Чем клеить бересту к бересте
СТЕЛЬКИ ИЗ БЕРЕСТЫ (своими руками)
Берестяные стельки — хорошее дополнение к хоть какой обуви, стельки из бересты не впитывают воду, имеют красивые теплосберегающие характеристики.
Вырезать по шаблону ординарными ножницами. Да, таковой момент… стелек нам нужно 4 штуки, ибо они двухслойные.
Для сбора бересты для стелек не непременно ожидать сезон сбора (более тщательно о сборе бересты вы сможете прочесть в нашей статье про бересту ( ), полностью подойдёт и поваленная береза и обычное полено.
Итак, найдите березу либо полешко, с которого вы будете снимать бересту, на ней для вас нужно сделать несколько надрезов:
Делаем два надреза поперек ствола, на участке меж ветками (участок должен быть без наростов)
3-ий надрез делаем вдоль, нам необходимо соединить прошлые надрезы, в конечном итоге мы получаем заваленную на бок буковку «П»
Внешний слой бересты (он белоснежного цвета) очищаем от этого самого белоснежного слоя, делается это методом расслаивания бересты. Как мы уже знаем из статьи, бересты это спрессованные тончайшие слои древесной породы. Для стелек нам нужно получить слой шириной максимум 1 мм.
После чего стельки нам нужно склеить вместе, для этого полностью подойдет клей ПВА, который еще именуют пищевым. Клеем нужно мазать белоснежный слой бересты, тот который был у нас снаружи дерева, здесь наверное стоит заострить внимание на том, что при вырезании по шаблону стельки на одну ногу должны быть зеркальными, чтоб нам склеить их внешними слоями. После клейки, стельки из бересты нужно поместить под пресс, чтоб проклеилось умеренно.
Ну вот стельки из бересты и готовы
Сначала они покажутся жестковатыми, но через некоторое количество дней носки стельки воспримут форму ступни и вы их не будете ощущать.
Исторический факт: бойцы и офицеры королевской армии зимой и летом прогуливались в сапогах с БЕРЕСТЯНЫМИ СТЕЛЬКАМИ, при всем этом стопроцентно отсутствовали грибковые заболевания
Один из отзывов:
«Было это15 годов назад. Шел я по городку,а точнее еле тащил от жары ноги. Пекло стояло такое,что реально расходился асфальт. И вот на обочине посиживает дед и ведет торговлю берестяными стельками. Мне даже забавно стало. Но дед с коммерческой жилкой оказался и стельки мне эти впарил и не недорого. Воткнул я их в туфли и клянусь друзья только-только,не полетел. И с того времени я всегда на этих стельках. Делал и сам.что желаю сказать. Клей плохо высыхает.использовать лучше какой- нибудь древесный клей еще лучше быстросохнущий германский. И по краю лучше прошивать, склеенные слои время от времени могут при ходьбе сдвигаться. А так естественно тема прикольная.»
guriny
Журнал Александра Гурина
О бересте и не только
Вот так мы её и клеим. Допустим, нужно склеить между собой два больших куска бересты, чтобы получилось нечто двуслойное. Например, берестяная часть для крышки хлебницы.. Мы намазываем куски бересты клеем и вкладываем между двух кругов или овалов из толстой фанеры. Потом зажимаем их всеми имеющимися зажимами. Нужно, чтобы вся плоскость склеивания была под давлением.
Сейчас с помощью всех наших зажимов мы приклеиваем тёмную морёную бересту на картонную основу. Это будет циферблат часов, о которых я ранее уже писал здесь. Точно так же мы склеиваем берестяную и деревянную части крышек больших хлебниц.
Для такого способа склеивания лучше всего подходит клей «Столяр» (быстросохнущий ПВА). Хоть он и быстросохнущий, склеенное изделие в зажимах лучше оставить на несколько часов.
А кошку нашу основательно разморило на весеннем солнышке. Ей нет никакого дела до того, чем заняты хозяева. Хотите посмотреть на кошку?
Posts from This Journal by “мастер-класс” Tag
Немного картинок с фестиваля Иван-да-Марья.
Недавно мы были на фестивале «Ива-да-Марья» в Екатеринбурге. Проводили небольшой мастер-класс. https://instagram.com/p/COJAIPCjJza
Украшение крышек лоскутных туесов.
В качестве небольшого мастер-класса вставлю видео из Инстаграма Али. https://instagram.com/p/CLhaigFH9bn
Два видео о нашей работе.
Берестяная грамота.Выжигание текстов на бересте. https://instagram.com/p/CIqwZHTn7tf Протирание резных берестяных узоров растворителем для…
Туесок с плетёными «окнами».
Туеса с подклеенным плетением сложнее в изготовлении, чем изделия с плетёным корпусом. Это объясняется тем, что плетение здесь более изящное и для…
Есть такая детская сказка про крапивную рубашку. Одной девушке нужно было сшить двенадцать рубашек из крапивы, чтоб превратить обратно в людей…
Пока сидим на карантине, делаем довольно большой туесок с резьбой. Достался нам лист бересты с множественными наростами. Вокруг наростов береста…
Делать эту работу мы начали ещё зимой. Это был первый сложный и серьёзный макет, который мы делали с детьми. До того были землянки, домики для…
Работа с берестяными наростами.
Очень часто на бересте встречаются наросты. Найти бересту чистую, совсем без наростов, очень трудно. Поэтому важно научиться с этими наростами…
Чем клеить бересту к бересте
Обработка бересты
Туески в плетеной, расписной и прорезной ‘рубашках’. Русский Север. Современная работа
Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Например, известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.
Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни в деревне Кузино под Великим Устюгом работает 99 цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.
Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.
Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линию. Шило следует слегка притупить, чтобы оно не царапало бересту.
Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.
Внутреннюю сторону бересты мастера называют лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой.
Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.
Инструменты для обработки бересты: резак, пробойник и чекан
Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.
Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф.
Образцы прорезного орнамента
Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.
Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите ее мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.
Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, обложку записной книжки, карандашницу, футляр для очков и множество других полезных предметов, с которыми мы сталкиваемся повседневно.
Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.
Сколотни можно заготовить впрок, храниться они могут несколько лет. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали слишком много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставить сколотни меньших размеров.
Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Пластовую бересту тоже можно заготовить впрок. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.
Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см. Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.
Различные виды ручек туесов. Способы заделки верхнего края туеса, предназначенного для сбора ягод или хранения сыпучих продуктов. Виды замков для рубашки туеса
Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.
Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками. Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием. Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.
Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.
Чертежи ручки дужки и крышки
Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.
Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а).
В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.
Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение,- располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.
Как вы уже догадались, крышка и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Соединение это настолько прочно, что туес может выдержать тяжести намного больше, чем весит налитая в него вода. По этой же причине довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеса. Лишь тот, кто знает его «секрет», может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. Вместо того чтобы тянуть ручку вверх, ее нужно осторожно наклонить, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.
В заключение следует упомянуть еще об одном виде туесов, предназначенных только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесов из сколотней.
guriny
Журнал Александра Гурина
О бересте и не только
Переворачиваем кусок белой стороной вверх.
Загоняем лезвие ножа между слоями бересты. Это лучше делать на углу заготовки. Слои начинают отделяться друг от друга.
Подцепляем верхние слои пальцами и тянем. Отрываем столько, сколько сможем.
Потом опять подцепляем слои кончиком ножа и отделяем следующий кусочек верхних слоёв. И так делаем до тех пор, пока вся поверхность не отслоится.
У кого ногти крепкие, тот может вместо лезвия ножа воспользоваться собственным ногтем.
Он применяется, если часть слоёв отделилась, а часть нет. На поверхности бересты образуется небольшой уступ из неотделившихся слоёв. На снимке ниже эти слои хорошо видны.
Эти слои можно попытаться скатать пальцем. С силой проведите пальцем поперёк слоя, а когда его конец загнётся, возьмитесь за него пальцами и оторвите.
Большой палец на лезвии.
Потом пальцем и лезвием ножа зажимаем край подрезанного берестяного кусочка, тянем его и отрываем. И так повторяем, пока не подрежем и не оторвём все верхние слои бересты.
Таким же способом мы срезаем лишнее, когда утончаем края берестяных заготовок.
Часто при работе приходится сочетать все три способа.
Методические рекомендации по работе с берестой
ГАПОУ Новосибирской области «Болотнинский педагогический колледж»
Методические рекомендации по работе с берестой
Печатается по решению научно-методического совета
Автор-составитель: Князева Н.А. – преподаватель изобразительного искусства ВКК;
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Протокол №……. от ………………..201 8 г. Руководитель специальности: Гончарова Е.В.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и предназначены для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования для ознакомления со спецификой работы с берестой. Рекомендации могут быть использованы студентами и педагогами на аудиторных занятиях УД, ПМ.01, в научной работе, а также во время учебной и производственной практик в учреждениях дополнительного образования.
1 Особенности и технология работы с берестой………………………………..6
1.1 Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты……………6
1.2 Конструктивные элементы изделий прямоугольной формы……………6
1.3 Виды художественной обработки бересты……………………………….7
1.4 Технология изготовления изделия………………………………………..10
1.4.1 Подготовка материала к работе……………………………………10
1.4.2 Оборудование, инструменты и специальные приспособления для изготовления изделия………………………………………………. 10
1.4.3 Этапы изготовления изделия………………………………………..12
1.4.4 Технологические операции выполнения изделия………………….14
2 Особенности проведения занятий по бересте ……………………………….21
1 Особенности и технология работы с берестой
1.1 Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты
Рисунок 1- Шнурки, подвески, браслет
1.2 Конструктивные элементы изделий прямоугольной формы
Конструктивными элементами изделий прямоугольной формы (коробица, миска, стакан) являются цельнокроеные дно и стенки, варьируя размеры этих элементов и их соотношение, на единой технологической основе можно изготовить предметы различной вместимости и соответственно различного назначения (рис.2).
Рисунок 2- Сундучок
1.3 Виды художественной обработки бересты
Рисунок 3- Ковш. Плетение из бересты
Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.
Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств (рис.4). Расписная береста – один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Расписывались крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов
Рисунок 4- Роспись изделия из бересты
Эскиз росписи может быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают в зависимости от сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. В зависимости от использованной палитры выделяют виды росписи: полихромная (многоцветная); монохромная (тональная), которая может быть выполнена как в живописной, так и в графической манере.
Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.
Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента.
Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет (рис. 5).
Рисунок 5- Резьба по бересте
Аппликация – относительно новый способ художественной обработки бересты. Он заключается в наклеивании отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.
Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.
Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами деления участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое деление можно пометить пятнами одного цвета, но различной насыщенности
Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты (рис.6).
Рисунок 6- Аппликация из бересты
1.4 Технологии изготовления изделия
1.4.1 Подготовка материала к работе
Нарезанные пласты продерживаются неделю в тени до начала скручивания, затем скатываются в рулоны, светлой стороной наружу.
1.4.2 Оборудование, инструменты и специальные приспособления для изготовления изделия
Для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий требуются следующие инструменты, материалы и приспособления (рис.7)
Рисунок 7- Инструменты для работы с берестой
Ножницы : маленькие ножницы с тонкими, узкими лезвиями требуются для вырезания из бересты мелких декоративных деталей, заготовки ленточек; ножницы типа портняжных незаменимы при раскрое бересты и вырезании из картона выкроек деталей
Шилья: шило слегка притупленное и отшлифованное необходимо для выполнения рисунков на бересте, для разметки по бересте; шило сапожное с квадратным сечением – для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты. Иглы служат для сшивания деталей изделия лентой.
Коточик (кочедыг ) – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью, плоское шило с крючкообразным изгибом применяемое при плетении. Линейки металлические разной длины, транспортир.
Циркули: чертежный и измерительный с двумя иглами на концах. С помощью измерительного циркуля отмечается высота орнамента на декоративном бордюре, и проводятся чуть заметные линии разметки
Наждачная бумага , как крупнозернистая, так и мелкозернистая требуется для некоторых этапов обработки бересты, а также для заточки резцов.
Пинцет – для работы с кусочками берестяных лент в труднодоступных местах во время плетения изделий.
Зажимы – при работе не дают расплетаться лентам и помогают при создании изделий из пластовой бересты. Для этих целей используют канцелярские скрепки, бельевые прищепки, зажимы типа «крокодил».
Ленторез служит для нарезания берестяных лент разной ширины и состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.
Шаблон – готовый образец, по которому изготавливают изделие.
Очень важно выполнять шаблоны, ободки и оправы точно по указанным размерам, соответствующим количеству и ширине ленточек.
Клей типа БФ-6 (медицинский), «Момент», «Мастер», ПВА и др. может потребоваться для крепления лент, при обработке ручек и ободков, а также при изготовлении туесков. При изготовлении берестяной посуды, которая предполагает контакт с пищевыми продуктами, рекомендуется использовать клей БФ-6, так как он совершенно безопасен. Клей БФ-6 – один из немногих нетоксичных клеящих составов.
Атласная лента шириной не более 6 мм служит как оплетка для скрепления деталей изделия.
Инструменты для выполнения орнаментов – резцы, пробойники, чеканы. Резцы требуются для выполнения прорезного орнамента. Форма режущей кромки у каждого резца разная: прямая, изогнутая, овальная и т.д. Эти инструменты значительно упрощают процесс нанесения на бересту одинаковых элементов орнамента.
Пробойники различных диаметров незаменимы при создании стандартных просечных фигур в работе с прорезной берестой и аккуратных отверстий для соединения деталей с помощью оплетки.
1.4.3 Этапы изготовления изделия
Приемы выполнения изделия
В процессе изготовления, например, кружки для чаепития используются основные приемы работы с берестой:
-подготовка бересты к работе; подготовка шаблона;
-изготовление из двух – трех слоев бересты корпуса, донышка и крышки;
-выкраивание и наклеивание декоративного слоя.
Для создания прорезного орнамента на подготовленной полоске бересты нужно отметить область его размещения острием циркуля или карандашом, наметить рисунок, затем выполнять узор. Одинаковые и многократно повторяющиеся прорезные элементы – просечки – выполняются резцом, а аккуратные отверстия – пробойником. Чтобы легче было производить резьбу, и не тупился инструмент, под бересту можно подложить доску из дерева мягкого сорта.
Прорезать орнамент нужно неторопливо, начиная с левого конца полоски и двигаясь к правому. При резьбе очень важно соблюдать осторожность и работать резцом точно по рисунку, иначе из него выпадет фрагмент – и работа будет испорчена. Лишь опытные мастера могут безошибочно вырезать орнамент без предварительной разметки рисунка. После завершения работы следует удалить из полоски высеченные элементы.
Прорезную резьбу нередко сочетают с тиснением, для которого используют чеканы. Это в значительной степени обогатит общее впечатление от орнамента, придав ему объем. Чтобы орнамент или рисунок отпечатался четко и красиво, тиснение наносится на нагретый материал, на бархатистую поверхность бересты. Способ, который используется, называется графическим линейным тиснением.
Прорезной орнамент – это плод фантазии и творчества мастера как художника. Он может быть геометрическим или растительным, традиционным или современным, незамысловатым или, наоборот, хитросплетенным и абстрактным.
У каждого мастера всегда найдется что-нибудь новое, удачно дополняющее существующую палитру образцов декорирования берестяных изделий.
1.4.4 Технологические операции выполнения набора
1. Подготовка материалов к работе
2. Изготовление заварочного чайника
* Подготовка корпуса чайника.
Для корпуса чайника было подготовлено 3 детали: одна для внутреннего (первого) слоя, одна для окрашенной подложки (второго слоя) и одна для внешнего слоя (третьего). Сначала надо нанести морилку на средний слой. Дать ей просохнуть в течение 15 мин. В это время заняться нанесением резного рисунка на внешний слой корпуса чайника. Затем выбранный рисунок (или трафарет) приложить к бересте и шилом аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на него, чтобы на бересте остался контур. Теперь прорезать бересту насквозь по линиям орнамента, используя резцы по бересте разной конфигурации и нанести тиснение с помощью чеканов. При выполнении орнамента использовать подрезную доску.
Основой носика служит картонная трубка подходящего диаметра. На внешнем слое выполнить резной рисунок. Затем картонную основу оклеить сначала окрашенным слоем, а сверху – резным.
Для ручки было подготовлено 3 детали: одна для внутреннего (первого) слоя, одна для окрашенной подложки (второго слоя) и одна для внешнего слоя (третьего). Склеить две заготовки ручки (первый и второй слои) между собой изнаночными сторонами друг к другу. Дать просохнуть. На внешнем слое выполнить резной рисунок. Затем внешний слой наклеить на окрашенную сторону склеенной заготовки. Фигурные края ручки выполнить резцом подходящего размера.
Склеить две заготовки донышка между собой изнаночными сторонами друг к другу. Положить под пресс. Дать просохнуть. Затем с помощью шила проколоть отверстия по периметру донышка шкатулки по количеству отверстий в нижней части корпуса чайника (на расстоянии 8 мм от края).
*Собрать корпус чайника в такой последовательности: окрашенную деталь склеить в форме усеченного конуса. Для этого истончить ножом два края бересты и смазать клеем места нахлеста сторон: у одного края снаружи, у другого изнутри, прижать и дать просохнуть 15 мин. Затем приклеить носик. Сверху надеть резной слой и склеить в форме усеченного конуса. На место склейки пришить ручку с помощью атласной ленты.
Когда чайник готов, переходим к изготовлению крышки. Для верха крышки было подготовлено 3 детали: для внутреннего, среднего (окрашенного) и внешнего слоя. Украсить внешний слой крышки прорезным орнаментом с помощью резцов по бересте разной конфигурации и нанести тиснение.
*Прикрепить ручку произвольной формы.
Разработка технологической карты для изготовления заварочного чайника (рис.9 )
Подготовка корпуса чайника
Обработка готового изделия
Восковая мастика, щетка
2 Особенности проведения занятий по бересте
При проведении практической работой обучающихся педагог определяет примерный перечень изделий по всем основным технологиям обработки бересты, разбитый на несколько категорий по сложности, то есть надо учитывает возрастной состав групп, способности детей. Самое удивительное свойство бересты, что она легко поддается различным видам обработки, что соответствует возрастным возможностям детей младшего возраста 7-10 лет и обладает достаточным эстетическим и технологическим потенциалом для занятий с детьми старшего возраста 12-14 лет и старше.
Учитывая классификацию изделий по сложности и индивидуальные способности, появилась возможность проведения занятий по обработке бересты при прохождении одной темы в группах с одновременным обучением в них ребят разных возрастных групп, разных лет обучения, разных способностей, что естественно требует высокой квалификации руководителя, как мастера ремесла, так и педагога.
Для творческого объединения составляют программу по работе с берестой, обычно рассчитанную на три года обучения. Для обучающихся первого года обучения посильно выполнение заданных берестяных изделий под непосредственным руководством педагога с самостоятельной разработкой эскиза декорирования; для обучающихся второго года обучения наибольший интерес вызывает копирование изделия- образца с внесением изменений размеров, декора и дополнением элементами и деталями; для обучающихся третьего года обучения характерно желание осуществления конструкторской деятельности по трансформации изделия-образца и разработке изделия с использованием различных технологий на базе полученных исполнительских навыков.
При изучении художественной обработки бересты наибольшую эффективность художественно-технологического воспитания обучающихся показал метод художественно-эстетического и технологического анализа педагогом и детьми изделия- образца, анализ и оценка обучающимся спроектированного и выполненного им изделия, коллективное обсуждение творческих работ. На основе такой оценивающей активности формируется вкус как чувственно-оценочная способность человека. Как показал опыт применения этого метода в кружковой работе, значение его очень велико, так как ребенок, активно анализируя художественные и технологические особенности изделия, и систематически выражая своё суждение, активно упражняет свой художественный вкус, обогащает свои представления о красоте, стремиться к высокому результату собственного труда. Развитие художественного вкуса, становление творческой личности обеспечивается только в результате умелого педагогического руководства, а не автоматически за счёт участия в творческом процессе.
Анализ ремесленной деятельности мастеров народных промыслов показал, что они чаще всего стремятся сохранить традиционность использования материала, форму предмета, технологию изготовления, а дети, получившие определённые навыки обработки бересты, всегда стремятся к конструированию по собственному замыслу, хотя суть возникающих технических и художественно-декоративных задач ребенку бывает трудно сформулировать.
Трудности в определении оптимального варианта достижения намеченной цели приводят ребёнка к нежеланию заниматься поиском новых оригинальных технологических и художественных решений и поэтому необходимо помочь ему овладеть знаниями об основных принципах художественного конструирования.
Активизация деятельности детей и их сознательного подхода к решению возникающих творческих проблем стимулирует становление таких качеств творческой личности, как воображение, художественный вкус, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, способность к творчеству.
Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет унаследовать его основы, развивать интерес к культуре народа, а так же способствовать сохранению и развитию его традиций.
Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. В современных условиях на дополнительном образовании лежит особая роль, так как оно социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Ч ерез самостоятельную практическую деятельность происходит укрепление связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством; занятия расширяют кругозор, способствуют гармоническому развитию, развивают трудовые умения и навыки.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
Белякова, Н.Е. Изделия из бересты: практ. пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2000.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Гукасова, А.М. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: пособие для учителей. / сост. А. М. Гукасова ; авт.: Аавик Х. и др. – М.: Просвещение, 2006.
Дубровская, Н.В. Аппликация из бересты. – М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008.
Загребаева, Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. – Минск: «Миринда», 1999.
Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы: учебное пособие / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская – М.: Просвещение. 1980.
Клевцов, В.И. Плетение из бересты: 50 полез. изделий. – СПб.: Лениздат, 1996.
Кочев, М. С. Секреты бересты. – М.: Профиздат, 2009.
Локрина, Т. Школа флористики: композиции с берестой. – М.: Ниола 21 век, 2005.
Луканский, Э.П. Сотвори радость. – Минск: Полымя, 1997.
Махнюк, В.Г. Береста: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2009.