Чем известна мадам тюссо
История мадам Тюссо: от посмертных масок убийц и убитых до всемирно известного музея
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.
Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.
В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.
В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.
Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мадам Тюссо. Тайны жизни и смерти великой женщины
К началу 1830-х годов не было, пожалуй, города в Англии и Ирландии, где не побывала бы со своей выставкой известная француженка мадам Тюссо. И вот в 1835 году она приехала в Лондон и разместила свою выставку на известной сегодня всем улице Бейкер-стрит.
Сначала предполагалось, что, как обычно, они пробудут здесь некоторое время, в затем отправятся дальше. Но выставка в Лондоне приносила прекрасный доход и Мари Тюссо решает остаться. Так передвижная до этого времени выставка превратилась в постоянно действующий музей на знаменитой улице.
Через 190 лет, в 2020 году, название «Музей восковых фигур» известно во всём мире и неизменно ассоциируется с именем его создательницы «Мадам Тюссо» и Англией.
Так кем же была Анна Мария Тюссо (фр. Anna Maria Tussaud), которая смогла создать в Великобритании один из самых известных музеев мира? Женщина, пережившая несколько исторических эпох, королей и многих из своих великих и ужасных современников. Пожалуй, единственная иностранка, которая стала символом Англии.
В возрасте 80 лет, Мари Тюссо начала писать мемуары о своей жизни. И, конечно, это была красивая сказка, которую Мари хотела о себе рассказать. Она не раскрывала своих секретов даже в мемуарах и не планировала посвящать кого-либо в свои тайны. А тайна у нее была, и не одна. Не будем останавливаться на них и расскажем правдивую историю сильной женщины.
Маленькая девочка родилась холодным хмурым днем 12 декабря 1761 года во французском городе Страсбург под именем Мария Гросхольц (нем. Marie Grosholtz). Её мать, швейцарка Анна-Мария Вальтер, к моменту родов уже стала вдовой. Её муж, отец Мари, эльзасский офицер Йозеф Гросхольц, погиб в Семилетней войне. Отец так и не увидел свою дочь. Он тоже хранил свою тайну, которую продолжала таить и Мари.
Тайна мадам Тюссо
В своих мемуарах Мадам Тюссо укажет и другое место рождения, и другое происхождение. А всё дело в том, что отец Мари был из рода потомственных палачей, где профессия передается по наследству от отца к сыну. Так что если отец палач, то и сын должен стать палачом. Разумеется, это была не самая уважаемая профессия, хотя и весьма денежная. Йозеф Гросхольц, папа девочки, был первым, кто отважился поменять профессию и стать военным. Но в те времена все горожане знали, кто есть кто. И у кого какие родственники. Поэтому Мари могла бы выйти замуж только за человека, связанного с работой палача. И конечно, она всегда была бы тем, кого обходят стороной. Так себе перспектива.
Но после смерти мужа мать Мари, переехала в Берн. Там её мало знали, и она обратилась к родственникам с просьбой о помощи. И доктор Филипп Вильгельм Куртиус взял мать Мари в свой дом экономкой.
«Крепкий орешек» в пражском Музее восковых фигур
Первая анатомка
Филипп Вильгельм Куртиус изучал анатомию и сам мастерски изготавливал восковые анатомические пособия. Поскольку в те времена медикам было сложно обучаться на настоящих трупах, Филипп Куртиус основал мастерскую, в которой изготовлял восковые анатомические модели в медицинских целях, а также восковые фигуры и портреты. В 1765 г. Куртиус переехал в Париж, где основал мастерскую. Следом переезжает и Мари с матерью, которая продолжила работать у него экономкой. Мари сначала часами завороженно наблюдала за работой Куртиуса, а затем стала учиться ремеслу изготовления восковых фигур. В один момент, после выставки 1770 года, мастер приобрел большую популярность. Ему уже не хватало рабочих рук, и тогда он привлек молодую Мари к настоящей работе. Он научил ее даже тому, как окрашивать воск под цвет кожи, что было в новинку в те годы. К этому моменту Куртиус окончательно забросил врачебную практику, так как мастерская приносила больший доход.
Восковые скульптуры стали набирать популярность, многие стали осваивать воск. Даже сестра короля Франции Людовика XVI Елизавета организовала такую мастерскую в своем дворце.
Мари оказалась очень талантливой и, что немаловажно, очень трудолюбивой. Талант Мари особенно проявился при создании фигур известных личностей того времени: Вольтера, Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина и даже членов королевской семьи. В результате в 1779 году её даже пригласили переселиться в Версаль, чтобы она учила своему мастерству сестру короля Елизавету.
Великая французская революция и посмертная маска короля
Десять лет Мари была придворным скульптором. Но тут грянула Великая французская революция и Мари, как пособницу роялистов, арестовали, заключили в Бастилию и даже собирались казнить. Но какая революция обходится без своих героев? В последний момент Мари помиловали и пригласили сделать посмертные маски революционера Робеспьера и его убийцы. А на потеху толпы – посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты. После освобождения из тюрьмы Мари вернулась в мастерскую Куртиуса. Ей приносили отрубленные на гильотине головы казненных преступников и революционеров, и она делала их восковые портреты. Эта вынужденная работа позволила ей познакомиться с парижскими палачами, которые разрешали ей снимать маски своих жертв до казни и срезать их волосы после.
К этому времени французская армия уже воевала на чужих территориях и Куртиуса призвали в армию в качестве переводчика. Через несколько месяцев Куртиус вернулся домой смертельно больным и в 1794 г. он умер, оставив Мари свою мастерскую и коллекцию восковых скульптур.
Предприимчивость и муж-игрок
Через год Мари вышла замуж за своего соседа, инженера Франсуа Тюссо. Наконец-то, она смогла сменить свою «подмоченную» предками-палачами фамилию Гросхольц и стать Мари Тюссо. Пошли дети: сначала первый сын Жозеф, затем родилась дочка, которая вскоре, правда, умерла. И, наконец, Мари родила своего второго сына Франсуа.
Мари постоянно работала, так что коллекция восковых фигур постоянно пополнялась и приносила стабильный доход. Но, выйдя замуж и поменяв, наконец, фамилию, Мари получила и новые проблемы. Франсуа Тюссо оказался алкоголиком и заядлым игроком. Он тратил все деньги, которая Мари зарабатывала нелегким трудом в своей мастерской. К тому же, Париж стал небезопасным городом. Количество посетителей выставки всё уменьшалось и сводить концы с концами стало всё труднее.
Шарлатан и переезд в Великобританию
И вот, когда финансовое положение семьи стало совсем аховым, в доме появился Пауль Филипп Штайн. Известный в тогдашней Европе чревовещатель и шарлатан был впечатлен коллекцией Мари Тюссо. Он предложил ей поехать совместно с её коллекцией восковых фигур с ним в Великобританию. Штайн оплачивал все расходы по переезду, но обговорил для себя 50 процентов всей прибыли. Конечно, это было сомнительное предложение, но всё же было лучше, чем нищенская жизнь в Париже.
И вот в 1802 году Мари Тюссо переезжает вместе со своим 4-летним сыном Жозефом в Англию. Считали, что ненадолго, только денег подзаработать. А оказалось, навсегда. Младший сын Франсуа остался с отцом в Париже. Мари плохо говорит и пишет по-английски (впрочем, как и по-французски), но таланты скульптора и бизнесмена сделали своё дело. Мари дополнила свою коллекцию фигурами английских политиков и отправилась со своей выставкой в турне по Англии и Ирландии.
С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта отношения между Великобританией и Францией резко ухудшились и это сделало невозможным возвращение Мари с сыном в Париж.
Одновременно всё французское стало вызывать в Англии не только ненависть, но одновременно и огромное любопытство. Поэтому Мари Тюссо стала покупать для своей выставки вещи, связанные с Наполеоном. Восковая фигура Наполеона стала центральной в новой экспозиции, а его карета произвела настоящий фурор.
Реклама и маркетинг мадам Тюссо
В этот период особенно проявились способности Мари Тюссо в рекламе своей выставки. Свою экспозицию она перевозила из города в город в экипажах, которые представляли собой настоящую рекламу её выставки. Обычно передвижные выставки и экспозиции того времени были предназначены для простой, непритязательной публики и поэтому размещались на территориях ярмарок. И, поскольку посетителями этих ярмарок зачастую были бедные, неграмотные люди, то и реклама для них была предельно проста. В основном это были развлекательные картинки. Читать-то умели не все.
