Чем интересно описание главной улицы петербурга в начале повести невский проспект
Сочинение на тему «Образ Петербурга в повести Невский проспект Гоголя Н.В.»
Невский проспект – это как сердце столицы, ее душа. Все, что мы видим в этом важном для города месте – это и есть характеристика всего Петербурга, его идеалы, принципы, нравы. Описывая проспект, Гоголь, как художник, рисует объемную картину бессмысленности, обмана, отсутствие цели и уважения к человеку.
Пискарев и Пирогов – две истории, в которых показана суть взаимоотношений в обществе. Интересно, что фамилии двух героев начинаются на букву «П», на ту же, что и название северной столицы. Писатель, как бы показывает нам, что истории Пискарева и Пирогова – это порождение нравов самого Петербурга, его столичного общества.
Пискарев – мечтатель, романтик, у него творческая работа. Мир ему представляется идеальным. Он отрицает реальность, не воспринимает ее. Автор испытывает симпатию к Пискареву, сочувствует ему. Поручик Пирогов, наоборот, поверхностный и самовлюбленный. Обоих героев постигает неудача, как будто бы, в цивилизованном обществе невозможно получить того, чего хочешь. Художник, вырастивший в себе чувствование красоты, стремление к высоким идеалам, умирает, а Пирогов живет, быстро забыв о неприятном событии. Из них двоих хочется вылепить одного – мечтателя, но умеющего с легкостью относиться к происходящему.
Цивилизованное общество Гоголь видит лживым, лишенным смысла. Он говорит, что в Петербурге все иллюзия, обман и мечта. Если посмотреть в глубину, то можно увидеть лишь пустоту, здесь нет места творчеству, искусству. Автор описывает двух толстяков, глядящих на строящуюся церковь. Он говорит о том, что обсуждают они совсем не ее архитектуру, а смешных ворон, усевшихся друг против друга.
Интересно описание бала, на который попадает Пискарев во сне. Гоголь описывает пестрые образы присутствующих. Главному герою казалось, что все эти люди состоят из кусков, на которые темные силы искрошили все вокруг. Он не видит ни смысла в этих кусках, ни толку. Таким порочным и бессмысленным представляется Гоголю цивилизованное общество.
В начале повести и в конце Гоголь дает описание Невскому проспекту. Автор говорит, что в этом обществе все происходит наоборот. Кто обожает лошадей, тот ходит пешком, а кто мчится на рысаках – тот равнодушен к ним. В этом мире в почете пошлость, а все благородное и прекрасное не жизнеспособно, подчинено уничтожению.
Образ Петербурга в повести Невский проспект
Н. В. Гоголь большую часть своей жизни провел в Петербурге. Сначала он считал его идеальным городом, центром красоты, духовной жизни страны и местом, где всегда творческий человек может получить признание. Однако после приезда писатель понял, что реальность слишком сильно отличается от его мечты.
В повести «Невский проспект» Петербург – это город лжи и праздности. Жителей города привлекает бесцельная прогулка по проспекту, во время которого они демонстрируют себя миру. Но показывают и выделяют не лицо или глаза (что важно для автора, потому что для Гоголя глаза – зеркало души), а бакенбарды, волосы, усы. Для жителей не важно, что внутри, гораздо важнее то, что снаружи.
Всё, что можно увидеть в Петербурге, описанном в этом произведении – это безликая толпа, которой только и нужно, что выставить себя в выгодном свете, приукрасить. В этом городе сложно разглядеть настоящего человека за маской его напускной красоты.
Так и обманулся герой повести Пискарев. Художник, тонкая натура, вместе с другом, Пироговым, на Невском проспекте он встречает прекрасную девушку. Она сразу пленила его, и он погрузился в мечты о любви и счастье с ней. Пискарев даже не мог подумать, что за маской прекрасной и нежной женщины-мечты скрывается женщина легкого поведения. Он не смог смириться с обманом города масок и свел счеты с жизнью.
В Петербурге нет место не только чистой любви и мечте, но и дружбе – Пирогов не пошел на похороны к другу. Вместо этого решил соблазнять чужую жену. И ему это удается.
Образ Невского проспекта в повести Гоголя
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Образ Невского проспекта в повести Гоголя Используйте эти примеры для написания сочинения на урок литературы в школе.
Сочинение 1
Для Николая Васильевича Гоголя Санкт-Петербург всегда был особенным городом. Неудивительно, что автор создал цикл «Петербургские повести», где город является одним из действующих лиц. В этот цикл входит и произведение «Невский проспект».
Невский проспект — это не просто самая красивая и главная улица города. Это та часть Петербурга, которая соединяет множество разных людей. В разное время суток по Невскому проспекту ходят разные люди с разными целями. Утром по нему ходят простые люди и мелкие чиновники. Днем здесь можно увидеть преподавателей, гувернеров и их учеников, а также чиновников, стоящих на важных постах. В послеобеденное время на прогулку по Невскому проспекту выходят представители высшего света… Таким образом, Невский проспект становится отражением всего Петербурга. Он показывает людей разных сословий, которые живут в городе. Однако, они так и не соединяются, а лишь оказываются в одном и том же месте в разное время…
Невский проспект влияет и на жизнь человека, управляя его судьбой. Здесь может произойти неожиданная встреча со старым товарищем или просто знакомым. Здесь можно и влюбиться по-настоящему. Здесь можно погрустить и порадоваться. Невский проспект полностью управляет жизнью петербуржцев.
Судьба поручика Пирогова складывается удачнее. Он также нашел свою любовь на просторах Петербурга, но женщина оттолкнула его. Она была верна своему мужу-алкоголику, поэтому резко, твердо и жестко прервала ухаживания Пирогова, который был решителен в своих намерениях. Он также желал отомстить, но в одной кондитерской города он смог подавить в себе гнев.
Таким образом, Санкт-Петербург восстает в повести как нечто темное, злое, разрушительное, что управляет человеческой жизнью. И нет возможности уйти от этого преследования… Вот такой Петербург в позиции Николая Васильевича Гоголя — всеобъемлющая, глобальная сила, от которой невозможно уйти.
Сочинение 2
Автор повести «Невский проспект», Н. В. Гоголь, восхищается этим местом в начале повести, говоря о том, что лучше его ничего нет. Он отдает предпочтение людям, встреченным здесь, перед прохожими с других улиц. Невский олицетворяет весь Петербург, который Гоголь идеализировал, но со временем он стал замечать и обратную сторону Величественного города.
За внешним блеском Гоголь обличает бездушие и бесчеловечность города, пожирающего души бедных людей. Это уже не строгая, стройная столица. Писатель представляет Петербург как кучу домов, набросанных друг на друга, гремящие улицы, …блеск и низость бесцветности»
Общественные классы как нельзя лучше показаны на Невском проспекте в разное время суток: дамы и кавалеры в модных сюртуках, сверкающих мундирах, разнообразных платьях, платках и шляпках. Выставляется на суд читателей дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Праздность и гулянье царят на Невском. Но рано поутру проспект наполняется совершенно другими фигурами: мальчишки с сапогами в руках мчатся туда-сюда, как молнии, мужики в испачканной известью обуви, лакеи, которые швыряют объедки нищим. Город предстает безликим, полным лжи.
И люди описаны лишь фрагментами — волосы, усы, талия. Отсутствуют лица, нет личностей. Гоголь не видит людей в Петербурге. Есть только толпа, не имеющая собственного мнения.
Но интереснее всего Невский проспект по вечерам, когда свет ламп придает ему невероятный оттенок. Молодежь любит город в эту пору. Гуляющие юноши специально переходят на бег, чтобы у фонаря заглянуть под шляпку красивой дамы.
Истории, происшедшие с главными героями, Пискарёвым и Пироговым, это две резко выделенные части одной картины Невского проспекта и Петербурга. Пискарев — мечтатель, романтик. Пирогов же наглый, самодовольный и ограниченный тип. В отличие от чистого и благородного Пискарева, его интересует лишь карьера и интрижки с женами ремесленников.
В конце повести автор срывает с города красивые покровы и выплескивает на него всю свою ненависть к его продажности и равнодушию, тем самым подчеркивая двойственность Петербурга, его противоречие между видимым и сущим.
Сочинение 3
Образ Невского проспекта в повестях Гоголя стал неким мистическим символом. Сам Петербург – особый город для писателя, а его сердце – Невский – главная сцена, где кипит жизнь и происходят судьбоносные события.
Столица грехов и пороков
В городе пороков, лжи, бездушности и безразличия главный помост – Невский проспект. Именно он таинственным образом притягивает толпы людей: богатых и нищих, поэтов и художников, знатных особ и тех, кто попал на самое дно жизни. В произведениях Гоголя Невский проспект – ключевая деталь. Здесь разбиваются мечты Пискарёва в одноимённой повести Н. В. Гоголя. Красивая внешность и отвратительная душа настолько впечатлили молодого художника, что его сновидения, пытаясь оправдать возлюбленную, каждую ночь преподносят ему новые образы. Грязь, пороки, бесчеловечность, царящие в огромном городе, сводят с ума романтичного молодого человека. Он тот, кому не выдержать жизни в городской суете, в мире, где правят деньги.
Авторское восприятие Петербурга
Невский проспект – это душа Петербурга, и она показана писателем «во всей красе». Напыщенная, обрюзгшая знать демонстрирует свои роскошные наряды и пустые души, прогуливаясь по главной «артерии» города. Тут они соревнуются в роскоши своих экипажей, в белизне воротников и блеске драгоценностей.
Петербург, а с ним и Невский проспект, не гостеприимны для простых людей: это место, где все друг другу чужие. Огромный город сводит с ума персонажей Гоголя («Невский проспект»), он отнимает всё самое дорогое («Шинель).
“Не верьте, Невскому проспекту!” Гоголь достаточно долго жил в Петербурге, чтобы прочувствовать дух этого города: он мрачный, холодный, «серый», «каменный».
Чтобы жить в таком огромном неуютном городе, чтобы прогуливаться по Невскому дважды в день, нужно иметь особый характер и минимум моральных принципов. Таким неприветливым рисует Петербург Н. В. Гоголь в своих рассказах и повестях. Множество сюжетов показывают, насколько тяжело живётся «маленькому» человеку в таком огромном бездонном океане пороков. Гоголь очень пронзительно пишет о сердце Петербурга: «не верьте этому Невскому проспекту! …Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется…».
В образе Невского у Гоголя есть много мистических деталей: случайные встречи, фантастические персонажи, некий магнетизм, притягивающий самые сильные человеческие пороки. В рассказе «Портрет» Гоголь показывает как деньги стремительно губят человека. В этом произведении также фигурирует Невский проспект, именно туда переезжает внезапно разбогатевший художник, чтобы навсегда потерять свой талант.
«Невский проспект» (каким предстаёт перед читателем Петербург в повести?)
Н. В. Гоголь большую часть своей жизни провел в Петербурге. Сначала он считал его идеальным городом, центром красоты, духовной жизни страны и местом, где всегда творческий человек может получить признание. Однако после приезда писатель понял, что реальность слишком сильно отличается от его мечты.
В повести «Невский проспект» Петербург – это город лжи и праздности. Жителей города привлекает бесцельная прогулка по проспекту, во время которого они демонстрируют себя миру. Но показывают и выделяют не лицо или глаза (что важно для автора, потому что для Гоголя глаза – зеркало души), а бакенбарды, волосы, усы. Для жителей не важно, что внутри, гораздо важнее то, что снаружи.
Всё, что можно увидеть в Петербурге, описанном в этом произведении – это безликая толпа, которой только и нужно, что выставить себя в выгодном свете, приукрасить. В этом городе сложно разглядеть настоящего человека за маской его напускной красоты.
Так и обманулся герой повести Пискарев. Художник, тонкая натура, вместе с другом, Пироговым, на Невском проспекте он встречает прекрасную девушку. Она сразу пленила его, и он погрузился в мечты о любви и счастье с ней. Пискарев даже не мог подумать, что за маской прекрасной и нежной женщины-мечты скрывается женщина легкого поведения. Он не смог смириться с обманом города масок и свел счеты с жизнью.
В Петербурге нет место не только чистой любви и мечте, но и дружбе – Пирогов не пошел на похороны к другу. Вместо этого решил соблазнять чужую жену. И ему это удается.
Образ Петербурга в повести «Невский проспект» (Н.В. Гоголь)
Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» построен на эффекте усложненного контраста.
Петербург как объект изображения интересовал многих русских писателей. Первым этот город вывел на страницы своих произведений А. С. Пушкин. Гоголь продолжил тему в своем творчестве. Много лет он прожил в этом городе, и как человек творческий не мог не изобразить его в своих произведениях. Писатель посвятил Петербургу цикл повестей, который назвал «Петербургские повести». Каждое произведение рассказывает историю жизни человека, которая тесно связана с судьбой города.
Повесть «Невский проспект» написана в 1834году. Петербург – главный герой этого произведения. Гоголь показывает его как город контрастов. Роскошь и нищета, сила и слабость сосуществуют в одном месте. Меркантильность, жадность, корысть нашли здесь приют. Через описание Невского проспекта раскрывается жизнь всего большого города. Главная улица отражает суть общественных отношений, занятия жителей, их вкусы, идеалы.
В течение дня проспект несколько раз меняет облик. Ранним утром здесь появляются ремесленники, старухи в изодранной одежде, пахнет горячим хлебом. Сонные чиновники плетутся в департамент. В это время дамы не появляются на проспекте. В обед Невский превращается в педагогический проспект. Няни разных мастей гуляют с детьми. После двух часов начинаются настоящие народные гулянья. Здесь можно встретить знакомого, которого не видел много лет. Начинается выставка лучших «произведений» человека: один показывает бакенбарды, другой сюртук, третий галстук. После четырех часов проспект пустеет, но как только спускаются сумерки, улицу заполняют молодые люди, большей частью холостые.
Эпизод, в котором описывается облик Невского, построен на приеме контраста. Проспект наполнен людьми, которые встречаются здесь ежедневно. В то же время толпа не является чем-то цельным. Каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на тех, кто находится рядом. «Им не до того, чтобы заниматься рассматриванием прохожих», — пишет Гоголь о чиновниках, это касается всего мастерового люда. Богатые люди рассматривают только себе подобных, замечая лишь внешние атрибуты. Людей объединяет проспект, но каждый из них одинок. Невский похож на верхушку айсберга, показывая внешнюю сторону жизни.
Большой город привлекает талантливых людей. Они стремятся в Петербург, чтобы показать и развить свое мастерство, встретиться с другими талантливыми людьми. Так оказался здесь и герой произведения художник Пискарев. Через его восприятие автор показывает столкновение реальности с миром иллюзий, которые питает художник. Встретив на улице очаровательную девушку, он хочет с ней познакомиться. Его приятель поручик Пирогов подбадривает его, и Пискарев идет за девушкой. Он очень застенчивый, робкий и даже не смеет подумать о том, что она обратит на него внимание. Он хочет только посмотреть на дом, где она живет. Девушка представляется ему небесным существом, которое вот-вот улетит неведомо куда. Следуя за прелестным созданием, Пискарев зашел в дом, поднялся на четвертый этаж и вошел в квартиру.
Жилище поразило его беспорядком, а обитатели наглостью и бесстыдством. Он понял, что попал в приют разврата. Бедный художник не мог поверить, что чудесное создание, которое он только что боготворил, обитает в этом вертепе. Она стояла перед ним, юная, красивая, но разврат уже прикоснулся к ней и отразился на ее чертах. Пискарев был раздавлен, он не смог вымолвить ни слова и просто сбежал прочь. В дальнейшем он сделал попытку забрать девушку, предложил ей стать его женой, но она отказалась. Ее не прельщала судьба стать женой бедного художника. Нежная душа художника не смогла справиться с правдой жизни, и он погиб.
Поручик Пирогов противопоставлен чувствительному Пискареву. Он познакомился с понравившейся ему блондинкой, которая оказалась женой немецкого жестянщика. Это не остановило бравого офицера, он решил приударить за ней, когда мужа не будет дома. Все так и случилось, но немец вернулся не вовремя, и Пирогов получил по заслугам. Возмущенный, он хотел было жаловаться на дерзкого жестянщика, но зашел в кондитерскую, съел пирожок и думать забыл о происшествии.
Так, приключения приятелей, начавшиеся в одну минуту на Невском проспекте, приводят одного к гибели, другого возвращают к прежней благополучной жизни.
Автор, гуляя по Невскому, вспоминает этот случай и задумывается о том, как все происходит в жизни. Он размышляет об игре, которую затевает с людьми судьба. Одному она дает много, а он не ценит этого. Другой может только мечтать, ничего не получая в реальной жизни. А самое главное, что все оказывается на деле не тем, чем кажется. Так девушка, которая казалась недосягаемым небесным созданием, оказалась доступной бездушной особой с меркантильными интересами.
Гоголь показал угрюмое бесчеловечие столицы, которое пытается спрятаться за блестящей выставкой Невского проспекта. Произведения Гоголя вдохновили Достоевского, Булгакова, А. Белого на создание новых образов Петербурга, которые перекликаются с гоголевским. Это город, который заставляет надеяться и безжалостно обманывает надежды.