Чем именно занимаешься на работе
Чем заняться на работе, когда нечего делать (говорят, так бывает)
На работе совсем нет работы и стало скучно ‒ расскажем, как использовать свободное время с пользой для карьеры и себя любимого
От скуки на работе не застрахован никто.
Бывают такие часы, когда просто нечем заняться. Кто-то устраивает гонки на стульях. Кто-то выкладывает стикерами картинки на окнах. Кто-то по десять раз в день пьёт кофе и сплетничает.
Но помни ‒ безделье разрушает. Ты, конечно, слышал про синдром эмоционального выгорания ‒ burnout syndrome ‒ и его печальные последствия. Плохая новость ‒ причиной выгорания может быть не только стресс на работе, но и скука.
В медицине это называется «синдром хронической скуки» ‒ boreout syndrome. Термин появился ещё в далёком 2007 году. Хроническая скука может привести к депрессии, бессоннице и снижению иммунитета. Сам понимаешь, в период пандемии иммунитет ‒ наше всё, а скука на работе становится смертельно опасной.
Мы расскажем, чем занять себя на работе в свободное время ‒ с пользой для карьеры и не только.
Пока нет задач ‒ прокачивай навыки
Если нет ограничений на доступ в интернет, займись саморазвитием. Главное ‒ будь последовательным и доводи начатое до конца.
Полученные навыки пригодятся тебе и для карьерного роста. Выбирай занятие по душе и больше не жалуйся на скуку.
Запишись на онлайн-курсы
Самая большая сложность ‒ выбрать то, что нравится.
Если курс полезен по работе ‒ почему бы работодателю не оплатить твоё обучение? От этого все только выиграют. В любом случае спроси босса.
Самые известные платформы ‒ это Coursera, Открытое образование, Geekbrains, Лекториум. Здесь множество и платных, и бесплатных курсов. Изучать можно что угодно ‒ от теоретической физики до китайского языка.
Определись, что тебе интересно, и запишись на курс.
Научись работать с картинками
Умение редактировать фотографии пригодится всегда. А может быть, в тебе крепко спит талантливый пикчер?
Самые популярные бесплатные фоторедакторы ‒ Фотошоп Онлайн, Canva, Crello, Pixlr, Fotor.
Кстати, когда освоишь фоторедактор ‒ будет чем занять свободное время.
Читай для работы или для души
Ещё один отличный способ провести время ‒ читать профессиональную или художественную литературу.
Не знаешь, что читать? За тебя уже составили всевозможные списки и рейтинги хороших книг. Загляни на 100bestbooks или ReadRate и начинай читать. Если речь идёт о классике ‒ любую книгу можно скачать бесплатно, если о современной литературе ‒ можно читать онлайн.
Нужна специальная литература ‒ подбери для себя список интересных порталов по твоей профессии и отслеживай новости.
Купи кроссворды
Но что делать, если доступ в интернет ограничен или его вовсе нет?
Купи сборник кроссвордов, сканвордов, судоку или головоломок. Учёные Университета Эксетера и Королевского колледжа Лондона доказали ‒ у тех, кто разгадывает кроссворды, мозг начинает стареть на 10 лет позже.
Логические задачи ‒ настоящий фитнес для мозга: улучшают кровообращение не хуже занятий в спортзале.
Убивай время и получай за это деньги
Опять в большинстве случаев заработать получится с помощью интернета.
Попробуй фриланс
Если ты можешь что-то делать удалённо ‒ попробуй найти покупателей на свои услуги.
Хорошо и грамотно пишешь ‒ можно стать копирайтером или редактором. Айтишники могут брать заказы на удалёнку. Маркетологи тоже могут одновременно вести несколько проектов.
Можно писать на заказ рефераты и курсовые. Можно сочинять поздравления в стихах. В общем, вариантов много.
Чтобы найти заказчиков ‒ загляни на fl.ru, freelancer.com.ru, freelance.ru и подобные сайты.
Пиши в блог и выходи на монетизацию
Если у тебя много жизненных историй, ты эксперт в своей области или просто тебе есть что сказать миру ‒ заводи блог.
Пожалуй, самый популярный ‒ Яндекс.Дзен. Определи свою аудиторию, найди тему и пиши.
Когда твой канал выйдет на 7000 дочитываний за неделю ‒ можно подключить монетизацию. Яндекс сам обеспечит тебя рекламой, а ты будешь получать деньги за клики по рекламным объявлениям.
Консультируй
Можно давать письменные или устные консультации. Список запросов почти бесконечен ‒ нужны консультации по недвижимости, развитию продаж, информационной безопасности, бизнесу, 1С, дизайну, ремонту (и это только начало списка).
Правда, чтобы продавать свои услуги, нужно составить себе имя. Для этого оставляй комментарии в профильных сообществах, пиши в блог, предлагай свою помощь журналистам ‒ например, на сервисе Pressfeed.
А можешь издать книгу. Начни с электронной. Это полноценное издание, которое добавит веса тебе как эксперту.
Зарабатывай на хобби
Самый приятный способ заработать ‒ на хобби. Если твоё увлечение совсем не вписывается в рабочий формат, то занимайся им дома, а в свободное время на работе ищи идеи, единомышленников и заказчиков.
И опять же ‒ интернет тебе в помощь. Саймон Тофилд начал с небольшого чёрно-белого мультфильма про своего кота ‒ а сейчас Simon’s Cat более чем успешный бренд: это и мультфильмы, и компьютерные игры, и книги, и календари, и предметы интерьера.
Адель Морзе выставила на eBay своё первое крупное чучело (кстати, неудачное) ‒ и «Упоротый лис» приобрёл такую популярность, что его даже привезли в Россию на выставку.
Сделай всё, что так долго откладывал
Когда работа кипит, до многих дел руки просто не доходят. Да, монитор пыльный, но прямо сейчас наводить чистоту некогда ‒ а потом об этом забываешь.
Или в очередной раз сохраняешь важный документ на рабочий стол ‒ а удалить, конечно, нет времени.
Поэтому ‒ займись рутиной и подготовкой к завтрашнему дню.
Уберись на рабочем столе
В уборке нуждается и рабочее место, и десктоп.
Вытри пыль, разбери документы и папки, выбрось ручки, которые давно перестали писать. Заправь степлер, наконец. Чем меньше вещей на столе ‒ тем легче дышится и работается.
Наведи порядок и в компьютере ‒ удали лишнее, почисть корзину, разбери рабочую почту. Проверь список закладок ‒ найдёшь много интересного. Всё лишнее убери.
Прибирайся раз или два в неделю ‒ этого достаточно.
Займись планированием
Да, это очень важно. Что можно планировать? Да всё ‒ начиная от рабочей недели и до рутинных домашних дел.
Подумай, какие списки облегчат тебе жизнь. Возможно, тебе поможет план рабочего дня. Или меню для семейных ужинов на всю неделю. Или список задач на завтра.
Свободный час на работе ‒ идеальное время для того, чтобы спокойно подумать и чётко всё распланировать. А также вычеркнуть выполненные дела из предыдущего списка.
Сделай заготовки на завтра
Если в твоей работе нужны какие-то шаблоны ‒ подготовь их в свободное время.
Если нужна информация ‒ поищи надёжные источники.
Распечатай нужные бланки или сделай заготовки на завтра. Когда понадобится оперативность ‒ не придётся отвлекаться на мелочи.
Помоги коллегам
Может быть, кто-то нуждается в помощи? Если у тебя есть время и возможность ‒ помоги коллеге.
Конечно, речь не о том, чтобы делать всю работу за кого-то. Но если у тебя работы нет, а у коллеги её слишком много ‒ почему бы не помочь? Это и есть работа в команде ‒ коллеги тебе тоже помогут.
Чего делать точно не стоит
Однозначно не стоит в свободное время:
И последний совет. Если ты слишком часто скучаешь на работе ‒ не пора ли её сменить?
Чем вы занимаетесь на работе?
Казалось бы, ответ на вопрос «чем мы занимаемся на работе? » очевиден. На работе мы работаем. Но так ли это? Сейчас посмотрим…
Перебирая бумажки, файлики в компьютере, пролистывая заметки в ежедневнике, приходим к выводу, что чашка утреннего кофе (чая, молока, сока) нам обязательно поможет – взбодрит! Утреннее чаепитие в нашем офисе затягивается минут на 15-20.
Через пару часиков время обеда еще не подошло, а желудок уже просит топлива. Что делать? Выпить чаю! Еще минут 15-20. Подобные же чаепития хочется устроить и во второй половине рабочего дня, пару раз. А раз хочется – отказать не могу! Итого, от одного до полутора часов чаепитий в трудодень.
После чаепития – куда? Да! Именно туда! Небольшая, уютная комнатка, с мягким освещением, журчащей водичкой. Минут 15-20 в рабочий день мы там точно проведем.
Вы курите? Как часто? Сигарета в час? Не будем обсуждать вред курения, но каждый перекур – это минут 5-10 рабочего времени. А если в курилке завязалась оживленная беседа о методах дрессировки доберманов или о прошедшем накануне матче Россия-Хорватия – то перекур может затянуться и на полчаса. Итого, около 1 часа перекуров в день.
Наконец-то настало долгожданное время обеда… Час на обед – это все-таки мало. А не пора ли нам начать устраивать сиесту? Этот отдых среди дня обычно начинается в 14:00 и длится два или три часа.
Дорога из кафе (столовой, ресторана) до офиса – может обернуться увлекательным путешествием, если по пути заскочить в бутик, примерить пару пар босоножек на лето, в аптеку, давно хотела купить витамины – весна все-таки на дворе, авитаминоз. Какая хорошая погода.
Желудок мирно посапывает, хочется тоже закрыть глаза и вздремнуть. Отдых – это все-таки хорошо. Кстати, а не пора ли съездить в отпуск? Заглянем во всемирную паутину. Италия, Испания, а может Таиланд?
Просматривая предложения туроператоров, разглядывая фото курортов и пытаясь определиться с отелем – не замечаем, как пролетает час-два. А завтра нужно будет найти тексты песен для планируемого на субботу застолья, послезавтра – найти информацию об уходе за спатифиллумом, а то очень уж привередливым оказалось это растение, листья желтеть начали. Может, света на моем подоконнике ему не хватает?
Кстати, Маринка родила дочку! Надо бы позвонить, поздравить! А Клавдию Петровну выписали из больницы! Надо бы справиться о здоровье. Да и к подруге детства Ленке давно в гости не забегала. Надо бы хоть созвониться, узнать как дела. 3-4 личных звонка в день – вроде бы не много, но это от 40 минут до 1 часа рабочего времени.
7 самых важных вещей в работе, помимо зарплаты
Карьера займет важную часть твоей жизни как по времени, так и по значимости. Для многих людей работа – это вообще смысл всего существования, всего человеческого бытия. Таких парней нам жаль, они многое упускают. Но не стоит забывать, что именно работа дарит тебе возможности. Но всякая ли работа положительно влияет на человека? Что важно учитывать, когда устраиваешься на работу? На что необходимо обратить внимание, когда проходишь стажировку? Большинство людей совершает ошибку, когда попадают в «капкан зарплаты», ведь зарплата – далеко не единственный критерий адекватности рабочего места. Прочитай этот текст, трудоголик, если хочешь оценить свои рабочие условия, и воспользуйся нашими советами, работодатель, если хочешь, чтобы твои подчиненные работали продуктивнее.
1. Авторитет компании
Конечно, все сначала смотрят на зарплату, но а потом – на крутость компании. Никто не хочет работать в маленькой фирме, которая с трудом удерживает своё место на рынке. Подобная работа опасна ввиду своей нестабильности. Сейчас многие разоряются, а значит, становится много голодных ртов, которые лишились своего заработка в одночасье. Так что всегда обращай внимание на стабильность компании, на её долю на рынке, на её перспективы. В авторитетных компаниях люди хотят работать, а компании на один день предпочитают обходить стороной. Если ты работодатель, то всегда выделяй сильные черты своего детища. Рассказывай новичкам о том, чем твоя фирма может гордиться, о победах, о каком-либо признании, об общечеловеческой миссии. Любой человек хочет быть частью чего-нибудь значимого.
2. Перспективы
Никто не хочет проработать на одном месте и на одной должности всю жизнь или даже несколько лет. Ты должен ощущать динамику компании, которая позволит тебе занять лучшее место под солнцем: лучшая зарплата, более высокая должность, работа с более значимыми клиентами и всё в таком духе. Грубо говоря, если ты устраиваешься в мясную лавку, ты должен понимать, что хозяин лавки откроет вскоре ещё две, а ты станешь управлять одной из них. Если нет подобного развития, если нет динамики, сразу же появляется то самое ощущение рутины.
3. Удобства
Мы не будем говорить об идеале, а расскажем просто о тех вещах, которые обязательно должны быть там, куда ты устраиваешься. В первую очередь это туалет. Объяснять его надобность глупо, сам всё понимаешь. Считаем, что в офисе необходим кулер и кондиционер. Отдельно стоит сказать насчёт чертовых окон. Если они выходят на солнечную сторону, то, разумеется, должны быть занавешены. Далее всё зависит от оценки своей работы. Если ты думаешь, что тянешь на себе фирму, либо выполняешь громадный пласт работы, то ты вправе ожидать, что в офисе будет не только кулер, но и кухонька и комната отдыха. Впрочем, если ты ничем не примечательный офисный планктон, то зачем работодателю на тебя раскошеливаться?
4. Личное пространство
Оно должно быть, иначе прощай продуктивность. Если твой офис напоминает тебе индийский автобус, куда вмещается несколько сотен человек (даже на крышах сидят), то лучше поискать другое место. Работать в тесноте крайне сложно. У тебя должны быть свои метры, своя тумбочка, своё место под куртку, свои штуки на столе, своя урна, да много чего ещё. Ясное дело, что всё это тебе не принадлежит, но фокус в том, чтобы работник мог чувствовать себя привычно, а не на иглах да в окружении сотен людей, которые трутся об него своими бочинами.
5. Психологический климат
Очень сложно продуктивно работать, когда вокруг шипят змеи, готовые уничтожить тебя, лишь бы занять твоё место или встать на ступень повыше. Между рабочими должна быть здоровая конкуренция, но не бойня с кровью, ведь если это будет бойня, то страдает сама компания. Когда пойдешь устраиваться на работу, обязательно изучи этот вопрос. Поспрашивай сотрудников, оцени их дружелюбие. Бывает, люди уходят с работы только потому, что на них давят, причем давит не начальник, а коллеги с деструктивным поведением.
6. Неформальные мероприятия
На работе люди формируют некую иерархическую общность, которую надо поддерживать совместным досугом. Вот где необходимы корпоративы, совместные выезды и различные тусовки. Подобное укрепляет коллектив, снимает рабочее напряжение, позволяет отвлечься. К тому же, в неформальной обстановке всегда можно сказать то, чего не скажешь в рабочее время. И это очень хорошая возможность для директора выявить конфликты, определить проблемы конкретных людей.
7. Индивидуальный подход
Стажировка – отличная возможность не только показать свои лучшие качества, но и определить управленческий подход, компетенцию своего начальника. Кто бы что ни говорил, но стажировка – это очень обоюдная штука. Присматриваются к тебе, а ты присматриваешься к ним. Если работодатель требует от тебя невозможного, либо не понимает систему твоей работы, при которой у тебя действительно проявляются лучшие черты, задайся вопросом: «А нужна ли мне такая работа?» Обрати внимание на то, какие задания начальник даёт тебе, а какие другим. Ориентируется ли он на личность? Понимает ли он разницу между тобой и тем парнем за соседним столом? Хороший результат в компании – во многом следствие хорошей индивидуальной работы начальника со своим подчиненным.
«Опишите свой рабочий день»: вопросы на собеседовании, на которые лучше отвечать только правду, чтобы себе не навредить
«Почему вы хотите эту работу?»
То, как кандидат отвечает на этот вопрос, очень показательно, но не так, как думает большинство людей. Соискатель не только ответит на этот вопрос, указывая причину, по которой он хочет получить работу.
На основании этого ответа оценивается, насколько хорошо кандидат понимает профессию и может оценить то, что он ищет. Также можно определить, действительно ли соискателю нужно то, что может предложить работодатель.
«На какие другие должности вы претендуете?»
Здорово, когда соискатель хочет рассказать, на какие другие конкретные вакансии он претендует. Тем не менее ответы на этот вопрос также полезны для HR-экспертов, если они содержат только общие утверждения.
Этот вопрос заставляет потенциального сотрудника быть честным. Человек должен объяснить, чего именно он ожидает от следующей позиции, а не просто сказать то, что, по его мнению, хочет услышать другая сторона. Этот вопрос показывает, какая часть предложения о работе наиболее интересна для соискателя. Например, если кто-то ищет техническую должность в некоммерческой организации, а другие должности, на которые претендовал кандидат, находятся также в некоммерческой организации, становится ясно, что общественные работы являются для этого человека приоритетом.
«Каким был обычный день на вашей предыдущей работе и чем вы фактически занимались?»
«Как получаете новые знания?»
Если заявитель не может сказать, что он делает, чтобы постоянно учиться чему-то новому, помимо того чему его учит работодатель, есть вероятность, что после приема на работу он не узнает много нового. Это предупреждающий знак, потому что менеджеры по персоналу хотят нанимать людей, которые постоянно повышают свою квалификацию.
«За кем вы следите в социальных сетях, на кого стоит обратить внимание?»
«Какие стратегии вдохновляют вас больше всего в вашей области, а какие, по вашему мнению, переоценены или устарели?»
Этот вопрос дает представление о стратегиях, которые кандидат может (или хочет) использовать при приеме на работу. Это также показывает, каких задач он будет избегать.
Это отличный способ определить, подходит ли потенциальный сотрудник для компании. Если кандидат говорит, что он заинтересован в новых типах исследований рынка, и ваша компания намерена расширить исследования рынка, то он может лучше всего подходить для этой работы. Но если соискатель считает, что компании слишком зависимы от исследования рынка в наши дни, то он и правда не подходит для этой работы.
Эти муки не для скуки: 5 причин, по которым становится скучно на работе
Когда мы вынуждены делать то, что не хотим, или хотим делать что-то определенное, но нам запрещают, наступает скука. Такого мнения придерживается немецкий психоаналитик Отто Фенихель. Не стоит думать, что скукой страдают только бездельники — на самом деле скука приходит как эмоциональный тревожный сигнал, призванный обратить внимание на сложившиеся в жизни обстоятельства. Поэтому скучно на работе может стать даже трудолюбивому человеку, и худшее, что можно сделать в этой ситуации, — скатиться в осуждение: «Да у меня же все хорошо, чего скучать-то?» Осуждением и подбадриванием скуку не победить. Давайте разбираться в ее причинах, чтобы вернуть интерес к работе и получать от нее удовольствие.
1. Нет индивидуального плана развития и перспектив
В американских компаниях IBM и Hewlett-Packard уделяется большое внимание развитию сотрудников: у них есть возможность обучаться и расти внутри компании. 67% российских компаний, согласно опросу HeadHunter, тоже занимаются обучением сотрудников. Треть из них принимает заявки на обучение и по ним подбирает или организовывает курсы внутри компании или у внешних провайдеров. Карьерный путь в этом случае становится прозрачнее и яснее. К сожалению, не во всех организациях составляют индивидуальные планы карьерного роста. Но это не означает, что развитие невозможно.
Трудиться в компании с туманными для себя перспективами — сомнительное удовольствие, поэтому туман нужно рассеивать. Какие шаги предпринять?
Прояснить свои потребности в развитии
Если компания не развивает вас «сверху», не ждите указаний. Важно понять, чего именно вы хотите. Например, сменить должность, работать по другому графику, повысить квалификацию — то, что, как вам кажется, позволит вам чувствовать себя на работе хорошо.
Сопоставить потребности с возможностями компании
Может ли компания предоставить возможности для реализации карьерных устремлений? Самое время обратиться к руководству или службе по работе с персоналом. Современным компаниям выгоднее развивать сотрудников, чем платить зарплату тем, кто скучает. Узнайте, как компания может помочь вам в развитии.
Составить план действий
Наверняка для изменений необходимо что-то сделать: например, пройти дополнительное обучение или стажировку в другом отделе, переключиться на другие задачи, придумать новое решение для проблем, стоящих перед компанией. Когда вы поймете, что и зачем делаете, куда двигаетесь и что вас ждет, работа вновь станет интересной.
2. Все, даже новое, получается быстро и легко
Первые месяцы работы было интересно и здорово, но потом интерес пошел на спад? Не надо думать, что это норма: в норме, напротив, — постоянно работать в свое удовольствие, иначе теряется смысл трудовой деятельности.
Больше всего сложностей испытывают те люди, которые просто не справляются со своими обязанностями. Те же, кто справляется с ними слишком легко и начинает скучать, должны пересмотреть привычные схемы работы и не стесняться говорить об этом с руководством:
Наверняка компания только обрадуется возможности регулярно снабжать вас важными проектами, а вы при этом сможете сохранять рабочий драйв. И карьерно расти, между прочим.
3. Не хватает сложных и стратегических задач
На рядовой должности нередко накатывает тоска — вроде бы пора расти и хочется чего-то более сложного: большей ответственности, задач другого уровня… Но решиться на разговор с руководством страшно.
В исследовании, которое проводилось в рамках международного проекта «Понимание карьеры», у респондентов спрашивали, от чего же зависит карьера. И 92% опрошенных HR-менеджеров убеждены, что карьера зависит от личных и деловых качеств человека. Только 24% считают, что карьерный рост зависит от вышестоящего руководства. Иными словами, движение вверх по карьерной лестнице в ваших руках, и оно неизбежно сопровождается расширением обязанностей и полномочий. Поэтому если скучно на занимаемой должности, самое время оценить свою готовность к росту.
Если вы готовы к большей ответственности перед бизнесом, то вы уже потенциально более ценный сотрудник для компании. Руководство оценит ваше стремление решать более сложные задачи и включиться в принятие стратегически важных решений для бизнеса — дерзайте!
4. Усталость от монотонной работы
Пожалуй, чаще всего от скуки на работе страдают те, кто вынужден заниматься монотонной деятельностью. Однообразная работа с цифрами и документами, а также работа на производстве требуют серьезной выдержки. Наверняка вы ей обладаете, если занимаетесь чем-то подобным, скорее всего, усидчивость — ваша сильная сторона!
А для борьбы со скукой при монотонной работе следует предпринять ряд мер, которые предлагают специалисты психологии трудовой деятельности.
Технологичность
Иногда часть монотонной работы можно автоматизировать, освободив себя от нагрузки. Есть ли такая возможность в вашей работе? Есть ли инструменты или программное обеспечение, которые могут облегчить вам труд? Обсуждайте эти вопросы с руководством, чтобы компания не отставала в технологиях.
Перерывы
Длительная двигательная или информационная нагрузка не несет пользы самочувствию, поэтому важно делать перерывы, даже если кажется, что вы вошли в азарт и готовы еще пару часов «пахать». Внесите напоминания о перерывах в смартфон, покидайте рабочее место на время — двигайтесь, смотрите на пейзаж за окном, пейте воду.
Бодрость
Для монотонного труда крайне важна активность, при которой сохраняется мотивация. И если ваша работа предполагает монотонный труд, то и режим дня должен быть строже: старайтесь ложиться спать раньше и вставать раньше, не игнорируйте зарядку, питайтесь несколько раз в день.
5. Приходится создавать видимость деятельности
Отличный вариант для ленивых и невыносимый — для трудолюбивых: нужно «высиживать» рабочие часы, лишь изредка выполняя какие-либо задачи. Можно стать чемпионом по пасьянсу, но вряд ли это действительно пойдет на пользу карьере. Выбор за вами: создавать образ делового человека (что и правда скучно) или по-настоящему развиваться. Выясните, почему вы попали в ситуацию, когда вам практически нечем заняться на работе.
Отсутствие мотивации
Работать вас не заставляют, но сами вы инициативу не проявляете — и на это закрывают глаза. Похоже, вам нужно искать новый смысл в трудовой деятельности: вспомнить, зачем вы устраивались на данную работу и чего хотели бы добиться на карьерном пути. Если ситуацию можно поправить на текущем месте, время стать заметнее и сделать что-либо значимое для бизнеса.
Страх перед ответственностью
Наверняка вам в голову хоть раз приходила мысль о том, что инициатива наказуема. На самом деле способность брать на себя ответственность за выдвинутые идеи и их дальнейшая реализация и есть кратчайший путь к повышению по службе и росту зарплаты. Начать можно с небольших задач.
Защитная реакция
Иногда видимость работы выполняет важную защитную функцию: когда можно прийти в офис и «спрятаться» от жизни, выжидая «лучших времен». Заручитесь поддержкой близких, чтобы понять, на каком этапе личного пути вы сейчас находитесь, и после этого уже задавайтесь карьерными вопросами.
Если причин для скуки нет, а скука есть — возможно, эта работа действительно не может радовать. Тест «Профориентация» как раз для таких случаев: он помогает разобраться, какие направления деятельности подходят, и предлагает 15 профессий, о которых стоит задуматься.