Чем интересны былинные богатыри вам
Готовые сочинения по литературе. 5-8 классы
Дорогие друзья! В настоящем сборнике собраны уже готовые сочинения. Любое из них вы можете использовать в качестве образца или основы для написания собственной работы. При этом помните, что в сочинении особенно будут цениться ваши собственные мысли и оценки, данные тому или иному явлению, действию, герою. Наши сочинения объединены в 5 основных разделов: – сочинения по пословицам – сочинения по былинам – сочинения по литературным произведениям – сочинения по картинам – сочинения на свободную тему Писать на свободную тему, пожалуй, труднее всего. Надеемся, образцы наших сочинений помогут вам найти ту самую тему, которая наиболее интересна и близка вам. Желаем вам творческого вдохновения и успехов!
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 5-8 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Сочинения по былинам
Былины — песни о старине
Былины — это русские народные песни-сказания о богатырях. Они начали создаваться в Древней Руси в ХI — ХII веках. Тогда они назывались старинами, то есть песнями о старине. Древнерусские певцы-сказители брали в руки гусли яровчатые (звонкие) и под их аккомпанемент нараспев исполняли старинушки, в которых рассказывалось о славном прошлом родной земли, о её защитниках — героях-богатырях. Слово былина появилось гораздо позднее — только в ХIХ веке.
Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества. У неё — особый ритм и строй. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона в былине часто сочетается с живыми разговорными интонациями. Сказитель здесь — главное лицо. Каждый человек мог пересказать содержание услышанной однажды былины. Но не каждый мог стать её исполнителем.
Древний сказитель — это и артист, и музыкант, и певец, и поэт. Он должен был не только запомнить огромное эпическое содержание былины, но и каждый раз пропеть ее по-новому. Сказители никогда не повторяли механически заученных вариантов, не были простыми исполнителями. Они были настоящими творцами — в каждом исполнении умели находить новые краски. Каждый раз былина как бы заново складывалась в устах певца перед новыми слушателями. Поэтому и петь былины брались не все.
Интересно изобразили древних сказителей художники Виктор Васнецов и Илья Глазунов. Обе картины называются одинаково: «Боян» — то есть древнерусский певец и сказитель, «песнотворец». Мы видим на картинах мудрых старцев с гуслями в руках. Они изображены в момент исполнения былинных песен.
На протяжении долгих веков былины хранились в памяти народной и передавались из уст в уста — от старого сказителя к молодому. А записаны они были только в ХVIII веке.
Действие большинства былин происходит в период существования единого Древнерусского государства. Его столицей был Киев, поэтому позже появилось название — Киевская Русь. Москва в те далёкие времена была всего лишь маленьким поселением и не играла значительной роли в жизни государства. В то время на Руси влиятельными и крупными городами были Киев и Новгород. Поэтому чаще всего в былинах упоминаются именно эти два города. И события разворачиваются тоже здесь. Действие самых известных былин происходит во времена правления Владимира Красное Солнышко. Он был великим князем Киевским больше 35 лет — до 1015 года. Именно при нём произошло Крещение Руси, и христианство стало государственной религией.
Самые известные из всех былин — героические былины. Они изображают воинов-богатырей, сражающихся с врагами и нечистью за святую Русь. Три главных русских богатыря действуют в них: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Главная идея, проходящая через всё былинное творчество, — идея защиты русской земли.
О чём рассказывают древние былины
На вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. Былины складывались постепенно. Каждая эпоха вносила в них свои черты и поправки. Поэтому в любой былине есть и очень древние, и более поздние детали. В них порой соединяются персонажи, жившие в разных столетиях, смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. Но, несмотря на это, каждая былина — это законченное художественное произведение со своей идеей и своим смыслом.
Основой, на которой создавались былины, конечно, являлась жизнь русского народа. Но история не отражается в былинах буквально, как в учебнике. Об историческом событии в былине рассказывалось так, чтобы слушатели почувствовали гордость за свою родину и её славных защитников.
В эпоху, когда Русь была раздроблена на множество удельных княжеств и ослаблена междоусобными войнами, когда князья думали лишь о своём куске земли, былины повествовали не об этом тяжёлом для страны времени. Они воспевали единое и могучее Киевское государство. Все вместе былины показывали, какой должна быть святая Русь, какими должны быть русские князья, как должны защищать свою землю, свободу и независимость русские воины.
Центральной идеей, проходящей через всё былинное творчество, можно назвать идею защиты родной земли. Русские богатыри стоят на богатырской заставе, охраняют стольный град Киев и побеждают врагов: Соловья-разбойника, Идолище Поганое, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича.
Поэтические особенности былин
Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
У былин много характерных для них особенностей.
Медленное изложение событий — первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента — гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.
Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так и в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.
Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы — мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.
Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле — это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».
Использование гиперболы (преувеличения) — тоже особенность былин. Русские богатыри — необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.
Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев — это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя — это вымысел.
По содержанию былины принято делить на две большие группы.
Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления — зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице — почестен пир…
После зачина следует основная часть — повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация — наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия — поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют…
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин — частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца — более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…
Другая примечательная особенность былин – постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце — красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец — добрый. Богатырь — святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля — так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы — преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.
Главные действующие лица всех былин — русские богатыри. Каждый богатырь — это яркий и запоминающийся образ. У каждого из них есть своё имя и своя биография.
В былинном повествовании богатырь обычно предстаёт сначала как самый обыкновенный человек. На княжеском пиру, среди князей, бояр и купцов он не выделяется ни знатностью, ни богатством, ни особой силой. Но обязательно наступает момент, когда обнаруживается, что русский богатырь обладает фантастической силой, которая позволяет ему побеждать врагов.
Например, в одной из былин про Илью Муромца рассказывается, как Илья переоделся в платье нищего странника. Не узнал богатыря в таком обличье Идолище Поганое, раскричался, разгневался, выхватил острый меч, метнул в нищего. Тут Илья Муромец и показал свою силу — отрубил голову Идолищу Поганому.
Все ратные дела русских богатырей связаны с Киевом. Но родились и выросли они в разных концах Русской земли. Илья Муромец — под городом Муромом, в селе Карачарове, Добрыня Никитич — в Рязани, Алёша Попович — в Ростове.
У русских богатырей есть свой моральный кодекс. Они выступают в защиту слабых, несправедливо обиженных людей. Но иногда былинные богатыри предстают не только могучими, но и милосердными, даже к своим врагам. Они бывают доверчивыми и простодушными.
Вспомним былину о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче. Побеждённый в первом сражении, Змей Горыныч просит у богатыря пощады и обещает не летать на святую Русь, а сам тут же нарушает своё обещание и похищает Забаву Путятичну.
Почему же Добрыня ему поверил? Потому что на Руси нарушение договора считалось большим позором и строго каралось. До наших дней дошла всем известная пословица, которая напоминает: «Уговор дороже денег». Добрыне и в голову не могло прийти, что Змей может не выполнить своего обещания. И даже когда богатырь уличил в этом врага, он предлагает Змею отдать девушку добровольно, чтобы избежать кровопролития. Но Змей отказывается. Тяжёлый бой длился три дня и три ночи, и тогда уже Добрыня окончательно расправился со злым Змеем.
В былинах Илья Муромец олицетворяет мудрость и жизненный опыт — он старший на богатырской заставе. Главные свойства Добрыни Никитича – образованность, воспитанность. Алёша Попович — самый молодой из богатырей. Его самые главные и яркие черты — сметливость, лукавство, ум.
Образ былинных богатырей
Богатыри — главные герои былин. Свои богатырские качества они проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг всегда жесток и безжалостен, он намерен уничтожить народ, его культуру. Но на страже Киева, Русской земли, её независимости и чести стояли богатыри.
Нет таких препятствий, которых бы не смогли одолеть богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага, но и дела мирного характера. Например, Микула Селянинович пашет такое поле, что по нему надо ехать три дня, а соху Микулы не могут поднять тридцать воинов.
Русский богатырь стал воплощением идеала мужественного, отважного, честного, преданного Родине и народу человека.
На богатырской заставе
В былинах богатырская застава охраняет подступы к стольному граду Киеву. Иногда она находится на крутых горах, иногда — у синего моря. Но всё же обычное её место — в «чистом поле». Утром выходит Илья Муромец из шатра белополотняного, умывается водой ключевой, радуется солнцу красному и обозревает бескрайние просторы русские. И, кажется, что богатырская застава стоит в самом центре Руси, откуда глазам богатырей открывается весь мир. Не собирается ли кто нарушить покой русских людей? Не задумал ли кто из недругов злого дела?
Единственная цель богатырской заставы — оборонять Русскую землю, обходить её своим дозором. Во главе заставы стоит богатырь Илья Муромец. Есть у него помощники: богатырь Самсон Колыбанович, писарь, повар, богатырская дружина.
Сознание долга перед своей землёй сочетается у этих воинов с понятием чести, с чувством высокого достоинства. Богатыри всегда готовы к свершению великих подвигов. Они знают, что их предназначение — смело встречать любую опасность.
В былинах часто даётся какое-то указание, и защитники земли Русской следуют ему, не раздумывая о последствиях. Когда из нескольких возможностей богатырю даётся выбор, он, конечно же, всегда выбирает самый трудный и опасный для себя путь.
Можно привести в пример былину, рассказывающую о трёх поездках Ильи Муромца.
Вот едет Илья по чистому полю — ищет для себя дела ратного. Видит он камень на перекрёстке трёх дорог, а на камне — надпись: «По первой дороге поедешь — быть тебе убитому, по второй — быть тебе женатому, по третьей — быть тебе богатому».
Удивляется богатырь: зачем ему на склоне лет жениться и к чему ему богатство? Отправляется он по той дороге, где «убитому быть». Только такой выбор может сделать русский богатырь — выбрать дорогу опасную, на которой ждут его подвиги великие. Из дальнейшего повествования мы узнаём, что все три дороги вели любого человека к неминуемой гибели, но только не Илью Муромца. Ему предназначено уничтожить смертельные опасности на этих дорогах и сделать их для людей безопасными.
В этом и заключается смысл богатырских подвигов — устранять опасности, побеждать врагов, устанавливать на земле мир и порядок.
Старший былинный богатырь Илья Муромец
Много славных защитников у матушки Руси. Много непобедимых воинов на богатырской заставе. Воспели древние сказители их бесчисленные сражения и подвиги в песнях, сказаниях и легендах, сложили о них героические былины.
О сильном и справедливом Илье Муромце, старшем на богатырской заставе, сложено былин больше, чем обо всех других русских богатырях.
Илья Муромец — герой эпохи становления русского государства, поэтому главным делом всей его жизни было — охранять матушку Русь, причём, Русь единую, не раздробленную — не разделённую на множество мелких княжеств и уделов.
Илью в былинах и на картинах всегда изображают могучим и сильным, с седой бородой. Только однажды Илья предстаёт молодым — в былине о его чудесном исцелении. Правда, учёные утверждают, что эта былина была сложена гораздо позднее других. Илья Муромец был так любим народом! Всем хотелось узнать подробности: как прошло его детство, как приобрёл он свою богатырскую силу, как стал непобедимым.
Родился Илья Муромец под древним городом Муромом, в селе Карачарове. В детстве напала на мальчика чёрная хворь — отнялись у Ильи руки и ноги, не мог он и шагу ступить. Сколько ни лечили Илью, сколько ни просили родители исцеления у Бога, сколько ни молились, — ничего не помогало.
Так прошло ровно тридцать лет. Вырос Илья — лицом прекрасен, в плечах могуч, но неподвижен. Однажды постучал к нему в окно странник. Это был старик, он просил впустить его в дом. Отвечал ему Илья, что не может открыть дверь — ни руками, ни ногами не владеет. Но старик настоял на своём — встать Илью заставил. Поднялся Илья и увидел, что руки и ноги его стали послушными.
А добрый старичок просит воды принести. Испил старик воды сам, дал и Илье глоток. И, выпив той водицы, ощутил в себе Илья великую силу.
Много разных сказаний сложено о богатыре. Но во всех былинах об Илье Муромце всегда подчёркивается, что роду он был незнатного. Сказители обычно представляют его или крестьянским сыном, или старым казаком.
Из всех древнерусских богатырей он самый близкий к народу.
Во всех былинах Илья Муромец — настоящий исполин, справедливый, бескорыстный и храбрый. Всю жизнь провёл Илья Муромец в сражениях и подвигах ратных. А когда стал старым и уже не мог служить своему Отечеству, ушёл в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Там богатырь до самого своего смертного часа молился за святую Русь.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Много подвигов во славу Руси совершил могучий и непобедимый богатырь Илья Муромец.
В одной из былин рассказывается, как отправился Илья в Киев к великому князю Владимиру. Ехал богатырь не в объезд лесов, а прямой дорогой и встретил путников, чудом бежавших из Чернигова. От них он узнал, что город Чернигов окружён несметными полчищами врагов, а жители готовятся к смерти, зная, что помощи ждать не от кого.
Дрогнуло сердце богатыря. Пережил Илья сам много горя, поэтому умел сочувствовать чужому. Поехал он в Чернигов, увидел врагов поганых, услышал их бранную речь. В ярости вырвал богатырь с корнем вековой дуб и, размахивая им, словно гигантской палицей, двинулся на вражеские полчища. Ни одного врага в живых не оставил, а потом снова отправился в Киев.
Дорога в Киев тоже оказалась нелёгкой. Пришлось Илье Муромцу преодолеть на пути много преград: перейти через болота топкие и леса непроходимые, переправиться через опасную речку Смородину с кипящей, словно в котле, водой.
Но вот на пути ещё одна опасность: Соловей-разбойник. Притаился он на вершине двенадцати древних дубов, сросшихся между собой. А кричал и свистел злой разбойник так громко, что всё живое вокруг содрогалось — звери, птицы и люди падали на землю замертво. Никто не мог проехать мимо этого места. Увидел Соловей-разбойник богатыря и засвистел жутким посвистом. От этого громкого свиста даже богатырский конь Ильи Муромца задрожал и упал на колени. А Илья вынул лук и пустил в злодея стрелу богатырскую. И была та стрела весом в целый пуд. Упал разбойник с дерева, как сухой лист. А славный богатырь привязал его к своему стремени и повёз в Киев на княжеский суд.
В те далёкие времена пение соловьёв не сулило проезжим людям ничего хорошего — все знали, что с помощью пересвиста общаются между собой в лесу отряды грабителей. «Соловьями» на Руси тогда называли разбойников. Судя по этой былине, Илья Муромец прославился тем, что очистил Черниговские дороги от таких «соловьёв».
Богатырь Илья Муромец был мудр, справедлив и рассудителен. Он никогда не совершал насилия там, где можно было обойтись без кровопролития, и часто щадил своего противника. Так случилось и в известной былине о том, как Илья Муромец избавил Царьград от Идолища Поганого.
Победа Ильи Муромца над Идолищем Поганым
Шёл как-то Илья Муромец по чистому полю и повстречался с каликой перехожим (нищим странником). Рассказал он богатырю, что в Царьграде засел во дворце у князя великан — страшное Идолище Поганое. Когда Илья узнал, какие бесчинства творит Идолище Поганое, как издевается над христианами, охватила его настоящая ярость. Но русский богатырь не дал своей ярости распалиться — он решил взять врага хитростью.
Поменялся Илья Муромец одеждой с каликой перехожим и отправился пешком на встречу с жестоким Идолищем. Под нищим рубищем невозможно было узнать прославленного русского богатыря. Идолище подумал, что легко справится с «убогим странником». Но только размахнулся он мечом своим, как Илья сорвал с себя шапку и бросил её в Идолище, словно тяжёлый камень. Тут и рухнул Идолище Поганое, чтобы уже никогда не подняться — никогда не топтать Русскую землю, не издеваться над русскими людьми.
Сколько гордости звучит в этой старинной былине! Древний сказитель поёт о любви к родной земле, восхищается могучим и непобедимым русским богатырём.
Славный русский богатырь Добрыня Никитич
Добрыней Никитичем звали и реального человека, и былинного героя.
Настоящий Добрыня Никитич, ставший прообразом былинного богатыря, был воеводой великого князя Киевского Владимира Красное Солнышко. По некоторым историческим документам, он участвовал в походе князя Владимира на Волжско-Камскую Булгарию в 985 году. Затем Добрыня Никитич правил в Новгороде как посадник князя и насильно крестил новгородцев.
У былинного богатыря Добрыни Никитича биография гораздо поэтичнее. В былинах его называют сыном именитого рязанского боярина Никиты, который рано умер. Воспитывала Добрынюшку мать, Мамелфа Тимофеевна. Она сумела вырастить хорошего сына. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и пригож, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет людям на радость, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Все любили милого Добрынюшку.
Стал молоденький Добрынюшко Микитинец
На добром коне в чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать.
Так былинный певец рассказывал, что в глубине России, в Рязани, подрастает богатырь, которому суждено избавить родную землю от злых недругов.
И вот попрощался Добрыня с матерью, оседлал коня и поехал в чистое поле искать удалых молодецких подвигов. Былина рассказывает, как на охоте с ним происходит первое богатырское приключение — встреча со Змеем Горынычем.
Добрыня Никитич, как и Илья Муромец, и Алёша Попович, — сильный и могучий богатырь. Он отважный и непобедимый защитник земли Русской. Но у этого богатыря есть и свои, только ему присущие черты. Добрыня образован и вежлив, он знает, как в палату войти, как кого приветствовать, как вести себя за столом. «Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти», — говорится в древней былине. Его зовут, когда необходимо уладить какое-то деликатное дело или примирить ссорящихся. Славный и могучий богатырь Добрыня Никитич незаменим в переговорах с иноземцами — он всегда достойно выступает от имени всей Руси.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич — победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.
В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.
Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред — полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.
А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, — это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.
Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него — огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.
Молод и доверчив Добрыня Никитич — поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.
Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.
— Продержись, богатырь, ещё немного — и поборешь силу нечистую!
Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.
Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю — совершает высокий подвиг во имя земли Русской.
Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алёша Попович известен в русских былинах тем, что он часто побеждал врагов не силой, а хитростью. Об этом богатыре сложено гораздо меньше былин, чем об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Зато ему древнерусские сказители посвятили множество духовных стихов.
У Алёши Поповича было два прототипа. Первый из них, Александр Попович, служил великому князю Владимиру Мономаху. За ним числилось много славных подвигов. Второй прототип — тоже Александр Попович — был героем известной битвы с монголо-татарами в 1223 году на реке Калке и погиб там с другими воинами за любимую Русь.
Самый древний русский былинный сюжет сохранился в сказании «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Само имя змея Тугарина означало горе, печаль и обиду. Былинный Тугарин — обидчик и злой угнетатель. Но и у него есть исторический прототип — это половецкий хан Тугоркан.
Рассказывается в былине, как поехал однажды Алёша Попович в стольный град Киев и взял с собой названого брата своего — доброго молодца Екима Ивановича. Прибыли они на княжеский двор. Владимир Красное Солнышко их встречает, на пир приглашает.
Сидит Алёша Попович за дубовым столом, а двенадцать могучих богатырей на золотой доске вносят Тугарина Змеевича и сажают его на почётное место — рядом с княгиней Апраксой.
Начали разносить кушанья сахарные. Видит Алёша Попович, что Тугарин ведёт себя за столом неучтиво: хлеб по целой ковриге проглатывает, чашу мёда в полтора ведра за раз выпивает, над князем насмехается — целует княгиню Апраксу в сахарные уста.
Разозлился богатырь. Три раза Алёша Попович бросал вызов нахалу. Каждый раз чернел от обиды и злости Тугарин, а потом метнул в Алёшу булатный кинжал — принял вызов богатыря. Побился Алёша Попович об заклад на свою буйную голову, что одолеет Тугарина.
В чистом поле, на Сафат-реке, назначили они поединок. Всю ночь не спал Алёша Попович — молился Богу, чтобы пошёл дождь и размокли крылья Тугарина.
Умение Алёши Поповича обхитрить врага подчёркивается во всех былинах. Сметливость, лукавство, ум — самые главные и яркие черты этого богатыря.
Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко
Жил-поживал в Великом Новгороде юноша по имени Садко. Не было у него ни теремов белокаменных, ни лавок с дорогими товарами, ни кораблей белопарусных. Одно богатство у Садко — гусли звонкие да голос дивный.
Вот однажды сидел Садко на берегу Ильмень-озера, играл на своих гусельках яровчатых и пел печальную песню. Его голос был так прекрасен, что замолкли в округе птицы — устыдились своего пения, и даже деревья замерли — застеснялись своего шелеста.
И тут в озере вода заволновалась. Расступились волны, и вышел из них царь морской. Ему так понравилось пение Садко, что очень захотелось чем-нибудь наградить доброго молодца. И тогда морской царь велел Садко идти к богатым купцам и поспорить с ними на всё их богатство, что живёт в Ильмень-озере чудо-рыба с золотым пером. Обещал морской царь закинуть в рыбацкие сети эту удивительную рыбу.
Пошёл Садко на городскую площадь, стал рассказывать купцам про чудо-рыбу. Заключили они уговор: если выловит Садко волшебную рыбу, отдадут ему купцы свои лавки с дорогими товарами. Закинул Садко невод в озеро и вытащил чудо-рыбу с золотым пером. Пришлось купцам отдать обещанное. Так стал Садко богатым купцом, поселился в палатах белокаменных. Теперь у него было всё: и дорогая одежда, и богатые товары, и быстрые корабли.
Прошло двенадцать лет. И вот однажды нагрузил Садко свои корабли товарами и поплыл в страны заморские. Но в море налетел на корабли страшный ураган. Решил Садко, что это морской царь на него гневается. Взял он свои гусли, сошёл с корабля и очутился на дне морском — в подводном царстве. Красиво здесь! Подводные царские палаты увиты водорослями причудливыми, украшены камнями драгоценными. В одной из палат увидел Садко горы жемчуга морского, в другой — серебро, золото и дорогие товары с потопленных кораблей. А в третьей палате сам царь морской на троне восседает, просит Садко сыграть ему на гуслях.
Слушали его и царь, и царица морская, и рыбы разноцветные, и русалочки, и царевны морские. Всех покорил Садко своей игрой и дивным пением. Но ждёт его нелёгкое испытание. Желает царь женить его на своей дочери. Но жениться на морской царевне — значит, навсегда остаться в подводном царстве.
Не может согласиться с таким условием Садко. Но как вернуться на землю? В разных вариантах былины есть и разные концовки этой истории. Чтобы вернуться домой, среди трёхсот девушек-красавиц, водящих хоровод, Садко должен был выбрать только одну, и он выбирает земную девушку Чернавушку. В одном из вариантов былины этот выбор помогает ему сделать святой Николай.
Сюжет о пребывании Садко у морского царя очень древний — он относится к тому времени, когда люди ещё верили в существование хозяев разных стихий и старались наладить с ними добрые отношения.
Достоверные черты времени, отразившиеся в былине «Садко»
Былина о приключениях Садко — одна из самых древних. Она была известна людям ещё до принятия христианства. Это видно даже по её содержанию. Морской царь относится к новгородскому доброму молодцу не с враждой, не со злобой или завистью, а наоборот, восхищается его игрой на гуслях и дивным пением и желает вознаградить за прекрасный талант. В более поздние времена такого быть не могло — с принятием христианства всех водяных, русалок и прочих духов стали считать нечистью, и в русском фольклоре они изображались злыми и безобразными.
Имя Садко — историческое. О богатом купце Садко, который жил в Великом Новгороде в ХII веке, рассказывают новгородские и псковские летописи. Этот человек оставил о себе добрую память: построил в 1167 году первый в Нов — городе каменный храм во имя святых Бориса и Глеба. Былина тоже рассказывает о Садко, построившем каменный храм во имя Николая Чудотворца. Этот святой был покровителем моряков и много раз спасал их от неминуемой гибели.
Историки считают, что древний Великий Новгород отражён в былине очень достоверно. Мы узнаём о жизни новгородцев, их обычаях, развлечениях и основных занятиях. Из былины видно, что одним из главных промыслов древнего Новгорода был рыбный промысел. Былинные сказители донесли до нас множество самых разных подробностей: как устроен корабль, как моряки пережидали полное безветрие — корабли недвижимо стояли целыми неделями. Былины рассказывают о красоте Ильмень-озера, о шумной торговле на городской площади, о строительстве соборной церкви.
Современным читателям очень интересны и дороги все эти детали. Они, как ниточка из прошлого нашей Родины, связывают нас с далёкими предками, помогают разделить их чувства, понять их переживания.
Микула Селянинович — собирательный образ русского земледельца
Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович — особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула — сельский житель. Он оратай — так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу — силу русского народа. О нём сложено много сказа-ний.
В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с за — данием, Микула Селянинович поднимает сумку одной ру — кой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.
Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа — праздник.
Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.
Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича
В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Микуле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?
Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почирикивают.
Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи — вот каким могучим богатырём был этот оратай!
Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд — обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.
Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.
Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой — может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.
О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».
Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.
Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича
С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.
Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
Скачен жемчуг — значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель — много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!
Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна — из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом — они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая — он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.
В былине дано описание работы оратая в поле.
Как орёт в поле оратай — посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Мы находим подробное описание каждой детали:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла — из булата; при сохе есть серебряный присошечек — лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы — очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.
Соловая кобыла — это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай — любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.