Чем известен цинь шихуанди
Цинь Шихуанди
Биография
Цинь Шихуанди носил титул первого императора Китая, считался основателем династии, правившей в древнейшие времена. Мужчина вошел в историю как создатель терракотовой армии и других памятников, которыми сегодня гордится густонаселенная азиатская страна.
Детство и юность
Родился Ин Чжэн, позже прославившийся под именем императора Циня Шихуанди, в 258 году до н. э. в северокитайском царстве Чжао. Существовало несколько версий происхождения будущего правителя, но точными сведениями о ранней биографии на сегодняшний день не владеет никто.
Согласно распространенному у исследователей мнению, Чжуансян-ван, отец мальчика, являлся представителем знатного рода, не претендовавшего на власть и престол. Другая гипотеза гласила, что юный Шихуанди был приемным сыном правителя древнекитайского государства, предотвратившего национальный раскол.
Поскольку приведенные факты порочили честь членов царской фамилии, принято считать, что мать Ин Чжэна происходила из знатной семьи. Когда глава княжества, где появился ребенок, решил истребить супруг-наложниц, женщина укрылась среди родственников вместе с малолетними детьми.
В ранней биографии главы азиатского государства значительная роль досталась торговцу, запечатленному под именем Люй Бувэй. Имея доступ к верховной власти, мужчина плел политические интриги и имел отношение к судьбам нескольких древних китайских царей.
Благодаря таланту этого деятеля отец Ин Чжэна устранил конкурентов и на короткий период времени занял почетный верховный трон. Вскоре его сменил наследник, которому исполнилось 13 лет, а купец, получивший место канцлера, стал официальным опекуном.
По неподтвержденной информации, наставник и наиглавнейший советник был не только воспитателем, но и биологическим отцом. Вельможа, неотступно следовавший за правителем процветавшего государства, следил, чтобы благополучие не покидало императорский дом.
Личная жизнь
О личной жизни китайского императора биографам почти ничего не известно, вероятней всего, он скрывал от народа многочисленных жен и детей. Порядка 50 потомков от наложниц разного происхождения не владели правом появляться в роскошных покоях великих царей.
Сохранились сведения о ребенке Ине Хухае, или Эре Ши-Хуанди, который стал правителем Поднебесной после кончины Цинь Шихуанди. Его воспитывал коварный евнух, со временем пришедший к власти, ненавидимый подопечным и окружающими людьми.
Правление
В первые годы правления Чжэна Бувэй пристально следил за подростком, опасаясь, что правда о происхождении внезапно достигнет людей. Он стремился избавиться от матери мальчика, заменив ее псевдоевнухом, совершившим акт прелюбодеяния и ставшим отцом двоих детей.
Движимый корыстными мотивами Лао Ай, бывший воспитателем, решил привести сыновей к власти и захватить царский престол. Юноша, достигший половозрелости, вовремя узнал о коварном заговоре и с помощью лояльно настроенной армии сохранил то, что приобрел.
Предводитель противников Ин Чжэна сумел избежать справедливого наказания, за поимку врага назначили награду в 1 млн медных монет. В итоге недальновидного мужчину казнили с применением жестокости, после чего китайский правитель приобрел дополнительный авторитет.
Terracotta Army (Dynasty Qin Shi Huang)
После этих неоднозначных событий Ин Чжэн стал полноправным властителем и принял на себя полноту власти в качестве царя государства Цинь. Об этом смутном для Китая времени в начале XXI века режиссер по имени Чжан Имоу снял полнометражный художественный фильм.
На смену канцлера Люй Бувэя, покончившего жизнь самоубийством, пришел новый министр и советник, прославившийся под именем Ли Сы. Он прослыл мудрым политиком, повлиявшим на завоевание территорий и ставшим главным инициатором объединяющей войны.
Первой покорившейся территорией стала центральная часть Китая, которая была известна как древняя провинция Хань. Затем Цинь воспользовался стихийными бедствиями в 229 году до н. э., чтобы завоевать царство Чжао и покорить жителей страны Янь.
Единственным белым пятном в списке императора-завоевателя осталась обширная территория могущественного восточного центра Ци. Удельное княжество, имевшее выгодное географическое положение, последним присоединилось к правителю новой могущественной страны.
First emperor of china and the founder of Qin dynasty, «Qin Shi Huang».
Усилиями Ин Чжэна китайские земли объединились под властью одного правителя, что положило конец хаосу и периоду национальной вражды. Глава новообразованного государства вместе с Ли Сы, премьер-министром, полностью поменял жизненные устои, внешнюю и внутреннюю политику страны.
Они преобразовали принципы феодализма и разделили вечную империю на комендатуры, что примерно соответствовало современным районам и общинам современных стран. От оборонительных укреплений остался лишь памятник архитектуры — Великая Китайская стена, ставшая местом паломничества прихожан.
Цинь Шихуанди сумел добиться экономического объединения Китая путем стандартизации единиц измерения и унификации сети дорожных систем. Император также сумел разработать национальную карту маршрутов, благодаря которой страна избавилась от насущных транспортных проблем.
RT ahencyclopedia Today in #history: Emperor Qin Shi Huang (Shi Huangdi) is born. (259 BCE) #OnThisDay Read more: https://t.co/Q6DK4wwtRR https://t.co/QY259KfHdl
Кроме того, правитель добился единообразия китайской письменности, после реформ стандартные иероглифы признали представители микростран. Благодаря нововведениям новости о воссоединении провинций достигли отдаленных территорий и улетели за океан.
Цинь Шихуанди придерживался учений древневосточной школы легизма, где главной идеей было равноправие, которое определял закон. Идеи раздачи привилегий и титулов не по рождению, а по реальным заслугам, стали визитной карточкой правителя и отличительной меткой древних времен.
Император, прославившийся жестокостью по отношению к врагам и соратникам, был противником свободомыслия и постулатов древневосточных школ. Эпоха процветания конфуцианства и других философских течений окончилась после того, как юный правитель узурпировал власть и царский престол.
Thousands of terracotta soldiers and full-sized horses stand guard over the tomb of Emperor Qin Shi Huang
По распоряжению главы государства закон стал одобренной идеологией, которая в одночасье распространилась на территории завоеванных стран. Сожжение книг с информацией о традициях далекого прошлого привело в ужас и смятение тысячи послушных горожан.
На пепелище памятников письменности император построил собственную гробницу, где терракотовая армия из истуканов могла охранять его вечный покой. Правитель создавал дворцы и храмы на полностью покоренной территории, скрывавшиеся от глаз посторонних за Великой Китайской стеной.
На протяжении долгой жизни Ин Чжэн искал эликсир бессмертия, он путешествовал в окрестностях государства и маленького острова Чжифу. Охоту за колдунами и волшебными рыбами единовластный правитель Поднебесной воспринимал как приключение, опасную и азартную игру.
Смерть
Во время осмотра необъятных владений Цинь Шихуанди внезапно скончался, причины трагической смерти императора стали тайной древних времен. Сейчас энтузиасты исследуют стены и подполья мавзолея, где первый император Поднебесной, предположительно, был погребен.
Первый император Китая и его терракотовая армия
Тема: История
Цинь Шихуан-ди ( Qín Shǐ Huáng-dì, буквально: «Первый император Цинь»; 259 до н. э.—210 до н. э.) — правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств.
К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китаяи вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства.
Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.
Рожденный властвовать
Настоящее имя первого императора династии Цинь было Ин Чжэн (Ying Zheng). Он родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане, княжество Чжао. По одной из версий, его отец Чжуансян (Zhuangxiang) жил там в качестве заложника. При рождении мальчику дали имя Чжэн, что означает «первый». Его мать была наложницей, которая до этого состояла в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем (Lü Buwei). Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол. Так что слухи, что Люй Бувэй и был подлинным отцом Чжэна, возникли вполне обоснованно.
В другой версии Люй Бувэй как основная движущая сила императорских интриг тоже присутствует. Но во втором варианте истории он лишь помог возвышению отца Ин Чжэна, а сам стал премьер-министром царства. Так что в 13 лет Ин Чжэн занял престол уже по праву престолонаследия. Как бы там ни было, но на самом деле вся власть была сосредоточена в руках того же Люй Бувэя и вдовствующей императрицы. Прошло еще 9 лет, прежде чем Ин Чжэн стал полноправным и единоличным правителем. Он тут же обвинил Люй Бувэя в подготовке мятежа и отправил в ссылку.
С самого начала своего царствования молодой и амбициозный Ин Чжэн отлично разбирался в военном деле. Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами. В дело шло все: и создание сети шпионов, и взятки, и помощь мудрых советников. Так что очень быстро царство Цинь стало самым могущественным среди всех его окружавших государств.
Великий реформатор…
Шли годы, Ин Чжэн все больше убеждался в мысли, что война — это процесс столь же бессмысленный, сколько бесконечный. Постепенно он пришел к пониманию того, что необходимо закончить вражду между царствами. Самому могущественному на тот момент императору Ин Чжэну не стоило большого труда объединить всех в единое государство и установить единое центральное правительство. Так он стал первым в ряду многочисленных сменяющих друг друга императорских династий. Вместе с этим в Китае закончился период Сражающихся царств, который длился почти два с половиной столетия.
Казалось, что у Ин Чжэна был уникальный дар выбирать наиболее подходящих людей для назначение их на государственные должности. Под его руководством были проведены многочисленные и, что важно, успешные военные реформы и реформы в сельском хозяйстве. А к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось воплотить в жизнь свою самую большую мечту. Он не только успешно провел колоссальную кампанию по объединению Поднебесной, но и стал первым носителем нового императорского титула, который просуществовал вплоть до Синьхайской революции 1911 года, то есть до конца эпохи императорского Китая.
Надо сказать, что в своих политических воззрениях Ин Чжэн никогда не допускал возможности федерации или просто мирного сосуществования разных государств-соседей. По его убеждениям, любое сосуществование рано или поздно все равно заканчивается войной за первенство. Идея единого государства красной нитью проходит через всю многовековую историю Китая, занимая мысли самых разных китайских мыслителей и политиков.
В периоды, когда военные столкновения и волнения разного рода сотрясали китайское общество, интеграция враждующих царство в единое государство всегда оставалась главной целей для всех правителей. Проблема была лишь в том, вокруг какой власти будет происходить это объединение, кто именно из исторических личностей возьмет на себя благородную миссию объединителя нации.
Для Ин Чжэна объединение враждующих царств в единое сильное государство было делом всей его жизни, достижением, которое, по его мнению, могло бы быть сопоставимо лишь с делами его легендарных предшественников, императоров Сань Хуана (San Huang) и У Ди (Wu Di). Именно поэтому в своем новом, императорском титуле Ин Чжэн решил объединить их имена — Хуанди (Huangdi), что в буквальном переводе обозначает «император императоров». Этот титул был призван подчеркнуть единовластие правителя нового типа. Так что сам Ин Чжэн с тех пор стал называться Цинь Хуанди (Qin Huangdi) или Цинь Ши Хуанди (Qin Shi Huangdi) или Цинь Шихуан, что как раз в буквальном переводе и означало «первый император». Цинь Ши Хуанди мечтал, что основанная им династия Цинь будет править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений. Но реальный ход истории показал, что не все мечты сбываются, даже у императоров.
Для укрепления своей власти Цинь Шихуанди выбрал путь политико-административных реформ. Первостепенной задачей он определил усиление эффективности государственного управления. Для этого Цинь Шихуанди заменил иерархическую вассальную систему на новую административную структуру. Все царство было разделено на 36 префектур-военных округов, которые в свою очередь были также разделены на более мелкие административные единицы.
В центральном правительстве Цинь Шихуанди были 12 министров, которые непосредственно подчинялись самому императору. Большинство военачальников и глав администраций также назначались лично императором. Соответственно, император мог и отрешить всех их от должности. Такая система государственного управления обеспечивала Цинь Шихуанди тотальный контроль как за военной, так и гражданской администрацией. И нельзя не отметить, что эта система государственного администрирования существовала в императорском Китае на протяжении следующих почти двух тысячелетий.
Времена правления Цинь Шихуанди отмечены значительными изменениями и в других сферах общественной жизни и культуры. При нем были унифицированы системы мер и весов, введена единая денежная система. Были упразднены разрозненные системы иероглифов покоренных царств.
Император Цинь Шихуанди полагал, что сельское хозяйство и торговля должны стать ключевыми элементами в процессе общественного развития. Соответственно, он уделял этим сферам экономики самое пристальное внимание. При Цинь Шихуанди была создана единая сеть дорог, которая объединила отдаленные региона страны с центром. Это также способствовало бурному экономическому и культурному развитию империи.
… и жестокий диктатор
Но несмотря на столь впечатляющие достижения, Цинь Шихуанди вовсе не был правителем-благодетелем. Скорее наоборот, он был жестоким и деспотичным тираном. Цинь Шихуанди был последователем такого философского учения, как легизм. Его ближайшим помошником был легист Ли Сы (Li Si ), ученик великого Сюнь-цзы (Xun Zi).Основной идеей этой философской школы было равенство всех перед Законом и императором — Сыном Неба. Следствием этого являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. То есть любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Однако на деле легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Это и произошло в империи Цинь Шихуанди.
Цинь Шихуанди взял на вооружение основной тезис легизма: культ закона, а точнее, административных распоряжений правителя, который обладал безграничной властью. На этой основе он выстраивал тоталитарное общество, где любая оппозиция власти рассматривалась как тяжкое преступление, заслуживавшее смертной казни. Любое инакомыслие жестоко подавлялось, многие диссиденты были убиты.
Как правило, их трагическую судьбу разделяли и их близкие. Всё проводилось самым жестоким образом. В лучшем случае, в качестве наказания за свободомыслие человека ссылали в самые отдаленные и глухие районы страны. В список запрещённых внесли трактаты, подвергавшие сомнениям философию, которая была принята самим императором как единственно верная. Сожжение книг на городских площадях стало обычным делом.
Но это всё меркнет перед событиями в Сяньяне, где по приказу императора 460 последователей учения Конфуция были заживо закопаны в землю.
В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.
Великая стена и величественная гробница
Грандиозные строительные проекты императора ложились тяжким грузом на плечи простых людей. Император задумал построить оборонительные сооружения, которые защитили бы империю от набегов кочевых племен и одновременно были бы знаком единения страны. Сотни тысяч людей были отправлены на строительство того, что впоследствии получило название Великой китайской Стены. По разным данным, на этой стройке от лишений и непосильного труда умерли почти 70% всех вовлеченных в этот проект рабочих.
Между тем, сам император Цинь Шихуанди мечтал о бессмертии. В поисках этого эликсира император погубил немало времени и сил и умер, не дожив до 50 лет. Но он успел построить собственную гробницу, а в 1,5 км к востоку от неё закопал «военный лагерь», состоящий из терракотовых солдат.
Первоначально Шихуанди собирался захоронить живьём 4000 воинов для охраны богатств своего мавзолея, но такой варварский поступок мог вызвать бурю народного возмущения. Тогда император приказал изготовить глиняную армию, которая будет сопровождать его в загробном мире. Так было создано по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей.
Приказ о строительстве мавзолея был отдан им еще в 13 лет, т.е. едва он занял трон. Как и сооружение Великой китайской стены, это строительство продолжалось не один год и унесло не одну сотню жизней строителей. А те из них, кто сумел выжить, в результате были похоронены вместе со своим императором. Это было не столько честью, сколько мерой предосторожности, чтобы никто не мог выдать тайну местонахождения последнего приюта императора. Также вместе с императором были похоронены все его жены, которые не смогли родить ему наследников.
И эти меры предосторожности оказались весьма эффективными. Во всяком случае, мавзолей Цинь Шихуанди был обнаружен лишь в 1974 году, причем совершенно случайно. А вход в мавзолей не найден до сих пор. Целый ряд историков выражают сомнение, что найденное захоронение — действительно мавзолей Цинь Шихуанди. Но подтвердить или опровергнуть свои сомнения они до сих пор не могут. Согласно историческим хроникам, захоронение было заполнено ртутью, так что всякое проникновение может стать смертельно опасным для решившихся нарушить вечный покой императора.
Поиски бессмертия
Сохранилась легенда, что Цинь Шихуанди отправил одного из своих слуг на поиски секрета бессмертия. Слуга по имени Сюй Фудун (Xu Fudong) в сопровождении тысячи юношей и девушек отправился в плавание на восток. И они никогда больше не вернулись в Китай, возможно, потому, что боялись императорского гнева и наказания за невыполненное поручение. Но они высадились на далеком острове и стали жить там, вдали от родных берегов. Так, если верить древней легенде, появились Япония и японцы.
Так и не раскрыв тайну бессмертия, Цинь Шихуанди умер в 210 году до нашей эры. Не суждено было исполниться и его мечтам о вечности основанной им династии.
Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай его сопровождал вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы.
Перед смертью Цинь Шихуан послал письмо своему старшему сыну Фу Су с завещанием, оставляя ему империю и указанием встречать траурный кортеж. Чжао Гао, будучи начальником канцелярии, должен был поставить на письмо печать и отправить. Он задержал отправку письма, и письмо так и не дошло до адресата.
Сразу же после его смерти борьбу за трон начали все те, кого он в свое время от этого трона отодвинул. Так что все семейство Цинь Шихуанди было уничтожено, и к 206 году до нашей эры эпоха династии Цинь закончилась.
Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.
Цинь Шихуанди
Содержание
Ранние годы (Ван царства Цинь)
Ин Чжэн родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане (столице княжества Чжао), где его отец Чжуансян-ван был заложником. Его отец был внуком вана от наложницы низкого ранга и не имел шансов на престол. Он встретился с богатым купцом Люй Бувэем, который обещал его продвинуть.
Ин Чжэн был сыном наложницы Чжао, подаренной Чжуан Сянвану Люй Бувэем, которая (согласно Сыма Цяню), уже была беременна. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»).
Благодаря сложным интригам Люй Бувэя после смерти старого вана и краткого правления престолонасленика Аньго Чжуансян-ван взошёл на трон, но смог проправить страной меньше трёх лет, после чего Ин Чжэн вступил на трон. По слухам (которые поддержал Сыма Цянь) Люй Бувэй — подлинный отец Чжэна. [1]
Хотя версия Сыма Цяня доминировала в течение 2000 лет, исследования профессоров Джона Кноблока и Джефри Ригеля при перевода анналов Люйши Чунцю показали несоответствие даты начала беременности и рождения ребёнка (год), что позволило им объявить версию об отцовстве Люй Бувэя сфабрикованной с целью бросить тень на происхождение императора. [2]
Ин Чжэн неожиданно получил престол циньского вана в 246 году до нашей эры в 13-летнем возрасте. В это время царство Цинь уже было самым могущественным в Поднебесной. Премьер-министр Люй Бувэй стал также его опекуном. Люй Бувэй ценил учёных, пригласил на содержание со всех царств около тысячи учёных мужей, которые вели споры и писали книги. Благодаря его деятельности удалось собрать знаменитую энциклопедию «Люйши чуньцю». [3]
В 246 году инженер Чжэн Го из царства Хань начал строительство большого ирригационного канала длиной 150 км в современной провинции Шэньси. Канал соединял реки Цзиньшуй и Лошуй. Канал строился десять лет и оросил 40,000 гектаров пахотной земли, что привело ко значительному экономическому подъёму Цинь. Завершив только половину работ, инженер Чжэн Го был уличён в шпионаже на Хань, однако он объяснил вану выгоду строительства и был прощён. [4]
После смерти отца Ин Чжэна, Чжуансян-вана, Люй Бувэй стал откровенно жить с его матерью Чжао, которой был подарен евнух Лао Ай. По версии Сыма Цяня, Лао Ай был вовсе не евнухом, документы о кастрации были подделаны за взятки, а мать вела распутный образ жизни. [5]
Лао Ай сосредоточил в своих руках большую власть, и Ин Чжэн был недоволен своим положением ребёнка с которым не считаются. В 238 году он достиг совершеннолетия и резко взял власть в свои руки. В 238 году ему донесли о распутстве его матери и Лао Ая, и что она родила уже тайно двух детей, один из которых готовится стать его преемником. Ван приказал чиновникам вести расследование, которое подтвердило все подозрения [5] За это время Лао Ай подделал государственную печать и стал собирать войска для нападения на дворец. Ин Чжэн поручил советникам срочно собрать войска и направить против Лао Ая. Произошёл бой около Сяньяна, в котором было перебито около сот человек. Лао Ай, его род и сообщкики были казнены, виновные в дворцовых службах были жестоко наказаны. [6]
После отстранения Люй Бувэя премьер-министром стал легист Ли Сы, ученик Сюнь-цзы.
Не доверяя своим советникам, Ин Чжэн отдал приказ выслать из страны всех не-циньских чиновников. Ли Сы написал ему докладную, в которой обосновал, что такая акция приведёт только к усилению вражеских царств, и указ был отменён
Ин Чжэн и Ли Сы продолжили успешные войны с соперниками на востоке. При этом он не гнушался никакими методами — ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы.
Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство возвышающегося царства отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.
В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. В следующем году был пойман Цзин Кэ, убийца, подосланный князем Янь Данем. Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай: в 230 г. до н. э. было уничтожено царство Хань, в 225 г. — Вэй, в 223 г.- Чу, в 222 г.- Чжао и Янь, а в 221 — Ци. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и в 221 году до нашей эры принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем. Тем самым поставив точку на периоде Чжаньго с его соперничеством царств и кровопролитными войнами.
Титул первого императора
Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имен и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.
Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуан-ди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван, переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.
Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.
Реорганизация правления
Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства.
Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств, всего 120 тысяч семей.
По совету Ли Сы император не стал назначать родственников и приближённых князьями новых земель.
Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Из оружейного металла было выплавлено также 12 бронзовых колоссов, которые были поставлены в столице. [7]
Была проведена реформа под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания» была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов. [7]
Великие стройки
Великая китайская стена
В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников. [10] По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек. [11]
Канал Линцюй
Дворец Эпан
Объезды страны
В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.
Поездки сопровождались интенсивным дорожным строительством, строительством дворцов и храмов для жертвоприношений.
Начиная с 220 года до н. э. император предпринял пять крупных инспекционных поездок сквозь всю страну, на расстояния тысячи километров. Его сопровождало несколько сот солдат и множество слуг. Чтобы дезориентировать недоброжелателей, он посылал по стране несколько повозок, сам он скрывался за занавеской, и даже солдаты не знали, едет ли с ними император или нет. Как правило целью поездок было тихоокеанское побережье, к которому император первый раз приехал в 219 году до н. э..
Поиски бессмертия
Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Наиболее известны экспедиции 219 и 210 года к острову Чжифу (Шаньдун), предпринятые Сюй Фу.
Гонения на учёных
Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю.
В 213 г. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей (см. Burning of books and burying of scholars (англ.) ).
Растущее недовольство правлением
В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе обретения бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых.
Смерть
Умер он в 210 году во время очередного объезда своих владений, после болезни во время морской экспедиции к острову Чжифу.
Датой смерти принято считать 10 сентября 210 года во дворце в Шацю в двух месяцах езды от столицы. [15] [16] Он умер после употребления пилюль эликсира бессмертия, содержащих ртуть. [17]
Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай его сопровождал вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы.
Перед смертью Цинь Шихуан послал письмо своему старшему сыну Фу Су с завещанием, оставляя ему империю и указанием встречать траурный кортеж. Чжао Гао, будучи начальником канцелярии, должен был поставить на письмо печать и отправить. Он задержал отправку письма, и письмо так и не дошло до адресата.
Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году всё его семейство было истреблено.
Гробница
Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.
Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследование продолжается до сих пор, причём место захоронения императора ещё ожидает вскрытия. Курган венчало некое пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться на небо. [18]
Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников — например, правителей государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.) — император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.
Репутация
Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма, изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда, направленная против легистов. [19]
В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная с Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре. [19]
Фильмы и оперы о Цинь Шихуанди
Литература
Примечания
Династия Цинь | ||
Предшественник: Чжуансян-ван | Ван царства Цинь ок. 246 — 221 до н. э. 1-й Хуан-ди Китая ок. 221 — 210 до н. э. | Преемник: Эр Ши Хуан-ди |
Цинь | Цинь Шихуанди • Эрши-хуанди • Цзыин |
---|---|
Чу | Сян Юй • И-ди |
Хань | Гао-цзу • Люй-хоу • Хуэй-ди • Шао-ди Гун • Шао-ди Хун • Вэнь-ди • Цзин-ди • У-ди • Чжао-ди • Чанъи-ван • Сюань-ди • Юань-ди • Чэн-ди • Ай-ди • Пин-ди • Жуцзы Ин |
Синь | Ван Ман |
Хань | Гэнши-ди |
Хань (династия) | Гуан У-ди • Мин-ди • Чжан-ди • Хэ-ди • Шан-ди • Ань-ди • Бэйсян-хоу • Шунь-ди • Чун-ди • Чжи-ди • Хуань-ди • Лин-ди • Хуннун-ван • Сянь-ди |
Суй | Вэнь-ди • Ян-ди • Гун-ди |
Тан | Гао-цзу • Тай-цзун • Гао-цзун • Чжун-цзун • Жуй-цзун |
Чжоу | У Цзэтянь |
Тан | Чжун-цзун • Шао-ди • Жуй-цзун • Сюань-цзун • Су-цзун • Дай-цзун • Дэ-цзун • Шунь-цзун • Сянь-цзун • Му-цзун • Цзин-цзун • Вэнь-цзун • У-цзун • Сюань-цзун • И-цзун • Си-цзун • Чжао-цзун • Ай-ди |
Северная Сун | Тай-цзу • Тай-цзун • Чжэнь-цзун • Жэнь-цзун • Ин-цзун • Шэнь-цзун • Чжэ-цзун • Хуэйцзун • Цинь-цзун |
Южная Сун | Гао-цзун • Сяо-цзун • Гуан-цзун • Нин-цзун • Ли-цзун • Ду-цзун • Гун-цзун • Дуань-цзун • Чжао Бин |
Юань | Хубилай • Тэмур • Хайсан • Аюрбарибада • Шидэбала • Есун-Тэмур • Раджапика • Хошила • Туг-Тэмур • Иринджибал • Тогон-Тэмур |
Чжу Юаньчжан • Цзяньвэнь • Чжу Ди • Чжу Гаочи • Чжу Чжаньцзи • Чжу Цичжэнь • Чжу Циюй • Чжу Цзяньшэнь • Чжу Ютан • Чжу Хоучжао • Чжу Хоуцун • Лунцин • Ваньли • Чжу Чанло • Чжу Юцзяо • Чжу Юцзянь | |
Цин | Нурхаци • Абахай • Фулинь • Канси • Юнчжэн • Хунли • Юнъянь • Мяньнин • Ичжу • Цзайчунь • Гуансюй • Пу И |
Синь | Юань Шикай |
Портал:Китай |
Полезное
Смотреть что такое «Цинь Шихуанди» в других словарях:
Цинь Шихуанди — (259 210 до н. э.), правитель (246 221) царства Цинь, император (с 221) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (221 207). Противник конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 учёных), сторонник… … Энциклопедический словарь
Цинь Шихуанди — (259 210 гг. до н.э.) правитель (246 221 гг.) царства Цинь, император (с 221 г.) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (221 207 гг.). Противник конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 учёных). Ввёл… … Исторический словарь
ЦИНЬ ШИХУАНДИ — (259 210 до н. э.) правитель (246 221) царства Цинь, император (с 221) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (221 207). Противник конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 ученых), сторонник школы… … Большой Энциклопедический словарь
Цинь Шихуанди — (259 210 до нашей эры), правитель (246 221) царства Цинь, император (с 221) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (221 207). Противник конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 ученых). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Цинь Шихуанди — ЦИНЬ ШИХУАНДИ́ (259210 до н.э.), правитель (246221) царства Цинь, император (с 221) Китая. Создал единую централизов. империю Цинь (221207). Противник конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная лит ра и казнены 460 учёных) … Биографический словарь
Цинь Шихуанди — (. до н.э.) правитель () царства Цинь, император (.) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (). Противник конфуцианства (). Ввёл единую систему письма, мер и весов, денежную единицу; отремонтировал отдельные участки Великой Китайской… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
ЦИНЬ ШИХУАНДИ́ — (259210 до н.э.), правитель (246221) царства Цинь, император (с 221) Китая. Создал единую централизов. империю Цинь (221207). Противник конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная лит ра и казнены 460 учёных), сторонник… … Биографический словарь
ЦИНЬ (династия) — ЦИНЬ (Ch in), династия и государство в древнем Китае. 221 – 207 до н. э. Столица располагалась в г. Сяньян (современная провинция Шэньси). По вопросу о социально экономической системе государства Цинь в исторической науке нет единого мнения. В… … Энциклопедический словарь
Цинь — Chin династия и государство в древнем Китае. 221 – 207 до н. э. Столица располагалась в г. Сяньян (современная провинция Шэньси). По вопросу о социально экономической системе государства Цинь в исторической науке нет единого мнения. В китайской… … Политология. Словарь.
Цинь Ши Хуан — Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия