Чем интересна недоросль современному читателю
Актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» для наших дней (4 фото)
Нередко после повторного прочтения классиков возникает мысль об их удивительной прозорливости и точном ощущении проблем, которые не теряют злободневности. Почему комедия «Недоросль» актуальна и в наше время, и, пожалуй, даже больше, чем два века назад?
Это произведение по праву считается вершиной творчества Дениса Ивановича Фонвизина и пиком всей драматургической мысли XVIII века. Сохранив классическую основу, произведение при этом стало глубоко новаторским.
В нем помимо извечных неистребимых пороков – грубости, глупости, жадности, необразованности виртуозно высмеивается проблема воспитания тогдашних молодых людей, которую автор отразил в названии: недоросль – это получивший домашнее образование юный представитель дворянского сословия.
В отличие от представителей классической школы, автор не просто обозначил саму проблему воспитания, но и разложил по полочкам условия и предпосылки, способствующие ее появлению. Произведение действительно ода реалистичности в русской литературе. Автор развенчивает алчность и жестокость Простаковых, глупость и безнаказанность Скотининых.
При этом в отличие от классических произведений, в которых центральное место занимает какая-то одна тема, здесь ясно и четко наблюдается многотемность. Она проявляется связью сложностей воспитания с крепостничеством и властью. Для демонстрации проблемы Фонвизин использует специальные приемы, среди которых говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония, проявляемая положительными героями.
Идеи автора находят яркое выражение в самобытных диалогах героев. Речь персонажей индивидуализирована и во многом их характеризует. Практически Фонвизин стал первым драматургом, чье произведение позволило раскрыть на театральной сцене реальные человеческие характеры, а не образы, предписанные законами классицизма.
Казалось бы, два века назад проблема грамотности и образования стояла очень остро. А в наше время компьютеризации и доступности информации ничего подобного быть не должно. Но при этом мы наблюдаем противоположную картину: снижение интереса к чтению, поскольку книги вытеснены легкими для восприятия играми, фильмами и сериалами. Над ними не надо думать, поскольку подумал уже кто-то другой. При этом учебники становятся все более примитивными, что сказывается на качестве и глубине получаемых знаний. Тогда как окружающая действительность, предполагающая появление и внедрение сложных технических устройств, требует от людей глубоких и серьезных знаний.
Чем может быть интересна комедия «Недоросль» современному читателю?
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
«Недоросль» Д.И.Фонвизина была написана «с натуры», а именно с А.И. Оленина, который, кстати впоследствии стал государственным деятелем, и само имя «Митрофанушка» стало нарицательным. Сейчас этих «недорослей», разумеется не только в плане роста тела, сколько угодно, даже бинокль не требуется. Но. на то он и читатель, чтобы себя не узнавать в произведениях. а вообще то, «Недоросль» актуальна не только сейчас, но и будет столь же актуальна и впредь.
Комедия Фонвизина «Недоросль» несомненно может представлять интерес и современному читателю. Прежде всего как жизнеописание той эпохи, а это конец 18 века, ведь в ней очень живо и образно описаны манеры, стиль жизни и интересы или их отсутствие в среде мелкого дворянства. Комедия позволяет окунутся в атмосферу того времени, почувствовать ритм жизни, сравнить ее с современностью. Ведь сами недоросли никуда не делись, они также живут среди нас не испытывая никакой тяги к учению, познанию нового, а мечтая только о красивой жизни, мечтая только о женитьбе, как способе разрешения всех проблем. И вырастают озлобленными эгоистами, разочаровавшимися в собственной жизни и не ценящими чужую. То есть сатирическая направленность пьесы актуальна и сейчас. Ну и сам очаровательный стиль автора не может не представлять интереса для поклонников классической русской словесности.
Эта комедия не потеряла своей актуальности со временем, и вряд ли потеряет. И сейчас встречаются такие же внутрисемейные отношения. Полновластный тиран типа Простаковой, держащий всю свою семью в страхе. Разнеженное дитя, которому позволено всё. Не желание учиться и отрицательное отношение к образованию в целом. Скотинины и лёжа на боку чины получали. Ведь сейчас также, некоторым ничего не нужно делать, всё им сделают родители да ещё и устроют хорошо. А речи Стародума. Ведь в них так много истинн, которые вне времени. Его рассуждения об уме, сердце, отношении к должности. Просто кладезь нравственности для современного человека. Так что комедия интересна и актуальна. Заставляет задуматься и оглянуться вокруг.
Наверное, тем, что ничего за эти годы не изменилось. Большинство людей думают только о выгоде, как Скотинин с Простаковой, о своих интересах. Но всегда есть люди честные и порядочные, которые им простивостоят. В комедии это Софья, Милон, Правдин.
Трудно современных школьников приучить к чтению литературы. А вот Недоросль Фонвизина актуальна как раз для таких молодых людей. Пусть прочитают, вдруг до них дойдет, что многие из них Митрофанушки: ничего не хотят делать, но при этом мечтают о многом.
Потрясающая женщина- госпожа Простакова! О ней нельзя сказать ни одного доброго слова. В её характере, в сложившейся натуре, даже если постараться поискать что-либо светлое и доброе, будет выглядеть как неблагодарная трата времени- нет там человечности.
Для простых людей, которые прислуживают ей, вообще не существует имён, только:
Обобрав своих крестьян и не утолив своей безмерной жадности, сильно расстраивается:
Для мужа тоже есть свои прозвания:
Постоянно унижаемый при всех женой, он старается жить невидимкой, чтобы его не видели и не слышали. Но при всём при этом, госпожа Простакова забрав всю власть в свои руки и правя в своей усадьбе жестоко, своевольно не упускает возможности пожаловаться на свою тяжёлую жизнь:
Тупая, глупая, совершенно не образованная женщина, своё скудоумие преподносит как достоинство:
Но немного понимая, что наступают другие времена, пытается обучить своего Митрофанушку. Скотиниская выучка не даёт плодов на этом чахлом поле без разума, недоросль так же глуп и бездарен как и его мать, ведь не даром, она хвалится, что сыночек весь в неё.
Госпожа Простакова весьма несдержанная и злобная особа и признаёт лишь один способ выяснения отношений- драку!
Так она выговаривает старой нянюшке, не защитившей «мальчика»от нападок Скотинина.
Сама рвётся в бой при случае:
Пытается хитрить, примеривая на себя добродетельный образ:
Самодурка, имеющая власть, считает, что всё должно происходить именно так, как она задумала, чужие желания и чувства для неё не имеют никакого значения. Заранее зная, что Софья не согласна выходит замуж за дурочка Митрофанушку, тем не менее:
Хорошо, что нашлись люди, которые смогли урезонить и приструнить этот злобный фонтан нечисти.
Стародум не смог удержаться в армии, как он сам говорит по молодости и горячности. Его обидело то, что его, боевого офицера обошел по чинам некий штатский приятель, который отлынивал от военной службы.
Стародуб не пришелся и ко двору. Там он встретил слишком много людей, которые пеклись лишь о своем благе. Он не хотел быть среди тех прочих, которые «не оставляют двор, потому что он им полезен».
Стародуб честный человек и захотел добиться всего сам, своими силами. Поэтому он отправился в Сибирь, в те места, где:
Стародуб немного идеалист, который хочет чтобы общество жило по законам морали и чести, и потому он так непримирим к тем, кто нарушает эти принципы, и потому он искал для Софьи жениха, который бы соответствовал его представлениям об идеальном дворянине.