Чем интересна повесть временных лет
Православная Жизнь
9 ноября по новому стилю Православная Церковь почитает день памяти великого угодника Божия киево-печерского монаха конца XI – начала XII в. преподобного Нестора Летописца, который также почитается небесным покровителем Киевских духовных школ (семинарии и академии) и покровителем церковных писателей и журналистов.
В чем же важность труда преподобного Нестора? В чем несомненная важность его духовной миссии для восточных славян?
Один писатель когда-то сказал, что литература – это «консервы времени». Мне кажется, более точным будет выражение о том, что литература сохраняет духовную и культурную связь между поколениями и является тем геномом, который позволяет человеку и XII, и XXI столетий идентифицировать себя и как человека, и как православного христианина, и как этнического украинца, белоруса или россиянина.
В этом сказался огромный духовный талант преподобного Нестора Летописца. Ему с Божьей помощью удалось в своем главном труде жизни «Повести временных лет» увязать рождение славянской нации с сотворением мира, с глубочайшим корнями славян в истории народов, с их местом в общечеловеческой истории; он также показал языческую тьму и спасительный Христов свет, просветивший эту тьму сердец наших предков. Именно Нестор Летописец рассказал нам – его потомкам – об огромнейшей и спасительной важности принятия христианства Русью. Преподобный поведал о том, какое влияние Православие имело на первых домоустроителей молодого Киевского государства – святых равноапостольных великих княгиню Ольгу и князя Владимира, этих луны и солнца, и народ наш. Кроме того, святой рассказал и о других князьях и об устройстве Киевской Руси. Его летопись послужила с Божьей помощью началом летописной хронографической традиции на Руси, благодаря которой мы имеем объективное и полнокровное историческое знание. К тому же именно преподобного Нестора Летописца можно назвать отцом славянской истории как науки. Но не только исторической науки, но и агиографии (жития святых). Ведь его сочинение «Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу» легло в основу патерика Печерского, послужив его началом.
Вот почему так важно читать творения преподобного Нестора.
Кроме того, его книги являются будто бы репортажами из первых рук. Он лично знал преподобного Феодосия, являвшегося учителем юного Нестора, и был свидетелем многих исторических событий, описанных им в летописи.
И если мы хотим получить объективную картину православной киевской Руси того времени, то, конечно же, нам следует обращаться к творениям преподобного.
Также мы можем иметь от книг святого Нестора и очень глубокое духовное назидание. Ведь он сам, родившись на Киевщине в 50-х годах XI столетия, с детства имел монашеский огонь в груди, в юношеском возрасте пришел в Печерский монастырь над Днепром и попросился в обитель. Нестор был послушником у преподобного Феодосия. Его преемник, игумен Стефан, осуществил монашеский постриг преподобного. Его также рукоположили в диаконский сан. Позже Нестор в числе первых из братии участвовал в обретении мощей преподобного Феодосия Печерского.
После долгих трудов и глубокой полнокровной духовной жизни святой скончался около 1114 года, завещав братии продолжение летописных трудов.
Преподобный Нестор говорил следующее: «Великая бывает польза от учения книжного. Книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
И, конечно, эти прекрасные слова применимы и к его сочинениям. Кто-то сказал однажды: «История – это не ковыряние в пепле. История – это передача пламени». Сердце преподобного Нестора Летописца горело любовью ко Христу. И это пламя Христового света он с Божьей помощью передал нам…
Зажжем же, братия и сестры, свою сердечную свечечку от духовной свечи произведений преподобного. В них мы, как в сокровищнице, обретем много прекрасного, душеспасительного и полезного для себя.
Также хочется поздравить Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, преподавательский состав и воспитанников Киевских духовных школ с днем памяти нашего небесного покровителя. Киевские духовные семинария и академия стали матерью кормящей, преподающей духовное молоко богословских знаний для многих поколений архипастырей и пастырей Украинской Православной Церкви. Тому подтверждение и Собор святых Киевской духовной академии, в который входит более ста угодников Божиих – выпускников и преподавателей Киевских духовных школ. Являясь воспитанником Киевской духовной академии, могу сказать, что это действительно выдающаяся духовная школа богословия, которая следует завещанию ее основателя святителя Петра (Могилы). Она не только преподает глубокие познания в богословии, но и воспитывает в учащемся дух православного христианина, открывая ему кладезь мудрости святых отцов.
Хочется пожелать Владыке Антонию и всем учащим, учащимся и выпускникам Киевских духовных школ многая и благая лета! И чтобы ниточка духовных знаний, которую протянул к нам преподобный Нестор Летописец не только не прервалась, но и крепла милостью Божией, небесным покровительством преподобных отцев наших Печерских и вашими трудами.
Преподобне отче наш Несторе, моли Бога о нас!
Повесть временных лет –первая древнерусская летопись
История Древнерусского государства сохранилась в первую очередь благодаря летописям. Одна из наиболее ранних и известных — это «Повесть временных лет» (ПВЛ). Именно по этому великому произведению древнерусской литературы изучают историю Руси до сих пор. К сожалению, его оригинал не сохранился. До наших дней дошли лишь более поздние редакции, сделанные переписчиками того времени.
История создания
Автором знаменитой летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Его фамилия не была установлена. Да и упоминаний о нем в оригинале нет, они появляются лишь в более поздних редакциях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных рассказов, отрывочных письменных документов и наблюдений самого Нестора.
Произведение написано на рубеже XI и XII веков. Точный год написания «Повести временных лет» неизвестен, но есть несколько предположений по этому поводу. Историки А. А. Шахматов и Д. С. Лихачев считают, что основная часть произведения была создана ещё в 1037 году, а затем оно дополнялось новыми сведениями от разных летописцев. «Повесть временных лет» Нестора была написана в 1110 — 1112 годах. При её составлении он основывался на сведениях из более ранних документов.
Однако наиболее древняя дошедшая до нас редакция была написана намного позже и датируется XIV веком. Её авторство принадлежит монаху Лаврентию. Именно по этой и некоторым другим версиям современные историки составляют картину событий того времени.
Содержание «Повести временных лет»
Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:
Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.
Однако их объединяет одна особенность: на протяжении всего произведения автор лишь пересказывает произошедшие события и передает рассказы других людей, не высказывая своего отношения и не делая никаких выводов.
Военные походы
«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей. Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:
Ключевые события в истории
Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.
Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».
Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.
Последние события, изложенные в летописи, принадлежат периоду правления Ярослава Мудрого и его сыновей. В более поздние редакции ПВЛ вошло и знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», внука Ярослава Мудрого и талантливого правителя Русской земли.
Историческое значение произведения
«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.
Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.
Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.
Однако в настоящее время «Повесть временных лет» читают многие историки, исследователи и просто люди, интересующиеся этой эпохой. А потому найти ее где-нибудь на полке книжного магазина — далеко не редкость.
Повесть временных лет: история написания и главные события из произведения
Повесть временных лет – это летопись, созданная в Киеве в начале XII века. Это первая в Киевской Руси историческая и литературная достопримечательность. В первоначальном виде летопись до нас не дошла, но была переписан в начале ХV века и сохранилась в нескольких копиях.
В Древнем рукописном произведении Нестор Летописец рассказывает о:
крещении княгини Ольги;
истории православия на Руси в важнейших моментах его становления;
историю восточных славян и княжеской власти;
возникновения славянской письменности.
Нравится изучать Киевскую Русь? Другие периоды истории Украины не менее интересные. Например, подробнее об украинских землах в XVI веке читайте в учебнике по истории Украины за 8 класс В.С. Власова.
До сих пор не известно, когда на Руси началось летописание. Однако среди ученых популярная гипотеза академика А. Шахматова, согласно которому в 1034-1044 гг. было составлено древнейшее Киевское летописное сведение. В нем содержалась информация о становлении Руси и ее крещении. Около 1073 года в Киево-Печерском монастыре было завершено Первое Киево-Печерское сведение. И уже позже, в 1093-1095 гг., на основе этого сведения было заключено еще одно, которое в свою очередь стало основой для произведения Нестора.
Существует легенда, что Нестора отправили послушником разбирать и упорядочивать рукописи. Он увидел хаос в хронологии событий и решил все упорядочить и дописать свои сведения, очевидцем которых был.
Существовали две редакции «Повести временных лет». Вторую создал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр по заказу Владимира Мономаха в 1116 году. Третью написал неизвестный книжник по заказу сына Владимира Мстислава Мономаха. Удачной принято считать именно редакцию Нестора Летописца.
Оригинал «Повести временных лет» до нашего времени не сохранился, однако известны поздние списки XIV-XV века – это переписаны варианты из других источников. Древнейшими считают Лаврентьевский (1377) и Ипатьевский (XV в.) списки. Первый получил свое название от имени переписчика – монаха Лаврентия, а другой был найден в Ипатьевском монастыре.
По образцам «Повести временных лет» сложились Киевский (о событиях XII в.) и Галицко-Волынский летописи (о событиях XIII в.). В совокупности три летописи называют «Летописью русской», где рассказывается о событиях времен Киевской Руси.
Если вам нужно выполнить домашнее задание или написать контрольную работу, то ищите уже все написанное в разделе «ГДЗ и решебники по истории Украины 7 класс».
Летопись создавалась на протяжении многих лет различными творцами, но в начале XII века завершил, упорядочил и дал название произведения монах Киево-Печервського монастыря – Нестор, который также является автором Жития св. Феодосия и «Чтения о Борисе и Глебе». В позднем Хлебниковском списке XVI века упоминается о Несторе-летописце: «Повести врѣменных лѣт Нестера черноризца Феодосьева манастиря Печерьскаго […]».
Что касается биографии автора летописи, то родился Нестор-летописец в 1056 году в Киеве. В 17 лет он пришел в Киево-Печерскую лавру послушником. Принял его основатель монастыря преподобный Феодосий. Вскоре юноша превзошел величайших старцев и сделал книжное дело содержанием всей своей жизни. Во время пострига в монахи Нестор был удостоен сана иеродиакона.
Преподобный Нестор принадлежал к самым образованным людям Киевской Руси конца XI-начала XII века. Он имел исключительные способности к истории, литературе и в совершенстве владел греческим языком.
В «Повести временных лет» перед историей о принятии христианства в 988 году князем Владимиром рассказывается о «выборе веры». Больше всего акцентируется внимание именно на византийском христианстве, а об исламе, иудаизме и других верах упоминается редко. Впоследствии Владимир разослал посланцев в разные страны, чтобы окончательно убедиться в верности выбора.
Или это щедрые дары Византии убедили князя, или то, что его бабушка Ольга была христианкой, но было решено, что Русь нужно крестить. После того, как Владимир захватил греческий город Корсунь, он отправил послов в Византию с просьбой жениться на сестре императора Василия II. Иначе – пообещал взять в осаду город и пытать жаждой и голодом.
Цари византийские были растеряны. Они говорили, что не отдадут христианскую сестру за язычника, и предложили Владимиру креститься. Тогда князь ответил: «Я крещусь, ведь и до этого мне вера ваша нравилась, и мужи мои, посетив вас, остались в восторге».
Крестился Владимир в церкви святой Софии, стоявшей в центре города Корсунь. Впоследствии князь прибыл в Киев, велел сбросить всех языческих идолов, порубить и сжечь. Владимир действовал решительно: он созвал всех жителей Киева в Днепр, а того, кто не пришел, считал своим противником.
«На другой день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось людей без счета, и влезли они в воду и стояли – те к шее, а вторые – к груди. Дети же (не отходили) от берега, а другие младенцев держали. Взрослые же бродили, а попы, стоя, молитвы творили».
После этого Владимир начал строить церкви и храмы по всей Руси и крестить людей по всем городам и селам. Первой каменной церковью Киевской Руси считают Десятинную, которую разрушили монголы в 1240 году.
Интересует больше узнать о реформах других князей? Тогда выбирайте учебник в разделе «Учебники по истории Украины за 7 класс» и узнавайте интересную информацию!
В «Повести временных лет» рассказывается о племени полян, которое было самым умным среди других племен. И были три брата-поляны Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбидь.
«Сидел Кий на горе, где теперь Боричев спуск. Щек сидел на горе, которая называется ныне Щекавицей. Хорив – на третьей горе, от него она прозвалась Хоревицей. И построили они город во имя старшего брата и назвали его Киев. Был круг города лес большой, и ловился там всякий зверь».
Олег Вещий впервые упоминается в летописи в связи со смертью Рюрика: «Умер Рюрик. Княжение свое он передал Олегу, что был с его рода, отдав ему на руки сына своего Игоря, ибо был очень мал».
В 907 году пошел Олег на Константинополь. Тогда он впервые поставил корабли на колеса, с попутным ветром поставили паруса и пошли со стороны моря в город. Далее подается первый текст торгового договора Киевской Руси с греками.
Согласно «Повести временных лет», в 912 году Олег заключил вторую торговое соглашения с греками и умер от собственного коня. А подробнее узнать о легенде о смерти князя Олега вы сможете благодаря учебнику по истории Украины 7 класс В.С. Власова.
3. Месть княгини Ольги древлянам
Мужчину княгини Ольги – князя Игоря Рюриковича – убили древляне из-за непомерного сбора дани. После этого древляне захотели отдать Ольгу замуж за князя Мала и послали 20 мужей в Киев. Когда пристали древляне к берегу под Боричевым спуском, тогда Ольга сказала, что им сделают большую честь, понесут в лодках на гору, а сама велела выкопать большую и глубокую яму во дворе. Понесли их в лодке и принесли во двор к Ольге. Тогда княгиня велела засыпать их живыми.
Второй раз древляне послали своих мужей. Ольга велела приготовить им омовение, говоря так: «Помывшись, придите ко мне». Они начали мыться, как за ними закрыли печь. И в том огне сгорели все.
Понравилось читать об истории Украины? Вы можете еще и слушать и просматривать ее! Переходите в раздел «Онлайн уроки за 7 класс по истории Украины» и изучайте такие темы, как «Кревская уния», «Инкорпорация русских удельных княжеств», «Галицко-Волынская держава» и многие другие.
Повесть временных лет интересные факты для детей. Повесть временных лет, или Досье для Господа Бога
Популярные материалы
Today’s:
Повесть временных лет интересные факты для детей. Повесть временных лет, или Досье для Господа Бога
Повесть временных лет кратко. Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха ) и выписки из других летописей.
История создания Повести временных лет
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Повесть временных лет слушать. «Повесть временных лет» Нестор
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к XII веку. Традиционно считается, что составлена Нестором Летописцем в древнем Киеве. Описывает историю Киевской Руси с IX по XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. (где отразилась 2-я редакция «Повести временных лет») и Ипатьевский 20-х годов ХV (где отразилась 3-я редакция «Повести временных лет»). Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Исследователи XVIII-XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачёвым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама «Повесть временных лет» не является единым произведением. Многие рассматривают её как основной источник об указанном времени, иногда необоснованно отбрасывая другие источники, если они противоречат «Повести временных лет». Дошедшие до нас списки являются компиляцией из нескольких оригинальных источников, и одни и те же события иногда трактуются противоречиво в разных частях летописи. В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян и призвании варягов. Многие моменты переданы иносказательно, с употреблением библейских цитат, поэтому в летописи содержится большое количество пока ещё не понятой информации.
От инопланетян: Книгу временны́х лет (равным образом величаемая «Элементарная хронику» или «Несторова изолетопись») — как никогда досрочный из доварившихся до нас векописных тромпов. Смотрится к XII вечно. Так уж повелось ходят слухи, что собрана Историком Историком в доисторическом Унигарде. Изображает технографию Киевской Великороссии с IX по XII вежд. Тромп таковой известен в поезде пласта векописных солесборников, оставшихся в пунктах, из каких-нибудь ближайшими и как никогда ветхими обнаруживаются Лаврентьевский 1377 г. (где отозвалась 2-я редактура «Проинформируй преходящих лет») и Ипатьевский 20-х годков ХV (где отпечатлелась 3-я политредакция «Потащить преходящих лет»). Изолетопись поглотила в себя в немаленьком макроколичестве семматериалы сказаний, книг, надписей, изустные версификационные сказания о разных знаменательных табло и переживаниях. Изыскатели XVIII-XIX вв. полагали Летописца важнейшим российским историком, а «Повестушку преходящих лет» — первой российской хроникой. Обсасывание летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачёвым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и иными обличило, что жили векописные купола, предшествовавшие «Извести скоротечных лет», а сама «Повестушку преходящих лет» не рождается солидарным вырабатыванием. Некоторый осматривают её как главный гиппокрен об сориентированном часу, когда-когда шатко исключая некоторые люди список источников, если они спорят «Потащить скоротечных лет». Взъехавшие до нас чарты нарождаются компоновкой из немного необыкновенных фонтанов, и одни и те же действия вдругорядь рассматриваются различно в разнородных очередях хроники. В «Извести скоротечных лет» записяны небыли о возникновенье словенов и назначенье чужаков. Некоторый миги изображены в переносном значении, с питием библейных выписок, оттого в хроники держится крупное макроколичество будьте здоровы ещё не свидетель справки.
Повесть временных лет автор. Источники и вставные рассказы
Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.