Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Русь былинная… сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. [2] Героические песни – былины – дошли к нам из глубины веков.

Воспевая богатырей, защитников родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить огнем и мечом. Известный исследователь былин Круглов отмечал: «Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары».

Начало XXI века ознаменовалось, как это характерно для рубежа веков, лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим!» Вышли в прокат мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Почему-то авторы этих лент решили, что «строить» нужно, разрушая уже веками построенное.

Юмор в мультфильмах притупляет мыслительную деятельность в школьниках, делает их «слепыми», не способными различать истинное положение вещей. Они перестают понимать, где трус, а где храбрец, где глупый, а где умный, а значит, и свои собственные поступки не способны оценить в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности.

Одна журналистка, представившаяся матерью двоих детей, пришла после просмотра мультфильмов к печальному выводу: «Можно не сомневаться: урок исковерканной нравственности дети усвоят на «отлично». Они ведь не поймут, над чем смеются, а когда поймут, то уже поздно будет. Самое опасное в новых «богатырских» фильмах то, что они учат наших детей насмехаться над тем, что свято. Утверждая простую истину, что ничего святого уже нет».

Эти наблюдения стали причиной обращения к данной теме исследования.

Тема исследования: Образы русских богатырей в былинах и современной мультипликации.

Объект исследования: Былины:«Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Идолище Поганое»

Мультфильмы:«Алёша Попович и Тугарин змей» (студия «Мельница», режиссер Константин Бронзит, 2004г.), «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (студия «Мельница» «СТВ», режиссер Владимир Торопчин, 2007 г.), «Добрыня Никитич и змей Горыныч» (студия «Мельница» «СТВ», режиссер Илья Максимов, 2006г.)

Предметами исследования стали: образы богатырей былинах и российской мультипликации начала XXI века.

Цель исследования: проанализировать образы богатырей в былинах, их воплощение в современной мультипликации.

проанализировать образы богатырей;

выяснить, какое воздействие на неподготовленных читателей производит просмотр упомянутых мультфильмов

проследить создание образов былинных героев в современной мультипликации;

развивать духовные ценности учащихся;

развивать навыки самостоятельной работы по планированию, исполнению, корректировке и защите проектной работы;

стимулировать творческую активность учащихся;

формировать навыки сотрудничества в групповой работе с учителями, сверстниками, родителями по сбору и обмену информацией;

провести опрос среди сверстников на предмет их видения образа современного богатыря

Гипотеза: предполагаем, что мультфильмы начала XXI века отрицательно влияют на нравственное воспитание школьников; нельзя считать мультипликационные фильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» патриотичными;

-теоретический анализ художественной литературы и мультипликации XXI века (с упоминанием богатырей);

— изучение результатов деятельности;

— систематизация и обобщение полученных результатов.

Мы всегда помним и чтим своих соотечественников, прославивших Родину в разные исторические этапы ее существования. Рядом с реальными людьми, защищавшими и защищающими нашу Родину, встают образы древнерусских воинов. И в воображении детей это, конечно же, богатыри.

Современные дети узнают о богатырях в основном из мультфильмов. Поэтому мы считаем, что очень важно, какими в этих мультфильмах предстают перед нами богатыри.

1. Общее понятие о былине. Русские былины.

Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей во славу Родины. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Былины – это не исторический документы. Они никаких дат не называют.

К концу Х IX века былины почти повсеместно исчезли и сохранились, лишь на севере нашей страны, в селениях, расположенных вокруг Онежского озера на побережье Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре. В этих местах были записаны лучшие наиболее художественные тексты былин. Многие из записанных здесь былин сложены в землях Новгородской Руси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси, некоторые же созданы в центральных землях – в Ростово-Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.

На север они были занесены первыми русскими поселенцами, шедшими из новгородских земель и осваивавшими северные и северо-восточные окраины государства. Благодаря особенностям исторического развития, экономики и культуры русского Севера былины сохранились здесь лучше, чем в других местах.

Записываться былины стали сравнительно поздно. Первым сборником былин были «Древние российские стихотворения», собранные и записанные Кришею Даниловым в середине XVIII Века в Западной Сибири.

События, совершавшиеся в жизни восточных славян, не могли не породить стремления рассказать о них. Было сложено много преданий, родилось много легенд, повествующих о жизни и быте славян, о подвигах и деяниях полководцев и воинов древней Руси.

Народ сознавал историческую роль деятелей создававшегося древнерусского государства. О наиболее выдающихся из них слагались народом легенды и предания. Но подлинным героем эпических произведений русского народа являлась Русь, Родина.

Народный географический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. [6] Именно поэтому один из его видов – былины сохранились и дошли до наших дней.

Точно указать время сложения отдельных былин очень сложно. Бесспорно, былины создавались как живой и непосредственный отклик на события государственной, политической жизни народа.

Русские былины народ поет, точнее, сказывает величественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонацией главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.

Зачин былины непосредственно переходит к обрисовке героя произведения, чаще всего показывая его необычное поведение или же говоря об его особенно сложном и ответственном поручении, которое ему дается. Такое поручение выгодно только герою богатырю, и это дает возможность выявить особую роль народного героя и подчеркнуть значительность его образа. Характеристика героя, таким образом, намечается уже при самой развязке действия, входящей в зачин былины.

На княжеском пиру все богатыри «пособраны». С ними пирует князь и дает «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается сама былина.

Медленно и плавно развертывается в былине действие. Богатырь седлает своего коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь. «А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего» – так образно-гиперболично рисуется поездка богатыря.[1]

Пользуясь гиперболой, сказители получали возможность отчетливее изобразить народных героев и яснее высказать отношение к врагам родной земли. Сама внешность чужеземного захватчика сразу же характеризует его и показывает отношение к нему народа. Страшен Тугарин Змеевич дышит огнем, мечет искры. И это чудовище побеждает богатырь Алеша Попович – есаул с богатырской заставы.

2. Пародийный образ в мультипликации богатырей Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича.

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Современная киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная поражает своим разнообразием, в том числе и мультфильмами.

В мультфильме Добрыня Никитич числится на службе Князя Киевского, как и полагается богатырям. Он честно и исправно исполняет свои обязанности, неукоснительно выполняя поручения Князя. Добрыня защищает Княжество Киевское, собирает дань с врагов и подчиненных княжеств, и вообще – делает все, чего требует служба богатыря земли Русской. Добрыня Никитич – состоявшийся семьянин – единственный мультипликационный герой такого плана, чья история не заканчивается в конце мультфильма шумной свадьбой. Добрыня уже много лет служит Князю Киевскому, не сомневаясь в обоснованности его поручений. Но очередная просьба Князя вынуждает Добрыню сомневаться в ее честности. Как истинный богатырь, Добрыня Никитич разрешает конфликт, несмотря на все препятствия, сложности и преграды. Добрыня терпеливо относится к своему назойливому

и очень болтливому спутнику Елисею, обучая его премудростям богатырской

науки. Добрыня – это колоритный, яркий и самый заметный персонаж мультфильма.

Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами

Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарми

Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово

Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану

Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву

Добрыня спасает Забаву один

Вместе с Добыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей

В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне

Заканчивается спасением Забавы

Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы

Он воплощает в себе наиболее характерные черты собирательного образа богатыря. Он по определению несет в себе спокойствие, уверенность, мощь и разумную отвагу. Добрыня Никитич одновременно умеет быть и серьезным и забавным, он способен удивлять своей непосредственностью и искренностью, он восхищает как самый бесхитростный герой мультфильма. Даже в сложной и неоднозначной ситуации мультфильма, Добрыня Никитич остается все таким же честным и

добрым богатырем, который сумеет найти правду и среди самых хитроумных махинаций и бесчестных ухищрений. В Добрыне Никитиче можно узнать черты всех известных русских богатырей – искренность, доброту, мужество, спокойствие, доблесть и, разумеется, безграничную отвагу.

Сравнение сюжетов двух произведений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Различна цель создания текстов

2.Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма. Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей». Кроме того, в современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком.

3. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине. Кроме того, в фильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами.

В мультфильме Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли. Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю. Князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги. Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать.

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде: вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Мультипликационные былины – это, скорее, «антибылины» и есть.

Авторы фильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. «Идеальный образ» разрушается, на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».

В мультфильме без конца подчеркивается грубая душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни.

Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты, а с другой – образ народного защитника в создании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, «ментами», «братками», которые очень похожи на «новых русских богатырей».

Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильме становятся старики и старухи: то в них стрела вонзится (конечно же, в «то самое место»), и эта комедия положений уже делает своё дело – зрители одобрительно смеются, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют в качестве орудия. Лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, словно страшнее порока у человека и быть не может.

Также на посмешище выставлен и сам жанр былины: звучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с «уставными» буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вовсе пишет… осел.

Несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть готова к самопожертвованию, как и богатырь готов к самопожертвованию. Героини постоянно спорят с богатырями, требуют внимания к себе, что тоже противоречит былинным образам. В мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» женщины ведут себя более активно. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много. Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба Яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно признают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему точно нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи (вспомним в этой связи стариков, о которых говорили чуть раньше).

Попытаемся проанализировать природу юмора в мультфильме «Алеша Попович Тугарин Змей». Юмор построен на несоответствии: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки, а получаем глупость и ограниченность, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щуплое созданье, правда, говорящее, как в сказках и былинах.

Большую часть диалогов составляют фразы-заимствования из популярных фильмов и рекламных слоганов. Особенно ими изобилует речь коня Юлия. Зрители смеются над «перлами» коня Юлия, тем самым симпатизируя ему, а значит, и разделяют жизненную позицию героя, отнюдь не высоконравственную. Но не нужно быть особым моралистом, чтобы понять, насколько приземлены интересы, пропагандируемые самым забавным персонажем. Смех в эти моменты сближает экранный образ и зрителя, вызывая симпатию ко всему увиденному и услышанному. Несомненно, что зрители теперь целиком и полностью на стороне «задорного циника», а значит, разделяют жизненную позицию героя, отнюдь не высоконравственную.

Как же всё-таки правы были авторы мультфильма, называя его «продуктом». Продукт – часть торгово-рыночных отношений – имеет свойство стареть, выходить из моды, портиться. Только есть опасение за юное поколение, которое с удовольствием потребляет «продукт». Им просто зачастую и сравнивать-то его не с чем: читают мало, интересуются литературой редко.

Кощунственно было бы считать мультфильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» патриотичными, что периодически подчёркивают авторы. Осмеяны образы богатырей, создана пародия на жанр русского героического эпоса. Ни в одной стране мира так ещё не преподносили культурное наследие народа.

Как верно подметили журналисты, отечественные мультипликационные ленты, о которых и идёт речь, сувенирная продукция. Они выдержаны в западной стилистике, выставляют миру Россию, ее историю и литературу. Но какова Россия? Вряд ли нам стоит гордиться фильмами, которые выставляют нацию на посмешище.

Чувство юмора – прекрасное чувство, созидательное, но когда всё и вся приносится в жертву юмору, когда из всех чувств остаётся одно лишь чувство юмора – это тревожная тенденция.

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: самопожертвование, отказ от личной жизни во имя блага своего народа: «Дни, Месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…» (Из переложений русских былин.)

Посмотрев три первых мультфильма о трех богатырях, мы сделали вывод, что образы богатырей даны в несколько искаженном виде. Происходит дегероизация богатырей. Их образ снижен, приобретает бытовой оттенок. И вместо той невероятной мощи, силы и самопожертвования, которые мы видим в цикле былин о богатырях, мы наблюдаем трансформацию образов богатырей в супергероев с чертами характера, присущими обычным людям.

Таким образом, мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Нам кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь, на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что у нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать и которыми нужно гордиться!

Былины: книга для внеклассного чтения \ сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985

Героические былины \ сост. В. И. Чичеров. – М.: Детская литература, 1993

Гуси-лебеди: фольклор для детей от колыбельных до былин \ сост., вступ. ст. и коммент. В. И. Калугина. – М.: Правда, 1990

Древнерусская литература: книга для чтения \ сост. Е. Рогачевская. – М.: Школа-Пресс, 1993

Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях. М.: Яуза, Эксмо,2016

Методы изучения фольклора: сб. = Л., 1983

Прозоров Л. Р. Времена русских богатырей. По страницам былин — вглубь времен. М.: Яуза, Эксмо,2006

Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре \ В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 1999

Пропп В. Я. Поэтика фольклора \ В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 1998

Русские народные сказители \ сост., вступ. ст., вводные тексты и коммент. Т. Г. Ивановой. – М., 1989

Ухов П. Д. Былины \ П. Д. Ухов. – М., 1987

Шарковский Д.М. Богатыри. Иллюстрированный путеводитель. М.: Яуза, Эксмо, 2015

Шевченко Ф. П. В мире былин \ Ф. П. Шевченко. – М., 1986

2. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia

3. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/

i Былины: книга для внеклассного чтения \ сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985

Источник

Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Исследовательские работы и проекты

Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

В готовой исследовательской работе по литературе «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах» учениками 6 класса была поставлена и реализована цель, найти сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов.

Подробнее о работе:

В индивидуальном детском проекте «Образы богатырей в былинах и современных мультипликационных фильмах» автор приводит исследование и анализирует внешность и характер таких любимых русских богатырей, как Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Также в проекте рассматривается понятие былина, изучается жанровая специфика былин.

Оглавление

Введение
1. Жанровая специфика былин.
2. Мультипликационные фильмы с богатырями.
3. Образы богатырей.
3.1 Алеша Попович.
3.2 Добрыня Никитич.
3.3 Илья Муромец.
Заключение

Введение

Былины про богатырей в Древней Руси также пользовались большой популярностью и относились к жанру устного народного творчества, их передавали из уст в уста.

Поэтому целью нашего исследования: стало выявить сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов

Предметом исследования: являются образы богатырей

Задачи нашего исследования:

Актуальность исследования: популярность серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» анимационной студии «Мельница» («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря. Ход конем», «Три богатыря и морской царь», «Три богатыря и принцесса Египта», «Три богатыря и наследница престола».

Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы при изучении былин.

Жанровая специфика былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Мультипликационные фильмы

Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Почему родители одни мультики разрешают смотреть, и сами смотрят с удовольствием, а другие нет, даже если в них такие яркие, красочные и веселые герои. Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед телевизором.

Что же привлекает педагогов и родителей в советском мультфильме? Мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям.

Образы богатырей

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Алеша Попович

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой.

Алеша Попович персонаж мультфильма «Три богатыря» и былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Алеша Попович и сестра Здродовичей», «Добрыня на свадьбе своей жены», «Добрыня и змей».

В былинах Алешу Поповича отличает не сила, а смекалка и даже хитрость. В мультфильме богатырь показан нам прямолинейным и лихим, решающим все вопросы кулаками. Его «фирменная» фраза упоминаемая в каждом мультфильме о приключениях трех богатырей: «Отведай-ка силушки богатырской!» Вероятно, режиссерам именно в таком образе этот персонаж представился более комичным.

У Алеши Поповича есть жена.Она является персонажем как былины, так и мультфильма.

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

В былине она Аленушка. Их имена схожи,таким образом формируется «одноименная» пара. А в мультфильме она Любава. Наверное, имя Любава было выбрано как более «былинное» и менее «заезженное».

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт да и в придачу играет на гуслях. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое – воеводе.

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями и поэтому он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире, жена которого — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет свои качества. Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее, но часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силён, справедлив, на ножку повёрток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, да и в придачу на гуслях играет.

Образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью и умел разговаривать «на 12 языках и знал разговор птичий».

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них.

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае.

Сравнение сюжетов былин и мультфильмов

Илья Муромец

Илья Муромец – это русский народный богатырь, известный нам тем, что он родился в старинном городе Муроме и тридцать лет просидел на печи. Из былин нам также известно, что после того, как его дом посетили странники, он обрел богатырскую силу…

В былинах мы видим Илью Муромца смелым, отважным… Он проявляет не только смелость и отвагу, а также смекалку и воинскую хитрость.

В серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» Илья Муромец является самым мудрым из трех богатырей, руководит другими богатырями.

У Ильи есть верный конь Бурушка, которого он горячо любит и готов сражаться с каждым, кто посмеет обидеть коня.

История Бурушки из былин, которая была взята и в сюжетную линию мультфильма:

«Пошел Илья в раздольице чисто поле, Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, Бурого жеребчика косматенького. Покупал Илья того жеребчика, Что запросил мужик, то и дал; Становил жеребчика в сруб на три месяца, Кормил его пшеном белояровым, Поил свежей ключевой водой. И прошло поры-времени три месяца. Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, В три росы его выкатывал; Подводил ко тыну ко высокому, И стал бурушко через тын перескакивать И в ту сторону и в другую сторону. Тут Илья Муромец

Седлал добра коня, зауздывал. »

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Дома Илью ждет верная жена Настасья.

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

Илья Муромец имеет схожую внешность как в былинах, так и в мультфильмах.

Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Смотреть картинку Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Картинка про Чем интересны былинные богатыри современному поколению. Фото Чем интересны былинные богатыри современному поколению

На мой взгляд, внешность богатыря очень схожа с картиной «Три богатыря».

Заключение

В ходе данного исследования удалось выявить отличительные черты и сходства богатырей в былинах и мультипликационных фильмах. Образы богатырей заимствованы из былинных сюжетов и в мультипликации адаптированы для современного зрителя. Мы можем наблюдать трансформацию былинных образов, начиная с первого мультфильма из цикла про «Трех богатырей».

Все богатыри обладают незаурядным чувством юмора и с помощью силы, ловкости и смекалки преодолевают все трудности, встречающиеся на их пути. У них нет главного богатыря, каждый из них уникален по-своему, и в одной из серий они это признают.

Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.

Для написания данной работы использованы ресурсы Сети Интернет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *