Чем интересен миф о великом потопе
Всемирный потоп — миф или правда?
Всемирный потоп — страшное, опустошительное наводнение, легенды о котором встречаются у множества народов.
Библия рассказывает об этом так. Бог в наказание за грехи готовит потоп и решает спасти праведника Ноя. Получив предупреждение, Ной строит ковчег и прячется там со своими сыновьями и их семьями. Праведник берет туда многочисленных животных — «каждой твари по паре». Как только двери ковчега закрываются, начинается разрушительное наводнение.
Потоп длится сорок дней и сорок ночей, все живое гибнет. Под водой скрываются даже горные пики. Она начинает убывать только через 150 дней, и на семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристает к горе Арарат. Однако лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал еще 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принес в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.
С начала IV в. люди пытались найти Ноев Ковчег на горе Арарат. В XIX и XX вв. в тех местах побывало несколько экспедиций, все они оказались безрезультатными, однако некоторые исследователи утверждали, что видели остатки гигантского корабля. Более того, Фернан Наварра в 1955 г. привез с Арарата остатки доски, которую, по его словам, отломал от деревянного остова ковчега. Но дерево подвергли радиоуглеродному анализу и датировали всего лишь I тыс. н. э. Однако сейчас на северо-западном склоне Арарата, в 2200 м от вершины, можно наблюдать непонятный объект, который многие энтузиасты считают ковчегом, хотя он может быть и природным феноменом. Но доступ к этому месту ограничен, потому что оно находится на армяно-турецкой границе и включено в закрытую зону.
Легенды о потопе встречаются у множества народов, живших в «до-библейские» времена. Самое древнее письменное упоминание о потопе было найдено при раскопках Ниппура, древнего города в Месопотамии. Это была табличка XVIII в. до н. э., на которой осталась только треть текста. Но из него можно было понять, как царь и жрец бога Энки Зиусудра подслушал разговор богов о потопе, построил корабль и выжидал в нем семь дней и семь ночей, пока воды не спали. А после этого боги обещали царю, что возродят на земле жизнь. В аккадских источниках бог Энки предупреждает о грядущей беде человека Атрахасиса, рисует на земле чертеж корабля и велит ему взять туда семью, слуг и животных. Атрахасис так и делает, и спасается. Еще один рассказ о катастрофе приводится в знаменитом ассирийском повествовании о Гильгамеше, который отправляется на поиски травы бессмертия к человеку по имени Угнапиштим. Тот и сообщает Гильгамешу, как боги, решив наказать людей за грехи, наслали на землю потоп. Его же, Угнапиштима, предупредил бога. Далее история повторяется.
Следы подобных сказаний можно найти не только в Междуречье, но и в Сирии, Палестине, Фригии, Индии, Мьянме, Вьетнаме, на островах Индийского и Тихого океана, Камчатке, Австралии, Америке, Греции, Уэльсе и Литве. В греческом мифе от потопа спасается сын Прометея Девкалион со своей женой Пиррой. В некоторых его версиях они тоже укрываются в ковчеге, который на девятый день потопа пристает к вершине горы Парнас.
Древнегреческий ученый Филон Александрийский доказывал реальность всемирного потопа, обращая внимание на то, что на вершинах гор можно найти морские раковины. Астаким аргументом спорить трудно. Более того, современные археологи тоже обнаружили доказательство истинности древних легенд.
Не все ученые соглашаются с этой версией, считая, что превращение Черного моря из пресного в соленое происходило длительное время и не являлось стихийным бедствием. Однако все же гипотеза грохотавшего Босфорского водопада имеет право на существование.
Мифы о всемирном потопе у разных народов
Дата публикации: 05.04.2018 2018-04-05
Статья просмотрена: 8556 раз
Библиографическое описание:
Королев, И. Е. Мифы о всемирном потопе у разных народов / И. Е. Королев, О. М. Бабаянц. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1214/ (дата обращения: 05.12.2021).
Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.
Бог Яхве, чтобы покарать людей за грехи, решил устроить потоп на земле и уничтожить все живое. Он пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению бога, Ной построил трехпалубный корабль — ковчег. В ковчеге спрятались Ной с женой, тремя сыновьями и их женами. На корабль взяли и «всякой твари по паре». Напрасно грешники бросились к ковчегу: он не мог всех вместить.
Потоп длился сорок дней (по другой версии 11 месяцев, по третьей — 150 дней) и ночей, и вода покрыла всю землю. Все, кроме спрятавшихся в ковчеге, погибли. Спустя много дней, бог закрыл «шлюзы небесные» двумя звездами из созвездия Большая Медведица. Ковчег прибило к вершине горы Арарат. Ной выпустил ворона в поисках в поисках земли, пригодной для жизни. Но ворон не хотел лететь, а когда он все же полетел, то решил не возвращаться в ковчег, а принялся клевать трупы утопленников. За это он стал черным.
Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].
От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.
Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].
Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].
Девять дней плыли они по безбрежной воде, пока не увидели гору Парнас и не высадились на ней. Зевс, зная, что Девкалион и Пирра вели праведную жизнь, пощадил их, приказав воде отступить. Тогда спросили они у Зевса: «Как нам вновь создать людей?» Зевс ответил: «Кидайте за спину кости вашей праматери». Девкалион и Пирра подумали и решили, что Зевс назвал матерью землю, а кости земли — это камни. Они шли и кидали за спину камни. Камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, — женщинами. Так возродился земной род, и появилось новое поколение людей. А сын Девкалиона и Пирры Эллин, согласно легенде, стал родоначальником всех греков [2, с. 44].
Бог Вишну превратился в маленькую рыбку Матсья. Мудрец Ману, прародитель людей, совершал ритуальное омовение в реке и поймал эту рыбку. Рыбка попросила Ману: «Спаси меня от тех, кто хочет меня съесть, а я спасу тебя. Налей в кувшин воды и возьми меня с собой». Ману забрал рыбку, кормил ее, пока она не выросла, а потом отпустил в море. И тогда она сказала Ману: «Скоро будет страшный потоп. Снаряди корабль, возьми с собой детей, по одному животному каждого вида и семена растений». Манну так и сделал. Когда начался потоп, у рыбы вырос рог, к которому Ману привязал корабль, и рыба привела его в безопасное место — к высокой горе.
Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].
Это самый распространенный сюжет в китайской мифологии. Жители Поднебесной не воспринимали его как наказание за грехи, а видели в нем просто хаос водной стихии. В давние времена воды потопа обрушились на землю, неся неисчислимые беды и разрушения. Верховное божество Ди велело Гуню укротить потоп. Гунь — герой китайской мифологии, аналог греческого Прометея, его имя переводится как «огромная рыба». Возможно, рыба — это его животное воплощение. Гунь должен был спасти землю от потопа, девять лет он возводил дамбы, но безуспешно. Тогда он похитил у Верховного Владыки волшебную землю сижан, способную увеличиваться в размерах, чтобы построить из нее плотину, но опять не справился с наводнением. Верховный Владыка, узнав о похищении, разгневался (как посмел Гунь ради людей посягнуть на то, что принадлежит богам!) и приказал казнить Гуня [1, с. 231].
Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].
У аборигенов Австралии есть сразу несколько мифов о потопе. Один из мифов рассказывает о тех далеких временах, когда единственными живыми существами на земле были птицы. Они были разумными, как люди, и самым мудрым среди них был Сокол. Вторым по мудрости считался Ворон. Однажды Соколу нужно было куда-то слетать по делам, а за своим маленьким сыном он позвал присмотреть Ворона. Соколенку захотелось пить, он попросил у Ворона: «Дай мне попить». Ворон привел его к реке и сказал: «Выпей всю реку». Соколенок пил-пил-пил, пока не выпил всю реку, а потом лопнул. От этого и случился потоп.
Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.
Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].
Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].
Шумерский «великий потоп»
Вавилонская легенда о потопе известна европейским учёным благодаря трудам историка Бероса.
«И вот, я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою я поставлю завет мой, и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою…» Так в Ветхом Завете началась эпическая история Ноя — праведника, избранного богом для строительства огромного корабля и спасения всяческой живности. Однако миф о великом потопе, уничтожавшем грешников, не был изобретением древних иудеев.
«Зима. Всемирный Потоп». Никола Пуссен. Источник: wikipedia.org
Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.
Зимние месяцы сопровождались обильными дождями и выходом рек из берегов. Об этом свидетельствуют названия десятого (декабрь-январь) и одиннадцатого (январь-февраль) месяцев по вавилонскому календарю — «потопление» и «побивание ветром». Сельскохозяйственные циклы играли огромную роль в жизни шумерского общества. Однако слово «потоп» могло использоваться не только применительно к природным катаклизмам. Так, например, «потопом» древние шумерские тексты называют наказание царя аккадской династии Нарам-Суэна, сына Саргона Древнего. Бог воздуха и бурь Энлиль наслал на властителя государства наказание за его неправедность. Само наказание имело множество стадий, самым тяжёлым являлось разграбление столицы страны Ниппура племенем кутиев. «Плачи по Ниппуру» стали основой городских зимних ритуалов. В них наказание богов наречено «потопом», хотя, по всей видимости, о водной катастрофе речи не было.
Изображение Нарам-Суэна на стелле из города Сузы. Источник: wikipedia.org
В 1872 году 32-летний британский гравер и ассиролог Джордж Смит среди артефактов из библиотеки Ашшурбанапала нашёл обломок глиняной таблички с описанием предания о всемирном потопе. Находка произвела фурор в европейском обществе — налицо были переклички с известным ветхозаветным сказанием о праведнике Ное, построившем ковчег и пережившем природный катаклизм. В следующем году Смит смог отправиться в экспедицию в Ниневию для поиска недостающих фрагментов эпоса. Спонсором этой поездки стал Эдвин Арнольд, издатель газеты The Daily Telegraph. Поиски увенчались успехом, и уже в 1875 году Смит опубликовал результаты своих поисков в труде Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874.
Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.
Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.
Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:
«Всё, что я имел› погрузил я туда:
Всё серебро сложил на корабль;
И золото всё принес;
И всех божьих тварей согнал я туда.
А также семью и родных.
И с полей, и из степи
Всех букашек принёс я туда;
И всех мастеровых привёл на корабль».
Катаклизм шёл шесть дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.
На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.
Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.
Потоп во времена шумерской цивилизации
«И вот, я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою я поставлю завет мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою…».
Так в Ветхом Завете началась эпическая история Ноя — праведника, избранного богом для строительства огромного корабля и спасения всяческой живности. Однако миф о великом потопе, уничтожавшем грешников, не был изобретением древних иудеев.
«Зима. Всемирный Потоп». Никола Пуссен. Источник: wikipedia.org
Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.
Карта Древнего Шумера. Источник: medium.com
Зимние месяцы сопровождались обильными дождями и выходом рек из берегов. Об этом свидетельствуют названия десятого (декабрь-январь) и одиннадцатого (январь-февраль) месяцев по вавилонскому календарю — «потопление» и «побивание ветром». Сельскохозяйственные циклы играли огромную роль в жизни шумерского общества.
Однако слово «потоп» могло использоваться не только применительно к природным катаклизмам. Так, например, «потопом» древние шумерские тексты называют наказание царя аккадской династии Нарам-Суэна, сына Саргона Древнего. Бог воздуха и бурь Энлиль наслал на властителя государства наказание за его неправедность.
Само наказание имело множество стадий, самым тяжёлым являлось разграбление столицы страны Ниппура племенем кутиев. «Плачи по Ниппуру» стали основой городских зимних ритуалов. В них наказание богов наречено «потопом», хотя, по всей видимости, о водной катастрофе речи не было.
Изображение Нарам-Суэна на стелле из города Сузы. Источник: wikipedia.org
В 1872 году 32-летний британский гравер и ассиролог Джордж Смит среди артефактов из библиотеки Ашшурбанапала нашёл обломок глиняной таблички с описанием предания о всемирном потопе.
Находка произвела фурор в европейском обществе — налицо были переклички с известным ветхозаветным сказанием о праведнике Ное, построившем ковчег и пережившем природный катаклизм. В следующем году Смит смог отправиться в экспедицию в Ниневию для поиска недостающих фрагментов эпоса.
Спонсором этой поездки стал Эдвин Арнольд, издатель газеты The Daily Telegraph. Поиски увенчались успехом, и уже в 1875 году Смит опубликовал результаты своих поисков в труде Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874.
Джордж Смит. Источник: ruspekh.ru
Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.
Утнапиштим Источник: Зиусудра) и бог Энки (Эа). (godsbay.ru
Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.
Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:
«Все, что я имел› погрузил я туда:
Все серебро сложил на корабль;
И золото все принес;
И всех божьих тварей согнал я туда.
А также семью и родных.
И с полей, и из степи
Всех букашек принес я туда;
И всех мастеровых привел на корабль».
Ноев ковчег. Источник: ulltable.com
Катаклизм шёл 6 дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.
На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.
Гильгамеш. Источник: tainy.net
Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.
Источники
Материалы по теме
А вот ещё:
Последний массовый голод в истории Советского Союза
Последний голод в СССР разразился в 1946 – 1947 гг. – из-за разрухи, засухи и партийной политики. Число погибших не подсчитано до сих пор.
Война, погода и власть
Война закончилась, Победа! Не будет больше голода, нищеты, бессильного отчаяния при виде медленно погибающих детей… — должно быть, десятки миллионов советских людей с такими мыслями встречали 1946 год. Год, на который выпало начало нового тяжелейшего испытания — массового голода.
Причин было три. Первая — последствия войны. Крестьянское население уменьшилось на 13,9 млн человек (18%), число здоровых мужчин работоспособного возраста снизилось в 2,5 раза по сравнению с 1940 г. В сельском хозяйстве доминировали женщины, подростки и пожилые мужчины. Колхозы и совхозы несколько лет почти не получали новой техники, в каждом втором не было сеялок, молотилок, конных плугов, не хватало даже серпов и кос; о тракторах и комбайнах и говорить не стоит — это почиталось за большую удачу. На 55% сократилось поголовье лошадей (другого скота тоже больше не стало), работать в поле запрягали коров, а иногда и людей. В 1946 г. появилась частушка: «Девок много, девок много, / Девок некуда девать. / Как все лошади подохнут, / Будем девок запрягать».
Вторая причина — засуха и неурожаи 1946 г., поразившие Центральное Черноземье, Поволжье, Украину и Молдавию. Отчасти это компенсировали хорошие урожаи в Сибири, на Кубани и в Казахстане, но там часть зерна была утеряна из-за нехватки людей и техники на уборке. Из-за засухи снизилась урожайность картофеля и овощей, а также численность скота — не хватало кормов.
Советские колхозницы, начало 1940-х. Источник: Life
В колхозе «Путь Ленина», 1946. Источник: Pinterest
Третья и главная причина голода — беспощадная политика продовольственных заготовок. Пострадавшие от засухи регионы зря надеялись на снижение плановых поставок. Напротив, в ряде мест правительство план увеличило и лишь некоторым областям (например, Воронежской) простило долги прошлых лет.
Конечно, несмотря на все меры, увольнения местных чиновников и кадровые перетасовки выполнить план многие колхозы не смогли, хотя сдавали даже семенное зерно и продукцию крестьянских личных подсобных хозяйств (предназначенную для их собственного потребления). К 1 декабря 1946 г. колхозы и совхозы всего Союза выполнили 76,9% от плана заготовки зерна, к началу января 1947 г. — 78,8%; всего — 17,5 млн т. хлеба (для сравнения — в 1940 г. собрали 36,4 млн т).
Совет министров и ЦК ВКП (б) обвинили во всём местных руководителей, которые вовремя не раскрыли саботажников и расхитителей и «сплошь и рядом проходят мимо (…) преступных действий».
В результате опустошительных государственных заготовок и сокращения продовольственных фондов для выдачи населению уже в конце 1946 г. ряд регионов страны охватил голод. Историк В. Ф. Зима (ссылка на его монографию о голоде — в конце статьи) считает, что правительство сознательно «пошло на голод», располагая достаточными запасами зерна, чтобы его избежать, «с целью сохранения резервов хлеба». Ввиду обострения международных отношений И. В. Сталин готовился к новой мировой войне со странами Запада и заранее запасал продовольствие.
Вместе с тем, по мнению историка, «голод был использован как испытанное средство подхлёстывания трудовой активности в колхозах и совхозах с целью заставить людей работать за миску похлёбки на полевом стане». Лучше всего приоритеты советского правительства демонстрирует тот факт, что во время голода оно не только не выдавало зерно народу в достаточном объёме, но и экспортировало его — 1,7 млн т в 1946 г., в 1947 — 1948 гг. — 2,5 млн т: во Францию, Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию, Югославию… Дело было не в прибыли, а в том, что в странах Восточной Европы требовалось поддержать просоветские режимы.
Плакат 1949 г. Источник: blogdm.ru
Плакат 1947 г. Источник: Pinterest
«Хлеба никому не дают»
Тем, кому не хватало продуктов личного подсобного хозяйства, пришлось питаться суррогатами — есть жмых, мякину, щавель, крапиву, лебеду, жёлуди, весной искать на полях гнилой картофель и картофельную ботву (что чревато отравлениями и приводило к высокой смертности детей от желудочно-кишечных заболеваний).
Другие перебирались в города, кто не мог — оставался умирать в деревне. В Воронежской области весной 1947 г. насчитывалось уже 250 тыс. человек с диагнозом «дистрофия». Местный житель Г. М. Попов — тогда школьник — вспоминал, как умирали люди в его с. Скрипники, в том числе близкие: «Спасаясь от голода к нам приехали двое братьев отца, но не выжили и оба умерли от истощения. Дедушка умер. Не помню, как сам потерял сознание в голодном обмороке. Меня спасла стоявшая неподалёку воинская часть, очнулся в госпитале…»
В деревне под Киевом, 1947. Источник: 123versions.com
Историк В. Ф. Зима: «Голода 1946 — 1947 гг. в СССР могло не быть, поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. (…) Основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчётам за 1946 — 1948 гг. в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн. т зерна».
Житель Рязанской области (деревня Новосёлкино) В. И. Кострикин рассказывал о весне 1947 г. так: «С трудом дожили до весны те, кто имел в своём хозяйстве корову и небольшие запасы картофеля. Молоко на рынке обменивали на другие продукты. В мае-июне ели крапиву, лебеду, ничего другого не было. От травы зубы были всегда зелёные. Много людей было опухших, некоторые так ослабевали, что не могли выйти из дома…»
Письма конца 1946 г. тоже демонстрируют ужасные картины голода. М. И. Пустовалова (Воронеж) писала родственникам в ноябре 1946 г.: «…Мы сейчас находимся в крайне затруднительном положении, которое до сих пор не выправилось, да и вряд ли его можно выправить. За этот год нам придётся, вероятно, кое-кого из нашей семьи не досчитаться в живых, так как уже сейчас начинаем пухнуть от голода».
Житель Воронежской области В. Ершов тогда же сообщал родным: «…Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только жёлудями». Илясов П. П. (Сталинградская обл.) писал: «…Хлеба нет и не знаем, как пережить голод. Хлеба никому не дают. Народ начинает опухать. В нашем колхозе и в соседнем хлеба совсем не дали — дело плохо». В самом Сталинграде было немногим лучше: «…Жить мне осталось недолго: я совсем обессилел от голода, ноги и лицо стали опухать, голова кружится» (Новиков В. Ф); «…Я продал всё, чтобы спасти жизнь. Больше продавать нечего, остаётся одно: или умереть, или решиться на что-то другое, иначе погибель. Я уже начинаю пухнуть. Мне не страшна тюрьма, ибо там я могу получить кусок хлеба» (Мурнило).
В украинском колхозе, 1947. Источник: Pinterest
Государственная помощь больным дистрофией и отдельным колхозам и городам оказалась недостаточной; не хватило для преодоления голода и международной помощи по линии ООН (американцы, к примеру, отправили различных грузов в СССР на 31 млн долларов). Пришлось ждать нового урожая 1947 г., который удался лучше прошлогоднего.
Неподсчитанные потери
В период голода 1,7 млн человек переболели дистрофией; по подсчётам В. Ф. Зимы, из них только в России погибло около 0,5 млн. Увеличилась также смертность от ангины и инфекционных заболеваний. Всего, предполагает В. Ф. Зима, от голода умерло более 1 млн человек, к этому стоит прибавить людей, ослабленных недоеданием и скончавшихся от болезней (около 0,5 млн).
Вдобавок голод вызвал рост преступности (только осенью 1946 г. суды приговорили к лишению свободы за хищения хлеба 36 тыс. человек), числа убийств и самоубийств, в голодных регионах регистрировали случаи каннибализма и трупоедства (в Украине — 329 официально зарегистрированных случаев за первое полугодие 1947 г.). Число погибших в результате подобных последствий невозможно подсчитать — далеко не всегда понятно, был ли голод мотивом убийства или суицида.
Колхозники, Брянская обл., 1948. Источник: bibliotekaklimovo.ru
Некоторые исследователи оспаривают предположительные подсчёты В. Ф. Зимы и считают их завышенными (хотя бы потому, что неясно, в какой степени именно голод сказался на росте заболеваемости тифом и смертности от этой болезни, а в какой — другие факторы). Историк А. В. Шалак, к примеру, полагает, что непосредственно от голода погибло около 200 тыс. человек — то есть лишь те, кто, согласно официальной статистике, скончался от дистрофии; однако Шалак не берёт в учёт чрезвычайный рост смертности от отравлений, тифа, туберкулёза, ангины и эмфиземы лёгких в 1946 — 1947 гг.
Судя по росту смертности в Союзе в эти годы (только в 1947 г. — на 44,8% в сравнении с 1946 г.), оценка числа умерших в 200 тыс. человек очень далека от истины. Опираясь на данные о смертности, В. П. Попов даёт оценку «прямых потерь от голода в 1947 г. в 770,7 тыс. человек; эта цифра тоже не может быть исчерпывающей, так как голод начался в 1946 г. и продолжался в 1948 г. Таким образом, обоснованные оценки демографических потерь СССР непосредственно от голода колеблются от 770,7 тыс. до 1 млн человек. Возможно, когда-нибудь историки получат документы, которые позволят уточнить эти данные.
После смерти И. В. Сталина в периоды, в которые сельское хозяйство не могло обеспечить потребности населения, правительство прибегало к более широкому использованию государственных продовольственных резервов и крупным закупкам зерна за рубежом (с 1963 г.). Голод 1946 — 1947 гг. стал последним массовым голодом в истории Советского Союза.