В отличие от них, Мари, приезжая в очередной город, выбирала для своей экспозиции самые шикарные и дорогие салоны. Если было невозможно арендовать салон, то выставка размещалась в залах собраний или даже в помещениях закрытых в этот период театров. Этим она сознательно отсекала малограмотных нищебродов и подчеркивала, что её коллекция предназначена для «чистой» публики среднего класса. Но, учитывая интерес всех классов публики к преступлениям и преступникам, в её экспозиции неизменно присутствовала «комната ужасов». В ней были представлены восковые головы и целые фигуры жертв французской революции, различных преступников и предметов, связанных с преступлениями.
Другим способом рекламы были каталоги выставок мадам Тюссо. В них можно было увидеть изображения выставляемых фигур и подробное описание их жизни, а зачастую и жутких преступлений. Все любят ужастики.
Стоимость билетов варьировалась: осмотр основной выставки стоил 6 пенсов, посещение «комнаты ужасов» обходилось посетителям в 6 пенсов, каталоги выставки также продавались по 6 пенсов.
В ответ на обвинения в том, что выставка работает лишь для удовольствия богатой публики и лишает беднейшие слои населения возможности посетить её выставку, мадам Тюссо сделала ответный ход. Она стала продавать билеты на выставку с 50-процентной скидкой всем посетителям ежедневно с 21:15 до 22:00 часов, когда выставка закрывалась.
Возвращение «потерянного» сына
И вот, наконец, союзные армии разгромили несокрушимую когда-то армию Наполеона, и семья Тюссо смогла наконец воссоединиться. В 1817 году 17-летний младший сын Мари Франсуа наконец смог приехать в Англию и встретиться с матерью и старшим братом.
После приезда в Великобританию Франсуа включился в семейный бизнес. В Париже он работал подмастерьем у плотника. Поэтому он стал делать из дерева руки фигур и прочие деревянные детали. Вообще, сыновья трудились у мадам Тюссо на правах рабов, лишь за еду и кров. Никакой зарплаты им не полагалось. Но они не роптали и прилежно трудились в мастерской. Это тайна номер два. В мемуарах мадам Тюссо вежливо обошла этот неприятный момент.
В семье мадам Тюссо царил самый настоящий матриархат. Мари лично вела конторские книги, присутствовала на всех выставках, часто сама продавала билеты и была экскурсоводом для высокопоставленных посетителей.
Музей восковых фигур мадам Тюссо
Посмертная маска Мари Тюссо
В 1884 году, уже после кончины Мари Тюссо, музей переехал в новое здание на улице Мэрилеборн-роуд. Во время пожара 1924 года многие экспонаты музея были уничтожены, но их смогли впоследствии восстановить по сохранившимся старым формам.
Сейчас филиалы Музея восковых фигур находятся во многих городах мира. В них экспонируются фигуры практически всех мало-мальски известных личностей прошлого и настоящего. Как только какой-либо политик успеет отметить победу на выборах или звезда искусства успех своей премьеры, как его/её фигура появляется в музее на радость фанатов и поклонников. Заходите – не пожалеете!
Фигуры императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I и его жены императрицы «Сиси»
Ва-банк Мадам Тюссо
Мари Тюссо всегда стремилась к большему. Она стремилась жить и работать на стыке реальности и мифа. И вот она решилась на немыслимый в то время поступок: разместила на обложке своего каталога на 1841 год изображение восковой фигуры королевы Виктории. Как результат, Мари была приглашена во дворец на прием к королеве. Королева внимательно просмотрела каталог, осталась довольна своим изображением и не стала возражать против публикации каталога. Более того, королева способствовала тому, что впоследствии герцог Веллингтон и многие коронованные фигуры стали посещать музей мадам Тюссо.
Это был триумф! Как писала тогда одна из лондонских газет. Так что, музей восковых фигур мадам Тюссо стал визитной карточкой Лондона.
Посмертные мифы
Анна Мария Тюссо тихо скончалась во сне в своём доме в Лондоне 18 апреля 1850 года. Не удивительно, что практически все английские газеты посвятили колонки описанию её жизни и кончины. Более того, она была названа национальным достоянием Великобритании. Для иностранки, а тем более француженки, это самая высокая похвала.
Обложка первого издания мемуаров мадам Тюссо
До последних дней Мари принимала самое активное участие в жизни своего музея. В свидетельстве о смерти было написано, что Мари Тюссо умерла от старости. И поэтому, поскольку у неё была устойчивая репутация сильной и здоровой женщины, многие сомневались в этом диагнозе. Говорили даже об убийстве.
И лишь недавно, изучив исторические источники, швейцарские ученые установили, что Анна Мария Тюссо умерла от пневмонии. Неугомонная 89-летняя хозяйка музея лично продавала билеты в музей на улице у входа. Болезнь продолжалась пять дней. А учитывая, что у старушки были астма и хронический бронхит, болезнь протекала сложно.
Автопортрет мадам Тюссо, сделанный ею на 81-м году жизни, установлен у входа в лондонский Музей восковых фигур
Любопытные факты о мадам Тюссо
*Музеев под фирменной маркой «Мадам Тюссо» существует 24 во всем мире, но самым известным является Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне, который остается эталоном.
Тарантино, как всегда, за работой
*Сегодня коллекция восковых фигур Лондонского музея мадам Тюссо насчитывает более 1000 восковых фигур.
*На изготовление одной восковой фигуры высокого качества затрачивается 3-4 месяца.
*Волосы на голове фигуры должны выглядеть натурально. Эта кропотливая работа занимает около 5 недель: каждая прядь вставляется отдельно, а всего вставляется около 100.000 волос.
*Чтобы вены выглядели натуральными, как на теле, так и в глазах, используют красную шелковую нить.
Одри Хепберн — навсегда!
*Поскольку фигуры постоянно трогаются посетителями, то они требуют регулярного ухода и ретуши.
*Поскольку воск со временем тает, фигуры из него изготавливаются на 2% большего размера, чем оригинал.
*Самая большая фигура в музее – американского супергероя Невероятного Халка высотой 4,5 метра.
*Самая маленькая фигура – фигура феи Тинкер Белл.
*Удивительно, но в музее до сих пор находятся восковые фигуры, выполненные мадам Тюссо.
*Самая старая фигура в музее – фигура мадам дю Барри, изготовленная Филиппом Куртиусом в 1765 году.
*Если думаете, что привезти в качестве сувенира, то можно купить сувенирный евро с мадам Тюссо
От Джека Потрошителя до британской королевы
История музея мадам Тюссо.
Самый известный музей восковых фигур появился в Англии в середине 19 века. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Лондона, которую в год посещают почти 2,5 млн гостей, а с момента основания в музеях мадам Тюссо побывало около 500 млн человек.
Знаменитая мадам Тюссо, основавшая одну из популярнейших британских достопримечательностей, была вовсе не англичанкой, а француженкой. И если бы не неудачный брак — музей стал бы визитной карточкой Парижа, а не Лондона.
Мария Гросхольц, самая успешная бизнесвумен 19 века, родилась в 1761 году в Страсбурге. Её мама была домоправительницей у доктора Филиппа Куртиуса, который делал анатомические копии человеческих тел из воска. Юная Мария, в отличие от своих сверстниц, мало интересовалась рисованием и игрой на пианино. Её больше увлекали работы Куртиуса.
Доктор, заметив талант девушки к скульптуре, начал обучать её всему, что знал сам. Именно в то время воск становился весьма популярным. Предполагалось, что этот материал проще, чем глина. Поэтому такой вид скульптуры считали в основном женским. В отличие от других сфер, публика благосклонно и доверительно относилась к мастерам-женщинам.
Однако профессионализм доктора Куртиуса был неоспорим. Именно под его руководством состоялась первая выставка восковых фигур в Париже, которая имела оглушительный успех. Кроме того, доктору пришла в голову идея выставлять напоказ фигуры знаменитых преступников и имитации казней. Так зародилась первая «комната ужасов», которая впоследствии стала одним из самых популярных аттракционов среди посетителей музея.
Вдохновленная успехом своего учителя Мария поняла, что готова посвятить скульптуре всю свою жизнь. Уже в 16 лет девушка создала восковую фигуру писателя и философа Вольтера.
А в 19 лет она была приглашена в качестве учителя искусств к сестре французского короля Людовика XVI и переехала жить в Версаль.
Французская революция вернула её в Париж. Восковые фигуры пользовались большой популярностью среди революционеров. Особенно восковые головы. Они крепились к манекенам и устанавливались в парижских салонах с целью напомнить о политической ситуации в стране. Сам доктор Куртиус был далек как от политики, так и от военных действий, происходящих рядом с ним. Поэтому всё чаще он посылал Марию для того, чтобы снять маску смерти с очередной жертвы революции.
В 1793 году девушка была арестована и попала в тюрьму. Согласно разным источникам, там она оказалась то ли со своей матерью, то ли с Жозефиной Богарне — будущей женой Наполеона. Тем не менее от казни её спас только талант.
Она была лучшей в восковом деле, поэтому именно Марию пригласили снять маску смерти с лидера революции Робеспьера и его убийцы. Также она изготовила восковую копию головы королевы Марии-Антуанетты сразу после того, как её отрубили.
Через несколько лет Мария вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Брак не спасло появление двух сыновей, муж пил и проигрывал все деньги в карты. К тому времени умер доктор Куртиус, оставив ей в наследство свои восковые фигуры. Немало у Марии накопилось и собственных скульптур.
Однако мадам Тюссо понимала, что все деньги, заработанные за показ фигур, будут тут же спущены мужем в карты. Поэтому в начале 19 века она оставила младшего сына на попечение своей матери, а сама, забрав старшего, уехала в Великобританию.
Главной достопримечательностью её коллекции стали посмертные маски. Тюссо не изобрела их, но ей первой пришло в голову начать на них зарабатывать. Публике всегда было интересно заглянуть в «лицо смерти». Более 20 лет она возила экспозицию восковых фигур по Англии и Шотландии. Война с Наполеоном окончательно поставила крест на планах Тюссо вернуться во Францию.
Марии было уже 74 года, когда она вместе с сыновьями наконец решила открыть постоянную выставку в Лондоне. Музей мадам Тюссо в 1835 году поселился на легендарной Бейкер-Стрит, заняв площадь в 465 квадратных метров. В салоне были установлены кресла, чтобы посетители могли спокойно разглядывать восковые скульптуры.
Мария Тюссо понимала, что публике прежде всего интересно всё, что связано с королевскими особами и знаменитыми преступниками, — им и была посвящена большая часть экспозиции.
В экспозиции была представлена коронация Георга IV, карета Наполеона, запечатлен момент свадьбы принца Альберта с королевой Викторией. С разрешения самой королевы была создана точная копия ее свадебного платья, которая обошлась в 1000 фунтов ($1315).
Комната ужасов была в основном посвящена Французской революции. Особое внимание было приковано к гильотине, выполненной в натуральную величину, и головам казненных Людовика XVI, Марии-Антуанетты и Робеспьера.
Также в ней были представлены самые известные британские преступники, в том числе Джек Потрошитель.
Одной из важных бизнес-идей мадам Тюссо было использование в музее для достоверности оригинальных артефактов. Например, в комнате ужасов она установила коляску, на которой перевозили останки жертв после убийств.
В 1850 Мария Тюссо умерла, оставив самый популярный в то время туристический аттракцион Англии сыновьям. После её смерти даже саркастический журнал Punch написал: «В наши дни никто не может считаться популярным до тех пор, пока он не попадет в качестве фигуры в музей мадам Тюссо на Бейкер-Стрит. Единственный способ оставить мощное, неизгладимое впечатление у публики — это быть выполненным из воска».
После смерти матери бизнес перешел в руки её сыновей и внуков и долгое время оставался семейным делом. Потомки Тюссо занимались как скульптурным делом, так и управлением компанией.
Количество восковых фигур росло вместе с арендной платой помещения на Бейкер-Стрит. Поэтому внук Марии Тюссо перевез музей на Мерилибон Роуд. Первая экспозиция открылась там в 1884 году и имела грандиозный успех. С тех пор музей мадам Тюссо расположен на этом месте.
Несмотря на популярность у публики, денег постоянно не хватало. Новое строительство и выкуп половины акций музея у кузины Луизы привели к тому, что в 1888 году для привлечения капитала была создана компания с ограниченной ответственностью. Однако семейные разногласия между акционерами привели к её роспуску.
В отличие от брата, скульптор Луи Джозеф Тюссо покинул бизнес после сделки. Он ушел, но в 1890 году открыл собственный музей восковых фигур под своим именем. Однако удача не сильно сопутствовала новому начинанию. Музей много раз переезжал с места на место, часть экспозиции была уничтожена пожаром.
Открывать новые филиалы наследнику помогала громкая фамилия. Многие не замечали разницу в названии. Так, восковые музеи Луи Тюссо появились в Копенгагене, Флориде, Санкт-Петербурге.
Но они не имели ничего общего с оригинальными выставками его прабабушки. Один из филиалов музея Луи Тюссо даже был назван худшим музеем восковых фигур в мире, так как созданные модели совершенно не были похожи на свои прототипы.
Одной из сохранившихся до нашей дней фигур оказалась скульптура Марии Тюссо, которую та создала сама незадолго до смерти. Сейчас она встречает посетителей у входа в музей.
Интересно, что Комнате ужасов удалось пережить все разрушения практически без потерь. Большинство уцелевших восковых фигур принадлежат убийцам и их жертвам.
В 1972 году владельцы музея решились на рискованный шаг — открыть филиал выставки за пределами Англии — в Амстердаме.
Это противоречило принципам музея, который ценится за уникальность и неповторимость своих экспонатов и считается национальным достоянием. Кроме того, он является местной достопримечательностью и привлекает туристов.
Уникальные фигуры, созданные ещё самой основательницей, — не главное, ради чего публика посещает выставку. В каждой стране есть свои местные герои, которые интересны только своей аудитории.
Результаты этого эксперимента далеко не сразу удовлетворили собственников бренда — между появлением второго и третьего филиалов прошло более 25 лет. Следующий музей восковых фигур мадам Тюссо был открыт только в 1999 году в Лас-Вегасе.
На сегодняшний день филиалы можно посетить более чем в 20 городах мира. В 2016 году корпорация открыла два новых музея в китайском Чунцине и турецком Стамбуле. Последний, по словам представителя бренда, обошелся в сумму около 10 млн фунтов ($13,5 млн). Музей включает себя чуть менее 60 восковых фигур, расположенных на двух этажах здания, площадью в две тысячи квадратных метров.
Каждый музей имеет собственную коллекцию моделей, как мировых, так и национальных. Например, в Вашингтоне в музее представлены фигуры всех американских президентов. Единственное общее между филиалами — это техника изготовления фигур. Мастера пользуются той, что изобрела Мария Тюссо.
Компания была объединена с Blackstone’s Merlin Entertainment. После продажи бренда Dubai International Capital получила 20% акций Merlin Entertainment. Группа Тюссо как отдельная организация перестала существовать.
Каждая восковая фигура в среднем изготавливается четыре месяца, над ней работает около 20 художников, и она стоит 150 тысяч фунтов ($198 тысяч). Со времен Марии Тюссо ничего не изменилось — по-прежнему мастера пользуются её техникой: проволочная сетка, газета, глина. Для изготовления парика используются настоящие волосы, которые прядь за прядью вставляют в искусственный скальп.
По правилам бренда, за изготовление восковой копии никто никому не платит. Руководство музея само решает, кому предложить стать следующей моделью. А знаменитости считают за честь позировать мастерам. Около двух часов они принимают свыше 200 поз для измерения и съемок.
Мастерские музея — одно из немногих мест, где даже женщины-знаменитости разрешают снять с них мерки. Каждая скульптура превышает реальный размер того, кто позирует, на 2%, так как воск тает, теряя в объёме, и фигура приближается к реальным показателям.
Нередко звезды передают в дар музею собственную одежду. Например, будучи мэром Лондона, Борис Джонсон после всех измерений отдал мастерам свой деловой костюм, в котором позировал. До сих пор на брюках можно увидеть небольшой порез от велосипеда, на котором политик любил добираться до работы.
Некоторые звезды ставят условия использования своих восковых копий. Например, голливудские актеры Мел Гибсон и Том Круз не разрешают прессе фотографировать их модели, а также использовать любые снимки их фигур в рекламных целях.
Единственным человеком, который отказался позировать мастерам музея мадам Тюссо, была Мать Тереза. Она объяснила это тем, что время, которое для этого потребуется, она может потратить с большей пользой.
Самой спорной восковой фигурой музея является копия Адольфа Гитлера. Впервые его модель в качестве лидера Германии была выставлена в музее в 1933 году.
С тех пор она постоянно подвергалась вандализму — посетители плевали на фигуру, кидали в нее яйца, втыкали булавки в сердце. Сотрудники музея говорят, что ни одна другая копия не подвергалась такому количеству нападок, не привлекала столько ненависти и агрессии.
В 1942 году руководство музея приняло решение поставить восковую фигуру Гитлера за стекло. Теперь работникам галерее приходилось тщательно следить за стеклом, которое ежедневно оказывалось заплеванным.
Сотрудники музея с опаской устанавливали также фигуру Саддама Хусейна, которая поначалу, как и ожидалось, вызвала шкал недовольства. Однако ажиотаж быстро сошел на нет. В отличие от копии Гитлера, которая простояла за стеклом 60 лет, и только после этого была представлена в зале.
Еще одним «наказанием» для фигуры стало её местоположение. Модель долгое время была установлена в переходе из комнаты с политиками в комнату ужасов с убийцами и преступниками.
В 2008 году, в день открытия музея мадам Тюссо в Берлине, один из посетителей в знак протеста обезглавил фигуру Гитлера. Полиция задержала нарушителя, который был оштрафован. Модель была отремонтирована и снова выставлена в музее. Сейчас Гитлер представлен в сидячей позе за столом в бункере. С восковой скульптурой из-за её расположения нельзя сфотографироваться.
Фигура Гитлера является исключением — в большинстве своем копии знаменитостей вызывают у публики положительные эмоции. Сотрудники музея рассказывают, что в конце дня им приходятся доставать нижнее белье из карманов моделей популярных артистов и оттирать следы от женской помады с лиц копий любимцев публики.
Одной из самых популярных фигур лондонского филиала считается модель актера Роберта Паттинсона — звезды саги «Сумерки».
Самой посещаемой восковой фигурой лондонского музея по-прежнему является копия Британской Королевы Елизаветы. В отличие от большинства остальных моделей, с ней, как и со всей королевской семьей, можно сфотографироваться, но нельзя потрогать.
В 1993 году в музее мадам Тюссо был открыт аттракцион «Дух Лондона», позволяющий увидеть историю города из легендарного черного кэба. Маленькие машинки передвигаются по лондонским улицам, чтобы показать самые яркие события столицы Великобритании.
Несмотря на приверженность традициям, музей идёт в ногу со временем. Некоторые восковые фигуры могут двигаться, краснеть, моргать и даже говорить. Музей реагирует на любые изменения в интересах публики — будь то появление новой голливудской звезды или смена президента.
Нередко фигуры отправляются на доработку или полностью обновляются в случае, когда прототип сделал что-то с собственной внешностью. Рекордсмен здесь певец Майкл Джексон — за весь период в музее было выставлено 13 его различных копий.
В 2012 году в музее Мадам Тюссо появились восковые фигуры героев саги «Звездные войны». 180 скульпторов представили 11 сцен фильма, что стало первым столь масштабным опытом бренда по воссозданию не конкретного героя, а целых сюжетов. Всего на эту идею собственники музея потратили около 2,5 млн фунтов ($3,3 млн).
Герои музея и сами не прочь подшутить над своими копиями. В 2010 году певец Оззи Осборн разыграл посетителей музея Мадам Тюссо в Нью-Йорке. Притворившись восковой скульптурой, он пугал подошедших к нему сфотографироваться людей. Это акция состоялась в рамках промо-тура его нового альбома Scream.
В 2015 году актер Арнольд Шварценеггер в образе «Терминатора» разыгрывал посетителей музея мадам Тюссо в Голливуде в рамках продвижения благотворительного мероприятия.
Мастера музея отмечают, что с ростом популярности пластических операций и ботокса художникам и скульптурам становится всё проще добиться сходства при создании восковых двойников, которых насчитывается уже около двух тысяч по всему миру.
Мало кто знает, что происходит с восковыми фигурами после того, как их прототипы становятся неинтересны посетителям. Некоторые говорят, что такие копии отправляются на переплавку для новых скульптур. Существует версия, что на западе Лондона, в местечке Актон, есть огромный склад, где хранятся все вышедшие в утиль «звезды», на случай, если кто-то из них снова станет восстребован публикой.
Летом 2017 года первый музей мадам Тюссо был открыт в Индии в Дели, где 60% восковых фигур представили национальных знаменитостей и только 40% — мировых. Всего в этом регионе Merlin Entertainment планирует потратить в ближайшие десять лет около 50 млн фунтов.
На сегодняшний день корпорация Merlin Entertainment, помимо музея мадам Тюссо, владеет различными тематическими парками и аттракционами, в их числе — «Леголенд» в Виндзоре и колесо обозрения в Лондоне. Компания является вторым по величине оператором развлекательных объектов после Walt Disney Co. Рыночная стоимость корпорации составляет 4,7 млрд фунтов.
Согласно информации на официальном сайте, лондонский филиал музея мадам Тюссо в год посещает около 2,5 млн гостей. При минимальной цене за билет в 29 фунтов, только на этом корпорация ежегодно получает более 75 млн фунтов ($99 млн). В 2016 году доход всей группы Merlin Entertainment составил почти 1,46 млрд фунтов ($1,92 млрд) по всему миру.