Чем известно село вожгалы
Село Вожгалы
Село Вожгалы
Село Вожгалы, центр Вожгальского сельского округа.
Расстояние до центра района (пгт Кумены) 29 километров, прежнее название: починок Вожгальский.
Расположено в низине, окруженной с двух сторон горами, на восточной стороне протекает река Быстрица, а с севера течет река Лебедка, которая делит село на две части. С двух сторон (южной и северной) оно окружено небольшими болотами (шириной до 500 метров), поросшими кустарником. С областным центром связано шоссейной дорогой, через село проходит тракт Киров — Уни — Глазов.
Село древнее. Легенда о возникновении села передается из поколения в поколение, она трактует возникновение селения как татарского аула, местные жители переводят слово «вожгалы» на русский язык как «гнилое болото». Эту легенду никто не опроверг и не подтвердил. Население на протяжении веков русское.
С 1629 года землями на левобережье реки Быстрица от речки Чернушка до речки Кырмыжка, принадлежавшими Хлыновскому уезду, владели вятские оброчные землевладельцы Е. Федянин, И. Максимов, В. Буторин. В 1640 году их получил Вятский Успенский Трифонов монастырь, территория была пограничная с Казанским уездом и Сунской волостью, в середине 17 века здесь происходили сильные крестьянские волнения, крестьяне фактически жили независимо от монастыря, назрела необходимость заложить крупный духовный храм и село (в 1764 году земли перешли к государству).
Село Вожгалы основано 19 марта 1670 года по благословению Московского Патриаршего приказа. близ починка Андрея Суслопарова. В 1672 году построена деревянная церковь (разобрана в 1728). В 1678 году в селе было 8 дворов (44 души), погост Вожгальский по ведомостям 1727 года значится как архиерейская вотчина. С момента образования и до 1868 года село входило в Лыстанскую волость (село Лыстан в 3 километрах южнее Вожгал, не сохранилось). В 1728 году был поставлен Покровский холодный каменный храм и построена теплая каменная церковь, переустройство которой шло в 1798 — 1814 годах. В 1833 году полностью разобран холодный храм и построен заново в 1814 году, в это же время заложено большое архиерейское подворье. Строительство вели монахи Соловецкого монастыря. Преображенская церковь, теплая, в 1859 году вновь перестроена и расширена, приход состоял из 80 селений.
В 1868 году Вожгалы становятся волостным центром, в селе волостное правление, земская больница, мелкие промышленные и кустарные красильные, кожевенные заведения, маслобойня. В 1829 году открыта первая в губернии на селе приходская школа, успешно окончившие ее направлялись в Вожгальское училище, в начале 20 века существовали двуклассная министерская, земская женская и церковно — приходская школы, в деревне Суслопаровская (ныне деревня Суслопары, 8 километров) школа грамоты, в деревне Федотовская и починке Планидинский земские смешанные школы. В декабре 1862 году на пожертвования местного населения открыта публичная библиотека, находилась при Вожгальском сельском училище. На здании волостной управы были установлены башенные часы. В 1901 году в селе побывал великий певец Ф. И, Шаляпин (поместил в больницу больного отца). В 1907 году начала издаваться волостная газета «Сельский вестник» (ГАКО. Ф. 591. Д. 229.)
Село — торговый центр, проводилась Вожгальская ярмарка (27 мая), Петровская (28 июля), Гурьевская (14 ноября), Васильевская (31 декабря). В селе было 28 торговых лавок, по архивным сведениям 1837 года, получаемый с них доход до 400 рублей в год, отдавался в приходское народное училище. Занятия жителей — хлебопашество и отхожий промысел.
До 1929 года существовала Вожгальская волость, затем образован Вожгальский район с центром в селе Вожгалы, ликвидирован в 1956 году. Вожгалы — крупное село с населением более 10 тысяч жителей.
В северной части села находятся земли колхоза «Красный Октябрь», здесь прошла вся трудовая деятельность дважды Героя Социалистического Труда П. А. Прозорова (1899 — 1968, родился в деревне Чекоты), проработавшего председателем колхоза свыше 40 лет (колхоз основан в 1924). В восточной части — завод по ремонту зерноуборочных комбайнов и сельскохозяйственной техники (ныне ОАО «Вожгальское ремонтно — техническое предприятие»), с южной стороны — центральная усадьба СХПК агрофирмы «Рассвет». В селе маслосырозавод, участковая больница, центральная библиотека им. Шаляпина, музыкальная школа им. Шаляпина. 1 января 200 года иеромонаху Зосиме была дана храмозданная грамота на основание в селе Вожгалы Преображенского епархиального мужского монастыря. Много сделано по созданию монастыря, организована пасека.
(Корзоватых В. История села Вожгалы (1670 — 1917) / Рук. канд. ист. наук О. Е. Бондаренко. Киров, б. г. Рукопись; Прозоров П. Вчера и сегодня вятской деревни. М., 1958; Его же. Северный маяк. М., 1962; Корякин Л. Наш колхоз «Красный Октябрь». Киров, 1983.)
(Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год).
Вожгалы
Центр ВОЖГАЛЬСКОГО сельского поселения.
Расстояние до центра р-на (пгт Кумены) 29 км, прежнее название: поч. Вожгальский Вятского уезда Вятской губернии.
Расположено в низине, окруженной с двух сторон горами, на восточной стороне протекает р. Быстрица, а с севера течет р. Лебедка, которая делит село на две части. С двух сторон (южной и северной) оно окружено небольшими болотами (шириной до 500 м), поросшими кустарником. С областным центром связано шоссейной дорогой, через село проходит тракт Киров-Уни-Глазов.
Село древнее. Легенда о возникновении села передается из поколения в поколение, она трактует возникновение селения как татарского аула, местные жители переводят слово «вожгалы» на русский язык как «гнилое болото». Эту легенду никто не опроверг и не подтвердил. Население на протяжении веков русское.
С 1629 г. землями на левобережье р. Быстрица от речки Чернушка до речки Кырмыжка, принадлежавшими Хлыновскому уезду, владели вятские оброчные землевладельцы Е. Федянин, И. Максимов, В. Буторин. В 1640 г. их получил Вятский Успенский Трифонов монастырь, территория была пограничная с Казанским уездом и Сунской волостью, в середине XVII в. здесь происходили сильные крестьянские волнения, крестьяне фактически жили независимо от монастыря, назрела необходимость заложить крупный духовный храм и село (в 1764 г. земли перешли к государству).
Село Вожгалы основано 19 марта 1670 г. по благословению Московского Патриаршего приказа, близ поч. Андрея Суслопарова. В 1672 г. построена деревянная церковь (разобрана в 1728). В 1678 г. в селе было 8 дворов (44 души), погост Вожгаль-ский по ведомостям 1727 г. значится как архиерейская вотчина. С момента образования и до 1868 г. село входило в Лыстанскую волость (с. Лыстан в 3 км южнее Вожгал, не сохранилось). В 1728 г. был поставлен Покровский холодный каменный храм и построена теплая каменная церковь, переустройство которой шло в 1798-1814 гг. В 1833 г. полностью разобран холодный каменный храм и построен заново в 1841 г., в это же время заложено большое архиерейское подворье. Строительство вели монахи Соловецкого монастыря. Преображенская церковь, теплая, в 1859 г. вновь перестроена и расширена, приход состоял из 80 селений.
В 1868 г. Вожгалы становятся волостным центром, в селе волостное правление, земская больница, мелкие промышленные и кустарные красильные, кожевенные заведения, маслобойня. В 1829 г. открыта первая в губернии на селе приходская школа, успешно окончившие ее направлялись в Вожгальское училище, в начале XX в. существовали двухклассная министерская мужская, земская женская и церковно-приходская школы, в д. СУСЛОПАРОВСКАЯ (ныне д. СУСЛОПАРЫ, 8 км) школа грамоты, в д. ФЕДОТОВСКАЯ и поч. ПЛАНИДИНСКИЙ земские смешанные школы. В декабре 1862 г. на пожертвования местного населения открыта публичная библиотека, находилась при Вожгальском сельском училище. На здании волостной управы были установлены башенные часы. В 1901 г. в селе побывал великий певец Ф.И. Шаляпин (поместил в больницу больного отца). В 1908 г. начала издаваться волостная газета «Сельский вестник» (ГАКО. Ф. 591. Д. 229).
Корзоватых В. История села Вожгалы (1670-1917) / Рук. канд. ист. наук О.Е. Бондаренко. Киров, б.г. Рукопись; Прозоров П. Вчера и сегодня вятской деревни. М., 1958; Его же. Северный маяк. М., 1962; Корякин Л. Наш колхоз «Красный Октябрь». Киров, 1983.
С. Вожгалы— Куменский район, Вожгальское сельское поселение.
Вожгалы. Храмы и Ф.Шаляпин.
В нескольких шагах от больницы высится величественное здание Преображенской церкви.
Фотография Дмитрия Лоптева
Даже без барабана и с полуразрушенной холодной частью церковь очень большая. Меня же больше поразила необычная для сельского храма архитектура.
Фотография Дмитрия Анисимова
В церковных документах, датированных 1814 годом, сказано что первая, деревянная, церковь во имя святых Петра и Павла здесь была построена в 1672 году. В 1727 году на месте деревянной церкви был двухпрестольный каменный храм – холодный Покровский и теплый Петропавловский. В 1833 году холодный храм разобрали и вместо него на том же месте был заложен новый храм, который построили в течении 8 лет. Главный средний престол был освящен во имя Преображения Господня, северный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный в честь святых апостолов Петра и Павла. В это же время заложено большое архиерейское подворье, строительство которого вели монахи Соловецкого монастыря. В теплой церкви, перестроенной в 1859 году, правый престол освящен во имя Исповедников Христовых Гурия, Самона и Авива, а левый во имя святителя Василия Великого.
В 1829 году в Вожгалах была открыта первая в губернии сельская приходская школа.
Мало кто знает, что село Вожгалы и Преображенская церковь тесно связано с именем великого русского оперного певца Федора Ивановича Шаляпина.
Ведь именно в Преображенской церкви села Вожгалы 27 января 1863 года венчались его родители — Иван и Евдокия (Авдотья) Шаляпины. В Вожгалах они потом жили, сюда он приезжал навещать родителей в 1901 году. Из книг Ф. М. Шаляпина и с привлечением его личных средств была сформирована Вожгальская библиотека, носящая ныне его имя. В 1996 году детской школе искусств села Вожгалы было присвоено имя Ф. И. Шаляпина.
Так выглядел храм в 1990 году.
Так выглядит он сейчас.
Вход в действующую часть храма.
На выезде (въезде) из села стоит разрушенная Воскресенская церковь, построенная в в 1857 году в одной связи с колокольней. В церковных книгах того времени указано, что «престолов в ней два – в верхнем этаже во имя Воскресения Христова, а в нижнем во имя святителя Константина Митрополита Киевского».
Киров-Кырмыж-Вожгалы. Май 2015.
Отгремели майские праздники и День Победы (надо сказать, главный праздник в моей семье, так как мои бабушка Балашова Зинаида Егоровна и дедушка Балашов Владимир Григорьевич прошли всю Великую Отечественную). И было принято решение, несмотря на пасмурную погоду, 17 мая выдвинуться в место, куда давно уже хотелось съездить — село Кырмыж. История села насчитывает более 460 лет. Через него в давние времена проходил торговый тракт Вятка-Казань, что весьма способствовало достатку жителей села… Но об этом немного позже. Помимо села Кырмыж и его окресностей (прочитал, что рядом с селом находилась ГЭС, решил найти место, где она была) ещё хотелось заглянуть в Вожгалы, которые известны тем, что недалеко от них жил отец Фёдора Ивановича Шаляпина и был создан, опять же родственником Шаляпина, первый в Советской России Колхоз. Ещё взял затестить мегадешёвую экшн-камеру у друзей. В этот раз мы выдвинулись на двух машинах. Совместно с камрадом Med43 мы в районе 11 часов выехали из Кирова.
Дорога лежала через село Кстинино
Кстинино. Церковь Троицы Живоначальной.
Прямо у дороги стоит Троицкая церковь построенная в 1858 году.
Недалеко от церкви, судя по историческим записям, находится Архангельский погост, который упоминается аж с 1615 года.
Вездесущий в нашей области борщевик
Дорога на Вичевщину
Проехав большую часть пути мы, немного не доезжая до Кумён, свернули на дорогу ведущую через посёлок Вичёвщина на Вожгалы.
Продолжим. Свернув с трассы Киров-Казань, мы доехали до посёлка Вичевщина в нём на въезде повернули налево и поехали по дороге в сторону села Кырмыж, но на развилке Кырмыж-Смолины, был запримечен занимательный карьерчик, он и оказался местом первой остановки.
Остановка у карьера
Я первый убежал осматривать сие техногенное чудо.
В ответ меня сфотографировали снизу.
Обзорное фото карьера.
Дорога на деревню Смолины.
Воспользовавшись остановкой, я полез прикручивать экшн-камеру, за чем и был застигнут.
Доча насидевшись в машине тоже решила осмотреться.
Миша на своей сузуке решил припарковаться чуток повыше…
Сестра Аня и Сузука
Эх… тапки всё-таки зачётные, такие же хочу
Коряжка на вершине
Вид на посёлок Вичевщина
Река Быстрица у развилки Кырмыж-Смолины-Вичевщина
Наскакавшись вдоволь по карьеру мы таки двинулись на Кырмыж.
А тем временем с карьера мы ехали в село Кырмыж.. По обе стороны дороги лежали засеянные поля, которые благодаря молодым всходам напоминали зелёное море с редкими островами пролесков.
Зелёное море полей
На въезде нас встретил коровник, где мы остановились, кто фотографировать, а кто (Я) порыться в планшете для рекогносцировки на местности в программе SAS4Planet на андройде, очень рекомендую кстати.
Телята на нас даже не обратили внимания
Когда мы миновали коровник из-за деревьев показалась основная цель нашего приезда в село.
Храм за кронами деревьев.
Церковь Воскресения Христова.
Но начнём по порядку. Как я уже говорил ранее, история села Кырмыж насчитывает около 400 лет, возможно и больше. По одним данным 1621 год (время постройки первой деревянной церкви в селе), по другим ещё раньше.
В те времена через село проходил торговый путь из Вятки в Казань. Именно поэтому перед храмом большая торговая площадь. Торговые ряды небольшие. Скорее всего кирпичными рядами пользовались более зажиточные купцы, а остальные были деревянные. Ярмарки на площади в Кырмыже имели регулярный характер. Помимо земледелия население, как писали «Вятские губернские ведомости» конца позапрошлого века, занималось изготовлением изделий из кожи и различных деревянных предметов, как то бочки, кадцы и посуда.
Здание кирпичных торговых рядов
Ну чем мы не купцы.
Достаточно крепкая конструкция, учитывая, что за рядами овраг.
Элемент декора торговых рядов.
Супруга пользует 600D. Фотомодель Med43
Церковь Воскресения Христова села Кырмыж.
Церковь Воскресения Христова — одна из жемчужин нашей области. По архитектуре подобных в области больше нет. Фотографии, конечно же, не передают величия храма. Немного из истории.
Церковь Воскресения Христова
Современное здание было построено в 1882 году на деньги кырмыжских прихожан. Как я говорил ранее, село было богатое, благодаря нахождению на торговом пути Вятка-Казань. По данным на 1912 год количество прихожан составляло 7746 человек. До 1935 года у храма была колокольня к началу 20 века на которой был 21 колокол. Походив в округе, ближе к реке мы нашли следы кирпичной кладки. Но что это, фундамент колокольни или изгородь ограды мы так и не сошлись во мнении. В 1935 году колокольню подкопали и свалили, по свидетельству очевидцев часть её упала в реку, а колокола и кресты за реку. Постояв на месте, где предположительно стояла колокольня мы, если честно, в этом усомнились, там достаточно большое расстояние до реки.
Церковь Воскресения Христова
Церковь Воскресения Христова
Церковь стоит на берегу реки Быстрица. В 1930-х годах церковь закрыли, в здании были размещены мастерские, а в одном из приделов – клуб.
Вид на лес за рекой
В 1940-х годах в церкви хранили зерно, а в последующие годы размещали библиотеку, ремонтную мастерскую, кузницу и др.
Вид от торговых рядов
Следы использования храма в качестве зернохранилища мы обнаружили найдя мощный жернов.
Решётка, элементы внутреннего декора и кусок трубы
Вид с обратной стороны
Вид от высокого речного берега
Сравнительное фото для понимания размера
Храм конечно потрясает. Впечатлений масса. Встретившиеся местные жители в общении были очень вежливы и радушны.
Массивность чувствуется даже на фото
деревья растущие на церкви постепенно разрушают кладку
Вид на торговые ряды
Вот такой она была. Фото с сайта Kirovkray.ru
Надо сказать, что поражает количество сохранившихся элементов наружного и внутреннего декора. В предыдущих поездках на архитектурных памятниках таких вещей было гораздо меньше. Но об этом далее.
Супруга решила попрактиковаться в фотосъёмке флоры.
Склон к реке Быстрица
Рядом с этим склоном мы и нашли следы кирпичной кладки.
Но вернёмся к храму. Как я уже говорил, поражает количество сохранившегося декора. Очень много элементов фресок и лепнины сохранилось.
Фрески под главным куполом
Элементы фресок и кусок вершины деревянного иконостаса
Элемент росписи основного купола
Декоративное обрамление фрески
Вообщем тут представлены практически все сохранившиеся фрески.
Наружная лепнина фасада.
Лепнина обрамляющая боковые окна храма
Более детальный вид
Некоторые элементы очень хорошо сохранились
Более мелкие элементы лепнины
Вдоволь наснимав декор мы обратили внимание на здание бывшей приходской школы.
Рядом с церковью Воскресения Христова, приход которой насчитывал 77 населённых пунктов, находится ещё одно здание. Это здание использовалось в образовательных целях.
Здание приходской школы.
В 19 веке в нём находились в разное время, церковно-приходская школа для девочек и земское училище.
Здание даже сейчас достаточно крепкое
В данный момент оно сильно заброшено
Между храмом и школой валялся немаленький кусок дерева, на мой взгляд ему более 100 лет.
Насытившись духовно и эмоционально, мы, что вполне логично, захотели попитаться вполне насущно.
На перекус у нас как всегда была выпечка и много душистого чая. В этом путешествии были обкатаны 2 новых термоса. Мой — купленный в Splavе и у Миши — купленный в IKEA. На мой взгляд оба прошли обкатку хорошо.
Насытившись мы двинулись дальше. На одном из краеведческих ресурсов Кировской Области я наткнулся на информацию, что рядом с селом Кырмыж была ГЭС. Началась исследовательская часть нашей экспедиции…
Но на выезде мы не могли пропустить кладбище сельхозтехники
Старый комбайн НИВА
Вид на храм из железяк
Ну плюсом Миша раздурелся
Эх … хочу такие же тапки
На поиски места, где была ГЭС…
По дороге к месту поиска
По ГЭС я нашёл следующую информацию. В 1950 году Вичевская сельхозартель объединилась с соседними колхозами. Строительство новой ГЭС около села Кырмыж стало для укрупленной артели важнейшей задачей. И эта задача была успешно решена в короткий срок. ГЭС мащностью в 70 киловатт была построена и пущена в эксплуатацию в 1951 году. Как удалось выяснить у местных жителей ГЭС была из дерева и металла. На данный момент кроме деревянных свай там практически ничего не осталось…
ГЭС перекрывала реку Быстрицу. И то русло, которое можно видеть сейчас, река скорее всего пробила после того, как протока, где была ГЭС, затянулась.
Быстрица — русло в обход бывшей плотины
Быстрица, русло после ГЭС, вид с бывшей плотины.
Раньше река текла пярмо, на фото это получается слева.
А сейчас она пробила рукав справа.
Опять пошла фотофлора…
Фото останков свай
Чуть дальше видны сваи и как раз там и была протока с агрегатом.
Ещё один вид на то же место
В общем, что искал — я нашёл, то есть удовлетворил свою тягу к исследованиям. На обратном пути до Кырмыжа я ехал за рулём на ZUKI (тупил секунд 20 после моего автомата), а моя супруга на нашей Витаре.
Когда мы подъезжали к Кырмыжу начался лёгкий дождик. Далее наш путь лежал в Вожгалы.
Покинув Кырмыж и окресности, проехав посёлок Вичёвщина, мы наконец въехали в село Вожгалы.
В Вожгалах наше внимание привлекли старые купеческие дома, надо сказать, что их там не мало. По конкретно этим домам нашёл только, что они построены в конце 18 века. Похожее строение находится недалеко от музея колхоза «Красный Октябрь» и именуется «Красная школа». Строительство здания школы началось в 1913 году. В 1916 году на нижнем этаже проводились занятия, а второй этаж был достроен в 1917 году.
Здание станции скорой помощи
Арка между зданиями
Подобными арками обычно соединялись дома относящиеся к одной усадьбе. Отрадно видеть, что в данное время дома реставрируются.
Детальный вид госпиталя
На одном из домов есть памятная табличка.
От этих домов мы двинулись к церкви Спаса Преображения.
Прекрасная часть нашей экспедиции. Семки наше всё…
На углу нас встречает дом причта церкви.
Ворота и часть ограды созданной 1821 году
Ещё один дом причта
Далее расскажу про церкви села Вожгалы.
На въезде в село находится кладбище и при нём раньше была церковь Воскресения Христова построенная в 1857 году. Сейчас она имеет весьма плачевный вид. Само фото позаимствовал из интернета на месте сфотографировать возможности не было, но представление даёт вполне адекватное.
Развалины кладбищенской церкви.
А выглядела она очень уютно. Вот фото из церковных архивов.
Кладбищенская церковь Воскресения Христова
Но вернёмся ближе к центру села Вожгалы. Там находится церковь Спаса Преображения.
Церковь Спаса Преображения
Вид на церковь с дороги
Дом причта с территории храма
Часть церкви очень ветхая
Остатки строений на территории
Немного истории. Церковь перестроена в 1833 году. Ограда в 1821 году.
Ещё несколько фото храма
Колонны кирпичные выглядят весьма внушительно.
небольшое кладбище при храме, скорее всего найденные надгробидя в одно место установлены
Внешняя роспись местами отреставрирована
А вот фото из церковных архивов
Но не только храмами и родителями Ф.И.Шаляпина известно село Вожгалы. Далее следует окончание моего опуса. Славные страницы становления сельского хозяйства в молодой Советской России тоже берут истоки отсюда.
Итак, заключительная часть моего опуса про очередное путешествие выходного дня.
В центре села Вожгалы находится музей колхоза «Красный Октябрь».
Немного истории. В 1924 году в деревне Чекоты (ныне посёлок Краснооктябрьский, часть села Вожгалы) Петром Алексеевичем Прозоровым было организовано сельскохозяйственное товарищество, которое впоследствии переросло в первый в Советской России колхоз «Красный Октябрь». Который в свою очередь дал стране 19 героев социалистического труда. Уже в 1925 году колхоз вместе с другими сельхозпредприятиями вывел область по объёмам сбора зерна на довоенные показатели (примерно 1913 год), активно внедрялась механизация. Колхоз пережил перестройку и существует до сих пор.
Но к сожалению музей был в этот день закрыт
Табличка на памятнике
Так же на постаментах выставлены различные агрегаты времён начала становления колхоза.
Рядом с музеем находится здание местного Дома Культуры. На площади перед ним находится памятник Прозорову П.А. И площадь и памятник очень ухожены, что не может не радовать.
Памятник Прозорову П.А. Молодцы — не забывают свою историю.
Сбоку у ДК находится магазин. Так как чай у нас к тому времени ещё остался, мы забежав в магазин решили устроить ещё один перекус, на берегу Быстрицы между Вичевщиной и Карьером.
Когда туда подъезжали на нас с обочины недоумённо посмотрела лиса.
Поскольку порог явно имеет техногенный характер мы сошлись во мнении, что он служит для создания брода, который нужен для перегона сельхозтехники, так как ближний мост очень узкий.
Мост через Быстрицу
Вот собственно и всё наше путешествие 17 мая 2015 года завершилось, далее мы собрались и поехали домой, всю обратную дорогу шёл дождь. Мы были благодарны погоде и провидению, что всё осмотрели до осадков.
Немного юмора. Практически всегда получаются весьма забавные снимки. Были они и на этот раз. В ролях «певцов» я и Миша
За сим — до новых встреч!
Комментарии
Спасибо за фото отчет. Замечательные снимки замечательных мест!
Очень интересно было прочитать. Спасибо
Хочу немного добавить к рассказу о селе Вожгалы. Побывала там в 2015 году, хотела найти могилу протоиерея Преображенской церкви Гавриила Тимофеевича Решетова (из нашего рода Селивановских), который был определён иереем к этой церкви в 1872 году, в 1915 был награждён саном протоиерея и прослужил там до 1930 года. Предполагала, что похоронить его должны были в церковной ограде.
К сожалению, кладбище не сохранилось до наших дней: в советские времена его распахали под огород и посадили картофель (со слов местных церковнослужителей, которые пытаются своими силами найти-раскопать остатки надгробий и памятников и сложить их в одном месте, чтобы сохранить как-то память о погребённых здесь).
В настоящее время службы в храме (вернее, его остатках) по-прежнему проводятся, совершаются обряды крещения и отпевания; при церкви действует воскресная школа.
Увы, местный батюшка не смог ответить на мои вопросы о судьбе священнослужителей Преображенской церкви после 1917 года.
Так что поездка из Петербурга в Вожгалы принесла больше разочарований, чем я думала.
Есть ещё местные вожгальские легенды, что из храма был подземный ход.
Спасибо за очень интересный рассказ! Замечательная поездка вышла!