Чем кормят детей в школьных столовых
Первое, второе и компот: как должны питаться дети в школьной столовой?
Школьное питание — вопрос всегда актуальный и, зачастую, болезненный. С одной стороны, всем очевидно, что еда в столовой должна соответствовать принципам здорового питания, быть полезной и покрывать потребности растущего детского организма. С другой, она должна быть вкусной и аппетитной, нравиться детям, а с третьей — вписываться в бюджет, указанный в тендере.
Разбираемся, как закон регулирует обеспечение учеников горячим питанием и контролирует его качество, кто имеет право на льготные обеды и что делать, если ребёнок жалуется на школьную еду.
Содержание:
Питание в школьных столовых: основные законы
Согласно статье 37 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на образовательные учреждения.
В них приведены следующие требования:
Главное новшество — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», он же СанПиН, который содержит перечень недопустимых для школьного питания продуктов, размеры и массу порций, порядок составления меню, требования к оборудованию и гигиене помещений для приготовления пищи, хранению готовых блюд и пищевых продуктов и др.
По сути, СанПиН — это главный документ, с учётом требований которого должно быть организовано питание в школе.
Также на федеральном уровне регулируют качество питания в школах:
Дополнительно порядок обеспечения детей питанием в учебных заведениях формировать могут региональные законы.
Порядок организации питания детей в школах
Образовательное учреждение может иметь собственную столовую и штат работников либо привлечь специализированные предприятия общественного питания с помощью аутсорсинга, то есть передавая полномочия подрядчику путем заключения государственного или муниципального контракта через Госзакупки.
На основании договора компания, которая выиграла тендер, получает школьный пищеблок в аренду, занимается его оборудованием и содержанием и, в рамках установленного контрактом бюджета, обеспечивает питание учеников.
В большинстве школ сейчас действует именно такая (договорная) схема.
В зависимости от режима функционирования образовательной организации и часов нахождения в ней ученика, ему будет предусмотрено разное количество приёмов пищи:
Для приёма пищи в расписании занятий должна быть предусмотрена перемена продолжительностью не менее 20 минут.
Сколько стоит питание школьников?
Стоимость школьного рациона формируется с учётом сложившихся в регионе цен на продукты, рекомендованные для меню законодательством. Также в неё входит оплата за услуги по организации питания.
Бесплатное питание учеников начальных школ и льготников покрывают муниципальные или региональные бюджеты. Заложенные на это тарифы в разных регионах отличаются:
В зависимости от типа льготополучателя (учащийся с ОВЗ, из многодетной или малоимущей семьи, сирота и т.д.) тарифы могут отличаться в большую или меньшую сторону.
Если ребёнку не положена компенсация расходов питания, его ежемесячно должна оплачивать семья ученика. В каждой школе цена будет отличаться, и почти всегда она будет выше установленного на льготника норматива. Например, в Москве в минувшем учебном году завтрак для учеников 5-11 классов стоил порядка 100 рублей, обед — 180. В Уфе расценки начинались от 60 и 70 рублей соответственно.
Периодически возникают скандалы из-за того, что дети, обеспеченные питанием за бюджетный счёт, получали другие блюда, их порции были меньше.
По закону меню для всех школьников, независимо от их статуса и наличия льгот, должно быть одинаковым. Отличия допустимы лишь по медицинским показаниям.
Льготные обеды: кто может питаться в школе бесплатно?
1 марта 2020 года был подписан Закон об обеспечении учащихся в начальной школе бесплатным горячим питанием. Предполагается, что оно появится во всех образовательных учреждениях страны в срок до сентября 2023 года.
К этому моменту для школ вводится обязанность полностью обеспечить каждого учащегося 1-4 классов как минимум одним горячим блюдом и горячим напитком в день. Что именно это будет — каждое образовательное учреждение решит самостоятельно. Средства на обеспечение этих расходов будут выделены из бюджетов муниципального образования или региона.
Что касается предоставления бесплатного питания ученикам 5-11 классов, то на него может претендовать:
Дополнительные категории получателей социальной поддержки формируются органами местного самоуправления.
Чаще всего бесплатно или со скидкой в школе также могут питаться:
Как оформить бесплатное питание для школьника?
Чтобы получить льготное питание, нужно обратиться в службу социальной защиты населения (если вы проживаете в Москве, можно подать заявление через сайт mos.ru) либо напрямую в школу.
Для этого потребуются следующие документы:
⠀⠀
В случае оформления заявления через соцзащиту, полученную справку необходимо передать классному руководителю. Приложите к ней документы о состоянии здоровья ребёнка, чтобы школа могла сформировать ему отдельное меню, когда это требуется.
Как правило, льгота оформляется сразу на весь учебный год.
Всё про школьное меню
Важность здорового питания для детей объяснять не нужно, и в его правильной организации в образовательных учреждениях должны быть заинтересованы все.
Список разрешённых и запрещённых продуктов, требования к приготовлению блюд — всё это строго регламентируется. При этом многие родители сталкиваются с жалобами детей на невкусную еду. Разбираемся, как составляют школьное меню.
Кто составляет меню для школьников?
По действующему законодательству ученики обязательно должны получать горячее питание согласно утверждённому основному меню. Интересы детей, которым по состоянию здоровья положено лечебное и/или диетическое питание, также должны быть соблюдены школой.
Для каждой возрастной группы примерное меню разрабатывают минимум на две недели с учётом предусмотренных потребностей в белках, жирах, углеводах и микроэлементах, а также в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности.
Если еда готовится работниками школы, разработкой меню занимается образовательная организация, а утверждает его директор. Когда питание отдано на аутсорсинг, меню утверждает руководитель предприятия общественного питания либо ИП, предоставляющий услугу, и согласовывает с руководителем образовательной организации.
Раньше основное меню также было необходимо утверждать в Роспотребнадзоре, но СанПиН 2.3/2.4.3590-20, введённый с 1 января 2021 года, этого больше не требует.
Требования к пище в школьной столовой
Питание учеников должно соответствовать возрастным нормам и удовлетворять потребности детского организма в условиях интенсивного роста, быстрого метаболизма, а также высоких умственных нагрузок.
Приложение 10 к СанПин 2.3/2.4.3590-20 указывает, какое количество основных веществ должна содержать пища, но этот параметр можно корректировать с учётом климатических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей.
Основные требования к рациону школьника:
Формирование меню происходит в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности по приёмам пищи. Если суточная норма калорий для школьников, в зависимости от возраста, составляет 2370-2520 ккал в сутки, то на школьный завтрак должно приходиться 20-25%, на обед 30-35%, на полдник 10-15%.
Допускается отклонение от этих норм по отдельным приёмам пищи в течение дня в пределах 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать установленным требованиям.
Из чего готовят школьную еду: перечень разрешённых и запрещённых продуктов
Запрещённые продукты и блюда | Разрешённые продукты и блюда |
Окрошки и холодные супы | Говядина |
Яичница-глазунья | Мясо кролика |
Макароны по-флотски (с фаршем) | Мясо птицы (кура, цыплята-бройлеры, индейка) |
Макароны с рубленым яйцом | Конина |
Жареная во фритюре пищевая продукция | Баранина |
Блинчики с творогом | Рыба: треска, лосось |
Блинчики с мясом | Колбасные изделия, в т.ч. сосиски |
Грибы и всё, что из них приготовлено | Картофель |
Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус | Свёкла |
Консервы с нарушением целостности банок и признаками порчи | Капуста белокочанная, цветная |
Паштеты | Морковь |
Субпродукты, кроме говяжьих | Кабачок |
Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы | Бобы (фасоль) и зелёный горошек, в том числе консервированные |
Сырки творожные | Фрукты свежие, консервированные |
Изделия творожные более 9% жирности | Сухофрукты: курага, чернослив, изюм |
Молочная продукция и мороженое на основе растительных жиров | Макаронные изделия, крупы |
Острые соусы, кетчупы, майонез, уксус, горчица, хрен, перец острый | Яйцо |
Карамель, в том числе леденцовая | Сыр |
Кремовые пирожные и торты | Хлеб ржаной и пшеничный |
Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности | Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные 2,5-3,2% жирности |
⠀
Помимо этого запрещено приготовление блюд из мяса диких и сельскохозяйственных животных и птицы, а также рыбы, не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу.
Что касается напитков, то под запретом находятся морсы без термической обработки из плодово-ягодного сырья, газированные напитки, включая питьевую воду, натуральный кофе, тонизирующие и энергетические напитки, квас и соки концентрированные диффузионные, то есть сделанные на основе жмыха и воды.
Полный перечень можно посмотреть в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Что готовят для школьников и почему им это не нравится?
В СССР школьные обеды готовили, опираясь на рекомендации «Книги о вкусной и здоровой пище». Впервые она вышла в 1939 году, и её авторы — главный диетолог СССР Мануил Певзнер и промышленник Анастас Микоян — сочли, что детям вредно всё жареное и острое. Основной упор в меню делался на отварное мясо, бульоны и молочные каши.
Спустя десятилетия рекомендации изменились не сильно — согласно действующим нормативам, блюда для детей должны готовиться с щадящими методами обработки продуктов. Приемлемы отваривание, запекание, паровая обработка, тушение и припускание. В идеале должно быть вкусно и полезно. На практике это работает не всегда. Действительно ли школьные столовые предлагают детям правильно питание?
Три основные претензии к школьному меню и с чем они связаны:
Нежелание детей есть «правильную» еду работники школьной столовой часто списывают на пищевые привычки современных детей, избалованных сладостями и фаст-фудом. Приготовленные на пару котлеты и творожные запеканки проигрывают бургерам и чизкейку. Ещё один аргумент в защиту еды в школе — ориентированность детей на домашнее меню. Если ребёнок не привык есть дома овощные гарниры, то они не будут его привлекать и в школе.
Дети часто жалуются, что в школьной столовой еда остывшая. Еле тёплый суп или постоявшая каша… Эту проблему необходимо решать со школьной администрацией и поставщиком услуг питания. По нормативам супы, соусы и напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °C. Еда может подаваться к столу холодной из-за нарушения температурного режима подачи, а подогревать уже приготовленное блюда нельзя. В итоге получаем голодных детей.
Частая претензия детей и родителей к школьному питанию — скудный набор блюд и продуктов, из которых они готовятся. Хотя перечень разрешённых продуктов достаточно широкий и, казалось бы, даёт пространство для манёвра, здесь нужно помнить, что нормативами разрешена замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на другой с учётом пищевой ценности. Учитывая бюджеты, которые выделяются на школьное питание, не удивительно, что вместо мяса часто у детей в тарелках сосиски, белая рыба и нелюбимая говяжья печень, а гарниры сделаны из того, что в данный момент дешевле.
Как понять, что детские претензии к невкусной еде обоснованы?
О качестве школьного питания говорит так называемый «индекс несъедаемости» – разница между детской порцией и тем, что в итоге пошло в отходы. Если на выброс отправилось более 50% предложенной еды, значит, с меню явно не всё хорошо и оно требует корректировок.
Контроль качества питания в школах
Передача на аутсорсинг услуг по предоставлению питания не освобождает школьную администрацию от контроля. Закон также разрешает участвовать в проверках и родителям учеников. Рассказываем, как это устроено.
Требования к столовой, пищеблоку и его работникам
Как и любые работники общественного питания, школьные повара должны иметь медицинские книжки. У сотрудников пищеблока, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией и занятых в приготовлении блюд, не должно быть гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также признаков инфекционных заболеваний. Для допуска к работе проводится их ежедневный осмотр школьным медиком либо назначенным ответственным лицом.
Работники столовой обязаны использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов и менять их согласно инструкции.
В пищеблоке для сырья и готовых к употреблению блюд должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь, упаковка и кухонная посуда.
В конце рабочего дня вся посуда, столовые приборы и подносы должны быть вымыты в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию, либо вручную с обработкой дезинфицирующими средствами. При этом для мытья кухонной, столовой посуды и разделочного инвентаря должны использоваться разные ёмкости.
Учащиеся могут допускаться к дежурству по кухне, в том числе к чистке и нарезке сырых овощей, хлеба, к сервировке и уборке столов, а также мытью посуды, но под присмотром взрослых. Все обязательно должны работать в фартуках и шапочках или косынках.
Бракераж в школьной столовой
Бракераж готовой продукции — снятие пробы с блюда для проверки его соответствия установленному внешнему виду и вкусу.
Его проведение — обязанность школы. Для этого ежегодно создаётся специальная комиссия минимум из трёх человек. Директор образовательной организации либо его заместитель — всегда в качестве председателя. Также к бакеражу могут привлекаться медицинский работник, педагоги, повара, представители родительского комитета.
Бакеражная комиссия контролирует все аспекты работы пищеблока, качество продуктов, отслеживает правильность составления ежедневного меню, сроки реализации блюд, а также снимает пробы за 30 минут до начала их реализации.
Родительский контроль
В мае 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях». Это совершенно новый документ, не имеющий аналогов ранее.
Он официально предусматривает допуск родителей к контролю качества питания в школах, благодаря чему можно проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утверждённому меню и прочие соответствия установленным нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости», а также обсудить с учениками их удовлетворённость ассортиментом и качеством еды, уточнить вкусовые предпочтения детей.
Жалобы и предложения необходимо направить школьной администрации.
Что делать, если в школьной столовой есть явные нарушения?
В этом случае обращайтесь с жалобой в территориальное подразделение Роспотребназдора. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, описать, в чём состоит нарушение, приложить фото и видео при наличии.
За нарушение администрации школы грозит административная ответственность согласно статье 6.6. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».
Что делать, если качество питания в школьной столовой плохое?
Когда поставщик услуги систематически допускает нарушения в организации питания, а качество блюд стабильно неудовлетворительное, необходимо воздействовать на подрядчика, привлекая нормативы и законы, или добиваться его смены.
Для начала нужно фиксировать все факты нарушений в школьной столовой – будь то использование некачественных или запрещённых продуктов, реализация просроченных блюд, их несоответствие нормам по выходу и калорийности и т.д. При этом обязательно нужно составлять соответствующий акт в присутствии представителя поставщика услуги.
Затем директор школы должен потребовать устранить нарушения. Если недочёты сохраняются, устраняются не в полном объёме или допускаются систематически, это основание потребовать расторгнуть контракт по соглашению сторон.
С данной инициативой должна выступить администрация школы.
Поскольку это грозит комбинату питания или ИП внесением в реестр недобросовестных поставщиков, на данном этапе улучшения обычно всё же наступают. Когда этого не происходит, а юридическое лицо, осуществляющее школьное питание, отказывается от добровольного расторжения договора, необходимо обращаться в суд.
Можно ли отказаться от питания в школе?
По закону ни учителя, ни администрация школы не могут принуждать вас оплачивать питание ребёнка в школьной столовой, если он не хочет там есть.
Семья имеет право написать заявление в свободной форме на имя директора образовательного учреждения о том, что вы будете самостоятельно обеспечивать питание ребёнка в течение учебного времени. Требование справки от врача о том, что питание на общих основаниях в школе не рекомендовано ученику в связи с каким-либо заболеванием неправомерно.
Роспотребнадзор также не запрещает ребёнку питаться едой, принесённой из дома. В приложении к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 сказано, что «пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления не допускается при организации питания детей», и многие ошибочно восприняли это как запрет на употребление в школе любой принесённой с собой пищи. Однако в действительности это значит, что домашние продукты нельзя использовать именно в организованном питании всей школы.
Школьное питание — тема, которая волнует всех родителей. Качество блюд порой вызывает вопросы, да и детские жалобы на эту тему не редкость. Регулируют качество пищи и порядок её предоставления, в том числе бесплатного, множество нормативов, но и сами родители могут подключиться к процессу контроля. Разобраться во всех нюансах на самом деле не так сложно. Законодательство позволяет добиться существенных улучшений в работе школьной столовой, а также вовсе отказаться от её посещения.
Почему из школьного меню исчезли сосиски (и еще 12 вопросов о питании учеников)
© Коллаж Кристины Савельевой
Директор ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук, профессор Ирина Игоревна Новикова в рамках прямого эфира дала ответы на актуальные вопросы, касающиеся питания детей в школе.
— Могут ли дети и их родители повлиять на составление меню в школьной столовой?
— Существуют разные формы взаимодействия родителей и администрации школы. В данном аспекте каких-либо универсальных рецептов нет. Это могут быть общешкольные родительские собрания с участием руководства школы и приглашением организаторов питания, совместные дегустации блюд, иные мероприятия. Также граждане могут направлять обращения, которые адресуются, как правило, директору школы, организатору питания, органам управления образованием и Роспотребнадзору.
Однако следует заметить, что перед тем, как влиять на содержание меню, родителям целесообразно ознакомиться с требованиями, определяющими безопасность и полезность предлагаемого в школе питания с принципами здорового питания, понять профилактический вектор школьного питания.
Это касается вкусовых пристрастий, осознания особенностей физиологии детского организма, необходимости выработки навыков здорового питания у детей, здоровых пищевых стереотипов поведения, которые в перспективе послужат ребенку должной мерой защитой здоровья. Сначала важно вникнуть, а потом уже предлагать.
— Готов ли Роспотребнадзор учитывать мнение школьников по поводу качества питания в школьных столовых на основе опросов, проведенных Российским движением школьников?
— Конечно, мнение школьников для Роспотребнадзора, равно как и мнение родителей, представляет большой интерес. В том числе в аспекте разработки универсального единого меню, о котором говорят сегодня многие. Хочу обратить внимание, что Роспотребнадзором в рамках реализации национального проекта «Демография» уже третий год проводится анкетирование школьников и их родителей, в том числе по вопросам школьного питания. Все результаты учитываются в работе.
Вопросы, которые нас особенно интересуют — это удовлетворенность содержанием и ожиданиями, приоритетами в выборе. Эти материалы уже используются и будут использоваться в перспективе в определении стратегии и разработки методических документов для совершенствования системы, улучшения питания, повышения показателей удовлетворенности и «съедаемости» — это, несомненно важно, — выработки здорового пищевого поведения. Потому что без здорового пищевого поведения не будет здоровья.
— Возможно ли введение в школьных столовых питания в формате шведского стола, где будет представлено хотя бы по две позиции первого, второго, третьего?
— Я хочу обратить ваше внимание, что данные формы — формат шведского стола или питания по выбору — на сегодняшний день не запрещены действующими санитарными нормами и правилами, даже приветствуются. Другое дело, что в условиях школьного пищеблока это может быть сложнее в организационном плане. На наш взгляд, такое питание целесообразно организовывать для детей старших возрастных групп, потому что именно старшеклассники начинают ожидать большего от еды, хотят делать выбор, и они уже готовы к этому. Для младших классов это не совсем рационально.
Единичная практика в Российской Федерации есть, но она именно единичная. Как бы ни было организовано питание — с использованием формата шведского стола, с использованием формата питания по выбору — самое главное, что требует Роспотребнадзор — это безопасность и физиологическая полноценность питания. Если организация сможет это обеспечить, — вопросов нет, пожалуйста.
— Как решить проблему блюд, которые доходят до школьников уже в холодном состоянии?
— Действительно этот вопрос очень часто задается и в средствах массовой информации, и звучит в обращениях родителей, поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий в прошлом и в этом учебном году большое внимание уделялось именно этой проблеме.
Было отобрано более 70 000 блюд, измерена температура горячих блюд, только 1,3 процента не отвечали гигиеническим требованиям. Сегодня ГОСТом нормируется температура выдачи блюд: для супов — это 75 градусов, для гарниров и основных блюд — 65 градусов. В соответствии с требованиями санитарных норм и правил во всех рецептурах блюд сегодня указывается эта температура, организация старается выдержать эти правила.
Какой совет здесь можно дать школам: в первую очередь — принятие внутренних локальных актов, которые бы обеспечивали должный уровень внутреннего контроля за выдачей блюд, за накрыванием столов, потому что сегодня здесь тоже универсального рецепта нет, все школы разные — есть маленькие, есть большие. Поэтому, в зависимости от той ситуации, школа принимает решение, каким образом необходимо накрывать на столы. При этом обеспечивается и безопасность, и температура выдачи горячих блюд.
— Почему запретили макароны по-флотски в школе?
— Радует, что люди стали читать действующие санитарные нормы и правила, но ровно такое же требование было и 30 лет тому назад. Причина здесь одна: невозможность обеспечения эпидемиологической безопасности этого блюда в условиях организованного детского коллектива, когда необходимо накормить большое количество детей.
Есть запрет на повторный разогрев блюд, здесь возникают вопросы именно с эпидемиологической точки зрения. Что макароны с фаршем, что макароны с яйцом — они всегда входили в перечень запрещенных блюд для организованных детских коллективов. Обеспечить в полной мере эпидемиологическую безопасность с использованием этих блюд невозможно.
— Почему из школьного меню убрали сосиски?
— Их не столько даже любят дети, сколько любят взрослые, потому что сосиски просты и быстры в приготовлении. Вместе с тем, равно как и колбасные изделия, сосиски действительно отсутствуют сегодня в перечне рекомендуемых блюд для детского питания.
Причина — повышенное содержание соли и тяжелых для переваривания детским организмом жиров. Если мы говорим о здоровом питании, формировании здоровых пищевых привычек, вкусовых пристрастий, определяющих в перспективе популяционный уровень профилактики избыточной массы тела, болезней системы кровообращения, нарушения обмена веществ, то данная позиция вполне понятна.
Детям в качестве альтернативы вместо сосисок сегодня предлагаются мясные и рыбные блюда — более физиологически полноценные.
— Могут ли блюда повторяться несколько раз в неделю?
— Да, несомненно, могут. Здесь вопрос заключается в том, что блюда не должны приедаться, должна обеспечиваться эпидемиологическая безопасность. Требование такое: блюда не должны повторяться в течение суток и в течение двух смежных дней. У нас учебная неделя длинная, поэтому в понедельник и четверг могут повторяться одни и те же блюда, ничего в этом страшного нет, если они не вызывают приедаемость.
— Многих интересуют условия питания детей с сахарным диабетом и непереносимостью лактозы. Как им быть в условиях существующей системы питания в школьных столовых?
— Здесь я хотела бы пояснить, что санитарными нормами и правилами определено требование, что для таких детей питание должно предоставляться в образовательных организациях. Есть методические рекомендации, которые определяют алгоритмы по каждому виду заболеваний, требующих индивидуального подхода. То, что вы перечислили, входит в данную категорию заболеваний.
Необходимо, чтобы родители обратились к руководителю образовательной организации, предоставили медицинский документ и написали заявление. Далее определяется один из возможных алгоритмов организации питания. Питание может предоставить школа.
Если сахарный диабет, то особых проблем на сегодняшний день нет, практически все школы научились адаптировать меню. Если более сложное заболевание, например, целиакия, тогда возможен второй алгоритм питания: когда дети будут приносить блюда из дома, школа только должна обеспечить условия для того, чтобы ребенок мог эти блюда сохранить (холодильник), разогреть и съесть. Наиболее удобный вариант определяют родители совместно со школой.
— Эта система успешно действует, или есть проблемы с доступностью таких индивидуальных опций?
— По итогам мониторинга, который проводился в прошлом году, более 90 процентов школьников первых-четвертых классов достаточно успешно реализовывали этот алгоритм. Ряд школьников находились на домашнем обучении, там немного другая история.
Но для всех, кто ходил в школу, эта проблема была решена. Наш институт подготовил специальное программное средство, которое на сегодняшний день позволяет решать эти задачи для детей с пищевой аллергией, с сахарным диабетом. Мы выставили на нашем сайте типовые меню для детей с муковисцидозом и фенилкетонурией — такая проблема тоже бывает. Она встречается крайне редко, но, если у школ возникает запрос, мы готовы к сотрудничеству, готовы объяснить, как нужно организовать питание.
— В школьном питании сегодня учитываются религиозные особенности того или иного субъекта Российской Федерации?
— Сегодня школа сама является автором-разработчиком либо организацией, которая утверждает меню. Если такой запрос есть, то санитарные нормы и правила предусматривают возможность учета таких потребностей общества и формирования меню с учетом религиозных потребностей.
Возникает лишь одно требование, оно является незыблемым и фундаментальным: обеспечение безопасности и физиологической полноценности. А внутри — пожалуйста, с учетом религиозных, национальных особенностей, других влияющих факторов — все это возможно. Санитарные правила составлены достаточно удобно и гибко для того, чтобы каждый регион смог обеспечить физиологическую полноценность, сделать питание интересным и доступным для ребенка.
— Ребенок не ест на продленке, говорит, что все невкусное. Стоит ли родителю прийти и проверить? Как это лучше сделать?
— Конечно, можно принять участие в мероприятиях родительского контроля, сегодня это не запрещено. Есть методические рекомендации, ими можно воспользоваться, подготовиться первоначально, поучаствовать в этом мероприятии.
Несомненно, нужно поговорить с ребенком — что ему не нравится, понять, действительно ли в этом есть то, что может не нравиться, либо просто ребенок имеет иные вкусовые пристрастия, например, не хочет есть овощи или суп. Можно поинтересоваться работой бракеражной комиссии — такая есть во всех учреждениях для детей и подростков, перед тем как выдавать блюдо детям, они снимают пробу.
— Можно ли использовать СВЧ-печь в школьном буфете для разогрева той же выпечки детям?
— Мы с вами говорим о детских организованных коллективах — школах. Если внимательно прочитать санитарные нормы и правила, мы увидим, что подогрев блюд невозможен. Это запрещено.
На сегодняшний день такой потребности нет, потому что все должно реализовываться в течение двух часов с момента приготовления блюд. Плюс в каждой школе есть мармит. СВЧ-печи могут стоять в школьных пищеблоках, но для тех детей, которые имеют потребности в индивидуальном питании, они приносят с собой блюда из дома, им необходимо разогреть.
Таких учащихся немного, но они должны иметь такую возможность, школа об этом проинформирована, действует по соответствующему алгоритму. А в целом — такой потребности в школах нет и не должно быть.
— Должны ли кулеры стоять в каждом классе, в школе?
— Такого однозначного требования нет. Должен быть организован питьевой режим у школьников, вода должна отвечать требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды — это может быть и питьевой фонтанчик, ничего в этом страшного нет. В течение всего дня, когда дети находятся в школе, у них должен быть обеспечен свободный доступ к питью. Как это организовано — принципиального значения не имеет.
В заключение хочу сказать, что Роспотребнадзор готов к диалогу, нас интересуют все предложения профессионального и родительского сообщества. Хочу еще раз обратить внимание: самое главное — питание должно быть здоровым. Детей нужно с детства приучать к тому, что оно не должно быть пересоленным, излишне ароматизированным. Пища должна быть физиологически полноценной, потому что ребенок растет и развивается. То, что мы сегодня закладываем на этом этапе, во многом будет определять успешность наших детей в будущем.
Почему из школьного меню исчезли сосиски (и еще 12 вопросов о питании учеников)
© Коллаж Кристины Савельевой
Директор ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук, профессор Ирина Игоревна Новикова в рамках прямого эфира дала ответы на актуальные вопросы, касающиеся питания детей в школе.
— Могут ли дети и их родители повлиять на составление меню в школьной столовой?
— Существуют разные формы взаимодействия родителей и администрации школы. В данном аспекте каких-либо универсальных рецептов нет. Это могут быть общешкольные родительские собрания с участием руководства школы и приглашением организаторов питания, совместные дегустации блюд, иные мероприятия. Также граждане могут направлять обращения, которые адресуются, как правило, директору школы, организатору питания, органам управления образованием и Роспотребнадзору.
Однако следует заметить, что перед тем, как влиять на содержание меню, родителям целесообразно ознакомиться с требованиями, определяющими безопасность и полезность предлагаемого в школе питания с принципами здорового питания, понять профилактический вектор школьного питания.
Это касается вкусовых пристрастий, осознания особенностей физиологии детского организма, необходимости выработки навыков здорового питания у детей, здоровых пищевых стереотипов поведения, которые в перспективе послужат ребенку должной мерой защитой здоровья. Сначала важно вникнуть, а потом уже предлагать.
— Готов ли Роспотребнадзор учитывать мнение школьников по поводу качества питания в школьных столовых на основе опросов, проведенных Российским движением школьников?
— Конечно, мнение школьников для Роспотребнадзора, равно как и мнение родителей, представляет большой интерес. В том числе в аспекте разработки универсального единого меню, о котором говорят сегодня многие. Хочу обратить внимание, что Роспотребнадзором в рамках реализации национального проекта «Демография» уже третий год проводится анкетирование школьников и их родителей, в том числе по вопросам школьного питания. Все результаты учитываются в работе.
Вопросы, которые нас особенно интересуют — это удовлетворенность содержанием и ожиданиями, приоритетами в выборе. Эти материалы уже используются и будут использоваться в перспективе в определении стратегии и разработки методических документов для совершенствования системы, улучшения питания, повышения показателей удовлетворенности и «съедаемости» — это, несомненно важно, — выработки здорового пищевого поведения. Потому что без здорового пищевого поведения не будет здоровья.
— Возможно ли введение в школьных столовых питания в формате шведского стола, где будет представлено хотя бы по две позиции первого, второго, третьего?
— Я хочу обратить ваше внимание, что данные формы — формат шведского стола или питания по выбору — на сегодняшний день не запрещены действующими санитарными нормами и правилами, даже приветствуются. Другое дело, что в условиях школьного пищеблока это может быть сложнее в организационном плане. На наш взгляд, такое питание целесообразно организовывать для детей старших возрастных групп, потому что именно старшеклассники начинают ожидать большего от еды, хотят делать выбор, и они уже готовы к этому. Для младших классов это не совсем рационально.
Единичная практика в Российской Федерации есть, но она именно единичная. Как бы ни было организовано питание — с использованием формата шведского стола, с использованием формата питания по выбору — самое главное, что требует Роспотребнадзор — это безопасность и физиологическая полноценность питания. Если организация сможет это обеспечить, — вопросов нет, пожалуйста.
— Как решить проблему блюд, которые доходят до школьников уже в холодном состоянии?
— Действительно этот вопрос очень часто задается и в средствах массовой информации, и звучит в обращениях родителей, поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий в прошлом и в этом учебном году большое внимание уделялось именно этой проблеме.
Было отобрано более 70 000 блюд, измерена температура горячих блюд, только 1,3 процента не отвечали гигиеническим требованиям. Сегодня ГОСТом нормируется температура выдачи блюд: для супов — это 75 градусов, для гарниров и основных блюд — 65 градусов. В соответствии с требованиями санитарных норм и правил во всех рецептурах блюд сегодня указывается эта температура, организация старается выдержать эти правила.
Какой совет здесь можно дать школам: в первую очередь — принятие внутренних локальных актов, которые бы обеспечивали должный уровень внутреннего контроля за выдачей блюд, за накрыванием столов, потому что сегодня здесь тоже универсального рецепта нет, все школы разные — есть маленькие, есть большие. Поэтому, в зависимости от той ситуации, школа принимает решение, каким образом необходимо накрывать на столы. При этом обеспечивается и безопасность, и температура выдачи горячих блюд.
— Почему запретили макароны по-флотски в школе?
— Радует, что люди стали читать действующие санитарные нормы и правила, но ровно такое же требование было и 30 лет тому назад. Причина здесь одна: невозможность обеспечения эпидемиологической безопасности этого блюда в условиях организованного детского коллектива, когда необходимо накормить большое количество детей.
Есть запрет на повторный разогрев блюд, здесь возникают вопросы именно с эпидемиологической точки зрения. Что макароны с фаршем, что макароны с яйцом — они всегда входили в перечень запрещенных блюд для организованных детских коллективов. Обеспечить в полной мере эпидемиологическую безопасность с использованием этих блюд невозможно.
— Почему из школьного меню убрали сосиски?
— Их не столько даже любят дети, сколько любят взрослые, потому что сосиски просты и быстры в приготовлении. Вместе с тем, равно как и колбасные изделия, сосиски действительно отсутствуют сегодня в перечне рекомендуемых блюд для детского питания.
Причина — повышенное содержание соли и тяжелых для переваривания детским организмом жиров. Если мы говорим о здоровом питании, формировании здоровых пищевых привычек, вкусовых пристрастий, определяющих в перспективе популяционный уровень профилактики избыточной массы тела, болезней системы кровообращения, нарушения обмена веществ, то данная позиция вполне понятна.
Детям в качестве альтернативы вместо сосисок сегодня предлагаются мясные и рыбные блюда — более физиологически полноценные.
— Могут ли блюда повторяться несколько раз в неделю?
— Да, несомненно, могут. Здесь вопрос заключается в том, что блюда не должны приедаться, должна обеспечиваться эпидемиологическая безопасность. Требование такое: блюда не должны повторяться в течение суток и в течение двух смежных дней. У нас учебная неделя длинная, поэтому в понедельник и четверг могут повторяться одни и те же блюда, ничего в этом страшного нет, если они не вызывают приедаемость.
— Многих интересуют условия питания детей с сахарным диабетом и непереносимостью лактозы. Как им быть в условиях существующей системы питания в школьных столовых?
— Здесь я хотела бы пояснить, что санитарными нормами и правилами определено требование, что для таких детей питание должно предоставляться в образовательных организациях. Есть методические рекомендации, которые определяют алгоритмы по каждому виду заболеваний, требующих индивидуального подхода. То, что вы перечислили, входит в данную категорию заболеваний.
Необходимо, чтобы родители обратились к руководителю образовательной организации, предоставили медицинский документ и написали заявление. Далее определяется один из возможных алгоритмов организации питания. Питание может предоставить школа.
Если сахарный диабет, то особых проблем на сегодняшний день нет, практически все школы научились адаптировать меню. Если более сложное заболевание, например, целиакия, тогда возможен второй алгоритм питания: когда дети будут приносить блюда из дома, школа только должна обеспечить условия для того, чтобы ребенок мог эти блюда сохранить (холодильник), разогреть и съесть. Наиболее удобный вариант определяют родители совместно со школой.
— Эта система успешно действует, или есть проблемы с доступностью таких индивидуальных опций?
— По итогам мониторинга, который проводился в прошлом году, более 90 процентов школьников первых-четвертых классов достаточно успешно реализовывали этот алгоритм. Ряд школьников находились на домашнем обучении, там немного другая история.
Но для всех, кто ходил в школу, эта проблема была решена. Наш институт подготовил специальное программное средство, которое на сегодняшний день позволяет решать эти задачи для детей с пищевой аллергией, с сахарным диабетом. Мы выставили на нашем сайте типовые меню для детей с муковисцидозом и фенилкетонурией — такая проблема тоже бывает. Она встречается крайне редко, но, если у школ возникает запрос, мы готовы к сотрудничеству, готовы объяснить, как нужно организовать питание.
— В школьном питании сегодня учитываются религиозные особенности того или иного субъекта Российской Федерации?
— Сегодня школа сама является автором-разработчиком либо организацией, которая утверждает меню. Если такой запрос есть, то санитарные нормы и правила предусматривают возможность учета таких потребностей общества и формирования меню с учетом религиозных потребностей.
Возникает лишь одно требование, оно является незыблемым и фундаментальным: обеспечение безопасности и физиологической полноценности. А внутри — пожалуйста, с учетом религиозных, национальных особенностей, других влияющих факторов — все это возможно. Санитарные правила составлены достаточно удобно и гибко для того, чтобы каждый регион смог обеспечить физиологическую полноценность, сделать питание интересным и доступным для ребенка.
— Ребенок не ест на продленке, говорит, что все невкусное. Стоит ли родителю прийти и проверить? Как это лучше сделать?
— Конечно, можно принять участие в мероприятиях родительского контроля, сегодня это не запрещено. Есть методические рекомендации, ими можно воспользоваться, подготовиться первоначально, поучаствовать в этом мероприятии.
Несомненно, нужно поговорить с ребенком — что ему не нравится, понять, действительно ли в этом есть то, что может не нравиться, либо просто ребенок имеет иные вкусовые пристрастия, например, не хочет есть овощи или суп. Можно поинтересоваться работой бракеражной комиссии — такая есть во всех учреждениях для детей и подростков, перед тем как выдавать блюдо детям, они снимают пробу.
— Можно ли использовать СВЧ-печь в школьном буфете для разогрева той же выпечки детям?
— Мы с вами говорим о детских организованных коллективах — школах. Если внимательно прочитать санитарные нормы и правила, мы увидим, что подогрев блюд невозможен. Это запрещено.
На сегодняшний день такой потребности нет, потому что все должно реализовываться в течение двух часов с момента приготовления блюд. Плюс в каждой школе есть мармит. СВЧ-печи могут стоять в школьных пищеблоках, но для тех детей, которые имеют потребности в индивидуальном питании, они приносят с собой блюда из дома, им необходимо разогреть.
Таких учащихся немного, но они должны иметь такую возможность, школа об этом проинформирована, действует по соответствующему алгоритму. А в целом — такой потребности в школах нет и не должно быть.
— Должны ли кулеры стоять в каждом классе, в школе?
— Такого однозначного требования нет. Должен быть организован питьевой режим у школьников, вода должна отвечать требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды — это может быть и питьевой фонтанчик, ничего в этом страшного нет. В течение всего дня, когда дети находятся в школе, у них должен быть обеспечен свободный доступ к питью. Как это организовано — принципиального значения не имеет.
В заключение хочу сказать, что Роспотребнадзор готов к диалогу, нас интересуют все предложения профессионального и родительского сообщества. Хочу еще раз обратить внимание: самое главное — питание должно быть здоровым. Детей нужно с детства приучать к тому, что оно не должно быть пересоленным, излишне ароматизированным. Пища должна быть физиологически полноценной, потому что ребенок растет и развивается. То, что мы сегодня закладываем на этом этапе, во многом будет определять успешность наших детей в будущем.
Перемена на завтрак
Мария Владимировна, чем детей кормить будем?
Мария Гмошинская: Еще остались школы, где часть детей занимаются во вторую смену. Для них этот прием пищи станет обедом. Но в перспективе все дети будут учиться с утра и, соответственно, получать именно завтрак. Поэтому специалисты в обиходе часто так и говорят: «президентский завтрак».
Насколько важны для детей эти завтраки?
Между рождением и первым классом проходит не так мало времени.
Мария Гмошинская: По статистике, подавляющее большинство детей ходят в детсады, где они уже получают горячее питание. Теперь они останутся с ним еще на четыре года. И тогда, став подростками, они уже будут понимать что едят, зачем едят, почему едят, у них сформируется потребность в здоровой еде.
Я не против здоровой еды, но всегда почему-то выбираю вкусную. Как быть с детьми, у которых такие же предпочтения?
А как с чипсами, шоколадкой и прочими газировками?
Мария Гмошинская: В школьном питании их быть не должно. Нет ничего плохого в том, что ребенок раз в месяц съест чипсы, картофель фри, хотя лучше обойтись без этого. От колы тоже никакой катастрофы не случится, если пить ее крайне редко, так как это «фестивальный напиток» (праздничный). Но если включать такую еду в меню часто, заменять ими основные продукты, то проблемы со здоровьем обеспечены. Тут главное обойтись без крайностей. Детям нужно и мясо, и кондитерские изделия, но только в меру, тогда никакого вреда, кроме пользы, не будет.
Я, как и большинство родителей нынешних школьников, рос в 90-е. И как-то у меня применительно к еде слова «школьная» и «вкусная» плохо сочетаются.
Мария Гмошинская: Забудьте об этом! Я много езжу по регионам, бываю и в школах, и детсадах, у меня дети примерно ваши ровесники, я тоже могу сравнивать, что было и что есть. Ситуация сильно изменилась. Во многих школах питанию детей уделяют большое внимание. Родители тоже активно следят за организацией питания в школах.
Опять же из детства: иные блюда весь класс, не трогая, отправлял на конвейер. Такое может повториться?
Кто будет готовить «президентские блюда» и контролировать их качество?
Сколько стоит такой правильный завтрак для младшего школьника?
Государство готово направить огромные деньги на питание школьников. Как думаете, толк будет?
Кто платит за еду
Число младших школьников в России немногим превышает 7 млн человек, продолжительность учебного года равна 35 неделям. По словам зампреда Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктора Смирнова, из оценки питания в школах следует, что речь идет в среднем о 70 рублях на ребенка в день. Понятно, что это очень условная сумма, ее размер может меняться от региона к региону, в том числе в зависимости от стоимости продуктов и сложности их доставки. Простое умножение числа школьников, пяти учебных дней в неделю и 35 учебных недель в году на эти 70 рублей дает результат в 87 млрд рублей в год. Деньги будут поступать из федерального, региональных и местных бюджетов, а также из иных источников. При этом федеральный бюджет готов выделять средства для помощи в тех местах, где местными силами накормить детей не получится. В этом году, когда питание начнется только с сентября и только в 68 регионах, заявивших о своей готовности к новшеству, на эти цели при корректировке бюджета заложили 21,8 млрд рублей. Остальные деньги надо будет изыскать на местах.
Чем кормят в школах США, стран Европы и СНГ
В сентябре школы, а вместе с ними и столовые, вновь заполнились учениками. Лайф #Еда опросил родителей из разных стран и выяснил, чем кормят их детей, а также сколько стоят обеды и завтраки в государственных школах.
Наши маленькие отчёты составлены на основе рассказов отдельно взятых семей. Вполне возможно, что в разных государственных школах одного и того же города меню и цены будут отличаться. Впрочем, не слишком сильно, утверждают наши информаторы. И ещё: нам, к сожалению, не удалось собрать все фото из серии #мирдолжензнатьчтояем — многие дети не смогли сфотографировать свой завтрак, потому что им запрещено пользоваться телефонами в стенах школы (и это однажды будет поводом для отдельной статьи).
Белоруссия, Минск
Фото © Юлии Капитоновой
Меню в государственной белорусской школе особым разнообразием не отличается и изобилует блюдами классических кулинарных традиций СССР, пища плотная и добротная, рассказала нам Дарья, многодетная мама из Минска. На завтрак тут подают омлет или картофельное пюре с котлетами, бывают каши (пшёнка, гречка, рис), изредка — запеканки. Запивать предлагается чаем, компотом, какао или привычным ещё советским ученикам напитком из цикория. Обед не менее основательный: суп или борщ, снова картошка с котлетой или драники и компот. Завтраки (на них выделяется по 15 минут) достаются тем, кто учится в первую смену, а обеды (по 20 минут) — тем, кто во вторую.
Еда в минской школьной столовой более-менее вкусная, признаются едоки, хотя всё зависит от команды поваров — так, например, годом ранее те же блюда в той же школе выходили куда менее аппетитными. Родители считают, что такая еда хоть и не является идеалом полезного питания, «хотя бы безвредна» — обычный «советский» вариант. До пятого класса питание в школе бесплатно, дальше приходится выкладывать по 25 тысяч белорусских рублей в день (это чуть меньше ста российских рублей). При большом желании, учась в первую смену, можно ещё и обедать, но тогда и платить придётся вдвое больше.
Украина, Днепр и Херсон
Комментарий Ивана, ученика из днепровской государственной школы, мы приводим дословно: «Каша ещё ничего, капуста постоянно кислая, а котлета очень солёная». Кроме того, как признался наш комментатор, порции настолько скромные, что мальчишки таскают у девчонок булочки, чем, в свою очередь, обеспокоены родители девочек.
Коллаж © L!FE
В то же время в Херсонской области ученики настроены более лояльно. Несмотря на то что обеды достаточно однообразны — классические «советские» супы, подлива с картофелем, запеканки и компоты — их здесь считают полезными. На завтраки подают в основном каши. Отметим, что фрукты в государственных школах Украины подаются крайне редко. Отдельная история с оплатой. В начале 2016 года правительство отменило бесплатное питание для большинства учеников начальных школ — «льготы» остались только у некоторых категорий семей. Годом же ранее завтраки для учеников средней и старшей школы обходились в среднем по шесть гривен (около 15 рублей), а обеды — по десять (25 рублей).
Чехия, Варнсдорф
Фото: © Марины Мелконовой
О питании в государственных школах Чехии (по крайней мере, в городке Варнсдорф) Лайфу рассказала одна из местных учениц, Марина. По её словам, здесь не принято завтракать в столовой — она и открывается-то лишь в полдень, а работает до 14:30. Завтракают дети дома или приносят с собой перекусы — чаще всего это бутерброды, печенье или фрукты. Едят ученики только на переменах в классе. Что касается обеда, то здесь всё куда веселее. Меню очень разнообразно. Здесь подают кнедлики с гуляшом (национальная еда Чехии), картофель с рыбным филе или с куриной ножкой, разные салаты (с куриным мясом, с тунцом), манную или рисовую кашу, чечевицу с солёным огурцом и с варёным яйцом, гороховую кашу с сосиской. По мнению учеников, еда в школьных столовых вкусная. Родители тоже довольны — говорят, что всё полезное. Один такой обед обходится в 68 крон (чуть менее 200 рублей), но часть стоимости компенсируется школой.
Германия, Бавария
Фото: © flickr / ais3n
В немецких государственных школах (по крайней мере, в Баварии, ведь в каждой земле свои особенности системы образования) столовых нет, рассказала жительница этой страны. Соответственно, здесь не предлагают ни завтраков, ни обедов. Дети приносят завтрак с собой — в начальной школе им перед первой переменой выделяют на еду минут 10—15. На каждой перемене в специально обустроенном месте предлагают купить разные булочки, какао и соки, иногда в продаже оказываются и овощи с фруктами. Кроме того, в баварских школах детей, посещающих продлёнку, можно записать на обеды. В этом случае приобретается сразу абонемент. Обеды ежедневно привозит определённая фирма (причём привозит уже разогретыми). Стоит такой обед 3,30 евро (около 250 рублей). Меню очень простое: например, макароны с соусом или картошка с сосиской, а иногда предлагают молочный сладкий рис. По мнению родителей, обеды, возможно, и не всегда полезные, но в рационе всегда есть фрукты и овощи, да и йогурт дают только натуральный. Воду (или другие напитки) каждый ребёнок носит с собой. По традиции такая система школьного питания в Германии практикуется ещё с детского сада: завтрак свой, обед привозной. А ещё в личном деле можно указать особенности рациона (если ребёнок вегетарианец, не ест свинину из религиозных соображений или имеет аллергию). Отметим, что до недавнего времени школы не предлагали еды вообще: дети учились меньше часов, чем, скажем, в России, поэтому они ели дома. И лишь недавно количество уроков было увеличено, и теперь каждая школа решает этот вопрос по-своему, общих правил нет.
Голландия, Гаага
Фото: © flickr/DC Central Kitchen
В голландских школах кормить детей завтраками столовского производства также не принято. Собеседница Лайфа, Лидия Робертсон, проживающая с детьми в Гааге, рассказала, что на завтраки ученики едят то, что им положили заботливые родители в ланчбоксы — какие-нибудь бутерброды, печенье, фрукты. По её словам, при школах обычно действуют небольшие кафетерии, но там во время перемены выстраивается такая огромная очередь, что стоять в ней лишний раз не хочется никому. В кафетерии же можно купить еду из стандартного набора — сэндвичи (каждый примерно по полтора евро — около ста рублей), печенье, лимонад, сок, воду, чай (примерно те же полтора евро). Зато перерыв на еду школьникам дают большой — целых 45 минут (впрочем, как признаются родители, на еду тратится лишь пять из них, остальное — на футбол и игры с одноклассниками).
Ни о никакой горячей еде и речи быть не может, утверждает источник Лайфа: маленькие могут обжечься, а старшие уже не приучены, им легче перехватить бутерброд. Исключение составляют только местные русские, которые дают детям горячую еду в термосах.
Италия, Триест
Фото © Елена Дегано
«>Источник Лайфа в Триесте описал школьное питание подробнейшим образом — ещё бы, это ведь итальянская кухня! По словам мамы первоклассницы, здесь отлично кормят и в детском саду (однажды салат из сырой моркови был взят на заметку и теперь готовится и дома), и в школе. Ученики регулярно едят продукты с пометкой «био», а при выборе фруктов и овощей здесь предпочитают продукцию местных производителей. В меню — овощной суп-пюре с кус-кусом, куриная грудка в панировке и салат из молодой свекольной ботвы с оливковым маслом. Дополнительно подаются хлеб и фрукты.
Важно, что меню сезонное и набор продуктов меняется. По словам нашей собеседницы, не поленившейся перевести на русский язык меню на неделю, рацион питания пестрит салатами из всевозможной зелени. Отметим, что завтраки дети носят из дома, причём школьная администрация настойчиво рекомендует не приносить всяческие десерты в упаковке. Утренняя трапеза проходит в классе — предварительно детей просят достать принесённые из дома салфетки под приборы и сервировать свою парту. Еду готовят вне школы (этим занимается целый кооператив, ответственный за питание в учебных заведениях) и потом развозят по местам. По традиции пятница у детей — рыбный день. Интересно, что детям дают не местную рыбу, а преимущественно треску: во-первых, костей меньше, а во-вторых, ни один поставщик (поставщики — это обычные рыбаки) не сможет обеспечить единую партию рыбы в количестве достаточном, чтобы прокормить всех учеников (дробить партии недопустимо с точки зрения контроля качества и поддержания стандартов).
США, Хьюстон
На ланч в американских школах обычно подают еду, которую здесь называют finger food, — ту, которую едят без использования столовых приборов. Это могут быть пицца, хот-дог, куриные или рыбные наггетсы, рассказала мама одного из учеников. Обязательно предлагаются фрукты или овощи — нарезанные ломтиками яблоки или морковка. В качестве напитка ученикам предлагают молоко 1—2% жирности или какао. При этом даже обычные школы стараются, чтобы еда была максимально полезной и как можно менее сладкой — сладких йогуртов тут не едят, а молоко стараются заказывать у местных фермеров.
По новому закону штата ребёнок должен употреблять полчашки фруктов или овощей во время ланча. Поэтому, если ученик дополняет своё основное меню фруктами и овощами, стоимость ланча уменьшается. Отдельно собеседница Лайфа отметила, что после трапезы вся еда без исключения выбрасывается, даже если ребёнок к ней и не притронулся. В муниципальных школах еда попроще, а значит, более дешёвая, примерно два — два с половиной доллара за порцию (в пределах 150 рублей). Цена зависит в том числе и от размера порции — для младших и старших учеников они разные. Интересный момент с оплатой еды связан с тем, что всем «столующимся» в школьных столовых обязательно заводят специальные карточки и аккаунт, который родителю можно пополнять онлайн. Оповещение о скором окончании средств заранее приходит на почту родителям.
Черногория, Бар
Фото: © flickr /Paval Hadzinski/Yuichi Sakuraba
В школах Черногории вместо столовых работают буфеты, так что всё «организованное» меню — это стандартные сэндвичи, булки и напитки в виде чая или сока. Фруктов и овощей нет. Зато, как рассказала Лайфу жительница Бара, рядом с любой школой есть несколько кафе или пекарен, куда старшеклассников отпускают на переменах, чтобы купить себе поесть в обеденное время. Малышам же, проводящим в школе всего пару часов, хватает и домашних завтраков. Что касается непосредственно школьных буфетов, то здесь всё строго — за право работать в школе поставщики сперва участвуют в тендере.
С оплатой тоже отдельная история: в начале каждого месяца родители составляют ребёнку индивидуальное меню, выбирая из предложенных блюд (всё те же круассаны, булки и сэндвичи), и заранее оплачивают счёт. Стоимость блюд при этом строго регламентируются Министерством образования. Например, в магазине рогалик стоит 50 центов (около 35 рублей), а в меню буфета — уже 20 центов (14 рублей). Завтракают дети в классе, еду им приносят заранее сюда же.
Испания, Аликанте
Фото: © flickr / aglet
Завтраки есть далеко не во всех государственных школах Испании — например, дети собеседницы Лайфа носят с собой ланчбоксы: младшему достаются сок и фрукты с овощами, а старшим — сок с печеньем. Совсем другое дело — обед. Этот приём пищи включён в трёхчасовое пребывание между уроками — а вы думали, сиеста только на магазины распространяется? Оказывается, эта традиция поддерживается и в области образования: дети учатся несколько уроков, после чего прерываются на сиесту, во время которой можно уйти домой, а можно остаться в школе — погулять, позаниматься, поиграть, а малышам — даже поспать. После сиесты дети отправляются на оставшиеся уроки. Обеденное меню ежемесячно выдаётся на руки всем родителям, оплатившим пребывание детей в школе на время сиесты. Эта услуга зависит от школы и от многих других факторов, поэтому цена за месяц варьируется от 50 до 150 евро, то есть 3500 — 10 500 рублей (при этом большинство вносит лишь часть этой суммы — в стране действуют различные субсидии). В рацион обязательно входят свежие сезонные фрукты и овощи, салаты. Довольно часто в состав обеда входят йогурты, а иногда — даже мороженое. Среди других регулярных героев меню — овощные супы-пюре, спагетти, рыба, тушёное мясо. Качество еды, попадающей на столы ученикам, отменное, ведь школы регулярно подвергаются строжайшим проверкам, по итогам которых может быть выписан «неподъёмный», как выразился наш источник, штраф.
Россия, Москва
А что же в России? То же самое «советское» меню — запеканки и каши на завтраки, щи-борщи, макароны с мясом, компоты — на обеды. Добротно и сытно — по крайней мере, в Москве. Для многих действуют льготы (вплоть до бесплатного питания для учеников начальной школы) и система компенсаций.
Фото Юли Судакова
Как отмечает один из школьников, согласившийся рассказать Лайфу о своих впечатлениях из столовой, пару лет назад рацион был пошире, но в блюда толком не клали ни сахара, ни соли. «Особенно противно было несладкий чай и этот напиток из цикория пить — гадость, сами понимаете», — вспоминает он. Сейчас кладут не только сахар, но даже лимон — примерно треть дольки, так что по факту лимон есть, но на вкусе чая его наличие в стакане не сильно отражается. Родители отучившихся первые четыре класса детей платят около ста рублей за обед (зависит от школы, тех самых льгот и обстоятельств), в который, как мы видим на фото, входит четыре блюда.
Канада, Торонто
Школьной столовой как таковой в канадских школах нет, рассказала Ольга Моретто. Для трапезы обычно выделяется либо отдельная комнатка, либо и вовсе спортзал. При школе работает специальная организация, отвечающая за поставки перекусов. У родителей есть два варианта — собирать завтраки самостоятельно или заказывать через эту организацию. Во втором случае необходимо связаться с этой организацией напрямую, минуя школу (контактные данные записаны у ребёнка в дневнике), и решить, чем будет питаться ребёнок. Есть несколько вариантов меню — в основном это не горячие обеды, а именно перекусы — хот-доги, бутерброды, фрукты. При этом все варианты скомбинированы заранее: например, хот-дог, морковка и яблочный сок или сэндвич с сыром, овощной салат и апельсиновый сок.
Фото: © flickr / U.S. Department of Agriculture
Очень многие дети в Канаде — аллергики, в связи с чем в большинстве школ действует строгий запрет на шоколад и продукты, содержащие орехи, — такие продукты нельзя не то что включать в общее меню, но даже приносить с собой в собственном рюкзаке для собственного же завтрака. «Однажды моей дочери не разрешили съесть принесённый из дома бутерброд с шоколадной пастой. Осталась в итоге голодной», — призналась Ольга. По той же причине запрещено делиться едой — если ребёнок поделится с другом печеньицем, то отругают обоих. Цена на организованный перекус — 5—7 канадских долларов (около 300 рублей).