Чем колеруется масло для дерева
Валтти масло для дерева
Как правильно колеровать
Приготовление колерованного лака
Основное назначение обработки – создать на поверхности древесины прочную пленку, после высыхания лака она будет защищать древесину от проникновения в нее влаги, также проявляется текстура. Колерованный лак для дерева отличается от обычного тем, что после обработки не просто проявляется текстура древесины, но еще и происходит окрашивание в соответствующий оттенок.
Иногда даже именитые производители могут допускать ошибки в карте цветов, так что есть смысл озаботиться приготовлением лака нужного оттенка своими руками. Красители обычно продаются в тех же магазинах, что и сами средства для обработки древесины. Можно даже попытаться договориться с оператором колеровочной машины и колер могут отлить в вашу емкость. Это просто идеальный вариант, но тут все зависит от настроения сотрудников.
Декоративные свойства масел
При выборе масла первостепенное значение имеет визуальный эффект от его применения. С этой точки зрения масла делят на условно бесцветные и колерующие. Почему бесцветными масла называют только условно? Потому что они в любом случае меняют цвет поверхности дерева, но при этом сохраняют прозрачность. Колерующие масла включают коллоидную взвесь красящего пигмента — от белил до сажи, которые несколько приглушают контрастность рисунка текстуры.
Прозрачные масла всегда по-разному проявляют текстуру дерева. Связано это, в первую очередь, с показателем вязкости. Чем она ниже, тем более мелкие поры древесины могут быть пропитаны. Густые масла проявляют только общий рисунок волокон, более редкие — мелкие детали текстуры. Так, для обработки дубовых поверхностей масло должно иметь вязкость чуть ниже средней, в то время как для ольхи рекомендуются насыщенные густые составы.
Неизвестно, можно ли отнести к декоративным качествам такое свойство масел как запах. В действительности все масла пахнут абсолютно по-разному, от сенокоса до жареных семян. После высыхания запах от масляной обработки превращается в очень стойкий, но едва уловимый аромат, что может стать ценной частью интерьерного колорита.
Как правильно колеровать
Приготовление колерованного лака
Основное назначение обработки – создать на поверхности древесины прочную пленку, после высыхания лака она будет защищать древесину от проникновения в нее влаги, также проявляется текстура. Колерованный лак для дерева отличается от обычного тем, что после обработки не просто проявляется текстура древесины, но еще и происходит окрашивание в соответствующий оттенок.
Иногда даже именитые производители могут допускать ошибки в карте цветов, так что есть смысл озаботиться приготовлением лака нужного оттенка своими руками. Красители обычно продаются в тех же магазинах, что и сами средства для обработки древесины. Можно даже попытаться договориться с оператором колеровочной машины и колер могут отлить в вашу емкость. Это просто идеальный вариант, но тут все зависит от настроения сотрудников.
Льняное масло – натуральная субстанция, получаемая путем холодного или горячего отжима льняных семян. Чистое масло можно использовать как самостоятельное отделочное покрытие, но в необработанном состоянии оно неэффективно, из-за низкой способности к полимеризации (высыханию).
Говоря о пропитке дерева льняным маслом, как правило, подразумевают использование олифы. Это состав модифицированный термической обработкой и добавлением химических добавок, ускоряющих процесс полимеризации. Олифу еще называют «кипяченым» или «вареным» льняным маслом.
Как избежать самовозгорания
Процесс окисления масла при контакте с воздухом сопровождается повышением температуры, что может привести к самовозгоранию паромасляных тряпок, тампонов, губок и т.д. Все расходники, которые использовались для вытирания льняного масла, перед утилизацией следует тщательно высушить в расправленном состоянии вне помещения, а лучше замочить в воде или же сразу сжечь. Для хранения диспенсера и других инструментов контактирующих с маслом используют герметичные контейнеры.
Чтобы не потерять качественных характеристик древесины, рекомендуется обрабатывать ее только натуральными составами. Различные натуральные масла для обработки древесины использовались начиная с 12 в. Льняное масло по своим характеристикам занимает первое место, так как не только защищает древесину, но и придает ей мягкий бархатистый оттенок. Как правильно использовать льняное масло для обработки древесины, основные этапы и тонкости работ в одной небольшой статье.
Выбирая, чем обработать деревянный пол или лестницу в первую очередь учитываются экологичность и защитные свойства пропитки. Пропитка древесины натуральным льняным маслом обладает рядом плюсов:
Используется льняное средство для покрытия любых изделий из дерева: в обработке домов, при отделке мебели и декоративных элементов из дуба, тика, сосны, ели, пихты. Благодаря своему составу масло легко сочетается с различными колерующими эмульсиями. Наносится как самостоятельное в качестве отделки и защиты или под дальнейшее покрытие лаком.
Из минусов выделяется цена, которая зависит от производителя и объема покупаемой пропитки. Ниже вы таблице представлены самые популярные производители льняного масла для отделочных работ:
Какое масло для дерева выбрать зависит от материальных возможностей. Для обработки древесины подойдет нерафинированный продукт от любого производителя. Импортные льняные составы стоят дороже, но имеют добавки в виде пчелиного воска или искусственных полимеров. Они сокращают время высыхания и упрощают работы. Расход у каждого производителя свой и зависит от густоты продукта.
Для тонировки поверхности приобретается пропитка с колерами. Такое можно найти в каталогах производителя Тиккурила, цена от 750 р./л. Тонировка полупрозрачная с различными натуральными оттенками. Используя цветное масло, можно затонировать недорогой вид древесины, например сосне, можно придать внешний вид дуба или красного дерева. После обработки отличить недорогой материал от аналогичного премиум класса на первый взгляд будет сложно.
Выбор в соответствии с породой древесины
Масло для дерева всегда выбирается под определённую породу. Рекомендуется иметь при себе пробный отрезок древесины такого же типа и качества обработки, которые свойственны деревянной отделке. Пробное нанесение даже на небольшие участки поможет быстро оценить поведение состава при контакте с деревом, равно как и декоративный эффект.
Начать следует с того, что все хвойные породы древесины практически не нуждаются в пропитке маслом. При крайней необходимости следует использовать густые составы, наносимые в один слой. Это связано с наличием в порах большого количества смол, из-за чего дерево теряет способность к впитыванию даже текучих масел. Поэтому требуется добиться быстрого высыхания масла на поверхности и в поверхностном слое.
Густые насыщенные масла используют также при обработке древесины с низкой плотностью (липа, ольха), особенно фруктовых пород, имеющих наиболее развитую сосудистую систему. Препятствий для пропитки густым маслом нет, в то время как излишне текучие составы проникнут слишком глубоко и навсегда останутся в жидком состоянии, лишившись доступа кислорода.
Совершенно противоположный подход используется при обработке бука, берёзы или платана. Из-за высокой плотности такой древесины их пропитывают либо нетоплёным маслом, либо составами с содержанием растворителя. Зачастую при работе с твёрдыми плотными породами их обработку выполняют комбинированной: сначала маслами, хорошо проникающими внутрь древесины, а после — густыми составами с высокой долей сухого остатка и воском.
Что такое масляный воск и как его приготовить самому
Льняное масло с воском – эффективное декоративно-защитное покрытие, которое наделяет древесину высокими влагозащитными свойствами и повышает ее износоустойчивость. Пропитка добавляет поверхностям шелковистый блеск и подчеркивает естественные достоинства древесины. Подходит для обработки светлых и темных пород. Полностью натуральная пропитка оптимальна для отделки деревянных полов, лестниц, дверей, мебели и других предметов, подверженных интенсивному износу.
Льняное масло и воск для дерева не составит труда приготовить самостоятельно. Самый простой способ: в нагретое на водяной бане масло добавляют натертый пчелиный воск и доводят до однородной консистенции. Классическая пропорция по массе – 1:1. Соотношение воска и льняного масла можно варьировать, создавая составы различной степени вязкости: от густых мастик до жидких пропиток, проникающих глубоко в структуру древесины.
Полезные свойства льняного масла
Семя льна – очень востребованный в домашней косметологии продукт. Льняное масло в косметических целях используется для ухода за кожей лица и тела, поддержания красоты рук, ногтей и волос. У этого продукта богатейший химический состав, что позволяет обеспечить комплексное благотворное воздействие на кожу:
Польза льняного масла для кожи доказана давно. Регулярное применение льняного масла или отваров из семени льна позволяет решить целый ряд проблем как косметического, так и медицинского характера:
Особенности нанесения и обслуживания отделки маслом
Сам процесс нанесения масла крайне прост, достаточно следовать инструкциям по применению определённого состава. Но есть и общие правила:
Пропитка маслом сохраняет эксплуатационные качества в течение 4-5 лет внутри помещений и 2-3 лет снаружи. По истечении этих сроков покрытие обновляют, для чего достаточно просто тщательно очистить поверхности и нанести ещё один слой масла. Густоту масла выбирают в зависимости от степени повреждения предыдущей отделки, обычно это достаточно густые реставрационные составы.
Колер для дерева: приготовление колерованного лака, масла и пропитки
Вся прелесть древесины заключается в том, что она превосходно выглядит сама по себе, достаточно только проявить ее текстуру. Колер может использоваться для того, чтобы получить нужный оттенок. Иногда, например, светлую древесину нужно слегка затемнить, именно в такой ситуации и пригодится колер.
Дерево обработано колерованным маслом
Технология применения
Использование у каждого производителя расписано на этикетке. Но существуют стандартные способы:
Рассмотрим подробнее двухслойное нанесение, которое подойдет для обработки деревянных полов, лестниц и стен.
Двухслойное нанесение
Для выполнения отделки понадобятся инструменты и материалы:
Предварительно изделие очищают от старого покрытия, поверхность шлифуется при помощи наждачной бумаги. Мягкой щеткой сметается пыль. Подготовленная древесина лучше впитывает масло, и защитные свойства покрытия будут выше.
Масло перед работами два раза доводится до кипения. Термическая подготовка сократит время высыхания пропитки. Варить льняной продукт нужно на водяной бане, небольшими порциями. Как только масло закипит первый раз, его снимают с огня и дают остыть. Затем процедура повторяется. Перед нанесением горячее средство размешивается, чтобы цвет был более равномерный. Современные составы с воском можно предварительно не нагревать, но сохнуть они будут дольше
Пользоваться горячей пропиткой нужно с осторожностью, надев защитные перчатки
Пчелиный воск нагревается на водяной бане и в горячем виде втирается в древесину до тех пор, пока поверхность не приобретет ровный блеск. Но не обязательно покрывать пропитку воском, можно применить старинный способ полировки — с помощью плотной замшевой тряпочкой. Замшей натирают поверхность до блеска, круговыми движениями. Но придание блеска древесине процесс долгий и кропотливый. На обработку большой площади может уйти несколько недель.
Используя льняное масло для защиты древесины в своем доме, соблюдается технология нанесения. Работать придется с разогретым продуктом, поэтому позаботьтесь о защите рук и глаз. Пропитывая древесину, масло защитит ее от влаги, солнца, грибков и плесени. На поверхности исчезнут мелкие трещинки, а рисунок приобретет четкость. Чтобы декорировать недорогую древесину под дуб или красное дерево используются пропитки с тонирующими эффектами, которые можно приобрести в любом специализированном магазине. Для простой обработки подойдет самое недорогое нерафинированное масло. Сверху поверхность желательно затереть воском или отшлифовать до появления блеска замшевой тряпочкой.
Все фото из статьи
Вся прелесть древесины заключается в том, что она превосходно выглядит сама по себе, достаточно только проявить ее текстуру. Колер может использоваться для того, чтобы получить нужный оттенок. Иногда, например, светлую древесину нужно слегка затемнить, именно в такой ситуации и пригодится колер.
Особенности отделки сырым маслом и олифой
Обрабатывая деревянные изделия чистым льняным маслом, следует быть готовым не только к длительной сушке, которая может занимать до 3-х дней (на каждый слой), но и знать ряд важных особенностей. Сырой продукт активно впитывается в структуру дерева, поэтому покрытие древесины льняным маслом приходится производить в 5-7 и более слоев. Высыхая снаружи, оно плохо полимеризуется внутри, из-за чего сухое на вид изделие может еще долго оставлять масляные пятна. Воздействие ультрафиолета существенно ускоряет процесс сушки. На солнце обработанная древесина может высохнуть за 6-8 часов, но тон покрытия изменится: он станет желтоватым или даже слегка коричневым.
Олифа, благодаря высокой скорости полимеризации, обладает совершенно другими свойствами: быстро сохнет, не так активно впитывается, не изменяет свой цвет. Это делает ее более практичной в использовании. Вне зависимости от условий, ответ на вопрос сколько сохнет олифа однозначный – не более суток (при 20°C). Это выгодно отличает ее от сырого льняного масла. В дальнейшем говоря о данном типе отделки, мы будем подразумевать именно льняную олифу.
Различия по вязкости
В столярном деле существует около двух десятков ходовых пород древесины, отличающихся плотностью, пористостью и размерами сосудов. В каждом отдельном случае масло нужно подбирать индивидуально, учитывая также размер, форму и специфические особенности обрабатываемого изделия
Обращаем внимание, что регулировать вязкость растворителями можно только при работе с тунговым маслом, другие составы этого категорически не терпят
Чем более густое и вязкое используется масло, тем сложнее нанести равномерный слой до того, как начнётся полимеризация. Работа с густыми маслами требует большей аккуратности, образующиеся потёки впоследствии вывести весьма проблематично. Достоинства густых масел — высокая скорость высыхания, сопоставимая с некоторыми видами лаков. Также благодаря большому содержанию твёрдых частиц такие масла образуют более прочную плёнку, обеспечивая защиту как от механических повреждений, так и от загрязнений.
Более жидкие масла используют для обработки изделий, которые либо имеют значительную площадь поверхности, либо изобилуют мелкими деталями с множеством труднодоступных мест. Масла с низкой вязкостью можно наносить в течение достаточно долгого времени, не опасаясь неравномерного высыхания. Однако для обретения качественной защиты изделие должно сохнуть достаточно долго, к тому же обычно нанесение таких масел выполняется в 3 и более слоёв.
Способы отчистки, отбеливания и сгущения масел
Предупреждение отслоения живописного слоя
Укрепление живописного слоя производят 5-6 — процентным раствором рыбьего клея, в который вводят в качестве пластификатора мед, смешанный с ксилолом или пиненом (на двадцать частей клея берется одна часть меда с пиненом или ксилолом).
Свет играет весьма важную роль в процессе высыхания масел, причем при отсутствии света высыхание почти приостанавливается. Так, масло, сохнувшее на свету 6 дней, высохло в темноте в 66 дней. Особенно энергично действуют в этом случае прямые солнечные лучи, так как здесь имеет большое значение и теплота их. Действительно, для высыхания масляной окраски на солнечном свету требуется от половины до одной трети того времени, которое необходимо для высыхания ее же в тени. Наиболее активными лучами солнца являются ультрафиолетовые лучи, которые оказывают на ускорение высыхания масел не меньшее действие, чем действие так называемых «сикативов».
Как велико значение температуры воздуха для высыхания масел, об этом можно судить по следующим данным. Льняное масло при 25-28 гр. Ц; высыхает уже скорее, чем при 15-18 гр. Ц; со значительным же повышением температуры процесс высыхания особенно ускоряется. Так, по Вегеру, масло, высыхавшее зимой при комнатной температуре в 5-7 дней и летом в 3-4 дня, высыхало при 50 гр. Ц в темном сушильном шкапу в течение 12 часов, при температуре в 95 гр. Ц — приблизительно в течение 1 часа, а при 120 гр. Ц — в 30 минут. Масло, содержавшее марганцовый сикатив и высыхавшее при комнатной температуре в течение 14 часов, при 95 гр. Ц высыхало в 30-40 минут, а при 120 гр. Ц — в 15-20 минут.
Холод задерживает высыхание масел, равно как я большой процент влаги, содержащейся в воздухе (в дождливое время и в сыром помещении); нормальная же влажность воздуха благоприятно отзывается на процессе, так как масло одновременно с кислородом поглощает из воздуха и некоторое количество воды, необходимое для нормального хода высыхания, действие которой в процессе высыхания идет рука об руку с действием кислорода. Из сказанного следует, что высыхание масла в слишком сухом воздухе хотя и протекает быстро, но идет ненормально, так как в этом случае наблюдается большая потеря в веществе масла вследствие образования большого количества газообразных продуктов расщепления масла. При высыхании же масла в воздухе, насыщенном водяными парами, получается набухшая пленка с большим содержанием воды, которая при полном высыхании покрывается трещинами.
К веществам, ускоряющим высыхание масел, принадлежат известного состава краски, а также специальные препараты, именующиесясикативами, которые содействуют поглощению маслом кислорода.
Задерживают и замедляют процесс высыхания главным образом вода и слизь, содержащиеся в маслах, и некоторые эфирные масла, вводимые в жирные масла, так как эти последние сами нуждаются в кислороде для своего высыхания и таким образом препятствуют поглощению его жирным маслом.
Кроме того, определенного состава краски также имеют свойство замедлять процесс высыхания.
На ускорение и замедление процесса высыхания влияет также и материал, который покрывается маслом или масляной краской. Так, на поверхности свинца масло и масляная краска сохнут скорее, нежели на других металлах; на дереве сохнут медленней, чем на металлах.
Позднейшие изучения растительных жирных масел выяснили, что и масла, относящиеся к разряду масел невысыхающих, будучи поставлены в особые условия, также затвердевают. Оливковое масло, например, будучи нанесенным на свинцовую пластинку, получает способность высыхать, на что, однако, требуется несколько месяцев.
Затвердевшее масло, представляющее собой гибкое, эластичное вещество, названное линоксином, постепенно (по мере уменьшения в весе и объеме) теряет свою эластичность, вследствие чего старая масляная живопись делается хрупкой и ломкой.
Засохшее масло при полном отвердении нерастворимо в воде, с трудом растворимо в эфире, бензине и других эфирных маслах. Свежезасохшее масло представляет собой не сухое вещество, а жидко-твердое. По своему составу и строению оно может частично размываться водой, если краска, с которой масло стерто, не содействует ее закреплению.
Так теряются масляные покраски на открытом воздухе. Это происходит не только вследствие отхода улетучивающихся продуктов высыхания масла, но также благодаря унесению растворимых продуктов водою. Затвердевшие пленки масла иногда вновь становятся мягкими и дают отлип. Подобное размягчение слоя после высыхания масла наблюдается главным образом у макового, орехового, подсолнечного масел и очень редко у льняного масла. На свету и в сухом воздухе пленки вновь становятся твердыми и теряют отлип.
Разбираемся в терминах
Колеровка лака для дерева (а также морилки, пропитки и прочих средств) означает постепенное добавление красителя до тех пор, пока он не приобретет нужный оттенок. То есть колер – краситель, который постепенно добавляется в раствор.
Что касается того, какой именно колер выбрать, то рекомендуется придерживаться карты цветов при его покупке. Также не лишним будет знать, что колер, в котором используются органические пигменты, не отличается особой стойкостью к свету. Поэтому для наружных работ лучше использовать колер, в котором использовались неорганические пигменты.
Оттенок колера насчитать можно несколько сотен, одни только распространенные виды колеровки деревянных лестниц включают порядка 50-100 оттенков. Но если вдруг палитры цветов не хватит, то всегда можно смешать 2 разных цвета и получить свой оттенок.
В этом случае рекомендуется сначала поэкспериментировать с небольшим объемом колера и опробовать получившийся колерованный лак или морилку на ненужном кусочке древесины. Признаком того, что все прошло хорошо можно считать гладкую поверхность после высыхания, отсутствие потеков и равномерность окраски.
Защитные свойства масел
В отличие от большинства защитных средств для древесины, масло не образует глухой плёнки, сохраняя паропроницаемость материала. При этом в разы повышается гидрофобность поверхности — при контакте с жидкой водой поглощение у дерева практически нулевое. Тем не менее, изделие из дерева остаётся подверженным усушке и разбуханию, от этих явлений покрытие маслом не избавляет.
Масло также хорошо сохраняет цвет древесины, особенно это важно для внешней отделки дома. Корка масла, образующаяся на поверхности, эффективно рассеивает солнечный свет и ограничивает приток кислорода
За счёт этого в разы снижается скорость окисления целлюлозы и связанное с этим появление сероватого налёта.
Все эти свойства выражены тем сильнее, чем более густое масло используется для покрытия и чем больше наносится слоёв. Для масел характерно разделение защиты на два барьера: внутренний, достигаемый пропиткой пор, и наружный, образующийся при высыхании тонкой масляной плёнки на поверхности. Следует помнить, что пропитанная маслом древесина имеет более высокую теплопроводность, чем сухая.
Чем колеровать масло для дерева?
Изготавливаем масляную морилку для тонирования изделий из дерева
Сейчас я покажу, какую я делаю масляную морилку. Я использую разные морилки и краски для тонировки: акварельную краску, строительную водную морилку, спиртовую морилку, жидко разведенный акрил, темперу и художественную масляную краску. И вот надо было мне затонировать двери. Они очень не новые, были покрашены белой малярной краской. Моя задача была снять этот слой краски и сделать просто тонированное дерево. Стала думать о тонирующих маслах. Пересмотрела все видео, что нашла, прочитала кучу форумов. Нашла в магазине тонированные масла и прочитала состав. В общем, творчество началось. Поняла, что что-то подобное могу сделать сама.
Маленький дисклеймер. Этот мастер-класс подойдет тем, у кого нет аллергии на скипидар, уайт-спирит, кого не тошнит от запаха льняного масла и алкидно-уретанового лака. У кого нет бронхиальной астмы. Нет, это не СДЯВ, без паники. Художники всю жизнь работают с этими веществами. Надо просто проветривать помещение. При больших объемах не увлекаться по нескольку часов подряд, а делать перерывы и выходить на улицу. Можно и в противогазе в виде маски с коробочками. Сейчас современные есть, очень удобные. К тому же, я здесь подобрала самые лучшие материалы, какие нашла. Сильного запаха от них нет.
Вот что у меня получилось в готовых изделиях.
Это старая дубовая дверь 50-х годов. Была закрашена белой малярной краской. Краску сняла. Это уже моя тонировка.
Тонирую другую дверь. Или сосна, или елка.
Это тоже самодельная морилка.
Чем мне нравится самодельная морилка, можно регулировать абсолютно все. Мы знаем компоненты, знаем их поведение и можем добавлять их как угодно.
Итак, что нам понадобится:
1. Льняное масло (любое: художественное лучше, но можно и из супермаркета). Масло высыхающее.
2. Художественная масляная краска Умбра натуральная. У меня «Ладога». (На 5 дверей у меня ушло полтора больших тюбика)
3. Заготовка деревянная. Затонируем ее. Слегка зашкурена, специально.
4. Уайт-спирит «Тиккурила». Пахнет хвоей. Нет технического ужасного запаха. Можно взять Пинен, аптечный скипидар, бензин, хоть эфирные масла. Это разбавитель.
5. Яхтный лак «Уника супер» полуматовый, «Тиккурила». Потому что в конце буду покрывать этим лаком. Чтобы не возникло конфликта между лаками. Можно взять любой, хоть ПФ. Но лучше импортные, они меньше пахнут, быстрее высыхают и прозрачнее.
6. Емкость любая, кисточка синтетическая и тряпочка.
Итак, выдавливаем краску см 4.
Добавляем примерно одинаковое количество льняного масла, уайт-спирита и лака. Вот тут свобода! Пропорции можно варьировать. Проверяла, высыхает в итоге при любых пропорциях. Разводила до состояния воды, молока, густой сметаны. Даже натирала просто краской из тюбика. Если нужно бледнее, то пожиже. Если надо, чтобы медленнее сохло при большой площади, то побольше масла и меньше лака. Льняное масло — это высыхающее масло. Если надо покрыть финишным цветным лаком, то больше лака и меньше масла с растворителем. Если надо насыщеннее, то можно просто масляной краской и немного масла, для удобства. Но если хотите, чтобы высыхало побыстрее (масло будет сохнуть дня 4-10), то надо добавить лака. Лак — это та алкидная система, которая быстрее полимеризует все это дело.
У меня вот такая жижа получилась:
Намазываем эту муляку на заготовку. В любом направлении, любой строительной кисточкой. Слой можно сделать потолще.
И оставляем на полчаса. Если сухо и жарко, то не более получаса. Если сыро и холодно, можно и на час.
Потом берем тряпку и снимаем с поверхности всю краску, которая снимется. В общем, вытираем. Все, что надо, впиталось и начало полимеризоваться. Вот такая шкатулочка получается.
Все, оставляем сохнуть на солнце и сквозняке. Первый слой готов. Потом, когда высохнет, я люблю сверху класть слой другой краски, чтобы тон стал сложнее. Точно так же развожу или пожиже, например, тио-индиго коричневую или краплак. Можно ультрамарин, марсы. Главное, чтобы краска была лессировочной, а не глухой, иначе просто все замажется поверх и не будет сложного цвета. Надо. чтобы они просвечивали, тогда будет тон, которого не добиться одной какой-то морилкой или краской.
Потом буду расписывать жостовской росписью. Сильно мелкой наждачкой дерево шкурить не надо, максимум 240. Иначе закроются поры и не примет раствор. Теперь заготовка будет сохнуть примерно дня 4. Потом покажу, как выглядит наложение других тонов. К тому же, надеюсь, у меня появится камера получше и смогу показать глубину тона. Никакими водными морилками и красками так не получается. Руки с кисточкой отмываем любым керосином-бензином.
Спасибо за внимание.
PS. Двери отлично стоят уже два года в сыром климате. Сверху покрыты двумя слоями такого же полуматового лака Уника. После полного высыхания никакого запаха и вреда нет. Краски и лаки становятся инертными.
Цветное тонирующее масло для дерева
Цветное тонирующее масло для дерева появилось сравнительно недавно. В самом деле, зачем нужно цветное тонирующее масло, если есть морилки? Дело в том, что морилки – это химические красители, растворимые в воде или спирте. При всей своей привлекательности, морилки чаще всего имеют серьезный недостаток – низкую светостойкость. Это означает, что на улице или в солнечном интерьере морилки будут «выгорать», т.е. обесцвечиваться на дереве.
Выход – в применении цветных масел. Дело в том, что в них обычно применяются пигменты – твердые нерастворимые красители, очень мелко перетертые в продукте. Пигменты, особенно минеральные, как правило, имеют высокую светостойкость и не «выгорают» на солнце. Поэтому качественное цветное масло для дерева можно применять как для внутренних, так и для наружных работ.
Но и с колеровкой масел и восков для дерева есть проблемы: колеровать их можно только специальными пастами, которые, как правило, предлагают производители продуктов по дереву. Это дорогие пасты – их цена обычно в 7-8 раз выше обычных универсальных колеровочных паст. Обычные недорогие универсальные пасты из магазина просто не смешиваются с маслами и восками для дерева. Есть вариант применять импортные системы колеровки, например «Тиккурила», «Акзо Нобель» и т.д. Но это, во-первых, не всегда доступно для не-фирменных красок, во-вторых – еще дороже, чем «фирменные» колеры для масел и восков. Если прибавить к этому ограниченный набор цветов «фирменных» паст, то получается, что колеровать масла и воски для дерева – дорого, а ассортимент цветов небогат.
Правда, можно найти готовые цветные тонирующие масла, но здесь существуют те же проблемы – неоправданно высокая цена, небольшое разнообразие цветов, кроме того нельзя выбрать насыщенность тона, поскольку цвет уже готовый.
Но есть простое решение – масла и воски «Финно-угорские секреты» колеруются ЛЮБЫМИ универсальными пастами из любого магазина – выбирайте нужный цвет, его насыщенность (концентрацию пасты), и не платите лишнего – ведь применяемые пасты самые обыкновенные. Вы можете использовать также «фирменные» пасты для наших продуктов, и дорогие колеровочные системы – все это тоже подойдет. Мы просто предлагаем самый простой и дешевый способ получить цветное тонирующее масло.
Из всех продуктов серии «Финно-угорские секреты» отлично колеруются Пчелиный воск для дерева №1, Масло для дерева под колеровку №3 и Фасадное масло с воском для дерева №4. Мы не рекомендуем колеровать только Масло с воском для дерева в бане №2, т.к. оно содержит очень много воска и поэтому густое, что ухудшит равномерность окрашивания при нанесении кистью или валиком. Для тонирования дерева под него мы рекомендуем первым слоем Масло под колеровку №3.
Особенно остановимся на Масле для дерева под колеровку №3. Это не готовый цветной тонирующий продукт, а колеруемая база. Это самый простой и выгодный способ тонирования дерева в интерьере или на улице (на улице дополнительно применяйте финишное покрытие для наружных работ). В интерьере оно применяется самостоятельно, или как цветная пропитка под масло с воском для дерева №2. Cамостоятельное применение масла для дерева под колеровку, без других финишных покрытий, дает матовую поверхность дерева. Оно подойдет для любого дальнейшего покрытия дерева – будь то масло или воск любого производителя, или традиционные лаки и пропитки. Просто возьмите наше масло под колеровку №3, выберите любую универсальную колеровочную пасту, отколеруйте его и получите нужный цвет и насыщенность. Это очень простое и недорогое решение.
Наше масло для дерева под колеровку не содержит воска и имеет оптимальную вязкость – не слишком густое (чтобы не оставались следы от кисти или валика), и не слишком жидкое (чтобы не было потеков и брызг, как от морилки). Вы можете наносить наше цветное тонирующее масло даже поперек волокон – окраска все равно будет равномерной. Только не забудьте тщательно подготовить поверхность дерева подходящим абразивным материалом для получения максимально однородной поверхности.
В нашей компании масло для дерева под колеровку, как отличную альтернативу цветным тонирующим маслам, Вы можете купить только оптом. Для этого свяжитесь с нами. Кроме того, теперь качественные цветные тонирующие масла можно купить в розницу по очень выгодной цене у наших партнеров.
Меняем цвет древесины с помощью масла
Когда встает вопрос о смене цвета деревянного изделия, все мы начинаем размышлять, каким цветом покрасить, и сразу же бежим в ближайший строительный магазин за краской подходящего оттенка. Но в этот момент стоит остановиться и принять тот факт, что выбор цвета хоть и является ключевой частью покраски изделия, но не самой главной. Если краска подходящего цвета будет подобрана для вашего изделия неверно, то, скорее всего, через некоторое время она начнет слезать или быстро стираться, и тогда вам придется заново думать о покрытии. Чтобы избежать таких последствий, при выборе покрытия необходимо самостоятельно с помощью этой и других статей в нашем блоге разобраться, чем лучше всего покрывать древесину, или обратиться к специалисту.
Определяем тип деревянной поверхности
Итак, начнем с того, что все деревянные поверхности делятся на нагруженные, средне нагруженные и ненагруженные.
Изменяем цвет древесины разными способами
Теперь мы расскажем и покажем 3 способа, как при помощи одного материала можно создать несколько вариантов покраски для разных поверхностей.
Это один из самых красивых способов покраски, но и самый трудоемкий. Сначала древесину надо обжечь при помощи газовой горелки. Степень обжига регламентировать сложно, так как все зависит от вашего агрегата и квалификации человека, который будет это делать. Далее обожженную древесину проходят карщетками и брашировальными машинками с разными щетинами. И только после этого можно наносить масло для отделки на дерево в растирку при помощи ветоши или пада. Получается ошеломляющий результат, и все эти манипуляции того стоят, но, к сожалению, без опыта достаточно непросто первый раз самостоятельно сделать все верно.
Для реализации такого вида изменения цвета потребуется: брашировальная машина и два цвета тонирующего масла для дерева, можно и больше цветов применить, тут нет никаких пределов вашей фантазии. Главное, чтобы два цвета были контрастны или хотя бы отличались по цвету. Первый слоем наносите один цвет, далее дожидаетесь полного высыхания и наносите второй слой в растирку. Получается, что второй слой забьется в углубления от брашировки и создаст эффект объема и теней.
Древесина является благородным материалом, и изделия из нее в доме всегда выглядят выигрышно, однако процесс покраски может как улучшить ее внешний вид, так и наоборот испортить. Во избежание сюрпризов всегда делайте пробную выкраску на той деревяшке, которую хотите покрасить, так как при покраске уникальный рисунок древесины может оттонироваться совершенно не так, как вы себе это представляли. Эту особенность древесины надо учитывать и принимать, как абсолютно нормальный нюанс.
Как выбрать цвет масла для обработки древесины
То, что в каталогах производителей называется «маслом», это не совсем масло. Речь идет о продуктах химической переработки либо о натуральных маслах, в которые добавлены специальные присадки.
Масло получается практически бесцветным, оно лишь придает оттенок обработанной им древесине. Можно выбрать тот, который больше нравится. А если хочется цвета?
В продаже имеются готовые тонированные масла широкого спектра цветов. Можно приобрести тонированное масло нужного оттенка. А можно сделать тонированное масло самому. На рынке широко представлены красители (колеры) для масла: можно смешивать красители, если это допускается инструкцией, или использовать один конкретный краситель. Впрочем, тут надо учитывать еще и виды масел.
Виды натуральных масел
Льняное масло
Это масло делают из растительного материала, исходный продукт – семена льна. Льняное масло имеет тонкий благородный цвет и отлично подходит для обработки разнообразной древесины.
Масло от разных производителей имеет разные оттенки. Обычно оно бывает светло-золотистым, встречается насыщенно-желтый цвет, коричневатый, иногда горчичный и карамельный.
Масло глубоко проникает в деревянную поверхность. Соответственно, может потребоваться два или даже три слоя для надлежащего прокрашивания. Зато в результате цвет получается очень насыщенным и декоративно выразительным.
Тиковое масло
Тиковым это масло называется потому, что оно придает другим породам древесины свойства тикового дерева, не поддающегося разрушительному воздействию влаги. Тиковое масло – смесь из льняного, соевого и тунгового масел. Кроме того, оно содержит безвредные для здоровья людей присадки, такие как касторовое масло, сиккативы, оксид цинка, канифоль.
Пропитка из тикового масла обеспечивает гидрофобность поверхности дерева, глубоко проникает в массив, создавая защитную пленку значительной толщины. После затвердевания устойчиво к воздействию ультрафиолетовых лучей.
Тиковое масло специально разработано для защиты плотных видов дерева, оно обеспечивает оптимальное для таких пород сочетание защитных свойств масляного покрытия. Это обстоятельство, впрочем, не препятствует использованию тикового масла для обработки традиционных хвойных и лиственных стройматериалов.
Цветовой тон тикового масла близок к нейтральному. Покрытая таким маслом поверхность сохраняет естественную текстуру древесины.
Тунговое масло
Изготавливают из плодов так называемого тунгового дерева или тунга. Это дерево произрастает в основном в Китае и отчасти в некоторых странах Южной Америки. Его плоды содержат до 70 % масла. Тунговое масло сильно напоминает льняное, но оно более вязкое.
Как и льняное, тунговое масло отличается естественностью цвета и мягкой прорисовкой текстуры. Хорошо работает на твердых, более плотных породах древесины, подчеркивая текстуру и не делая поверхность темной.
Дегтярное масло
Средство на основе льняного масла с добавлением соснового или березового дегтя. Используется для защиты древесины при наружных работах.
Пользуется хорошей репутацией у профессионалов с точки зрения биологической защиты. Оно предотвращает гниение и появление плесени, размножение короедов и других насекомых.
Дегтярное масло долго сохнет. При невысоких температурах срок полного высыхания может доходить до нескольких недель.
За счет добавления натурального дегтя оно придает деревянным поверхностям характерный темный оттенок.
В закрытой банке дегтярное масло хорошо переносит хранение при отрицательных температурах.
Выкрасить – и не выбросить
Выбор оттенка защитного покрытия – важный этап работы с деревом. Как бы качественно ни была выполнена обработка древесины, радость будет неполной, если промахнулись с цветом. Каждое конкретное масло на каждой конкретной породе дерева дает свой оттенок. Добавьте сюда множество сортов тонированного масла и множество пигментов для придания маслам разных оттенков.
При этом пытаться определить цвет масла по фото или видео – пустая затея. Разная степень освещенности, искажения цветопередачи помешают сделать правильный выбор.
Для подбора цвета используют так называемые выкрасы. Выкрас – это образец деревянной поверхности с нанесенным на него маслом. По выкрасу видно, как будет выглядеть поверхность после обработки конкретным составом.
Однако и выкрасы не дают возможности увидеть цвет таким, каким он будет после завершения покрасочных работ. Дело в том, что итоговый цвет зависит не только от характеристик масла и породы дерева, но и от особенностей шлифовки поверхности и структуры древесины, способа хранения древесного материала и даже от региона произрастания конкретного дерева.
Чтобы помочь покупателю определиться с выбором, разные компании-производители масел предлагают свои способы. Например, пробный выкрас, когда сотрудник компании обрабатывает маслом нужного оттенка образец древесины заказчика, и тот видит цвет, который в итоге получится.
Сомневаетесь, какое масло выбрать и как подобрать его колеровку? Нет возможности самостоятельно заняться покраской дома или бани? Специалисты компании «ПроГерметик» оказывают услуги по покраске деревянных сооружений.
Правильное применение масла для дерева для наружных и внутренних работ
Пропитка маслом — один из самых простых и в то же время эффективных способов защитной и декоративной обработки древесины. Сегодня речь пойдёт о видах масел, различиях в составах для внутренних и наружных работ, а также о технике выполнения пропитки деревянных поверхностей и изделий из дерева.
Масло для дерева — отличия и классификация
Покрытие столярных изделий маслом можно без преувеличения назвать самым экологичным и безопасным способом обработки древесины. Всё потому, что в состав масел входят либо абсолютно натуральные, либо инертные химические соединения. Сразу сделаем небольшую оговорку: встречаются масла для дерева, в состав которых включены летучие растворители, однако после высыхания такое покрытие остаётся абсолютно безвредным.
Практически все масла для древесины изготавливаются на основе льняного масла, а если точнее — льняной или другой натуральной олифы. Характерной особенностью этого материала является крайне высокая склонность к полимеризации. Чистое масло для обработки дерева почти никогда не используют. Олифовая основа может также быть конопляной, тунговой или иного происхождения, главным образом отличия выражаются в условиях, способствующих загустению и полимеризации.
Масла сильно отличаются по своим техническим характеристикам: вязкости, плотности, типу и содержанию сухого остатка, летучих растворителей и специальных присадок. Всё это не только влияет на эксплуатационные качества покрытия, но также всецело определяет технику нанесения и характер взаимодействия с определённой породой древесины. С другой стороны масла классифицируют и по декоративному эффекту, то есть по таким признакам, как интенсивность проявления текстуры и глубина изменения цвета древесины.
Различия по вязкости
В столярном деле существует около двух десятков ходовых пород древесины, отличающихся плотностью, пористостью и размерами сосудов. В каждом отдельном случае масло нужно подбирать индивидуально, учитывая также размер, форму и специфические особенности обрабатываемого изделия. Обращаем внимание, что регулировать вязкость растворителями можно только при работе с тунговым маслом, другие составы этого категорически не терпят.
Чем более густое и вязкое используется масло, тем сложнее нанести равномерный слой до того, как начнётся полимеризация. Работа с густыми маслами требует большей аккуратности, образующиеся потёки впоследствии вывести весьма проблематично. Достоинства густых масел — высокая скорость высыхания, сопоставимая с некоторыми видами лаков. Также благодаря большому содержанию твёрдых частиц такие масла образуют более прочную плёнку, обеспечивая защиту как от механических повреждений, так и от загрязнений.
Более жидкие масла используют для обработки изделий, которые либо имеют значительную площадь поверхности, либо изобилуют мелкими деталями с множеством труднодоступных мест. Масла с низкой вязкостью можно наносить в течение достаточно долгого времени, не опасаясь неравномерного высыхания. Однако для обретения качественной защиты изделие должно сохнуть достаточно долго, к тому же обычно нанесение таких масел выполняется в 3 и более слоёв.
Декоративные свойства масел
При выборе масла первостепенное значение имеет визуальный эффект от его применения. С этой точки зрения масла делят на условно бесцветные и колерующие. Почему бесцветными масла называют только условно? Потому что они в любом случае меняют цвет поверхности дерева, но при этом сохраняют прозрачность. Колерующие масла включают коллоидную взвесь красящего пигмента — от белил до сажи, которые несколько приглушают контрастность рисунка текстуры.
Прозрачные масла всегда по-разному проявляют текстуру дерева. Связано это, в первую очередь, с показателем вязкости. Чем она ниже, тем более мелкие поры древесины могут быть пропитаны. Густые масла проявляют только общий рисунок волокон, более редкие — мелкие детали текстуры. Так, для обработки дубовых поверхностей масло должно иметь вязкость чуть ниже средней, в то время как для ольхи рекомендуются насыщенные густые составы.
Применение колерующих масел во многом подобно морению. Колеровка дерева маслом довольно редко используется как самостоятельный приём обработки. Гораздо чаще с помощью таких составов подчёркивают мягкие прожилки между твёрдыми волокнами дерева или покрывают отдельные элементы мебели. Колерующее масло после высыхания имеет меньшую глянцевость, чем бесцветное.
Неизвестно, можно ли отнести к декоративным качествам такое свойство масел как запах. В действительности все масла пахнут абсолютно по-разному, от сенокоса до жареных семян. После высыхания запах от масляной обработки превращается в очень стойкий, но едва уловимый аромат, что может стать ценной частью интерьерного колорита.
Разница в содержании сухого остатка и воска
Несмотря на кажущуюся однородность, масла для дерева — это коллоидная система, состоящая из жидкой масляной основы и взвеси твёрдых веществ. В качестве последних выступают продукты частичной полимеризации масла, специальные присадки (сиккативы в маслах для наружного применения), смолы и натуральный воск. Вы абсолютно правы, если предположили, что с содержанием в масле твердых частиц увеличивается его вязкость и плотность.
Высокое содержание в масле частично полимеризовавшихся включений способствует устранению эффекта поднятия ворса при смачивании дерева. Используя насыщенные густые масла, иногда удаётся полностью избежать промежуточного шлифования или полировки. В этом прослеживается одна интересная тенденция: густые масла идеально подходят для крупнососудистой древесины, где возможно образование высокого ворса, в то время как текучие составы лучше применять для плотных твёрдых пород, практически не склонных к «лохматости». С другой стороны, за счёт содержания сухого остатка регулируется время высыхания масла.
Включение в состав растворённого воска преследует несколько иные цели. Воск помогает плотно закупорить поры древесины, обеспечивая ей превосходную гидрофобность. Такое вощение применяется главным образом в наружной отделке для защиты дерева от намокания и накопления пыли в мелких порах. Другая причина в том, что воск добавляется в масло, будучи растворённым в скипидаре или ином летучем растворителе. Отсюда возникает проблема стойкого неприятного запаха, что в жилых комнатах крайне нежелательно. Но есть масла, в которых воск растворяется при нагреве. Эти смесь неустойчивы, воск часто выпадает в осадок, что делает применение масла более сложным. Однако за счёт высокой экологичности такого состава можно провести вощение деталей интерьера, но не с целью защиты, а для придания лёгкого оттенка и глянцевого блеска.
Защитные свойства масел
В отличие от большинства защитных средств для древесины, масло не образует глухой плёнки, сохраняя паропроницаемость материала. При этом в разы повышается гидрофобность поверхности — при контакте с жидкой водой поглощение у дерева практически нулевое. Тем не менее, изделие из дерева остаётся подверженным усушке и разбуханию, от этих явлений покрытие маслом не избавляет.
Защитное действие масла заключается в уплотнении внешних слоёв дерева, за счёт чего исключается проникновение внутрь массива насекомых-вредителей. Благодаря отсутствию путей для проникновения влаги, дерево становится в наименьшей степени подверженным органическому поражению плесенью, грибком или синевой.
Масло также хорошо сохраняет цвет древесины, особенно это важно для внешней отделки дома. Корка масла, образующаяся на поверхности, эффективно рассеивает солнечный свет и ограничивает приток кислорода. За счёт этого в разы снижается скорость окисления целлюлозы и связанное с этим появление сероватого налёта.
Все эти свойства выражены тем сильнее, чем более густое масло используется для покрытия и чем больше наносится слоёв. Для масел характерно разделение защиты на два барьера: внутренний, достигаемый пропиткой пор, и наружный, образующийся при высыхании тонкой масляной плёнки на поверхности. Следует помнить, что пропитанная маслом древесина имеет более высокую теплопроводность, чем сухая.
Выбор в соответствии с породой древесины
Масло для дерева всегда выбирается под определённую породу. Рекомендуется иметь при себе пробный отрезок древесины такого же типа и качества обработки, которые свойственны деревянной отделке. Пробное нанесение даже на небольшие участки поможет быстро оценить поведение состава при контакте с деревом, равно как и декоративный эффект.
Начать следует с того, что все хвойные породы древесины практически не нуждаются в пропитке маслом. При крайней необходимости следует использовать густые составы, наносимые в один слой. Это связано с наличием в порах большого количества смол, из-за чего дерево теряет способность к впитыванию даже текучих масел. Поэтому требуется добиться быстрого высыхания масла на поверхности и в поверхностном слое.
Густые насыщенные масла используют также при обработке древесины с низкой плотностью (липа, ольха), особенно фруктовых пород, имеющих наиболее развитую сосудистую систему. Препятствий для пропитки густым маслом нет, в то время как излишне текучие составы проникнут слишком глубоко и навсегда останутся в жидком состоянии, лишившись доступа кислорода.
Совершенно противоположный подход используется при обработке бука, берёзы или платана. Из-за высокой плотности такой древесины их пропитывают либо нетоплёным маслом, либо составами с содержанием растворителя. Зачастую при работе с твёрдыми плотными породами их обработку выполняют комбинированной: сначала маслами, хорошо проникающими внутрь древесины, а после — густыми составами с высокой долей сухого остатка и воском.
Особенности нанесения и обслуживания отделки маслом
Сам процесс нанесения масла крайне прост, достаточно следовать инструкциям по применению определённого состава. Но есть и общие правила:
Пропитка маслом сохраняет эксплуатационные качества в течение 4–5 лет внутри помещений и 2–3 лет снаружи. По истечении этих сроков покрытие обновляют, для чего достаточно просто тщательно очистить поверхности и нанести ещё один слой масла. Густоту масла выбирают в зависимости от степени повреждения предыдущей отделки, обычно это достаточно густые реставрационные составы.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов