш. Юрмёша.

История

Инструмент, завоевывающий всё большую народную любовь, постоянно модифицировался, каждый мастер добавлял в его устройство что-нибудь свое: цимбалам меняли форму и объем резонаторного корпуса, в некоторых случаях даже приспосабливали клавиатуру, а вместо жильных струн ставили металлические. Особая популярность к цимбалам пришла в XIV-XVI веках. В это время они прочно обосновались среди населения как сел, так и городов, а в высшем обществе слыл модным инструментом в домашнем музицировании.

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Цимбалы считались наилучшими для исполнения различной музыки и применялись не только для соло и аккомпанемента, но и для игры в ансамбле с другими инструментами. Они звучали на различных праздниках, ярмарочных гуляниях, свадьбах и даже придворных церемониях. В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в партитуры оперных спектаклей, симфоний и ораторий. Примером может служить опера К. Глюка «Одураченный Кади».

Цимбалы – это инструмент, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, поэтому искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение. Однако цимбалы из-за своей музыкальной привлекательности популярны не только у белорусского народа, они завоевали любовь и известность во многих странах мира. Венгрия, Украина, Польша, Словакия, Словения, Молдавия, Румыния, Сербия, Чехия, Латвия, Армения, Греция, Китай, Индия – это небольшой перечень государств, где на цимбалах с большим удовольствием музицируют не только музыканты-профессионалы, но и простые любители – меломаны.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Цимбалы

Источник

Цимбалы

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Цимбалы — один из древнейших и самых распространенных музыкальных инструментов мира.

Что такое цимбалы

Класс — струнный ударный музыкальный инструмент. Относится к хордофонам.

Наибольшую популярность сохраняет в восточной Европе. Особо выделяются венгерские цимбалы, активно использующиеся в национальном творчестве венгров.

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалахВенгерские цимбалы

Строение представляет собой корпус с деками. Популярный материал корпуса — дерево, но встречаются и другие варианты.

Между декой натянуты струны. Стальные струны разбиты в группы по 3. Струны звучат в унисон. Басовые струны покрыты медью. Установлены в группы по 3 штуки, также настроены в унисон.

Особенности звукоизвлечения

В основе игры на цимбалах лежит техника специального молоточка. С помощью него по струнам инструмента наносятся удары, что вызывает их колебание и звучание. Если после удара струны не приглушиваются, то вибрации распространяются на соседние струны, что вызывает гул. Кроме молоточка можно использовать деревянные палочки.

Разновидности

Цимбалы делятся на концертные и народные. Отличаются размером и способом фиксации.

Нижняя часть народных — 75-115 см. Верхняя — 51-94 см. Бока — 25-40 см. Ширина — 23.5-38 см. Высота — 3-9 см. Эта разновидность считается компактной и удобной для перемещения. Способ фиксации — ремешок, крепящийся на плече или шее музыканта.

Нижняя часть концертных — 1 метр. Верхняя — 60 см. Боковые части — 53.5 см. Высота 6.5 см. Ширина — 49 см. Фиксация — ножки с обратной стороны корпуса. Отличительная особенность концертных моделей — наличие демпфера. Предназначение — быстрое прекращение колебания струн. Демпфер выполнен в виде педали. Чем сильнее цимбалист нажимает на педаль, тем сильнее глушится звук струн.

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

История цимбал

Первые прототипы цимбал были обнаружены у месопотамских народов. Первые рисунки похожих инструментов датируются IX тысячелетием до н. э. Принадлежность — народ вавилонян. Ассирийские изображения были сделаны в VII веке до н. э. Шумерский вариант изображен на рисунках IV-III веков до н.э.

Древние варианты характеризуются корпусом треугольной формы. Первоначальная форма делала инструмент похожим на модифицированную арфу.

Схожее изобретение появилось и в Древней Греции. Монохорд был устроен по одному принципу с современными цимбалами. В основе конструкции — резонаторный ящик. Форма — прямоугольная. Серьезное отличие заключалось в наличии всего одной струны. Монохорд использовался в науке для исследования музыкальных интервалов.

Путь попадания цимбал в Европу неизвестен. Историки предполагают, что инструмент могли принести с собой цыгане или арабы. В Европе цимбалы обрели славу среди феодалов. В «Книге о двадцати искусствах» XIV века новомодный инструмент описан как «имеющий отличное сладкое звучание». В этой же книге упоминается, что хордофоны использовались при исполнении придворной и бюргерской музыки.

Изначально европейцы использовали цимбалы в сольных композициях. В XVI веке инструмент получил аккомпанирующее применение, а позже проник в ансамбли. Первое использование в оперном искусстве — 1753 год, Испания.

В 1700х годах немцами была разработана своя версия, под названием хакбретт. Примерно в это же время Панталеон Гебенштрайт модифицировал цимбалы. В его варианте появились клавиши. Модель названа паталеоном в честь имени создателя. В будущем изобретение Гебенштрайта превратится в современное фортепьяно.

В России инструмент известен в XV-XVI веках. В письменных хрониках содержится сведения об его использовании при царском дворе. Известные российские цимбалисты тех лет: Милентий Степанов, Андрей Петров, Томило Бесов. Немецкий вариант обрел популярность в XVIII веке среди элит.

Современный вариант цимбал появился в конце XIX века. Изобретатель — Йожеф и Венцель Шунда. В XX веке была проведены незначительные модификации конструкции. Цель изменений — повышение надежности, долговечности и громкости звучания.

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Реконструкция инструмента

Первые реконструкции классических цимбал произведены в 20х годах XX века. Авторы реконструкции — Д. Захаров, К. Сушкевич.

Задача при реконструкции — восстановление прежней формы и конструкции. Извлекаемый звук должен быть громким, насыщенным и четко разделенным на октаву. Вид молоточков был пересмотрен. Их длина была уменьшена. Таким образом музыкант может самостоятельно приглушивать звенящие струны.

Реконструированный Захаровым и Сушкевичем вариант стал использоваться на концертах до 60х годов. Тогда были проведены очередные изменения конструкции. Задача изменений — расширение диапазона звучания. Цель была достигнута установкой двух новых подставок. Авторы изменения — В. Крайко и И. Жинович.

Из-за усовершенствования конструкции вес хордофона значительно увеличился. Чтобы убрать нагрузку с коленей исполнителя, к нижней части корпуса стали приделывать 4 ножки. Таким образом инструмент стало возможным устанавливать на стол.

Техники игры

При звукоизвлечении музыкант может задействовать всю руку или одну кисть. Может применяться техника тремоло. Тремоло — быстрое повторение одного звука.

Современные исполнители используют расширенную технику игры. Удары палочкой проводятся не только по струнам, но и по краю корпуса. Получаемый звук схож со звучанием кастаньета. Также используется прием игры флажолетом, глиссандо, вибрато и сурдиной.

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Цимбалы в странах мира

Инструмент схожий по строению и принципу использования — музыкальный лук. Распространен в Африке и Южной Америке. Внешне похож на охотничий лук с закрепленной между двумя вершинами струной. Может также выглядеть как изогнутая палка. Материал изготовления — дерево. Длина — 0.5-3 м. В качестве резонатора используется металлическая миска, сушеная тыква или рот музыканта. Каждая струна отвечает за одну ноту. Таким образом на музыкальном луке можно играть аккордами. Вариация музыкального лука под названием «ку» встречается в Новой Зеландии.

Индийский вариант называется сантурой. В качестве струн сантуры используется трава мунджа. Палочки изготавливают из бамбука. Применяется в народном музыкальном творчестве.

В Украине в 1922 году Леонидом Гайдамаком исполнялись концерты с использованием цимбал. Интересный факт: в выступлениях задействованы 2 уменьшенных инструмента. Варианты малого размера были созданы для облегчения транспортировки.

С 1952 года в Молдове преподаются уроки игры на цимбалах в Кишиневской консерватории.

Чем играют на цимбалах. Смотреть фото Чем играют на цимбалах. Смотреть картинку Чем играют на цимбалах. Картинка про Чем играют на цимбалах. Фото Чем играют на цимбалах

Известные цимбалисты

Аладар Рац — венгерский музыкант. Один из самых выдающихся цимбалистов в истории. Среди его наград Кошутовская премия 1948 года, звания заслуженного и выдающегося артиста Венгрии.

Музыкант был родом из цыганской семьи. По традициям, в возрасте трех лет ему предложили научиться играть на любом музыкальном инструменте. Рац решил обучаться игре на цимбалах.

Своими достижениями Аладар Рац популяризировал цимбалы в первой половине XX века. Инструмент стал восприниматься серьезно и использоваться на концертах.

Австро-венгерский композитор XIX века Эркель Ференц представил инструмент в оперном оркестре. Среди работ Ференца — «Бан Банк», «Батори Мария», «Шарольта».

В СССР был свой цимбалист-виртуоз — Иосиф Жинович. Среди его наград премия Всесоюзного конкурса исполнителей, звание Народного артиста СССР, Заслуженного артиста БССР, несколько орденов «Знак Почета» и Орден Трудового Красного Знамени.

Известные композиции для цимбал от Жиновича: «Белорусская сюита», «Белорусская протяжная и хороводная», «Белорусская песня и танец». Также Жинович написал несколько учебных пособий по игре на цимбалах. Например, в 1940х годах был выпущен учебник «Школа для белорусских цимбал».

Источник

Музыкант Дмитрий Колотило: «Цимбалы уже давно исчерпали себя в качестве народного инструмента. Их будущее – на академической сцене»

Молоточком по струнам

Повелитель 78 струн и двух молоточков

Его любовь к цимбалам, о которых золотой медалист молодежных Дельфийских игр может говорить бесконечно, у обывателей, далеких от мира музыки, вызывает недоумение. У профессионалов — невыразимый восторг.

— Заблуждаются те, кто считает, что цимбалы — инструмент исключительно женский, — Дима разбивает первый из стереотипов. — Все самые яркие представители белорусской цимбальной школы — мужчины. Это Иосиф Жинович, Евгений Гладков, Александр и Михаил Леончики и многие другие. Хотя симпатию девочек к цимбалам объяснить тоже легко, чисто визуально они кажутся очень пластичными.

Свою жизнь с 78 струнами и двумя молоточками Дима связал достаточно поздно. В музыкальную школу в родном Гомеле попал только в 12 лет. Пришел, правда, еще в восемь, но все места оказались заняты:

— Сказали, что перезвонят, когда смогут принять. Ждал этого звонка 4 года. Не дождался и пришел сам. В силу возраста мог выбирать только между инструментами 5‑летнего обучения. Когда услышал звучание цимбал — сразу влюбился.

После окончания школы Дима поступил в Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Соколовского. Минск, рассказывает, даже не рассматривал:

— Для музыканта самое важное — найти своего педагога. В Гомеле преподавала Валентина Трацевская — единственный педагог, с которым я хотел заниматься. Она ученица Евгения Гладкова, который, в свою очередь, учился у Жиновича. То есть не терялась школа. Для меня важным показался и тот факт, что все ее ученики остались в профессии.

В академии музыки Колотило получил сразу две специализации — цимбалы и дирижирование. За время учебы объездил с концертами десяток стран. К слову, деньги, полученные 4 года назад вместе с гранд‑премией спецфонда, музыкант потратил на поездку на конкурс в Германию.

— Люблю конкурсы не за радость побед, а за процесс подготовки. Когда ищешь, готовишься, репетируешь — уже только это дает большой рост и развитие. А сама победа — скорее, вопрос удачи. Причин, по которым ты не займешь призовое место, может быть сотня: от психологического давления и обстановки до нервного напряжения. Есть множество случаев, когда музыкант побеждал в престижном конкурсе, а потом терялся, переставал творить. Но бывают и обратные ситуации. Мой любимый пианист Евгений Кисин, например, никогда не участвовал в конкурсах, при этом он лауреат множества премий, виртуоз, один из самых востребованных музыкантов современности.

Джаз на цимбалах

В октябре белорусские цимбалы прозвучат в столице Казахстана Нур‑Султане. Чуть раньше Дима выступит в Словакии, затем в Германии, России, в сентябре сыграет в родной Беларуси. На очереди — проект в капелле Санкт‑Петербурга, где компанию нашему цимбалисту составит дирижер Вячеслав Ларин, который в следующем году окончит Белорусскую государственную академию музыки. Дмитрий уверен:

— Белорусские цим­балы сегодня выходят на новый уровень. Екатерина Анохина, например, играла с маэстро Гергиевым, Владимиром Спиваковым и другими именитыми дирижерами. Ее цимбалы звучали даже в «Карнеги‑холл»! И я горжусь нашим национальным достоянием и тем, что исконно белорусский инструмент вызывает интерес у таких именитых дирижеров. Сегодня на цимбалах играют даже джаз! А вы слышали, как звучит «Венгерская рапсодия» Листа на цимбалах? А Бах? Дебюсси? Послушайте — это же просто сказка!

В Европу (и Беларусь в том числе) цимбалы пришли из Азии и распространились при дворах королей и монархов. В каждой стране инструмент приобрел свою форму. Единственное, что объединяет их, — форма трапеции и палочки, которыми извлекается звук.

Источник

Цимбалы

Цимбалы – старинный и уникальный, струнный ударный, белорусский народный музыкальный инструмент. Цимбалы — символ нашей культуры и её национальное достояние.

История первых цимбал начинается с Ближнего Востока. По раскопкам удалось выяснить, что ещё четвертом тысячелетии до нашей эры использовались первые инструменты на территории Древнего Шумера. Так, на обломке вазы, созданной шестьдесят веков назад, изображены музыканты с инструментами, похожими на горизонтальные арфы.

А также цимбалы упоминаются в одной из частей Ветхого Завета, а именно в книге пророка Даниила.

Цимбалы имеют очень богатое звучание: они могут звучать как фортепиано и даже как колокола. Тембр его можно охарактеризовать как светлый и нежный, но в то же время яркий и протяжный.

Приемы и техники игры на инструменте включают: пиццикато, глиссандо, тремоло, флажолеты, арпеджио и многие другие, благодаря которым музыка цимбал и является такой разнообразной.

Цимбалы бывают весьма разнообразны, они могут иметь как диатонический (народные цимбалы), так и хроматический строй (академические концертные цимбалы). Диапазон варьируется от двух с половиной до четырех октав. Например, у профессионального инструмента модели «Прима» он расположен в пределах от «соль» малой до «си» третьей октавы.

Ноты для цимбал записываются в двух ключах: скрипичном и басовом, как и для фортепиано.

Тот факт, что цимбалы имеют различное звучание, привлекает особое внимание композиторов уже не одно столетие. В числе известных композиторов: Ференц Эркель, Ференц Лист, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, Бела Бартока, Франц Легард.

Сегодня цимбалы популярны не только у белорусского народа, их любят в Украине, Польши, Венгрии, Словакии, Словении, Молдавии, Румынии, Сербии, Чехии, Латвии, Армении, Греции, Китае, Индии и многих других странах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *