Чем клеить янтарь к янтарю
Чистка и ремонт янтаря: советы домашнему мастеру
Не секрет, что натуральный янтарь тускнеет со временем, теряет блеск, его поверхность может покрыться кракелюрами, добавим к этому хрупкость самого материала, ошибки при хранении — и необходимость ремонта рано или поздно возникнет практически у любого изделия.
С какими только «рецептами» обновления и ремонта, почерпнутыми, в том числе, и из просторов интернета, не приходится сталкиваться. У домашнего мастера в ход идет подсолнечное масло, кипящий раствор туалетного мыла, зубная паста, спиртосодержащие жидкости, ацетон, сода, паста ГОИ, всевозможные лаки и клеи начиная от «Момента» и заканчивая «БФ».
К сожалению, все вышеперечисленное не только не помогает вернуть солнечному камню его первоначальный вид, более того — результаты приводят либо к полной утрате изделия, либо к необходимости проводить уже не ремонтные, а реставрационные работы. И не важно, какой именно вид янтаря перед вами: классический балтийский, уникальный голубой янтарь или необыкновенный бирмит.
А что если все же хочется «освежить» бабушкины любимые бусы или поцарапавшийся браслет? Что можно сделать и что делать категорически нельзя?
Во-первых, надо выяснить, янтарь ли это. Часто изделия 70-х 80-х годов — мундштуки, броши, крупные точеные бусы, массивные браслеты — на поверку оказываются имитацией из пластмассы. Самый верный метод — проверить их способность к электризации, подарившую янтарю название «электрум». Сделать это можно, интенсивно потерев изделие шерстяной тканью. Если после этой процедуры камень начинает притягивать к себе мелкие бумажки и соринки — переходите к следующему этапу.
Очистка янтаря
Просто и безопасно можно очистить янтарь с помощью сухой кисти с упругим ворсом, либо шерстяной тканью или замшей, по аналогии с чисткой нежного жемчуга. Изделия из янтаря, особенно старые, желательно не мыть, тем более с мылом или другими чистящими средствами, вроде «фейри». Поверхностно-активные вещества могут негативно повлиять на структуру камня, и он покроется белесым налетом, удалить который можно будет только шлифовкой.
Ситуация может стать еще хуже, если изделие было покрыто лаком, что встречается нередко. В этом случае отслоение лака практически неизбежно.
Если чистка требуется не отдельному камню, а украшению с янтарем, стоит брать во внимание, что при небрежном уходе пострадать может не только вставка, но и оправа. Так, для чистки серебра, золота, да и вообще ювелирных изделий с различными вставками зачастую используются разные средства: например, по последней ссылке рассказывается и об особенностях ухода за жадеитом. Поэтому всегда думайте о каждой составляющей вашего украшения. Даже, казалось бы, вечный бриллиант — и тот не терпит халтурного обращения при его чистке.
Полировка янтаря
Удалить мелкие царапины и дефекты, можно, как это ни удивительно, аккуратно потерев янтарь о лист чистой мелованной бумаги, ведь она действует как мягкий абразив, сглаживая неровности и шероховатости поверхности. И, конечно, полировка с помощью сухого шерстяного и замшевого лоскута (с добавлением мыла или парафина) является самой безопасной рекомендацией. Если же это не помогает, значит, требуется уже механическая обработка, осуществить которую можно в ювелирной мастерской.
Следует принять во внимание, что янтарь может быть тонирован или колорирован, окрашен. Коньячный, красный, ярко-оранжевый, голубой или зеленый оттенки янтаря, как правило, получаются после термической или химической обработки. Полировать и шлифовать в домашних условия такой янтарь небезопасно для изделия, ведь цвет камня изменен только на поверхности, и, если убрать тонированный слой, изделие будет похоже на маленького леопарда в оправе, иными словами — покроется пятнами.
Склеивание янтаря
Увы, здесь не обойтись без профессиональных приемов. В большинстве случаев разбитые части изделия имеют неровный край и многочисленные сколы. Если край ровный и гладкий — считайте, что вам повезло и в этом случае можно воспользоваться цианакрилатным клеем медленного отверждения типа «Идеал» или специальным ювелирным клеем, который позволяет более точно подогнать склеиваемые части друг к другу.
Желательно предварительно потренироваться на чем-либо, чтобы оценить необходимое количество клея и почувствовать время его отверждения. Очень важно не переборщить с клеем, поскольку удалить его излишки с поверхности янтаря без опасности травмировать камень нельзя.
Эпоксидные двухсоставные клеи трудно рекомендовать для ремонта, поскольку они либо обладают недостаточным уровнем прозрачности, либо сложны в применении относительно квалификации домашнего мастера, либо могут иметь плохую адгезию к янтарю, клей попросту не сможет удержать два кусочка янтаря вместе и через некоторое время изделие снова рассыплется на части.
К сожалению, не все ювелиры берутся за ремонт и восстановление изделий из янтаря, поскольку знают его непредсказуемый характер: при любом удобном случае материал крошится, идет трещинами, темнеет, покрывается окисной пленкой, при обработке требует особого температурного режима, специфического состава полировальных и шлифовальных паст.
В итоге можно лишь добавить, что лучше не доводить дело до ремонта или реставрации. Лучше беречь и не допускать повреждений янтарных изделий, потому что большая часть травм камню наносится именно в результате неправильного хранения. Не забывайте о том, что для любых драгоценных изделий, и, тем более, таких нежных камней, как янтарь и жемчуг, необходимо подобающее место для хранения.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Google Новости и Telegram-каналe, чтобы первыми узнавать о новых публикациях. Самые интересные статьи за месяц ждут вас в нашей регулярной рассылке.
Обработка янтаря
Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.
Еще один метод обработки янтаря – прокаливание. С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.
В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя – он должен растворяться в масле.
Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.
Сегодня также используют осветление, как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.
Еще один метод обработки янтаря – прессование и формование. Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.
Как отличить прессованный янтарь
Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:
Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.
Применяется также химическая обработка янтаря. Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).
Склеивание самоцвета
Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:
Отжиг
Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень «блестящим» когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.
Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.
Сверление янтаря
Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 – 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.
Обдирка и формовка янтаря
Обдирка янтаря – это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.
Формовка – на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.
Раскрой янтаря
Раскрой янтаря – спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.
Выравнивание камня
Шлифовка янтаря
Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.
Полировка янтаря
ОБЗОР И АНАЛИЗ КЛЕЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Фляте А. Д., Кесарев О. В.
В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.
Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.
Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.
При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.
Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.
В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).
С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).
В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.
Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.
Мастичные составы, используемые на ЛПТО «Русские самоцветы»
Мастичные составы | Компоненты, вес. % | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
канифоль | шеллак | пчелиный воск | мел | окись алюминия | парафин | стеарин | олеиновая кислота | зеленый крокус | окись кремния | смола ЭД-5 | ПВА | |
КИТ | 3,2 | 53,9 | — | — | — | — | — | — | — | 43,0 | — | — |
КОС | 76,9 | — | 19,2 | — | — | 8,9 | — | — | — | — | — | — |
Зеленая | — | — | — | — | — | — | 23,6 | 5,5 | 70,9 | — | — | — |
№27 | 45,4 | — | — | 18,2 | 18,2 | — | — | — | — | — | — | 18,2 |
№37 | 20 | 40 | — | 20 | 20 | — | — | — | — | — | — | — |
№39 | 18,2 | 35,4 | — | 35,4 | — | — | — | — | — | — | 9,0 | — |
Гипсовая | 88,7 | — | 8,3 | — | 25 | — | — | — | — | — | — | — |
Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.
Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:
Поливинилбутираль клеевой (бутвар) ГОСТ 9439—60 | . 100 г |
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 | . 500 мл |
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 | . 500 мл |
Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.
На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском заводе «Русские самоцветы») наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.
Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской фирмы «Camedine» — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).
Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.
Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).
В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.
Рецепт янтарного клея
В 1980-х гг. на чердаке заброшенного дома в пос. Староуткинск Свердловской области нашли старые рукописи. В них содержались рецепты для художественных работ по дереву, металлу, стеклу и ряду других поверхностей, а также описание составов для производства лаков и красок, употреблявшихся при создании икон и книжных миниатюр. В 1991 году уральским археографам удалось скопировать три рукописных сборника. Позднее ценный текстовый материал обработал С.А. Белобородов и в 2006 году в Вестнике музея «Невьянская икона» (выпуск 2) опубликовал статью «Найди ящерицу живую желтую и положи ее в ртуть…» (Сборники рецептов для художественных работ из собрания Лаборатории археографических исследований УрГУ). Автор сделал вывод: «Внимательное изучение сборников позволяет нам с большой долей уверенности утверждать, что к их составлению причастны представители известной уральской династии иконописцев Филатовых, проживавших именно в Уткинском заводе (ныне – пос. Староуткинск)».
Среди прочих в статье приводится рецепт на производство янтарного клея. Он мог быть составлен примерно в 1850–1860 гг. У нас есть несколько предложений, для чего применяли получившуюся смесь (для этого мы привлекли иконописца, кандидата химических наук и специалиста по янтарю). Ею могли добиваться матовости золотых элементов (матирование) или использовать ее как клей перед нанесением золотого узора (т.е. ассиста).
Рецепт приводим полностью, сохранив авторский стиль.
[№ 52]. На составление мата.
Вообще все истолочь в порошок, всыпать в определенное количество алкоголя, закупорив плотно склянку, и дать стоять несколько дней, пока не получит растворимость, и также может оставаться на неопределенное время в покое до употребления. Взять лучшего рыбьего клея, сварить так, чтобы колер его соответствовал посредственной жидкости, не был густ или жидок, затем процедить сквозь тряпку и потом по ровному количеству настоянного алкоголя также процедить сквозь тряпку и соединить вместе с клеем, и тогда получится молоковидная жидкость, затем может быть готовою к употреблению, а когда будет употребляться для прикрываться (так!) озолоченные места матом, то эта эссенция пред началом прикрывания разогревается слегка. Склянка, наполненная эссенцией мата, опускается в теплую воду, согретую, чтобы рука могла держать.
И публикуем небольшие комментарии автора к этому рецепту.
Янтарь — ископаемая смола хвойных деревьев. Подвергнутый воздействию высокой температуры янтарь частично разлагается. В таком виде (янтарная канифоль) он легко растворяется при обычной температуре. Использовался для производства лаков большой твердости.
Гуми-арабик (гуммиарабик) — сок аравийской и африканской акаций. Загустевший, представляет собой бесцветные или желтоватые комки. Растворяется в воде. Обладает клеящими свойствами, использовался как связующее при «творении» золота и серебра и в производстве акварельных и темперных красок.
Гумми-копал (копал) — смола янтарного вида с дерева Rhus copallinum. Растительный клей.