Чем кроме бабочек увлекался набоков

Какое хобби было у Владимира Набокова

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Жизнь преподносит много интересных идей, и это отразилось на хобби Владимира Набокова, которым он предавался с самозабвением. Ему были интересны многие сферы жизни.

Бабочки

Изучение этих необычайно прелестных созданий приносит отдохновение и чувство прекрасного.

Любовь к путешествиям способствовала укреплению пристрастию Набокова к наблюдениям за бабочками.

Разные страны и континенты населены фауной с различной характеристикой. Это касается и порхающих созданий. Среди них можно встретить как совсем аскетично окрашенных, так и имеющих буйство красок. Живописно и причудливо расписала природа крылья этих чудных созданий. Набоков, как разносторонняя и творческая личность, не мог проигнорировать данную природную красоту.

Коллекция Владимира Набокова достойна похвал любого коллекционера. Проработав несколько лет в музее, писатель передал часть своих трофеев этому заведению. Интересно заметить, что большинство собранных насекомых были из парков Соединенных Штатов, где создавался скандально известный роман «Лолита». Продумывая приключения своих героев, Набоков гулял и искал интересные экземпляры бабочек с сыном и женой.

Шахматы

Еще одно известное хобби Владимира Набокова — шахматы. Это увлечение было отражено его коллегами в печатных изданиях. Журнал «Шахматное обозрение» в 1986 году выпустил отрывки из его произведения. Почти на двух страницах были напечатаны впечатления писателя о древней игре. Он с увлечением рассказывал о том, как интересно составлять шахматные задачки. В этом занятии он видел отблеск литературной деятельности. Как замысловато, порой, переплетаются судьбы героев, так и непредсказуемы бывают перекрестья игровых фигур.

Это увлечение нашло отклик и в писательском труде Владимира Набокова. Произведение «Весной» повествует об отношениях 4 товарищей, один из которых — шахматист.

Впоследствии шахматы не раз были упомянуты в стихах и прозаических творениях.

Как человек духовно развитый и многосторонний, Владимир Набоков старался вести здоровый образ жизни. Увлечения спортом тоже можно отнести к кругу его интересов и даже — хобби. Однако писатель утверждал, что спорт может развивать лишь тело, тогда как ум тренируют языки. Он говорил, что одновременно думает на нескольких из них, при этом в сердце живет лишь русский. Набоков не просто учил язык, он пытался постичь его внутреннюю логику и гармонию.

Источник

. Что, кроме ловли бабочек, больше всего увлекало Владимира Набокова?

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Писатель Владимир Набоков был чрезвычайно разносторонним человеком.

Его способности писать романы и стихи на двух языках (русском и английском) равнозначные по художественному качеству, удивлялись все его современники.

Кроме литературы у него было много увлечений, которым он уделял много времени и души. И почти каждое из увлечений находило отголосок в его творчестве.

Владимир Набоков увлекался энтомологией (любовь к бабочкам);

Составлением шахматных задач (был знаком со всеми гроссмейстерами-современниками);

Страстно любил путешествия (все места, описанные в романах лично посетил);

В детстве написание стихов называл «сочинительством»;

Основным своим делом жизни всё же, считал литературу (литературоведение);

Всю жизнь занимался переводами литературных произведений;

Если объединить в одно целое литературную работу Владимира Набокова (стихи, статьи, романы, переводы), то можно предположить, что ответом на вопрос будет слово ПИСАТЕЛЬСТВО (12 букв).

Такое слово, ПИСАТЕЛЬСТВО, встречается у самого Владимира Набокова на страницах дневников и заметок.

Он мог его употреблять, так как был одним из родоначальников модернизма в литературе.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Владимир Набоков преподавал русскую и мировую литературу, увлекался шахматами и был достаточно сильным практическим игроком. Более того, он создавал кроссворды для издания «Наш мир».

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Замечательный вопрос, потому что с некоторой долей подвоха.

Все вроде как знают, кто такой Набоков, возможно, даже «Лолиту» читали на досуге. Но вот про бабочек мало кто читал и секреты ловли их тоже далеко не всем известны, потому как бесполезным считается это занятие.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Так вот, уводит нас эта информация в сторону, потому что

писательство было основным среди занятий Вл. Набокова.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Реакция матери ясна. Немое и категоричное заявление сына-подростка тоже понятно. Ребенок, доселе отзывчивый и предсказуемый, стал скрытным, ведет себя вызывающе, дерзит и хамит. Итак, первое столкновение интересов, излюбленная тема психологов, головная боль девяти родителей из десяти. И всего один-единственный вопрос: что делать?

Ответов много, но главный, как ни парадоксально, отвечает на вопрос, чего лучше НЕ делать. Не нужно думать о плохом и накручивать себя. Ваш ребенок – уже не ребенок. Он подросток. Вслушайтесь в это слово: «под-РОС-ток». Он вырос и пытается взять ответственность за свою жизнь на самого себя. Впервые!

В связи с этим первоочередными для матери являются следующие задачи:

Опытные родители уверяют: если влезть в шкуру подростка, понять его окажется легко и просто.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Советы для родителей подростков

Нельзя примерять несвойственную для себя роль «Приятель сына». Если игра фальшивая, ребенок это тут же почувствует и отдалится еще сильнее.

Можно сохранять репутацию авторитетного взрослого, но говорить на языке пубертата и разделять его увлечения.

Нельзя контролировать каждый шаг подростка, без стука, как раньше, входить в его комнату и запрещать принимать у себя дома друзей.

Можно пойти на компромисс, позволив иметь личное пространство, а также договориться о взаимных обязательствах: приглашаешь друзей – убирай за ними сам.

Нельзя вступать в полемику и дискуссию, доказывая, что сын или дочь заблуждаются, негативно оценивать мнение, которое сформировал подросток.

Можно деликатно подвести к верному, по мнению родителя, ответу или решению, мягко указать на недостатки, не забыв упомянуть и достоинства.

И, напоследок, самый важный совет: категорически запрещено критиковать внешность ребенка, вступившего в пубертатный период!

Чуткому, понимающему и тактичному родителю будет легко придерживаться перечисленных рекомендаций. Ведь они не только позволят сохранить нервные клетки себе и ребенку, но и станут крепким фундаментом для будущих доверительных отношений между членами семьи.

Источник

Какое хобби было у Владимира Набокова

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Жизнь преподносит много интересных идей, и это отразилось на хобби Владимира Набокова, которым он предавался с самозабвением. Ему были интересны многие сферы жизни.

Бабочки

Изучение этих необычайно прелестных созданий приносит отдохновение и чувство прекрасного.

Любовь к путешествиям способствовала укреплению пристрастию Набокова к наблюдениям за бабочками.

Разные страны и континенты населены фауной с различной характеристикой. Это касается и порхающих созданий. Среди них можно встретить как совсем аскетично окрашенных, так и имеющих буйство красок. Живописно и причудливо расписала природа крылья этих чудных созданий. Набоков, как разносторонняя и творческая личность, не мог проигнорировать данную природную красоту.

Коллекция Владимира Набокова достойна похвал любого коллекционера. Проработав несколько лет в музее, писатель передал часть своих трофеев этому заведению. Интересно заметить, что большинство собранных насекомых были из парков Соединенных Штатов, где создавался скандально известный роман «Лолита». Продумывая приключения своих героев, Набоков гулял и искал интересные экземпляры бабочек с сыном и женой.

Шахматы

Еще одно известное хобби Владимира Набокова — шахматы. Это увлечение было отражено его коллегами в печатных изданиях. Журнал «Шахматное обозрение» в 1986 году выпустил отрывки из его произведения. Почти на двух страницах были напечатаны впечатления писателя о древней игре. Он с увлечением рассказывал о том, как интересно составлять шахматные задачки. В этом занятии он видел отблеск литературной деятельности. Как замысловато, порой, переплетаются судьбы героев, так и непредсказуемы бывают перекрестья игровых фигур.

Это увлечение нашло отклик и в писательском труде Владимира Набокова. Произведение «Весной» повествует об отношениях 4 товарищей, один из которых — шахматист.

Впоследствии шахматы не раз были упомянуты в стихах и прозаических творениях.

Как человек духовно развитый и многосторонний, Владимир Набоков старался вести здоровый образ жизни. Увлечения спортом тоже можно отнести к кругу его интересов и даже — хобби. Однако писатель утверждал, что спорт может развивать лишь тело, тогда как ум тренируют языки. Он говорил, что одновременно думает на нескольких из них, при этом в сердце живет лишь русский. Набоков не просто учил язык, он пытался постичь его внутреннюю логику и гармонию.

Источник

Писатель бабочек любил: Как крылатые музы Набокова стали его роковой страстью

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Набоков писал сестре: «Работа моя упоительна, но утомляет меня в конец, я себе испортил глаза и ношу роговые очки. Знать, что орган, который ты рассматриваешь, никто до тебя не видел, прослеживать соотношения, которые никому до тебя не приходили в голову, погружаться в дивный мир микроскопа, где царствует тишина ограниченная собственным горизонтом, ослепительно белая арена — всё это так завлекательно, что и сказать не могу. (В некотором смысле, в «Даре» я «предсказал» свою судьбу, этот уход в энтомологию)».

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Он не выбирал увлечение, оно выбрало его. Набоков-энтомолог, а точнее – лепидоптеролог:
* 8 лет работал в музее Гарварда
* опубликовал 19 научных статей и заметок по энтомологии
* Собрал 4323 экземпляра (хранятся в Швейцарии в зоологическом музее)

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

«…Любой уголок земли, где я могу быть в обществе бабочек и кормовых их растений. Вот это — блаженство, и за блаженством этим есть нечто, не совсем поддающееся определению. Это вроде какой-то мгновенной физической пустоты, куда устремляется, чтобы заполнить её, всё, что я люблю в мире», – писал Набоков в автобиографическом романе «Другие Берега».

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Кстати, именно энтомология спасала семью от бедности. Первые деньги в США Набоков заработал вовсе не литературным творчеством. Гарвардский университет предложил ему работу. Писатель получил должность куратора в Музее сравнительной зоологии. Эта деятельность дала ему время для реабилитации. Новый язык, новые читатели, другая жизнь. Бабочки помогли Набокову узнать и полюбить Новый Свет. Писатель стал путешествовать по стране, ловить чешуйчатокрылых, описывать их и местность в своём скандальном романе «Лолита».

Этот роман принёс Набокову коммерческий успех. Его начали активно издавать, и он получил гонорар из Голливуда. Писатель покинул Америку. Сначала он вернулся в Париж. А позже переехал в Швейцарию. Там, на альпийских лугах, он продолжил собирать и изучать бабочек. Там он решил прожить остаток жизни. Очевидцы рассказывали, что он уходил рано утром и проводил много часов с сачком в руках.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

В 2009 году Дмитрий Набоков решился опубликовать недописанный роман своего отца. Сын расшифровал и с помощью редакторов объединил в книгу наброски. Во вступлении к «Лауре и её оригиналу» Дмитрий Набоков рассказывает, что именно это увлечение стало толчком к болезни и смерти писателя.

В 1972 году Владимир Набоков писал, перефразируя Гумилева:

«…И умру я не в летней беседке
От обжорства и от жары,
А с небесною бабочкой в сетке
На вершине дикой горы»

И эти слова оказались пророческими. Летом 1975 года Владимир Набоков споткнулся и неудачно упал во время охоты на бабочек.

Произошло это на крутом склоне в Давосе. Туристы, которые проезжали над ним на фуникулёре не поняли, что писатель попал в беду. Он размахивал руками и просил о помощи. А зеваки хохотали и посылали ему приветствия. Набоков провёл на земле много часов, прежде чем пришла помощь.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Он задумывал большую научную работу – «Бабочки в искусстве». Этот труд должен был описать все упоминания об этих существах в изобразительном искусстве. От Древнего Египта до эпохи Возрождения. Набоков не просто хотел отдать дань уважения крылатым музам, он мечтал проследить эволюцию видов. Работа закончена не была. Быстро познакомиться с бабочками в творчестве Набокова можно прочитав рассказы: «Рождество», «Пильграм», «Удар крыла».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

7 причин восхищаться Набоковым

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Последние годы жизни Набоков провел в швейцарском Монтрё (1965)

1. Перевел «Алису в стране чудес» на русский

Отец Набокова – Владимир Набоков был известным политиком одним из лидеров партии кадетов. После Октябрьской Революции семья Набоковых переехала из Петербурга в Крым, подальше от большевиков, а в 1919 году покинула Россию и переехала в Берлин. Владимира отправили учиться в Кембридж.

В предисловии к русскому изданию «Других берегов» Набоков упоминает, что с младенчества в совершенстве владел английским – и начал писать на нем едва ли не раньше, чем на русском. Кембридж только укрепил глубину знания языка, и Набоков переводит «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Свой перевод он в свойственной ему манере считал лучшим. Кстати, Кэрролл написал свою «Алису» именно после посещения родного для Набокова Петербурга.

2. Написал 8 прекрасных романов на русском

После окончания учебы в Англии, Набоков переезжает к семье в Берлин и вскоре женится на Вере Слоним. У них рождается сын Дмитрий – будущий переводчик Набокова на английский, хранитель его наследия и обладатель авторских прав на работы отца. Кстати, он даже подготовит к печати незавершенный роман «Лаура и ее оригинал».

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Набоков с женой Верой в Монтрё, 1967

Ностальгия, тоска по покинутой родине были лейтмотивом произведений Набокова, написанных на русском. Одна из первых работ – «Машенька» – целиком посвящена пограничному состоянию между прошлой жизнью и обустройством новой, и образу юности, который хочется сохранить навсегда. «Приглашение на казнь», «Защита Лужина», «Дар» были напечатаны в Европе и высоко оценены русскими эмигрантами (образы и общество которых также отражены в романах).

Герои Набокова интеллектуальны и духовно глубоки, как, впрочем, и сам автор, но вынуждены сталкиваться с пошлостью окружающего мира. Метафизика романов переносит нас то в дореволюционную Россию, то в Берлин, то куда-то в глубины разума самого Набокова.

3. Читал лекции о русской литературе на английском

Приход к власти нацистов осложнил жизнь Набоковых в Берлине, Веру уволили с работы, и семья перебралась в Париж в 1936 году. А уже в 1940 Набоковы экстренно бежали от наступления немецких войск в Америку.

За океаном Набоков преподавал русскую литературу: сначала читал лекции в колледже Уэллсли, а затем в Корнеллском университете. Он рассказывал американцам о самых важных русских писателях: Гоголе, Тургеневе, Достоевском, Толстом, Чехове, даже о Горьком. Но всем давал свою оценку, переосмысливал их со своей точки зрения, известно, что про многие бесспорно великие произведения он отзывался весьма нелестно. Так стиль «Доктора Живаго» он называл вульгарным, Достоевского и его «бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами» вообще считал безвкусицей, а «Войну и мир» – длинноватым разухабистым романом, рассчитанным на юного читателя.

4. Был серьезным энтомологом

Кроме преподавания литературы, Набоков занимался изучением бабочек и много лет работал в зоологическом музее Гарварда куратором коллекции бабочек. Он был просто одержим этими созданиям, специально путешествовал в поисках редких видов, собрал огромную коллекцию. Набоков написал более 25 научных статей о бабочках и предложил новую классификацию для бабочек-голубянок Polyommatus.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Свою первую бабочку он поймал в 6 лет в фамильном имении под Петербургом. Бабочки помогли ему пережить бегство из Петербурга – он активно ловил и изучал их в Крыму, а в Англии уже публиковал статьи о крымских бабочках. Охотясь за бабочками в Пиренеях, Набоков начал работу над «Защитой Лужина», а во время энтомологического тура по США написал «Лолиту». Эксперты творчества Набокова подсчитали, что около 570 раз упоминаний бабочках в его произведениях. И конечно, многие имеют символический характер.

5. Перевел на английский «Евгения Онегина»

Этот роман в стихах – одна из самых сложных задач для переводчика, ведь все мы помним о специально выстроенной «онегинской строфе». Однако Набоков решил не следовать пушкинской поэтической конструкции. По его мнению, соблюдение рифмы и размера могут просто погубить естество и дух работы. Кроме того, свой перевод Набоков снабдил подробным комментарием в двух томах, который до сих пор является важнейшим источником для англоязычных исследователей Пушкина.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Набоков за работой, 1958

Помимо «Евгения Онегина» он перевел лермонтовского «Героя нашего времени», а также был первым, кто перевел на английский «Слово о полку Игореве».

6. Написал «Лолиту»

Широкому читателю Владимир Набоков больше всего известен благодаря именно этой скандальной книге о взрослом мужчине, который испытывает страсть к нимфеткам. Набоков написал роман на английском, а затем сам перевел на русский. Роман включают во всевозможные списки 100 лучших книг, особенно написанных на английском языке.

Роман несколько раз экранизировали – самый известный фильм с актером Джереми Айронсом в роли Гумберта. Композитор Родион Щедрин даже сочинил оперу «Лолита» по мотивам романа, впервые ее ставил в Стокгольме Мстислав Ростропович.

7. Был просто гением

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

За ловлей бабочек в Швейцарии, 1975

И напоследок еще один любопытный факт про Набокова. Он всегда делал записи на библиотечных каталожных карточках – таким образом он писал даже романы. Только он сам знал правильный порядок и значение тысячей этих карточек. Когда сын Дмитрий решил опубликовать «Лауру и ее оригинал», он взял на себя смелость расположить по порядку карточки – и неудивительно, что многие критики оспаривали его выбор и высказывали недовольство.

Источник

. Что, кроме ловли бабочек, больше всего увлекало Владимира Набокова?

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Писатель Владимир Набоков был чрезвычайно разносторонним человеком.

Его способности писать романы и стихи на двух языках (русском и английском) равнозначные по художественному качеству, удивлялись все его современники.

Кроме литературы у него было много увлечений, которым он уделял много времени и души. И почти каждое из увлечений находило отголосок в его творчестве.

Владимир Набоков увлекался энтомологией (любовь к бабочкам);

Составлением шахматных задач (был знаком со всеми гроссмейстерами-современниками);

Страстно любил путешествия (все места, описанные в романах лично посетил);

В детстве написание стихов называл «сочинительством»;

Основным своим делом жизни всё же, считал литературу (литературоведение);

Всю жизнь занимался переводами литературных произведений;

Если объединить в одно целое литературную работу Владимира Набокова (стихи, статьи, романы, переводы), то можно предположить, что ответом на вопрос будет слово ПИСАТЕЛЬСТВО (12 букв).

Такое слово, ПИСАТЕЛЬСТВО, встречается у самого Владимира Набокова на страницах дневников и заметок.

Он мог его употреблять, так как был одним из родоначальников модернизма в литературе.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Владимир Набоков преподавал русскую и мировую литературу, увлекался шахматами и был достаточно сильным практическим игроком. Более того, он создавал кроссворды для издания «Наш мир».

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Замечательный вопрос, потому что с некоторой долей подвоха.

Все вроде как знают, кто такой Набоков, возможно, даже «Лолиту» читали на досуге. Но вот про бабочек мало кто читал и секреты ловли их тоже далеко не всем известны, потому как бесполезным считается это занятие.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Так вот, уводит нас эта информация в сторону, потому что

писательство было основным среди занятий Вл. Набокова.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Реакция матери ясна. Немое и категоричное заявление сына-подростка тоже понятно. Ребенок, доселе отзывчивый и предсказуемый, стал скрытным, ведет себя вызывающе, дерзит и хамит. Итак, первое столкновение интересов, излюбленная тема психологов, головная боль девяти родителей из десяти. И всего один-единственный вопрос: что делать?

Ответов много, но главный, как ни парадоксально, отвечает на вопрос, чего лучше НЕ делать. Не нужно думать о плохом и накручивать себя. Ваш ребенок – уже не ребенок. Он подросток. Вслушайтесь в это слово: «под-РОС-ток». Он вырос и пытается взять ответственность за свою жизнь на самого себя. Впервые!

В связи с этим первоочередными для матери являются следующие задачи:

Опытные родители уверяют: если влезть в шкуру подростка, понять его окажется легко и просто.

Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть фото Чем кроме бабочек увлекался набоков. Смотреть картинку Чем кроме бабочек увлекался набоков. Картинка про Чем кроме бабочек увлекался набоков. Фото Чем кроме бабочек увлекался набоков

Советы для родителей подростков

Нельзя примерять несвойственную для себя роль «Приятель сына». Если игра фальшивая, ребенок это тут же почувствует и отдалится еще сильнее.

Можно сохранять репутацию авторитетного взрослого, но говорить на языке пубертата и разделять его увлечения.

Нельзя контролировать каждый шаг подростка, без стука, как раньше, входить в его комнату и запрещать принимать у себя дома друзей.

Можно пойти на компромисс, позволив иметь личное пространство, а также договориться о взаимных обязательствах: приглашаешь друзей – убирай за ними сам.

Нельзя вступать в полемику и дискуссию, доказывая, что сын или дочь заблуждаются, негативно оценивать мнение, которое сформировал подросток.

Можно деликатно подвести к верному, по мнению родителя, ответу или решению, мягко указать на недостатки, не забыв упомянуть и достоинства.

И, напоследок, самый важный совет: категорически запрещено критиковать внешность ребенка, вступившего в пубертатный период!

Чуткому, понимающему и тактичному родителю будет легко придерживаться перечисленных рекомендаций. Ведь они не только позволят сохранить нервные клетки себе и ребенку, но и станут крепким фундаментом для будущих доверительных отношений между членами семьи.

Источник

Александров В.: К вопросу об антидарвинизме Набокова, или Почему в «Даре» обезьяны питаются бабочками

К вопросу об антидарвинизме Набокова, или Почему в «Даре» обезьяны питаются бабочками

Отнюдь не являясь всего лишь эксцентричным хобби или чем-то, дополняющим занятие писательством, страстное увлечение Владимира Набокова бабочками, длившееся всю жизнь, органически связано с основными мотивами его творчества. Собирание бабочек и писательство были тесно связаны для Набокова, так как от этих занятий он получал удовольствие, которое называл «самым сильным из всех, известных человеку», и период с 1941 по 1948 год, когда он классифицировал бабочек в Гарвардском музее сравнительной зоологии, писатель вспоминал как один из самых счастливых периодов своей жизни. [1]

Для Набокова связь между творчеством и бабочками основывается на его концепции мимикрии в природе. [2] Он категорически отвергает предлагаемое наукой стандартное, или дарвинистское объяснение миметического поведения насекомых, согласно которому в борьбе за существование насекомому полезно быть похожим на что-то другое (другое существо, возможно, неприятное на вкус, или лист, или какой-то неодушевленный объект) по той простой причине, что это может обмануть хищников. Ключ к пониманию набоковского неприятия Дарвина — его убеждение в том, что степень обмана, которую можно наблюдать в конкретных случаях мимикрии, сильно превышает относительно грубые (как представляется Набокову) способности зрительного восприятия животных-хищников и, в сущности, свидетельствует о такой эстетической утонченности окраски, строения поверхности и движений, которой можно найти только эстетическое объяснение: «„Естественный подбор“ в дарвиновском смысле не может служить объяснением чудотворного совпадения подражания внешнего и подражательного поведения; с другой же стороны, и к „борьбе за существование“ апеллировать невозможно, когда защитная уловка доводится до такой точки миметической изощренности, изобильности и роскоши, которая находится далеко за пределами того, что способен оценить мозг врага». [3] «Все искусство — это обман, так же как и природа; все обман в этом добром мошенничестве — от насекомого, которое притворяется листом, до ходких приманок размножения». [4]

Важное следствие понимания мимикрии Набоковым, отвергавшим устоявшиеся представления о ней, — отрицание материалистического детерминизма, который лежит в основе теории эволюции Дарвина, особенно в случае ее применения к человеку. Он высмеивал идею о том, что «борьба за существование» могла привести к какому бы то ни было эволюционному прогрессу, потому что «проклятие труда и битв ведет человека обратно к кабану, к хрюкающей твари, одержимой поисками еды» (V, 573). Вместо этого Набоков видит в природе те же самые «бесполезные упоения, которых искал в искусстве. И та и другое суть формы магии, и та и другое — игры, полные замысловатого волхвования и лукавства» (V, 421). [5]

Хотя набоковское отрицание Дарвина является попыткой свергнуть с пьедестала материалистическую причинность, он на самом деле не выдвигает ни в какой форме принцип бесцельной свободной игры в мире природы. Ведь если природа во всем так же обманчива, как и искусство, тогда какая-то действующая сила должна была сотворить природу, и, следовательно, ее искусственность, — доказательство существования Творца, который стоит за пределами средства выражения. В сущности, как в своих дискурсивных работах, так и в художественных произведениях Набоков постоянно, подолгу и в самой разнообразной форме возвращается к теме таинственной «потусторонней» силы, которая, кажется, является создателем всех природных явлений, включая пророческие узоры, оттиснутые на существовании человека. [6] Это интуитивное знание лежит в основе оригинального набоковского толкования понятий «природа» и «искусственность», которые для него являются синонимами, а не антонимами. Поэтому часто бросающаяся в глаза металитературность его художественных произведений — то, что они различными путями привлекают внимание к самим себе как к чему-то сделанному, — является, как ни парадоксально, следствием его своеобразного понимания естественного.

Нигде в своем художественном творчестве Набоков так подробно не обращается к этим привлекавшим его аспектам лепидоптерологии, как в романе «Дар», который он называл своим любимым русским романом и в котором рассказывается о писателе, во многих отношениях напоминающем самого автора. [7]

С самого начала наибольшее количество разногласий вызывало утверждение Дарвина, что отдаленными предками людей были приматы, от которых также произошли обезьяны. Хотя в принципе отсюда можно прийти к выводу о том, что человек — венец творения, чаще всего этим утверждением пользовались для того, чтобы свергнуть человеческий род с пьедестала и указать, что человек — только одно из звеньев в длинной цепи эволюции млекопитающих.

В «Даре» Набоков атакует эту теорию через своего героя, Федора Годунова-Чердынцева, который вспоминает, что рассказывал ему о чудесах мимикрии бабочек отец, знаменитый натуралист и исследователь. Федор предвосхищает то, что будет высказано позднее в «Память, говори», где Набоков рассуждает о «невероятном художественном остроумии мимикрии, которая не объяснима борьбой за жизнь». Затем он замечает, что миметическое поведение «словно придумано забавником-живописцем как раз ради умных глаз человека», и добавляет в скобках, что это — «догадка, которая могла бы далеко увести эволюциониста, наблюдавшего питающихся бабочками обезьян». [8] Образ, небрежно созданный в этом замечании в скобках, — довольно гротескный, но его смысл тем не менее понятен: обезьяны, похоже, принципиально отличаются от людей в эволюционном смысле, потому что, когда они смотрят на бабочек, они не видят того, что могут увидеть люди. Другими словами это можно выразить так: человек — уникален, так как он воспринимает природу эстетизированно. Набоков намекает на то, что биологи-эволюционисты недостаточно обдумали следствия этой возможности.

Оказывается, что образ обезьян, питающихся бабочками, — не плод прихотливого воображения Набокова, а, возможно, намек на знаменитый эксперимент, проводившийся в Африке в начале XX века известным английским энтомологом, Дж. Д. Хейлом Карпентером, который специально задался целью найти эмпирическое подтверждение дарвиновскому объяснению мимикрии. Натуралисты впервые описали мимикрию у бабочек через несколько лет после публикации «Происхождения видов» в 1859 году, и они быстро причислили это явление к тем, которые поддерживают эволюционную теорию Дарвина, так что мимикрия бабочек и дарвинизм с тех пор были тесно связаны. [9] «доказательств» теории Дарвина, и набоковское замечание в скобках об обезьянах оказывается тщательно направленным ударом по хорошо известному положению дарвинизма.

Карпентер сделал следующее: он просто отметил, с какой готовностью две молодые обезьяны поедали различных насекомых, включая бабочек, которых он клал перед ними. Он обнаружил, что обезьяны избегали насекомых, как он выразился, с «апосематической», или предупреждающей, окраской, которая своей яркостью «оповещает», что насекомые могут иметь неприятный вкус, однако с готовностью поедали насекомых с «прокриптической», или защитной, окраской, когда последних переносили в такое окружение, где их можно было легко заметить. Карпентер заключил, что «вся теория мимикрии обусловлена выбором определенного вида пищи в предпочтение другим». Таким образом, следуя этой аргументации, можно сказать, что прокриптически окрашенные насекомые развивают в качестве маскировки некоторые поверхностные черты путем случайных генетических изменений и сохраняют и усиливают эту маскировку путем естественного отбора; чем более успешна маскировка вида, тем больше шансов на то, что его потомство выживет и будет процветать. [10]

Поскольку Набоков увлекся бабочками и начал много читать о них еще в раннем детстве и, очевидно, очень интересовался скрытым смыслом мимикрии, кажется весьма вероятным, что к тому времени, когда он писал «Дар» в 1935–1937 годах, он знал об опыте Карпентера и его выводах, впервые опубликованных в 1921 году. Но в то время как Карпентер заключил, что маскировка — необходимая защита для тех насекомых, которые иначе были бы съедены в естественных условиях, Набоков сделал нечто вроде хода конем с данными Карпентера: он перешел на нематериалистический уровень размышления и, исходя из поведения обезьян, сделал вывод о том, что человеческое сознание — явление совсем другого порядка, нежели сознание животных, произведенных теорией Дарвина в дальних родственников человечества.

Это признание привилегированного положения человеческого сознания находится в полной гармонии с тематикой и формальными построениями «Дара» (да и всего художественного творчества Набокова). Художественное вдохновение Федора, острота его восприятия, преодоление времени с помощью памяти, способность увидеть творческий замысел в природе и пророческий узор в жизни, а также интуитивные прозрения бессмертия — все это возможно только благодаря его максимально развитому сознанию. Точно так же, характерные формальные и стилистические особенности «Дара» — загадки, ложные подсказки, скрытые аллюзии, завуалированные мотивы, календарные игры и тому подобное, то есть все, что читатель должен попытаться расшифровать, чтобы понять эту книгу (процесс, аналогичный распознаванию насекомого, несмотря на миметическую маскировку), — подчиняются той важной роли и тем требованиям, которые Набоков возлагает на читательское сознание, которое в идеале должно функционировать так же, как сознание его героев или как его собственное. [11]

Набоков также сделал сознание основополагающей, определяющей характеристикой человека за пределами своих художественных произведений, например, когда он сформулировал следующие краткие определения: «Время без сознания — мир низших животных; время плюс сознание — человек; сознание без времени — некое еще более высокое состояние» (III, 572). [12] «неким еще более высоким состоянием», который основывается на возможности какой-то формы бытия вне времени, предполагает в равной степени непреодолимый барьер между человеком и теми существами, которые находятся в иерархии ниже него, включая его «предков» по Дарвину. [13]

Но если Набоков допускал хотя бы возможность развития человека к высшему состоянию бытия — состоянию, фактически, бесконечного сознания, — какой процесс он мог иметь в виду вместо дарвинизма? Учитывая центральную роль, которую занимает в мировосприятии Набокова интуитивное знание о сфере потустороннего, приходится предположить: каким-то образом что-то, находящееся за пределами этого мира, должно быть вовлечено в любой акт выхода человеческого «я» за свои пределы. Именно это Набоков подразумевает под «космической синхронизацией» (или «вдохновением»), которую он в ряде случаев описывает как полумистическое переживание, момент прозрения, который отмечает высшие точки существования, такие, как рождение в уме произведения искусства, вид знакомых бабочек в их естественном окружении, составление шахматной задачи или осознание любви к членам семьи: «Вы одновременно чувствуете и как вся Вселенная входит в вас, и как вы без остатка растворяетесь в окружающей вас Вселенной». [14] Кроме того, космическая синхронизация — переживание, которое привело Набокова не более и не менее как к прозрению того, что «земная жизнь всего лишь первый выпуск серийной души» и что «индивидуальный секрет» человека не исчезает в процессе «истлевания плоти». [15]

Однако, как кажется, Набоков был слишком увлеченным натуралистом, привязанным к этому миру, чтобы положиться исключительно на веру в неуловимое, но могущественное запредельное, пытаясь понять механизм человеческой эволюции. Гипотетический процесс, который он предлагает в «Память, говори», по сути дела, ставит дарвинизм с ног на голову. После рассуждений о чудесах сознания ребенка, он переходит к тому, как могло функционировать сознание примитивного человека. Подразумеваемая параллель наводит на мысль о том, что Набоков, возможно, основывается на теории Эрнста Геккеля, согласно которой развитие индивида повторяет эволюцию вида (с той очевидной разницей, что теория Геккеля была создана в поддержку Дарвина). Делая типичный для него акцент на идее о внезапном рывке сознания, Набоков утверждает, что «юное человечество», наверное, испытало «радостное потрясение», отметив такое явление, как «чудотворная» природа объекта в полете, который «пожирает пространство простым постоянством вращения, — вместо того, чтобы передвигаться, раз за разом вздымая тяжелые конечности» (V, 576). Другими словами, Набоков предполагает, что человеческое сознание, должно быть, развилось в результате перцепционных и когнитивных скачков, а не в результате предшествовавшей органической эволюции, которая создает материальную основу или потенциал для этих скачков. Именно это имеет в виду Набоков, когда в том же абзаце он персонифицирует «юное человечество» в «мечтательном маленьком варваре» и заставляет его всматриваться в «костер… или неуклонный ход лесного пожара» (V, 576). Но как наследие такого когнитивного опыта сохраняется для последующих поколений? Гипотеза Набокова заключается в том, что когнитивные скачки «варвара» не могли пройти без долговременных последствий и, должно быть, повлияли «за спиною Ламарка на хромосому-другую, повлияли загадочным образом, в который западные генетики не склонны вникать…» (V, 576). Таким образом, эволюционный механизм, предлагаемый Набоковым для человека, — это, похоже, модифицированный ламаркизм: он не говорит, что организмы, реагируя на стимулы в окружающей среде, развивают новые физические черты и передают их своему потомству; он считает, что более развитое сознание становится частью человеческого наследия вследствие неизбежных столкновений уникального человеческого ума и внешнего мира. Такая позиция в корне отличается от дарвиновского утверждения, что случайные генетические изменения приводят к появлению черты, которой благоприятствует естественный отбор, если она повышает способность индивида к выживанию.

для человеческого развития и эволюции. Говоря о себе, он иногда намекал, что его сущность была сформирована за пределами этого мира. В «Память, говори» он приходит к выводу: «ни в среде, ни в наследственности не могу нащупать тайный прибор, сформировавший меня, безымянный каландр, оттиснувший на моей жизни некий замысловатый водяной знак» (V, 330). В одном из ранних русских стихотворений, в котором используется тот же образ — водяной знак — Набоков более определенно говорит о происхождении основы своего «я»: он представляет себе, что когда его душу поднимут из земного мрака и поднесут к свету, «просияет» «узор, придуманный в раю». [16] «Память, говори» Набоков постоянно стремится отыскать общие с родителями черты характера, — особенно с матерью, а также пророческие параллели с жизнью членов своей семьи. Сходство кажется в некотором смысле наследственным, даже если в конечном итоге его истоки оказываются в области, находящейся за пределами материального мира. Точно так же, в «Даре» в представления Федора о характере и достижениях глубоко чтимого им отца входит устойчивое ощущение, что он унаследовал часть таинственных даров отца, которые явно получены благодаря контакту с потусторонним миром, а не просто как следствие реального влияния, испытанного в детстве.

Таким образом, антидарвинизм Набокова принимает довольно неожиданную форму по сравнению с теми возражениями, которые появились вскоре после опубликования «Происхождения видов». С одной стороны, он возражает Дарвину, поскольку разделяет широко распространенное и древнее, берущее начало по крайней мере в Библии (Рим 1, 20), убеждение в том, что творческий замысел в природе — свидетельство существования трансцендентного творца, хотя этот телеологический довод получает у него своеобразное преломление. Но, с другой стороны, Набоков не приводит возражений против того железного детерминизма, который многие считали неизбежно связанным с естественным отбором. Вместо того, чтобы настаивать на абсолютной свободе как на человеческом идеале, Набоков парадоксальным образом прославляет способность человеческого сознания постоянно расширять пределы своих возможностей, но всегда — в контексте таинственного мира потусторонности, который является как стимулом, так и пределом для возможностей человека и для областей применения его способностей. [17]

Перевод с английского

Примечания

Nabokov V. Strong Opinions. New York, 1973. P. 3; Nabokov V. Speak, Memory. New York, 1966. P. 125–126.

см.: Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999. С. 26–28, 60–62,

[3] Набоков В. Память, говори // Набоков В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб., 1999. Т. 5. С. 421. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

[5] Nabokov V. Speak, Memory. P. 298, 124. См. также: Boyd В. Vladimir Nabokov: The American Years. Princeton, N. J., 1991. P. 37.

Александров В. Е. Набоков и потусторонность… С. 56–62.

[8] Из русского оригинала этого важного заявления в скобках более, чем из английского перевода, понятно, что Набоков, в сущности, подчеркивает нереализованную возможность сделать далеко идущий вывод из этого явления: «догадка, которая далеко увести эволюциониста, наблюдавшего питающихся бабочками обезьян» (Курсив мой. — В. А.); Набоков В. Дар // Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 3. С. 100.

[9] Carpenter G. D. H. and Mimicry. London, 1933. P. 5.

[10] Дж. Д. Хейл Карпентер, ставший профессором зоологии (энтомологии) в Оксфорде в 1933 году, описал свои эксперименты в нескольких публикациях, в частности в статье, помещенной 8 октября 1921 года в журнале «Transactions of the Entomological Society of London» (Набоков, должно быть, знал этот журнал) и в двух книгах: 1) «A Naturalist in East Africa» (Oxford: Clarendon, 1925) 2) совместно с Е. В. Ford «Mimicry», а также в брошюре «Insects as Material for Study: Two Inaugural Lectures delivered on 17 and 24 November 1933» (Oxford: Clarendon, 1934), откуда и взята цитата, приведенная в этой статье (Р. 24).

[11] Более подробно эти особенности романа рассматриваются в IV главе книги В. Александрова «Набоков и потусторонность…» (С. 132–165).

[12] Nabokov V. Strong Opinions. P. 30.

[13] В своей важной лекции «Искусство литературы и здравый смысл» Набоков делает предположение, что «естественный ход эволюции никогда бы не обратил обезьяну в человека, окажись обезьянья семья без урода (freak)» ( «уродство» (freakishness) отличительной характеристикой человеческой элиты. Дальше в лекции он ссылается на свою готовность принять эволюцию «по крайней мере как условную формулу», но затем добавляет, что «одно дело — нашаривать звенья и ступени жизни, и совсем другое — понимать, что такое в действительности жизнь и феномен вдохновения» (Там же. С. 473–474). Вопрос, могут ли обезьяны сознательно пользоваться языком или нет, находится в центре спора о том, насколько они близки человеку или далеки от него. См. обзорную статью лорда Закермана о ряде книг по этим вопросам, в которой он приходит к выводу, что обезьяны не способны пользоваться языком, этим уникальным даром человека: Apes R not Us. New York, Review of Books, 1991. 30 may. P. 43–49.

[14] Набоков В. Искусство литературы и здравый смысл. С. 474.

Александров В. Е. … С. 37–41, 142–144.

[17] Вопрос об отношении Набокова к свободе и детерминизму осложняется тем фактом, что, хотя он провозглашал свою веру в первую, его романы полны доказательств последнего. Более подробно об этом см.: Александров В. Е. … С. 56–57, 285 (примеч. 48), 294 (примеч. 16).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *