С началом учебного года, который в условиях неблагополучия по коронавирусу проходит с нововведениями, призванными не допустить занос и распространение инфекции в образовательные учреждения, у некоторых родителей возникли сомнения по поводу законности проведения теромометрии школьников перед началом занятий без наличия письменного согласия их законных представителей.
На поступающие вопросы, разъясняем.
Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя и закрепляя права и свободы человека и гражданина, гарантирует каждому право на охрану здоровья (часть 2 статьи 7, статья 41). Сохранение и укрепление здоровья граждан является обязанностью государства.
На конституционном уровне в Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав и свобод гражданина. Это общее ограничение, которое закреплено в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оправдывают правовые ограничения прав и свобод, если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводится предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
Санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – СП 3.1/2.4.3598-20) устанавливают требования к особому режиму работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции всех образовательных организаций для детей (пункты 1.1 и 1.2).
Согласно п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20 лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 0 C и выше, в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий. Данное требование распространяется на все организации, указанные в п. 1.1 СП 3.1/2.4.3598-20. Реализация этого мероприятия направлена на предупреждение возникновения, распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 323-ФЗ, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению социально значимых заболеваний.
Профилактические мероприятия, в том числе «утренний фильтр» с бесконтактной термометрией, направленные на недопущение возникновения заносов новой коронавирусной инфекции на территорию образовательного учреждения, проводится в рамках реализации комплекса противоэпидемических мероприятий и не служат целям, предусмотренным ч.6 ст.20 Федерального закона № 323-ФЗ, а значит, такого согласия не требуют.
Уважаемые родители! Измерение температуры тела детей на входе в школу – вынужденная, временная мера, призванная не допустить распространения заболеваемости в школе, защитить вашего ребенка от заболевания. Призываем вас в период напряженной эпидситуации по коронавирусу соблюдать меры профилактики и научить детей, как обезопасить себя и своих близких от заболевания. Здоровый ребенок скорее всего легко перенесет заболевание, при этом он может стать причиной заболевания старших родственников, для которых болезнь станет тяжелым испытанием.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 625 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Бессмысленно и беспощадно: почему измерение температуры в школах стало проблемой
Наш блогер Валерий Алёшин — отец двух сыновей, они ходят в разные школы Москвы и, конечно, с начала учебного года сталкиваются с измерением температуры и очередями при входе в классы. А ещё Валерий — дизайнер. Он понимает, как сделать передвижение потоков людей удобным. И объясняет, почему в наших школах термометрия — это совсем не удобно и, более того, бесполезно.
В школах нет места
Банально. Но к адекватной организации термометрии не готовы ни старые советские, ни новые модные европейские частные школы. Торговые центры, вокзалы, аэропорты, даже госучреждения могут иметь несколько входов и выходов, потому что считаются местами массового скопления людей, а школы — нет. Это не укор школам или архитекторам: такой необходимости до 2020 года не существовало. Новый дизайн пространств станет одним из самых ярких последствий пандемии.
А сейчас — ученики, учителя, родители, гости и сотрудники школ толпятся на входе ради измерения температуры: узкий вход в школу, одна лестница, турникет — всё это спутники низкой проходимости в школах.
Поверьте, я знаю, о чём говорю — я уже полторы недели отвожу младшего ребёнка в школу, и каждый день мы 25-30 минут стоим в очереди. Это почти 5 часов живого времени за полторы недели. Можно дважды посмотреть «Довод» — один раз обычным способом, а ещё один — задом-наперёд.
Школы понятия не имеют, как организовать измерение
В школе, где учится мой 8-летний сын, температуру на входе проверяют учителя ручным пирометром. Сами учителя, представляете? Старший сын, которому 16, ходит в школу, где постарались автоматизировать процесс с помощью робота-терминала. Ни один из этих подходов не гарантирует стопроцентную безопасность детей.
Учителя с ручным пирометром
Это самый доступный вариант для обычной российской школы: китайский пирометр за пару тысяч рублей и неоплачиваемый труд охранника или — хуже — учителя, и без того занятого неэффективной работой.
У такого сотрудника нет мотивации реально поддерживать безопасность. Задача учителя в этой роли — сделать всё как можно быстрее.
Китайские ручные пирометры — очень неточная штука: температура человека в разных точках тела отличается (см. изображение ниже). В течение недели мне измерили температуру на лбу, в глазу, брови и даже где-то в районе рта. Самое забавное, что учителя, измеряющие температуру мне и моему ребёнку, спокойно говорили: «Температура 36,6».
Только вот нормальная температура поверхности лба — 33,5
36,6°C — это внутренняя температура человека. Такой результат показывает измерение подмышкой (или ректальное измерение). Пирометры сильно округляют цифры. Такой способ измерения в школах никак не влияет на реальную безопасность детей. Если этого не делать — ничего не изменится. Ширма.
Терминалы для измерения температуры
Часть школ, в том числе та, где учится мой старший сын (не стану называть номер), решила вопрос, установив терминалы для измерения температуры. Это сложный вариант, доступный не всем.
Почему это добро: терминалы показывают реальную температуру тела и вряд ли ошибаются так, как учителя истории, которым дали в руки пирометр.
Почему это зло: люди уверены, что их температура — 36,6. Если терминал покажет 35,5 (а он покажет 35,5) — то особо впечатлительные начнут скандалить. Имеют право.
Почему это добро: автоматизация — это всегда добро. Такие устройства, как правило, автоматически записывают результаты в журнал, как этого и требует Роспотребнадзор. Если учитель с пирометром начнёт записывать температуру в журнал — очередь будет длится в два раза дольше.
Почему это зло: автоматизация — это всегда зло. Любой сбой сломает систему, и мы никогда не узнаем о том, у кого из детей была повышена температура и из-за кого началась эпидемия.
Почему это добро: это удобно. Это сделано в России, как очень любят в наших школах.
Почему это зло: это дороже, чем пирометр за две тысячи рублей. Я точно не знаю, на сколько. Но слышал от родителей, что около 200 тысяч.
Почему это добро: это работает быстрее, чем люди с пирометрами в руках.
Почему это зло: этого всё равно недостаточно, чтобы избавиться от очередей. Нужно три или четыре терминала (и три или четыре входа в школу), чтобы всем было хорошо. Но это снова дорого.
Раз ты такой умный, то что предлагаешь делать?
У меня есть несколько мыслей.
1. Термометрия необходима. Повышение температуры — один из первых признаков заболевания, к тому же он измерим, в отличие от самочувствия или потери обоняния. Я не призываю отказаться от измерения температуры
2. Государство должно найти способ организовать несколько входов в здание школы — причём сделать это нужно сейчас и с минимальными затратами. Я не призываю строить ещё один вход, я призываю использовать хотя бы часть имеющихся — в том числе пожарные выходы. Эксперты, подскажите, возможно ли это.
Отказ от звонков, учёба в «капсулах», насморк в законе. Как начали год школы мира
3. Мы — родители — должны привыкнуть к новым требованиям. Так же, как мы привыкли к процедуре досмотра в аэропорту, поэтому стараемся приезжать не за 15 минут до вылета. Когда мы запомним, что на входе в школу нужно измерять температуру, мы сможем распределить потоки самих себя так, чтобы не скапливаться за 2 минуты до начала занятий перед школой.
4. Учителя не должны измерять температуру на входе, беззарплатно тратя на это своё время. Нужно искать решения в роботерминалах и других технологических решениях. Я не верю, что в 2020 году человек должен заниматься такой низкоэффективной ручной работой.
Измерение температуры — новый стандарт безопасности для наших детей. Привыкайте.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Обязательная термометрия и максимальное разобщение учеников: Роспотребнадзор приучает школы к «новой коронавирусной нормальности»
05.07.2020
Рассмотрим подробнее Постановление Главного государственного санврача РФ Поповой от 30.06.2020 г. «Об утверждении санитарно-эпидемических требований… к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» – ведь оно целиком о том, как будет организована учеба наших детей в школах с 1 сентября. Среди ключевых моментов обращает на себя внимание запрет на проведение любых массовых мероприятий в школах (соответственно, линейки и прочие торжества 1 сентября отменяются по умолчанию), а также:
«Обязательная термометрия на входе в школу с занесением в журнал фамилий всех лиц с температурой 37,1 С и выше «в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий»…»
Надо заметить, что замер температуры является медицинским вмешательством, которое, согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья…», возможно только при информированном добровольном согласии гражданина, либо законного представителя несовершеннолетнего. Кроме того, занесение в некий журнал фамилии гражданина с его показателем температуры является сбором персональных данных о его здоровье, на что также необходимо его согласие. Никаких исключений для принудительной термометрии у законопослушных и дееспособных граждан, которым не требуется экстренная медицинская помощь, в законодательстве РФ не предусмотрено.
Однако Роспотребнадзор вводит тут очень интересную формулировку: температуру якобы нужно измерять «в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий». То есть эпидемии де-факто и де-юре нет, а учет ведем как бы на будущее. А если эпидемия будет объявлена, к примеру, через пару месяцев после выявления у кого-то в школе температуры 37,2? Какое это будет иметь практическое значение для охраны нашего здоровья?
Но нет, оказывается, температуру детям при входе в школу будут измерять не только в целях учета на будущее – следующий пункт требований Роспотребнадзора свидетельствует, что все лица с указанной температурой (от 37,1 и выше!) будут изолироваться НЕМЕДЛЕННО:
«лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ ТЕЛА) должны быть НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых…»
Надо полагать, что бригада скорой будет вызываться только школьникам с действительно высокой температурой – ну никак не с 37,1. Для таких предусмотрен вызов родителей, либо им самим предложат отправиться на «самоизоляцию» (снова совершенно непонятный термин, предполагающий изоляцию исключительно по собственному желанию и отсутствующий в российском законодательстве). А еще интересно, что означает уточнение – «дети должны находиться отдельно от взрослых»? Надеемся, что тут речь идет о временной изоляции детей в отдельном школьном кабинете – до приезда их родителей. Потому что в собственном доме/квартире полное размещение детей отдельно от родителей, разумеется, невозможно. Тогда это прямой путь в инфекционку с принудительным разлучением (фактически – изъятием) ребенка у мамы и папы. Ну никак не хочется верить, что Роспотребнадзор дошел до подобного маразма.
Впрочем, что касается лимита на «нормальную» температуру, Попова сотоварищи точно дали маху. Каждый читатель может прямо сейчас сделать в интернет-поисковике запрос типа «температура тела 37,1 – норма или нет» и убедиться, что подавляющее большинство серьезных врачей с дипломами и степенями отвечают: «Да, это норма». У разных людей разные особенности терморегуляции, обмена веществ. Для физически более активной и психически менее стабильной молодежи вообще характерны серьезные перепады, а после физической нагрузки/при возвращении в тепло с холода/при нервном напряжении/после приема пищи и т.д. температура может подскочить и повыше, чем до 37,1. Устраивать из-за этого панику, переписывать фамилии таких учеников и сотрудников школы с целью некого учета, вызывать к ним скорую, родителей или отправлять домой на «самоизоляцию» при отсутствии жалоб с их стороны и каких-либо иных явных симптомов ОРВИ – это совершенно за гранью здравого смысла. Но мы забыли – у нас же новая коронавирусная реальность…
Следующая формулировка тоже способна вызвать смех сквозь слезы:
«С момента выявления указанных лиц организация в течение двух часов должна любым доступным способом уведомить о них территориальное отделение Роспотребнадзора…»
То есть администрация школы, к примеру, оперативно сообщает местному санврачу нечто вроде: «У нас сегодня выявлено три ребенка с температурой 37,1. Готовы принять срочные меры!» И что, в школу после этого оперативно направят бригаду дезинфекторов, закроют ее для занятий, а несчастных детей с таким «повышением» изолируют в больнице для сбора десятков разных анализов? Или заочно поставят им диагноз «коронавирус»?
Далее идет широкий список мер по дезинфекции в школах, куда относятся: «генеральная уборка не реже раза в неделю, устройства для гигиенической обработки рук на входе, в столовой, туалетах, ежедневная влажная уборка с обработкой всех контактных поверхностей». Это все еще можно как-то уместить в рамки разумного.
Также авторы требований решили оставить обязательное проветривание помещений после каждого урока, но при этом убрали абсолютно несовместимый с ним пункт из майских рекомендаций: «исключить общение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок». Кроме того, было исключено безумное для многих больших школ требование сократить число учеников в классе максимум до 15 человек. Естественно, полностью не допустить пересечение учеников разных классов на переменах не представляется возможным, как ни составляй график занятий. Похоже, до Роспотребнадзора каким-то образом дошла сия простая истина, и он изменил формулировку на более мягкую:
«общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся…»
Таким образом, несмотря на некоторые послабления, курс на «максимальное разобщение» групп обучающихся (именно такая формулировка присутствовала в майских рекомендациях) в школе продолжается. По сути, закрепляя за каждым классом отдельную аудиторию и минимизируя общение со сверстниками, школьников помещают в условия дистанционного онлайн-обучения прямо не выходя из класса, готовят их к «новой образовательной реальности» от форсайтщиков-трансгуманистов. А принудительная термометрия и весьма вероятная в ближайшем будущем биометрическая слежка довершают картину приучения к электронному концлагерю со школьной скамьи.
И вот тут пора задать главный вопрос – а на каком основании вообще Роспотребнадзор издает подобные рекомендации с далеко идущими планами на будущий учебный год? Какие у него сегодня основания для таких серьезных ограничительных мер в сентябре? Где доказательства, что такие меры оправданы: по эпидемическому порогу, по опасности нового коронавируса для детей и подростков школьного возраста? А может в сентябре КОВИД-19 практически перестанет активничать в нашей стране? С таким же успехом у нас в сентябре могут возникнуть условия для распространения нового вируса ГРИППа, новой ОРВИ, либо еще какой-нибудь заразы. И что, в каждом таком случае теперь изолировать всех с температурой 37,1 и разводить классы на переменах, заставляя их проводить все уроки в одной аудитории? Все это, скорее, риторические вопросы…
Ну а вывод находится на поверхности: новые инициативы цифровизаторов и добивателей традиционной русской школы – это форменное издевательство над патриотическим и родительским сообществом, над всеми консервативными гражданами России. Теперь уже под долгосрочными предлогами «опасности нового коронавируса» адепты глобалистов во власти пытаются навязать народу отказ от законного права выбирать, как наши дети должны учиться и какие медицинские манипуляции над ними можно проводить. Полагаем, что в этой истории есть весьма благоприятные юридические предпосылки, чтобы поставить Роспотребнадзор (глава которого Попова всеми силами пытается заставить нас уверовать в спасительность вакцины от коронавируса) на место и защитить наши законные права.
Правильная методика измерения температуры учеников в школе или детей в детском саду
Однако, что мы видим на самом деле? Если мы посмотрим, как происходит измерение температуры в школе, то мы увидим, что измеряют температуру ИК термометром на входе и делают это абсолютно неправильно. Таким образом, то, что должно приносить пользу, превращается в профанацию. Это же справедливо и для измерения температуры в детском саду и в институтах.
Начнем с того, что измерять температуру тела детей в школе или в саду необходимо при помощи пирометров с функцией «body». Считается, что данные пирометры просто обладают более узким диапазоном и более высокой точностью. Но главное в них не это. Пирометры с функцией «body» не просто измеряют температуру поверхности, они точно рассчитывают температуру тела человека при помощи специального выражения, использующего несколько констант, характеризующих усредненные тепловые параметры и размеры составных частей головы человека. Именно такие пирометры необходимо использовать для измерения температуры тела человека.
Также во многих случаях при измерении температуры в школе или в детском саду измерение пирометром производится на запястье. Это категорически неправильно. Измерение температуры тела пирометром необходимо производить только на лбу. Именно поэтому правильно ИК пирометры для измерения температуры тела человека называются измерители температуры тела по температуре лба.
При этом сама процедура измерения температуры тела учеников или детей в детском саду на входе не эффективна, так как измерение производится, как только человек вошел в помещение. Он пришел с холода, он быстро шел в меховой шапке, у него на лбу есть испарина – все это даст погрешность измерения. Измерения ИК термометром можно начинать только после того, как ребенок будет находиться не менее 30 минут в помещении, в котором также должен находиться и сам измерительный прибор. При этом на лбу не должно быть пота, косметики или волос. Как вы сами можете видеть, во многих случаях сегодня измерения температуры тела в школе, институте или детском саду пирометром производятся неправильно. Поэтому наша компания разработала специальную Методику контроля температуры в образовательных учреждениях, а также специальные Разъяснения к ним, которые позволят осуществлять термометрию правильно и со 100-процентной эффективностью. Методику контроля температуры и Разъяснения к ней вы можете скачать по ссылкам в конце статьи.
Основываясь на нашем многолетнем опыте по разработке контрольно-измерительных приборов, мы считаем, что использование только ИК термометров (пирометров) абсолютно недостаточно. Мы считаем целесообразным трехэтапный контроль: на входе в здание с использованием ИК термометра для выявления людей с очень высокой температурой, через полчаса нахождения детей в здании также с использованием ИК термометра (массовое температурное сканирование), окончательное измерение температуры у людей с выявленной на предыдущих этапах повышенной температурой при помощи медицинского термометра RELSIB WT50. В данном случае будет гарантирован не только массовый охват детей, но и максимальная точность измерения температуры учеников. На сегодняшний день при измерении температуры детей в школе по-старинке со всеми ошибками процент выявления заболевших составляет не более 15-20 процентов.
Предлагаемая нами методика может использоваться в любых учебных заведениях от детских садов до институтов, она проста в применении и основывается на использовании двух приборов отечественного производства: ИК измерителя температуры IT-9-IRm и медицинского электронного термометра RELSIB WT50. Оба прибора производятся нашей компанией, обладают необходимой точностью и всеми разрешительными документами.
Измерение температуры учеников – безусловно, правильная мера борьбы с коронавирусом, но делать это нужно правильно.
Не забудьте скачать и прочитать нашу Методику контроля температуры и Разъяснения к ней. В них полно раскрыта изложенная здесь инфорамция. Если у вас будут после этого вопросы, мы будем рады ответить на них.