Чем известна картина старый рыбак
«Старый рыбак» шизофреника Чонтвари: история одной картины
«Старый рыбак» Чонтвари (Csontváry Kosztka Tivadar) заинтересовал широкую публику лишь несколько лет назад, хотя картина появилась на свет в далеком 1902 году. Полотно, провисевшее на стене музея много десятилетий, вдруг привлекло внимание одного из сотрудников. Работник долго рассматривал «Старого рыбака», написанного Чонтвари, пытаясь разгадать замысел художника. И, наконец-то, понял.
Секрет «Старого рыбака» Чонтвари оказался простым: если визуально разделить картину пополам по вертикали и приложить перпендикулярно к границе зеркало, то перед зрителем открывается сразу два отдельных сюжета. На одной стороне изображен Бог, сидящий в лодке на фоне уютного морского пейзажа. Вторую часть занимает угрюмый дьявол, вокруг которого вздымаются высокие волны бушующего моря.
Как только не называют «Старого рыбака» Чонтвари — мистической работой, картиной с двойным дном, философской загадкой, видением. Чтобы разобраться лучше, давайте изучим историю жизни автора, венгерского художника-самоучки, Тивадара Костки, подписывающего свои работы именем Чонтвари.
Он родился в семье деревенского аптекаря, получил начальное образование в родном поселке, а потом переехал в Ужгород, где, после окончания средней школы, пристроился помощником к трейдеру.
Тивадар отправился путешествовать. Он побывал в разных городах Европы, в том числе в Ватикане и Париже, изучая шедевры великих мастеров живописи. Затем вернулся домой, основал собственное дело и полностью погрузился в работу в аптеке, чтобы добиться материальной стабильности. Финансовая независимость — это то, что позволило бы ему свободно заниматься рисованием и не испытывать проблем с деньгами. И Тивадар Костка пришел к этому.
Первая полноценная картина была создана в 1893 году, а затем наступило интересное время — Тивадар вновь отправился путешествовать. Сначала он пытался учиться живописи в Германии и Франции, а потом, когда ему приелись скучные занятия, Костка поехал в Италию, Грецию и Африку рисовать пейзажи. В странствиях Тивадар Костка взял себе псевдоним Чонтвари и работал в стилистике экспрессионизма, смешанного с реализмом и символизмом.
Постепенно Тивадар Чонтвари пришел к сюрреализму. Искусствоведы считают, что к этому художника привела прогрессирующая шизофрения. Хотя на родине, в Венгрии, живописец всегда имел репутацию сумасшедшего — он вел аскетический образ жизни, держался подальше от людей, странно себя вел, а при общении с другими иногда входил в образ пророка. Такой была и его живопись — непонятной и сюрреалистической.
При жизни Костка так и не продал ни одной картины. Даже выставки с произведениями шизофреника Чонтвари не смогли заинтересовать зрителя. А музей искусства отказался принимать в дар эти картины. Тивадар Костка сошел с ума и умер в нищете, никому не нужным изгоем.
«Старый рыбак» шизофреника Чонтвари: история одной картины
«Старый рыбак» Чонтвари (Csontváry Kosztka Tivadar) заинтересовал широкую публику лишь несколько лет назад, хотя картина появилась на свет в далеком 1902 году. Полотно, провисевшее на стене музея много десятилетий, вдруг привлекло внимание одного из сотрудников. Работник долго рассматривал «Старого рыбака», написанного Чонтвари, пытаясь разгадать замысел художника. И, наконец-то, понял.
Секрет «Старого рыбака» Чонтвари оказался простым: если визуально разделить картину пополам по вертикали и приложить перпендикулярно к границе зеркало, то перед зрителем открывается сразу два отдельных сюжета. На одной стороне изображен Бог, сидящий в лодке на фоне уютного морского пейзажа. Вторую часть занимает угрюмый дьявол, вокруг которого вздымаются высокие волны бушующего моря.
Как только не называют «Старого рыбака» Чонтвари — мистической работой, картиной с двойным дном, философской загадкой, видением. Чтобы разобраться лучше, давайте изучим историю жизни автора, венгерского художника-самоучки, Тивадара Костки, подписывающего свои работы именем Чонтвари.
Он родился в семье деревенского аптекаря, получил начальное образование в родном поселке, а потом переехал в Ужгород, где, после окончания средней школы, пристроился помощником к трейдеру. Затем Тивадар, которого всегда тянуло к фармакологии, поступил в университет в Будапеште, изучая одновременно фармацевтику и право. После учебы парень нанялся в аптеку. В один из осенних дней 1880 года Тивадар посмотрел в окно, и, взяв в руки бланк и карандаш, нарисовал проезжавшую мимо здания телегу. Это был решающий момент.
Тивадар отправился путешествовать. Он побывал в разных городах Европы, в том числе в Ватикане и Париже, изучая шедевры великих мастеров живописи. Затем вернулся домой, основал собственное дело и полностью погрузился в работу в аптеке, чтобы добиться материальной стабильности. Финансовая независимость — это то, что позволило бы ему свободно заниматься рисованием и не испытывать проблем с деньгами. И Тивадар Костка пришел к этому.
Первая полноценная картина была создана в 1893 году, а затем наступило интересное время — Тивадар вновь отправился путешествовать. Сначала он пытался учиться живописи в Германии и Франции, а потом, когда ему приелись скучные занятия, Костка поехал в Италию, Грецию и Африку рисовать пейзажи. В странствиях Тивадар Костка взял себе псевдоним Чонтвари и работал в стилистике экспрессионизма, смешанного с реализмом и символизмом.
Постепенно Тивадар Чонтвари пришел к сюрреализму. Искусствоведы считают, что к этому художника привела прогрессирующая шизофрения. Хотя на родине, в Венгрии, живописец всегда имел репутацию сумасшедшего — он вел аскетический образ жизни, держался подальше от людей, странно себя вел, а при общении с другими иногда входил в образ пророка. Такой была и его живопись — непонятной и сюрреалистической.
При жизни Костка так и не продал ни одной картины. Даже выставки с произведениями шизофреника Чонтвари не смогли заинтересовать зрителя. А музей искусства отказался принимать в дар эти картины. Тивадар Костка сошел с ума и умер в нищете, никому не нужным изгоем.
Современные художники тоже создают картины с секретами. На страницах нашего сайта Very Important Lot вы можете найти интересные работы мастеров живописи XXI века и купить у них работы напрямую.
Картина «Старый рыбак»
До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Непризнанный художник
Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.
От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.
Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.
С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих художников. Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы учиться рисованию. Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.
Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.
Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»
Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
«Старый рыбак», Тивадар Костка Чонтвари, 1902 год
Почти неизвестный при жизни и вероятно больной шизофренией венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари (05.07.1853 – 20.06.1919, место рождения – Кишсебен, Австрийская империя, сейчас – город Сабинов, Словакия) в 1902 году написал картину «Старый рыбак». В настоящее время находится в Музее Германа Отто (Otto Herman Museum), город Мишкольц, Венгрия.
Посмотрев на картину мы видим пожилого мужчину, сидящего в лодке и опирающего на посох, на заднем плане море, небольшие волны и корабли. Вот только взгляд немного странный и лицо немного перекошено. В связи с чем, возникают множество разных ощущений то положительных, то отрицательных.
Что же необычного в этой на первый взгляд обычной картине? Давайте разберемся.
На одной из картин, где рыбак предстает перед нами в образе Бога мы видим его сидящего в лодке на фоне моря и горы, лицо его светлое и от него веет добром. На второй картине, где образ Дьявола – он все также сидит в лодке, но за его спиной бушует море, из труб кораблей валит дым, а лицо его багрово-красное и веет от него злом. Если в первом случае мы чувствуем спокойствие, одухотворённость, смирение, то во втором – агрессию, ярость, страх.
А Вам пришла бы идея приложить зеркало к картине?
Левая часть картины + зеркальное отображение
Правая часть картины + зеркальное отображение
В 1902 году венгерский художник–самоучка Тивадар Костка Чонтвари пишет картину»Старый Рыбак». Какая загадка у этой
Скрытый подтекст картины Тивадара Чонтвари-Костки
На картине «Старый Рыбак» известного венгерского художника Тивадара Чонтвари-Костки, написаной в 1902 году недавно обнаружили скрытый подтекст.
Если к середине картины приставить вертикальное зеркало, то в зависимости от того куда оно обращено, можно увидеть или Бога, сидящего в лодке, со спокойной горой на заднем плане
, или дьявола, сидящего на вулкане со штормовым озером сзади.
Автопортрет.
На картине «Старый Рыбак» известного венгерского художника Тивадара Чонтвари-Костки, написаной в 1902 году недавно обнаружили скрытый подтекст.
Если к середине картины приставить вертикальное зеркало, то в зависимости от того куда оно обращено, можно увидеть или Бога, сидящего в лодке, со спокойной горой на заднем плане, или дьявола, сидящего на вулкане со штормовым озером сзади.