Чем кормят в школьной столовой японии
Что едят в разных школах мира?
Норвегия
Здесь нет системы школьных столовых, и все норвежские школьники приносят с собой упакованный обед. Он обычно состоит из бутербродов с сыром, яйцом или салями. В большинстве школ также предлагают сниженные цены на молоко, йогурт или фрукты. Если ребёнок по какой-либо причине пришёл без ланча, то он может оставаться голодным весь день, если добрые одноклассники с ним не поделятся. Эту проблема вызывает полемику: многие призывают к открытию столовых в школах.
Перерывы на обед – всего 30 минут. Все ученики едят свои обеды в классе, часто в то время как учитель читает им отрывки из популярных книг. Воду или сок приносят в своих бутылках.
Япония
Школьные обеды в Японии – это, как правило, аутентичные, домашние блюда. Большинство школ получают еду с местных ферм, и её не принято замораживать. Перерывы длятся 45 минут: их используют для обучения детей общению и основам правильного питания.
В Японии, на 99% учащихся начальной школы и 82% учащихся средней школы едят kyūshoku (школьный обед). Типичный прием пищи состоит из стеклянной бутылки молока, миски риса, рыбы, маринованного салата, какого-то супа обычно с тофу и овощами, а также порции фруктов.
В Америке принят Закон об улучшении питания для детей, цель которого сделать школьные обеды более питательными, поощрять партнерские отношения с местными фермами и заставлять школы устанавливать стандарты для продуктов питания в торговых автоматах.
При этом в каждом американском штате школьное меню может отличаться. В одном месте можно встретить обед из курицы, персиков и кукурузного супа. В другом предложат тако с индейкой, курицу с фасолью, буритто или пиццу с сыром. По отзывам можно судить, что соуса и специй в американских столовых не жалеют даже в случае с «полезной» едой. Важно, что у школьников обычно есть выбор: вегетарианское меню или мясное.
При этом до сих пор бывает, что дети едят бургеры с картошкой или наггетсы. Пока не удалось решить проблему полностью: даже если детям предлагают обед без фаст-фуда они всегда могут пойти в любимый кафетерий после школы.
Южная Корея
Как отмечает американское издание Bright Side, система планирования школьного питания в Южной Корее одна из лучших в мире.
В меню обычно есть суп и рис, не обходится без салатов, морепродуктов, овощей и фруктов. Популярные блюда: кимчи, листья кунжута, фаршированные рисом и покрытые медовым соусом, тыквенный и картофельный суп, блины с зелёным луком, перцем и осьминогом, а также салат из огурцов и моркови. Некоторым детям, которые медленно набирают вес, предлагают к обеду ложку рыбьего жира.
Великобритания
Англичане внимательно относятся к школьному питанию. Так, несколько раз в неделю подают вегетарианские блюда: чатни, запечённые бобы, чесночный хлеб с салатом и многое другое. Меню всегда интернациональное, а у 70% десертов снижено количество сахара.
Типичный ланч может включать пасту, фасоль, свежую брокколи, ломтики хлеба и сезонные свежие фрукты. Другой вариант – овощной чили с рисом, бисквит с заварным кремом и банан.
При этом проблема с питанием детей есть: по данным исследований 85 % детей в школе едят сладости, а 40 % чипсы.
Бразилия
Бразилия известна своей африканской и португальской кухней. Кухня включает несколько видов фасоли, тушёное мясо, рис, зелень, курицу. Но, как и во многих странах, здесь стали популярны переработанные продукты: чипсы, белый хлеб, жареное во фритюре мясо. Уровень ожирения растёт даже среди детей. Поэтому правительство Бразилии запретило газированные напитки, торты и печенье в обедах, а также ограничило соль и сахар в блюдах для детей. При этом некоторые повара в школах стараются минимизировать количество продуктов, идущих в мусорное ведро: в блюда идёт кожура, цедра и даже ботва.
Интересно другое: как бразильцы пропагандируют здоровый образ жизни среди школьников: уже несколько лет активно развиваются школьные сады, где дети сами выращивают овощи. Их используют в школьном питании. Но настоящая цель такого сада не в том, чтобы поставлять ингредиенты, а в том, чтобы объяснять ученикам, как еда появляется на их столе.
Франция
Как отмечает BBC, страна, для которой существует культ еды, не может не заботиться о школьном питании. Во французских школах подают детские порции взрослой еды, поскольку французы считают, что формировать привычки нужно как можно раньше. Французы говорят так: «Еда в середине дня должна научить учеников манерам, хорошему вкусу и элементам правильного питания».
К примеру, в школе можно встретить такое меню: закуска из грейпфрута, курица на гриле с зелёной фасолью, сыр, рисовый пудинг на десерт, мандарин. Ещё одно меню дня: огурцы с чесноком травами; куриное бедро или рыба с картошкой; сладкий перец с оливковым маслом или шпинат; кускус; органический йогурт, яблоко. К еде предлагают простую воду, а не газированные напитки. Кроме того в школах нет автоматов с едой.
Перерыв на ланч обычно длится час или два, чтобы школьники могли успеть домой на обед, если есть такая возможность.
Финляндия
В Финляндии школьный обед предоставляется всем ученикам бесплатно. Пища, как правило, относительно здоровая и меню сбалансированное. Типичный ланч, к примеру, может включать фрикадельки, картофель, салат и мюсли.
В большинстве населённых пунктов недельное меню для каждой школы появляется в местной газете – таким образом, родители могут проверить, что едят их дети. Кроме того, бывает, что местные власти публикуют меню на своем интернет-сайте. Например, можно зайти и узнать, что завтра ученики будут есть «рыбу в лимонном соусе».
Таиланд
В Таиланде почти все ученики и сотрудники, от уборщиков до руководителей, едят в школе. Обычно есть бар с лапшой, который открыт весь день; бар для завтрака, предлагающий что-нибудь от яичницы и бекона до различных других бутербродов; снэк-бар, предлагающий много видов фруктов, бутербродов, пиццы, булочек и мороженого; две столовых, продающих на обед карри из красной курицы, тушёную свинину в устричном соусе, лазанью со свежим салатом и вегетарианские блюда.
Самые популярные блюда для школьного обеда в этой стране:
1. Жареная курица на рисе (16%)
2. Суп из яичной лапши с вонтонами (14%)
3. Вареная курица на рисе (12%)
4. Суп из лемонграсса с курицей (7%)
5. Макаронный суп (6%)
Германия
Далеко не во всех школах Германии есть столовые и часто детям приходится приноситься еду с собой. Родители пытаются даже создавать собственные буфеты с пирожками, но обычно всё заканчивается привлечением коммерческой фирмы, которые не гнушаются предлагать колу и бутерброды.
Средний школьный обед, если столовая всё-таки есть, может состоять из картофельного салата, колбасок или сосисок. Свежие фрукты и овощи также часто добавляют к еде. Столь же популярны традиционные немецкие блюда, такие как жареная рыба с картофелем или молочный сладкий рис. Кроме того дети могут купить булочку, какао или натуральный йогурт.
Однако чем бы мы детей не кормили, они всё равно будут смотреть на бургеры с картошкой и шоколадки. Но сделать так, чтобы дети хотели пробовать новое – в наших руках.
Государственный хэппи мил: как японских школьников приучают к здоровому питанию
Теории и практики
В японской школе обед можно считать частью учебного процесса. Первую государственную программу школьных обедов в Японии приняли после войны, чтобы спасти детей от голода, с тех пор она действовала постоянно, а с 2004 года все японские школы по закону обязали участвовать в программе «Секуику», которую можно перевести как «Учимся правильно питаться». T&P публикуют отрывок из книги «Самые здоровые дети в мире живут в Японии» издательства «Синдбад», в которой Наоми Морияма рассказывает, как японское общество столько лет противостоит фастфуду и формирует культуру здорового питания.
Как бороться с давлением рекламы?
«Самые здоровые дети в мире живут в Японии»
Подавляющее большинство современных детей ежедневно потребляет вредные для здоровья высококалорийные продукты. Многие жить не могут без газированных напитков и сладостей. Далеко не в каждом городе оборудованы безопасные тротуары и велодорожки, по которым дети могли бы ходить в школу пешком или ездить на велосипеде. У школьников все меньше свободного времени — они часами сидят за уроками, а потом спешат к телевизору или за компьютер. Наши дети постепенно теряют свободу, порабощенные гаджетами и сверхнасыщенной школьной программой. Отсюда — постоянные стрессы, снижение работоспособности, проблемы со здоровьем. Такова реальность мира, в котором мы живем, и Япония в этом смысле — не исключение.
Правда, у маленьких японцев есть один секрет, который помогает им оставаться самыми здоровыми детьми в мире. Это унаследованная от поколений предков модель здорового пищевого поведения. Вы тоже можете взять ее на вооружение начиная прямо с сегодняшнего дня.
Школьное питание
Миллионы японских детей каждый день обедают в школе. Школьный обед называется «гакко кюсеку» и входит в государственную программу, которая действует на протяжении больше 60 лет.
В рамках программы дети начиная с первого класса:
— получают на обед определенный набор блюд, приготовленных из свежих продуктов, произведенных в той местности, где расположена школа;
— узнают, как выращивают овощи и фрукты, и регулярно посещают близлежащие фермы;
— помогают готовить еду и по очереди накрывают на стол;
— едят вместе с одноклассниками каждый день в одно и то же время;
— помогают убирать со стола после еды.
Участие детей в приготовлении обеда — это нормальная привычная практика. В отличие от принятого в школах некоторых других стран принципа «шведского стола», в Японии все дети едят одно и то же, зато меню меняется каждый день и всегда состоит из вкусных и полезных блюд. Школьники с удовольствием лакомятся пибимбапом по-корейски (это рис с мясом и овощами), цыпленком тандури по-индийски, итальянскими спагетти пескаторе с морепродуктами или супом минестроне из сезонных овощей. За качеством продуктов строго следит школьный диетолог. В Японии участниками программы «Гакко кюсеку» являются 94% начальных и средних школ.
Когда я училась в японской школе, у нас действовала программа «Кюсеку тобан». Начиная с 6 лет нас понемногу привлекали к дежурству по кухне. Мы надевали поварские колпаки и халаты, относили в класс подносы, тарелки и палочки и сами раскладывали горячую пищу для одноклассников. Затем относили посуду обратно на кухню и протирали столы. «У японцев есть выражение “есть из одной кастрюли”, — говорит директор школы Кимико Коесу. — Оно означает, что дружеские связи между людьми завязываются в том числе и за общей трапезой. Именно к этому мы приучаем наших детей».
Национальная японская кухня
Государственная программа школьных обедов была принята в первые послевоенные годы, когда в стране царила экономическая разруха. Это помогло спасти от недоедания тысячи и тысячи детей. Сегодня перед японским обществом стоит другая проблема. Из-за широкого распространения сети фастфуда множатся случаи пищевых расстройств и детского ожирения. В 2004 году в Японии был принят государственный закон об обязательном введении в школах программы «Секуику» («Учимся правильно питаться»).
Школьное меню обычно включает блюда из местных продуктов самого высокого качества; жареные продукты и десерты присутствуют, но в минимальных количествах. Директор одной из начальных школ Токио Тацудзи Сино говорит, что дети часто просят родителей приготовить для них те же блюда, что они ели в школе, и родители обращаются в школу за рецептами. Японцы с такой теплотой вспоминают, как они вместе готовили и ели школьный обед, что сегодня в некоторых ресторанах появилось меню «кюсеку».
Программа «Секуику» учит детей любить природу и с благодарностью относиться к тем людям, которые выращивают прекрасные продукты и готовят из них еду. Школьники узнают, как нужно вести себя за столом, и приобретают навыки общения и взаимопомощи. Все это помогает им в дальнейшей взрослой жизни. Школы часто приглашают к детям фермеров и специалистов по питанию, которые проводят с ними занятия на такие, например, темы: «Не покупай полуфабрикаты», «Натуральная еда лучше фастфуда», «Ложись пораньше, вставай пораньше и не пропускай завтрак».
В 2010 году правительством Японии проводилась проверка способностей к обучению детей 11–12 лет. По ее результатам выяснилось, что дети, которые плотно завтракают, показывают лучшие успехи в изучении родного языка и математики.
гакко кюсеко © https://educationinjapan.wordpress.com/
Откуда берется то, что мы едим?
На школьных уроках детям рассказывают, как ловят рыбу, как выращивают овощи и фрукты, как производят остальные съедобные продукты. Школьники принимают участие в фестивалях, организуемых силами местных фермеров. Детям объясняют, в чем состоят особенности традиционного японского меню «итидзу-сансаи» (суп плюс три дополнительных блюда). При многих школах есть свои огороды, и ученики самостоятельно выращивают некоторые овощи.
Вот что рассказала канадская журналистка Даниэль Нерман, совершившая ознакомительную поездку по японским школам: «Мне довелось наблюдать, как ученики начальной школы «Саня», расположенной в токийском пригороде Сугинами, везли из кухни тележки с горячими кастрюлями. На всех детях были поварские колпаки, на лицах — маски. В классе они быстро разлили по пиалам суп мисо и разложили по тарелкам другую еду. Все без исключения, и ученики, и учитель, получили одинаковый набор блюд. Я не заметила, чтобы кто-то из детей сморщился или еще как-либо проявил недовольство, — все уплетали обед с завидным аппетитом. Затем одна девочка вышла вперед и перечислила овощи, из которых он был приготовлен. Остальные нарисовали их на небольших листках бумаги, а листки прикрепили к висящей на стене карте Японии, в зависимости от того, где они были выращены. Картинки с изображением черного винограда и имбиря уверенно заняли на карте то самое место, где находилась школа, — все дети знали, что виноград и имбирь выращивают у них по соседству».
Из всего сказанного мы можем сделать следующий вывод: в Японии школьный обед — не перерыв между уроками, а часть учебного процесса. […]
Важнее всего — участие
Медики подтверждают: если позволять детям с раннего возраста принимать участие в приготовлении пищи, они растут менее капризными и охотнее едят овощи и другие полезные продукты.
К сожалению, сегодня далеко не каждой семье удается каждый вечер собираться за общим столом. Многие родители работают допоздна, дети загружены уроками. Тем не менее мы должны использовать любую возможность, чтобы как можно чаще устраивать семейные трапезы. Об их пользе говорит не только наш личный опыт, но и результаты последних научных исследований в области здорового питания.
В ноябре 2014 года журнал Pediatrics опубликовал статью «Детское ожирение и динамика межличностных отношений», в которой доказывается прямая зависимость между частотой совместных трапез родителей с детьми и снижением риска ожирения у детей.
Согласно данным Центра семейной психологии при Университете Пердью, 80% родителей придают большое значение совместному с детьми застолью, но лишь 33% удается устраивать его ежедневно. Между тем установлено, что у детей, регулярно принимающих пищу в обществе родителей, улучшаются навыки общения, обогащается речь и повышаются познавательные способности.
В ходе исследования, проводившегося под руководством доктора Блейка Боудена на базе детской больницы Цинциннати и посвященного изучению связи между образом жизни семьи и социальным поведением ребенка, были опрошены 527 подростков. Выяснилось, что дети, которые ужинают вместе с родителями хотя бы 5 раз в неделю, проявляют гораздо меньше интереса к курению и употреблению спиртных напитков. Они более эмоциональны, хорошо учатся и имеют ровные отношения со сверстниками. Эта закономерность проявляется независимо от пола ребенка, а также состава и социального положения семьи.
Профессор Университета Миннесоты диетолог Дайан Ноймарк-Штайнер вместе с коллегами провела опрос среди 5 тысяч школьников, принадлежащих к разным этническим и группам, с целью выявить связь между привычкой есть в кругу семьи и предпочтением тех или иных видов продуктов. Подростки, которые часто ужинают с родителями, употребляют в пищу больше фруктов, овощей, зерновых, а также продуктов, богатых белком, кальцием, железом, клетчаткой, витаминами A, C, E, B6 и фолатами. Они пьют меньше газированных напитков. Девочки реже проявляют озабоченность лишним весом и меньше увлекаются всевозможными «чудо-диетами».
Мудрость родителей, сделаем мы вывод, заключается в том, чтобы превратить кухню в уютное для детей место, где не просто разогревают быстрозамороженную еду, а готовят вкусные и полезные блюда из качественных продуктов. Тогда мы можем быть уверены, что наши дети, став взрослыми и покинув отчий дом, будут правильно питаться и надолго сохранят здоровье.
Школьный обед в Японии
Для многих школьная столовая — больная тема: однообразные серые блюда, разбавленный чай с тоннами сахара, компот из сухофруктов круглый год и запах, который ничем не вывести. К счастью, не все столовые могут «похвастаться» таким набором, но многим жителям постсоветского пространства он знаком. Чего не скажешь о маленьких жителях Японии…
Редакция «Со Вкусом» расскажет вам о том, как обедают дети в одной из школ города Сайтамы. Начать нужно с того, что перерыв длится около часа, и ни одна минута не тратится попусту.
Японский обед
Если вы думаете, что обед в школьной столовой начинается с кухни, спешим сообщить, что многие овощи выращиваются прямо на заднем дворе самими школьниками! Так система образования приучает детей к тому, что еда не берется из неоткуда.
Так, например, они выращивают картофель. Клубни попадают на кухню чуть ли не с грядки, после чего команда кухонных работников чистит ее в течение нескольких часов, ведь нужно накормить 720 человек!
Перед вами обычный школьный обед. В меню овощной суп, рыба в грушевом соусе, картофельное пюре, хлеб и молоко. После приготовления блюда раскладывают в специальные контейнеры (по одному на каждый класс), которые разносятся по аудиториям.
Пятиклассники самостоятельно накладывают еду в тарелки. Прием пищи похож на урок химии: все дети надевают специальные халаты, которые защищают их одежду. Шапочки на волосы и специальные маски тоже обязательны. К подготовке обеда дети приступают лишь тогда, когда тщательно помоют руки дезинфицирующим гелем.
Например, этот ученик отвечает за то, чтобы у каждого в классе был тетрапак с молоком. Несколько других ребят раскладывают еду по тарелкам. Даже тогда подготовка еще не окончена! Преподаватель, который, между прочим, ест с детьми в классе, рассказывает о происхождении каждого продукта.
За обед съедается всё, потому что японцы не оставляют объедков. Если в контейнере еще есть еда, она разыгрывается между детьми простыми способами, как с помощью игры «Камень, ножницы, бумага».
После обеда каждый школьник убирает за собой и приводит себя в порядок. В эту процедуру входит даже чистка зубов! Отдельное внимание стоит уделить бережному отношению японцев к окружающей среде: картонные пакетики из-под молока разворачивают и складывают вместе, после чего их отправляют на переработку. Всё верно, не стоит выбрасывать тетрапак в мусорку, у него не одно применение.
А после обеда начинается время уборки! Протереть пыль, подмести и вымыть пол, убрать мусор — всё это ученики делают самостоятельно в течение 20 минут каждый день.
Такой распорядок дня — не какой-нибудь единичный случай, а образ жизни. Так японских детей приучают к труду, чистоплотности и организованности. Как бы вы отнеслись к этому, если бы во всех школах ввели такой обеденный перерыв? Кажется, звучит неплохо. Поделитесь этой статьей с друзьями, если она вам понравилась.
Школьные обеды в разных странах мира (14 фото)
Многие из нас прекрасно помнят школьные обеды времен своего детства. Если вам интересно взглянуть на то, чем кормят современных школьников, причем не только у нас, но и в других странах мира, то советуем заглянуть в этот пост.
Индия, город Бангалор. Рис, что-то с горохом и сваренное вкрутую яйцо.
Япония. Ланч в начальной школе. Молоко, суп, хлеб и что-то маринованное.
Иран. Рис, помидор и кебаб из ягненка.
Южная Корея. Маринованные листья кунжута, кимчхи (блюдо из овощей), твенджан (соевая паста), гуляш, рис и пара виноградин на десерт.
Гватемала. Лепешка, яйцо вкрутую, помидоры и фруктовый сок.
США. Тако с фаршем, хрустящий картофель, давленные помидоры, пудинг и какой-то напиток.
Финляндия. Салат, карри с цыпленком, овощи, молоко.
Турция. Ржаной хлеб, орехи, фрукты и кефир.
Таиланд. Что-то из свинины, рис и что-то в банановых листьях.
Китай. На самом деле это хоть и «Китай», но ланч — в немецкой школе в Шанхае, так что тут нас немножко обманули. Картошка фри, сарделька, морковь, хлеб и пудинг.
Великобритания. Сосиски, пюре и бобы.
Франция. Рыба, шпинат, картофель, салат, сыр и хлеб.
США, но снова необычное — во французской школе (выше был пример из обычной школы в Техасе). Бёф бургиньон, она же говядина по-бургундски, и ананас.
Россия, вермишелевый суп, винегрет, омлет, компот.