Чем кормят в школе первоклассников меню
Завтрак для первоклассника: чем накормить ребенка утром?
В этом году моя дочь стала первоклассницей, и для меня остро стал вопрос питания ребенка. Еще год назад все было намного проще: дома стакан молока или какао, а завтрак – уже в детском саду. Теперь нужно придумать, чем же накормить ребенка ранним утром, чтобы было вкусно, полезно и заряда энергии хватало на несколько уроков.
Поговорив с мамами нашего класса, я выяснила, что все столкнулись с этой проблемой. Во-первых, если ребенок учится в первую смену, то от пробуждения до прихода в школу проходит совсем мало времени, это значит, первоклассник толком не успевает проснуться, а уже нужно быстро кушать и бежать в школу.
Вторая проблема была озвучена в одной из серий мультфильма «Маша и медведь»: «Дети это не едят! Дети это не хотят!»
А что же хотят дети? Конечно, большинство детей хотели бы видеть на завтрак что-то сладкое. Опрос детей нашего класса (в опросе участвовали 32 первоклассника) показал, что:
В свою очередь, я вспомнила свое детство, в котором по утрам в основном была гречневая каша с молоком или блюда из яиц. В середине 90-х, большинство из родителей не думали о калорийности блюда, белках, жирах и углеводах. Не было доступно столько разной, часто противоречивой информации о еде и продуктах. Сейчас этого всего – море, как маме выбрать то, что пойдет на пользу здоровью ее ребенка?
Буквально лет на пять назад все начали есть на завтрак овсянку на воде и творог, а манную кашу отнесли в разряд едва ли на самой вредной еды. Сейчас стало можно варить кашу на молоке, якобы она так лучше усваивается. Обывателям не так просто во всем это разобраться, понять, что действительно полезно, а что – очередной маркетинговый ход.
Разобраться в правильных завтраках помогла нутрициолог Юлия Бобейка:
Завтракать ребенку нужно обязательно, так как именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Сбалансированный завтрак – гарант того, что ребенок, придя в школу, не побежит тут же покупать себе «вредные» продукты вроде чипсов и газированной воды.
Сбалансированный завтрак должен состоять из «сложных» углеводов, белка и жиров.
Сложные углеводы обеспечат длительный заряд энергии, белок продлит сытость, а правильные жиры напитают клеточки организма, обеспечивая правильную работу всех гормонов, которые как раз состоят из жиров.
Отличным завтраком может стать любая каша: гречневая, овсяная, пшенная, ячневая, пшеничная. В готовую кашу добавьте молоко и 5-10 гр. сливочного масла. Варить кашу все же лучше на воде, или 50/50 воды с молоком. Сваренная таким образом каша сохраняет больше полезных веществ. К завтраку добавьте яйцо, бутерброд из цельнозернового хлеба с кусочком сыра.
— Есть ли продукты, которые помогают проснуться? Еда, которая улучшает работу мозга?
Реклама и телевидение внушили нам, что сладкое полезно для мозга, под его воздействием он «просыпается» и начинает лучше функционировать.
Мозгу нужна глюкоза, которая является единственным источником питания для нейронов его клеток. Мы поступим правильно, если накормим ребенка утром кашей (но не молочным супом), так как все «сложные» углеводы при расщеплении выделяют глюкозу, которая как раз и нужна для питания нейронов клеток мозга. Если ребенок не любит кашу, мы можете накормить его омлетом, но обязательно добавить кусочек цельнозернового хлеба.
— Что лучше съесть, если от пробуждения ребенка до первого урока есть час, а он еще толком не проснулся?
Постарайтесь приучить ребенка обязательно завтракать, ни в коем случае не отпускайте его голодным в школу. У школьника не будет энергии, он слабее других будет усваивать информацию на уроках. Подрастающий организм будет подвержен колебаниям гормонов, которые очень зависят от приемов пищи. Скачок инсулина и кортизола в крови в будущем может отразиться избыточным весом, так как инсулин является жирозапасающим гормоном, а кортизол повышается при длительных интервалах между приемами пищи. Еда, которая съедается на повышенном гормоне, в большей части уходит про запас.
Рекомендации: пусть ребенок просыпается раньше, так у него будет время на «разгон» и для того, чтобы проснуться.
— Если есть кашу на завтрак, то какой отдать предпочтение?
Все каши хороши! Организм славянского человека очень хорошо воспринимает крупяные блюда, он вырабатывает достаточное количество ферментов для их переработки и усвоения. Чтобы ребенок мог получить как можно больше полезных микроэлементов, постарайтесь готовить каждый день разные крупы. Это должна быть каша обязательно долгой варки, время приготовления от 10-15 мин. Особенно полезны блюда из замоченной на ночь крупы, таким образом, из нее уйдет фитиновая кислота, что обеспечит лучшую усвояемость питательных веществ из каши.
— Дети очень любят сухие завтраки, творожки, глазированные сырки – их есть или не есть?
Никаких каш быстрого приготовления и покупных мюсли, эти продукты содержат в себе много сахара, и не имеют никакой питательной ценности для организма. Они не обеспечат длительного насыщения организму, через пару часов ребенок будет голодным.
Творожки и глазированные сырки – абсолютно бесполезные продукты. В них содержится много сахара, красителей, крахмала и трансжиров. Такие продукты призваны вызывать быстрое привыкание вкусовых рецепторов к сладкой и вредной пище. Чем больше ребенок будет есть сладкого, тем больше он его будет хотеть. Минимизируйте потребление таких продуктов, а еще лучше исключите вовсе. Чем натуральнее и проще будет рацион ребенка, тем здоровее, энергичнее он будет.
— Что лучше пить по утрам?
Пусть утро ребенка начинается со стакана воды комнатной температуры. Она поможет организму быстрее проснуться, запустит в работу органы ЖКТ. Из напитков за завтраком подойдет некрепкий чай (желательно, без сахара), травяные чаи из душицы, мяты, иван-чай, чабрец.
— Влияет ли время года на выбор блюда для завтрака?
Обычно нет. Достаточно кормить ребенка не только кашей, но и другими блюдами: омлет, вареное яйцо, домашние бутерброды с сыром, с отварной птицей или запечной говядиной, оладьи, сырники, различные запеканки. Выбор огромен, экспериментируйте, и тогда ваш ребенок с удовольствием будет завтракать.
— Совсем скоро холодная осень, затем зима, нужны ли дополнительные витамины?
Если у ребенка рацион сбалансирован, то необходимости пить дополнительно комплекс витаминов отпадает.
— Какой перекус дать в школу, чтобы он был вкусным и полезным?
Положите ребенку в рюкзак домашние бутерброды. Это может быть лаваш с завернутым в него кусочком отварной курицы, сыра и зелени. Можно приготовить домашнюю, полезную выпечку. Домашняя еда — гарант того, что ребенок не побежит на перемене покупать в столовой пищевой «мусор».
Оказывается, кормить ребенка правильным завтраком не так уж сложно, главное иметь желание и немного настойчивости, чтобы не сдаться сразу, когда вместо полезной каши ребенок выберет кукурузные хлопья.
Редакция благодарит нутрициолога Юлию Бобейка за помощь в подготовке материала.
Кормите первоклашку кашей
Правильно накормить ребенка — это большой родительский труд
Первый раз в первый класс. Волнуются и переживают родители, бабушки, дедушки и, конечно, сами школьники. Основные страхи связаны с тем, будет ли комфортно ребенку в коллективе, найдет ли он общий язык с учителем и одноклассниками. Однако, как оказалось, все эти факторы зависят от правильного питания школьника и организации его свободного времени.
Если ребенок здоров, он должен есть раз в шесть часов.
Чем лучше кормить и как не навредить здоровью ребенка — на эти вопросы нам ответила врач-гастроэнтеролог медицинского центра «Здоровый ребенок» Юлия Суслова.
— Начнем, пожалуй, с питания первоклассников, каким должен быть завтрак ребенка и нужно ли кормить его перед школой?
— То, что утром нужно есть каши, это не секрет, хотя бы три столовые ложки, но постараться уговорить съесть.
— А если ребенок не хочет по утрам есть — заставлять?
— Заставлять не нужно, надо пытаться уговаривать, применить все свое педагогическое мастерство. Некоторые мамы, к примеру, сказки рассказывают, некоторые украшают кашу ягодами, можно мелко порезать мармелад, обсыпать и сказать: «Посмотри, как красиво». В общем, надо заинтересовать. Вообще накормить ребенка — это большой родительский труд, голодным в школу он идти не должен. В школе его обязательно накормят, лучше, конечно, чтобы в меню была творожная запеканка или рыбная котлета, к примеру.
— А что с обедом, суп — это обязательная еда?
— Ребенок обязательно должен есть жидкое, и супа на обед ему будет достаточно. Можно не готовить второе блюдо, а вот сладким компотом или фруктами побалуйте. На ужин самым лучшим вариантом будут тушеные овощи, можно давать каши, желательно не на молоке: гречку, овсянку, перловку. А вот вермишелью, макаронами и картофелем лучше кормить ваше чадо два раза в неделю, не больше.
— Перекусы детям нужны, например можно дать ему с собой в школу бутерброд с колбасой? Или лучше питаться строго по часам?
— Если ребенок здоров, он должен принимать пищу раз в шесть часов. Если есть проблемы с органами пищеварения, то раз в 4 часа, небольшими порциями. Он может и бутерброд съесть, но вообще перекусы не рекомендуются, так как они отбивают аппетит и вредят пищеварению. Главное — принимать пищу регулярно.
— Самое любимое лакомство детей — конфеты, сколько в день можно съедать сладкого?
— Честно сказать, нигде таких данных нет. Без сладкого дети не могут, высокая подвижность стимулирует потребность в углеводах. Дети, конечно, просят шоколад и конфеты — их можно давать умеренно, желательно после обеда или ужина. Опять же, если нет противопоказаний.
— Самая вредная, на ваш взгляд, детская еда?
— Есть три самых вредных продукта, о которых пишут в детской гастроэнтерологии и которые детям доподросткового возраста вообще давать нельзя, но их дети очень любят. Это чипсы, сухарики-кириешки и сладкие газированные напитки. Считается, что минеральную воду ребенку пить можно, но перед этим нужно выпустить газ либо примерно шесть часов оставить бутылку открытой. После такой вредной еды дети жалуются на боль в животе, и родители приводят их к нам.
— С какими проблемами чаще всего обращаются?
— Вообще, правильнее будет ребенка к походу и в детский сад, и в школу готовить, прежде всего психологически — нужно обязательно побывать у невролога. Специалист подберет легкие препараты, витаминные комплексы, прежде всего богатые витаминами Б, — это витамины комфорта, хорошего настроения. Дети идут в школу в первый раз, и внешне они могут не меняться. А родители думают: ему хорошо, он веселый, а на самом деле малыш может испугаться чего угодно и замкнуться в себе. Потом начинаются проблемы. В первом классе это, конечно, не язва, а дисфункция желчного пузыря, дисфункция кишечника, изжога. Эти заболевания легко корректировать, врач может назначить даже легкие антидепрессанты, седативные, успокаивающие препараты.
— У ребенка должен быть режим дня?
— Конечно. Диеты диетами, но первоклассник просто обязан высыпаться, многие учителя жалуются, что дети на уроках дремлют, потому, что спать ложатся поздно вечером.
— Нужно ли укладывать первоклассника спать днем?
— Все зависит от привычек и желания, причем не только ребенка. Лучше, чтобы первоклассник отдыхал, однако некоторые дети уже с двух лет не спят днем, поэтому в первом классе их будет сложно заставить. К тому же сейчас родители стараются загрузить малышей— записывают их в различные кружки, секции. Но лучше, чтобы он приехал домой или к любимой бабушке и отдохнул, полежал хотя бы полтора часа. А секции лучше посещать после 16 часов.
МНЕНИЕ
— К сожалению, я заметила, что мамы занимаются ребенком в первые годы его жизни, — отмечает Юлия Суслова. — А школьников, которые также требуют участия, родители почти не замечают, потому что всегда на работе. Дети, по их мнению, уже самостоятельные: со своими перекусами, со своим ключом от квартиры, одиночеством. Любовь, ласка и заинтересованность в здоровье ребенка должна быть в любом возрасте
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ПЕРВОКЛАССНИКА
Завтрак
Каша молочная (либо запеканка, омлет, сырники), какао (или чай с молоком)
Обед
Салат из капусты, суп (либо отварное нежирное мясо, гречневая или рисовая каша), сладкий компот (фрукты — виноград, арбуз)
Полдник
Стакан кефира или йогурта с любой выпечкой, яблоко или апельсин
Ужин
Рыба с овощами (каша), чай
ПРОДУКТЫ, РАЗРЕШЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Сладкий перец, все виды капусты, зелень, шпинат, морковь
Молоко, кисломолочные продукты, отвар из шиповника, облепихи
Нежирные сорта мяса, птицы, рыбы, говяжья печень
Фасоль, горох, перловая и ячневая крупы, орехи, растительные и животные масла
Яблоки, бананы, виноград, груши и ягоды
ПРОДУКТЫ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Чем кормить первоклассника? Советы врача-нутрициолога
Первого сентября первоклассники переходят в новый статус (и новую реальность) — из дошкольников они превращаются в школьников. Новые правила поведения, новый режим дня, новые отношения — ко всему этому надо привыкнуть. Как сделать процесс адаптации к школе более гладким, на какие режимные моменты стоит обратить особое внимание, чем кормить вашего маленького труженика, расскажет наш эксперт, врач-нутрициолог Елена Мотова.
Фото: © РИА Новости/Артем Креминский
Недетский стресс
К резко изменившемуся укладу жизни ребёнок должен адаптироваться. Это значит, что первые 3—4 недели в его организме в буквальном смысле бушует буря. Нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая системы работают на пределе своих возможностей. Чтобы понять, какого уровня стресс испытывает ребёнок, представьте, что в один прекрасный день вы должны переехать в другой город, чтобы пойти на работу по новой специальности в неизвестный коллектив со строгим начальником. Да к тому же местные жители говорят на не совсем понятном для вас языке. Период адаптации к школе у первоклассника может длиться от двух месяцев до полугода. Физиологически зрелый, здоровый, уравновешенный ребёнок справится с ним легче, но только в том случае, если к нему не предъявляется чрезмерных требований. Многим детям сложно физически и психологически справляться со школьной жизнью и нагрузками, с этим связаны трудности с адаптацией и возникающие в первом классе проблемы со здоровьем, обучением и поведением.
Для того чтобы детям легче было адаптироваться, они начинают учиться в облегчённом режиме. Уроки должны проходить в первой половине дня, они короткие, в первой четверти допускается три урока, во второй — четыре. Первые полгода не должны задаваться домашние задания, весь первый год дети не получают оценок. Это идеальная модель, рассчитанная на здорового ребёнка. В реальности уроков может быть больше, могут добавляться дополнительные нагрузки в виде кружков, ребёнок не высыпается, не успевает гулять и так далее. Очень важно, чтобы родители помогали ребёнку справляться с возникающими трудностями. Моральная поддержка и доброжелательный интерес к делам ребёнка в школе важны, но это ещё не все. Первокласснику необходим режим дня.
Жить по режиму
И, прежде всего, высыпаться. Ребёнку надо ложиться и вставать в одно и то же время, продолжительность ночного сна должна быть 9,5—10 часов. Если ребёнок хочет спать днём, надо обязательно предоставить ему такую возможность. Чтобы не тратить время утром на поиски брюк или тетради, готовьте портфель и одежду с вечера. Лучший способ справиться со стрессом — физическая активность. Ребёнок не должен сидеть в четырёх стенах с планшетом и телевизором, прогулки на свежем воздухе помогут ему снять напряжение и повысить работоспособность. Не следует готовить уроки сразу после школы. Надо разгрузить голову: пообедать, отдохнуть, погулять. Время приготовления уроков в первом классе не должно занимать весь досуг, к шести часам работоспособность ребёнка падает, так что заканчивайте делать уроки до этого времени.
Фото: © РИА Новости/Артем Креминский
О детских жалобах
Если у ребёнка есть хронические заболевания, пищевые аллергии или непереносимости, любые другие отклонения в состоянии здоровья, вы должны рассказать об этом и школьной медсестре, и учителю. Обязательно обращайте внимание на жалобы ребёнка. Напряжённая адаптация может проявляться головными болями и усталостью. Ребёнок становится плаксивым, у него скачет настроение, могут нарушаться сон и аппетит. Это достаточный повод, чтобы поговорить с учителем или обратиться за помощью к школьному психологу.
Чем кормить?
Прежде всего ребёнку перед школой нужен лёгкий горячий завтрак, содержащий полноценные белки и сложные углеводы. Если утром ваш первоклассник не хочет есть, вполне вероятно, что его ужин приходится на слишком позднее время. Хорошие пищевые привычки надо формировать смолоду, оптимально, когда ужин не является основным и самым калорийным приёмом пищи и ребёнок с аппетитом съедает свой завтрак и обед. Можно давать вашему мальчику или девочке в школу небольшой перекус в ланч-боксе: что-нибудь простое, любимое ребёнком и не являющееся скоропортящимся продуктом. Если вы даёте ребёнку с собой полноценный обед, используйте термос или ланч-бокс с термоизоляцией, чтобы пища не испортилась.
Сейчас, в сезон доступных местных овощей и фруктов, активно включайте их в рацион ребёнка: витамины и минералы из продуктов лучше усваиваются. Если ребёнок ест в школе, уточните, чем именно его там кормят, спросите, нравится ли ему школьная еда. Кормите ребёнка по аппетиту, стараясь чаще включать во время периода адаптации его любимые блюда. Еда первоклассника должна быть вкусной, полноценной, разнообразной, а также адекватной его потребностям в питательных веществах и энергии.
Все школьные трудности преодолимы. Узнавать новое, становиться более самостоятельным для ребёнка не только труд, но и радость. И главный человек, который ему поможет, — это внимательный, думающий, конструктивный родитель.
Перемена на завтрак
Мария Владимировна, чем детей кормить будем?
Мария Гмошинская: Еще остались школы, где часть детей занимаются во вторую смену. Для них этот прием пищи станет обедом. Но в перспективе все дети будут учиться с утра и, соответственно, получать именно завтрак. Поэтому специалисты в обиходе часто так и говорят: «президентский завтрак».
Насколько важны для детей эти завтраки?
Между рождением и первым классом проходит не так мало времени.
Мария Гмошинская: По статистике, подавляющее большинство детей ходят в детсады, где они уже получают горячее питание. Теперь они останутся с ним еще на четыре года. И тогда, став подростками, они уже будут понимать что едят, зачем едят, почему едят, у них сформируется потребность в здоровой еде.
Я не против здоровой еды, но всегда почему-то выбираю вкусную. Как быть с детьми, у которых такие же предпочтения?
А как с чипсами, шоколадкой и прочими газировками?
Мария Гмошинская: В школьном питании их быть не должно. Нет ничего плохого в том, что ребенок раз в месяц съест чипсы, картофель фри, хотя лучше обойтись без этого. От колы тоже никакой катастрофы не случится, если пить ее крайне редко, так как это «фестивальный напиток» (праздничный). Но если включать такую еду в меню часто, заменять ими основные продукты, то проблемы со здоровьем обеспечены. Тут главное обойтись без крайностей. Детям нужно и мясо, и кондитерские изделия, но только в меру, тогда никакого вреда, кроме пользы, не будет.
Я, как и большинство родителей нынешних школьников, рос в 90-е. И как-то у меня применительно к еде слова «школьная» и «вкусная» плохо сочетаются.
Мария Гмошинская: Забудьте об этом! Я много езжу по регионам, бываю и в школах, и детсадах, у меня дети примерно ваши ровесники, я тоже могу сравнивать, что было и что есть. Ситуация сильно изменилась. Во многих школах питанию детей уделяют большое внимание. Родители тоже активно следят за организацией питания в школах.
Опять же из детства: иные блюда весь класс, не трогая, отправлял на конвейер. Такое может повториться?
Кто будет готовить «президентские блюда» и контролировать их качество?
Сколько стоит такой правильный завтрак для младшего школьника?
Государство готово направить огромные деньги на питание школьников. Как думаете, толк будет?
Кто платит за еду
Число младших школьников в России немногим превышает 7 млн человек, продолжительность учебного года равна 35 неделям. По словам зампреда Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктора Смирнова, из оценки питания в школах следует, что речь идет в среднем о 70 рублях на ребенка в день. Понятно, что это очень условная сумма, ее размер может меняться от региона к региону, в том числе в зависимости от стоимости продуктов и сложности их доставки. Простое умножение числа школьников, пяти учебных дней в неделю и 35 учебных недель в году на эти 70 рублей дает результат в 87 млрд рублей в год. Деньги будут поступать из федерального, региональных и местных бюджетов, а также из иных источников. При этом федеральный бюджет готов выделять средства для помощи в тех местах, где местными силами накормить детей не получится. В этом году, когда питание начнется только с сентября и только в 68 регионах, заявивших о своей готовности к новшеству, на эти цели при корректировке бюджета заложили 21,8 млрд рублей. Остальные деньги надо будет изыскать на местах.
Готовим на отлично: как составить правильное меню первоклассника
Для ребенка поступление в школу — грандиозное событие, с которого начинается новый важный этап жизни. Меняется привычный распорядок дня и окружение, появляется масса новых занятий и обязанностей. Быстрее освоиться в незнакомой обстановке и успешно справляться с нагрузками первокласснику поможет составленное со знанием дела меню.
Интригующий завтрак
Завтрак первоклассника должен быть плотным, сбалансированным и, что особенно важно, горячим. Идеальным вариантом являются всевозможные каши, запеканки и омлеты с вкусными добавками. А еще можно предложить ребенку домашние вареники с интересной начинкой.
Замешиваем тесто из 200 г муки, яйца, 1 ст. л. сахара, 70 мл ледяной воды и щепотки соли, охлаждаем полчаса в холодильнике. Для начинки шинкуем пучок шпината и тушим в воде. Смешиваем шпинат с 200 г риккоты и 30 г тертого пармезана. Формируем из теста и начинки вареники. Вы можете приготовить их заранее, а утром отварить в подсоленной воде. Подайте вареники с натуральным йогуртом — и даже самые большие привереды не откажутся от такого завтрака.
Хрустящий привет из дома
Полноценное меню первоклассника обязательно предусматривает перекусы. Так что возьмите за правило каждый день класть ему в рюкзак питьевой йогурт, сэндвич, сытный фрукт или батончик мюсли. Чаще балуйте любознательных лакомок домашней выпечкой.
Слегка подрумяниваем в сухой сковороде 200 г овсяных хлопьев. Заливаем их смесью из 30 мл оливкового масла, 1 ст. л. меда и яйца, добавляем кашицу из спелого банана, оставляем массу разбухать на 15 минут. Ломаем на мелкие кусочки 50 г темного шоколада. Слегка разминаем скалкой горсть чищеного подсушенного фундука. Добавляем шоколад с орехами в овсяную массу, вымешиваем тесто, лепим печенье и выпекаем при 180°C полчаса. Такой перекус зарядит первоклашку энергией и хорошим настроением.
Изобретательный обед
Обед первоклассника должен быть комплексным и включать суп, горячее блюдо из мяса, птицы или рыбы, гарнир и овощной салат. Если ребенок упорно игнорирует первые блюда, для начала готовьте крем-супы.
Режем стебель лука-порея кольцами и пассеруем в кастрюле на растительном масле с добавлением сливочного. Вливаем 400 мл бульона, доводим до кипения, закладываем 500 г соцветий брокколи и картофелину кубиками, варим до готовности. Тщательно пюрируем овощи, добавляем 100 мл сливок и кипятим суп на малом огне 5 минут.
Раскатываем пласт готового слоеного теста до 3 мм, режем длинными полосками, сворачиваем в спиральки. Смазываем их яйцом, посыпаем солью и маком, выпекаем в духовке до румяной корочки. С хрустящими маковыми палочками ребенок охотнее возьмется за суп.
Творожно-ягодная пауза
Питание первоклассника дома, точнее меню на неделю, должно включать полдник. Ведь здоровый рацион ребенка подразумевает пятиразовое питание. Лучше всего посвятить полдник блюдам из кисломолочных продуктов, скажем, творожной запеканке.
Взбиваем миксером 700 г творога, 2 ст. л. манки, 2 яйца, 1 ч. л. сахара, по щепотке ванили и соли. Ягоды весом 300 г пересыпаем 1 ч. л. кукурузного крахмала. Выбирайте те ягоды, которые больше всего нравятся ребенку. В смазанную маслом форму выливаем половину творожной массы, выкладываем ягоды и закрываем второй половиной теста. Ставим форму в духовку при 180°C на 30 минут. Взбиваем венчиком 300 г сметаны, 100 г сахара, яйцо и 1 ст. л. крахмала. Аккуратно покрываем заливкой запеканку и убираем в духовку еще на 10 минут. Такой полдник придаст ребенку сил для вечерних занятий.
Ужин с тонким расчетом
Ужин первоклассника должен быть в меру сытным и сбалансированным. Только ни в коем случае не кормите детей на ночь. Сделайте упор на медленные углеводы — злаки, бобовые и макароны из твердых сортов пшеницы. Лучше всего дополнит их богатое «легкими» белками мясо птицы. Котлеты из индейки — именно то, что нужно.
Пропускаем через мясорубку 500 г филе индейки, 250 г вареной цветной капусты и луковицу. Добавляем в фарш яйцо, 3 ст. л. молотых ржаных отрубей, солим и перчим по вкусу. Если ребенок спокойно воспринимает травы, добавьте по горсти укропа или петрушки. Лепим котлеты, смазываем маслом и 30–40 минут запекаем в духовке при 200°C. В качестве гарнира можно подать гречневую кашу, рассыпчатый рис или картофельное пюре.
Лакомый бонус за прилежность
Десертам тоже есть место в меню первоклассника на неделю. С рецептами сладостей можно фантазировать бесконечно. Но не следует давать их ребенку в качестве перекусов, иначе рискуете отбить аппетит. А вот после основного приема пищи они всегда к месту. Предлагаем приготовить домашний шербет.
Соединяем в кастрюле с толстым дном 500 г сгущенки, 100 г сливочного масла и 125 г сахара. Часто помешивая, варим массу на малом огне до загустения. Растапливаем в сухой сковороде еще 125 г сахара до состояния патоки, вмешиваем ее в основу из сгущенки. Затем высыпаем 150 г печенья кусочками и по 50 г очищенного жареного миндаля, фундука и арахиса. Полученную массу утрамбовываем в стеклянную форму с пергаментной бумагой и ставим в холодильник на ночь. Такое лакомство начинающие школяры одобрят единогласно.
Ежедневный рацион первоклассника должен быть разнообразным, интересным и включать в себя все самые важные и полезные питательные элементы. И конечно же, он должен нравиться ребенку. А чем вы радуете подрастающих гурманов? Поделитесь проверенными идеями с другими читателями «Едим Дома» в комментариях.
Завтрак для первоклассника: чем накормить ребенка утром?
В этом году моя дочь стала первоклассницей, и для меня остро стал вопрос питания ребенка. Еще год назад все было намного проще: дома стакан молока или какао, а завтрак – уже в детском саду. Теперь нужно придумать, чем же накормить ребенка ранним утром, чтобы было вкусно, полезно и заряда энергии хватало на несколько уроков.
Поговорив с мамами нашего класса, я выяснила, что все столкнулись с этой проблемой. Во-первых, если ребенок учится в первую смену, то от пробуждения до прихода в школу проходит совсем мало времени, это значит, первоклассник толком не успевает проснуться, а уже нужно быстро кушать и бежать в школу.
Вторая проблема была озвучена в одной из серий мультфильма «Маша и медведь»: «Дети это не едят! Дети это не хотят!»
А что же хотят дети? Конечно, большинство детей хотели бы видеть на завтрак что-то сладкое. Опрос детей нашего класса (в опросе участвовали 32 первоклассника) показал, что:
В свою очередь, я вспомнила свое детство, в котором по утрам в основном была гречневая каша с молоком или блюда из яиц. В середине 90-х, большинство из родителей не думали о калорийности блюда, белках, жирах и углеводах. Не было доступно столько разной, часто противоречивой информации о еде и продуктах. Сейчас этого всего – море, как маме выбрать то, что пойдет на пользу здоровью ее ребенка?
Буквально лет на пять назад все начали есть на завтрак овсянку на воде и творог, а манную кашу отнесли в разряд едва ли на самой вредной еды. Сейчас стало можно варить кашу на молоке, якобы она так лучше усваивается. Обывателям не так просто во всем это разобраться, понять, что действительно полезно, а что – очередной маркетинговый ход.
Разобраться в правильных завтраках помогла нутрициолог Юлия Бобейка:
Завтракать ребенку нужно обязательно, так как именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Сбалансированный завтрак – гарант того, что ребенок, придя в школу, не побежит тут же покупать себе «вредные» продукты вроде чипсов и газированной воды.
Сбалансированный завтрак должен состоять из «сложных» углеводов, белка и жиров.
Сложные углеводы обеспечат длительный заряд энергии, белок продлит сытость, а правильные жиры напитают клеточки организма, обеспечивая правильную работу всех гормонов, которые как раз состоят из жиров.
Отличным завтраком может стать любая каша: гречневая, овсяная, пшенная, ячневая, пшеничная. В готовую кашу добавьте молоко и 5-10 гр. сливочного масла. Варить кашу все же лучше на воде, или 50/50 воды с молоком. Сваренная таким образом каша сохраняет больше полезных веществ. К завтраку добавьте яйцо, бутерброд из цельнозернового хлеба с кусочком сыра.
— Есть ли продукты, которые помогают проснуться? Еда, которая улучшает работу мозга?
Реклама и телевидение внушили нам, что сладкое полезно для мозга, под его воздействием он «просыпается» и начинает лучше функционировать.
Мозгу нужна глюкоза, которая является единственным источником питания для нейронов его клеток. Мы поступим правильно, если накормим ребенка утром кашей (но не молочным супом), так как все «сложные» углеводы при расщеплении выделяют глюкозу, которая как раз и нужна для питания нейронов клеток мозга. Если ребенок не любит кашу, мы можете накормить его омлетом, но обязательно добавить кусочек цельнозернового хлеба.
— Что лучше съесть, если от пробуждения ребенка до первого урока есть час, а он еще толком не проснулся?
Постарайтесь приучить ребенка обязательно завтракать, ни в коем случае не отпускайте его голодным в школу. У школьника не будет энергии, он слабее других будет усваивать информацию на уроках. Подрастающий организм будет подвержен колебаниям гормонов, которые очень зависят от приемов пищи. Скачок инсулина и кортизола в крови в будущем может отразиться избыточным весом, так как инсулин является жирозапасающим гормоном, а кортизол повышается при длительных интервалах между приемами пищи. Еда, которая съедается на повышенном гормоне, в большей части уходит про запас.
Рекомендации: пусть ребенок просыпается раньше, так у него будет время на «разгон» и для того, чтобы проснуться.
— Если есть кашу на завтрак, то какой отдать предпочтение?
Все каши хороши! Организм славянского человека очень хорошо воспринимает крупяные блюда, он вырабатывает достаточное количество ферментов для их переработки и усвоения. Чтобы ребенок мог получить как можно больше полезных микроэлементов, постарайтесь готовить каждый день разные крупы. Это должна быть каша обязательно долгой варки, время приготовления от 10-15 мин. Особенно полезны блюда из замоченной на ночь крупы, таким образом, из нее уйдет фитиновая кислота, что обеспечит лучшую усвояемость питательных веществ из каши.
— Дети очень любят сухие завтраки, творожки, глазированные сырки – их есть или не есть?
Никаких каш быстрого приготовления и покупных мюсли, эти продукты содержат в себе много сахара, и не имеют никакой питательной ценности для организма. Они не обеспечат длительного насыщения организму, через пару часов ребенок будет голодным.
Творожки и глазированные сырки – абсолютно бесполезные продукты. В них содержится много сахара, красителей, крахмала и трансжиров. Такие продукты призваны вызывать быстрое привыкание вкусовых рецепторов к сладкой и вредной пище. Чем больше ребенок будет есть сладкого, тем больше он его будет хотеть. Минимизируйте потребление таких продуктов, а еще лучше исключите вовсе. Чем натуральнее и проще будет рацион ребенка, тем здоровее, энергичнее он будет.
— Что лучше пить по утрам?
Пусть утро ребенка начинается со стакана воды комнатной температуры. Она поможет организму быстрее проснуться, запустит в работу органы ЖКТ. Из напитков за завтраком подойдет некрепкий чай (желательно, без сахара), травяные чаи из душицы, мяты, иван-чай, чабрец.
— Влияет ли время года на выбор блюда для завтрака?
Обычно нет. Достаточно кормить ребенка не только кашей, но и другими блюдами: омлет, вареное яйцо, домашние бутерброды с сыром, с отварной птицей или запечной говядиной, оладьи, сырники, различные запеканки. Выбор огромен, экспериментируйте, и тогда ваш ребенок с удовольствием будет завтракать.
— Совсем скоро холодная осень, затем зима, нужны ли дополнительные витамины?
Если у ребенка рацион сбалансирован, то необходимости пить дополнительно комплекс витаминов отпадает.
— Какой перекус дать в школу, чтобы он был вкусным и полезным?
Положите ребенку в рюкзак домашние бутерброды. Это может быть лаваш с завернутым в него кусочком отварной курицы, сыра и зелени. Можно приготовить домашнюю, полезную выпечку. Домашняя еда — гарант того, что ребенок не побежит на перемене покупать в столовой пищевой «мусор».
Оказывается, кормить ребенка правильным завтраком не так уж сложно, главное иметь желание и немного настойчивости, чтобы не сдаться сразу, когда вместо полезной каши ребенок выберет кукурузные хлопья.
Редакция благодарит нутрициолога Юлию Бобейка за помощь в подготовке материала.
Учеников начальных классов будут кормить бесплатно
Что случилось. С 1 сентября 2020 года заработал федеральный закон с нормами о бесплатном питании для школьников. Дети с первого по четвертый класс будут получать горячее питание в школе за счет бюджета. Теперь никаких родительских долей и льготников. Так пока не во всех школах, но миллионы родителей уже сейчас смогут сэкономить. Всего в младших классах учится около 7 млн детей.
Кого это касается. Это касается вообще всех семей, где дети учатся в начальной школе. Даже если у вас нет никаких льгот и в прошлом году вы платили за питание или ребенок не ел в школе, теперь платить не придется, а ребенка накормят.
Некоторые регионы могли и до этого закона бесплатно кормить детей в начальной школе, но так мало кому везло.
Как с 1 сентября. До четвертого класса льготы больше не важны. Школьника накормят за счет бюджета в любом случае. И это будет не компот и булочка, а полноценное горячее блюдо. Разогретые бутерброды с чаем таким блюдом не считаются. А вот каша или омлет — считаются. Первую смену будут кормить завтраком, вторую — обедом. Стоимость блюд в рамках одной школы должна быть одинаковой.
Питание должно быть сбалансированным. Родителям предлагают участвовать в формировании школьного меню и контролировать его, обещают даже учитывать особенности диеты и здоровья детей. Хочется посмотреть, как все это будет работать на практике. И что скажет главная по питанию в школьной столовой какой-нибудь инициативной маме, которая попросит готовить котлеты из халяльной говядины, а ребенку с диабетом делать чай без сахара. Никаких федеральных гарантий по этому поводу нет, но говорят, что у регионов есть все возможности, чтобы учитывать потребности детей.
Если хотите участвовать в формировании меню, нужно узнать в своей школе, как организован мониторинг с участием родителей.
С пятого класса родители будут платить как раньше, а сэкономят только льготники.
В 2020 году на бесплатное горячее питание для школьников выделено 22 млрд рублей, а за три года из бюджета будет потрачено не меньше 108 млрд. Деньги на ближайшее время уже в регионах.
Какие есть нюансы. Пока не все школы готовы кормить детей горячими блюдами: где-то нет оборудования, а где-то — даже посадочных мест. Но таких школ немного, обычно это небольшие учебные заведения в удаленной сельской местности. Для них предусмотрен переходный период — до 1 сентября 2023 года. Нужно либо обустроить свою столовую, либо привозить детям готовую горячую еду.
Где спросить. Бесплатное горячее питание — это ответственность регионов и школ. В каждом регионе есть горячая линия. Телефоны можно найти в специальном разделе на сайте Минпросвещения. Еще есть общая горячая линия для вопросов и претензий: +7 800 200-91-85.
Если в первые дни сентября ребенку еще не дают горячую еду, подождите немного: сначала могут предлагать только напиток и выпечку, постепенно все наладят. Но если проблемы с питанием затягиваются — звоните и жалуйтесь. Сейчас этой теме уделяют много внимания: одно дело, когда дети выбрасывали невкусную еду, оплаченную родителями. И совсем другое, когда недоеденным останется «президентский завтрак», на который ушли миллиарды бюджетных денег.
На портале госуслуг заработал специальный сервис для жалоб и предложений. Можно сообщить о проблемах онлайн: ответ придет в личный кабинет, а замечания попадут в отчет для Минпросвещения.
Режим питания школьника в первом классе
Гиппократ выразился предельно ясно: «Мы – это то, что мы едим». Пища действительно утоляет голод, даёт нам энергию, влияет на здоровье и настроение. О том, как правильно питаться школьнику младших классов, что обязательно должно быть в рационе ребёнка, какие продукты принесут детскому организму пользу, рассказывает диетолог, ведущий специалист консервативного лечения ожирения в Центре коррекции веса ГКБ № 29 им. Н. Э. Баумана, главный врач клиники «Питание и здоровье» кандидат медицинских наук Дарья Сергеевна Русакова.
Что нужно знать о рационе первоклассника
К рациону школьника требования серьёзные. Он должен быть сбалансированным – содержать оптимальное количество белков, жиров и углеводов, богатым необходимыми аминокислотами, витаминами и минералами и вкусным, чтобы каждый приём пищи приносил ребёнку радость, а не сплошное мучение.
«Здоровое меню предполагает дробное питание. Приём пищи – четыре-пять раз в день: завтрак, обед, ужин и один-два лёгких перекуса. Необходимая суточная калорийность рациона зависит от пола, роста, веса ребёнка, его физической активности и может варьироваться от 1500 до 2000 ккал в сутки. Распределяется калорийность по такому же принципу, как и у взрослых: плотный завтрак, сытный обед и лёгкий ужин», – рассказывает диетолог Дарья Сергеевна Русакова.
С учётом того, что обед школьнику «положен» в учебном заведении, диетологи советуют родителями уделить особое внимание завтраку. Полноценный завтрак обязателен для детей любого возраста. И хорошо, если это будет именно домашний завтрак. «Очень важно позаботиться о завтраке ребёнка. Во многих школах детей кормят завтраком, но вот только не все дети едят предложенную еду и, соответственно, остаются голодными. Поэтому лучше накормить ребёнка дома, – поясняет эксперт. – Можно приготовить омлет, творожную запеканку или молочную кашу, из напитков – какао или некрепкий чай».
Горячий завтрак не только даст ребёнку энергию, но и подарит ощущение тепла и комфорта. А ещё сытый и довольный первоклассник гораздо активнее включится в образовательный процесс и будет готов ко всем школьным нагрузкам. Детям младшего школьного возраста можно дать с собой и второй завтрак: питьевой йогурт, банан или сэндвич с отварной куриной грудкой.
Что касается школьных обедов, то в идеале они должны состоять из горячих блюд: мясного, рыбного или овощного супа на первое, рыбы или мяса с крупой или овощами на второе и сладкого напитка – морса, компота или киселя. Но в любом случае даже горячим обедом до ужина сыт первоклассник вряд ли будет. На полдник полезным перекусом может стать кисломолочный напиток: кефир, ряженка, простокваша, натуральный йогурт.
И наконец, ужин. Этот приём пищи должен быть достаточно питательным, но в то же время лёгким. Пример хорошего ужина – овощная запеканка и стакан молока.
Перекусы: польза или вред?
Видя в меню школьников перекусы, многие родители задаются вопросом: так ли они нужны? Второй завтрак, полдник – может ли ребёнок обойтись без них?
По мнению диетологов, комфортный промежуток между приёмами пищи составляет около трёх часов. Для того чтобы дотерпеть до обеда или ужина и не переедать, стоит добавить в рацион перекусы. Они не обязательны, но важны для баланса рациона и чувства сытости в течение дня.
Согласно рекомендациям специалистов по питанию, в качестве первого перекуса между завтраком и обедом лучше всего подойдут фрукты. Они богаты клетчаткой и фруктозой, желудочно-кишечный тракт без проблем справится с их перевариванием и максимально хорошо усвоит витамины.
В качестве второго полезного перекуса подойдут овощи. Можно предложить ребёнку овощной салат с оливковым маслом, так чувство сытости сохранится дольше. Ещё варианты полезных перекусов:
Следя за полноценным питанием школьника и планируя его рацион на день, родители могут учитывать, в каких нутриентах ребёнок особенно нуждается, и вводить необходимые продукты во время перекуса.
Подсластить жизнь: можно ли школьникам десерты?
Мозгу нужна глюкоза. Но это вовсе не означает, что ребёнку необходимо есть сладости. Глюкоза – это конечный продукт распада всех углеводов, а они есть и крупах, и во фруктах, и в некоторых овощах. В детском суточном рационе глюкозы предостаточно и без сладостей в чистом виде. Торты и пирожные, печенье и конфеты лучше предлагать ребёнку только в праздники, а в будни постараться обходиться совсем без них.
«Если у ребёнка нет избыточной массы тела и не нарушен углеводный обмен, то сладости допустимы в очень небольшом количестве. Из сладостей можно зефир и мармелад – эти десерты более натуральны, содержат растворимые пищевые волокна. В день ребёнку достаточно одного зефира или 50 г мармелада. Не стоит злоупотреблять шоколадными батончиками, батончиками с мюсли, сладкими напитками и соками – эти продукты способствуют развитию ожирения и повреждают зубную эмаль», – предупреждает диетолог Дарья Сергеевна Русакова.
Читайте другие материалы по теме:
Примерное меню на день для первоклассника
Сегодня в Интернете можно найти немало вариантов меню школьников. Мы делимся проверенным – от ведущего специалиста консервативного лечения ожирения в Центре коррекции веса ГКБ №2 9 им. Н. Э. Баумана, диетолога Дарьи Русаковой.
Завтрак
Запеканка из творога 70 г
Какао с молоком 200 г
Перекус
Отвар шиповника 200 г
Борщ вегетарианский со сметаной 250 г
Котлеты мясные паровые 90 г
Пюре картофельное 150 г
Салат овощной 100 г
Компот из сухофруктов с сахаром 180 г
Полдник
Один фрукт (яблоко, груша)
Рыба на пару с растительным маслом 50 г
Рататуй из овощей 200 г
Сок томатный 200 г
Чем опасен неправильный рацион школьника
Диетологи подтверждают: многие пищевые проблемы родом из детства. «Ребёнок младших классов не до конца понимает, что ему нравится, его пищевые привычки ещё формируются. При переходе из детского сада в школу у детей меняется режим, меняются вкусовые предпочтения. Важно организовать своевременные приёмы пищи, подбирать продукты и блюда, удовлетворяющие потребности ребёнка, – объясняет кандидат медицинских наук Дарья Русакова. – Неправильный рацион школьника вредит здоровью, снижает умственную и физическую активность. Неправильное питание может стать причиной нарушений в работе желудочно-кишечного тракта и привести к развитию таких заболеваний, как гастрит, дуоденит. Дефицит в рационе питания младших школьников кальция и белка негативно сказывается на формировании костной и мышечной системы».
Родителям школьников нужно понимать, что в тот период, когда доли мозга только формируются и у детей закладывается эмоциональный интеллект, неправильные нейронные связи определяют пищевое поведение на будущее. Поэтому учить ребёнка разбираться в продуктах питания, прививать полезные привычки и кормить здоровой едой нужно с самого раннего детства.
Школьное меню: нормы и требования по СанПин, кто составляет, примеры на месяц
Содержание:
Школьное меню отличается от пищи взрослых. К нему предъявляются особые требования с учетом особенностей детского организма. Физические, умственные, эмоциональные нагрузки во время бурного роста и формирования органов и костной системы создают особые условия.
Питание в школе.
Требования и нормы СанПиН
Старые стандарты
До 1 января 2020 г. действовали нормы СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные 23.07.2008 г. Их срок действия распространялся до 2023 г. Однако быстрое развитие общества привело к тому, что эти нормы устарели: появились новые продукты, были дополнены и изменены рекомендации ВОЗ.
В марте 2019 г. появилась новая редакция санитарных норм. Она вступила в силу с начала следующего года и действует до его окончания.
Последние изменения
С 01.01.2021 г. в России начинают действовать нормативы, утвержденные СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Глава 8 документа регламентирует правила организации питания учащихся. Новый документ включает дополнения к списку запрещенных продуктов, уточнения ранее существовавших требований.
Принципы питания
Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузок
Для учреждений профессионального образования
Для общеобразовательных учреждений
Обед в школе.
Для кадетских корпусов и интернатов
Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.
В новом документе представлена таблица потребности в продуктах питания для детей, находящихся в домах-интернатах. Для тех, кто живет вне дома, нужно организовать 5-6-разовое питание.
В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.
Обеспечение контроля и безопасности
Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.
Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Формирование меню
Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.
Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.
Меню составляется на две недели.
Кто отвечает за составление
Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.
Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.
Технология приготовления
В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.
Для реализации принципов здорового питания идеальной является установка пароконвекционного автомата, в котором возможно одновременное приготовление основных блюд на всех учащихся.
Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.
Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.
Витаминный состав блюд
Потребность в калориях и БЖУ
Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.
Питьевой режим школьников
Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.
Замена белковых и углеводных продуктов
Замену продуктов нужно производить так, чтобы сохранить энергетическую ценность блюд: калорийность, содержание белков, жиров и углеводов.
В новых санитарно-гигиенических нормах усовершенствована таблица замены: рекомендовано, какие из продуктов и в каком количестве содержат одинаковое количество белков, жиров и углеводов. Например, 100 г говядины соответствует 97 г баранины или 104 г оленины.
Запрещенные продукты
В новые нормативы включены некоторые уточнения: например, печень, язык и сердце допускается применять только говяжьи, нельзя использовать не только уксус, но и маринованные овощи и фрукты и др.
Чипсы запрещены новыми СанПиН.
Примерное меню на две недели при одноразовом питании
Одноразовое питание допускается, если учащиеся находятся в учреждении образования не более 6 часов. Это может быть плотный завтрак (1 смена) или обед (2 смена).
1 неделя | 2 неделя | |
---|---|---|
Понедельник | Молочная гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, чай | Творожная запеканка, яйцо, напиток из шиповника |
Вторник | Плов с сухофруктами, батон, масло, какао | Молочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат |
Среда | Сырники со сметаной, яйцо, какао | Пшенная каша, сосиска, чай |
Четверг | Омлет, булка с маслом, чай | Каша геркулесовая молочная, бутерброд с маслом и сыром |
Пятница | Каша рисовая с изюмом, какао, хлеб с маслом | Ленивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат |
Дополнительно у учащихся на столе находится хлеб.
Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании
Если учащиеся находятся в учреждении образования более 6 часов, им предлагают завтрак и обед (1 смена) либо обед и полдник (2 смена).
Примерное меню на 2 недели для тех, кто 2 раза питается в школе:
День недели | 1 неделя | 2 неделя | ||
Завтрак | Обед | Завтрак | Обед | |
Понедельник | Каша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чай | Суп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктов | Морковно-творожная запеканка, манная каша, чай | Суп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный |
Вторник | Сырники, манная каша, чай | Суп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сок | Макароны с сыром, яйцо, какао | Куриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот |
Среда | Омлет, бутерброд с маслом и сыром, какао | Куриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенный | Каша пшенная молочная, йогурт, вафля | Салат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов |
Четверг | Ленивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чай | Винегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандаринов | Омлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогат | Морковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот |
Пятница | Молочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогат | Борщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновый | Каша овсяная, сырник, чай | Салат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный |
При 4-разовом питании к завтраку и обеду добавляется полдник и ужин:
День недели | 1 неделя | 2 неделя | ||
Полдник | Ужин | Полдник | Ужин | |
Понедельник | Кефир, булочка, яблоко | Картофельная запеканка | Сок, булочка, яблоко | Рыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель |
Вторник | Молоко, вафли | Рыбные котлеты с творогом, рис, кисель | Ватрушка, молоко, банан | Мясные фрикадельки, овощное рагу |
Среда | Банан, зефир | Тушеная капуста, сосиски, чай | Кефир, оладьи с яблоками | Плов, чай, вафля |
Четверг | Какао, булочка, яблоко | Овощная запеканка, яйцо, чай | Какао, печенье, ягоды | Зразы с луком и яйцом, макароны, сок |
Пятница | Вафли, йогурт, банан | Рыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сок | Йогурт, вафли, зефир | Тушенная капуста с мясом, чай |
Скачать полное меню на неделю
В документе 62 страницы школьного меню на 12 дней. Прописаны блюда, их белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Меню распределено на категории: для учеников 1-4 классов, 5-11 классов.
Меню по новым требованиям СанПин
Согласно новым требованиям, в меню обязательно должны быть горячие блюда. Его допускается составлять с учетом климатических, национальных и других особенностей.
При этом необходимо сохранить пищевую и энергетическую ценность блюд, соотношение БЖУ. Допускается незначительное изменение этих показателей при условии их компенсации в течение недели.
Продукты для дополнительного питания
Дополнительное питание осуществляет буфет.
Разрешается устанавливать автоматы для продажи пищевой продукции в обеденном зале при условии достаточной площади столовой. Их нужно обрабатывать дезинфицирующими растворами не реже 2 раз в месяц.
Рецепты для питания школьника
Рыбные котлеты с творогом
Питательные рыбные котлеты с творогом.
Суп рассольник
Цена этого блюда невелика.
Пикантный суп рассольник.
Мясные фрикадельки
Вкуснейшие мясные фрикадельки.