Чем красили брови в советских парикмахерских

Новое в блогах

Как красились женщины в СССР, или Мэйк-ап по-советски

Совершенно потрясающую ностальгическую статью нашла в Сети. И почему при таком обилии всевозможных статей и фотоподборок никто из тоскующих по СССР авторов раньше не догадался сделать обзорный материал про изобретательность советских женщин, которые всегда и везде ухитрялись сделать, что называется, из г****на конфетку?! В том числе и из тех незатейливых, а порой откровенно антигуманных средств, которые в магазинах Советского Союза продавались под видом косметики!

Сегодня, когда от разнообразия косметики рябит в глазах, и при желании можно подобрать абсолютно любой оттенок помады, теней, краски для волос … даже туши, не говоря уже о лаке для ногтей, мы можем не гнаться за яркостью и непохожестью на других, а подбирать цветовую гамму макияжа, исходя из того, что нам пойдет – и подойдет! Однако не так давно ситуация была совершенно иной. И мои ровесники, дети 70-80-х, должны помнить то, как наши мамы подкрашивали ресницы разводимой собственными слюнями тушью, румянили щеки губной помадой и красили волосы хной. И ведь как при этом потрясающей выглядели.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских

Все наверняка помнят эпизод из «Служебного романа» (1977 г.), в котором, только придя на работу, «статистические красавицы» наводят марафет.

Уже по этим кадрам понятно, как скромен был в те времена косметический ассортимент: все женщины наносят на веки серо-голубые тени, подводят глаза и тонко выщипанные брови карандашами, подозрительно напоминающими обычные карандаши для рисования, а губы подкрашивают помадой невнятного красно-розового тона.

Примерно с таким макияжем предстает затем и преобразившаяся Людмила Прокофьевна.

Кстати, абсолютно с таким же мейкапом появлялась на экране двумя годами раньше Надя из «Иронии судьбы» (1975 г.).

Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских экранных красавиц нельзя назвать отставшими от западной моды того времени.

На рекламном плакате Maybelline тех лет мы видим очень похожий макияж: голубые тени почти до бровей, брови тонким полукругом, достаточно яркие красноватые румяна и помада в тон.

Очень похожий макияж был и на роковой блондинке Светлане Светличной в «Бриллиантовой руке» (1968 г.), вот только глаза актрисы были подведены яркими «стрелками» по моде 60-хх.

Пристрастие к серо-голубым теням вообще отличало макияж конца 60-70-хх годов. Правда, для советских женщин это был не столько вопрос вкуса, сколько пресловутого выбора – почему именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихЯркий пример: Наталья Кустинская в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). Легендарное «Якин бросил свою кикимору!».

В этом же фильме актриса демонстрирует культовый косметический продукт советских женщин – тушь в брусочке, в которую следовало плевать.

В тушь плевали, а затем самые отчаянные еще и разделяли ресницы иголками или шпильками.

Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре – подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт – тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Кстати, крем не так давно пережил второе рождение и теперь на рынке представлен как «Балет 2000».

Затем кожу припудривали – иногда просто тем, что было под рукой. Например, в провинциальных городах женщины использовали для этих целей обычный тальк или зубной порошок.

На бумаге все, как обычно, звучало значительно шикарнее: «Пудру различают по ряду признаков. По консистенции она бывает порошковая (наиболее распространенная), в виде таблеток (компактная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая. Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делится на четыре группы: высшего качества – «Восток, «Бархатистая», «Балет» и др.; группы А (хорошего качества) – «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка» и др.; группы Б (средняя) – «Маска», «Камелия», «Шипр» и др.; группы В (массовая) – «Кармен», «Сирень», «Фиалка» и др. По назначению пудру выпускают для кожи жирной («Шипр», «Белая ночь», «Ленинград» и др.) и сухой («Бархатная», «Магнолия», «Красный мак», «Крем-пудра» и др.); по цвету – белую, розовую (для блондинок), рашель № 1, 2 и 3, цвета загара (для шатенок и брюнеток)».

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихЛюбопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

А помните жирные румяна в пластиковых коробочках? Кстати, многие женщины уже тогда своим умом дошли до модного нынче среди визажистов приема – использовать в качестве румян помаду (которая вся сплошь выпускалась в пластиковых футлярах).

Грифель карандашей «Косметика» – черного, коричневого, синего и зеленого цветов – был ничуть не мягче, чем дерево, из которых эти карандаши делались. Поэтому для того, чтобы подвести глаза, карандаши было необходимо активно смачивать слюной. В результате линии получались толстые и неровные. А иногда и таких карандашей было не достать. Тогда в ход шли самые обычные, благо что разница между ними и косметическими была не так уж велика.

Образ дополнял лак для ногтей, чаще всего матовый и примерно того же красноватого оттенка, что и помада героинь «Служебного романа». Но случался и перламутровый, сияющий отчаянным блеском.

Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики, одна из популярных фабрик того времени – «Новая заря», именно она выпускала такие духи, как «Наташа» и «Злато скифов».

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа: яркие и блестящие ткани, люрекс, массивные украшения из пластика и поддельного «золота», пышные прически и «боевая раскраска» немыслимых оттенков.

Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес – тем краше!

Губы было необходимо подкрашивать блестящей помадой ядовитых цветов. А особым шиком считались подведенные по контуру коричневым карандашом губы, подкрашенные бледной перламутровой помадой.

В «валютных» магазинах, куда было не попасть простым смертным, начала появляться косметика западных марок. Все женщины начали мечтать о «золотых розочках» Ланком и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Диор.

В конце 80-х – начале 90-х в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы…

Необходимый атрибут образа – лаки для ногтей всех цветов радуги. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но на что только не пойдешь во имя красоты!

А потом Советский Союз кончился, и началась совсем другая история…

Источник

Шик по-советски: какими были салоны красоты в СССР?

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских

Сделать сногсшибательную прическу: всю в локонах или с огромным начесом на голове, стать похожей на голливудскую кинозвезду и ощутить себя хоть немного ближе к красивой экранной жизни. В СССР воплотить в жизнь мечту о красоте предлагали обычные парикмахерские. Причем их услуги стоили совсем недорого.

Смотрите художественный фильм «Салон красоты » Александра Панкратова-Черного о двух подругах, работающих в одной из престижных столичных парикмахерских, в пятницу, 6 августа, в 17:05 на телеканале «МИР».

А какими на самом деле были парикмахерские в СССР? Действительно ли там можно было и преобразиться, и остаться без волос – кому как повезет? И правда ли, что парикмахерские в то время были своеобразными клубами, где обменивались новостями, сплетнями и даже интимными секретами?

«Сассон» за рубль шестьдесят и автомат с одеколоном

Салонов красоты в современном понимании в СССР не существовало. Постричься и покрасить волосы, сделать прическу можно было в парикмахерских. Там же иногда работали мастера маникюра и педикюра, но не во всех. Советские женщины в большинстве своем приводили руки в порядок и покрывали ногти лаком сами, как сумеют. А в маникюрный кабинет ходили по случаю больших праздников, несколько раз в год.

Параллельно с парикмахерскими существовали косметические кабинеты. Там работали косметологи, которые также могли покрасить ресницы, брови и сделать макияж. Чаще всего косметические кабинеты соседствовали с парикмахерскими, а иногда делили с ними одно помещение.

Вот что рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» владелица сети профессиональных студий маникюра «PR NAIL BAR» Карина Антонова: «Это сегодня салоны красоты отличаются интерьерами, цветовыми решениями, дизайнерским оформлением, а раньше все парикмахерские были «под копирку». Светлое помещение с окном, трюмо с зеркалом, кресла для посетителей, накидки, расческа и ножницы. Особым шиком считались картины или фотографии с эффектными прическами, которые красовались на стенах. Уникальным изобретением советских лет был автомат, который орошал мужчин одеколоном».

Эти парфюмерные автоматы заслуживают отдельного рассказа. Их устанавливали у выхода из парикмахерских, обычно на улице. Они представляли собой деревянные ящики размером с телефон-автомат, с зеркалом и прорезью для монетки.

Бросив 15 копеек, вы могли сначала услышать громкую работу компрессора, а затем наружу под давлением выходило ароматное облако одеколона, порция которого составляла целых 5 мл. Автомат распылял парфюм в течение двух секунд и «от всей души»: все лицо клиента становилось мокрым от одеколона.

После этого человека надо было некоторое время проветривать, поскольку он передвигался, как ходячая реклама парфюма. Заправлены автоматы были разными одеколонами, обычно это были «Шипр», «Полет» или «Красная Москва».

Начиная с 60-х годов парикмахерские были уже оснащены и длинным рядом сушуаров, под «колпаками» которых женщины смирно просиживали долгое время, перелистывая журналы «Работница» и «Крестьянка». Бигуди и сушуары тогда были основным инструментом парикмахеров, ведь модные прически чаще всего предполагали завивку локонов. В арсенале у маникюрш были ванночка для распаривания рук, небольшие ножницы, пилки, щипчики для удаления заусенцев и лаки.

Цены на парикмахерские услуги в СССР устанавливались государством и были одинаковыми и в маленькой парикмахерской на окраине, и в престижном салоне в центре Москвы. Для примера модная женская стрижка «Сассон» обходилась в 1 рубль 60 копеек, накручивание волос на бигуди и сушка волос стоила 80 копеек, а популярная химическая завивка волос с последующей стрижкой стоила дороже всего: целых 4 рубля 60 копеек.

Почему поход в парикмахерскую был сопряжен с риском

Химикаты для работы поставлялись централизованно. Но их не хватало, и мастера часто пользовались «народными средствами». Для фиксации завивки использовали пиво и сладкую воду. Но больше всего «химичили» с красками. Самыми доступными красителями в СССР были хна и басма. Поэтому так много было женщин с рыжими или черными волосами.

Чтобы получить другие оттенки, некоторые парикмахеры готовили краски дома: варили их в кастрюльках и приносили потом на работу. Например, многие мастера готовили краски на основе урзола (это вещество, которое до сих пор используется для окраски кожи и меха). Разные смеси на основе урзола дают различные цвета: от черного и коричневого до пепельного и голубого.

Парикмахеры добавляли в свои красители также кору крушины, отвар скорлупы грецкого ореха и другие растительные ингредиенты. У многих мастеров были собственные секретные рецепты красок, тайну которых они тщательно оберегали.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских Фото: Брюханенко Эдгар/ТАСС

Тысячи женщины в СССР хотели стать блондинками: сияющие светлые волосы благодаря Мэрилин Монро вошли в моду еще с 50-х годов XX века. Чтобы осветлить волосы в СССР использовали перекись водорода. Получался довольно неестественный по современным меркам цвет, но модниц это не смущало.

Перекись водорода и средство для химической завивки сильно портили волосы. Стоило чуть-чуть передержать их на волосах, и те могли остаться в руках парикмахера.

«Про сервис в те времена мало что знали и порой посетителей ждал нерадушный прием и не всегда удачный результат, – говорит Карина Антонова. – Но никто не обижался и клиенты редко высказывали недовольство. «Волосы – не зубы, отрастут» – говорили советские люди».

«Как у Брижит Бардо»: откуда бралась мода на прически

Карина Антонова: «Зато атмосфера в парикмахерских залах царила особая: здесь создавались прически, как у богемы. Здесь советская женщина могла почувствовать себя ближе к высшему обществу и красивой жизни. Парикмахеры создавали друг другу новомодные прически – такая вот живая реклама».

«Еще в ранние советские годы по всей стране стали открываться школы парикмахеров и выпускать профессионалов, – рассказывает владелица сети салонов. – В 1936 году Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР издал приказ: «Расширить сети парикмахерских, улучшить их работу, присвоить мастерам категории в зависимости от их квалификации и ввести звания «мастер парикмахерского дела». Еще через два года все работники отрасли получили трудовые книжки. Их работа стала считаться трудом! В советское время пытались поднять престиж профессии и привлечь к ней внимание общественности. Популярными стали профильные конкурсы, смотры и показы в Домах культуры. Это было похоже на шоу мастерства и таланта!».

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских Фото: Щукин Алексей/ТАСС

В 80-х годах самыми модными были химические завивки и начесы на голове, которые в народе получили название «бабетты». Похожая укладка была у французской актрисы Брижит Бардо в фильме «Бабетта идет на войну». Входили в моду и гладкие прически «под Мирей Матье». Вообще мода на прически устанавливалась в основном в подражание популярным актерам, звездам кино и эстрады. Плюс мастеров-технологов (по несколько человек в делегации от города) иногда отправляли на семинары за рубеж, в страны соцлагеря. Ежегодно в крупных городах страны проходили и конкурсы профмастерства, где демонстрировали последние новинки в мире моды.

Не только салон, но и клуб по интересам

Парикмахерские были не только местом преображения. Но и клубом, и местом, где обменивались новостями. А иногда еще и магазином, где можно было «из-под полы» купить дефицитную и модную вещь. Очень многое зависело от личности парикмахера. Ведь к самым популярным мастерам ходили целыми семьями, делились с ними секретами, мечтами и планами, обсуждали многое из того, что не доверяли даже членам семьи. Но для этого мастеру приходилось быть не только профессионалом своего дела, но и немножко психологом. А также хорошо знать и вкусы, и характер, и взгляды своих постоянных клиентов.

Вот что рассказывает журналист Владимир Емин: «У нас в Ростове-на-Дону одной из самых модных и престижных в советское время считалась парикмахерская в гостинице «Московская». Находилась она в самом центре города. В числе клиенток были женщины самого разного возраста и профессий – от молоденьких девушек-модниц до заслуженных ученых, дам с профессорскими званиями».

Владимир Емин: «Мужчин в кресле преображал кудесник, который не только делал модные стрижки, но и по-дружески общался с постоянными клиентами. Гостей окружали вниманием, расспрашивали о родных, здесь обсуждались новости, премьеры. Это был своего рода клуб и даже магазин. В этой парикмахерской можно было приобрести, к примеру, модные джинсы или батник. В те времена это считалось спекуляцией, сегодня же мы сказали бы, что это просто мелкий сопутствующий бизнес».

Что касается стоимости услуг в этой парикмахерской, то никто из постоянных посетителей не смотрел в официальный прейскурант. Мастера благодарили за высокое качество работы, расположение, за то, что он поднимал настроение, и делали это посетители с удовольствием.

И действительно, в те времена любой хороший мастер имел «свою» клиентуру и дорожил ею, старался угодить. А постоянные клиенты готовы были заплатить чуть больше, чем по прейскуранту. Ведь желание быть красивыми неистребимо в любом возрасте и в любую эпоху. А ощущение, что о вас искренне заботятся, еще дороже.

Источник

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских

Где ж советские термоядерные составы?

Сколько себя помню, мама каждый месяц ходила красить брови и ресницы в косметический кабинет. Мне это всегда казалось смешным почему-то…

Но в последнее время я часто стала вспоминать, какими красивыми и выразительными были мамины глаза после этой процедуры… решила сделать ее тоже.

Пошла в ближайший салон, уселась в кресло (обычный стул со спинкой), меня укутали накидкой и нанесли состав. Девушка сказала держать, пока она не скажет, что хватит.

Вначале было все отлично, но потом начало щипать. В конце я просто сидела, как на иголках и ждала, когда же она разрешит пойти умыться. Вообще у меня довольно чувствительные глаза, так что не знаю – это обычная реакция или только у меня так…

В итоге, когда меня освободили от средства, я увидела, что слишком окрашенные брови мне не очень идут – или девушка просто плохо подобрала мне цвет. в общем, брови были слишком коричневыми – просто до безобразия и не особо шли к цвету кожи и волос.

Я расстроилась. Но мне полегчало и стало хуже одновременно, когда через пару дней от краски не осталось и следа – все смылось!

Позвонила маме, спросила про этот странный эффект. На что моя мама сказала, что уже несколько лет не делает окрашивание в салоне, потому что новые составы, хоть и стали более щадящими для глаз (не для моих правда), стали хуже держаться. Поэтому в этой процедуре смысл отпал.

Вот и я думаю, что вряд ли решу повторить процедуру салонного окрашивания бровей и ресниц: уж лучше каждый день делать макияж обычной косметикой.

Источник

Чем красились женщины в СССР: вспоминаем самую популярную косметику и духи. А у вас они были?

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских

Красота советских девушек действительно требовала жертв. Хорошую косметику найти было трудно, стоила она дорого и быстро исчезала с прилавков. Девушки использовали помаду вместо румян и наоборот, красили волосы сомнительными растворами и стояли в очереди за популярными ароматами. Все хотели быть ухоженными и привлекательными. Спросите у своих мам и бабушек, пользовались ли они этой косметикой? А вы еще помните ее?

Тушь для ресниц

Тушь для ресниц в Советском Союзе можно было найти в любой косметичке. Только вместо привычного современным девушкам тюбика у советских красавиц были коробочки с тушью. В них лежал твердый кирпичик, который нужно было размачивать водой. Правда, девушки в СССР поступали иначе, они просто плевали в коробочку. Кстати, такую тушь до сих пор можно найти на прилавках.

Тональный крем

«Балет 2000» и сейчас популярен у молодых девушек, в прошлом столетии этот тональный крем выпускали в алюминиевых тюбиках. Первый «Балет» появился в 1881 году. Сначала в линейке был всего один оттенок: крем был жирным и сильно пачкал одежду. Крем скорее подчеркивал недостатки кожи, чем маскировал их.

Пудра

Пудра была представлена в широком ассортименте. Практически во всех линейках пудры было по три оттенка: светлый, телесный и розовый. Одной из лучших считалась «Ленинградская» пудра, ее было крайне сложно купить. Высоким качеством также обладали «Балет», «Бархатистая» и «Восток», чуть хуже — «Красная Москва» и «Кремль».

Самыми популярными в СССР были тени «Елена», конечно же, в голубом оттенке. Если вы вспомните образы актрис в советских фильмах, то заметите, что Надя из «Иронии судьбы», Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» и многие другие звезды кино были накрашены голубыми тенями. Долгое время в СССР продавали тени только ярких оттенков, популярный сегодня бежевый пришел гораздо позже.

Помада

Самыми популярными помадами в СССР были «Дзинтарс 21» с перламутром. Оттенки были яркими: красный, морковный, бордовый. Качество и аромат оставляли желать лучшего, но женщин это не останавливало. Многие модницы заменяли помадой еще и румяна, а вместо бальзама для губ пользовались вазелином.

Румяна

Помадой заменяли румяна и наоборот, от этого макияж получался очень ярким. Румяна розового оттенка от Estee Lauder было крайне сложно достать, да и стоили они бешеных денег. Были варианты дешевле, чаще всего тоже розовые, подходили далеко не всем, но ради красоты женщины шли на эти жертвы.

Лак для ногтей

Цвета лака для ногтей, как вы уже догадались, тоже были очень яркими. Их было сложно нанести и высушить, они сильно портили ногти, но советские женщины были готовы терпеть и это. К тому же перекрашивать их приходилось довольно часто: чтобы открыть коробочку теней или румян, приходилось жертвовать маникюром. Чуть позже появились американские лаки с блестками Kiki, они лучше держались и сколы были менее заметны.

Краска для волос

Советские женщины не были так избалованы ассортиментом, как современные модницы. Покрасить волосы можно было хной или басмой в два цвета: рыжий или черный. У этих красителей был натуральный состав. Оттенить волосы фиолетовым или красным можно было с помощью «Ириды» или «Рубина». Запах у оттеночных шампуней был специфическим, как и у всей косметики. Стать блондинкой было намного сложнее, оставалось только намазать волосы смесью из перекиси водорода и надеяться, что они не отпадут.

Легендарные духи «Красная Москва» с ароматом ириса и ванили были самыми популярными в СССР. Забыть этот запах просто невозможно. Духи очень стойкие, достаточно было всего лишь открыть флакон — и шлейф стоял по всей квартире.

Популярная компания Dzintars помимо косметики производила парфюмерию. Аромат с брутальным названием сочетал пряный сандал, базилик и лаванду.

Аромат с патриотичным названием сочетал в себе ягоды и фрукты.

Духи с роковым названием «Пиковая дама» были выпущены в честь 150-летия Пушкина. Аромат был насыщенным, содержал дубовый мох, бергамот и пачули.

Духи с добрым названием «За мир и дружбу» выпустили в 60-х годах в честь интернационального фестиваля молодежи и студентов, в связи с чем пользовались популярностью у модных москвичек.

Источник

Бьюти-бокс по-советски: секреты макияжа в эпоху дефицита

Люди стремились быть красивыми во все времена — но в СССР это давалось им особенно тяжело. Рассказываем, во сколько обошлась бы советскому гражданину пластическая операция, какой была идеальная женщина по версии партии (спойлер: чистой) и зачем на голову лили пиво.

«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.

Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:

«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»

Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.

Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:

«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».

Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихБелая ночь. Реклама. 1930-е. Источник

«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. Источник Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. Источник Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник

Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:

«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».

Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:

«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».

Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник

В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:

«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».

Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.

Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихЛюбовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник

Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.

Фрагмент из фильма «Весна»

Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.

Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».

Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКарикатура из журнала «Крокодил». Источник

Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.

Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.

Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.

Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:

«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».

Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».

Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.

Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.

Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник

Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихИрина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник

Советская реклама. Помада

Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.

После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.

В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.

Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.

Источник

Бьюти-бокс по-советски: секреты макияжа в эпоху дефицита

Люди стремились быть красивыми во все времена — но в СССР это давалось им особенно тяжело. Рассказываем, во сколько обошлась бы советскому гражданину пластическая операция, какой была идеальная женщина по версии партии (спойлер: чистой) и зачем на голову лили пиво.

«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.

Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:

«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»

Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.

Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:

«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».

Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихБелая ночь. Реклама. 1930-е. Источник

«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. Источник Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. Источник Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник

Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:

«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».

Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:

«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».

Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник

В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:

«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».

Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.

Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихЛюбовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник

Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.

Фрагмент из фильма «Весна»

Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.

Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».

Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКарикатура из журнала «Крокодил». Источник

Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.

Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.

Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.

Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:

«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».

Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».

Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.

Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.

Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихКадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник

Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихИрина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник

Советская реклама. Помада

Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.

После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.

В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.

Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.

Источник

Новое в блогах

Как красились женщины в СССР, или Мэйк-ап по-советски

Совершенно потрясающую ностальгическую статью нашла в Сети. И почему при таком обилии всевозможных статей и фотоподборок никто из тоскующих по СССР авторов раньше не догадался сделать обзорный материал про изобретательность советских женщин, которые всегда и везде ухитрялись сделать, что называется, из г****на конфетку?! В том числе и из тех незатейливых, а порой откровенно антигуманных средств, которые в магазинах Советского Союза продавались под видом косметики!

Сегодня, когда от разнообразия косметики рябит в глазах, и при желании можно подобрать абсолютно любой оттенок помады, теней, краски для волос … даже туши, не говоря уже о лаке для ногтей, мы можем не гнаться за яркостью и непохожестью на других, а подбирать цветовую гамму макияжа, исходя из того, что нам пойдет – и подойдет! Однако не так давно ситуация была совершенно иной. И мои ровесники, дети 70-80-х, должны помнить то, как наши мамы подкрашивали ресницы разводимой собственными слюнями тушью, румянили щеки губной помадой и красили волосы хной. И ведь как при этом потрясающей выглядели.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских

Все наверняка помнят эпизод из «Служебного романа» (1977 г.), в котором, только придя на работу, «статистические красавицы» наводят марафет.

Уже по этим кадрам понятно, как скромен был в те времена косметический ассортимент: все женщины наносят на веки серо-голубые тени, подводят глаза и тонко выщипанные брови карандашами, подозрительно напоминающими обычные карандаши для рисования, а губы подкрашивают помадой невнятного красно-розового тона.

Примерно с таким макияжем предстает затем и преобразившаяся Людмила Прокофьевна.

Кстати, абсолютно с таким же мейкапом появлялась на экране двумя годами раньше Надя из «Иронии судьбы» (1975 г.).

Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских экранных красавиц нельзя назвать отставшими от западной моды того времени.

На рекламном плакате Maybelline тех лет мы видим очень похожий макияж: голубые тени почти до бровей, брови тонким полукругом, достаточно яркие красноватые румяна и помада в тон.

Очень похожий макияж был и на роковой блондинке Светлане Светличной в «Бриллиантовой руке» (1968 г.), вот только глаза актрисы были подведены яркими «стрелками» по моде 60-хх.

Пристрастие к серо-голубым теням вообще отличало макияж конца 60-70-хх годов. Правда, для советских женщин это был не столько вопрос вкуса, сколько пресловутого выбора – почему именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего.

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихЯркий пример: Наталья Кустинская в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). Легендарное «Якин бросил свою кикимору!».

В этом же фильме актриса демонстрирует культовый косметический продукт советских женщин – тушь в брусочке, в которую следовало плевать.

В тушь плевали, а затем самые отчаянные еще и разделяли ресницы иголками или шпильками.

Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре – подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт – тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Кстати, крем не так давно пережил второе рождение и теперь на рынке представлен как «Балет 2000».

Затем кожу припудривали – иногда просто тем, что было под рукой. Например, в провинциальных городах женщины использовали для этих целей обычный тальк или зубной порошок.

На бумаге все, как обычно, звучало значительно шикарнее: «Пудру различают по ряду признаков. По консистенции она бывает порошковая (наиболее распространенная), в виде таблеток (компактная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая. Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делится на четыре группы: высшего качества – «Восток, «Бархатистая», «Балет» и др.; группы А (хорошего качества) – «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка» и др.; группы Б (средняя) – «Маска», «Камелия», «Шипр» и др.; группы В (массовая) – «Кармен», «Сирень», «Фиалка» и др. По назначению пудру выпускают для кожи жирной («Шипр», «Белая ночь», «Ленинград» и др.) и сухой («Бархатная», «Магнолия», «Красный мак», «Крем-пудра» и др.); по цвету – белую, розовую (для блондинок), рашель № 1, 2 и 3, цвета загара (для шатенок и брюнеток)».

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерскихЛюбопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

А помните жирные румяна в пластиковых коробочках? Кстати, многие женщины уже тогда своим умом дошли до модного нынче среди визажистов приема – использовать в качестве румян помаду (которая вся сплошь выпускалась в пластиковых футлярах).

Грифель карандашей «Косметика» – черного, коричневого, синего и зеленого цветов – был ничуть не мягче, чем дерево, из которых эти карандаши делались. Поэтому для того, чтобы подвести глаза, карандаши было необходимо активно смачивать слюной. В результате линии получались толстые и неровные. А иногда и таких карандашей было не достать. Тогда в ход шли самые обычные, благо что разница между ними и косметическими была не так уж велика.

Образ дополнял лак для ногтей, чаще всего матовый и примерно того же красноватого оттенка, что и помада героинь «Служебного романа». Но случался и перламутровый, сияющий отчаянным блеском.

Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики, одна из популярных фабрик того времени – «Новая заря», именно она выпускала такие духи, как «Наташа» и «Злато скифов».

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа: яркие и блестящие ткани, люрекс, массивные украшения из пластика и поддельного «золота», пышные прически и «боевая раскраска» немыслимых оттенков.

Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес – тем краше!

Губы было необходимо подкрашивать блестящей помадой ядовитых цветов. А особым шиком считались подведенные по контуру коричневым карандашом губы, подкрашенные бледной перламутровой помадой.

В «валютных» магазинах, куда было не попасть простым смертным, начала появляться косметика западных марок. Все женщины начали мечтать о «золотых розочках» Ланком и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Диор.

В конце 80-х – начале 90-х в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы…

Необходимый атрибут образа – лаки для ногтей всех цветов радуги. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но на что только не пойдешь во имя красоты!

А потом Советский Союз кончился, и началась совсем другая история…

Источник

Чем красились женщины в СССР: вспоминаем самую популярную косметику и духи. А у вас они были?

Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть фото Чем красили брови в советских парикмахерских. Смотреть картинку Чем красили брови в советских парикмахерских. Картинка про Чем красили брови в советских парикмахерских. Фото Чем красили брови в советских парикмахерских

Красота советских девушек действительно требовала жертв. Хорошую косметику найти было трудно, стоила она дорого и быстро исчезала с прилавков. Девушки использовали помаду вместо румян и наоборот, красили волосы сомнительными растворами и стояли в очереди за популярными ароматами. Все хотели быть ухоженными и привлекательными. Спросите у своих мам и бабушек, пользовались ли они этой косметикой? А вы еще помните ее?

Тушь для ресниц

Тушь для ресниц в Советском Союзе можно было найти в любой косметичке. Только вместо привычного современным девушкам тюбика у советских красавиц были коробочки с тушью. В них лежал твердый кирпичик, который нужно было размачивать водой. Правда, девушки в СССР поступали иначе, они просто плевали в коробочку. Кстати, такую тушь до сих пор можно найти на прилавках.

Тональный крем

«Балет 2000» и сейчас популярен у молодых девушек, в прошлом столетии этот тональный крем выпускали в алюминиевых тюбиках. Первый «Балет» появился в 1881 году. Сначала в линейке был всего один оттенок: крем был жирным и сильно пачкал одежду. Крем скорее подчеркивал недостатки кожи, чем маскировал их.

Пудра

Пудра была представлена в широком ассортименте. Практически во всех линейках пудры было по три оттенка: светлый, телесный и розовый. Одной из лучших считалась «Ленинградская» пудра, ее было крайне сложно купить. Высоким качеством также обладали «Балет», «Бархатистая» и «Восток», чуть хуже — «Красная Москва» и «Кремль».

Самыми популярными в СССР были тени «Елена», конечно же, в голубом оттенке. Если вы вспомните образы актрис в советских фильмах, то заметите, что Надя из «Иронии судьбы», Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» и многие другие звезды кино были накрашены голубыми тенями. Долгое время в СССР продавали тени только ярких оттенков, популярный сегодня бежевый пришел гораздо позже.

Помада

Самыми популярными помадами в СССР были «Дзинтарс 21» с перламутром. Оттенки были яркими: красный, морковный, бордовый. Качество и аромат оставляли желать лучшего, но женщин это не останавливало. Многие модницы заменяли помадой еще и румяна, а вместо бальзама для губ пользовались вазелином.

Румяна

Помадой заменяли румяна и наоборот, от этого макияж получался очень ярким. Румяна розового оттенка от Estee Lauder было крайне сложно достать, да и стоили они бешеных денег. Были варианты дешевле, чаще всего тоже розовые, подходили далеко не всем, но ради красоты женщины шли на эти жертвы.

Лак для ногтей

Цвета лака для ногтей, как вы уже догадались, тоже были очень яркими. Их было сложно нанести и высушить, они сильно портили ногти, но советские женщины были готовы терпеть и это. К тому же перекрашивать их приходилось довольно часто: чтобы открыть коробочку теней или румян, приходилось жертвовать маникюром. Чуть позже появились американские лаки с блестками Kiki, они лучше держались и сколы были менее заметны.

Краска для волос

Советские женщины не были так избалованы ассортиментом, как современные модницы. Покрасить волосы можно было хной или басмой в два цвета: рыжий или черный. У этих красителей был натуральный состав. Оттенить волосы фиолетовым или красным можно было с помощью «Ириды» или «Рубина». Запах у оттеночных шампуней был специфическим, как и у всей косметики. Стать блондинкой было намного сложнее, оставалось только намазать волосы смесью из перекиси водорода и надеяться, что они не отпадут.

Легендарные духи «Красная Москва» с ароматом ириса и ванили были самыми популярными в СССР. Забыть этот запах просто невозможно. Духи очень стойкие, достаточно было всего лишь открыть флакон — и шлейф стоял по всей квартире.

Популярная компания Dzintars помимо косметики производила парфюмерию. Аромат с брутальным названием сочетал пряный сандал, базилик и лаванду.

Аромат с патриотичным названием сочетал в себе ягоды и фрукты.

Духи с роковым названием «Пиковая дама» были выпущены в честь 150-летия Пушкина. Аромат был насыщенным, содержал дубовый мох, бергамот и пачули.

Духи с добрым названием «За мир и дружбу» выпустили в 60-х годах в честь интернационального фестиваля молодежи и студентов, в связи с чем пользовались популярностью у модных москвичек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *