Чем известна элейская школа

Элейская школа

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

Содержание

Состав школы

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Характеристика

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.

История

Элеатская школа — была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Город Элеа основан фокейскими (в Малой Азии) выходцами, бежавшими от персидского господства, и долго процветал благодаря мудрым законам, данным ему Парменидом, учеником Ксенофана. Известен рассказ о том, как Зенон, ученик Парменида, будучи обвинен в стремлении к ниспровержению государственного порядка, установленного Неархом (тираном, захватившим власть), откусил себе язык, дабы не назвать под влиянием пыток своих сообщников.

Во время римского господства Элеа превратилась в Велию (Velia), в ней жил юрист Требатий Теста, друг Цицерона; сюда бежал Цицерон после убиения Цезаря; здесь Брут навещал Цицерона; Цицерон написал в Велии свою топику, посвящённую Требатию. В Велию врач Антоний Муза посылал страдавшего глазами Горация, ибо в древности она славилась своим здоровым климатом.

Письмо к своему другу Вала Гораций начинает словами: Quae sit hiems Veliae, quod coelum, Vala, Salerni. Дальнейшая история Велии мало известна; в XIII в. здесь была крепость, в которой засел гр. Галвано Ланчиа, брат красавицы Бианки, жены Фридриха II Гогенштауфена, дядя Манфреда, погибший вместе с ним на эшафоте в 1268 г. Впоследствии сарацины, имевшие в Агрополе сильно укреплённое пристанище, по всей вероятности, разрушили некогда цветущий город Велию, от которого остались лишь незначительные руины; ныне на месте древней Элеи стоит Castel-a-Mare della Brucca.

Город Элея никогда не приобрёл бы славы, если бы в нём не расцвела философская школа, имевшая таких представителей, как Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан в поэтической форме боролся с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.

В более строгой форме, с громадной диалектической силою, ту же идею проводил гениальный Парменид. О впечатлении, которое произвело его учение, даёт понятие диалог Платона, посвящённый Пармениду. Идеи Ксенофана были облечены в теологическую форму; Парменид придал им характер метафизического учения, прототипа пантеистической системы.

Зенон, любимый ученик Парменида, обосновывал отрицательным путём учение Ксенофана и Парменида о единстве бытия. В том же направлении действовал и Мелисс. Наиболее запутанным и потому наименее выясненным представляется учение Ксенофана, предполагаемого ученика Анаксимандра.

О жизни Ксенофана известно весьма мало. Он происходит из Колофона, ионийской колонии в Малой Азии, завоеванной лидийцами, и был странствующим поэтом-рапсодом. Почему и когда он покинул родной город — неизвестно. Сначала он переселился в Сицилию, потом в Великую Грецию, именно в Элею. Жил Ксенофан очень долго и, по всей вероятности, сложил множество стихов; из них лишь немногие отрывки дошли до нас в сочинениях разных писателей, по преимуществу доксографов. Учение Ксенофана касается, главным образом, теологии и физики; воссоздать его чрезвычайно трудно, ибо в обеих своих частях оно представляется противоречивым и недостаточно полным; наконец, нелегко отделить Ксенофана-поэта от Ксенофана-философа. Казалось твердо установленным положение, что Ксенофан — монотеист, причём монотеизм его приближается к пантеистическим воззрениям.

Однако, Фрейдендаль в книге «Die Theologie des Xenophanes» обратил внимание на то, что Ксенофан говорит о «величайшем Боге среди других»; таким образом, он в действительности не отказался от политеизма. Это своё воззрение на Ксенофана Фрейдендаль защищал, не без некоторого успеха, против Целлера и Дильса в «Archiv für Geschichte der Philosophie» (том I, стр. 332 и сл.). Однако вероятнее мнение, относящее политеистические выражения на счёт Ксенофана-поэта, который, несмотря на свою критику антропоморфизма, приписывает Богу ощущение и мышление. Гораздо труднее решить вопрос о том, какого мнения держался Ксенофан относительно природы: одни источники утверждают, что Ксенофан учил о бесконечности вселенной и поэтому отрицал вращательное её движение; другие говорят, что Ксенофан считал вселенную ограниченной в пространстве. Физические учения Ксенофана не оказали влияния на дальнейший ход развития науки, ибо слишком мало согласовались с опытом; так, например, Ксенофан утверждал, что видимые нами светила не одни и те же, а каждый день прежние светила сменяются новыми. Трудность понимания Ксенофана зависит от того, что главный источник для его философии — псевдоаристотелевский трактат «De Melisso, Xenophane el Gorgia» — сообщает, очевидно, неточные о нём сведения. О Пармениде и Зеноне смотри соответствующие статьи.

Мелисс Самосский, почитатель Парменида, отказался от одного из основных его положений — ограниченности пространственного бытия. В этом отступлении от принципов школы Целлер и другие видят упадок и разложение элеатизма. Таннери, напротив, старается представить Мелисса как создателя трансцендентального монизма, родоначальника философского идеализма, учившего, что мир явлений есть иллюзия наших чувств и отрицавшего протяженность бытия. Вряд ли, однако, дошедшие до нас фрагменты дают право на такое толкование. — Значение Элейской школы в греческой философии и в истории философии вообще чрезвычайно велико. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Антиномии пространства, времени и движения как определений действительно сущего были раскрыты элеатами с большим диалектическим талантом. Наконец, элеаты первые вполне отчётливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам. Нельзя утверждать, что элеаты справились с задачей, поставленной ими, правильно представили отношение единства к множественности или нашли выход из антиномии ограниченности и бесконечности бытия; решение этих вопросов не может быть выведено из начал элеатской философии. Вполне естественно поэтому, что элеатская школа постепенно переходит в эристику, софистику и сливается с другими направлениями. Главнейший недостаток Элейской школы заключался в том, что, будучи по направлению чисто метафизической, она в то же время желала быть и учением натурфилософским и смешивала понятия двух порядков. Тем не менее, влияние элеатов велико; их понимание истинно сущего отразилось на Эмпедокле, Анаксогоре и Демокрите; они имели влияние и на Сократовскую диалектику, и на Платоновское учение об идеях, и на метафизику Аристотеля. Наконец, всякий пантеизм поневоле возвращается к представлениям элеатов: так, например, нельзя не видеть связи между системой Спинозы и мировоззрением элеатов.

Источник

Элейская школа (Eleatic Philosophy)

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (табл. 21).

Таблица 21 Элейская школа

ФилософПримерное время жизни
Ксенофанок. 565—473 гг. до н.э.
Парменидок. 504—501 гг. до н.э., время смерти неизвестно
Зенон490—430 гг. до н.э.
Мелисс СамосскийV в. до н.э.

Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, исполь­зуя философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение». Если все предшествующие философы всего лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парме­нид и Зенон) первыми попытались рационально обосновать и даже до­казать свои идеи. У элеатов первых появилась оценка чувственного телесного мира как «неистинного» и «иллюзорного» — ему был проти­вопоставлен «истинный», умопостигаемый мир. Судьба учения. Учение элеатов оказало значительное влияние на Платона, Аристотеля и всю дальнейшую европейскую философию, а апории Зенона и сегодня вызывают значительный интерес и многочис­ленные попытки их разрешить.

Ксенофан Биографические сведения. Ксенофан (ок. 565—473 гг.до н.э.) — древнегреческий философ. Был родом из г. Колофон в Ионии, после захвата его родины персами долго скитался, затем осел в г. Элея в Великой Греции, где и стал осно­вателем Элейской школы.

Основные труды. «Силлы» («Сатиры») — сохранилось только несколько стихотворений.

Философские воззрения. Первоначало. Ксенофана можно на­звать стихийным материалистом. Первооснова всего сущего у него — Земля.Она своими корнями простирается в бесконечность. Вода — соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и Воды.

Космология и космогония. Из воды возникают облака, из обла­ков — небесные светила. Луна — это свалявшееся облако. Солнце каждый день новое, оно является скоплением искорок, которые есть воспламенившиеся испарения воды.

Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги тво­рят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию (у эфи­опов боги черны, а у фракийцев — голубоглазы и рыжеваты). Боги Го­мера и Гесиода безнравственны и аморальны.

Истинный бог «не подобен смертным ни телом, ни мыслью». Он яв­ляется всевидящим, всеслышащим, всемыслящим. Этот бог — чистый ум, он правит миром только силой своей мысли. По одним источникам, этот бог есть небо в его целостности, по другим — подобен шару и тождественен космосу: он един, вечен, однороден и неизменен. Отож­дествление истинного бога с космосом (бытием) позволяет назвать Ксенофана предтечей пантеизма.Утверждение о неизменности мира делает Ксенофана основоположником метафизикив современном смысле этого термина.

Гносеология. Ощущения ложны, чувства нас часто обманывают. Постичь сущность мира можно только с помощью разума. Правда, ра­зум нас тоже временами обманывает, но постепенно люди могут при­близиться к постижению истины.

Но высшим и абсолютно правильным знанием обладает только бог. Человеческое познание является ограниченным, оно есть всего лишьсубъективное мнение. Эти утверждения позволяют назвать Ксенофа­на предтечей скептицизма.

Парменид Биографические сведения. Парменид (родился примерно в 504—501 гг. до н.э., время смерти не извест­но) — древнегреческий философ. Родился и жил в г Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия.

Основные труды. Поэма «О природе» — сохранилась значитель­ная часть этого произведения.

Философские воззрения. Бытие и небытие. Свое учение Парме­нид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысле­ния мира. Центральные проблемы философии Парменида — соотно­шение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился до­казать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) — не существует. Реально существующим Парменид считает только то, что умопо­стигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления:«одно и то же — мысль о предмете и предмет мыс­ли». Небытие не существует потому, что его невозможно «ни по­знать, ни в слове выразить». Мыслить же о нем невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и ее пред­мета) небытие, несущее получает существование, становится быти­ем, сущим.

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое дви­жение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появ­ление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая про­тив диалектики Гераклита.

Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парме­нида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась. Неясным остается и то, как решал Парменид вопрос о соотношении истинного, умопостигаемого мира и иллюзорного чувственного мира.

Зенон Элейский Биографические сведения. Зенон Элейский’ (ок. (ZenoofElea)490—430 гг. до н.э.)— древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеников Парменида; известно, что он героически погиб в борьбе с тиранией.

Основные труды. «Споры», «Против философов», «О природе» — сохранилось несколько фрагментов.

Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Пармени­да о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множествен­ность вещей. Разработал апории(затруднения), доказывающие невоз­можность движения.

Апории Зенона. Пространство по своей структуре может быть либо делимым до бесконечности (континуальным), либо делимым толь­ко до какого-то предела (дискретным), и тогда имеются мельчайшие, далее неделимые интервалы пространства.

Допустим, что пространство делимо только до определенного предела, тогда имеет место следующая апория.

Рассмотрим движение стрелы в полете.

Пусть в момент времени t стрела занимает определенные интерва­лы пространства, например от 3 до 8.

Движение — это перемещение в пространстве, следовательно, если стрела движется, то в следующий момент времени V она занимает уже другой интервал пространства — от 4 до 9.

Каждый интервал пространства неделим, отсюда стрела может либо полностью его занимать, либо не занимать, но не может зани­мать частично. Следовательно, стрела не может пройти сначала ка­кую-то часть интервала 8—9, так как этот интервал не делим. Тогда получается, что в момент времени t стрела неподвижно пребывает в интервале 3—8, а в момент времени Г неподвижно пребывает в ин­тервале 4—9.

Вывод. Нет никакого движения, а есть только неподвижное пребы­вание в различных интервалах пространства.

Допустим теперь, что пространство делимо до бесконечности, тогда имеет место следующая апория.

Предварительные условия. Ахилл и черепаха стоят на дороге на расстоянии L друг от друга. Они одновременно начинают двигаться в одном и том же направлении (Ахилл бежит изо всех сил, а черепаха ползет со своей черепашьей скоростью).

Тезис. Ахилл никогда не догонит Черепаху.

Доказательство. Чтобы догнать Черепаху, Ахилл должен сначала пробежать расстояние L, которое отделяло его от Черепахи до начала движения. Но за это время Черепаха успеет пройти какое-то расстоя­ние L’. Следовательно, чтобы теперь догнать Черепаху, Ахилл должен сначала пробежать расстояние L’ и т.д. Но так как пространство дели­мо до бесконечности, то между Ахиллом и Черепахой всегда найдется пусть бесконечно малое, но все-таки расстояние, которое еще надо про­бежать Ахиллу.

Таким образом, допускаем ли мы бесконечную делимость простран­ства или существование неделимых интервалов пространства, можно сделать вывод о невозможности движения.

Апории Зенона служат для того, чтобы доказать невозможность дви­жения в истинном, умопостигаемом мире, поэтому тот факт, что наши органы чувств сообщают нам о наличии движения или, скорее, его «видимости» в чувственном, иллюзорном мире, не опровергает апо­рий.

Корректным опровержением апорий может считаться только обна­ружение ошибок в рассуждениях Зенона.

Источник

Элеаты. Философские школы Греции

Парменид — основатель элейской школы

Элейская школа – философская школа Древней Греции существовала в VI-V веках до нашей эры. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг Италии), в честь которого и получила свое название. Элейцев не интересовала натурфилософия и философское знание касающееся проблем естествознания или смежных, аналогичных проблем бытия, этим они отличались от досократиков (милетской школы, Гераклита, Пифагора и пифагорейцев). Их интересовало само бытие. Кстати, понятие «бытие» в философский обиход ввели именно элейцы. Понятие, которым успешно пользовались в дальнейшем многие выдающиеся ученые и философы, теологи. Огромным плюсом в истории развития элейской школы стал тот факт, что их учения стали фундаментальными в создании такого раздела философского знания как онтология. Особенности философских воззрений элейской школы — это по сути последний и важный этап в формировании античной философии. Ее основными характеристиками можно назвать материализм и скептический подход к чувственному познанию.

Представители Элейской школы философии

Яркими представителями школы элейцев являются: ее основатель Парменид — выдающийся мыслитель того времени (друг и ученик Ксенофана и по свидетельствам Диогена Лаэртского также ученик Анаксимандра), Зенон Элейский (в Элее) и Мелисс Самосский (в Ионии). Ксенофан, будучи учителем Парменида, явился своего рода предшественником учения элейцев, но к самой школе отношения не имел.

Философские учение элеатов

В основу идей философской школы элеатов легли мысли Ксенофана о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. Также, как и милетцы, Ксенофан признавал мир материальным, но в отличие от них считал его неизменным. Движение он признавал только, как возникновение или упадок. По словам Аристотеля:

«Ксенофан, который… признавал единую сущность, не объяснил ничего… хотя, рассматривая всю вселенную, говорил, что единое есть бог»

Атеистические взгляды Ксенофана подтверждаются сохранившимися отрывками его трудов, в которых боги представлены, как продукты человеческой фантазии. Материализм прослеживается во многих идеях и мыслях Ксенофана. Его знаменитый тезис тому подтверждение:

«Из земли все возникает, и в землю все возвращается».

И происхождение человека, согласно философу, тоже находится в плоскости материального воззрения:

«Ибо из земли все мы родились и из воды»

Парменид свои мысли излагал в стихах и по сути создал понятие «бытие» в своей философской поэме «О природе» и охарактеризовал его как недвижимое, независящее от времени и пространства, не появляющееся и не исчезающее. «Бытие есть, небытия нет» — утверждал он. Вечно существующее, всплывающее в сознании при виде того или иного предмета, либо явления и т.д.

Парменид проводит четкое разделение понятий подлинной истины (алетейа) и мнением (докса). Согласно философу истина является продуктом рационального освоения действительности, а мнение создается с помощью чувственного познания.

Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный

Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным,

И языком, — будь лишь разум судьей многоспорному слову!

Так мыслитель характеризует преимущества рационального познания перед чувственным. Взгляды Парменида в основном совпадали с идеями Ксенона, важным и главным являлось учение о бытии. В отличие от своего предшественника Ксенофана, Парменид и его последователи полностью отверграют движение и развитие в картине мира. Парменид практически полностью сформировал учение школы элеатов, соединив материализм с учением о неподвижности и неизменности бытия.

Далее развивал это учение Зенон Элейский, любимый ученик Парменида. Аристотель характеризовал его, как изобретателя диалектики. Также, как и его учитель Зенон считает истинным рациональное познание, а в чувственном видит неразрешимые противоречия. Выяснению этих противоречий философ и посвятил большую часть своих трудов, которые были представлены в виде диалогов. В них Зенон сначала формулировал верное утверждение, которое затем путем логических умозаключений полностью опровергал. Мыслитель известен своими апориями (апория – верная по логическим законам ситуация, которая не может существовать в реальности). Зенон в своих апориях (стрела, черепаха и Ахиллес) пытался опровергнуть учение своего учителя Парменида, утверждая, что бытие может пребывать в движении и те характеристики бытия, которыми наделил его Парменид не верны.

Источник

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Основные идеи

Античное философское течение возникло в V веке до н. э. Мудрецы из города Элея в качестве отправной точки создания своего учения использовали математические тезисы Пифагора, сосредоточившись на идее проматериалистического исследования природного первоначала.

Основателями философской школы принято считать Ксенофана и Парменида. Они использовали разные методы убеждения, чтобы доказать окружающим свою правоту, но делали схожие выводы относительно материальности бытия и главенствующей роли разума в жизни человека. Благодаря им было сформулировано основное онтологическое положение учения элеатов, которое гласило, что ощущаемое представление о природе не может являться истинным, если не имеет разумного объяснения. В этом контексте становятся понятны и основные идеи, пропагандировавшиеся философами:

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Известные представители

В число философов, ставших основоположниками идеи единства бытия, входят:

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Ксенафон отличался красноречием, умением увлечь слушателей. Пантеизм философии мыслителя и элеатов заключается в отрицании принятия на веру всех толкований необычных явлений природы, только тщательные исследования способны открыть истину. Он часто резко высказывался в адрес самодержцев, поэтому добиться уважения в обществе не мог.

Главным достоянием государства философ считал мудрость правителя и нравственное воспитание граждан.

Менее самоотверженным был Парменид. Этот человек происходил из знатного рода, но за высокие нравственные качества добился уважения и среди простого народа. В своем труде «О природе» мыслитель доказывает несостоятельность теории пифагорейского материализма, указывая на множественность и иллюзорность природной сущности. Он вывел собственную концепцию единства, которая требовала использовать рационализм в качестве ведущего инструмента научного исследования окружающего мира, не доверяя ограниченным чувствам.

Работа философа увлекла и его последователя Зенона. Этот мыслитель не ограничился поиском подтверждений противоречивости природы, а вывел своеобразный свод правил, состоящий из 40 апорий. Постановка некоторых из догм полностью соответствует идеям элейской школы о невозможности полностью познать бытие. Но важнейшей частью в развитии философской мысли принято считать всего 9 апорий, не получивших доказательства или опровержения даже на сегодняшний день.

В одно время с Зеноном жил и Мелисс. Его заслугой считается систематизация догм школы, формулировка важнейших тем для ее развития. Именно он расширил понятие бытия до уровня Вселенной, существующей в бескрайнем пространстве Космоса и Времени.

Роль учения

В античном мире исследовательские методы, как и сама база, были крайне ограничены. Представители элейской школы отказались от традиционного представления о мире, доказав, что оно основано на чувственных впечатлениях, не отличающихся достоверностью.

Метафизическое учение стремилось не выходить за рамки натуральной философии, но при этом замахивалось на попытки осознать, систематизировать понятие бесконечности, множественности, ограниченности или единства, что способствовало появлению новых проблем, требующих решения. Нередко елеатить — означало переходить к идеалистической диалектике, которой в дальнейшем увлекся Гераклит.

Чем известна элейская школа. Смотреть фото Чем известна элейская школа. Смотреть картинку Чем известна элейская школа. Картинка про Чем известна элейская школа. Фото Чем известна элейская школа

Труды мыслителей были неотделимы от жизни, что объясняет тесную связь с такими направлениями философии, как искусство спора, софистика. Представители элейской школы смогли взглянуть на окружающий мир под принципиально новым углом.

Благодаря их самоотверженности и стремлению к поиску истины появились новые инструменты познания, а рационализм смог взять верх над чувствами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *