Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий

История и факторы возникновения педагогических технологий

ВВЕДЕНИЕ

Инновационные преобразования в сфере профессионального образования диктуют необходимость изменения не только целевых ориентиров, содержания, методов обучения, позиции студентов в учебном процессе, но и необходимость перехода от «знаниевой» парадигмы, от подготовки «традиционного» специалиста – к «воспитанию широкообразованного профессионала.

В условиях модернизации образования, с точки зрения компетентностного подхода актуализировалась проблема применения педагогических технологий в профессионально-педагогическом вузе.

Анализ источников свидетельствует о все большем признании и распространении таких современных инновационных педтехнологий, как модульные, проектные, проблемного обучения, «кейс-стади», технологии развития критического мышления, совместной продуктивной деятельности, технологии оценивания достижений студентов.

Дисциплина «Педагогические технологии» призвана дать знания о современных тенденциях педагогической науки и практики с точки зрения ценности образования для государства, для общества и для личности. Все современные педагогические технологии рассматриваются в процессе изучения в единой системе: концептуальная основа в виде научной теории, цели, содержания, средств и методов, его раскрывающих, алгоритма деятельности педагога и учащихся, что в результате должно привести к определенному результату, заданному целью.

Цель дисциплины «Педагогические технологии»: расширить дидактический инструментарий будущего педагога, помочь ему выработать собственные профессиональные ориентиры и позицию по отношению к педагогическим нововведениям.

Материал в учебно-методическом пособии расположен по модулям, что позволяет использовать содержание модулей как самостоятельную единицу учебной информации и применять его в различных психолого-педагогических дисциплинах.

Таким образом, дисциплина «Педагогические технологии» является своеобразным феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь будущему педагогу овладеть теоретико-методологическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательного процесса, педагогического воздействия и взаимодействия.

МОДУЛЬ 1. Теория и технология образования

История и факторы возникновения педагогических технологий

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означающей переход на качественную новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости. Все технологии подразделяются на промышленные и социальные.

Социальные технологии – это технологии, где исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменениям, является одно или несколько его свойств или качеств (Б.Н.Смирнов).

Понятие «педагогическая технология», а также «образовательная технология», «воспитательная технология» относятся к разряду социальных технологий. В настоящее время существует разнообразие определений и трактовок.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология – это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (из материалов ЮНЕСКО, 1997г.).

Образовательная технология – это совокупность образовательных структур учебных заведений, организационных мероприятий, методов, системных средств и психологических установок, направленных на передачу известных знаний, системное формирование осознания информации и эффективное усвоение знаний в процессе обучения или деятельности (В.Н Козлова.).

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (Гузеев В.В.)

Воспитательные технологии – это комплекс мероприятий, позволяющий гарантированно достигать поставленной цели воспитания и повышать социальный опыт учащихся. При этом качества личности не могут быть результатом! (С.Д. Поляков).

Факторы возникновения педагогических технологий:

1. Технологизация промышленности, быстрый рост научных открытий и включение их в образовательные программы.

2. Развитие современных информационных систем.

3. Смена парадигмы образования, акцент не на процесс преподавания, а на процесс познания.

4. Потребность общества в специалистах, владеющими не только знаниями, и умеющими самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, способных приобретать новые знания, профессии, если это необходимо.

В разработку педагогических технологий большой вклад внесли отечественные ученые: С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.Л. Батышев, В.П. Беспалько, В.Н. Боголюбов, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.И. Ильясов, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, М.П. Сибирская, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татуп, Д.В. Чернилевский и др.

Г.К.Селевко рассматривает понятие «педагогическая технология» в трех аспектах:

1) научном: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирования педагогического процесса;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуальнольно-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Очень часто звучат споры о сходстве и различиях в методике и технологии. Познакомьтесь со сравнительной характеристикой дух категорий понятий: методикой и технологией, которую предлагает М.П.Сибирская.

Источник

История развития педагогических технологий

История развития педагогических технологий

Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В сороковые-пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в после-дующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии». Именно к середине пятидесятых годов XX века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем и в европейской школе.

Следует отметить, что в 60-70-е гг. ХХ в. технологический подход разрабатывался фактически лишь в учебном процессе. Немногочисленные отечественные журнальные публикации того времени В.П. Беспалько, В.И. Богомоловой, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина исследовали, прежде всего, зарубежный опыт ученых США, Англии, Японии по данной проблеме. Вопрос о педагогической технологии в процессе воспитания не затрагивался в отечественной литературе.

В середине шестидесятых годов возникло два направления: «технические средства в обучении» и «технология учебного процесса». Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.

К концу семидесятых – началу восьмидесятых годов вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обуче-ния и влиять на его эффективность. В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их ис-пользования для достижения целей обучения.

На рубеже 70-80-х гг. ХХ в. проблема педагогической технологии стала отчетливо осознаваться и разрабатываться в сфере профессионального мастерства и «педагогической техники». Вызванная к жизни кризисными явлениями, происходящими в школьной системе, эта проблема вела к реформированию системы профессионального образования учите-ля. Особый интерес проявляли к вопросам педагогической техники и мастерства М.А. Верб, И.А. Зязюн, В.Г. Куценко, Ю.И. Турчанинова.

Усиливалось внимание педагогов к проблеме педагогического общения (А.Б. Добрович, Е.Н. Ильин, А.В. Мудрик). Применительно к работе учителя и воспитателя стали разрабатываться вопросы театральной педагогики, идей К.С. Станиславского (В.А. Кан-Калик, Г. Кристи, В.И. Малинин). Активизировалась тема профессионально-педагогического самовоспитания (С.Г. Вершловский).

В 90-е гг. ХХ века в отечественной педагогике начало развиваться самостоятельное направление – технология воспитания. Оно основывалось, прежде всего, на опыте отечественных педагогов 20-30-х гг.

Дальнейшее развитие исследователей в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в многочисленных различных определениях этого понятия.

Так, по мнению многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.), технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.

Технология обучения – это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.

Таким образом, технология обучения:

–– повышает производительность труда учителя; –– способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;

–– освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;

–– так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование

объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;

–– создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях;

–– технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

С термином «педагогическая технология» связано и понятие «технологический подход к обучению», которое, как подчеркивает М.В. Кларин, ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

В технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:

–– постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;

–– подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

–– оценка текущих результатов; –– коррекция обучения, направленная на достижение

Источниками развития педагогической технологии, как утверждает О. Епишева, являются:

1. Психология, психологические концепции усвоения и научения – бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.

2. Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника – цель».

3. В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции.

Понятие «педагогическая воспитательная технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения и воспитания.

Источник

Исторические аспекты педагогической технологии

Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно. Относительно учебного процесса его были предприняты в 1886 г. англичанином Джеймсом Салли (1842-1923). Однако дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор. В ней наметился две принципиальные позиции. Сторонники одной убеждены, что воспитание и обучение являются творческими процессами, интуитивным постижением мира другого человека и соответствующим влиянием на этот мир, их оппоненты доказывают, что педагогический процесс носит инструментальный характер. Его цель заключается в воспитании личности с заранее заданными свойствами.

Выдающийся французский философ и педагог эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778) основой развития личности считал свободное воспитание, за которого «ребенок живет в радости, самостоятельно чувствуя, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания». Учитывая природу ребенка, необходимо отказаться от установленных волей воспитателя ограничений, отучать ребенка от слепого подчинения этой свободы, соблюдать незыблемых природных законов. Внутренней мотивацией этого процесса является стремление ребенка к самосовершенствованию, самопознания, творческого саморазвития.

Швейцарский педагог Иоганн-Генрих Песталоцци (1746-1827) актуальной задачей педагогики считал создание «механизма образования», что даст возможность каждому подготовленном педагогу, который приложит много собственных усилий, воспитать любую ребенка.

Концепция развития личности американского гуманиста Карла Роджерса (1902-1987) основана на противопоставлении когнитивного (усвоение знаний, развитие личности ученика под четким контролем педагога) и опытного (ориентированного на личностное развитие и эмоциональную сферу ученика) типов обучения. По утверждению Роджерса, личный опыт самоценный для ученика и поэтому является единственным критерием оценки жизненных событий. Учения, в процессе которого личность самостоятельно развивается, приносит огромное удовольствие, решающе влияя на личность человека.

Австро-немецкий философ и педагог, основатель антропософії Рудольф Штейнер (1861-1925) основал индивидуальный подход к воспитанию детей, который ликвидировал уединенное обучение девочек и мальчиков, разделение по социальными слоями, степенью одаренности и принадлежности к разным вероисповеданиям. Важнейшей проблемой человеческого мышления Штейнер считал необходимость «понять человека как основанную на себе самой свободную личность». На основе антропософії, которая изучает человека в телесном, душевном и духовном аспектах, он создал педагогику, что охватывает развитие и саморазвитие целостной личности, ее способностей к познанию, искусства, развития собственных чувств, моральных задатков и религиозных переживаний. Задача педагога Штейнер усматривал в использовании технологий, развивающих в личности способность к ориентированных на разнообразие мира суждений и умовисновків. Именно этот принцип был положен в основу обучения и воспитания в первой Свободной вальдорфской школе.

Представители «педагогики творчества» (Ф. Гансберг, Е. Линде, Г. Шаррельман) осуждали попытки влиять на неповторимую личность ребенка с помощью технологии. Будучи убежденными, что к каждой личности ребенка необходимо подбирать индивидуальные средства воспитания, они не признавали идеи и возможности создания педагогической технологии, которая могла бы стать ключом к душе ребенка.

На отказе от педагогической технологии как инструмента влияния на ребенка основываются традиции «свободного воспитания», которые начали и развивали в России Лев Толстой (1828-1910), Константин Вентцель (1857-1947), Луиза Шлегер (1863-1942) и др. Они отрицали возможность «технологізувати» педагогический процесс, пропагандировали идею создания особого детского мира, «пробуждение души ребенка», стремление сохранить в человеке оригинальность и яркость детства, а успешность или неуспешность работы учебного заведения оценивали не на основании используемых технологий, а ввиду творческую направленность личности педагога, на созданный им климат в процессе обучения и воспитания.

В бывшем Советском Союзе педагогические технологии рассматривали как средство реализации большевистской идеологии, что придавало им соответствующей политической заангажированности, требовало учета классовых характеристик индивида в процессе целенаправленной деятельности и т.п. Содержание информации сознательно подбирали с ориентацией на воспитание коммунистической сознания и морали. То есть педагогические технологии использовались как средство формирования коммунистического мировоззрения и поведения. Политически заангажированные ученые, педагоги-практики активно начали процесс конструирования адекватных этим заданием технологий.

В 30-е годы XX в. началась технологическая революция в образовательной системе США. В течение следующих десятилетий понесло эволюции толкование термина «педагогическая технология», что породило дискуссию о его сущность, структуру и источники развития. Трансформация его содержания от «технологии в образовании» к «технологии образования» охватывает четыре периода.

1. 1940-1950 гг. В настоящее время появились и внедрялись в учебный процесс технические средства записи, воспроизведения звука и проекции изображения, термин «технология в образовании», который в течение следующих лет под влиянием работ по методике применения разнообразных технических средств обучения видоизменялось в срок «педагогические технологии».

Предложена периодизация выстраивается на таких конкретных фактах:

В процессе становления и функционирования педагогических технологий прослеживаются определенные тенденции и закономерности. Прежде всего необходимы объективные и субъективные предпосылки. Например, педагогические технологии, основанные на идеях «Школы диалога культур», «вероятностная педагогика» могли утвердиться только в результате кризиса педагогической технологии, разработанной на идеях «развивающего обучения».

В целом, технология как феномен является важной составляющей истории человечества, формой выражения интеллекта, сфокусированного на решении важных проблем бытия, синтезом ума и способностей человека.

Источник

Причины и история возникновения педагогической технологии

Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть картинку Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Картинка про Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть картинку Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Картинка про Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть картинку Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Картинка про Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть картинку Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Картинка про Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий

Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть картинку Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Картинка про Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий

Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть картинку Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Картинка про Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Причины и история возникновения педагогической технологии

Сходство и различия промышленных и социальных технологий

Понятия «педагогические система» и «педагогическая технология»

Классификация педагогических технологий.

Причины и история возникновения педагогической технологии

Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффектив­ные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересо­ванности учеников и роста успеваемости учащихся. Среди основных побу­дительных причин возникновения и практического исследования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

— необходимость более глубокого учета и использование психофи­зиологических особенностей обучаемых;

— осознание настоятельной необходимости замены малоэффектив­ного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным под­ходом;

— возможность проектирования учебного процесса, организацион­ных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантиро­ванные результаты обучения;

— потребность снизить негативные последствия работы малоквали­фицированного учителя.

Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик, но проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

Очевидно, что совершенствование метода надо продолжать, но про­цесс нахождения и эмпирического (основанного на практике) отбора дол­жен быть совмещен с выбором цели и отработанной системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи от­носят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авто­рам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.

Принято считать, что у истоков технологизации отечественной педа­гогики стоял А.С. Макаренко, который впервые ввел понятие педагогиче­ской техники и предполагал идти еще дальше: «Наше педагогическое про­изводство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важ­ные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособ­лений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Смотреть картинку Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Картинка про Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий. Фото Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрд-ниева, И.П. Раченко, ЛЯ. Зориной, В.П. Беспалько, MB. Кларина и др.

Этому способствовало стремление использовать в учебном процессе технические средства, в частности, визуальную, аудио- и аудио-визуальную аппаратуру. Психологи и педагоги провели исследования по алгоритмизации обучения. Развивается электронная техника с большими возможностями ее ис­пользования в различных областях подачи и переработки информации, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.

Для программированного обучения характерен контроль. Его разви­тию способствовало и то, что в 70-е годы в советскую школу «вернулись» тесты, запрещенные в 30-е годы 20 века. Все названные обстоятельства оказались благоприятными для реализации технологического подхода к учебно-воспитательному процессу, для разработки теоретических вопросов педагогической технологии и применения ее на практике. К настоящему времени опубликованы монографии, множество брошюр и статей по проблемам педагогической технологии.

Следует отметить большой вклад В.П. Беспалько в разработку тео­рии и практики педагогической технологии, в частности, его труды по тео­рии педагогических систем и собственно педагогической технологии. Проблемам педагогической технологии посвящены работы В.В. Гузеева, М.В. Кларина, П.М. Эрдниева и др. Педагогическую технологию как учебную дисциплину изучают теперь студенты педагогических специальностей многих вузов. Все сказанное делает актуальным осмысление «педагогической техно­логии» как понятия и соответствующего термина науки педагогики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *