Чем кхл лучше нхл
В чем отличие КХЛ от НХЛ? «Неваляшка» и «Искупление» вместо Кубка Гагарина – и тишина…
Можно выразиться коротко: потому что есть битлы, роллинги, зепы и прочие радиохеды, а есть на-на, шура, нюша и прочие бузовы. Каждому, разумеется, свой овощ. Но задача серьезной журналистики – вести людей к солнцу, каждый день помогать им стать лучше, продвигать прекрасное и вечное. Так было при социализме. Ну да, теперь все решает пошлый рейтинг: увы, и здесь КХЛ – не конкурент НХЛ. А нас, в отличие от отечественного так называемого профессионального спорта, государство не содержит: что потопаем, то и полопаем.
Кто же против родного хоккея, его Континентальной лиги… Но что мы можем поделать, если они сами себя хоронят?! Вы только сравните, как относятся к своему эксклюзивному продукту за океаном и у нас.
В НХЛ из кожи вон лезут, чтобы уравнять силы клубов, добиться того, чтобы в каждом матче сезона искрила интрига. У нас годами катают вату никому не нужные команды-бомжи, давно образовалась группа аутсайдеров, даже не мечтающих о плей-офф. Освоили сезонный бюджет от госкомпаний – и ладушки.
А что КХЛ делает, чтобы пропагандировать своих героев, как НХЛ это ежечасно проворачивает с Овечкиным и Кросби, Малкиным и Макдэвидом, Панариным и Меттьюзом, Василевским и Лафреньером? Правильно, ничего! Если бы не «Советский спорт» страна так бы и не узнала, что Сергей Мозякин покорил Пик Коммунизма – забросил 550-ю шайбу в чемпионатах страны. Да и написали мы об этом выдающемся достижении спустя несколько недель – просто уже не было сил молчать. А какое из всего этого можно было шоу сотворить, как мощно пропиарить свою лигу во всех федеральных СМИ!
И что: после нашего вопля души что-то изменилось? Да нет, конечно! Кто знает, сколько сейчас шайб в активе капитана «Магнитки»? А сколько голов у капитана «Ак Барса»? Обошел Данис Зарипов в исторической гонке Бориса Михайлова? Если нет, сколько шайб осталось до легендарного капитана ЦСКА и сборной СССР? Неужели непонятно, что за счет великанов прошлого можно раскрутить героев настоящего?! А любое зрелище делают только звезды, которые нужно зажигать всеми возможными способами, холить и лелеять их, следить за ними день и ночь.
Здорово, что ХК «Динамо» вспомнил о рекорде Александра Мальцева советских времен, который в этом сезоне побил Дмитрий Яшкин. Но все равно: как-то тихо отметили, провинциально, без соответствующей помпы.
Ладно, регулярный сезон. Но сейчас-то в КХЛ самое, по идее, интригующее – плей-офф, вершина сезона. И что мы видим? Первый раунд превратился в дешевую профанацию: антирекорд по количеству матчей, ни единого даже намека на сенсацию. Впрочем, все это ожидалось. Никто, включая самих участников типа «Йокерита» и «Торпедо», на что-то иное и не рассчитывал.
Но теперь-то, когда в деле остались сплошь сливки – топ-8, когда уже все возможно, что-то изменилось? Не-а! Только хуже стало!
Полторы недели назад «Советский спорт» гневно прорычал: почему в уикенд на «Матч ТВ» нет ни одной трансляции Кубка Гагарина? Кто-то вздрогнул, почесался? Ха-ха. Вчера из заметки коллеги Домрачева узнал, как нам ответили КХЛ и федеральный канал: в телепрограмме этой недели – внимание, вы не поверите! – лишь один эфир второго раунда Кубка Гагарина?! А какие, напомню, роскошные пары:
Да тут реклама вообще не нужна! НХЛ со своими Хедманами и Бержеронами просто отдыхает. Вы только аккуратно упакуйте и подайте на стол, а народ скушает с превеликим удовольствием.
И еще: только мне одному невдомек, почему КХЛ в самую горячую и по идее самую продаваемую пору сезона устроила себе каникулы на 6 – 8 дней? «Вы с ума, что ли, все посходили! Уму непостижимы подобные паузы между кубковыми раундами!» – рвали бы на себе волосы Беттман и компания. А у нас в порядке вещей – тишь и благодать. Я же говорю: КХЛ – это вещь в себе!
Я понимаю, не было бы пандемии, а значит, у дворцов – единичных! – могли быть свои загодя запланированные мероприятия. Но что сейчас на аренах клубов КХЛ может быть, кроме хоккея? Ничего. Впрочем, в НХЛ и в обычные годы в Кубке Стэнли легко переносили матчи на более ранние даты, если команды досрочно освобождались. Твердого расписания плей-офф в НХЛ нет. Все для Его Величества болельщика!
Вы только закройте глаза и представьте:
Перенос на более ранние часы, помимо всего прочего, удобен для болельщиков восточных регионов, где время опережает московское.
Вот и спрашивается: если КХЛ, в отличие от пресловутой НХЛ, чтобы как-то раскрутить свой продукт, не делает простейших, самых очевидных шагов, давно придуманных и успешно работающих за океаном, какой спрос с нас, журналистов?
У многих с такого сравнения пригорело в области пятой точки и я решил разобраться, прав ли наш двукратный обладатель Стэнли, защитник Тампы-Бэй?
1) Хоккеисты и их уровень.
А что там с молодежью?
2) Работа с болельщиками, трансляции, медиа и маркетинг.
Круто? Круто! Интересно? Очень! Или вот, чтобы понять разницу в подходе: чемпионский мерч ЦСКА в 2019 появился только спустя 2 месяца после их победы в плей-офф. А знаете, когда появился чемпионский мерч Авангарда в 2020? Через 10 минут после последней забитой шайбы!
Так в чем же разница? А именно в том, что в НХЛ клубы не спонсируются за счет бюджетных денег, а вынуждены зарабатывать сами, за счет:
3) Реклама на льду и на бортах и в перерывах между периодами. В принципе, это есть и в КХЛ.
5) Проведение каких-либо мероприятий и встреч с участием команды или франчайз-игроков.
6) Работа с болельщиками.
Видели, как хоккеисты кидают шайбы болельщикам или дарят клюшки, дают автографы? Это все неизменная часть привлечения людей к клубу, формирование лояльности и привязанности к команде. Туда же можно отнести проведение акций и мероприятий.
Отсутствие бюджетного финансирования заставляет НХЛ развивать медиа и маркетинг. В КХЛ такой необходимости нет, здесь скорее поддаются «веянием заокеанской моды», и то, не все клубы, большинство из них, кроме АКБ/СЮ/СКА/Авангарда ограничиваются фотоотчетами с тренировок и матчей в Инстаграмм и ВК, а также парой-тройкой видосиков на ютуб канал раз в месяц. Почувствуйте разницу, как говорится.
3) Подход хоккеистов к своей карьере в КХЛ и НХЛ.
В Северной Америке и Канаде принято готовиться к сезону самому, с индивидуальным тренером. Игроки приезжают полностью готовые, в хорошей физ. форме, а на предсезонных сборах проходят медосмотры, играют двусторонки, тренеры пробуют новые связки и так далее, т.е. тренируют игровое взаимодействие.
4) А что там по доходам?
Поэтому, доходы лиг сравнивать смысла нет, они различаются в сотни раз. Понятное дело, что расходы тоже разнятся, но не будем забывать, что в КХЛ все клубы живут за счет бюджетных денег и работают себе в убыток.
НХЛ получает 10, КХЛ получает 0. Потому что ни один клуб до сих пор не окупил сам себя.
Общий вывод:
Дизайн в хоккее: КХЛ vs НХЛ
Две главные хоккейные лиги планеты. Национальная Хоккейная Лига, где играют команды из США и Канады, считается сильнейшей в мире. Континентальная Хоккейная Лига, где собрались команды из России и близлежащих стран, претендует на то, чтобы соперничать с ней в успешности.
Опустим споры о том, какие игроки и клубы сильнее. Оставим в стороне разговоры о разнице в бюджетах команд (интересующимся могу порекомендовать статью о КХЛ на Медузе, где вскрывается вся подноготная). Говорить будем исключительно о дизайне. О том, как шоу подается зрителям.
Начнем с того, что в КХЛ повсеместно ощущается влияние НХЛ. От организации чемпионата до графических деталей. В этом, в принципе, нет ничего плохого — Американская лига с ее историей прошла огромный путь, и было бы глупо не учитывать накопленный опыт. Тем не менее, КХЛ оставляет впечатление какой-то китайской подделки Национальной Хоккейной Лиги.
Спойлер. Дальше будет много критики КХЛ. Хочется верить, что она поможет изменить дела к лучшему.
1. Логотипы лиг
Логотип НХЛ — попсовый, но добротный. Он отлично выполняет свою функцию и даже задает тренд — Континентальная Хоккейная Лига изначально существовала в другой стилистике, но со временем все равно пришла к американской.
Логотип КХЛ — это катастрофа. Все дело в расположении букв. За 2 года я так и не научился читать надпись как КХЛ — все время получается КЛХ. Читаем мы сначала слева направо, и только потом переходим на следующую строку. Не понимаю, как можно было утвердить такое.
Подражание американцам особенно отчетливо проявляется в юбилейной версии логотипа:
К лого НХЛ вопросов нет, а вот некоторые детали логотипа КХЛ вызывают сомнение — странный объем у единицы, кернинг в годах, надпись «ОСН. 2008».
2. Названия клубов
Нейминг — это тоже дизайн. Это основа. Неудачное название для продукта — как неудачный фундамент для здания.
В НХЛ что ни название, то понятный, чистый образ: Пингвины, Дьяволы, Пантеры, Красные крылья, Сабли, Койоты, Звезды, Кленовые листья, Акулы, Ураганы, Самолеты, Островитяне, Рыцари, Утки, Короли и прочие. Можно попытаться отыскать и менее ясные. Например, Capitals или Oilers. Но тут, мне кажется, дело в том, что их сложно удачно перевести на русский; для американцев они наверняка вполне благозвучны. Немного смущают имена двух клубов, Canucks и Canadiens, которые по сути означают одно и то же — канадцы. В остальном вопросов нет—вполне четкие и яркие ассоциации практически с каждым названием.
Теперь КХЛ. Я понимаю, у каждого клуба есть история, и названия не меняются как перчатки, но давайте попробуем вдуматься в то, что они значат. Нефтехимик, Металлург, Северсталь, Локомотив, Трактор, Автомобилист, ЦСКА, СКА, Авангард. Лично у меня практически половина клубов ассоциируется с военно-промышленным комплексом. Представим болельщиков, типичных для НХЛ, — молодую семью с детьми: за кого им интереснее болеть — за пингвинов или за металлургическую корпорацию?
А кто знает, что в действительности значат слова торпедо, динамо или лада? Или имена Салават Юлаев и Спартак? Никаких ассоциаций кроме спортивных клубов. Никаких образов. Отдельная тема — топонимы вместо названий: Югра, Сибирь, Амур, Сочи. География и так привязана к названию каждого клуба в виде города или региона (питерский СКА, ярославский Локомотив) — зачем включать ее в само название? Оно никак от этого не выигрывает. Еще одна тема — названия на разных языках: Йокерит, Ак Барс, Барыс, Слован, Ред Стар. Да, лига межнациональная, но все это не добавляет к ней интереса, а скорее наоборот. Также не понятно, почему команды называются единственным числом, а не множественным — почему, например, Витязь, а не Витязи?
Теперь самое интересное. Это невероятно, но в КХЛ есть целых 3 клуба под названием Динамо! Динамо Москва, Динамо Минск и Динамо Рига. Есть 2 клуба под названием Металлург! Металлург Магнитогорск и Металлург Новокузнецк (последний вылетел в ВХЛ по итогам сезона 2016–2017). Ак Барс и Барыс — это одно и то же (белый барс), просто на разных языках. СКА и ЦСКА — это армейские клубы с одинаковыми цветами и символикой.
Болельщики со стажем не задумаются, но для тех, кто только начинает разбираться в хоккее, некоторые названия, особенно поставленные рядом, звучат как анекдот:
— Папа, а кто это играет?
Ну и вся эта путаница с футбольными и баскетбольными клубами. Не уверен, что это правильно. Что хорошего в том, что Локомотивом называются 2 совершенно разные команды, из разных городов? Футбольный — Москва. Хоккейный — Ярославль.
3. Логотипы клубов
В НХЛ-логотипах сложно найти изъяны. Они в целом сделаны качественно. Практически каждый клуб своевременно обновляет символику, и все они держатся на вполне высоком уровне.
Больше всего вопросов вызывают логотипы NY Islanders, Vancouver Canucks и LA Kings. Но если у Islanders лого не менялся с начала 70-х (за исключением добавления четвертой полосы на клюшке, символизирующей четвертый кубок Стэнли), то относительно недавние ребрендинги Canucks и Kings выглядят как-то сомнительно.
Однако, самый грустный ребрендинг в истории НХЛ произошел в 2006 году, когда Дисней продал свою команду Anaheim Mighty Ducks основателю Broadcom Corporation, Генри Самуэли.
Так самый крутой логотип в лиге стал самым безликим.
Но это все ерунда по сравнению с происходящим в КХЛ, где что-то более-менее приличное есть менее, чем у половины клубов. Я бы выделил в качестве неплохих примеров ЦСКА (их стиль недавно обновила Студия Лебедева), Red Star, Йокерит и Амур. Их, по крайней мере, было бы не стыдно поставить в один ряд с логотипами команд из НХЛ. Ну, может еще классику — московские Динамо и Спартак.
В сложившейся ситуации особенно хочется выделить логотип казанского Ак Барса. Клуб, между прочим, является двукратным обладателем Кубка Гагарина.
Реальный шанс в третий раз стать чемпионами у Ак Барса есть и в этом году — команда уже вошла в четверку лучших и сражается сейчас в серии до 4-х побед с Челябинским Трактором. Давайте обратим внимание и на их лого:
4. Форма
И в НХЛ, и в КХЛ существуют строгие требования к дизайну формы игроков. Тем не менее, Континентальной Лиге здесь снова есть к чему стремиться. Это, конечно, не Швейцария, где игроки откровенно похожи на рекламные щиты:
Но и сейчас та реклама, которая разрешена, смотрится после НХЛ диковато.
Еще более дико смотрится реклама на шортах и шлемах:
Но КХЛ делает в этом направлении успехи. Есть перспектива того, что рекламы на форме скоро не останется.
В НХЛ к дизайну формы относятся предельно трепетно. Само собой, никакой рекламы. Максимум — скромные логотипы производителей хоккейной экипировки, но и для них есть строгие ограничения. Например, на шлеме логотип производителя может располагаться только спереди, причем он не должен блестеть. Вы не найдете таких шлемов в обычных магазинах.
Стоковый шлем и шлем игрока НХЛ:
Даже одноразовая, приуроченная к специальным играм форма продумана до мелочей, и для нее готовится отдельная презентация. Вот, к примеру, форма Toronto Maple Leafs, в которой они выступали в Stadium Series в этом году.
Уделяется внимание даже тем деталям, которые не будут видны публике (на самом деле будут, т.к. все эти фото работают в прессе и соцсетях):
Добавлю, что в дизайне формы команд из КХЛ не обошлось без заимствований из НХЛ. К примеру, один из сильнейших клубов, питерский СКА, не стесняется копировать стиль New York Rangers:
5. Стадионы
Вместимость стадионов НХЛ — 15 000–20 000 человек. Даже самый большой ледовый дворец России, находящийся в Питере, не превзойдет по размерам самый маленький стадион, где выступают команды из НХЛ. Но это не главная беда КХЛ.
Вот так выглядят места в первых рядах на матче НХЛ:
Недавно я сидел в первом ряду на домашней арене ЦСКА, и передо мной разворачивался следующий вид:
Радует то, что можно проходить по электронным билетам. Правда, пользоваться ими не очень удобно, потому что выпускаются они в PDF-формате.
И немного о еде. Рацион болельщика КХЛ не отличается разнообразием — кола, хот-доги, картошка-фри. Я не был на играх НХЛ живьем, но, кажется, там ситуация не сильно лучше. Здесь отличным ориентиром могла бы послужить сеть кинотеатров Каро Фильм, по крайней мере их пространство в Атриуме на Курской в Москве. С удивлением недавно обнаружил, что помимо стандартных попкорна и колы они предлагают много отличных здоровых продуктов — фрукты, нарезанные овощи, орехи, смузи. И попкорн у них божественный. С нормальной едой даже 6-часовые матчи не страшны.
Можно придираться к расписанию (иногда просто нет прямой трансляции определенной игры, если матчи идут параллельно), к дикторам или к заставкам, но у КХЛ есть 2 собственных телеканала, и это круто. Многие игры транслируются также по МатчТВ.
Но НХЛ идет дальше. Свои каналы здесь есть у самих команд! Это, правда, не полноценные телеканалы, а скорее сюжеты о жизни клуба, но они, к примеру, отлично работают в интернете. Съемочные группы не просто документируют жизнь игроков, тренеров и персонала, но и устраивают специальные развлекательные события с их участием, которые выходят далеко за рамки хоккея.
Сама лига и прочие спортивные ресурсы также выпускают всевозможные видео с участием игроков, где обычно много юмора. Ничего похожего, связанного с КХЛ я не видел.
Про компьютерные игры говорить не буду — нечего сравнивать.
Кстати, у команд НХЛ есть и свои радиостанции, причем 24/7.
7. Соцсети
Ограничимся Инстаграмом. Коротко, но репрезентативно.
Клубы НХЛ постят динамичные, профессионально сделанные заставки, анимированную инфографику. Клубы КХЛ — в основном картинки провинциального качества.
Инстаграмы московского Динамо и питтсбургских Пингвинов:
И вернемся на секунду к названиям клубов. Попробуйте различить в Инстаграме посты от hcska и hccska.
8. Сайты
В НХЛ есть один главный сайт —nhl.com. Все официальные сайты команд находятся под этим доменом и выглядят как-то так:
Не идеально, но и не ужасно. Вся важная информация и функции здесь есть. Главное — эффективно, потому что все механизмы централизованы и едины для всех клубов.
Для сайтов команд КХЛ едина лишь шапка. Дальше — кто во что горазд.
В основном все выглядит жалко:
Но есть и сносные примеры:
КХЛ, это какая-то шляпа, а не шапка:
На страницах результатов обоих сайтов ссылки на профиль не было, зато здесь сайт КХЛ подсветил искомое слово.
Далее я перешел в раздел «Игроки» и воспользовался отдельной формой поиска по именам.
Удивился, что на обоих сайтах не работает кнопка Enter, и нужно кликать по имени в выпадающем списке. Неудобно.
Механика сайтов в целом не очень продумана. На сайте КХЛ нажимаешь на раздел «Игроки», тут же пытаешься кликнуть на форму поиска, но сверху в этот момент успевает подгрузиться реклама, поэтому форма прыгает вниз, и ты промахиваешься, оказываясь на совершенно ненужной странице.
На сайте КХЛ в профиле игрока почему-то не указаны единицы измерения роста и веса.
Профиль игрока на nhl.com:
В целом сайт КХЛ выглядит аккуратнее, но обоим ресурсам есть над чем работать. Мелочей много, и из них складывается впечатление о сайте, которое является частью впечатления от всей лиги.
9. Мобильные приложения
Как и в случае с сайтами, приложения КХЛ и НХЛ очень похожи друг на друга. Каждое встречает примерно одинаковым вступлением, содержит те же разделы и кастомизируется под любимые команды.
Посмотрим на профили игроков. Слева — приложение NHL. Справа — КХЛ.
Верстка в приложении НХЛ выглядит в целом аккуратнее. В КХЛ мы видим выпирающие цифры («18:45» с трудом вписывается в круг), круги с показателями, которые липнут к заголовку (Stats), неоправданные расстояния (например, между 29 и Points), кривую сетку (произвольные расстояния между Height, Weight, Age и Grip). Как и на сайте, нет единиц измерения веса и роста игрока.
Но самое поразительное — это цифры. Во-первых, за какой период эта статистика? Это регулярный чемпионат или плей-офф? Какой год? А 29 очков, из которых 15 передач и 146 голов — как такое возможно? Откровенный баг. Пользоваться приложением после таких факапов вообще нет желания.
Любите хоккей
Хоккей прекрасен. Им могут увлекаться все — от 5-летних девочек до 65-летних дедушек, — если он подается красиво и не ассоциируется с быдляком.
Уровень хоккея в КХЛ достаточно высок. Сама игра доставляет удовольствие. Но продукт — это не просто игра, а еще миллион вещей, которые ее сопровождают. Им нужно внимание.
Уверен, у КХЛ найдется миллион оправданий по каждому пункту, но если лига действительно хочет стать коммерчески успешной, а не висеть на шее у государства, то ей стоило бы поискать способы расширить аудиторию и всерьез заняться дизайном своего продукта.
Почему НХЛ круче КХЛ. И почему русские там – самые крутые
11 лет назад, когда начинался амбициозный проект под названием «Континентальная хоккейная лига», много было разговоров, что уже через год появятся клубы в Лондоне, Милане и Париже (наверное, жены топ-менеджеров рады были бы с мужьями летать на распродажи), еще через несколько лет вся Европа будет стоять в очереди и проситься к наше элитарное хоккейное сообщество, а уж спустя десять лет обгоним и перегоним эту их хваленую НХЛ.
Что мы имеем сегодня, наверное, никому особо пересказывать нет нужды. Клубы в указанных столицах не появились. Чужие лиги на поклон не пошли – более того не сильно-то трибуны разного рода «Йокеритов» заполняются. Расширение идёт за счёт стран, где хоккей – своего рода экзотика. Есть клуб теперь из Китая. Всерьез обсуждаются катки и команды из Средней Азии и даже из Эмиратов.
А НХЛ не загнулась, и НХЛ за эти годы не то чтобы сохранила отрыв от наших широт – она вообще включила космические скорости. И ей не надо включать в свой состав придуманные клубы из Мексики или Кубы – ей достаточно просто жить по отработанным технологиям шоу-бизнеса, каковым спорт и является. Мешает Олимпиада бизнесу – к черту Олимпиаду. Стоит нелепый турнир в календаре под названием «Чемпионат мира» – ну и пусть себе стоит дальше. Сам по себе, а мы будем играть дальше сами по себе.
И даже если кто-то позволит себе сказать какую-то непродуманную глупость, то реализовывать он ее уже точно не будет, потому что в основе основ – бизнес и шоу. Заявил пару лет назад Александр Овечкин, что все равно поедет на Олимпиаду, каким бы, дескать, ни было решение НХЛовских боссов – и что? Вы его там видели? Нет, конечно.
Все это я говорю не для того, чтобы обидеть и унизить менеджмент из КХЛ. Там работают весьма себе толковые люди. И многие из них действительно заботятся о качестве продукта. Но не всякая шапка оказывается по Сеньке. Пятиклассник, который даже выигрывает все школьные олимпиады, не потягается с профессором вуза. Потому что разный уровень. Не все решается вливанием мешков с купюрами. Да и мешков уже не хватает. Игроки, меняющие заокеанскую прописку на отечественную, либо доигрывают здесь себе на пенсию, либо, как Илья Ковальчук, все равно спустя время устремляются назад. Потому что там – хоккей.
Это по первому пункту, вынесенному мной в заголовок. Второй – лично для меня как для патриотически настроенного человека, страшно любящего экспансию всего русского (кроме оружия) по всему миру – куда приятнее. Это не чудесный четвертьфинал футбольного чемпионата мира, который раз в жизни, наверное, у каждого имеет шанс случиться (особенно если добавить правильную жеребьевку и домашние трибуны) – это совершенно объективная констатация факта. Представьте на секунду, что в НХЛ не было бы русских, вычеркните их мысленно из всех составов – насколько обеднела бы лига, правда?
У Ови восьмой «Морис Ришар». 51 гол и новый рекорд НХЛ по количеству снайперских титулов.
По Кучерову очень точно один коллега написал: «Формула этого сезона: «Тампа-Бэй Лайтнинг» – 128 очков, и Никита Кучеров – 128 очков. Клуб = Никита Кучеров». При этом такого мощного результата не показывал в НХЛ ни один игрок за последние 23 сезона! 23 сезона, Карл!
Именно русские стали в этом году лучшими ассистентами, лучшими по сухим матчам, лучшими по количеству сэйвов за игру. Даже самыми корректными – у Валерия Ничушкина целых 0 минут штрафа за 57 матчей. И этот перечень можно еще очень долго продолжать.
То, что у нас рождаются талантливые спортсмены, мы знаем. А сильнейшая лига мира дает таланту окрепнуть в условиях справедливой конкуренции. Не в условиях придуманных лимитов, как у нас (особенно в футболе, который на клубном уровне деградирует все больше и все глубже), а именно там, где тебе каждый день приходится биться и доказывать свое место под солнцем.
Потому и хоккей крутой.
Потому и русские там крутые.
И что сейчас будет твориться в плей-офф, в самом главной плей-офф мира, можно только представить! Это вам не полупустые ложи на ЦСКА – СКА.
КХЛ или НХЛ? У кого преимущество?
Минувший Чемпионат Мира по хоккею оставил после себя множество споров и разногласий в плане сравнения двух сильнейших лиг планеты – Национальной Хоккейной Лиги США и Канады и нашей Континентальной Хоккейной Лиги.
Поражение сборной России, на 70% состоящей из игроков НХЛ, породило в умах болельщиков сомнения по поводу превосходства американской лиги над нашей. Ведь «Красная машина» была бита сборной Финляндией, в составе которой был лишь один игрок НХЛ. Но именно эта сборная стала в итоге чемпионом мира. Так давайте разберёмся, оставив все патриотические «кричалки» на потом и трезво взглянем на ситуацию: так ли крута лига Америки и стоит ли сравнивать её с нашей лишь по игровому признаку.
В наше время спорт — это в первую очередь деньги. Притом большие деньги. Но где-то их зарабатывают, а где-то бездумно тратят в ущерб большинству. Так в НХЛ клубы частные. Деньги там тратятся большие. Но, несмотря на траты, зарабатывать там умеют. Команды НХЛ получают в среднем около 50% дохода с продажи билетов. Для сравнения в КХЛ этот показатель равен лишь 5-10%. Остальные 50% дохода делят между собой спонсорские вложения (35%-40%) и доход с продажи трансляций (10%-15%). В КХЛ же вложения спонсоров равняются в среднем 80%, а ведь эти самые вложения ещё и безвозмездные. Следовательно, доход клуба в 4 раза меньше расхода. Выгодно? Ни капли. А ведь зарплаты наших хоккеистов лишь в два раза ниже, чем за океаном. Расход велик, доход низок. Клубы КХЛ, сидящие на бюджете области, страдают. В конце концов, они распадаются или избавляются от своих звёзд, которых не в силе уже «прокормить». Зато прекрасно себя чувствуют клубы, которые в последнее время стали называть «базовые клубы сборной». СКА и ЦСКА следуют принципу НХЛ. Клубы частные. Имеют хороших спонсоров, собирают аншлаги на своих матчах. Смотря на них, кажется, что вот он образец для подражания. Вот, что мы можем противопоставить американской лиге. Но и тут нет. В ответ мы видим полную потерю конкуренции в лиге. Команды бьются весь сезон за право сыграть в плей-офф, но, попадая туда, вылетают в первых раундах. А в конце всё тот же «Армейский финал». Взглянув на календарь плей-офф последних лет в «Западной конференции» КХЛ, понимаешь, что клубы бьются ни за что. Пока вверху таблицы творится армейская гегемония, зрелищности и интриги ждать не приходится. К счастью, та самая интрига хоть немного, но жива на «Востоке». Но там вновь встаёт проблема дохода.
Большинство клубов КХЛ «сидят» на бюджете области. В ситуации с расходами и доходами нашей лиги это абсолютно не выгодно. Представьте: область безвозмездно выделяет огромные деньги с налогов простых людей на содержание хоккейного клуба. В ответ ни дохода, ни результата. Изредка героически такие клубы пробиваются вверх. Но стабильность на стороне сильнейших. Ведь им не надо из кожи лезть вон, чтобы добиваться результата. А как было бы здорово, если бы все клубы были частные, имели стабильных спонсоров и стабильный доход. Тогда хоккейный праздник в КХЛ можно было бы сравнивать с НХЛ.
Третий пункт – гос. политика в спорте. Тут пусть каждый делает свои выводы. Написать здесь можно много, но затея это опасная. Но в отличие от НХЛ, у нас политика имеет очень большое влияние на спорт. Этого стоит избегать и не делать шоу для зрителей площадкой для политических баталий. К сожалению, ситуацию накаляют и сами зрители. Лозунги «Можем повторить» и «особый» настрой на американцев не добавляет никакой патриотичности ни вам, ни лиге. Спорт – это вещь, которая объединяет народы с античных времён. Не надо делать из неё площадку для вражды. В НХЛ играют и соперничают не на шутку. Фанаты гордо отстаивают интересы своих клубов, но это не переносится за пределы игры. Нам надо заимствовать и этот опыт. А политикам просьба. Не решайте свои вопросы через спорт. Оставьте его людям. Лучше активнее помогать его развитию и тогда КХЛ точно можно будет равнять с НХЛ.
Четвёртое – маркетинг. НХЛ, с начала ХХ века, является независимой бизнес-корпорацией. Лига НХЛ сама передаёт права на различную деятельность получателям, которые принимают на себя ответственность. Офис НХЛ заключает контракты на трансляции, рекламу и иные соглашения от имени лиги. Это не лишает клубы возможности самим заключать партнёрские соглашения и реализовывать коммерческие возможности. Главное не наносить ущерб лиге. Такая система приносит свои плоды, и доход лиги вырос с 2 до 5 млрд. долларов. Такая система вовсе не означает слепое получение дохода, без оглядки на нужды клубов. Известны случаи, когда лига брала временное финансовое управление над клубом, потерявшим спонсора или попавшим в финансовые проблемы. Им оплачивались все перелёты и содержание игроков. Игры не переносились, зарплаты платились вовремя. Итог – помощь НХЛ своему бизнес-партнёру и повышение репутации и авторитета лиги. В КХЛ же в данном случае клуб был бы объявлен банкротом и переведён на внешнее финансирование, чем и страдает почти вся лига. Маркетинг клубов КХЛ тоже имеет переменный успех. Сильнейшие клубы пользуются явным успехом в этой сфере, тогда как более рядовые клубы не могут даже разместить собственную рекламу в трансляциях, поскольку места заняты спонсорами лиги. КХЛ также неплохо зарабатывает, но это никак не отображается на клубах. Лига – это заработок для управленческого аппарата и спонсоров. К сожалению, в лице клубов КХЛ видят не потенциальных бизнес-партнёров, с которыми можно раскрутить крутые бизнес-проекты, а лишь очередной канал по выкачке денег в центральный офис лиги.
Есть ещё много других пунктов. Тема не раскрыта до конца, но основные аспекты сказаны. Игроки из нашей лиги переезжают за океан не потому, что там много платят, а потому, что хотят стать частью хорошо работающей системы хоккея, где не надо думать, сможешь ли ты завтра полететь на игру, получить зарплату или станешь же банкротом. В любом случае, наша лига ещё очень молода. Сыгран лишь 11-й сезон КХЛ. Очень надеемся на скорейшие реформы и улучшения, чтобы поистине, а не только из патриотических убеждений, гордиться своим хоккеем. НХЛ тоже не сразу стала «топовой» лигой. Для этого стоило пройти большой путь. Но итог очевиден. Отличная лига, много зрителей, хороший доход. Именно к этому надо стремиться и всем нам. Стараться сделать наш чемпионат лучше. Тем более на примере наших частных клубов уже можно увидеть положительные продвижения в сторону политики НХЛ. Надо стараться не конкурировать в классе с лигой из-за океана, а смириться и брать пример, чтобы стать ещё лучше. В любом случае любите наш хоккей, ходите на игры и болейте за своих.
В чем разница НХЛ И КХЛ?
КХЛ и НХЛ.
У всех любителей хоккея постоянно на слуху две лиги — КХЛ и НХЛ. И это не удивительно: КХЛ является самой сильной лигой Европы, а НХЛ… НХЛ считается самой сильной лигой в мире. Каждый хоккеист мечтает выиграть Кубок Стэнли, и лучшие хоккеисты КХЛ при первой возможности пробуют свои силы за океаном. Именно пробуют свои силы, а не едут туда готовыми заездами, ведь хоккей в КХЛ и в НХЛ абсолютно разный.
Кто играет в КХЛ?
В КХЛ помимо российский хоккейных клубов, выступают команды:
Хоккейная лига КХЛ по зрелищности и интересам болельщикам к игре, давно опередила Европейские чемпионаты по хоккею: такие, как Чешские, Финские, Швейцарские и другие.
Кто играет в НХЛ?
В НХЛ играют лучшие хоккеисты со всего мира.
Из наших соотечественников:
В чем разница НХЛ И КХЛ?
Первое отличие — размер ледовой площадки. В НХЛ она меньше, и поэтому время на принятие решений у хоккеистов тоже меньше, плюс увеличивается плотность игры, появляется больше столкновений, что, по мнению многих, придаёт зрелищность игре. И правда, если посмотреть статистику матчей КХЛ и НХЛ, то можно заметить, что количество силовых приемов отличается. Вообще североамериканский хоккей считается более жестким, и местами грубым — частые стычки, силовые приемы, и далеко не каждая звезда КХЛ сможет показывать свой лучший хоккей в таких условиях. Кто-то и вовсе не может адаптироваться и отправляется обратно на родину. Самый яркий пример этому — Вадим Шипачев. Лучший (и самый дорогой) центрфорвард КХЛ не смог закрепиться в составе Вегаса, и продолжил карьеру в «нашем» чемпионате. Так же в Национальной Хоккейной Лиге более лояльно относятся к «косякам» хоккеистов. Давайте вспомним Евгения Кузнецова и его неприятную историю с кокаином. После наложенных санкций Международной Федерацией Хоккея Кузнецов не может выступать на чемпионатах мира в течение четырёх лет, не может выступать в КХЛ и на Олимпиаде, но зато в НХЛ Евгений спокойно продолжает карьеру. Да, дисквалификация в виде нескольких пропущенных играх была, но разве это наказание по сравнению с четырьмя годами запрета?
Лига НХЛ.
НХЛ — самостоятельная Лига, и она не подчиняется Международной Федерации хоккея, именно поэтому наказания для Кузнецова разные, а наши звёзды из-за океана не всегда приезжают на чемпионат мира. Во время проведения чемпионата мира в НХЛ идёт плей-офф, а у игроков контракты, и они никак не могут их нарушить. Международная Федерация Хоккея неоднократно пытались как-то решить эту ситуацию, но в НХЛ непреклонны — переносить собственный чемпионат «на пораньше» отказались, а значит, игроки могут участвовать в ЧМ, только если их клуб вылетит из розыгрыша Кубка Стэнли. Североамериканские коллеги ссылались на то, что в первую очередь НХЛ — бизнес-проект, а прерывание чемпионата или перенос принесут колоссальные потери, ведь болельщики будут недовольны.
Финансирование НХЛ и КХЛ.
Существенная разница двух лиг состоит в финансировании — каждая команда НХЛ самоокупаемая за счёт продажи билетов, атрибутики, трансляций, в КХЛ же такими успехами могут похвастаться единицы. Финансирование команд в КХЛ происходит за счёт крупных компаний-спонсоров, таких, как Газпром, РЖД, Татнефть и прочих.
И последнее, и, пожалуй, самое интересное — зарплаты. В НХЛ зарплаты у хоккеистов больше, чем в КХЛ. Да, в Национальной Хоккейной Лиге ещё придётся самостоятельно платить налоги, но даже при этом заработная плата все равно несоизмеримо больше.
Скажите, в каком клубе КХЛ Панарин смог бы получать 11 млн. долларов в год?
НХЛ в три раза круче КХЛ, а КХЛ в два раза мощнее швейцарской лиги. Объясняем почему
Ни у кого нет сомнений, что НХЛ сильнейшая хоккейная лига, мало у кого, что КХЛ вторая в мире, а какая третья, четвертая, пятая и как их соотнести.
Попытаемся разобраться. Опираться будем на данные портала eliteprospects. Изучим представителями каких лиг являлись игроки пяти крайних чемпионатов мира 2016, 2017, 2018, 2019 и 2021 годов и как далеко они прошли по турнирной сетке.
Общая картина следующая:
В финалах играли 56% НХЛовцев и по 11% представителей КХЛ и финской Liiga, а среди чемпионов 64% хоккеистов НХЛ и 10% Liiga.
Рассчитаем несложный рейтинг.
К уровню некоторых команд группового этапа частенько возникают претензии, поэтому в расчет рейтинга будем брать только команды пробившиеся в плей-офф.
За каждого игрока команды прошедшей в плей-офф начисляем в копилку лиги один балл, за каждого игрока сборной прошедшей в полуфинал еще одно очко, прошедшей в финал дополнительный балл, окончательная надбавка лиге за каждого чемпиона. В расчет берем не всех игроков из заявок, а только сыгравших на чемпионатах хотя бы один матч.
В общей сложности за пять лет на чемпионатах играли представители 46 лиг.
В 2019 году среди представителей 22 лиг на чемпионате отметились 108 НХЛовцев и 42 КХЛовца.
Пандемийный чемпионат 2021 собрал игроков 30 лиг, среди которых было 63 хоккеиста НХЛ и 97 КХЛ.
Таким образом, опираясь на объективные факторы, удалось количественно сопоставить хоккейные лиги.
Безусловно методика не претендует на абсолютную точность, совершенству нет предела, как её доработать подсказывайте в комментариях.
По предложению нашего читателя разберемся какую долю из представителей лиг составляли легионеры.
Домашними игроками НХЛ считаем канадцев и американцев, остальных легионерами, для КХЛ это россияне, казахстанцы, белорусы и латыши, для SHL шведы и так далее для остальных лиг.
В 16 командах группового этапа из 431 НХЛовца 239 являлись легионерами, что составляло 55%, среди команд прошедших в плей-офф из 390 игроков НХЛ 198 были легионерами, т.е. 51%.
Из 387 представителей КХЛ на групповом этапе 144 являлись легионерами, это 37%. Регулярно проходившей в плей-офф «домашней» командой КХЛ была только сборная России, соответственно доля легионеров на этих стадиях чемпионата повысилась до 51% или 93 игроков из 181.
Для SHL начальная доля легионеров составляла 78% или 83 игрока из 107. В плей-офф доля легионеров SHL упала до 56% или 19 игроков из 34.
Полные данные по легионерам для лиг представленных среди игроков плей-офф следующие:
По предложению нашего читателя рассмотрим результативность представителей лиг на чемпионатах.
Как и следовало ожидать лучший «бомбардир» чемпионатов мира это НХЛ, за пять лет 397 полевых игроков лиги заработали 239 очков. Таким образом 22% игроков набрали 28%. Если рассматривать только команды прошедшие в плей-офф, то это 357 НХЛовцев, набравших 198 очков.
Второе место по результативности у представителей КХЛ. 353 игрока набрали 144 очка.
Третье место за SHL, ее 97 представителей набрали 82 очка.
КХЛ далеко до НХЛ, но уровень лиги все равно очень высокий. Она действительно вторая в мире
Статья опубликована в газете под заголовком: «КХЛ – действительно вторая по силе лига в мире»
Кубок « Карьяла » раскрыл глаза
КХЛ — отличный, весьма плотный и сложный турнир. Масса подобных отзывов от иностранцев, приезжавших играть и работать в Россию, долгое время воспринималась как обычная дипломатия. Не станешь же ты разносить на чем свет стоит место, где тебе надо зарабатывать на будущее? Вспоминается смешной ролик с Ягром, обещавшим поднять игру на новый уровень.
Но почему-то за глаза даже российские хоккеисты любят пройтись с критикой по организации. Особенно те, кто имеют опыт выступлений в НХЛ. И играют у нас по-старомодному, и звезд мало, и народ ходит неважно, и вообще слово «колхоз» лишним в оценке происходящего не бывает. Последняя характеристика стала нарицательной, хотя в коллективном хозяйстве как таковом ничего плохого нет. Успешной лигу делают не один-два человека — это работа десятков и сотен людей.
КХЛ, особенно в нынешнем сезоне, заслуживает порцию комплиментов. Хотя бы за сам факт проведения турнира в непростых условиях из-за «короны» со всеми вытекающими. Изначально хвалить я ничего и никого не собирался. Но недавний Кубок «Карьяла», на котором молодежная сборная России обыграла всех соперников, которые в массе своей были гораздо старше, заставил взглянуть на нашу лигу иначе. С некоторой гордостью.
Отдавая дань тренерским талантам Игоря Ларионова и его ассистентов, нельзя отрицать очевидного. Команда, в которой от силы несколько хоккеистов начали играть заметную роль на взрослом уровне (Подколзин, Чинахов, наверное, Аскаров и Чистяков), убедила в своей силе всю Европу. А в КХЛ многие из этих парней пробиваются с трудом и получают мало игрового времени. Это свидетельствует совсем не о консерватизме тренеров. В эпоху «короны» такой подход вышел из моды. Молодым постоянно дают шансы даже в ЦСКА, СКА, «Салавате Юлаеве» — клубам, в которые раньше пробиться 18-19-летним парням было сравни чуду.
Дело совсем в другом. Средний уровень КХЛ настолько хорош, что закрепиться сразу мало у кого получается. Чемпионаты Швеции, Финляндии, Чехии заметно слабее. Пусть и у них есть какие-то достоинства. В Швейцарии на диком кураже разрывает всех любимец Уфы Умарк (16 очков в 8 матчах). Позади него в списке бомбардиров встречаются любопытные фамилии — те, кто уже отдал лучшие годы КХЛ либо там так и не заиграл: Коварж, Гундерсон, Червенка, Андригетто, Стольберг.
АХЛ не гарантия качества
Введение жесткого потолка не могло в одночасье изменить общую картину. В числе лидеров находятся примерно те же самые клубы. Но вот есть взлет «Трактора». Как убеждает руководство клуба, год назад у него не было ни единого шанса подписать Калинина, Бывальцева, Манухова. Эти игроки по большей части пребывали на вторых ролях или полировали скамейку в топ-клубах. Сейчас набрать людей про запас уже нельзя, вот и приходится больше обращать внимание на собственную молодежь. А те, кто перешел в клубы статусом пониже, делают их сильнее, что сказывается в лучшую сторону на чемпионате в целом. С Йори Лехтеря СКА расстался без особых сожалений — финн на сегодняшний день лучший бомбардир чемпионата и показывает чуть ли не самый эффективный хоккей в своей карьере.
Очевидным свидетельством в пользу КХЛ является тот факт, что здесь могут заиграть на крутом уровне далеко не все. Дэнфорт был главной звездой чемпионата Финляндии на протяжении пары лет, Буше три года очень здорово выступал за фарм-клуб «Ванкувера», Пилута дважды выбирали на Матч звезд АХЛ. Себя они ярко проявить смогли. Но выясняется, что АХЛ — это вовсе не гарантия качества.
«Торпедо» самостоятельно набрало оттуда легионеров, не ориентируясь на подсказки агентов. А толку? Если от имеющего опыт НХЛ Уайдмэна есть еще польза в большинстве, то Клоос и Шварц — это середняки. Надежные, но с неба звезд не хватающие. Легионер обязан делать разницу. Оберг имел за спиной хорошее резюме, но в «Тракторе», где работает разумный Гатиятулин, пока не раскрылся. И тут вопрос надо задавать именно шведу с тонкой душевной организацией.
Один из лучших игроков чемпионата Швейцарии Песонен с трудом адаптируется в «Магнитке». Его соотечественник Ламикко выглядит как крепкий работяга без искры и почти ничем не выделяется. Оба — чемпионы мира-2019 в составе сборной Финляндии.
Многого ждали, если судить по приличным зарплатам, и от Голдобина с Воробьевым. Оба на уровне АХЛ были вполне конкурентоспособны. Вот только в ЦСКА и «Салавате Юлаеве» соответственно у них получается далеко не все. Воробьев и вовсе попал в опалу к главному тренеру Томи Лямся. Толчинский два сезона приходил в себя в ЦСКА, вернувшись из Северной Америки, и только в «Авангарде» превращается в звезду лиги.
Лига держит марку даже во времена « короны »
Неровная подготовка к сезону из-за вспышек «короны», карантины, молодежные составы — неприятные факторы, влияющие на состояние команд. Но в этом можно выявить и положительные моменты. По сравнению с прошлым годом на 0,43 гола в среднем за игру поднялась результативность. За ее рост постоянно бьются во всем мире. Лично я не готов увязывать красоту и зрелищность хоккея только с большим количеством заброшенных шайб. Факт тем не менее позитивный, как его не препарируй.
При этом надо учитывать, что откровенных аутсайдеров в лиге немного. Безнадежное рижское «Динамо», сомнительный при новом руководстве «Сочи» и менявшийся несколько раз по разным причинам (визы, вирус, бюджет) «Куньлунь». В НХЛ тоже есть «Детройт» и «Баффало», обжившие подвалы таблицы, несмотря на помощь в виде высоких номеров драфта.
Очевидно, что в связи с ограничениями по зрителям хоккей воспринимается не столь эффектно, как было раньше. При пустых трибунах нельзя воссоздать в полной мере атмосферу большого шоу. Что-то надо делать и с минимальным количеством звезд первой величины, способных продвинуть хоккей за пределы своего маленького мирка. Эта большая проблема, остро стоящая перед лигой с тех пор, как ее покидали Ягр, Яшин, Морозов, Радулов и молодые таланты типа Кузнецова с Капризовым. Амбициозные планы догнать и перегнать НХЛ закончились с падением заоблачных цен на энергоносители. Уважать себя самих порой бывает сложно. Но надо начинать хотя бы с малого. В сложные времена «короны» и урезания бюджетов КХЛ держит марку.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter