Чем интересно было открытие лицея где учился пушкин кратко
Царскосельский лицей. Как учили Пушкина и других славных сынов Отечества
«. до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова».
В русской истории Царскосельский лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. Фото: globallookpress.com.
Как строилась работа в лицее?
Общий срок обучения в лицее составлял 6 лет. А новые классы набирали каждые три года. Поступить на первый курс лицея могли дети в возрасте от 10 до 14 лет.
Комнаты лицеистов А. Пушкина и И. Пущина. Фото: Всероссийский музей А.С. Пушкина/museumpushkin.ru.
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Фото: globallookpress.com.
Кстати
«Повод для гордости»
Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.
Царскосельский лицей. Школа, воспетая А. С. Пушкиным
211 лет назад появилась альма-матер для мальчиков из родовитых семей
Отечество нам Царское Село
Автором проекта создания лицея стал Михаил Сперанский, уже тогда известный своими реформаторскими идеями.
Помните, как ратовал об образовании Петр I, как не хватало ему образованных, умных людей, которые могли бы понять и претворить в жизнь его идеи, его начинания? С тех времен прошло больше ста лет, но вопрос кадров так и оставался открытым, а вот количество Митрофанушек неуклонно возрастало. Сперанского очень беспокоило, что не хватает людей, способных понять и претворить в жизнь его нововведения. Как ему хотелось подготовить людей, способных объять, охватить, осмыслить и упорядочить всё системою. Появилась необходимость воспитания дворянских детей, сделать их образованными и эффективными чиновниками, и для этого в лицее применялись самые передовые методы образования и воспитания детей. Предполагалось, что здесь дети будут получать не только среднее, но и высшее образование.
Новое учебное заведение должно было заняться просвещением братьев Александра I. Великим князьям Константину и Николаю тогда было 21 и 14 лет. Как он сам говорил, что перед тем, как их отдать в университет, надо бы отвлечь от маршировки и дворцовых привычек, а сверстники своим примером помогут со временем стать им более добродетельными. Но подобная идея не была принята их матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. С коррективами по организации лицея выступили и император, и министр просвещения Разумовский. Ими не была принята идея о наборе юношей из разных сословий – только дети дворян. Да и количество лицеистов не должно было превышать 50 человек. Для лицея был выделен флигель Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната (келья – как называл ее А. Пушкин). В комнате была железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Первый раз в лицейский класс
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей так и остался «пушкинским».
Отгремели торжественные марши открытия и начались ученические будни воспитанников. Не знаю, как бы понравилось современным мальчикам обучение в лицее, но в то время считали, что распорядок дня способствовал развитию юношей. Ко дню выпуска молодые люди становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми и что очень важно, нравственно здоровыми людьми. Наши мальчики и девочки никаких ограничений в жизни не имеют, но и к самостоятельной жизни вряд ли готовы к окончанию школы.
Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.
Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.
Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.
Остается ответить на один вопрос: смог ли Сперанский решить кадровый вопрос, создав Царскосельский лицей. Скорее да, чем нет. Планировалось, что выпускники лицея займут руководящие должности на государственной службе, а на деле лицей выпустил сотни выдающихся поэтов, писателей и научных деятелей, многие из которых и государству служили достойно. Россия должна быть благодарна ему за это.
Царскосельский лицей
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.
Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша Пушкин – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.
Немного истории
Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:
Открытие
Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.
Учеба и жизнь
Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».
В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.
Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:
Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.
Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.
Выпускники
Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:
Пушкин окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.
Судьба лицея
Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).
В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.
В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.
Адрес и режим работы музея
Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.
Выходной день в музее: вторник.
Санитарный день: последняя пятница месяца.
Стоимость билета
Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:
Как добраться
Надеюсь, мой обзор был полезен вам!
Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.
Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем.
Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.
История Царскосельского лицея
Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования.
Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.
Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.
Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.
Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.
В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».
Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.
За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.
Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.
Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.
На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.
Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.
Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.
Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.
Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.
За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.
Традиции образования в лицее
У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.
Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.
Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.
В состав программы обучения входили:
Для чего был создан Царскосельский лицей
Лицей был задуман императором Александром I.
Он преследовал две цели:
1 — воспитать «новых» людей для важных государственных должностей, которые бы стали «свежей кровью» и смогли бы улучшить ход дел в государстве;
2 — держать под пристальным присмотром своих младших братьев Николая и Михаила, которые были претендентами на трон императора, а потому опасными для него.
Причина №1 — воспитание «новых» людей для государства
Если говорить более подробно по первому пункту, то в государстве было довольно много проблем, которые никак не могли решиться из-за недостатка одновременно умных и верных людей.
Среди чиновников процветало воровство, взяточничество, невежество, что только вредило становлению государства.
Русских школ, способных воспитать нужных людей, на тот момент не было. А обучение за границей никак не способствовало любви к отчизне, пониманию ее проблем и желанию решить их.
Было решено создать русское учебное заведение, которое бы совмещало в себе особенности университета и училища, и имело гуманитарно-юридическую направленность.
Причина №2 — присмотр за младшими братьями
Что касается опасения императора своих наследников, тот тут все достаточно просто.
Дело в том, что Александр I вошел на престол после того, как в результате заговора был убит его отец — император Павел I. И хотя он не убивал своего отца лично, некоторые факты указывают на то, что он знал о готовящемся нападении.
Теперь же он боялся подобного заговора против себя. К тому же, наследники (его младшие братья) подрастали.
Поэтому он хотел приблизить их к себе насколько это возможно. Но мать императоров держала сыновей возле себя и, догадываясь о мыслях императора Александра I, не соглашалась отпустить младших детей под его воспитание.
Император собирался под предлогом достойного образования привезти князей в Царское село, в запланированный лицей, чтобы контролировать братьев.
Царь отдал приказ о написании проекта реформатору Сперанскому М.М. и министру народного просвещения Разумовскому А.К.. После всех предложений, император внес собственные правки и подписал указ.
Так в январе 1811 года вышло постановление царя о создании особого учреждения. А 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея.