Чем интересна древнерусская литература
Древнерусская литература — интересные факты
Литература Древней Руси была родоначальницей всей последующей русской, белорусской и украинской художественной культуры. Она несла в мир духовность, учила христианской этике и воспитывала нравственность. Древнерусская литература – интересные факты.
История возникновения
К древнерусской литературе относятся произведения, написанные в период с XI по XVII век. Родиной её считается город Киев, а возникновение связано с Крещением Руси. Письменность была известна на русской земле и ранее, но только после принятия христианства она получила широкое применение. С принятием новой веры Русь также была подключена к новой для себя книжной культуре. Князь Владимир строил школы, где обучались грамоте все, даже дети из простых семей.
Развитие грамотности и письменности на Руси стало основой для возникновения литературного творчества. Авторы придерживались византийской и болгарской литературных традиций, беря пример с переводных источников. Но они не копировали предшественников, а творчески перерабатывали на свой лад или создавали нечто новое. Переводная литература стала базой для формирования собственных традиций. В 1564 году вышла первая российская печатная книга – «Апостол».
Источником создания многих литературных произведений было устное народное творчество. В полном соответствии с народными традициями были написаны «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве».
Содержание и направленность
Вначале литература имела чётко выраженную патриотическую направленность. В произведениях утверждались высокие нравственные идеалы, силы добра всегда побеждали зло, а люди объединялись для служения русской земле. Сюжеты в основном строились вокруг военных походов, междоусобиц князей, основания городов и нашествий кочевников. Книги носили поучительный и познавательный характер.
Большое внимание также уделялось развитию духовности, воплощению в жизнь христианских истин и идей. Отсюда и главная тема – ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, который связывался с христианством. В произведениях авторов средних веков были отражены все этапы формирования государства и развитие общественных и социальных отношений. Писатели максимально приближались к реальности, в основе сюжетов лежали исторические факты.
Это была литература формирующейся великорусской народности. О её объёме судить очень сложно, так как много произведений погибло во время набегов кочевников и бесчисленных пожаров.
В древнерусской литературе существовали как духовные, так и мирские произведения. Но переписыванием и хранением книг в то время занимались в основном монахи. Они не были заинтересованы в приумножении книг мирского содержания, и называли их «суетными». Духовные книги, наоборот, всячески поддерживались и поощрялись, так как содержали в себе непреходящие религиозные ценности. Поэтому большинство дошедших до нас книг имеет церковный характер.
Жанры и предпочтения
Система жанров древнерусской литературы была особенной. В ней отсутствовали любовная лирика и рыцарские романы. Выделялись следующие жанры:
Произведения писались на основе исторических фактов. А если и присутствовал какой-то вымысел, то он тоже приписывался истории. Вымысел так органично вплетался в ткань повествования, что не только читатели, но и сам автор свято верил в историческую достоверность написанного.
Одной из первых на русский язык была переведена Библия – священная книга всех христиан. По ней постигали азы веры, учили детей грамоте и нравственности. Очень популярны были также описания жизни святых, таких как книга Епифания Премудрого − «Житие Сергия Радонежского».
Была также переводная литература, оригинальная (на языке автора) и светская (не церковная). Большой популярностью у читателей пользовался приключенческий роман о жизни Александра Македонского – «Александрия».
На протяжении XII – XVII столетий любимой книгой многих поколений был переводной сборник «Пчела», который был составлен византийским монахом Антонием. В содержание сборника входили более 70 разделов, а также 2,5 тысяч цитат из работ античных философов и писателей на самые разнообразные темы. Они искали ответ на самый главный вопрос, − как жить в этом непростом мире?
Характерные особенности
Даже после изобретения печатного станка русская литература ещё долго оставалась рукописной. Издание книг было очень трудоёмким и затратным делом, поэтому даже самые внушительные сочинения переписывались от руки. Причём произведения выходили в свет не по отдельности, а в виде сборников. Каждый такой сборник преследовал свои определенные цели и оценивался с точки зрения его полезности.
К особенностям древнерусской литературы можно также отнести её анонимность. Сведений о писателях Древней Руси сохранилось очень мало, так как авторы не подписывали свои произведения. Это было связано с религиозно-христианскими понятиями о значимости человеческой личности. Иногда авторы скрывались за авторитетными именами отцов церкви таких, как Василий Великий, Иван Златоуст и т.д.
В Средние века не существовало понятия «авторское право». Монахи, переписывавшие чужой труд, часто выступали в роли редактора и соавтора. Они изменяли произведение в соответствии со своими вкусами или в соответствии с потребностями того времени. Оригинальность текста терялась даже при простом переписывании, так как монахи допускали ошибки, пропускали буквы, слова, выстраивали предложения в соответствии с особенностями местного говора. В науке даже существует такой термин – «извод». Есть рукописи псковско-новгородского извода, московского, болгарского и т.д.
Древнерусская литература имела поучительный и познавательный характер. На Руси книга воспринималась как главный источник знаний об окружающем мире и о природе человека. Книга направляла и воспитывала в людях такие качества как душевная теплота, щедрость, милосердие и скромность, так, например, написано «Поучение Владимира Мономаха».
10 интересных фактов о древнерусской литературе
Древнерусскую литературу можно сравнить с почвой, на которой произросла русская культура XVIII – XX вв. Древнерусская словесность отличается от литературы современности в предназначении – художественная современная существует для того, чтобы «приподнимать» читателя над обыденностью. В древнерусскую вошли же основы идеалов нравственных устоев, вера в человека и его способность изменять мир.
Почему важно знать литературу Древней Руси? Во-первых, потому, что не зная ее, мы не поймем всю глубину творчества гениального поэта А.С.Пушкина, нравственного поиска писателя Толстого, глубинную философию мыслей Достоевского и т.д.
Предлагаем вам выделить немного своего времени, чтобы ознакомиться с некоторыми интересными фактами о древнерусской литературе. Все написано простыми словами – это будет полезно для общего развития.
10. Литература Руси с 11 по 17 век
В развитии литературы Древней Руси выделяются 3 периода: Киевской Руси (XI- XII вв) – на литературе XI- XII вв. базировалось развитие литературы Белоруссии, Украины, России.
Распад Северо-Восточной Руси (XII-XV вв.) и централизованного русского государства (XVI-XVII вв.) – в этот период создавалась литература формирующей русской нации. С 14 в. отчетливо проявляются особые книжные традиции, которые привели к образованию русской литературы, с 15 в. к белорусской и украинской.
9. Почти полностью рукописная
Рукопись Древней Руси можно встретить сейчас довольно часто (даже есть специальные паблики в социальных сетях, заимствовавшие вид письма). Можно заметить, что книги украшали разными животными или фигурками – цвет варьировался от красного до коричневого.
Примечательной особенностью древнерусской литературы является способ ее распространения и бытования – он рукописный, при этом то или другое произведение представляло из себя сборники (то есть отдельная рукопись не была распространена), преследовавших различные цели. Значение рукописей оценивалось с их практичных сторон, а не ради прикрасы.
8. Берет начало в византийской и болгарской литературных традициях
Древнерусская литература несла в мир духовность, нравственность – это самые важные ее цели, а также учила христианской этике. Именно она стала родоначальницей всей последующей украинской, русской и белорусской литературы.
Книги воспитывали в людях такие качества, как щедрость, душевное тепло, доброта и др. Развитие письменности на Руси легло в основу возникновения литературного творчества.
Стоит отметить, что авторы придерживались болгарской, а также византийской традиций в литературе, беря пример с источников, которые предавались переводам. Но есть один нюанс – авторы не занимались плагиатом, а с помощью творческих способностей создавали нечто совершенно новое. Переводная литература послужила базой для формирования собственных традиций.
Интересный факт: в 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол» в России.
7. Высшая цель литературы – спасение души
Целью литературы было спасение души. В наши дни мало кто испытывает интерес к литературе Древней Руси, и даже в школе включены лишь некоторые произведения: «Слово о полку Игореве», например, или «Повести временных лет» и др., но даже здесь стараются быстрее поговорить об этих книгах, а то и вовсе заменить литературой XIX века.
Возможно, все дело в том, что герои из этих произведений уже неактуальны, а сюжеты не представляют интереса для современных читателей. Возможно, так и есть – для нас эта литература древняя, а для людей того времени она была очень даже новой и отражала духовные ценности народа.
Центральной темой всех произведений было, как уже говорилось ранее, спасение души. Если вы читали «Слово о полку Игореве», то поймете, о чем идет речь.
6. Книги стремятся не удивить читателя новизной, а «заворожить» привычностью
Постоянно возникали новые требования, поэтому не удивительно, что в связи с этим обстоятельством писались и новые произведения. Многие из них переписывались несколько веков, и, само собой, читались – особенно понравившееся части входили в состав других произведений, т.к о чувстве авторства мало еще кому было знакомо.
У литературного произведения вовсе нет задачи преподнести читателю что-то новое, напротив, есть цель успокоить его и «заинтриговать» привычностью, что показывает общность с фольклором. Автор, создавая свое произведение, совершает, можно так сказать, некий ритуал, как известно, в ритуалах нежелательно наличие неожиданностей.
5. Литературные сборники – самый распространенный тип рукописей
Стоит отметить, что отдельных рукописей как таковых не было, чаще всего литературное произведение представляло собой сборник.
Писец занимался переписыванием произведений, а тетради, которые были написаны им, впоследствии могли соединяться переплетчиком. Он же в свою очередь мог собирать тетради, написанные разными песцами и в разное время, после чего они и соединялись.
Все литературные материалы были одного формата и объединялись им по содержанию. Сборники в наше время называются конволюты.
4. Старославянский язык был создан на болгаро-македонской основе
Болгаро-македонский диалект послужил основой славянского литературного языка, задачей которого стало проповедование христианского учения. Изначально язык был задуман специально для литературных целей, в повседневном общении им не пользовались.
Кирилл и Мефодий стали создателями алфавитной системы, кроме того, они перевели ее с греческого языка. Славянские народы Средневековья: сербы, болгары, русичи и т.д. восприняли этот язык в качестве литературного.
3. Древнейшие памятники письменности – договоры с Византией
Болгарский монах Храбрачерноризец (9-10 вв.) в своих сказаниях писал, что у славян не было системы письменных знаков, а счет и гадания они осуществляли с помощью резы и черт.
Ученые сходятся во мнении, что славяне еще до введения христианства в Киевской Руси использовали примитивное письмо. Эль Масуди – писатель, живший в 10 веке, видел в капище пророчества, нашедшие свое воплощение на камнях. В Киеве сохранились славянские переводы договоров с Византией: 911, 944 и 971 г.
2. Большое влияние оказало Нашествие Батыя
Киевская Русь в начале XII века была раздроблена на отдельные княжества. Отдельные территории не признавали киевского князя и вели междоусобные войны. То есть в те времена Русь была истощенной и раздробленной.
Нашествие Батыя, безусловно, оказало негативное воздействие на всю историю Руси, заморозив ее развитие. С того времени началось отставание от европейских стран, как в экономической, так и в культурной сфере, что коснулось и литературы.
1. Неразрывная связь с фольклором
Древняя Русь тесно переплетается с народной поэзией – фольклором. Именно благодаря ему люди понимали художественные средства выражения: через символы и образы, а также окружающую действительность.
Каждое литературное произведение включало в себя фольклор, в котором были использованы иносказания, традиционные символы, образные выражения и прочее.
Письменность переплеталась с жанрами народного творчества, сюда можно отнести предания (рассказы о важных событиях, передаваемыми молодому поколению), пословицы (народное поэтическое творчество), славы и т.д.
Древняя русская литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
Древнерусская литература
Как и любая национальная литература, литература России является уникальной.
Самым ранним периодом развития русской литературы является древнерусская литература. К ней относятся произведения, написанные на древнерусском языке в период с XI по XVII век.
До XI века все произведения русского народного творчества имели фольклорный характер и передавали из уст в уста. Практически ни одно из них не было записано, хотя в то время на Руси уже существовала простейшая письменность.
Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.
Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Библиотеки, в которых хранились единственные экземпляры той или иной книги, часто страдали во время нападения врагов или городских пожаров.
Вплоть до произошедшего в XV веке изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Книги писались и переписывались обученными грамотами монахами. При многих церквях состояли целые объединения специально обученных переписчиков, задачей которых было создание копий книг, ведение летописей и перевод иностранных произведений.
Готовые работы на аналогичную тему
Авторами произведений русской литературы в основном были монахи и священники.
На первых порах древнерусская литература состояла в основном из переводов византийских и других зарубежных текстов. Произведения, созданные русскими авторами, опирались на выведенные их заграничными предшественниками каноны и законы, из-за чего с самого момента своего зарождения показывали высокий литературный уровень.
Мировоззрение древнерусской литературы
Древнерусская литература обладает своими уникальными чертами и своей отдельной системой ценностей.
Огромное влияние на формирование и развитие древнерусской литературы оказывало принятое Русью христианство. Тексты часто основывались на библейских и евангельских сюжетах, изображали жизни святых, проповедовали высокие христианские ценности.
Для древнерусских авторов очень важна была историчность произведений. Реально произошедшие события и факты из жизни князей и святых передавались с максимальной точностью. Это не даёт основания считать древнерусскую литературу исторической литературой, однако даёт нам понять, что изображаемые на страницах житий и летописей события имели место быть в реальной жизни.
Многие из дошедших до нас произведений древнерусской литературы описывают важные исторические события, например, татаро-монгольское иго или перемены в политике Руси в годы правления Ивана Грозного.
Далеко не все дошедшие до нас произведения древнерусской литературы имеют автора. Это напрямую связано с религиозными взглядами писателей того времени. Талант считался даром Божьим, и присваивать себе произведения, написанные с помощью этого таланта, считалось едва ли не богохульством. Поэтому многие ранние произведения остались анонимными. Чем ближе литература подходила к XVII веку, тем меньше принцип анонимности соблюдался.
Жанры древнерусской литературы
Как и в любой другой, в древнерусской литературе с течением времени сформировались определённые литературные жанры.
Многие жанры были позаимствованы у литератур соседних государств.
В литературе Древней Руси господствовали следующие жанры:
Все жанры древнерусской литературы были строго канонизированы. Произведения писались по установленной структуре, отклоняться от которой не полагалось. К примеру, в любом житие должны были быть описаны детство героя, его прижизненные подвиги и посмертные чудеса.
Проблемы древнерусской литературы
Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве.
Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.
Одной из самых ярких тем, звучащих в древнерусской литературе, является тема объединения русских земель. Писатели критиковали нежелание князей встать плечом к плечу против общего врага. Эта тема поднимается в «Слове о полку Игореве», где автор неодобрительно относится к неблагоразумию молодых князей, и в «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель.
Поскольку произведения часто писались священнослужителями, во многих их них поднимались темы соблюдения религиозных заветов. Критиковались «притворные праведники».
Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания.
Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10 12 2021
Сочинение на тему: Значение древнерусской литературы для современного читателя
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 06.02.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
Значение древнерусской литературы состоит в том, что она способствует пониманию достижений великой русской литературы. Древнерусская литература содержит источники гражданства и идеологии новой эпохи.
Древнерусская литература передала свою высокую идеологию, опыт, богатство языка русской литературе.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Почему древнерусскую литературу нужно учить в школе. Даже если кажется, что нет ничего зануднее
Кажется, ничего скучнее древнерусской литературы на уроках быть не может (даже «Обломов» и затяжная война в «Войне и мире» увлекательнее). Тяжело, непонятно и неясно — для чего. Учитель литературы Александр Закуренко объясняет, почему древнерусскую литературу нельзя вычёркивать из школьной программы. Но преподавать её надо по-другому.
«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом» — если воспользоваться этой пушкинской метафорой, то мы уже давно должны жить в постколумбовский период. И Древняя Русь через её архитектуру, литературу и культуру в целом должна процветать в сознании школьника, как нынешняя Америка.
Но на самом деле Колумб всё ещё плывет к неизвестным берегам и Америка за туманом, не открыта. Потому что древнерусская литература оказалась не по зубам школьной программе.
Дело в том, что простое механическое включение тех или иных текстов древнерусской литературы в школьную программу могут вызвать лишь скуку и непонимание, даже у старшеклассников.
Одна из основных проблем — незнание истории. Циклическое, а не линейное изучение литературы и истории. Школьник не представляет ни этапы развития текстов и стилей, ни того, как видел мир средневековый автор. Ему неизвестен язык, на котором писалась вся эта древнерусская литература, а навыка анализа слов по этимологии и морфемам у школьника нет. И приходится изучать древнерусскую литературу или в переводах, или в пересказах.
Но тем не менее, древнерусская литература нужна. По крайней мере, вот по каким причинам.
Сейчас модно говорить о национальном коде, культурном коде, скрепах и цивилизационных основах. Но без понимания, что лежит в фундаменте русской культуры, все эти разговоры — всего лишь идеологические пузыри, выдуваемые для развлечения младенцев.
Понимание своей культуры начинается с понимания того, откуда пошла русская культура. А русская культура начиналась как книжная, письменная. Кирилл и Мефодий не просто просвещали славян, они весь опыт сделали доступным для прочтения и фиксации.
Невозможно представить грека, не знающего греческие мифы и Гомера, или итальянца, забывшего о Данте. А представить русского, который кривится от одного упоминания древнерусской литературы, — легко.
Начальная школа — сказки и былины
По-хорошему, древнерусская литература должна начинаться в начальной школе — как игра. Загадки, пословицы — это ещё и задачи на развитие логики, языковой интуиции, сообразительности. Можно просто давать загадки и пословицы, а можно рассказывать о них на уроках чтения и объяснять, что так 1000 лет назад в Новгороде или Киеве, Суздале или Ростове пытались найти ответы наши далёкие предки.
В начальной школе можно изучать русские народные сказки. Есть интересный проект Александра Княжицкого — сравнительные сказки с комментариями. Берутся сказки, похожие по структуре и сюжету, скажем, русская и татарская, русская и малороссийская — и в их сравнении можно потихоньку вводить в проповский мир архетипического в сказке. Того, что узнаётся с любого возраста и в любой культуре. Так же можно работать и с былинами. Начинать с того, что интересно в младшей или средней школе — подвига, сражения, чуда, а потом вводить понятия психологического портрета, устойчивого словосочетания, эпитета.
Именно древнерусская литература может стать мостиком в предельно важную тему истории и мифа. Миф — оказывается, такая же реальность. И, скажем, миф «Игры престолов» или «Властелина колец» — это современное переосмысление той же средневековой и античной сказки, мифа, былины, героической эпической песни. Дракон и змей-горыныч — братья, а Зигфрид и Илья Муромец? А Арагорн и Владимир Креститель? А Василиса Прекрасная и Елена Прекрасная?
Средняя школа (5-6 класс) — летописи и жития
Со средней школы можно уже изучать летописи, жития. Задача именно в том, чтобы древнерусская литература была для школьников сочетанием традиции и новаторства. Скажем, «Слово о полку Игореве» неожиданно хорошо работает на уроках географии — когда из текста можно «выудить» названия рек, городов и построить свой топос Древней Руси.
В младшей и средней школе будет интересно рассказывать об обрядовых песнях через сезонные песни, семейные — и сами сезоны узнаваемы, и семейные проблемы ничуть не изменились с тех пор, разве что вместо лапты теперь смартфон и интернет. Тут же можно рассказать, как отмечали на Руси свадьбы, каким вообще был детский и взрослый досуг в деревне и городе.
Но опять же, такая фольклорная средневековая стихия будет понятна школьнику лишь через игру. Обязательно нужны практические задания — сочинения, отгадывания, исполнения, игры. Теоретическая часть здесь сама по себе — набор дат и имён, названий размеров и жанров — работать не будут.
8 класс — «Повесть временных лет»
В восьмом классе, когда нужно переходить к системному представлению о мире и об истории, нужно вновь вернуться к древнерусской литературе. Но уже на другом уровне — на понимании этапности движения времени и исторических периодов.
Любой курс русской литературы в 8 классе должен начинаться с «Повести временных лет». С изучения повести идёт изучение жанра летописи и умение различать историческую фактуру и мифологические, сказочные сюжеты. При этом важно понимать, что в средней школе теоретическое мышление не работает. Погружать в ситуацию нужно игрой, воображением и работой со словом. Просто пересказ текста или ответы на вопросы в конце главы в учебнике работать не будут — ученик забудет текст как только пройдёт тему. В идеале древнерусская литература с 8 класса должна идти отдельным блоком и длительное время, хотя бы полгода.
Нельзя понять русскую культуру, не зная древнерусскую
Самое страшное, что делают с древнерусской литературой — превращают её в скучный предмет. Потому что сами учителя часто её не понимают и не знают, как с ней работать.
Учитывая, что психология средневекового человека, его представления о мире серьёзно отличаются от современных, нужно древнерусскую литературу связывать с историей, историей культуры, музыкой, живописью, архитектурой. Нужно показывать разные примеры «языка» древнерусского писателя, художника, зодчего. То есть изучение древнерусской литературы должно быть комплексной задачей вообще изучения средневековой культуры.
Например, школьники читают в переложении Житие Сергия Радонежского, что неплохо, но сразу превращает литературу в морально-назидательную сказку (конечно, если ребёнок религиозен, ему проще — он верит в чудеса жития и в жизнь святого).
Для остальных житие — просто странная сказка. Скучный Гарри Потер. Вернее, устаревший
И тут необходимо изучение контекста — рассказ о христианстве на Руси, о роли принятия христианства, об идеале средневекового русского человека. О смысле чуда.
Конечно, если бы учителя могли опираться на работы Хомякова, братьев Киреевских, Проппа, академика Топорова, Шмелева, Гаспарова, академика Зализняка — то, помимо работы с сюжетом, школьники учились бы разным приёмам анализа и знакомились с разными культурными установками. Такая работа с древнерусскими текстами помогала бы лучше понять классические произведения русской литературы, увидеть и определить евангельские и исторические подтексты в стихах и прозе Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова. То есть изучение древнерусской литературы стало бы вполне современным по методам анализа и способам интерпретаций.
В противном случае можно говорить с полной уверенностью, что, скажем, роман «Мастер и Маргарита» или чтение Раскольниковым и Мармеладовой сцены о воскрешении Лазаря школьниками не будут опознаны и поняты — как тот самый культурный код нации.
Я бы каждый год часть времени в курсе чтения/литературы уделял определённой эпохе и внутри эпохи — знакомству с двумя-тремя жанрами. Важно не количество — а глубина чтения с комментариями. Поиск вместе с учителем слов, выдумывание по примеру игр, ритуалов, жанров. Выстроенная таким образом — от игры и головоломки до системного изучения, с комментариями, практикой и сравнением с другими дисциплинами и культурами — древнерусская литература органично вошла бы в общий курс литературы от курочки Рябы до Иосифа Бродского.