Чем известен поселок оймякон в якутии
Полюс холода Оймякон — фото, карта, как добраться
Информационный пост от моего друга, который под новый год съездил в Якутию, побывал на Ленских столбах и в Оймяконе на полюс холода. Вот о последнем как раз и пойдет речь. Данная информация может пригодится тем, кто тоже соберется в те края самостоятельно, а не по туру.
Так ли страшен Полюс холода
Обычно, в интернете туры в Оймякон на Полюс Холода стоят от 50 т.р. не считая перелета до Якутска. Если пользоваться таким туром, то нужно еще понимать, что придется брать авиабилеты на конкретную дату, что практически исключает возможность заранее поймать распродажу и соответственно делает поездку еще дороже.
Здесь я расскажу вам, как съездить на Полюс холода бюджетно (а в другом посте читайте про сам Оймякон). Наверное, у кого-то может возникнуть резонный вопрос: а зачем вообще туда ехать, в это самое суровое место на Земле, где проживает постоянное население?
Интересным может быть вот что:
Также любителям истории будет интересен этот район как место лагерей системы ГУЛАГ и той самой автодороги «Колыма», построенной ценою тысяч жизней (полит)заключенных.
Как добраться до Полюса холода
Ехать стоит в село Томтор как самый крупный населенный пункт Оймяконской долины, хотя могут быть и варианты. Самолетом до Якутска, далее на машине (микроавтобусе) около 1000 км до Томтора. Официального сообщения между Томтором и Якутском в зимнее время нет. С мая по октябрь из Якутска раз в неделю летает самолет. В остальное же время водные препятствия на пути покрыты льдом, и поездка на машине становится более выгодной.
Начитавшись леденящих душу рассказов про приключения в пути между Якутском и Оймяконом, я заложил на эту дорогу два дня пути, и даже чтобы «сэкономить» один день, взял билет на самолет в одну сторону до райцентра Усть-Неры, рассчитывая в тот же день добраться до Томтора на попутке.
Так лучше не делать. Истории эти написаны в основном либо самостоятельными автопутешественниками, которым дорога незнакома и объективно кажется опасной, особенно в темное время суток, либо участниками пакетных туров, где операторам важно, чтобы всем было комфортно (ну и чтобы те оплатили большее число дней).
Так вот, сейчас из Якутска в Оймякон (Томтор) можно добраться за один день. Федеральная трасса «Колыма» буквально в последние два года была значительно расширена, а бывшие еще несколько лет назад опасными участки укреплены. В целом сама трасса зимой оставляет приятное впечатление, и выглядит никак не хуже некоторых в Средней полосе России.
Вам только нужно будет заранее найти местного (оймяконского) водителя, который уже наизусть знает все особенности дороги и идет по ней уверенно в любое время суток. Найденные мной контакты см. в конце заметки.
Ориентировочное время в пути — 14-16 часов, включая остановки на отдых. Стоимость — 5 т.р. с человека в один конец, но в зависимости от условий и количества пассажиров может меняться в пределах 4-7 т.р. Местные регулярно ездят в Якутск по своим делам, так что места быть должны. Довольно часто ездят на микроавтобусах. Если хотите ехать целой группой в одной машине, то договариваться нужно несколько более заранее.
Выезжать зимой рекомендую пораньше, около 6 часов утра. Первая половина пути до Хандыги проходит по равнине, в которой интересного мало. А вот затем начинается горная — самая красивая часть дороги, и хорошо бы застать ее в светлое время суток. Темнеет зимой в этих краях рано, около 3 часов дня. Светает около 10 часов утра. На обратном пути можно посмотреть то, что не успели на пути «туда». В Томторе разница во времени с Якутском составляет +1 час.
Оймякон на карте
Возникает путаница, что такое Оймякон, и где находится Полюс холода. Так вот полюсом считается весь район, который называется Оймякон. Но есть еще и маленький населенный пункт с одноименным названием, в него ехать необязательно (40 км от Томтора), хотя там красиво, горы, Индигирка, оленеводческая ферма, только остановится там негде. Так вот, станция метеонаблюдения и памятник температурному минимуму расположены в селе Томтор, которое я как раз и отметил на карте. В Томторе есть аэропорт, работающий летом, магазины, и ночевать тоже следуют там.
Так что, почти всегда, когда говорят Оймякон, то имеют в виду Томтор. Именно в него вам надо приехать.
Где остановиться
Мне известны два места:
1. Гостевой дом в районе Куйдусун (около 2 км от центра поселка).
Там я останавливался сам. Представляет собой просторную квартиру с тремя спальнями, гостиной, кухней и раздельным санузлом. Евроремонтом там не пахнет, но все чисто и опрятно.
Плюсы: может легко разместиться группа до 10 человек. Рядом в пешей доступности незамерзающие термальные источники и река, в которую они впадают, — очень красиво.
Минусы: удаленность от центра поселка.
Стоимость: 1500 руб. с человека за ночь, при большой группе стоит попросить скидку
2.Частный дом в центре поселка с хозяйкой
В нем могут разместиться до 6 человек. К плюсам можно отнести то, что хозяйка обеспечивает гостей домашней едой (якутскую кухню нужно попробовать!), к минусам — типичная деревенская инфраструктура включая неотапливаемый туалет во дворе. Хотя, для кого-то это будет не минус, а наоборот.
Стоимость: 1800 руб. с человека за ночь
Местные говорят, что можно придумать и другие варианты, можно узнавать по имеющимся контактам.
Что взять с собой
Хотя в Томторе много частных магазинов (кажется, даже слишком много на душу населения), выбор в них весьма скуден, а цены высоки. Рекомендую по максимуму закупиться в Якутске и загрузить все это в багажник. Особенно это касается специфических продуктов, которые вы употребляете, в том числе алкогольных. Желательно взять с собой средства для быстрой растопки дров.
Мясо (жеребятину) для самостоятельной готовки можно покупать у местных. В селе есть кафе, где можно заранее заказать некое подобие стола. Удобно для компаний.
Также рекомендую взять с собой симку МТС, т.к. остальные ловят хуже, и не дают мобильного интернета.
Как одеваться на Полюс Холода
Могу порекомендовать следующее:
Лайфхак — при заказе онлайн на сайте Декатлона, но через кешбек сервис Letyshop, будет возврат 2.5-5% за все товары, и пуховики в том числе. Если вы еще не в курсе, то у них есть доставка, поэтому можно все заказать себе домой. Кстати, кешбек работает и для других магазинов, полистайте там.
Что посетить на Полюсе холода
В селе есть два музея — краеведческий и литературно-краеведческий. В первом все экспонаты, даже карабин 18 века, можно потрогать руками (рекомендую все же не злоупотреблять). Второй находится в здании школы и посвящен репрессированным русским писателям и истории ГУЛАГа на территории края в целом, за что его называют «музеем ГУЛАГа».
В Томторе находится резиденция якутского «деда мороза» — Чысхаана. Расположена в пещере горы у въезда в поселок. О посещении нужно договориться заранее.
Можно съездить в коневодческое или оленеводческое хозяйство, это около 30 км от села.
На окраине поселка протекает ручей, незамерзающий от термальных источников (оймякон в переводе означает «незамерзающая вода»). Окружающая ручей природа поражает своей нереальностью.
Ну и напоследок — о том, какие интересные явления на морозе можно испытать в Оймяконе.
Полезные контакты
+79142297032 Розалия Тимофеевна (директор краеведческого музея)
+74115424498 Сусанна Сергеевна Заболоцкая (гостевой дом)
+74115424110 Татьяна Бурцева (гостевой дом в районе Куйдусун)
+79644266690, +79142325510, +79142917937, +79841016681, +79244678887 — контакты местных жителей, которые могут подсказать с трансфером
Большой выбор отелей есть на Booking.com. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru.ru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.
Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю свои рейтинги: ТОП для Азии и ТОП для Шенгена. Постоянно читаю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками. Как показывает практика, дешевле и удобнее всего покупать у агрегаторов: Polis812 или Черехапа.
33 факта об Оймяконе, или как живут на Полюсе Холода
Заключительный пост про январское путешествие моего друга Виталика. Вот как бывает, сначала он писать не хотел, а потом аж на несколько постов расписался 🙂 Читаю и понимаю, что вот таким людям надо блоги вести, уж больно складно пишет. Но это и неудивительно, лингвисты они все такие.
За два дня пребывания на Полюсе Холода я почерпнул кое-чего примечательного из жизни простых оймяконцев. В результате возникла идея оформить это в виде небольшой подборки из 33 фактов. Вот что в итоге получилось.
2. В самом Оймяконе (поселке), который находится в 40 км к северу от Томтора, метеостанции никогда не было, но памятную стеллу для приличия установили и там.
3. Внешне поселки Оймяконской долины мало отличаются от привычных нам где-нибудь в Поволжье. Оказывается, технология простой русской избы может легко выдержать экстремальные морозы.
4. Машины действительно ездят с двойными стеклами. Причем если на лобовое ставят сразу двойной пакет, то с боковыми это невозможно, поэтому второе стекло приклеивается на обычный скотч. Иначе у сидящего рядом будет риск обморозить себе половину лица.
5. На ночь машины глушат, но для них есть специальные отапливаемые гаражи, где температура не опускается сильно ниже нуля, так что завестись не проблема.
6. При температурах ниже минус 56 (это здесь считается холодно) техника начинает вести себя странно, и без лишней надобности далеко выезжать не рекомендуется.
7. Если же все-таки пришлось ехать в такой мороз, то расход бензина увеличивается вдвое. Кроме того, если остановиться в пути, то шины начинают деформироваться под тяжесть машины, и поначалу приходится ехать медленно и словно по кочкам. Также приходится возить с собой полный комплект запчастей, достаточный, чтобы починить заглохший в дороге мотор.
9. В некоторых домах, например, в поселке Куйдусун, где я остановился, есть центральное водоснабжение. Однако из крана течет только горячая вода (холодная бы в трубах попросту замерзла), и принимать душ тем, у кого дома отключали горячую воду, должно быть забавно: нужно носить ведрами холодную воду и разбавлять горячей из крана — все наоборот.
10. Кстати, туалет у многих находится во дворе. В нем есть свет, но нет отопления, и это считается нормой. Ощущениями от посещения такого места, я пожалуй, делиться здесь не буду=) Впрочем, новые дома стараются строить в уже привычном, не экстремальном формате.
11. Стоимость дров для отопления 120 м2 дома + бани + гаража за сезон (который длится здесь 8 месяцев) составляет около 50 т.р. С учетом того, что этим обеспечивается еще и горячая вода, выходит даже дешевле, чем в Москве.
12. «Оймякон» в переводе с эвенского означает «незамерзающая вода». Действительно, где же ей еще не замерзать. Все дело в теплых ключах, которые бьют из-под земли и образуют ручьи на поверхности. Полностью замерзают они только к марту. Природа вокруг них исключительно красива.
13. Люди живут охотой (для себя) и животноводством (для продажи и получения наличности). Разводят лошадей на мясо, есть еще крупная оленеводческая ферма. На фото коровник.
14. Якутская лошадь — уникальный зверь. Ей не нужен хлев, она пасется на открытом воздухе в любую погоду, пищу она также добывает себе сама, ковыряя копытом мерзлую землю. Подкармливать ее следует только затем, чтобы она не уходила далеко от хозяев.
15. Фермеры говорят, что эта лошадь «запрограммирована» на поиск особых питательных трав, благодаря чему ее мясо содержит такой комплекс витаминов, который позволяет человеку полноценно питаться без употребления овощей и фруктов.
16. Конина считается у местных грубым мясом. В почете жеребятина, и в якутском ресторане вам подадут именно ее, а не конину.
18. На счет витаминов проверить не могу, но бутылка кумыса из молока этой лошади заставляет забыть о голоде на долгое время. Вкус у него исключительно терпкий, и напоминает плотный крепкий эль.
19. Разгар сезона охоты приходится на самый лютый мороз, т.к. весной охота запрещена — в этот сезон животные дают потомство, а летом конкуренцию составляют медведи (что впрочем, местных не особо останавливает, они только жалуются, что медведей отстреливать запрещено, а при вынужденной необходимости ее потом придется доказывать).
20. Несмотря на привязанность к природе, местные весьма прошарены в информационных технологиях (правда, мобильный интернет есть только у МТС). Например, водитель Макс, что меня вез из Усть-Неры в Томтор, вместе с женой уволился с работы, они занимаются сейчас сетевым маркетингом — управляют продажами каких-то тибетских БАДов.
21. У каждого, включая 70-летних пенсионерок, есть аккаунт WhatsApp с фотками.
22. WhatsApp позволяет выручить водителя или охотника в случае проблем: например, если он не вернулся в оговоренное время и не вышел на связь, жена делает оповещение через группу, и все кто на связи помогают организовать поисково-спасательную операцию.
23. Долг в магазине можно оплатить переводом с карты на карту.
24. В селе Томтор на весь район есть кафе (по крайней мере туда ходят с семьей и друзьями, как в кафе). Там нельзя поесть жеребятины, зато можно картошку фри и наггетсы — для местных это деликатес. Узнав, что я из Москвы, настойчиво пытались выяснить, правильная ли у них получилась картошка.
25. Из силовых структур на всю Оймяконскую долину только в Томторе есть участковый и следователь. В остальных поселках, по словам местных, царит анархия, бандитизм и пьяные разборки.
26. Есть в Оймяконе парниша один, имени не запомнил. Однажды в пьяной драке его вырубили прямо на улице и бросили. Он очнулся через 15 минут, пришел домой, заснул. Итог — ампутация почти всех отмороженных пальцев. Работает сейчас водителем, кстати.
27. В Томторе есть краеведческий музей. В нем можно покрутить в руках почти все экспонаты, включая карабин 1764 года. Посещение музея бесплатное, но для этого нужно сначала найти его хозяйку. Что еще посмотреть в Оймяконе.
28. Оймяконье знаменито своими гулаговскими лагерями, которых в одном районе насчитывалось 29. Рассказывают, что для противодействия побегам нквдшники обещали местным охотникам за каждую принесенную кисть руки беглеца мешок сахара или муки (кисть нужна была для сверки отпечатков пальцев). Схема работала. Более того, особо хитрые сначала ловили беглецов, заставляли их некоторое время работать на себя, и только потом убивали: ну а что, мешок сахара не лишний.
29. Помимо краеведческого, здесь есть музей ГУЛАГа, как его называют местные. Он был собран простой сельской учительницей и расположен в здании школы. Чуть подробней о нем я написал здесь.
30. Званием «Полюса Холода» местные особо не гордятся и даже рады бы официально отдать его Верхоянску (это другое самое холодное место Якутии, которое находится уже за полярным кругом). Их немного обижает, что иностранцы приезжают поглазеть на них как на таких неудачников, которых судьба забросила в самый холодный уголок планеты.
31. Местные на полном серьезе считают свой климат одним из лучших, и действительно недоумевают, почему остальные его называют адом. В краеведческом музее есть целый стенд о том, как оймяконский воздух положительно влияет на здоровье. С примерами «историй успеха» известных долгожителей.
32. Поездки иностранцев часто заканчиваются для них приключениями. Рассказывают, как одни чехи поехали как-то по старой магаданской трассе, и у них банально закончился бензин. Хорошо, один из них успел поймать спутниковую связь и позвонил домой. Те уже — в чешское посольство, оттуда — в приемную президента в Якутске, далее в Усть-Неру, далее в Томтор, и те уже кинули клич в WhatsApp. Обнаружили их еще «тепленькими». По вызволению из холодного плена те на радостях купили местным два ящика водки, чем устроили большую гулянку на все село.
33. Каждый год в Томторе в начале апреля проходит фестиваль «Полюс Холода», на который слетаются дедморозы со всего мира, а также многочисленные туристы, и фестивалят как могут. Устраивают соревнования среди дедморозов на снегоходах, оленях, а также — для местных девушек — «Мисс Полюс Холода» и «Хозяйка чума» (ударение на «у»). Почему фестиваль с таким названием проводится здесь в апреле, а не, например, в январе? Говорят, по просьбе теплолюбивого Санта-Клауса.
P.S. Виталик не ведет блог, поэтому вот ссылка на его аккаунт в Фейсбуке. Также вы можете прочитать про Якутск и Ленские столбы, а также про дорогу до Оймякона.
Большой выбор отелей есть на Booking.com. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru.ru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.
Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю свои рейтинги: ТОП для Азии и ТОП для Шенгена. Постоянно читаю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками. Как показывает практика, дешевле и удобнее всего покупать у агрегаторов: Polis812 или Черехапа.
Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60
Перенесёмся в самое холодное обитаемое место на нашей планете – в Оймякон! Как же я люблю Якутию! Волшебная страна, и в этом году я решил добраться до самой холодной её части. По крайней мере, так считают сами оймяконцы, но тут не всё так просто.
01. До Оймякона добраться не так просто. Зимой нет регулярного авиасообщения, так как летать дорого, и народ едет туда на машинах, а это 928 километров до Якутска (20 часов с учётом паромной переправы, как показывает Гугл) и 1008 километров до Магадана (23 часа). Ближайший посёлок, куда есть регулярные рейсы из Якутска, – это Усть-Нера, но оттуда тоже 11 часов ехать до Оймякона. Но если очень повезёт, можно попасть на чартерный рейс 😉 Летают туда самолеты «Полярных авиалиний» из аэропорта Маган. Перед тем как завести двигатель самолёта или вертолёта на морозе, его надо отогреть.
02. А вот и наш самолёт. Это чехословацкий Л-410 «Турболёт». Кстати, с 2018 года эти самолёты собирают и в России (Екатеринбург, Уральский завод гражданской авиации), но у «Полярных авиалиний» самолёт старенький.
03. Билеты очень дорогие, 45 000 рублей туда-обратно, хотя лететь около двух часов. Для сравнения, прямой рейс «Аэрофлота» в Лос-Анджелес (самый длинный перелёт из Москвы, часов) стоит 35 000 рублей в обе стороны. На нашем рейсе было 8 пассажиров.
04. По случаю внезапного рейса самолёт загрузили фруктами и овощами.
05. В аэропорту Томтора, ближайшем к Оймякону, стоят Ан-2, но они зимой не летают.
06. А в тёплое время года «Кукурузник» может перевезти до 12 пассажиров.
08. В аэропорту нет никаких строений для обслуживания пассажиров, так что встречающие ждут в машинах прямо на краю полосы. Если тебя никто не встречает, то всё, замерзнешь тут и умрёшь прямо перед самолетом. Ещё забавно, что поскольку в Томторе зимой нет людей и всё закрыто, посадочные тоже не выписывают. Поэтому посадочные на обратный перелёт выписывают в Якутске! Естественно, нет никаких досмотров и проверок.
09. Аэропорт Томтор недалеко от Оймякона появился в 1942 году. 11 июня 1942 года было подписано соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу между США и СССР. По этому договору американцы перебрасывали в СССР истребители и бомбардировщики. Чтобы принимать эти самолеты, перегоняемые из Аляски, и был построен аэропорт Томтор. Причём строили его нереально быстро: работы начались 12 августа 1942 года, а уже 6 сентября на его взлётно-посадочную полосу приземлился первый самолёт. Это был отечественный Г-2, а шасси «американцев» коснулись томторской ВПП ровно через месяц.
10. После войны аэропорт обслуживал гражданских лиц. Рядом с аэродромом проживали порядка трёх сотен людей – они же и работали в аэропорту.
13. Почему тогда полюсом холода называют Оймякон? Всё просто: тогда имелся в виду не сам посёлок, а вся местность.
15. Оймякон постепенно развивается как центр туризма. Сейчас в год приезжает порядка 1000 человек, в основном зимой, чтобы ощутить холод, потому что холод тут – главная достопримечательность. Летом туристам здесь делать особо нечего, хотя в Якутии потрясающая природа, и можно путешествовать по каким-то диким невероятным уголкам (конечно, если вы не боитесь комаров). Но если кто-то приедет летом, то недалеко от аэропорта в Томторе есть подземная ледяная галерея и резиденция якутского повелителя холода Чысхаана в пещере Эбе-Хая.
17. В галерее невероятно красивые ледяные кристаллы. На полу остались старые рельсы, по которым в бывшей шахте раньше ходили вагонетки.
18. Выглядит это всё просто фантастически и зимой, и летом.
21. Внутри есть ледяные скульптуры. Я так понял, это Дед Мороз, который раз в год приезжает в гости к Чысхаану.
23. Памятник Полюсу холода
24. Тут, кстати, увековечена легендарная температура.
В условиях, считающихся одними из самых суровых на планете, заключенных заставляли добывать золото и уголь, вести горные и земляные работы, делать лесозаготовки. Но основная масса лагерей появилась в связи со строительством грандиозной магистрали, связывающей золотоносные районы Колымы с Большой землёй. На строительстве применялся исключительно труд узников ГУЛАГа – дармовая рабочая сила при каторжных условиях. Первые этапы прибыли из Алдана в 1940 году, около 5000 человек. Лагеря располагались вдоль строящейся дороги на расстоянии 10 – 20 км друг от друга. Зэки строили дорогу на десяток километров, а затем лагерь перемещался. Старое место использовалось как транспортный пункт, а чаще лагерь переносили целиком или бросали.
Один из заключенных Илья Алексеевич Будищев рассказывал о своем опыте работы на «дороге смерти»: «Нас доставили на строительство дороги 300 человек, а через год нас осталось всего 46».
Мало того что люди гибли от голода и холода, так их ещё и приговаривали к расстрелу за невыполнение плана. Страшные цифры из документов расстрельных актов: 4 февраля 1938 года было расстреляно 56 человек, 5 февраля – 17 человек, 24 февраля – 204 человека, 4 марта – 94 человека, 7 марта – 70, 8 марта – 64, и так далее.
На территории Оймяконского улуса располагалось около тридцати лагерей. Самый известный из них назывался Индигирлаг, он существовал в посёлке Усть-Нера на протяжении 10 лет – с 1949-го по 1958 год. Максимальное единовременное количество заключенных в нем достигало 13,8 тысячи человек. Это один из самых живучих лагерей, остальные существовали по 4-5 лет и массово стали сворачиваться после смерти Сталина и знаменитого доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях».
Совсем рядом с Индигирлагом находился лагерь поменьше, Куйдусун. При этом знаменит он, наверное, даже больше своего «старшего брата», поскольку в нём отбывал срок и известный поэт Борис Ручьев, и ещё более известный писатель Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов».
27. Все дороги в посёлке грунтовые, асфальта нигде нет, но даже тут гаишники по ГОСТам понаставили своих знаков.
28. Гостиниц в Томторе нет, но есть частные гостевые дома, это как раз один из них. Проживание в такой комнате с трёхразовым питанием стоит порядка 3000 рублей в сутки с человека. Таких домов несколько и в самом Оймяконе, и в Томторе. Пока местные жители сами приспосабливаются к приёму туристов. Если туристов будет больше, возможно, появятся и нормальные гостиницы.