Чем клеить магнитофонную ленту
Чем клеить магнитофонную ленту
Склеивание магнитной ленты очень ювелирный процесс. Начать надо с того, что если поставлена цель склеить из множества кусков единый рулон, а в последствии сделать на него запись, да так, чтобы склеек не было слышно, куски должны быть одной и той же фирмы, одного и того же типа и состояния. Если какой-нибудь из кусков будет отличаться, у него может быть другая отдача по уровню и даже может быть нужен другой ток подмагничивания. При таком варианте мало того что склейка может быть слышна, качество записи на этом куске может отличаться от остальных.
Существует специальный скотч для склеивания магнитной ленты (рис. 1). Такой скотч не мажет клеем ленту (клей низкокачественного скотча может со временем «вытекать» из под склейки и мазать соседние витки ленты). У такого скотча нет «тянучести» (материал основы не растягивается и выдерживает такое же натяжение как и лента). Клей этого скотча не «плывёт» и не сохнет (концы ленты склеенные низкокачественным скотчем могут из за «плывучести» клея разойтись со временем друг от друга, если клей высохнет, скотч может просто овалиться во время прохождения ленты через ЛПМ). Из недостатков можно отметить лишь то, что обсуждаемый «специальный» скотч уже чем лента. По этому не пригоден для склеивания тонких лент (тоньше 35 микрон). Углы ленты в месте склейки могут загнуться и отклеиться.
Существует настоящий скотч фирмы «Scotch» (рис. 2), с матовой основой. Его можно применять для склеивания тонких лент и приклеивания ракордов.
Существуют специальные монтажные столики, которые специально предназначены для склеивания ленты. Один из очень удачных примеров изображён на рисунке 3. Данный монтажный столик оборудован ножницами, с помощью которых очень удобно делать ровные срезы. Лента устанавливается в канавку (правильнее установить сразу два конца ленты, которые в последствии будут склеены), после лёгкого нажатия происходит ровное перерезание ленты. В более простых столиках есть прорези (рис. 4). В таком случае лента после установки перерезается с помощью лезвия (очень удобен для этого специальный держатель лезвий (рис. 5) который используется в процессе шитья для раскройки. Обычно вместе с ним можно купить лезвия, которые разрезаны пополам). Лезвие устанавливается в прорезь, режущей стороной по направлению к ленте. После нужно с хорошим нажатием провести по ленте. Перерезание таким способом лучше осуществлять одним движением. Повторное движение не рекомендуется (лучше вытащить ленту и установить заново), это может привести к неровности отреза. Если на монтажном столике нет прорезей (рис. 6), в таком случае самый правильный способ сделать срезы, это тот, который описан в указаниях по применению магнитных лент: В случае обрыва ленты её необходимо склеивать с помощью специальной склеивающей ленты следующим образом: Концы магнитной ленты накладываются друг на друга, чтобы рабочие слои концов были продолжением друг друга (рекомендуется накладывать концы ленты так, чтобы ещё максимально соблюдалась параллельность концов. Иначе при их состыковки может быть щель с одного из краев (рис. 7). Затем сложенные вместе концы разрезают примерно под углом примерно 60 градусов, укладывают их друг к другу встык и склеивают со стороны основы склеивающей лентой. Излишки склеивающей ленты удаляются по ширине ленты (со склеиванием немного зашли вперёд). После отрезания концов ленты её необходимо установить на монтажный столик. Обычно канавка для установки ленты немного уже чем лента, для её неподвижной фиксации. В этом случае, первый конец ленты кладётся так, чтобы один край был впритык одной из сторон канавки (рис. 8) (рисунки по укладке ленты сделаны в разрезе), затем нажатием на ленту, она устанавливается целиком (рис 9). Далее её стоит как следует разгладить, чтобы не было «холмов». Второй конец нужно устанавливать в таком же порядке, но так, чтобы срезы были чётко встык. После установки «дна» канавки монтажного столика не должно быть видно (рис. 10). Не должно так же быть нахлёстов концов (рис. 11 (условный вид с ребра (края) ленты)).
Если используется не «специальный» скотч, то отматываем его, отрезаем, за тем аккуратно накладываем на ленту (укладку можно начать от места стыка концов ленты). Разумеется лишняя часть скотча приклеится к монтажному столику. Разглаживаем скотч сначала на ленте, за тем на монтажном столике (рис. 13). За тем, отрезаем скотч по ширине ленты лезвием. Это самое сложное при таком варианте склеивания. Лезвием нужно проводить так чтобы не отрезать часть ленты, но в ту же очередь, чтобы не осталось лишнего скотча. Отрезав скотч с одной стороны, придержите ленту пальцами в месте склейки, отрежьте со второй стороны. Каждый срез должен осуществляться с одой попытки.
Если канавка монтажного столика ровно с ширину ленты, лента не будет зафиксирована и во время склеивания может сдвигаться, и не вовремя прилипать к скотчу из за элементарной статики. Учитывайте это.
Если у Вас нет монтажного столика, склеивание придётся осуществлять вручную. Здесь желателен опыт, хорошее зрение и чёткая координация. При склеивании «специальным» скотчем, приклейте к одному концу ленты скотч, за тем переверните ленту рабочим слоем вверх (так же вверх клеящей стороной скотча). За тем пристыкуйте концы ленты как можно точнее друг к другу. Самое сложное здесь соблюдение параллельности склеиваемых концов ленты. Их может быть два варианта (рис. 14, 15). В обоих случаях край места склейки может выпирать из рулона (особенно это заметно на ленте которая наматывается достаточно ровно). Так же не соблюдение параллельности может привести к непредсказуемому поведению ленты в ЛПМ), что в свою очередь может негативно отразиться на качестве записи в этом месте. Склейку не «специальным» проводить аналогично, только после склеивания нужно будет аккуратно обрезать скотч ножницами точно по краям ленты.
Любую склейку реккомендуется выполнять чистыми руками. Так же стараться не оставлять отпечатки от пальцев на магнитном слое ленты.
Угол среза склеиваемых концов не должен быть слишком тупым, это может негативно отразиться на «плавности» перехода с одного конца ленты на другой (исключение лишь при приклеивании ракорда, здесь можно допустить все 90 градусов). Угол не должен так же быть слишком острым, это может привести к «задиранию» углов ленты. Делайте угол примерно 55 / 70 градусов. Чем тоньше лента, тем желательнее чтобы угол был меньше.
Точность склеек очень важна при использовании ленты на большинстве бытовых магнитофонах. Если склейка кривая, то она может просто застрять в ЛПМ. Чем ниже скорость движения ленты, и чем уже ширина записываемых дорожек, тем склейка должна быть аккуратнее (точнее).
Если есть какие-нибудь вопросы относительно склеек, Вы можете обсудить их на форуме сайта.
Как правильно использовать и чем склеивать магнитную аудиопленку
Правильно хранить и использовать аудиопленку несложно, если знать как именно. Магнитная лента должна храниться в оригинальной упаковке в вертикальном положении. Лента на кассете (катушке) выпускается вложенной в полиэтиленовый мешок, в котором и следует ее хранить. Условия хранения: температура 10-25°С и относительная влажность воздуха 50-60%. Недопустимой является температура выше 30°С. Хранение при температуре ниже 10°С не рекомендуется.
В случае хранения ленты при влажности воздуха ниже рекомендуемой лента становится хрупкой. Для восстановления эластичности необходимо выдержать ленту некоторое время при рекомендуемой влажности. Резкие колебания температуры и влажности при хранении ленты недопустимы, так как лента приобретает склонность к скручиванию и короблению.
Не рекомендуется оставлять длительное время ленту на магнитофоне, так как последний во время работы нагревается и нагревает ленту, что приводит к ее короблению. Коробки с лентой должны предохраняться от воздействия прямых солнечных лучей.
Не допускается хранение ленты вблизи крупных железных масс или сильных электромагнитных полей (электромагнитов, электромоторов, трансформаторов и т.п.)
Для обеспечения максимального срока службы ленты эксплуатация ее должна производиться на исправной аппаратуре. Нагрузка на ленту при пуске и остановке магнитофона не должна превышать 750-1000 г, толчки при этом недопустимы. Намотка ленты должна быть ровной.
Ленты выпускаются двух типов:
— Тип 6 на диацетатной или триацетатной основе;
— Тип 10 (и тип 10А) на лавсановой (полиэфирной) основе.
Ленты типов 10 и 10А несколько отличаются лишь технологией изготовления.
Ленты типов 6, 10 и 10А обеспечивают высокое качество записи и воспроизведения звука при использовании в профессиональной аппаратуре на скорости 19,05 см/сек. и в бытовых магнитофонах на скорости 9,53 и 4,75 см/сек.
Для получения качественной записи и воспроизведения необходимо применять тот тип ленты, который указан в инструкции по эксплуатации магнитофона. Каждый тип ленты требует определенного режима записи, который обусловлен конструктивными особенностями магнитофона. Ленту типов 10 и 10А целесообразно применять на магнитофонах с небольшим усилием натяжения и хорошо отрегулированным лентопротяжным механизмом. При неравномерном прилегании резинового прижимного валика к тонвалу (capstan) магнитная лента 10 и 10А, ввиду ее уменьшенной толщины и большой глянцевитости, может перемещаться вдоль оси тонвала, в результате чего лента съезжает с пазов направляющих стоек, что может привести к растяжению и обрыву ленты. При недостаточном прижиме ленты к тонвалу или сильном торможении на разматываемой кассете возможно проскальзывание ленты, что приведет к неравномерности ее движения и искажению звука.
Заправка ленты в магнитофон, запись и воспроизведение должны проводиться согласно инструкции по эксплуатации магнитофона.
Лента намотана рабочей стороной внутрь рулона. Рабочую сторону ленты типа 10 (10А) можно легко определить путем удаления ферромагнитного слоя соскабливанием. Рабочую сторону ленты типа 6 определяют по маркировке, которая наносится на нерабочую (немагнитную) сторону.
Склеивание ленты производят следующим образом: концы обрезают под прямым углом, слегка смачивают клеем рабочий слой одного конца ленты и склеивают с другим концом внахлестку. Концы должны перекрывать друг друга примерно на 5-7 мм.
Для склеивания ленты рекомендуется применять клей в зависимости от основы в соответствии с таблицей:
Вид основы | Составные компоненты клея | Количество |
Диацетатная | Уксусная кислота 98% | 23,5 мл |
Ацетон | 63,5 мл | |
Бутилацетат | 13 мл | |
Триацетатная | Диоксан | 50 мл |
Ацетон | 50 мл | |
Лавсановая | Дихлорэтан | 76 мл |
Метиленхлорид | 73 мл | |
Смола ТФ-37 | 8 г |
Магнитные ленты могут склеиваться также с помощью специальных склеивающих лент — обращайтесь. Заодно с ремонтом переведем аудио в цифру, и проблема хранения решена.
Вид основы магнитной ленты типа 6 можно определить по номеру, нанесенному на нерабочую сторону и представляющему собой: первые две цифры — год выпуска, последующие пять цифр — номер партии, в котором первая цифра указывает на вид основы (при цифре 0, 1, 2 — лента на диацетатной основе, при цифре 3 и более — на триацетатной основе).
По материалам Шосткинского химкомбината, г. Шостка Сумской обл.
Как пройти от метро Сокольники
Адрес: Москва, ул. Маленковская, д.32 стр.3. Пн-Пт: 09:00-21:00, Сб-Вс: 11:00-19:00.
www.katushechnik.ru
Форум посвящён устройствам аналоговой звукозаписи.
Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Andy » 10 окт 2012, 12:45
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение medianna » 10 окт 2012, 13:39
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Andy » 10 окт 2012, 13:49
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Albert » 10 окт 2012, 15:00
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Andy » 10 окт 2012, 15:11
Но я то не в России Но написал уже medianna. Я то на ибее еще не заказал. Случайно наткнулся. Причем наткнулся после сообщения по моему в r2r форуме.
Но не суть. С другой стороны, клейкий слой он же на ленте и не касается лентопротяга.
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Anthony Scott » 10 окт 2012, 15:14
1 Бытовым скотчем нельзя (особенно «офисным»), поскольку сам по себе он хорошо растягивается, если хорошо потянуть. Если таким склеить ленту, то со временем неизбежно появится зазор в месте склейки, и клейким составом замажет головы и направляющие, и оттереть можно будет только ацетоном (как ребята выше заметили). Да и клейкая основа у такого скотча не особо прочная. Поэтому применять нужно только специализированный лавсановый скотч для склеивания лент. Чтобы его растянуть, нужно приложить достаточно большое усилие
2 Да, по расчёту времени вы правы.
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Anthony Scott » 10 окт 2012, 15:17
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Anthony Scott » 10 окт 2012, 15:35
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Andy » 10 окт 2012, 16:00
Re: Чем склеивать ленту и прочие вопросы.
Сообщение Anthony Scott » 10 окт 2012, 16:17
Сделай Сам (Огонек) 1998-02, страница 66
нужного диаметра, для чего используют хлорвиниловую изоляцию проводов (трубка должна плотно прилегать к конусному концу клапана зажигалки).
Один конец трубки, предварительно нагрев в кипятке, плотно насаживают на штуцер газового баллончика. Остается поднять (открыть) специально сделанным рычагом клапан зажигалки, плотно прижать конец трубки, надетой на наконечник газового баллончика, к конусному наконечнику газового клапана и заполнить жидким пропан-бута-ном зажигалку (рис. 6). А газовый баллончик легко наполнить из баллона с пропан-бутаном, если есть специальный переходник.
РЕМОНТ МАГНИТОФОННОЙ ЛЕНТЫ
Ваш старый кассетный магнитофон вдруг стал работать со сбоями и, что самое огорчительное, начал «жевать» магнитную ленту, притом, как правило, на испорченных участках оказывались ваши самые любимые вещи. Но не торопитесь выбрасывать ставшую нерабочей кассету, так как она еще способна послужить вам достаточно долго.
Удаление куска ленты
Рис. S. обрезка конпов
ции. Чистку и смазку старого магнитофона, конечно, проводят чаще, чем указано в’инструкции, ведь магнитофон-то — в возрасте.
Теперь займемся кассетой, извлечем из нее пинцетом испорченный участок магнитной ленты и удалим его, отрезав ножницами (рис. 7). «Сжеванный» кусок ленты восстановлению не подлежит, так как будет активно изнашивать и загрязнять рабочие поверхности магнитофона. Оба обрезанных конца ленты уложим навстречу друг другу и, сжимая пинцетом, обрежем ножницами примерно под углом 45° (рис. 8). Последняя операция необходима для получения качественной стыковки концов ленты.
Далее острым карандашом проведите две параллельные прямые на листе бумаги (расстояние между прямыми точно соответствует ширине магнитной ленты). На эти параллельные прямые кладем кусочек прозрачной липкой ленты (клеящим слоем кверху) и прикрепляем его к бумаге еще двумя кусочками скотча. Остается акку
Пол Уайт: Реставрация магнитных лент
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в декабре 2006 года
Нет это не Naked Chef, просто Sound On Sound проводит занятия на кухне, чтобы спасти некоторые старые записи на магнитных лентах.
Ко мне обратился гитарист Рассел Саймон, который имел горстку четвертьдюймовых лент. Он сделал эти записи с рок-группами, с которыми играл в конце 70-х и начале 90-х годов. Он хотел перенести их на компакт-диск прежде, чем ленты окончательно придут в негодность. Он поинтересовался, есть ли у меня на ходу подобный антикварный магнитофон. К счастью, я всё ещё держу в студии свой старый четвертьдюймовый рекордер Tascam 32 для подобных работ, так что я сказал ему, что можно сделать такую попытку. Однако, как Вы знаете, старые ленты могут иногда причинить массу проблем, когда Вы собираетесь воспроизвести их.
Различные «породы»
«Липкий навес»
Тест перемоткой
Чтобы выяснить, страдали ли ленты Рассела «синдромом липкого навеса» (а как я подозревал, что могли, учитывая их возраст и происхождение), я просто перемотал их с одной катушки Tascam 32 на другую, минуя весь остальной лентопротяжный механизм. Пришлось придерживать натяжной рычаг пальцем в нужном положении, чтобы не сработал микровыключатель, реагирующий на окончание ленты. Обход всех направляющих и натяжных устройств, а также головок, предотвращает их возможное загрязнение от контакта с магнитным слоем ленты. Если лента раскручивается чисто, можете попробовать воспроизвести её. Если же она страдает от «липкого навеса», то Вы сможете услышать это и увидеть отпечатки на ленте от других слоёв. Некоторые люди прижимают пальцем ленту со стороны магнитного слоя, чтобы видеть, растёт ли какой остаток – но я никогда не пробовал этот подход самостоятельно. Даже при том, что ленты Рассела хранились у него дома в сухом месте, испытание перемоткой показало, что имелась определённая степень этой проблемы.
Пекари, остерегайтесь!
Имеются две причины липкости ленты: деградация основы из-за поглощения воды и потеря специальной смазки, входящей в состав ленты. Деградация из-за поглощения воды может быть временно устранена путём прогрева (просушки) в печке, но это не помогает при потере смазки. Пока что все проблемы, с которыми я столкнулся, устранялись прогревом, так что, судя по всему, это преобладающая причина. Стоит отметить, что прогрев может использоваться только лишь для лент с задним покрытием, а в других типах может причинять дальнейшую деградацию. Улучшение это временное, поскольку лента снова начинает поглощать влагу из атмосферы после того, как её высушили. Необходимо сразу же перенести запись на другой носитель: при нормальных обстоятельствах эффект от просушки сохраняется от 2 до 4 недель.
Четвертьдюймовый магнитофон Tascam 32
Кухня: ленты, страдающие от «липкого навеса», помещены в коробки в духовке. Духовка должна иметь очень хороший температурный контроль.
Чтобы держать температуру более устойчивой, я оставил ленты в их картонных коробках (но удалил оттуда полиэтиленовые мешки) и сложил их с воздушным промежутком (около дюйма) между каждой лентой. Я решил поставить ленты в духовку на ночь, где они должны были сушиться в течение 8 – 9 часов, а потом естественным образом остыть, прежде чем я попытаюсь их воспроизвести. Желательно не трогать ленты в течение нескольких часов после сушки, чтобы смазка в магнитном слое нашла путь к поверхности. Устойчивое охлаждение может быть достигнуто, просто выключая духовку и дожидаясь её остывания.
Потом надо опять перемотать ленты, тщательно проверить их состояние на предмет дефектов магнитного слоя и полиэстерной основы, и устранить эти дефекты при помощи бритвы и липкой ленты.
После всех этих манипуляций ленты были готовы к воспроизведению. Ваш магнитофон должен работать с той же самой скоростью, что и при оригинальной записи, и расположение треков тоже должно соответствовать. Наиболее серьёзные магнитофоны были с двумя дорожками во всю ширину ленты (т.е. без второй стороны). Но надо принимать во внимание, что многие потребительские магнитофоны использовали расположение с четырьмя дорожками (2 с одной стороны и 2, с противоположным направлением, с другой), для того, чтобы можно было удвоить время звучания, просто переворачивая ленту. Поскольку на массовых магнитофонах дорожки были вполовину уже, чем у двухдорожечных, то их соотношение сигнал / шум было несколько хуже. Важно помнить, что Вы не сможете проиграть четырёхдорожечную ленту на двухдорожечном аппарате, т.к. будете сразу слышать обе стороны.
Имеется также вопрос об эквалайзере, использованного рекордером (NAB или IEC) при записи ленты, и если запись была сделана в профессиональной студии, то возможно имеется некоторая форма системы шумоподавления – типа Dolby A. Не имеется никакого точного пути уклонения от неё, так что Вам придётся или использовать совместимое оборудование, или отдать свои ленты профессионалам. С эквалайзером всё намного проще, поскольку различие между этими двумя (NAB и IEC) довольно тонко. По сути – это две различные компенсационные кривые, применяемые в процессе записи и воспроизведения. Эта эквалайзерная система максимизирует высокие частоты и принимает во внимание нелинейность электрических и магнитных элементов в тракте записи / воспроизведения, чтобы в результате воспроизвести линейный частотный ответ. Если Вы имеете магнитофон с переключателем типов эквалайзеров (например Revox A77), и если звукоинженер отметил тип EQ на коробке, Вам достаточно повернуть ручку в нужное положение. Если Вы не можете переключать типы EQ или не знаете какой из них использовался при записи, то используйте обычный эквалайзер, настраивая его так, чтобы получить звук который Вам нравится. Я попал именно в такое положение, поскольку мой Tascam 32 не имеет переключателя EQ, и на коробках с лентой не было никакой дополнительной информации, кроме как о скорости (15ips).
Я просто подключил магнитофон в свой аудиоинтерфейс и переписал всё в компьютер с разрядностью 24 бит/44,1 кГц.
Реставрация
Если Вы спасаете записи с высокой коммерческой ценностью, то можете приобрести профессиональное оборудование для восстановления лент, типа того хай-энда, что производит Cedar Audio. Но для большинства из нас, живущих в более скромном мире, имеется много способов сделать хорошую работу, используя доступное программное обеспечение, плагины или аппаратные процессоры. Шипение ленты может быть сильно уменьшено, используя шумодав с функцией снятия отпечатка шумового профиля. Он снимает шумовой профиль перед треком или сразу после него, но если звукоинженер старался, Вы можете и не найти шумовой участок нужной длины. Обычно требуется полсекунды изолированного шума. Если Вы не имеете его, то можете попробовать воспроизвести пустой участок ленты и взять шумовой отпечаток оттуда, но по своему опыту я вижу, что имеется намного больше шума добавленного в процессе записи шумными устройствами, чем непосредственно лентой. Другой главный инструмент – хороший эквалайзер, поскольку тональность старых записей далека от идеала и есть возможность сделать значительное субъективное усовершенствование, используя базовый параметрический эквалайзер.
Шум и шипение ленты могут быть значительно уменьшены, пользуясь программным обеспечением (Waves X-Noise; Denoiser из Steinberg Wavelab 6).
На лентах Рассела была, в основном, энергичная рок-музыка, и шум ленты не был существенной проблемой. Зато шум и гудение от гитарного усилителя были весьма заметны, особенно в интро. Избавится от него можно при помощи специального программного обеспечения, которое выделяет фундаментальную частоту этого гула / гудения и производные от неё гармоники. Вы можете сделать это и вручную, используя параметрические эквалайзеры, чтобы создать ряд узких и глубоких вырезов на частотах 50, 100, 150, 200Гц и т.д. – для европейского тока промышленной частоты (50Гц). А для Америки нужно сделать соответствующие пропорции от 60Гц. Вам, вероятно, придётся слегка перемещать эти частоты вверх или вниз, если скорость ленты при записи и воспроизведении немного различается. Я уладил всё это, используя секцию фильтрации гула из BIAS Soundsoap Pro. Низшая частота была установлена в 150Гц и затем привлечены все высшие от неё гармоники. Это, в комбинации с заглушением интро вплоть до первой ноты, сделало адекватное субъективное усовершенствование, так что я решил, что нужды в широкополосном шумодаве нет.
Требовалось лёгкое прикосновение эквалайзером, и я попробовал Focusrite Liquid Mix с его «huge analogue» EQ, чтобы дать нежный спад в середине с лёгким намёком на повышение в районах 90Гц и 10кГц. Это создало очень тонкую «кривую улыбку», которая добавляла ощущение громкости и ясности без того, чтобы слишком сильно изменить общее чувство. Песня явно не подвергалась никакому мастерингу, так что я решил дать ей побольше плотности, используя Bus Compressor из системы SSL Duende. Хотя Liquid Mix предлагает обработку, основанную, как мне кажется, на том же самом устройстве, я выбрал версию от SSL частично для разнообразия, и частично из-за того, что это не эмуляция (создана на основе того же самого кода, что и в собственных цифровых пультах SSL). С минимальным отношением 2:1 он может быть жестковат в роли общего компрессора микса, особенно если не следить за показаниями gain-reduction. Так что мне пришлось подстраивать порог, чтобы измеритель подавления показывал на пиках не больше 3 – 4dB. Атака была выставлена на 0,3мс и использовался автоматический режим восстановления. Заключительное лимитирование было сделано через TC Powercore Brick Wall limiter, который работал исключительно хорошо и позволил мне урезать пару dB от пиков без того, чтобы поставить под угрозу звук. Сравнивая файлы до него и после, сразу стало заметно, что после лимитера песня стала намного громче, даже при том, что пиковые уровни – всего лишь на полдецибела меньше.
TC Electronics Brick Wall limiter
В качестве эксперимента я попробовал обработать весь микс «маленькой» реверберацией «Wooden Room» от Altiverb (на эффекте были срезаны низа), поскольку я чувствовал, что оригинал звучит слишком камерно. Мне казалось, что ему требуется ощущение большого пространства, и это мне удалось. Altiverb был включён перед лимитером.
В конце работы я почувствовал, что обработка привнесла в эти старые демо-записи более современное звучание. Дополнительно добавленный уровень сделал их более сопоставимыми с коммерческими записями, особенно если Рассел собирается слушать их на MP3-плеере или воспроизводить вместе с другими коммерческими компакт-дисками. В то же время был сохранён первоначальный характер записей, лишь с небольшим намёком на современную полировку. Рассел сказал, что он доволен тем, что я вообще смог спасти его старые записи, так что обработка была для него как глазурь на пироге!
Резюме
«Запекание» магнитных лент – серьёзное и кропотливое дело, особенно если Вы не работаете на лентах, которые можно позволить себе потерять. В принципе, Вы не должны иметь особых проблем, и это хороший способ переписать старые демо-записи на CD или сохранить материал прежде, чем исходные ленты ухудшатся ещё сильнее. Когда Вы скопируете материал в DAW, то сможете использовать разнообразие инструментов для реставрации и облагораживания. Вы должны иметь на всякий случай резервные копии первоначальных файлов. Тонкая компрессия, эквалайзер и лимитер – вот Ваши основные инструменты. Конечно, могут возникнуть ситуации, когда придётся использовать программное или аппаратное обеспечение для устранения шумов различного рода. Если Вы можете делать прямые сравнения с коммерческим материалом в том же стиле и воспроизведённым с тем же субъективным уровнем что и Ваш, то это поможет Вам сосредоточиться на основных моментах и избежать чрезмерной (избыточной) обработки. Рассел был рад снова услышать свою музыку после столь долгого перерыва, а я вынес некоторые ценные уроки из процесса улучшения звука.
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в декабре 2006 года