Чем красились в средневековье

История косметики Средневековья

Автор: Дарья Арцимеева

Как сохранить свою красоту и молодость? Над разгадкой этого вопроса человечество билось едва ли не тысячелетия. На дворе XXI век – и перед нами открыты сотни возможностей для того, чтобы не потерять свою привлекательность – от омолаживающей косметики до суперсовременных методик пластической хирургии.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, чем красились дамы Средних веков, как ухаживали за волосами императрицы и королевы? На развитие и использование косметики в период с конца V и до XVI века влияло несколько факторов. К ним относятся, во-первых, каноны красоты, которые диктовались религиозными верованиями и традиционным укладом общества каждой страны. Во-вторых, наличие доступных натуральных или химических веществ. В-третьих, историческое и экономическое развитие государств, становление международных связей и торговли, влияние культуры одних стран на другие.

Европейская косметика периода Средних веков

В отличие от Древнего Рима и Греции, где косметикой пользовались все без исключения, в Европе эта привилегия принадлежала только феодалам, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно. В её состав входили натуральные ингредиенты, а производством практически всех препаратов занимались исключительно аптекари и врачи. Особо востребованы были средства по уходу за кожей. Связано это с эпидемией оспы, которая прокатилась по континенту. Недуг оставлял на коже жуткие оспины, сводившие на нет всю привлекательность человека.

В европейских странах средневековья сформировались конкретные каноны красоты. В частности, прекрасная дама должны была обладать высоким лбом, длинной шеей, бледным лицом и едва заметными бровями.

Роскошные волосы и веснушки – греховные знаки истинной красоты

Во все времена и по сей день волосы считаются признаком сексуальности, поэтому неудивительно, что церковь выступала против демонстрации этой «греховной» части тела. Шляпы, вуали, капюшоны и прочие женские ухищрения не обеспечивали должного эффекта, поэтому средневековым красавицам приходилось прибегать к более серьёзным методам, некоторые из них были сродни пытками инквизиции.

К примеру, чтобы добиться высокого лба, следовало избавиться от линии роста волос. Действуя по принципу, чем выше, тем лучше, женщины применяли большие дозы уксуса или негашёной извести. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.

Запретный плод всегда сладок, поэтому женские волосы в Средние века являлись едва ли не главным признаком красоты, особенной популярностью пользовались светловолосые дамы. Как известно, красок для волос тогда не было, поэтому женщины ухитрялись для осветления употреблять шафран, луковую шелуху, несвежую овечью мочу или же проводили на солнце столько времени, что волосы попросту выгорали.

Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов:

• избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист, камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки;

• от веснушек помогала смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца;

• покраснение хорошо снимали сок огурца или клубники;

• солнечный ожоги лечили с помощью выжатого сока водяной лилии.

Чтобы усилить действие таких мазей в Средние века использовался своеобразный пластырь, который получали из овечьей кожи.

Принцип средневекового макияжа – понравиться своему мужу и не соблазнить чужого

Ещё известный средневековый философ и теолог Фома Аквинский подчёркивал важность макияжа. Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой.

Как говорилось выше, в средневековье приветствовался бледный цвет лица. Объясняется это тем, что дамы из высокого сословия никогда не работали на открытом воздухе, поэтому смуглая кожа считалась признаком крестьян, простого народа. Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям как самих прекрасных дам, так и их кавалеров.

Существовало множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком:

«Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».

Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского «красивая женщина».

Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем врачи XIII отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.

Ну и, конечно же, губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.

«De ornatu mulierum» – первый трактат о женской косметике

Тротула Салернская – итальянская женщина-врач (XI—XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшая множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах. Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами.

К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука. Это растение оказалось превосходным средством против угревой сыпи, благодаря тому, что в его состав входит алиин и примеси, по своим свойствам напоминающий серу. Лук также оказывает омолаживающий эффект, содержит воду (90%), белки (1,5%), и витамины, в том числе B1, B2, C, калий.

Рецепты по уходу за волосами от Тротулы Для очищения волос Тротула советует использовать такое средство: возьмите пепел сожжённой виноградной лозы, солому ячменя и древесину солодки (для придания блеска), а также дикий цикламен. Цикламен и солому прокипятите в воде, добавьте в полученный отвар пепел лозы, солодку и дайте ему настояться. Помойте волосы с этой настойкой, дайте им высохнуть. В результате они станут золотистыми и сияющими.

Чтобы волосы лучше расчёсывались, можно использовать специальный порошок: возьмите немного сушенных лепестков роз, гвоздики, мускатный орех, кресс водяной и калган. Измельчите все ингредиенты до состояния пудры и смешайте с розовой водой. Перед расчесыванием сбрызгивайте волосы и гребень этой смесью, так они приобретут великолепный аромат.

Проверенный сарацинский рецепт для окрашивания волос в чёрный цвет. Возьмите кожуру очень спелого граната, разотрите её и прокипятите в уксусе или воде. Затем процедите полученный отвар и добавьте в него порошок из чернильных орешков и квасцы в большом количестве, чтобы достигнуть довольно густой консистенции. Нанесите средство на волосы. Оставшуюся от отвару гущу смешайте с подсолнечным маслом и нанесите на корни волос. Эту маску следует оставить на всю ночь, наутро помыть волосы в большом количестве воды. Они станут очень чёрными.

А вот для осветления волос вам потребуется отварить чистотел, корень репейника и стружку коры самшита, овсяную солому. Добавьте в отвар пепел виноградной лозы или овсяной соломы и промойте им голову. Чтобы волосы начали виться, измельчите корень бузины травянистой, смешайте его с маслом и нанесите на волосы, закрепив маску листьями этого растения.

Источник

История косметики Средневековья

Как сохранить свою красоту и молодость? Над разгадкой этого вопроса человечество билось едва ли не тысячелетия. На дворе XXI век – и перед нами открыты сотни возможностей для того, чтобы не потерять свою привлекательность – от омолаживающей косметики до суперсовременных методик пластической хирургии.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, чем красились дамы Средних веков, как ухаживали за волосами императрицы и королевы? На развитие и использование косметики в период с конца V и до XVI века влияло несколько факторов. К ним относятся, во-первых, каноны красоты, которые диктовались религиозными верованиями и традиционным укладом общества каждой страны. Во-вторых, наличие доступных натуральных или химических веществ. В-третьих, историческое и экономическое развитие государств, становление международных связей и торговли, влияние культуры одних стран на другие.

Европейская косметика периода Средних веков

В отличие от Древнего Рима и Греции, где косметикой пользовались все без исключения, в Европе эта привилегия принадлежала только феодалам, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно. В её состав входили натуральные ингредиенты, а производством практически всех препаратов занимались исключительно аптекари и врачи. Особо востребованы были средства по уходу за кожей. Связано это с эпидемией оспы, которая прокатилась по континенту. Недуг оставлял на коже жуткие оспины, сводившие на нет всю привлекательность человека.

В европейских странах средневековья сформировались конкретные каноны красоты. В частности, прекрасная дама должны была обладать высоким лбом, длинной шеей, бледным лицом и едва заметными бровями.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Средневековые идеалы женской красоты в Европе

Роскошные волосы и веснушки – греховные знаки истинной красоты

Во все времена и по сей день волосы считаются признаком сексуальности, поэтому неудивительно, что церковь выступала против демонстрации этой «греховной» части тела. Шляпы, вуали, капюшоны и прочие женские ухищрения не обеспечивали должного эффекта, поэтому средневековым красавицам приходилось прибегать к более серьёзным методам, некоторые из них были сродни пытками инквизиции.

К примеру, чтобы добиться высокого лба, следовало избавиться от линии роста волос. Действуя по принципу, чем выше, тем лучше, женщины применяли большие дозы уксуса или негашёной извести. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Средневековые красавицы с высокой линией роста волос

Запретный плод всегда сладок, поэтому женские волосы в Средние века являлись едва ли не главным признаком красоты, особенной популярностью пользовались светловолосые дамы. Как известно, красок для волос тогда не было, поэтому женщины ухитрялись для осветления употреблять шафран, луковую шелуху, несвежую овечью мочу или же проводили на солнце столько времени, что волосы попросту выгорали.

Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов:
• избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист, камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки;
• от веснушек помогала смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца;
• покраснение хорошо снимали сок огурца или клубники;
• солнечный ожоги лечили с помощью выжатого сока водяной лилии.
Чтобы усилить действие таких мазей в Средние века использовался своеобразный пластырь, который получали из овечьей кожи.

Принцип средневекового макияжа – понравиться своему мужу и не соблазнить чужого

Ещё известный средневековый философ и теолог Фома Аквинский подчёркивал важность макияжа. Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой.

Как говорилось выше, в средневековье приветствовался бледный цвет лица. Объясняется это тем, что дамы из высокого сословия никогда не работали на открытом воздухе, поэтому смуглая кожа считалась признаком крестьян, простого народа. Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям как самих прекрасных дам, так и их кавалеров.

Существовало множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком:
«Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».

Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского «красивая женщина».

Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем врачи XIII отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Одна из статуй, для украшения которой использовались румяна

Ну и, конечно же, губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.

«De ornatu mulierum» – первый трактат о женской косметике

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Тротула Салернская – итальянская женщина-врач (XI—XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшая множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах. Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами.

К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука. Это растение оказалось превосходным средством против угревой сыпи, благодаря тому, что в его состав входит алиин и примеси, по своим свойствам напоминающий серу. Лук также оказывает омолаживающий эффект, содержит воду (90%), белки (1,5%), и витамины, в том числе B1, B2, C, калий.

Рецепты по уходу за волосами от Тротулы

Для очищения волос Тротула советует использовать такое средство: возьмите пепел сожжённой виноградной лозы, солому ячменя и древесину солодки (для придания блеска), а также дикий цикламен. Цикламен и солому прокипятите в воде, добавьте в полученный отвар пепел лозы, солодку и дайте ему настояться. Помойте волосы с этой настойкой, дайте им высохнуть. В результате они станут золотистыми и сияющими.

Чтобы волосы лучше расчёсывались, можно использовать специальный порошок: возьмите немного сушенных лепестков роз, гвоздики, мускатный орех, кресс водяной и калган. Измельчите все ингредиенты до состояния пудры и смешайте с розовой водой. Перед расчесыванием сбрызгивайте волосы и гребень этой смесью, так они приобретут великолепный аромат.

Проверенный сарацинский рецепт для окрашивания волос в чёрный цвет. Возьмите кожуру очень спелого граната, разотрите её и прокипятите в уксусе или воде. Затем процедите полученный отвар и добавьте в него порошок из чернильных орешков и квасцы в большом количестве, чтобы достигнуть довольно густой консистенции. Нанесите средство на волосы. Оставшуюся от отвару гущу смешайте с подсолнечным маслом и нанесите на корни волос. Эту маску следует оставить на всю ночь, наутро помыть волосы в большом количестве воды. Они станут очень чёрными.

А вот для осветления волос вам потребуется отварить чистотел, корень репейника и стружку коры самшита, овсяную солому. Добавьте в отвар пепел виноградной лозы или овсяной соломы и промойте им голову. Чтобы волосы начали виться, измельчите корень бузины травянистой, смешайте его с маслом и нанесите на волосы, закрепив маску листьями этого растения.

Косметика XIV-XVI веков в странах Европы

XIV век ознаменовал собой расцвет искусства и культа красоты, этот период известен также, как эпоха Возрождения или Ренессанса. Сперва такие тенденции в жизни общества появились во Флоренции, Италия, а затем распространились по всей Европе. Идеальными считались тонкие черты лица, гладкая и белая кожа, светлые волосы, очень высокий лоб и румяные щеки. Именно в этот период наиболее привлекательными считались дамы с пышными формами, аппетитными фигурами. Такие особенности внешности должны были свидетельствовать о богатстве и благородстве, которые и определяли критерии красоты.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Идеалы красоты Ренессанса. Слева – картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», справа – портрет королевы Елизаветы I кисти неизвестного автора

Косметика эпохи Возрождения – яркое подтверждение афоризма «красота требует жертв». На что только ни шли красавицы того времени, чтобы выглядеть очаровательно. К примеру, в качестве помады и румян использовался сульфид ртути красного цвета. Согласитесь, что ртуть – не самый полезный металл. Для отбеливания лица активно применялось средство со свинцом и уксусом, кожа, и правда, становилась белее, но со временем желтела и обратить этот процесс было невозможно. Королева Англии Елизавета I была ярым поклонником такой косметики. Её лицо достигло такой степени белизны, что вошло в историю как «Маска молодости». Под ней не было видно ни морщин, ни оспин. Именно из-за последних, согласно некоторым историческим источникам, королева и стала пользоваться белилами.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
«Маска молодости» английской королевы Елизаветы I

В период Ренессанса лицу, действительно, уделяли особое внимание. Чтобы достичь аристократического лоска, женщины покрывали кожу лица сырыми яичными белками. Считалось, что такое средство обеспечивает модный в то время лоск и глянец.

Из-за регулярного мытья головы щелоком волосы нередко выпадали, что и объясняет столь возросшую популярность париков в это время. Эталоном в то время были светло-золотистые волосы, достичь такого оттенка шевелюры позволяла смесь черной серы, квасцов и мёда, которую наносили прямо на волосы и оставляли в таком состоянии, прогуливаясь под солнечными лучами. Существовали даже специальные шляпы, открывавшие макушку головы и закрывавшие лицо, благодаря этому женщина могла не бояться появления веснушек. В результате своеобразной химической реакции локоны меняли свой цвет. Зачастую волосы красили так – щелоком, сделанным из древесной золы, их обеспечивали, а затем покрывали подходящим красителем – шафраном, куркумой, ревенем, серой или хной.

В этот исторический период особо актуальными становятся всевозможные тоники для поддержания красоты. Один из наиболее известных – вода Сулеймана – способствовал удалению образований на коже (пятна, бородавки, веснушки). Средство весьма действенное, но из-за того, что в нём содержалась ртуть, сера и скипидар, оно оказалось ещё и крайне вредным. Его применение сулило серьёзные повреждения кожи и способствовало выпадению зубов.

С появлением нового метода перегонки расцвело производство духов на спиртовой основе. Популярность ароматических масел, помад и лосьонов была простой немыслимой. Неудивительно, что парфюмеры даже смогли создать собственную гильдию. К тому же, люди времён Возрождения думали, что духи и изысканные ароматы смогут защитить их от ряда болезней, якобы вызываемых «плохим» воздухом. Итальянский парфюмер маркиз де Франгипани один из первых создал новые ароматы, употребив цветы и деревья из Нового Света, в частности Вест-Индии. Особо востребованными были цветы горького апельсина (нероли), дамасской розы, лаванды, мирры.

Философия красоты Средних веков в Китае

С каждой сменой правления в этой стране изменялись и стандарты красоты в обществе. В частности, в 618-907 н.э. при династиях Суй и Тан женщина должна была выглядеть максимально естественной, изящной и здоровой, а не прятать своё лицо под белой пудрой из риса, как это было принято во времена Хань. Широкий лоб, круглое лицо и маленькая фигура – основные параметры привлекательности. Добавьте к этому брови в форме небольших гор и губы, покрытые чёрным красителем, которые должны были демонстрировать «нежность» – и вы получите образ средневековой китайской красавицы.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Представление о женской красоте в династии Тан

Безусловно, декоративная косметика существовала и использовалась в Китае с древних времён, однако наибольшего своего распространения она достигла именно в период царствования династии Тан. Об этом говорит уже тот факт, что активно начали использоваться подобия косметичек. Они представляли собой небольшие коробочки с зеркальцем, пудрой и помадой, которую женщины носили с собой.

Нанесение макияжа было сродни ритуалу и проходило в несколько этапов. Сперва на лицо накладывалась основа из пудры, затем шли румяна и напыление светло-жёлтого порошка на лоб.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Этапы нанесения декоративной косметики в эпоху династии Тан

Такое сочетание оттенков должно было говорить о здоровье женщины. Для большего контраста брови окрашивали в синевато-чёрный цвет, на губы наносили помаду, придавая им определённую форму. Обязательным атрибутом были ямочки на щеках: их рисовали вручную или же просто делали акцент на уже имеющихся. Финальным штрихом был орнамент на лбу. На закате династии Тан женщины перестали использовать пудру и красили губы исключительно в чёрный цвет. Таким образом, женской красоте придавался более драматичный акцент.

Согласно китайским верованиям, если глаза – это зеркало души, то губы – отражение характера и темперамента человека. Неудивительно, что последним старались предать множество различных форм, характерных для определённых династий. Объединяло их одно – губы должны быть яркими и блестящими, хорошо увлажнёнными. Этому способствовал бальзам для губ, который появился ещё в древние времена. И до VI века н.э. он был пастообразным. Но в период с 589 по 618 года н.э. его начали делать твёрдым и в форме цилиндра, что больше напоминает современную помаду. Бальзам для губ обладал также фантастическим ароматом, и если до этого в него добавляли агератум и гвоздику, то в Средние века активно стали применять искусственные ароматизаторы.

Секреты косметики средневековой Японии

Во второй половине VI века румяна, пудра, и другие виды косметики были импортированы в Японию из Китая и Корейского полуострова. А уже в 692 один буддистский монах сделал на основе свинца пудру, которая привела в полный восторг императрицу. Средние века в Японии являются чуть ли не зеркальным отражением Европы. Если раньше мы говорили о сдержанности, скромности, стремлению к простоте, то в Стране восходящего солнца 8-13 век – период Хэйан – ознаменовал собой время умиротворения и роскоши. По процветанию и достижениям в искусстве, культуре и литературе средневековая Япония больше напоминает античные Грецию и Рим.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Каноны красоты в Японии времён династии Хэйан

Каноны красоты предполагают идеально мягкие и круглые лица мучнисто белого цвета. Но вот зубы должны были быть чёрными как смоль. Это традиция называется охагуро – в переводе с японского дословно означает «чёрные зубы». Сперва японцы использовали сок специальных трав и плодов, а в середине VIII века стали применять специальную смесь, содержащую железо. В её состав входит раствор железа в уксусной кислоте, отличающийся тёмно-коричневым оттенком, в который добавлен краситель из чернильных орешков сумаха, обладающий слегка отталкивающим ароматом. В растворе содержится много танинов. Главный компонент — ацетат железа, который как раз и окрашивает зубы в чёрный цвет, образуя защитную плёнку, предотвращающую порчу зубов и укрепляющую их эмаль.
Чтобы приготовить раствор для охагуро раскалённые ржавые железные стержни помещали в смесь воды и японкой водки саке, где выдерживались в пределах 7 дней. Затем в эту жидкость добавляли орехи сумаха. Чернить зубы следовало ежедневно, поэтому в день японцы тратили около 20 тонн краски.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Нанесение охагуро

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Охагуро – чернёные зубы

Косметика в средневековой Индии

Если в Европе в V-XV веках царило «тёмное» время, то этот период в Индии называют золотым. В этой стране издавна огромное внимание уделяют ярким цветам и оттенкам, поэтому в декоративной косметики средневековой Индии активно использовались следующие минералы:
• кайал – его производили из галенита (сульфида свинца), он использовался для защиты глаз, ресниц, век, бровей от солнца и насекомых, переносящих болезни;
• куркума – растение семейства имбирных, из него получают жёлтый пигмент, часто применяемый в ритуалах;
• глауконит и селадонит – кристаллический минерал, из которого получают зелёный пигмент для век;
• киноварь – кристаллический минерал, из которого получают пигменты для румян и теней для век.

Всем известно, что индийское общество делится на касты, в те времена цвет кожи мог определять положение человека в социуме. Хотя это и не было основным признаком. Для осветления кожи в то время использовался одно средство, представляющее собой смесь натуральных ингредиентов: корень костуса, семена кунжута, листья альбиции леббек, горошины понгамии, древесина кедра и барбариса.

В Индии косметикой свободно пользовались как мужчины, так и женщины. Особенно это касалось специальных кремов, способствующих тому, чтобы кожа лица будто сияла. В их состав входили паста из сандалового дерева, мускус, циветта, шафран и различные ароматные корни, листья и цветы. Пудру для лица делали из высушенной сандаловой пасты и камфоры, дарившей чувство прохлады и свежести.
Отдельного внимания заслуживает менди – искусство росписи тела хной. Это вещество издревле использовалось человечеством в качестве временных татуировок. Но в XII веке в Индии оно обрело не только художественное, но и более сакральное значение. Такие рисунки должны были отгонять злых духов, привлекать удачу и способствовать зачатию. Это связано с исламской традицией, которая закрепилась на Ближнем Востоке с приходом на эти земли мусульман.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Менди – искусство росписи тела хной

Хна представляет собой красноватую пудру или порошок, получаемые из листьев растения Lawsonia inermis. Узоры наносятся на тело, особенно на руки и ноги, крошечными кисточками и стилусами. Пасте дают высохнуть в течение нескольких часов, затем её аккуратно удаляют, а на коже остаётся соответствующий орнамент.

Косметика индейцев Северной и Южной Америки

Два этих огромных континента по ту сторону Атлантического океана – уникальны. На их развитие практически не влияли внешние факторы, ведь лишь в конце XV века началось активное освоение земель Южной и Центральной Америки испанцами. До этого времени коренное население процветало, совершенствуя свой жизненный уклад.

Как это не удивительно, но «дикие» племена ацтеков, майя и инков огромное значение уделяли чистоте тела и гигиене. Поэтому купание как в горячих, так и в холодных источниках было обязательным и ежедневным ритуалом.

Женские волосы всегда были чистыми и блестящими, ведь их очень часто мыли и расчёсывали. Но если они теряли свой цвет, тускнели или секлись на кончиках, то их хозяйку ожидало нелёгкое испытание. Женщина должны была, лёжа на спине, погрузить волосы в чан, в котором кипела смесь из трав, в её состав также входил чучан. Благодаря этому, локоны опять становились чёрными и блестящими.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Ритуальная раскраска индейцев Южной Америки

Инки предпочитали бронзовый цвет лица, но особо востребован был желтоватый оттенок. Его получали из жира, выделяемого определёнными насекомыми. Это вещество было пастообразным и его легко было разносить по коже. Мужчины полностью покрывали своё тело росписью перед важными церемониями, каждый цвет обладал отдельным значением. Во время ритуалов применялась ярко-красная краска, которую готовили из киновари, пурпурно-красная – из ачиовы или генипы. Более того, воины использовали эти оттенки в узорах на своём теле, когда отправлялись на войну. Так, они пытались устрашить своих противников. Черный цвет был символом траура, и в скорби женщины красили в него свои лица.

Косметика Древней Руси

Как и по всему миру, косметика в Древней Руси была натуральной, её делали на основе трав и жиров животного происхождения. Но уже в VII-VIII начали появляться искусственные средства и благовония, которые доставлялись из Европы и Византии. Но эти продукты были доступны только для высшего сословия. Простолюдинам оставалось одно из лучших и по сей день средств по уходу за кожей – русская баня (впрочем, и знать, конечно, тоже мылась в бане). Большинство важных и необходимых косметических процедур проводились в русских банях, для масок и притираний в ход шли природные настои, ржаной хлеб и мед. Подобное очищение проводилось и для здоровья организма в целом, и для улучшения состояния кожи в частности. После бани женщины втирали в тело не ароматические жидкие настойки, а густые вязкие смеси, чтобы кожа долго держала запах. Именно такие мази русские красавицы называли духами. Конечно же, пользовались они и мылом, которое делали из сала с добавлением целебных трав. Но его предназначением было только поверхностное очищение тела, для более серьезных и полезных процедур оно не подходило.

Мыло могли позволить себе лишь богатые семьи, простой народ довольствовался щелоком, продуктом, который получают из настоя древесной золы на дождевой воде. Зола и пепел – превосходные очищающие компоненты, ведь они содержат карбонат калия, образующий при контакте с водой щелочную среду, которая превосходно растворят жиры и другие виды загрязнений.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье
Древнерусская красавица. «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Если были замечены прыщики, царапинки, или даже бородавки – их устраняли соками чеснока и лука, с угрями и гнойничками боролись при помощи листьев свеклы и капусты, а ожоги лечили тертым картофелем.

Для того чтобы на щеках запылал яркий румянец – применяли морковь, свеклу, вишневый и малиновый сок, или речную губку (бодягу), если же нужно было смягчить или осветлить кожу – в ход шли кислое молоко, капустный рассол, сметана и простокваша. Чтобы сохранить свежесть лица, русские девушки умывались настоем череды и молоком, или просто протирали кожу огуречным соком. Камфора применялась, если нужно было избавиться от пигментных пятен, а отвар пшена – как лосьон перед сном. Черной подводкой для глаз служила обычная сажа и уголь, а пудрой – мел или пшеничная мука. Брови и ресницы наводили чёрной сажей.

В качестве пудры в Древней Руси красавицы использовали муку, преимущественно рисовую (В.Похлебкин указывает на проникновение риса на Русь лишь в XV веке через Венгрию) или бобовую, так как пшеница чрезвычайно ценилась и шла исключительно на выпечку.

Красную и малиновую краску для губной помады изготавливали из барбариса и яблоневых листьев, а зеленую и желтую краску для теней на веки – из листьев крапивы, щавеля, шафрана, перьев лука и ольховой коры. Также в изготовлении помады использовали разведенный в воде толченный красный кирпич.В качестве теней для век использовался крашеный мел.

Как омолаживающее средство использовалось козье молоко, известное также, как «девичье». В некоторых случаях в него добавляли росный ладан, состав которого богат на бензойную кислоту. Этот ингредиент было очень сложно достать, поэтому позволить себе его могли не все.

Источник

Чем красились в средневековье

Из истории косметики — Средние века в Европе.

Средние века в Европе.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

В средние века в Европе, где к власти приходит грозная церковь — в косметике начинается разлад. Хотя отношение к косметике в те времена постоянно менялось, однако больше склонялись к тому, что краситься — это плохо. В ранней средневековой Европе все плотское считалось от дьявола и изгонялось, в том числе и косметика. Косметика всегда несла людям, а особенно женщинам, СИЛУ, что, естественно, было неугодно средневековой церкви. Нужно было держать в подчинении огромные массы людей, а этого было легче всего добиться серостью и бесцветностью.

Однако, косметику не так-то легко было изгнать. Древняя Италия послужила мостом для распространения косметики по всей Европе. В ней было развито производство и сбыт косметики, парфюмерии, и центром этого был город Капуя. Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады и др. В 16 веке были изданы несколько книг по косметике. Особой популярностью пользовалась книга герцогини Екатерины Сфорца, в которой она знакомила с процессом наложения красок на лицо, со средствами, инструментами и приемами работы при нанесении макияжа. Во Франции макияж всячески поощрялся сильными мира сего. Так в 1190 году король Филипп-Август издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, «кто приготовляет и продает все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия». В то время очень сильно красили лицо, руки, шею — это делали даже цветущие и красивые девушки. Разрисовка была до того сложна, что для этого часто приглашали художников.

Позже, в эпоху Людовика XVI было принято покрывать лицо очень толстым слоем пудры, таким, что он осыпался, как штукатурка. Особенно красивой считалась такая кожа, через которую просвечивали сосуды — и поэтому кисточкой с голубой краской прорисовывались жилки на лице поверх белил, а пудру не снимали по несколько дней. Так же много пользовались и румянами, и сильно красили губы. Причем не только дамы, но и кавалеры во всю пользовали косметическим средствами. Популярными были черные мушки, изготовлявшиеся из шелковой ткани в форме небольшого кружочка или какой-либо фигурки. Их наклеивали на лицо, шею, грудь, при чем каждая мушка имела определенное значение, как и родинка, если бы она была на том же месте. Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу — величественность, в углу глаза — страстность. Было время, когда в моде были накладные брови, для этого использовали кусочки меха с низким ворсом, а чтобы сделать щеки круглыми (как требовала мода), за них закладывали пробки.

Но церковь не дремала и часто натравливала невежественные толпы народа на косметические лавки, как на обитель нечистой силы, а на продавцов и парфюмеров, как на служителей сатаны и колдунов. Аргументировалось это тем, что лавки специально скрывали, так как в большинстве случаев они располагались в темных узких улочках, (впрочем, широких и светлых тогда просто не было), да и обстановка внутри них была мистична и загадочна, ибо там творилось таинство красоты. Народ громил лавки, иногда даже убивали продавцов, и, конечно, ни в какую не хотел признавать косметику. Поэтому постепенно макияж стал уделом только власть имущих. И после Великой французской буржуазной революции 1789 года косметика, как и парик, была объявлена вне закона (!), как атрибут королевской власти. Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Позднее, однако, во времена Директории, косметика вновь стала брать свое. Например, при дворе императрицы Жозефины — жены Наполеона I на дорогие восточные косметические средства тратили до 20 000 франков в год. Карандаши для глаз и бровей, помада, румяна, кремы, духи уже приобрели красивую форму и стали предметами роскоши.

Но косметика продолжала пугать своими чудодейственными свойствами (и не зря!). Поэтому, например, английским парламентом был даже принят билль о том, что если любая женщина, любого возраста с «помощью духов, помад, румян, высоких каблуков или кринолинов соблазнит подданного Его Величества, будет судима как за колдовство, и брак будет считаться недействительным». Вот такую силу имела косметика, и женщины умело применяющие ее, что был даже принят специальный закон против них. И все равно женщины продолжали ею пользоваться и украшать себя даже под страхом суда. А что сейчас? Полная свобода творчества, но нет: «Не хочу! Я буду естественной »

Источник

История косметики: от истоков до наших дней

[mybigtext]Косметика появилась так же давно, как и сам человек. Предполагается, что люди, жившие еще в каменном веке, пользовались гребнем, наносили татуировки и грим с помощью природных красок. В первую очередь они это делали не для того, чтобы стать красивее. Древние жители искренне верили в то, что яркий макияж защитит их от злых духов и предотвратит развитие опасных болезней. С тех пор причины, заставляющие женщин и мужчин красить лицо, конечно, изменились, как неоднократно менялась и мода на макияж. Одно осталось неизменным — желание людей выглядеть лучше.[/mybigtext]

Колыбель косметики

«Белую глину, сметану, сок лимона и мед смешайте в равных пропорциях (по одной чайной ложке). Наложите маску на лицо на 15-20 минут. Смойте сначала теплой, потом холодной водой. Такая маска не только делает кожу мягкой и эластичной, но и очищает и отбеливает ее». Таков один из секретов красоты Клеопатры, взятый из справочника «О лекарствах для лица». При жизни царица в совершенстве владела искусством продления молодости, за что по праву получила имя «красавица Нила». Но не только Клеопатра любила украшать себя косметикой, многие египтяне прибегали к макияжу, чтобы стать моложе и красивее.

[mydoubleline]При раскопках в Египте археологи обнаружили первые компоненты декоративной косметики — краски из сурьмы, сажу для век, кремы и благовония. В пирамидах и гробницах найдено множество коробочек, пузырьков и баночек с различными мазями и порошками.[/mydoubleline]

По словам специалистов, чтобы предотвратить появление седины, жители Древнего Египта использовали жир черных змей, яйца ворон и сорок, а также кровь черных быков. С помощью мазей из рыбьего и львиного жира, порошков из ослиных копыт они укрепляли волосы. Соли свинца, содержащиеся в черной краске для глаз, считались отличным средством для стимуляции иммунной системы, т.к. повышали сопротивляемость организма к глазным и кожным болезням. Сама Клеопатра для косметологических процедур чаще всего использовала растительные продукты, такие как авокадо, айва, миндальное, оливковое и кунжутное масла, абрикос, мед, травы, глину и молоко.

К слову, любовь египтян к косметике была очень сильной. Даже священным животным, в храмах, они умудрялись пририсовать круги вокруг глаз фосфоресцирующими красками, а статуям делали яркими глаза, заполняя радужную оболочку прозрачным кварцитом.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье Клеопатра, источник: Wikimedia

Из Египта косметика проникла в Грецию, а затем и в Рим. У греков особенно ценились красивое лицо и фигура. Там активно изготовлялись природные средства, усиливающие внешний облик представительниц прекрасного пола. Жительницы Эллады использовали бобы в качестве пудры, губную помаду делали из [simple_tooltip content=’травяная тля’]кошенили[/simple_tooltip], тушь для ресниц — из сажи. Стоит отметить, что именно в Древней Греции появилась специальная профессия — космет. К этому специалисту обращались за помощью люди, имеющие так называемые косметические недостатки.

[myline]Настоящего же своего расцвета искусство красоты достигло в Древнем Риме.[/myline]

Знаменитые поэты Овидий и Гораций в своих произведениях рассказывали о косметических рецептах и ухищрениях, к которым нередко прибегали римлянки для усиления и поддержания своей красоты. Так, для маскировки возрастных изменений использовался специальный грим: пудры, румяна, кремы. Жена императора Нерона — Поппея Сабина — постоянно купалась в молоке ослиц, эта процедура делала кожу мягкой и свежей.

Косметика в Средневековье

В отличие от жителей Древнего Египта, Греции и Рима, представители средневековой Европы не приветствовали использования косметики, мало того, забота женщин о своей красоте считалась порочным занятием. Только знатные люди в редких случаях, чтобы замаскировать неприятный запах от немытого тела, применяли дорогие духи с очень сильными ароматами.

[mydoubleline]Годы шли, и красота опять заняла достойное место. Однако принципы макияжа к концу Средневековья все равно не изменились. По словам итальянского философа и теолога Фомы Аквинского: «Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой».[/mydoubleline]

Так все и было. Дамы из высокого сословия специально отбеливали лицо, т.к. румянец и загорелая кожа считались признаками бедноты и распущенности. Чтобы достичь аристократической бледности, женщины натирали свое лицо, шею и грудь солью свинца и сулемы. Тогда еще и не предполагали, что, постепенно накапливаясь в почках, эти вещества отравляют организм, а кожа старится в 3 раза быстрее.

[myline]Но это далеко не все вредительство, на которое шли женщины Средневековья, ради того, чтобы быть красивыми.[/myline]

Косметика в Японии и Китае

Особое внимание заслуживают модницы Японии. Ради красоты они сбривали брови и густо рисовали две черты черной тушью (возможно, современные женщины берут пример именно с японок). Также жительницы Страны Восходящего Солнца белились, замазывая все щербинки, родимые пятна на лице и груди, обводили тушью лоб по краям, у самых волос; ярко красили губы и опрыскивали свои волосы соком алоэ, чтобы те блестели. Замужние женщины покрывали зубы черным лаком, таким образом сообщая о своем статусе.

Нельзя не отметить и мужчин, они рисовали или наклеивали фальшивые усы, выбривали себе лоб и волосы на висках и затылке, а волосы на макушке завязывали в пучок. Особенно японцы холили пальцы своих рук и ног, часто применяя паровые ванны в целях ухода за ними.

[mydoubleline]В древнем Китае все было в точности до наоборот. Мужчины отращивали длинные волосы, заплетали их в косу. Что касается женщин, с пятилетнего возраста им бинтовали стопу, чтобы она не росла. Китаянки белили лица, удлиняли брови, отращивали ногти, перекрашивая их в красный цвет.[/mydoubleline]

Появление косметики в России

Русские женщины всегда любили хорошо выглядеть. Как и египтянки, они пользовались косметикой, имеющей только натуральную основу. Чтобы улучшить кожу лица, жительницы Древней Руси умывались молоком или простоквашей. Дефекты они скрывали с помощью различных пластырей, мушек и пудры.

В XVII в. в моду вошли румяна, которые наносили на белые и нежные лица толстым слоем. Ресницы и брови чернили и белили. Деревенские девушки красили щеки свекольным соком и подводили брови древесным углем. Чтобы отбелить и избавиться от веснушек, применяли сок огурца или отвар петрушки. Настой василька использовался при жирной, пористой коже, а подорожник, крапива, мать-и-мачеха, корни лопуха служили для лечения перхоти и против выпадения волос.

Сегодня той или иной косметикой пользуется каждая женщина. В ее составе, конечно, нет мышьяка или свинца. По словам производителей, все компоненты безопасны для здоровья и гипоаллергенны. Но, несмотря на то что мода на макияж изменилась (и то не во всех случаях, вспомним выбритые-нарисованные брови японок), принципы косметологии остались прежними, главные из которых — маскировка недостатков и сохранение молодости и красоты.

Источник

Как и чем красились люди с древнейших времен

Вводя свои тренды и продвигая сомнительные идеалы прекрасного, человечество заставляло «модников» изощряться и издеваться над собой. О том, какие тренды на красоту были в ту или иную эпоху можно говорить очень много и упорно. Мы хотим разобраться с тем, что же служило Клеопатре аналогом подводки для глаз и из чего женщины делали тушь для ресниц.

Важно заметить, что гендерных различий не существовало до современных времен. Вплоть до 19-го века людей не волновало мужчина ты или женщина — краситься можно. Особенно в Древнем мире люди на равных правах самовыражались так, как душа требует, а не каноны. Мужчины, возможно, воровали косметические средства у своих любовниц и тепло вспоминали о них во время использования.

Древний Египет

Считается, что прародителем косметических средств как таковых стали древние египтяне. Сложно судить кто был первым, но факт, что к истокам приложили руку создатели пирамид, остается фактом.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

В Египте и Месопотамии (5 тысяч лет назад) начали использовать губную помаду и подводку для глаз. Последняя, кстати, обладала не только декоративной функцией, но и защитной. «Египетские» стрелки на глазах рисовали не только женщины, но и мужчины. Они, по мнению египтян, защищали человека от проникновения злых духов. Глаза зеркало души и его нужно защищать. Красили египтяне и ногти, и волосы, и тени для век использовали.

Два дня работы плотника равнялись одной губной помаде.

Состав первой косметики

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Так, изощрялись египтяне как могли. А могли они довольно много. Губную помаду производили из животного жира. Дополняли жир пчелиным воском, а в качестве красного пигмента — красная глина.

Подводка для глаз у египтян — это краска из сурьмы или кохля. Сурьма — черный камень, который очень популярен на территории мусульманских стран. Каменную сурьму превращали в порошок и разводили с помощью касторового масла. Для более сильного пигмента добавляли сажу.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Тени для век — это тертый малахит, смешанная зеленая медь, свинец и руда. А учитывая, что свинец обладает способностью отпугивать насекомых, он становится еще более привлекательным. Румяна — это сырье растений и кустарников.

Губную помаду производили из животного жира. Дополняли жир пчелиным воском, а в качестве красного пигмента — красная глина.

В качестве лака для ногтей использовали хну. Об этом даже писала сама Клеопатра в своем трактате «Лекарство для кожи».

Кстати, по последним сведениям, право изобретения скраба для кожи и крема для лица принадлежит именно египтянам. Они первые начали использовать косточки, кофейные зерна в качестве абразива и увлажнять кожу различными травами.

Что касается стоимости таких косметических приблуд, то точных сведений нет. Однако все факты указывают на то, что в древнем мире косметика и выполняла роль денежных средств. Грубо говоря, два дня работы плотника равнялись одной губной помаде.

Древняя Греция

У греков было меньшее количество красок в образах, но более привлекательные условия. А своеобразный греческий менталитет просто не позволял им следовать по пути подобному египетскому. Впервые, косметика была описана самим Гиппократом и Гомером в бессмертной «Одиссее».

Свободолюбивые гречанки делали макияж губ, использовали румяна и делали свои темные волосы светлее. В отличии от египтян, греки не не придавали своей косметике сакрального значения, но просто украшали ею себя.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Тушь для ресниц у греков — это сажа, губная помада — кошениль (травяная тля) или киноварь (правда, немного ядовитая). Проще говоря, гречанки красили губы ртутью и свинцом, которые не слишком радужно влияют на человеческий организм.

Древний Рим

Римляне уделяли больше времени гигиене и уходу за телом, чем декоративной косметике. Но и ее использовали тоже. Все. Любого возраста и пола.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Так, тенями для век служил уголь, а румянами и губной помадой — морская водоросль фукус. Восковая эпиляция была изобретена этими, недовольными своей внешностью, людьми. Ячменную муку и масло использовали как средство от прыщей, а пемзой(!) проводили процедуру отбеливания зубов.

Восковая эпиляция была изобретена, привередливыми и строгими ко внешности римлянами.

Бани и соляриумы (солнечные ванны) были практически обязательными процедурами.

Древняя Япония и Древний Китай

Японские девушки известны своей белой, меловой кожей и яркими угольными бровями. Последние они выбривали и рисовали заново с помощью угля. Помада зеленого цвета и зубы, покрытые черным лаком для замужних дам. Все нормально.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Похожая мода касалось и мужчин. Они вырисовывали длинные усики, делали маникюр и педикюр, принимали ванны.

В Древнем Китае тоже белили лицо, румянились «по-черному», делали форму бровей длинной. Еще отращивали длинные ногти и покрывали их красным аналогом лака для ногтей.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Мужчины вырисовывали длинные усики, делали маникюр и педикюр, принимали ванны

Средневековье

Средние века, как мы знаем, послали к чертям, весь тот прогресс, который был заботливо создан до них. Религия, которая правила в те времена, делала упор на натуральную внешность и красоту человеческой души.

Однако придворные дамы выбеливали лицо и выбривали линию лба, делая ее ужасно высокой. Модными бровями были — полностью выщипанные. А тушь для ресниц была не нужна — ресницы подлежали уничтожению. Подобное бьюти-решение появилось не на пустом месте. Широкий лоб и «лысые» брови — признак аристократизма. Не трудно догадаться, что так изощрялись исключительно придворные дамы и делали это с особым усердием. Имело место здесь и религиозная подоплека — ухудшаем тело, заботимся о душе.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Пудра для лица, как главное косметическое средство каждой придворной дамы состояла из интересных компонентов. Бестселлером и мастхевом была пудра для лица из мышьяка, которая медленно, но уверенно отравляла организм тогдашней красавицы.

Тушь для ресниц была не нужна — ресницы подлежали уничтожению.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Интересно то, с помощью каких средств в средневековой Европе избавлялись от веснушек. Последние считались метками дьявола, а потому подлежали немедленному удалению. Веснушки удаляли несколькими способами:

Эпоха Возрождения

В «Возрождение» мода не сильно поменялась. Женщины также выбеливали себе лицо с помощью свинцовой или мышьяковой пудря для лица и героично умирали во славу тенденциям. Интересно то, что наиболее драматичные женщины использовали свою пудру в качестве яда, если была необходимость. Ее растворяли в воде и быстро выпивали, не растягивая удовольствие словно это розовое игристое.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Что касается стоимости косметических средств, то, конечно же, их могли позволить себе исключительно обеспеченные и титулованные. Точных сведений о цене на свинцовую пудру нет, но вероятно ценники на нее могли достигать несколько золотых монет. Грубо говоря, годовой доход простого крестьянина. Однако, когда вспоминаешь о «смертельном эффекте» тогдашней косметики, думаешь, что бедным повезло больше.

Барокко и рококо

В 17 и 18 веках, когда мода стала более вычурной и роскошной, косметику использовали в больших количествах и везде. Главным трендессетром тут выступали французы. Они красили губы яркой красной помадой, серьезно румянили лицо и одновременно его выбеливали. Пудрили парик, обливались парфюмами так словно это святая вода. И, конечно же, не мылись.

Женщины использовали свою пудру в качестве яда, если была необходимость. Ее растворяли в воде и быстро выпивали, не растягивая удовольствие словно это розовое игристое.

Сложно сказать, какими критериями руководствовался главный лидер мнений того времен — король Людовик 14, но именно он стоял у руля этого зачатка сюрреализма.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Средства для косметики использовали все те же, только делали упор на более серьезные и ядовитые вещества. Мышьяк, свинец и ртуть были главными друзьями девушек того времени. Бриллианты пришли им на смену гораздо позже.

19 — 21 века

Культура 19-го века стала настоящим переломным моментом. Здесь косметические средства могли позволить себе не только богатые женщины, но и люди со средним доходом. Косметика стала более удобной в использовании и перестала быть ядовитой.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Мужчины перестали краситься, что провело жирную и окончательную черту между гендерными различиями и патернами, которые живы по сей день.

Теперь яркий макияж и вычурность — это плохо, а натуральность и сдержанность — потрясающе.

Чрезмерное использование косметики теперь осуждается. Не пристало чинной и благородной даме 19-го века разрисовывать себя. Эту привилегию отдали представительницам первой древнейшей, что также оставило свой след. Теперь яркий макияж и вычурность — это плохо, а натуральность и сдержанность — потрясающе.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Такая резкая перемена мыслей могла появиться из-за нескольких факторов: сильная религиозная составляющая, которая осталась со времен Средневековья, быстрая индустриализация, которая требовала четкого разделения труда. Мужчины должны были работать больше, а женщины выполнять свою репродуктивную функцию.

Интересно то, что именно в этот период появились первые помада для губ и тушь для ресниц в том виде, в котором мы привыкли их видеть. Губную помаду в тюбике выпустил косметический бренд Guerlain в Амстердаме в 1883 году. В 1949 году губные помады уже производили в металлических тюбиках и перевели на массовое производство.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

Тушь для ресниц, в свою очередь, появилась во Франции в 19 веке. Тени для век и тональный крем в современном виде изобрели Max Factor на основе хны.

Источник

Чем раньше красились женщины и мужчины? Краткая история декоративной косметики

Сегодня женщине преобразиться довольно просто: тон для лица или пудра, тени для век, тушь, губная помада или блеск и др. средства могут украсить женщину или даже изменить до неузнаваемости. Все эти средства есть почти у каждой представительницы прекрасного пола: часто она ими пользуется или нет, они в ее косметичке присутствуют. Разница лишь в цене и количестве, а еще в индивидуальной цветовой подборке.

Чем красились в средневековье. Смотреть фото Чем красились в средневековье. Смотреть картинку Чем красились в средневековье. Картинка про Чем красились в средневековье. Фото Чем красились в средневековье

А как же дело обстояло раньше? Красились женщины или нет? Конечно, да — женщина всегда, в любую эпоху стремилась нравиться мужчинам. Для декоративной косметики использовали разные, порой опасные для здоровья средства.

В Древнем Египте, который считают колыбелью косметики, красили все: губы, волосы, ногти, и вовсю подводили глаза уже с XIX в. до н. э., как можно увидеть на разных археологических находках, где есть изображения людей. Для макияжа глаз богатые египтянки использовали сурьму и измельченные в порошок поделочные камни — малахит, бирюзу и др. Тушь для ресниц состояла из смеси сурьмы и масла (жира). Крестьянки подводили глаза простой сажей.

Область вокруг глаз в Древнем Египте подводили и мужчины. Справедливости ради, надо пояснить, что египтяне так густо красили глаза еще и в медицинских целях, защищая их от сухого песчаного ветра и палящего солнца. А еще макияж имел и религиозную подоплеку: фараон, как божественный сын, не мог показываться на людях с не накрашенными глазами — не положено. С религиозным смыслом красились и жрецы.

Губы красили все египтянки, даже из бедных слоев населения, просто красной глиной. Дамам знатным и богатым готовили помаду из преимущественно темных пигментов — морских водорослей, например, так как египтянки сами по себе смуглые, светлые тона они не использовали. Видимо, чувство стиля и меры — нечто более древнее, чем мы привыкли считать.

Для удобства своеобразным предком тюбика для помады служил полый стебель какого-нибудь растения. Такое приспособление напоминает современный флакончик блеска для губ. Не хватает только кисточки. Однако кто знает? Может, была и прапрабабушка кисточки — какая-нибудь палочка? Наверняка была. Кстати о блеске: в помаду для губ добавляли перламутр из раковин моллюсков, а еще… рыбью чешую.

Как мужчины реагировали на запах такой помады, мы никогда не узнаем. Терпели, наверное, бедные, раз человеческий род не прервался. И конечно, свою косметику египтянки брали в загробный мир. А вдруг там что-то торжественное случится, а она не накрашена? Какой позор.

Знаменитая царица и просто красавица Нефертити красила губы средством с оксидом железа, то есть — с ржавчиной, проще говоря. Может, поэтому она прожила так недолго? Киноварь — тоже распространенный красный красящий пигмент древних красавиц.

Археологи обнаружили не только «тюбики» с губной помадой, но что-то вроде теней для век, спрессованных черных палочек для макияжа глаз и даже стаканчики, по всей видимости — пудреницы, с остатками этой самой пудры из мела и белой глины. И огромное количество флакончиков от масел и благовоний — древние египтяне обожали благоухать чем угодно, лишь бы приятно.

Еще одна древнеегипетская красавица Клеопатра пудрила лицо высушенным пометом крокодила — есть такая информация, в которую верится почему-то с трудом. А вот губы царица красила помадой на основе пчелиного воска, но с добавлением таких пигментов, как толченые красные жуки и муравьи. Видимо, в то время уже использовали кармин — средство из вываренных насекомых, которое смешивали не только с пчелиным воском, но и простым жиром.

Пчелиный воск в губной помаде и бальзамах для губ присутствует и сегодня — это не только отличное питательное вещество, но и эмульгатор, способствующий равномерному смешиванию компонентов косметического средства и его ровному нанесению. Так что права была Клеопатра, которая много чего еще смешивала и вообще любила фармакологию, в частности — косметику и яды. Клеопатра даже написала трактат о лечебных и косметических средствах.

Хна — известный с древних времен и по сей день использующийся для придания оттенка волосам краситель. В древности египтянки красили хной не только волосы, но и ногти, и даже всю ладонь — привилегия богатых и знатных. Вообще, у древних египтянок в моде были ногти… зеленого цвета. Лаки для ногтей делали, к примеру, из янтарной смолы, а еще — на основе льняного или конопляного масел.

Считается, что первый лак для ногтей изобрели в Древнем Китае — около XXX в. до н. э. Он изготавливался из смолы лакового дерева. Знатные дамы Древнего Китая (некоторые мужчины, не занятые военным делом тоже) отращивали очень длинные ногти, демонстрируя свою непричастность к ручному труду. Древние китаянки пудрили добела лицо и тоже красили губы.

Первую твердую помаду изобрел арабский врач Абу-аль-Касим-Захрави — твердые полоски цветной смеси с приятным запахом. А именно помадой подобное средство назвал кардинал Ришелье, который очень любил яблочный аромат, и ему персонально делали мазь с яблочным запахом, которую он наносил на губы и кончик носа, дабы всегда вдыхать аромат яблока. Знаменитый интриган обозвал свое любимое средство помадой.

В Древнем Риме пудру для лица делали из смеси мела и свинца — весьма опасная косметика, как и средство подводить глаза — тот же свинец (измельченный) и вода. Но когда модниц что-то останавливало в стремлении к совершенству? Даже потеря зрения, имевшая место в некоторых случаях, от такой туши для ресниц не пугала упрямых дам. Поговорку «красота требует жертв» — думается, не вчера придумали.

На Руси красавицы придерживались более здорового подхода в косметике — губы подкрашивали свеклой или малиной.

Во времена Средневековья в Европе в моде была естественная красота, как сейчас это называется — натуральная. А моду контролировала церковь, которая прямым текстом объясняла женщине, что она грешна была еще в утробе своей грешной матери, потому нечего себя украшать и радоваться — страдать и каяться надо. Ну еще детей рожать и мужа слушаться.

Все приемы макияжа дам той эпохи сводились в основном к осветлению волос (подражание Деве Марии) и выбриванию бровей, лбов и затылков, чтобы зрительно удлинить овал лица и шею. И ни в коем случае не загорать и не румяниться, надо быть мертвенно бледной и худосочной — таков был средневековый стандарт красоты, воспевавшийся трубадурами. А ярко красились тогда только скоморохи.

Опять-таки: для богачей закон, даже Божий (а многие средневековые католические церковники настаивали, что все, что придет им в голову — непременно Слово Божие, и никак иначе), не писан, и знатные дамы все равно красились, особенно при бургундском дворе — родине такого понятия, как мода.

Как вот на пир или рыцарский турнир пойти не накрашенной? Впрочем, на такие мероприятия церковники не ходили, а значит: «не пойман — не вор». Сохранились некоторые рисунки и находки — баночки, флакончики предметы средневековых модниц. После крестовых походов в моду вошли различные притирания и благовония.

А Елизавета I Английская и вовсе не скрывала, что любит пользоваться косметикой — она сильно, до белого цвета пудрила лицо и красила губы в яркий цвет, на портретах с ее изображением это заметно. Губная помада английской королевы-девственницы состояла тоже из пчелиного воска, но уже с более безопасными красящими пигментами растительного происхождения.

В эпоху Людовика XVII губы красили не только женщины, но и мужчины. И не только губы. Вовсю использовали пудру для лица, в основном рисовую, которой в буквальном смысле запудривали не только лицо, но и все знатные головы, точнее — парики, уже прочно вошедшие в моду. Для того чтобы подчеркнуть белизну наштукатуренного лица, наклеивали самодельные мушки, доходя порой до абсурда. В конце XVIII в. в Европе произошел, видимо, какой-то сбой — губы красили только мужчины.

Но вскоре дамы отвоевали себе то, что им принадлежит по праву. Начиная с XX века, заработала и до сих пор набирает обороты косметическая промышленность, постоянно пополняя содержимое косметичек современных женщин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *