Чем измеряется историческое время
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Единицы измерения времени
Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?
Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?
В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.
В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.
Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).
Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.
Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.
Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.
Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время
В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.— «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.
Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)
Историческая лента времени
С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.
Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.
Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.
Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.
Исторические задачи
Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.
1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?
Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.
2) Город Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?
Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.
3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.
Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.
Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 17 00 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.
В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.
4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?
Решение: 1240+1000 = 2240.
Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.
Решение исторических задач помогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.
Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?
Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.
Измерение времени. Счет лет в истории.
Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.
Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.
Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.
Программа, используемая в работе, авторы программы: авторская учебная программа «История с древнейших времен до наших дней» 5-11 классы, авторы – Т.П. Андреевская и др., Москва, издательство «Вентана-Граф», 2006 год.
Количество часов в неделю: 2 часа, количество часов в год: 68 часов.
Учебник: «История. Введение в историю», 5 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2008 год, автор – А.Н. Майков
Раздел учебника: учебник пропедевтический, не имеет разделов, параграф «Измерение времени».
Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.
Использование Интернета: на данном уроке не предусмотрено.
Использование информационно-коммуникативных технологий: работа с мультимедийной презентацией, выполнение заданий по материалам Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия (версия 2006 года).
Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.
Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.
Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».
Учебное оборудование: на доске – тема урока, компъютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия (версия 2006 года), карточки с датами.
Информация для учителя: Вопрос об измерении времени годами, веками, тысячелетиями уже знаком учащимся из ранее изученного материала (пропедевтического курса истории и курса математики). Кроме того, учащиеся прочитали к уроку текст параграфа «Измерение времени». Поэтому на уроке учителю целесообразно опираться на имеющиеся по теме знания учащихся. В ходе проведения урока учителем проводится индивидуальная работа с учащимися. По усмотрению учителя с целью осуществления дифференцированного подхода и формирования навыков коллективной работы возможно коллективное (по рядам, группам, парам) выполнение отдельных заданий. При проверке выполнения отдельных заданий возможно осуществление учащимися самоконтроля и взаимоконтроля.
Организационный момент (1-2 мин.)
Актуализация опорных знаний (7-8 мин.)
(подготовка к восприятию нового материала)
Вступительное слово учителя (сообщение темы, формулировка цели урока, мотивация учащихся к учебному труду и познавательной деятельности). Ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.
Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.
Ответ: 1, 6, 2, 7, 5, 8, 4, 3.
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
Устное выполнение учащимися задания «Расставь события». Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.
Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год
Основание станицы Усть-Лабинской – 1794 год
Основание Санкт-Петербурга – 1703 год
Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
Беседа по окончанию выполнения обоих заданий:
Что требовалось выполнить в первом задании?
Что требовалось выполнить во втором задании?
Можно ли провести аналогию, т.е. увидеть общее между этими заданиями?
Можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока?
Вспомните, как называется наука, изучающая последовательность исторических событий?
Наука об измерении времени.
Единицы измерения времени.
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
Беседа по вопросам:
Какими единицами измерения времени пользуется ученые?
Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?
Как в истории принято записывать года и века?
Как правильно соотносить даты событий с веком?
Показ слайда с изображением арабских и римских цифр
Что такое историческое время?
историческое время это период времени, в который произошли события, которые генерируют изменение. Это время может быть коротким, например, президентский период, до тех пор, пока средний возраст.
Время определяется в широком смысле как «физическая величина, с помощью которой мы измеряем курс между событиями и изменениями».
Область знаний об истории, следовательно, основана не только на знании прошлых событий, но и на поиске объяснения вещей, наблюдая за движениями, ритмами, периодами и изменениями, представленными в нем..
Чтобы найти это объяснение, необходимо понять наблюдаемое явление, и это возможно только с учетом убеждений главных героев, которые вмешались в события..
Все вышеперечисленное должно быть дополнено хронологическим временем, поскольку очень важно указать момент, в который происходит событие, и упорядочить его по порядку относительно событий до и после него, которые, в свою очередь, являются причинами и / или воздействие.
В настоящее время принято деление истории на периоды. Он начинается с происхождения человечества, по оценкам от 3 до 4 миллионов лет, разделенного на доисторический, палеолитический, неолитический, мезолитический, металлический век. История происходит с предысторией, старостью, средним возрастом, современным и современным.
Можно сказать, что именно изменения в обществе, а не с годами, порождают историческое время.
Учитывая, что историческое время основано на изменениях, необходимо знать, как определить эти изменения в истории.
Определите события, которые отмечали начало или конец одной и той же стадии, набор событий, которые произошли в разных обществах в одно и то же время, а также продолжительность и ритм исторических процессов..
Качества времени
Исторические события имеют следующие характеристики:
Есть несколько концепций, связанных с историческим временем, которые стоит определить, чтобы лучше понять эту тему:
Периоды времени
Это включает в себя группирование предметов, которые изучаются в определенное количество времени. Эти интервалы называются фазами, возрастами, возрастами, периодами и т. Д..
Например, у нас есть старость, президентский период, цифровая эра и т. Д..
Временные отношения
Связи, которые существуют между двумя или более фактами в истории, которые порождают другую (новую) ситуацию в результате или следствием ее возникновения.
Существует также связь, когда в обществе происходит процесс изменений как следствие события; и одновременное возникновение нескольких исторических фактов или процессов.
События, происходящие в одно и то же хронологическое время, происходят одновременно.
продолжительность
Характер и масштабы исторического события зависят от его продолжительности во времени. Существуют исторические моменты, когда важное событие происходит в данный момент, и его последствия распространяются с этого момента, порождая изменения, которые могут произойти.
С другой стороны, есть факты, которые созревают со временем и достигают своей реализации только после длинной цепочки событий.
Здесь мы говорим о событиях средней продолжительности (годы, десятилетия) и большой продолжительности (сотни лет).
Factual точность
Это набор данных, которые дают подробную информацию об историческом событии или событии, таких как время (дата, время), географическое положение, имена персонажей и в целом контекст или глобальная ситуация в момент, когда произошло событие.
Постоянство и изменение
В обществах есть факты, которые начинают возникать и, с небольшими изменениями, они остаются во времени, становясь частью традиций, обычаев и частью культуры общества..
Способ готовить, одеваться или реагировать на факт становится постоянным во времени.
С другой стороны, на некоторые из этих фактов влияют изменения в них, когда с определенного момента, внезапно или постепенно, общество по-разному реагирует на факт и моделирует трансформацию, чтобы преодолеть предел отказа и добиться принятия нового факта как постоянного.
синхронность
Когда исторические события происходят в разных местах, но в относительно одновременное время или поддерживают причинно-следственные связи, говорят о синхронности исторического факта..
Такое соотношение можно наблюдать, например, в войне за независимость Мексики с французским вторжением в Испанию..
diacronía
Диахрония имеет дело с событиями, которые похожи по своей природе, событиями, которые начинаются с данной ситуации и развиваются в другую, последствие и происходят в разных местах в разное время, например, отмену рабства или от женщины до голосования.
правопреемство
Это организация событий, которые произошли в линейном порядке, до и после.
ритм
Другие способы измерения исторического времени
Мы уже проанализировали историческое время на основе развития общества и его наиболее значимых событий.
Существует течение, которое разрушает историю, основанную на материалистической точке зрения и на том, как были получены средства производства для общества..
В этом смысле порядок делится на следующие уровни:
Историческое время также может быть измерено эволюцией империй, транспортных средств, форм энергии и т. Д. Все зависит от субъективности автора.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Почему время измеряется подобным образом, кто это придумал и действительно ли это имеет большой смысл?
Древние греки были первыми, кто ввёл само понятие часа. До этого существовали Оры — богини времён года. Они ведали естественным порядком вещей в природе, подразделяясь на определённые временные отрезки. Количество Ор варьировалось в зависимости от того, какой источник информации использовался. Самым распространённым их числом являлось три. В период поздней античности это количество достигло двенадцати.
Именно оттуда и пришла идея о разделении дня и ночи на двенадцать часов каждый период.
Разделение каждого часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд пришло из Древнего Вавилона. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему счисления в таких науках как математика и астрономия. Они же разделили день на 360 частей, потому что это было их расчётное количество дней в году. Оттуда же пришло и деление окружности на 360 градусов.
Систему двенадцатичасового дня и двенадцатичасовой ночи использовали и в Древнем Египте. Египтяне делали так, возможно, потому, что в году двенадцать лунных циклов. Также, вероятно, что так их было легче сосчитать по 12 суставам пальцев на каждой руке. В любом случае, эти системы были впоследствии приняты во всём мире и теперь являются эталоном измерения времени. Но что, если кто-то попытается изменить общепринятые стандарты?
В 1754 году французский математик Жан ле Ронд д’Аламбер предложил делить все единицы времени на десять. Он говорил: «Было бы предпочтительнее, чтобы все деления, например ливр, су, туаз, день, час и тому подобное делились на десятки. Такое деление привело бы к гораздо более простым и удобным вычислениям и было бы желательнее произвольного деления ливра на двадцать су, су на двенадцать денье, дня на двадцать четыре часа, часа на шестьдесят минут и так далее».
В 1788 году французский адвокат Клод Бонифас Коллиньон предложил разделить день на 10 часов, каждый час на 100 минут, каждую минуту на 1000 секунд и каждую секунду на 1000 уровней. Он также предложил неделю из 10 дней и разделение года на 10 «солнечных месяцев».
Десятичные часы
Система официально вступила в силу 24 ноября 1793 года. Полночь начиналась в ноль часов (или 10 часов), а полдень наступал в 5 часов. Таким образом, каждый метрический час превратился в 2,4 условных часа. Каждая метрическая минута стала эквивалентна 1,44 условной минуты, а каждая метрическая секунда стала 0,864 условной секунды. Расчёты стали проще. Время можно было записать дробно, например, 6 часов 42 минуты превратились в 6,42 часа, и оба значения означали одно и то же.
Чтобы помочь людям перейти на новый формат времени, производители часов начали производить часы с циферблатами, показывающими как десятичное, так и старое время. Но люди так и не перешли на новое время. Напротив, десятичное время оказалось настолько непопулярным, что было отменено через 17 месяцев после его введения.
Десятичное время было призвано не только сделать более удобным его исчисление. Всё это являлось частью революции в общей системе расчётов. Также система породила республиканский календарь. В нём, помимо деления дня на 20 часов, было деление месяца на три декады по десять дней. В результате в году не доставало пяти дней. Их поместили в конец каждого года. Этот календарь тоже отменили в конце 1805 года. Проект был похоронен до того, как успел состояться.
Часы времён Французской революции.
До сих пор есть поклонники десятичного времени
После того, как нововведение с временем постигло фиаско, казалось, что больше никто и никогда не заговорит о подобном. По крайней мере, французы точно. Но это оказалось не так. В 1890-х годах Жозеф Шарль Франсуа де Рей-Пайяде, президент Тулузского географического общества, снова предложил использовать десятичную систему. Он разделил день на 100 частей, которые назвал cés. Каждая была равна 14,4 стандартным минутам. Минуты же делились на 10 decicés, 100 centicés и так далее.
К сожалению, Торговая палата Тулузы приняла резолюцию в поддержку этого предложения. За её пределами, к счастью, здравый смысл возобладал, и это предложение не получило должной поддержки.
Наконец, последняя попытка была предпринята в 1897 году французским научным комитетом Bureau des Longitude. Секретарём этого общества был математик Анри Пуанкаре. Он пошёл на некий компромисс, сохранив 24-часовой день. Час же Пуанкаре разделил на 100 десятичных минут каждый. Минуты были разделены на 100 секунд. Этот проект также не получил одобрения. В 1900 году было принято решение навсегда отказаться от десятичного времени. С тех пор никто более не осмелился снова прикоснуться к часам.
Историческое время
Герасимов Григорий Иванович |
доктор исторических наук
300026, Россия, Тульская область, г. Тула, ул. Генерала Маргелова, 9
Gerasimov Grigory Ivanovich
Scientific Consultant, Tula State Museum of Weapon
300026, Russia, Tul’skaya oblast’, g. Tula, ul. Generala Margelova, 9, kv. 4
Просмотров статьи: 9456 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Историческое время – одно из разновидностей времени, используемое историками для создания образа прошлого. Его особенности определяются объектом истории – прошлым, а также теоретическими особенностями построения образа прошлого в конкретную мировоззренческую эпоху. Время, как и пространство, служит для расположения событий в сознании историка. Историческое время, субъективно, и формируется, чтобы упорядочить исторические изменения в сознании человека, построить образ прошлого. В идеалистическом подходе время есть свойство сознания, а не внешнего мира и предназначено для упорядочивания в человеческом разуме хаоса объективной и субъективной действительности. Методология исследования основывается на идеалистическом подходе к анализу истории как науки и способу создания прошлого, а также методах: обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, формализации, отождествления, идеализации. Историческое время нужно историку, чтобы создать единую, непротиворечивую и убедительную картину прошлого, где каждому событию определено его уникальное место. Историческое время зависит от главных мировоззренческих идей эпохи, в которую творит тот или иной историк. Историческое время, может обладать различной длительностью, при формальном равенстве временных интервалов. С категорией времени тесно связаны понятия эпохи и периода, которые отличаются своим качеством, формируемым преимущественно господствующими в обществе идеями.
Ключевые слова: время, историческое время, идеалистический подход, субъективизм, мировоззрение, способы создания прошлого, прошлое, идеализм в истории, будущее, настоящее
Abstract: Historical time is one of the varieties of time used by the historians for creating an image of the past. Its peculiarities are defined by the object history – the past, as well as the theoretical specificities of structuring an image of the past into a certain worldview era. Time, same as space, serves for the allocation of events in historian’s mind. Historical time, subjectively, forms for arranging the historical transformations on human consciousness and build an image of the past. In idealistic approach, time is a characteristic of consciousness, rather than an external world, and is meant for arranging the chaos of the objective and subjective reality in human mind. A historian needs historical time for creating a single, noncontradictory and convincing image of the past, where each event is assigned to its unique place. Historical time depends on the key worldview ideas of the era, which is a creation period for one or another historian. Historical time can be of various length in the context of formal equality of the time intervals. The category of time is closely related with the concept of era and period, which are known for their characteristic formed mostly by the dominant in the society ideas.
ways of creating the past, ideology, subjectivism, idealistic approach, historical time, time, past, idealism in history, future, present
Время – базовое понятие истории. В данной статье феномен исторического времени будет рассмотрен с позиций идеализма.
Предметом исследования является историческое время, а целью – определение этого понятия и его базовых характеристик с позиций идеалистического подхода.
В идеалистическом подходе время — фундаментальное понятие человеческого мышления, упорядочивающее хаос реального мира в сознании человека путем придания ему последовательности, свойств, форм и течения, сообразно мировоззрению историка. Коренное отличие идеалистического понимания времени от материалистического в том, что материализм рассматривает время как объективно существующее, а идеализм – как свойство сознания.
Соглашаясь с кантовской априорной способностью сознания создавать время, автор, вместе с тем, полагает, что формы темпоральности зависят от главных мировоззренческих идей. И в таком случае, идея времени ставится в зависимость от других идей и играет инструментальную роль в формировании картины мира, определяемой мировоззрением человека. Также на свойства конкретного времени накладывает отпечаток та предметная область, в которой создается время. В этом заключается новизна понимания исторического времени с позиций идеалистического подхода.
Время в рамках предлагаемого подхода создается в процессе упорядочения хаотичных, несвязанных друг с другом изменений реальности с помощью естественных ритмов, существующих в объективном мире, таких как смена времен года, дня и ночи, лунных циклов, колебаний маятника и т.п. Сами по себе эти ритмы не имеют никакого отношения к изменениям, происходящим в объективном мире, они связываются с ним только в сознании и измеряются, соотносятся друг с другом в соответствии с этими ритмами лишь в разуме человека.
Идеализм является методологической основой исследования, автор исходит из того, что история не столько познает прошлое, сколько конструирует его, и время один из важнейших способов создания образа прошедшего. Субъективизм и идеализм времени подтверждаются множественностью форм времени, причем многие из них противоречат друг другу. Известно довольно много форм и видов времени: физическое, историческое, биологическое, геологическое, человеческое, социальное, политическое и др.
Большая часть философских направлений и естественные науки считают время объективной характеристикой мира и являются сторонниками существования т.н. объективного времени. Меньшинство, в основном идеалисты, определяют время как характеристику только человеческого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант), либо, признавая объективное время, акцентируют внимание на его субъективном, внутреннем переживании (A. Бергсон, М. Хайдеггер) [См. 19].
Время и мировоззрение
Историческое время непостоянно как в сторону прошлого, так и будущего. При этом оно зависит от главных мировоззренческих идей, которые господствуют в данное время в данном обществе. По концепции мироздания зороастризма, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. В период господства христианского мировоззрения считалось, что начало времен произошло за 5508 лет до н.э. то есть чуть более семи с половиной тысяч лет назад. В соответствии с современными взглядами время существования Вселенной составляет более 13 млрд лет.
В рамках рационалистического мировоззрения срок жизни человечества ограничивался первоначально временем существования Солнечной системы. В соответствии с гипотезой Кельвина и Гельмгольца, Солнце поддерживает свою громадную мощность, благодаря процессу постоянного сжатия, при котором гравитационная энергия превращается в электромагнитную, и поэтому Солнце сможет продолжать излучать тепло и свет только около двадцати миллионов лет. В настоящее время считается, что солнечное излучение порождается освобождением ядерной энергии и этот процесс может продолжаться постоянно тысячи миллионов лет, но из-за отсутствия какого-либо известного компенсирующего процесса он не может продолжаться бесконечно. Новые открытия источников энергии могут еще «продлить» гипотетическое время существования Земли и человечества, а выход за пределы Солнечной системы будет ограничивать будущее человечества временем существования самой Вселенной. Причем данные науки по своему прогностическому потенциалу ничем не отличаются от мифологических или религиозных, за исключением того, что могут постоянно пересматриваться, считаясь при этом единственно верными и объективными на данный момент.
Модусы и формы времени
Важнейшими категориями современного исторического времени являются прошлое, настоящее и будущее. При этом ни один из этих периодов однозначно не определен. Если настоящее есть лишь миг между прошлым и будущим, то где происходят события? В этот миг? Но события могут обладать большой длительностью, и это ставит вопрос о том, где кончается прошлое и начинается настоящее, не менее труден вопрос и о его завершении. Все эти проблемы – следствие подчиненности категории времени мировоззренческим идеям, предмету исследования, тому, что каждый историк имеет свое индивидуальное представление о времени изучаемой им истории.
Несмотря на то, что события прошлого существуют только в разуме человека, они связаны с настоящим и будущим в этом сознании и поэтому могут оказывать влияние на настоящую и будущую реальность через действия людей.
Формирование исторического времени
Историческое время формируется постепенно и зависит от главных мировоззренческих идей эпохи, в которую творит тот или иной историк. Сначала, когда время прошлого делилось на время правления вождей, понтификаты, царствования, историк мог создавать только локальные истории, такие, как история отдельного племени или народа, города (полиса) и т.п. Связать их воедино и создать единую историю было невозможно, да в этом и не было нужды. Идея всеобщей истории была создана в рамках христианского мировоззрения еще в начале первого тысячелетия н.э., а вот единое историческое время только через тысячу с лишним лет, когда в рамках астрономии для этого были созданы соответствующие условия и единая хронология была подтверждена авторитетом И. Кеплера. До этого не было возможности убедительно соотнести друг с другом ключевые события истории и привязать их к единой шкале времени.
Для упорядочивания исторических событий друг относительно друга служит хронологическая шкала, позволяющая однозначно располагать событие в историческом времени. Историческое событие привязывается не только к уникальной точке на хронологической шкале, но и имеет однозначную пространственную локализацию.
Хронология позволяет выстроить не только последовательность событий, но и, если это необходимо, причинно-следственные связи, поэтому хронологическая шкала является важнейшим инструментом историка. В отличие от литератора он должен принципиально придерживаться хронологии и не может себе позволить поместить исторического героя, действие, событие в ненадлежащий промежуток времени, иначе нарушается одно из основополагающих требований исторической науки.
Надо сказать, что шкала времени является тем «становым хребтом» истории, на который «нанизываются» исторические факты. Нынешний «хребет» был создан Ж. Скалигером и Д. Петавиусом в конце XVI – нач. XVII вв. До этого обходились локальными системами хронологии, по царствованиям, понтификатам, летописным сводам, и др. Единая временная шкала создала несущий каркас для создания действительно всемирной истории. В результате колоссальной многовековой работы многих десятков поколений историков создан взаимосвязанный комплекс работ, описывающих образ прошлого, и главной объединяющей их чертой является единая хронология. Вытащи этот стержень, и история рассыплется на черепки, склеить которые и вновь подогнать друг к другу будет очень сложно. Конечно, было бы очень удивительно, если бы Скалигеру и Петавиусу с их математическим аппаратом и объемом данных удалось с первого раза создать безупречную хронологическую шкалу. Действительно, она неоднократно подвергалась сомнению, в том числе и со стороны таких авторитетов, как Исаак Ньютон, но к тому времени уже была наработана такая масса исторического материала, что обесценить его пересмотром хронологии историкам не представлялось возможным, поэтому мнение Ньютона не было принято во внимание.
Для того чтобы создать историческое событие историк привязывает его к шкале времени при помощи различных, порой сложных и хитроумных способов, таких, как толщина годовых колец в бревнах новгородской мостовой (дендрохронологический метод), либо к количеству радиоактивного изотопа углерода в золе сожженного образца древнего артефакта. Сами по себе ни бревна мостовой, ни тем более, количество изотопа углерода к произошедшему некогда событию никакого отношения не имеют, и связываются с ним только в сознании историка для упорядочивания событий в его образе прошлого, для придания ему убедительности. Если количество изотопов совпало, то, значит, событие выглядит более убедительно, чем то, у которого этого совпадения не произошло, и в этом случае либо событие помещают в другое время, либо ссылаются на погрешности радиоуглеродного метода и применяют иные методы привязки к шкале времени. Если историк достаточно авторитетен, то его дата принимается научным сообществом, однако порой бывает так, что со сменой мировоззренческих парадигм авторитет ученого обнуляется (в советское время потеряли авторитет исследования «дворянских», «монархических», «религиозных» и прочих «буржуазных» историков, а в постсоветское время был обнулен авторитет уже многих советских историков) и тогда возможен пересмотр даты произошедшего события. Таким образом, привязка к хронологической шкале времени, несмотря на использование различных «объективных» методов, продолжает оставаться во многом субъективной.
Неоднородность исторического времени
Историческое время, как и время социальное, может обладать различной длительностью при формальном равенстве временных интервалов. Это происходит из-за того, что отдельные временные промежутки более насыщены событиями, нежели другие и потому кажутся более продолжительными.
Некоторые отрезки времени в истории имеют разный смысл, разное значение и ценность с точки зрения содержания теории, которой руководствуется конкретный историк. Историк может один период насытить событиями, в результате чего образ этого временного отрезка будет казаться более продолжительным, нежели картина другого, равного ему на хронологической шкале, но который для историка покажется менее важным, исходя из его теории, и потому в его историческом описании займет более скромное место. Обычно периоды смут, революций, реформ в социально-политической истории оказываются более насыщенными событиями, а потому и более продолжительными, нежели периоды спокойной жизни. Еще значительнее отличается время в исторических сочинениях авторов, принадлежащих к разным мировоззренческим эпохам: мифологической, религиозной, рационалистической.
Единое историческое время – основа и условие для реализации некоторых важных идей, например, идея прогресса не может быть обоснована вне единой истории, сопоставимых периодов ее развития, вне единого исторического времени. Все современные идейные системы: коммунизм, либерализм невозможны без развитой системы исторического времени, поскольку без этого невозможно их убедительное историческое обоснование.
Поскольку в реальном мире с позиций идеалистического подхода времени нет, то нет и его движения, не существует и реального потока времени. Есть лишь условная ритмическая шкала, к которой привязываются события. В такой ситуации время само по себе не может вызывать изменений и являться причиной событий. Это не отрицает существование причинно-следственных связей, но они вызываются не временем, а иными причинами. При этом время, не являясь причиной чего-либо, тем не менее, накладывает определенные ограничения на каузальность, поскольку считается, что только предшествующие события могут быть причиной последующих, но не наоборот.
Время как категория истории
Время, как и пространство, служит для расположения событий в сознании историка. В противном случае они будут представлять собой хаотичное собрание образов и представлений, с которыми сознание ничего неспособно сделать.
Время и история неразрывно связаны. История развертывается в последовательности уникальных событий, а последние упорядочены отношением «раньше, чем» и таким образом появляется время.
Историк занимается строительством картины прошлого в своем сознании и время, которое он привносит в эту картину, не есть лишь его субъективное чувство, оно является производным от тех взглядов на время, которые господствуют в данный момент в обществе. То, какое время и как историк использует в своем построении прошлого, зависит также от его целей и задач.
Историческое время, время историка – субъективно, так же, как и та картина прошлого, которую он создает в своем сознании. Однако это не означает, что оно ничем не отличается от времени в литературном произведении, которое не обязано строго привязываться к шкале времени.
Историческое время появляется там, где есть изменения, невозможные прежде. Что это за изменения? Это то новое, что созидается творчеством человека и создает историю. Историческое время формируется, чтобы упорядочить эти изменения в сознании человека, построить прошлое. Там, где нет изменений, там нет истории. В неизменном круговороте доисторического существования прошлое, настоящее и будущее неотличимы друг от друга.
Историк привязывает время своего повествования к астрономическому времени с помощью календаря и тем самым упорядочивает события. Время помогает создать ему убедительную картину прошлого. Но где существует эта картина и это время? Они существуют первоначально в сознании историка, а затем в тексте, из которого эта картинка вновь будет восстановлена в сознании читателя, но неизбежно уже в несколько измененном виде, поскольку будет «искажена» мировоззрением читающего текст. Представления читающего об историческом времени могут не совпасть с представлениями историка и время в его картине прошлого, образованного в результате чтения текста, может отличаться от того, которым руководствовался историк. Например, время создания мира, также как и последние дни земной жизни Христа в сознании религиозного историка, имеют совершенно иное значение, течение и роль, чем это же время у историка-атеиста.
Хотя время направлено из прошлого в будущее, ничто не мешает историку мысленно перемещаться против его «течения», однако при этом существующие правила исторической науки обязывают его привязывать исторические события к тем временным промежуткам, в которые, как установлено в соответствии с определенными правилами, они происходили. Методика исторической науки – это методика построения прошлого и одним из ее компонентов является соблюдение правил построения времени в историческом исследовании. Поэтому в готовом труде события обычно развертываются в хронологическом порядке, но это не является общим правилом, главное, чтобы не нарушалась привязка к шкале времени, а последовательность события историком выбирается, исходя из замысла исследования и его целей.
Один из постулатов истории гласит о том, что прошлое неизменно, менять можно только будущее, тем не менее, все историки всех времен и народов только и заняты тем, что переписывают существующую историю. Нет ни одной одинаковой истории, все они создают различный образ прошлого, оставляя при этом в неизменности только шкалу времени, все остальное непрерывно пересматривается и меняется, правда при этом постоянно утверждается, что само прошлое (которое, напомним, не существует в реальности), остается неизменным. В рамках идеалистического подхода прошлое создается историком, а, значит, возможно и его изменение.
Исторические эпохи и периоды
С категорией времени тесно связаны понятия эпохи и периода, т.е. определенных временных промежутков в прошлом, которые отличаются от иных интервалов своим определенным качеством, формируемым преимущественно господствующими в обществе идеями. Причем формирование эпох может производиться не только на основании идей прошлого времени, но и идеи, современные историку, также могут создавать исторические эпохи, как-то: феодализм, капитализм, социализм, модернизм постиндустриализм и т.п.
Время историку необходимо не только для упорядочивания событий, но и создания непротиворечивого образа прошлого, который не должен быть разрушен при его критике. И здесь необходима не только привязка к временной и пространственной точкам, но и к определенной эпохе. Несмотря на то, что любое историческое событие или исторический персонаж уникальны, но все они в той или иной мере связаны с эпохой. Человек – одеждой, мыслями, моралью и многим другим. Событие – формой, типичной последовательностью действий и т.п. Когда эта связь с эпохой нарушается, то созданные историком исторические события выглядят также малоубедительно, как и персонажи средневековых картин, изображающие античных героев в одеждах и доспехах XIV века. Однако образ эпохи у разных историков может отличаться, причем существенно и это почти всегда приводит к тому, что находятся ученые, которые сочтут созданный образ события прошлого неубедительным, поскольку он не соответствует их видению эпохи, сформировавшемуся под влиянием иных идей, чем эпоха в сознании автора. Например, как бы тщательно не отбирал факты для своего исследования истории Советского Союза либеральный историк, он никогда не создаст такой истории, с которой бы согласились историки, придерживающиеся коммунистического мировоззрения. И термины будут резать слух, и образы окажутся неверными. Все будет плохо, поскольку картина прошлого не будет совпадать с тем образом эпохи, который уже создан в сознании историка-коммуниста. В этих условиях читателю надо либо признать неверной свою картину исторического периода, что он вряд ли сделает (впрочем, в период смены мировоззренческих парадигм многие историки пересматривают свои взгляды, последний такой массовый пересмотр пришелся на годы перестройки и постперестроечный период), либо попытаться убедить самого себя и читающую публику в одиозном подборе фактов, неверных ссылках, нарушениях методики, что сделать гораздо проще и безболезненнее, чем поменять собственное мировоззрение.
Итак, историческое время в идеалистическом подходе есть свойство сознания, предназначенное для упорядочивания в человеческом разуме событий прошлого. Время и его основные характеристики имеют исторический характер и определяются главными мировоззренческими идеями эпохи и историка. В рамках идеалистического подхода реально существует только настоящее. Прошлое – идеальная конструкция, создаваемая человеческим разумом по правилам исторической науки. Несмотря на релятивизм исторического времени, оно является важнейшей категорией, без которой история, как наука не может существовать.