Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

ПЕЙЗАЖНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении.

Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость по времени.

Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности.

На обширных открытых пространствах, как правило, пейзажи формируются в виде панорамных картин. При их построении возможно перехлестывание воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фрагментов других.

Развернутость пейзажей панорамы обусловливает их большую динамичность, т. е. перемещение в процессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Виды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке несколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры одной картины.

Протяженность звучания пейзажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чередования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значительном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры.

Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте носит относительный характер. Подчиняясь правилам музыкальной композиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода небольшая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка.

В парках, где композиция построена на чередовании картин с участием полян, лугов, закрытые пространства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования определяется различными интервалами. Так, Ю. Киричек предлагает проектировать интервалы между парковыми картинами в 5-10 раз больше самих картин.

В лесопарке пейзажное разнообразие носит свой характер. Лесопарк, являясь объектом ландшафтного искусства, в то же время занимает промежуточное положение между лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной характер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуоткрытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений. Однако ориентация только на формирование пейзажных картин в открытых пространствах может привести к серьезным просчетам.

Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число пространственных композиций меньше и Они проще. В восприятие включаются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходимая смена впечатлений, обусловливающая эстетическую ценность массива в целом.

Поскольку пейзажи в лесу специально не организованы, ритм их восприятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зависят от эстетической ценности массива и индивидуальной реакции наблюдателя. Они составляют в среднем 50-150 м, что существенно превышает средние расстояния чередования пейзажей в парке.

Структурное построение пейзажных картин и их размещение с учетом принципов пейзажного разнообразия являются важнейшими методами в творческом процессе формирования художественного образа парка.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав

Источник

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Ландшафтный дизайн / Landscape Review запись закреплена

Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении.

Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость во времени.

Маршрут — это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей. Как отмечает Дж. Саймондс, «. объект не может быть охвачен по всей полноте с какой-либо одной точки наблюдения. Он воспринимается скорее посредством потока впечатлений. Находясь в движении, мы видим ряд изображений, сливающихся в одно обширное зрительное осознание какого-либо объекта, пространства или пейзажа».

Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпечаток на облик пейзажа. Так, суточный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный — особенностями фенофаз как отдельных растений, так и пейзажей в целом, возрастной — изменением размеров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой растительности, отдельных пейзажных картин и всего объекта в целом.

Структурную основу парков составляют в первую очередь их пространственные композиции, сформированные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они определенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамблях эти картины сменяются в интервале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом парке или его пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризующий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, поскольку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин. Так, сад Шредера (дендропарк Тимирязевской сельскохозяйственной академии), занимающий площадь около 6 га, и район р. Славянки в Павловском парке, площадь которого составляет 78 га, имеют один средний интервал смены пейзажных картин, равный 20 м. Ритмически чередующиеся пространственные композиции пейзажных картин производят достаточно сильное впечатление. Объекты, построенные на этом принципе, обычно не требуют других декоративных дополнений в виде ярких цветовых эффектов или экзотического ассортимента.

Если размеры парковых объектов невелики и создание сменяющихся обширных пейзажных картин невозможно, в качестве объектов восприятия вводятся композиции меньшего масштаба. При создании таких композиций учитываются цветовые эффекты, декоративные особенности отдельных элементов, чередующиеся на близком расстоянии (цветники; формы крон, фактура стволов, рисунок ветвей, форма и окраска цветков древесных растений; композиции из камней, малые формы, декоративное покрытие и т. д.). Здесь возможно другое ритмическое построение композиций.

Индивидуальность физиономического облика объекта определяется не только ритмом смены пейзажных картин, но и общностью их композиционного замысла.

Выше мы рассмотрели, что парковые пейзажи классифицируются по сложности на простые, сложные и панорамные и включают односхемные и многосхемные композиции. Соотношение этих типов пейзажей в парке, преобладание какого-либо одного, а также определенная схема его построения в сильной степени определяют композиционную цельность объекта. Так, в долине р. Славянки из 52 картин, выявленных на основании визуальной оценки пейзажей, большинство простые и сложные, панорамных очень мало. При этом сложные производят наиболее сильное впечатление и поэтому являются преобладающими. Для района Славянки характерна система пейзажных участков, где доминирует одно из архитектурных сооружений, формирующих облик своего участка (О. Ивановой выделено 6 таких участков). Характер пейзажного разнообразия обусловлен этими архитектурными акцентами, являющимися композиционными узлами, каждый из которых воспринимается на определенном отрезке маршрута. Так, участок Храма дружбы «работает» на отрезке примерной протяженностью в 440 м, Висконтьев мост — 370, Пиль-башня — 310, Новосильвийский мост — 660 м. При этом имеют место тесная связь и соподчинение пейзажных картин в пределах района. Характер этой связи можно представить графически.

Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности. Например, четкая смена впечатлений долины р. Славянки обусловлена не только композиционной завершенностью ее картин, но и замкнутостью общего пространства района, где стена примыкающего леса играет роль фона или кулис в построении пейзажей. Эти кулисы ограничивают видимое пространство и способствуют формированию картин, известным образом замкнутых, предстающих перед посетителем в определенной последовательности. Очередность их смены достаточно выражена. Это положение иллюстрируется на рис. 86, показывающем ритм и вариации пейзажных картин на участке Висконтьева моста (пример чередования пейзажей, построенных «встык»).

I — первое появление моста после паузы, протяженность восприятия картины 6+9= = 15 м (а); II — картины с участием других акцентов (б); III — второе появление моста, протяженность восприятия 16+6=22 м (в); IV — картины с участием других акцентов (г); V — третье появление моста, протяженность восприятия 7+28=35 м (д); VI — вариации пейзажных картин с участием моста, протяженность восприятия 60+25=85 м (е); VII — картины с включением других акцентов; VIII — подход к мосту, протяженность восприятия 21 + 18=39 м; IX — вид с моста.

На обширных открытых пространствах, как правило, пейзажи формируются в виде панорамных картин. При их построении возможно «перехлестывание» воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фрагментов других. Это показано на рисунке.

19-я пейзажная картина включает точки: 120—124, 126, 131, 133, 137, 139 (видна Олений мост и пруд), протяженность восприятия — 51 м; 20-я пейзажная картина включает точки 131, 132, 135, 147, 149, 162, 163—165 (вид на противоположный берег, группы деревьев и мост), протяженность — 98 м;

21-я—136, 138, 141, 142 (вид на воду без моста, ивы), протяженность—12 м; 22-я — 144, 145, 152—155, 158, 160, 161, 166 (ива закрывает мост), протяженность — 64 м; 23-я — 157, 158, 159, 167 (ива на противоположном берегу), протяженность — 45 м.

Общая протяженность «звучания» этих картин на маршруте — 138 м.

Развернутость пейзажей панорамы обусловливает их большую динамичность, т. е. перемещение в процессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Виды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке несколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры одной картины. Подобным образом построены пейзажи района Белой березы в Павловском парке. В пределах обширного открытого пространства этого района одна картина сменяет другую, при этом элементы предыдущей могут оставаться в поле зрения, но их композиционная роль в новой картине существенно меняется. Идет непрерывное чередование простых картин панорамы, а также самих панорам. Разрывы между картинами на маршруте прослеживаются крайне редко.

Таким образом, картины строятся или «встык», как в долине реки Славянки, или «внахлест», как в районе Белой березы. В обоих районах при восприятии пейзажей зрительная композиция соприкасается с музыкальной. Это положение художник Пьетро Гонзаго пытался утвердить в своем теоретическом трактате «Музыка глаз», а также в натуре — при создании пейзажей Павловского парка.

Протяженность «звучания» пейзажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чередования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значительном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры.

Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте носит относительный характер. Подчиняясь правилам музыкальной композиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода небольшая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка. Так, в обширном пространстве Белой березы пауза внешне неярко выражена, пейзажи как будто активны на всем протяжении маршрута. Здесь важна разная сила их «звучания», а незначительные закрытые пространства небольших массивов, изредка примыкающие к маршруту, воспринимаются как пауза. В долине р. Славянки роль паузы выполняют отдельные картины без участия архитектурных сооружений. В саду Шредера пауза выражена четко — это участки массивов, нейтральные по своему характеру, чередующиеся с открытыми пространствами полян.

В парках, где композиция построена на чередовании картин с участием полян, лугов, закрытые пространства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования определяется различными интервалами. Так, Ю. Киричек предлагает проектировать интервалы между парковыми картинами в 6—10 раз больше самих картин.

Анализ чередования пейзажей на маршрутах исторических парков позволил выявить следующий ритм закрытых ( + ) и открытых (—) пространств.

—40 м; +35 м; —50 м; +60 м; —40 м; +150 м; —20 м; +100 м; —60 м; +125 м; —25 м; +220 м; —50 м; +50 м и т. д. Данная композиция построена на четких силуэтах объемов, отражений в воде, строгой направленности обзора, более частой смене картин.

В Екатерининском парке (г. Пушкин) на маршруте вдоль Большого озера построение пространств при больших интервалах имеет более спокойный ритм смен: 920 м — тень, 480 м — свет (11 смен).

В районе Белой березы в Павловском парке на 1525 м Константиновской дороги — 245 м — тень (11 смен), 1280 м — свет (10 смен). Они образуют монументальный пейзаж с включением куртин насаждений.

В лесопарке пейзажное разнообразие носит свой характер. Лесопарк, являясь объектом ландшафтного искусства, в то же время занимает промежуточное положение между лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной характер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуоткрытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений. Однако ориентация только на формирование пейзажных картин в открытых пространствах может привести к серьезным просчетам. Так, в Невском лесопарке (Ленинградская обл.) наряду с высоким качеством пейзажных картин, сформированных на основе полян и водоемов, лесные массивы построены неинтересно. Они трактуются как паузы между картинами открытых пространств, оказавшиеся слишком длительными. Однако лес в данном случае не может служить паузой, он является художественной и территориальной основой лесопарка, поэтому должен быть насыщен своим содержанием, понять которое можно, проанализировав особенности его восприятия.

Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число пространственных композиций меньше и они проще. В восприятие включаются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходимая смена впечатлений, обусловливающая эстетическую ценность массива в целом.

В отличие от парковых пейзажей процесс восприятия пейзажа в лесу в ряде случаев растягивается во времени (одни замечают его раньше, другие — позже) и в пространстве, т. е. точки восприятия не совпадают на линии маршрута. Протяженность пути, на котором все участки включаются в процесс восприятия данного пейзажа, колеблется от 20 до 100 м и составляет в среднем 20—50 м.

Смена участков с различными таксационными показателями не всегда обусловливает смену впечатлений. Основными являются собственно древостой, его возраст, а также пространственная структура насаждений. При этом выраженность этих показателей должна быть достаточно контрастной. Например, смена хвойных и лиственных, открытых и закрытых пространств и т. д. Вместе с этим, несмотря на таксационную однородность картины лесного пейзажа, смена впечатлений в ее пределах может быть многократной. Человек, реагируя на наиболее яркие сочетания природных элементов, часто пропускает различия, отмечаемые таксатором. Эти природные элементы выступают в качестве акцентов, обусловливающих пейзажное разнообразие, и их ценность зависит от того, насколько они выделяются в окружающем массиве. В их числе: световые окна в массиве; освещенные солнцем просеки; группы деревьев, отличающиеся от остального массива породным составом, размещением в пространстве или размерами; отдельные крупные экземпляры деревьев или интересные экземпляры подлеска; цветовые пятна почвопокровных растений; перепад рельефа, а также сама дорога как часть пейзажа.

Таким образом, пейзажное разнообразие в лесу обусловлено показателями двух порядков: общего и частного. В первую группу входят насаждения, характеризующиеся составом, возрастом и пространственной структурой. Они являются основными крупномасштабными показателями и выполняют роль фона, на котором идет восприятие акцентов леса, составляющих вторую группу и находящихся как бы внутри первой.

Поскольку пейзажи в лесу специально не организованы, ритм их восприятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зависят от эстетической ценности массива и индивидуальной реакции наблюдателя. Они составляют в среднем 50—150 м, что существенно превышает средние расстояния чередования пейзажей в парке.

Структурное построение пейзажных картин и их размещение с учетом принципов пейзажного разнообразия являются важнейшими методами в творческом процессе формирования художественного образа парка.

Источник

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Юлия Селиванова-Коломоец запись закреплена
Ландшафтный дизайн / Landscape Review

Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении.

Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость во времени.

Маршрут — это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей. Как отмечает Дж. Саймондс, «. объект не может быть охвачен по всей полноте с какой-либо одной точки наблюдения. Он воспринимается скорее посредством потока впечатлений. Находясь в движении, мы видим ряд изображений, сливающихся в одно обширное зрительное осознание какого-либо объекта, пространства или пейзажа».

Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпечаток на облик пейзажа. Так, суточный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный — особенностями фенофаз как отдельных растений, так и пейзажей в целом, возрастной — изменением размеров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой растительности, отдельных пейзажных картин и всего объекта в целом.

Структурную основу парков составляют в первую очередь их пространственные композиции, сформированные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они определенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамблях эти картины сменяются в интервале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом парке или его пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризующий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, поскольку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин. Так, сад Шредера (дендропарк Тимирязевской сельскохозяйственной академии), занимающий площадь около 6 га, и район р. Славянки в Павловском парке, площадь которого составляет 78 га, имеют один средний интервал смены пейзажных картин, равный 20 м. Ритмически чередующиеся пространственные композиции пейзажных картин производят достаточно сильное впечатление. Объекты, построенные на этом принципе, обычно не требуют других декоративных дополнений в виде ярких цветовых эффектов или экзотического ассортимента.

Если размеры парковых объектов невелики и создание сменяющихся обширных пейзажных картин невозможно, в качестве объектов восприятия вводятся композиции меньшего масштаба. При создании таких композиций учитываются цветовые эффекты, декоративные особенности отдельных элементов, чередующиеся на близком расстоянии (цветники; формы крон, фактура стволов, рисунок ветвей, форма и окраска цветков древесных растений; композиции из камней, малые формы, декоративное покрытие и т. д.). Здесь возможно другое ритмическое построение композиций.

Индивидуальность физиономического облика объекта определяется не только ритмом смены пейзажных картин, но и общностью их композиционного замысла.

Выше мы рассмотрели, что парковые пейзажи классифицируются по сложности на простые, сложные и панорамные и включают односхемные и многосхемные композиции. Соотношение этих типов пейзажей в парке, преобладание какого-либо одного, а также определенная схема его построения в сильной степени определяют композиционную цельность объекта. Так, в долине р. Славянки из 52 картин, выявленных на основании визуальной оценки пейзажей, большинство простые и сложные, панорамных очень мало. При этом сложные производят наиболее сильное впечатление и поэтому являются преобладающими. Для района Славянки характерна система пейзажных участков, где доминирует одно из архитектурных сооружений, формирующих облик своего участка (О. Ивановой выделено 6 таких участков). Характер пейзажного разнообразия обусловлен этими архитектурными акцентами, являющимися композиционными узлами, каждый из которых воспринимается на определенном отрезке маршрута. Так, участок Храма дружбы «работает» на отрезке примерной протяженностью в 440 м, Висконтьев мост — 370, Пиль-башня — 310, Новосильвийский мост — 660 м. При этом имеют место тесная связь и соподчинение пейзажных картин в пределах района. Характер этой связи можно представить графически.

Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности. Например, четкая смена впечатлений долины р. Славянки обусловлена не только композиционной завершенностью ее картин, но и замкнутостью общего пространства района, где стена примыкающего леса играет роль фона или кулис в построении пейзажей. Эти кулисы ограничивают видимое пространство и способствуют формированию картин, известным образом замкнутых, предстающих перед посетителем в определенной последовательности. Очередность их смены достаточно выражена. Это положение иллюстрируется на рис. 86, показывающем ритм и вариации пейзажных картин на участке Висконтьева моста (пример чередования пейзажей, построенных «встык»).

I — первое появление моста после паузы, протяженность восприятия картины 6+9= = 15 м (а); II — картины с участием других акцентов (б); III — второе появление моста, протяженность восприятия 16+6=22 м (в); IV — картины с участием других акцентов (г); V — третье появление моста, протяженность восприятия 7+28=35 м (д); VI — вариации пейзажных картин с участием моста, протяженность восприятия 60+25=85 м (е); VII — картины с включением других акцентов; VIII — подход к мосту, протяженность восприятия 21 + 18=39 м; IX — вид с моста.

На обширных открытых пространствах, как правило, пейзажи формируются в виде панорамных картин. При их построении возможно «перехлестывание» воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фрагментов других. Это показано на рисунке.

19-я пейзажная картина включает точки: 120—124, 126, 131, 133, 137, 139 (видна Олений мост и пруд), протяженность восприятия — 51 м; 20-я пейзажная картина включает точки 131, 132, 135, 147, 149, 162, 163—165 (вид на противоположный берег, группы деревьев и мост), протяженность — 98 м;

21-я—136, 138, 141, 142 (вид на воду без моста, ивы), протяженность—12 м; 22-я — 144, 145, 152—155, 158, 160, 161, 166 (ива закрывает мост), протяженность — 64 м; 23-я — 157, 158, 159, 167 (ива на противоположном берегу), протяженность — 45 м.

Общая протяженность «звучания» этих картин на маршруте — 138 м.

Развернутость пейзажей панорамы обусловливает их большую динамичность, т. е. перемещение в процессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Виды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке несколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры одной картины. Подобным образом построены пейзажи района Белой березы в Павловском парке. В пределах обширного открытого пространства этого района одна картина сменяет другую, при этом элементы предыдущей могут оставаться в поле зрения, но их композиционная роль в новой картине существенно меняется. Идет непрерывное чередование простых картин панорамы, а также самих панорам. Разрывы между картинами на маршруте прослеживаются крайне редко.

Таким образом, картины строятся или «встык», как в долине реки Славянки, или «внахлест», как в районе Белой березы. В обоих районах при восприятии пейзажей зрительная композиция соприкасается с музыкальной. Это положение художник Пьетро Гонзаго пытался утвердить в своем теоретическом трактате «Музыка глаз», а также в натуре — при создании пейзажей Павловского парка.

Протяженность «звучания» пейзажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чередования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значительном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры.

Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте носит относительный характер. Подчиняясь правилам музыкальной композиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода небольшая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка. Так, в обширном пространстве Белой березы пауза внешне неярко выражена, пейзажи как будто активны на всем протяжении маршрута. Здесь важна разная сила их «звучания», а незначительные закрытые пространства небольших массивов, изредка примыкающие к маршруту, воспринимаются как пауза. В долине р. Славянки роль паузы выполняют отдельные картины без участия архитектурных сооружений. В саду Шредера пауза выражена четко — это участки массивов, нейтральные по своему характеру, чередующиеся с открытыми пространствами полян.

В парках, где композиция построена на чередовании картин с участием полян, лугов, закрытые пространства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования определяется различными интервалами. Так, Ю. Киричек предлагает проектировать интервалы между парковыми картинами в 6—10 раз больше самих картин.

Анализ чередования пейзажей на маршрутах исторических парков позволил выявить следующий ритм закрытых ( + ) и открытых (—) пространств.

—40 м; +35 м; —50 м; +60 м; —40 м; +150 м; —20 м; +100 м; —60 м; +125 м; —25 м; +220 м; —50 м; +50 м и т. д. Данная композиция построена на четких силуэтах объемов, отражений в воде, строгой направленности обзора, более частой смене картин.

В Екатерининском парке (г. Пушкин) на маршруте вдоль Большого озера построение пространств при больших интервалах имеет более спокойный ритм смен: 920 м — тень, 480 м — свет (11 смен).

В районе Белой березы в Павловском парке на 1525 м Константиновской дороги — 245 м — тень (11 смен), 1280 м — свет (10 смен). Они образуют монументальный пейзаж с включением куртин насаждений.

В лесопарке пейзажное разнообразие носит свой характер. Лесопарк, являясь объектом ландшафтного искусства, в то же время занимает промежуточное положение между лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной характер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуоткрытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений. Однако ориентация только на формирование пейзажных картин в открытых пространствах может привести к серьезным просчетам. Так, в Невском лесопарке (Ленинградская обл.) наряду с высоким качеством пейзажных картин, сформированных на основе полян и водоемов, лесные массивы построены неинтересно. Они трактуются как паузы между картинами открытых пространств, оказавшиеся слишком длительными. Однако лес в данном случае не может служить паузой, он является художественной и территориальной основой лесопарка, поэтому должен быть насыщен своим содержанием, понять которое можно, проанализировав особенности его восприятия.

Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число пространственных композиций меньше и они проще. В восприятие включаются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходимая смена впечатлений, обусловливающая эстетическую ценность массива в целом.

В отличие от парковых пейзажей процесс восприятия пейзажа в лесу в ряде случаев растягивается во времени (одни замечают его раньше, другие — позже) и в пространстве, т. е. точки восприятия не совпадают на линии маршрута. Протяженность пути, на котором все участки включаются в процесс восприятия данного пейзажа, колеблется от 20 до 100 м и составляет в среднем 20—50 м.

Смена участков с различными таксационными показателями не всегда обусловливает смену впечатлений. Основными являются собственно древостой, его возраст, а также пространственная структура насаждений. При этом выраженность этих показателей должна быть достаточно контрастной. Например, смена хвойных и лиственных, открытых и закрытых пространств и т. д. Вместе с этим, несмотря на таксационную однородность картины лесного пейзажа, смена впечатлений в ее пределах может быть многократной. Человек, реагируя на наиболее яркие сочетания природных элементов, часто пропускает различия, отмечаемые таксатором. Эти природные элементы выступают в качестве акцентов, обусловливающих пейзажное разнообразие, и их ценность зависит от того, насколько они выделяются в окружающем массиве. В их числе: световые окна в массиве; освещенные солнцем просеки; группы деревьев, отличающиеся от остального массива породным составом, размещением в пространстве или размерами; отдельные крупные экземпляры деревьев или интересные экземпляры подлеска; цветовые пятна почвопокровных растений; перепад рельефа, а также сама дорога как часть пейзажа.

Таким образом, пейзажное разнообразие в лесу обусловлено показателями двух порядков: общего и частного. В первую группу входят насаждения, характеризующиеся составом, возрастом и пространственной структурой. Они являются основными крупномасштабными показателями и выполняют роль фона, на котором идет восприятие акцентов леса, составляющих вторую группу и находящихся как бы внутри первой.

Поскольку пейзажи в лесу специально не организованы, ритм их восприятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зависят от эстетической ценности массива и индивидуальной реакции наблюдателя. Они составляют в среднем 50—150 м, что существенно превышает средние расстояния чередования пейзажей в парке.

Структурное построение пейзажных картин и их размещение с учетом принципов пейзажного разнообразия являются важнейшими методами в творческом процессе формирования художественного образа парка.

Источник

ПЕЙЗАЖНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении.

Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость по времени.

Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности.

На обширных открытых пространствах, как правило, пейзажи формируются в виде панорамных картин. При их построении возможно перехлестывание воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фрагментов других.

Развернутость пейзажей панорамы обусловливает их большую динамичность, т. е. перемещение в процессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Виды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке несколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры одной картины.

Протяженность звучания пейзажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чередования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значительном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры.

Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте носит относительный характер. Подчиняясь правилам музыкальной композиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода небольшая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка.

В парках, где композиция построена на чередовании картин с участием полян, лугов, закрытые пространства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования определяется различными интервалами. Так, Ю. Киричек предлагает проектировать интервалы между парковыми картинами в 5-10 раз больше самих картин.

В лесопарке пейзажное разнообразие носит свой характер. Лесопарк, являясь объектом ландшафтного искусства, в то же время занимает промежуточное положение между лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной характер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуоткрытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений. Однако ориентация только на формирование пейзажных картин в открытых пространствах может привести к серьезным просчетам.

Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число пространственных композиций меньше и Они проще. В восприятие включаются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходимая смена впечатлений, обусловливающая эстетическую ценность массива в целом.

Поскольку пейзажи в лесу специально не организованы, ритм их восприятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зависят от эстетической ценности массива и индивидуальной реакции наблюдателя. Они составляют в среднем 50-150 м, что существенно превышает средние расстояния чередования пейзажей в парке.

Структурное построение пейзажных картин и их размещение с учетом принципов пейзажного разнообразия являются важнейшими методами в творческом процессе формирования художественного образа парка.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав

Источник

Лекция 22. ПЕЙЗАЖНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Под пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, вос­принимаемых при движении.

Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парко­вых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость во времени.

Маршрут — это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей. Как отмечает Дж. Сай-мондс, «. объект не может быть ох­вачен по всей полноте с какой-либо одной точки наблюдения. Он воспри­нимается скорее посредством потока впечатлений. Находясь в движении, мы видим ряд изображений, сливаю­щихся в одно обширное зрительное осознание какого-либо объекта, про­странства или пейзажа» [35].

Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различ­ными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпе­чаток на облик пейзажа. Так, суточ­ный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный — особенностями фенофаз как отдель­ных растений, так и пейзажей в це­лом, возрастной — изменением раз­меров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой раститель­ности, отдельных пейзажных кар­тин и всего объекта в целом.

Структурную основу парков со­ставляют в первую очередь их прост­ранственные композиции, сформи­рованные в пейзажные картины. «Нанизанные» на маршрут, они оп­ределенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. В организованных парковых ансамб­лях эти картины сменяются в интер­вале, составляющем в среднем 20, 30, 50 м. В каждом парке или его пейзажном районе преобладает один из этих интервалов, характеризую­щий ритм смены впечатлений. Он не зависит от размера парка, посколь­ку определяется необходимыми параметрами пейзажных картин. Так, сад Шредера (дендропарк Ти­мирязевской сельскохозяйственной академии), занимающий площадь около 6 га, и район р. Славянки в Павловском парке, площадь кото­рого составляет 78 га, имеют один средний интервал смены пейзажных картин, равный 20 м. Ритмически чередующиеся пространственные композиции пейзажных картин про­изводят достаточно сильное впечат­ление. Объекты, построенные на этом принципе, обычно не требуют других декоративных дополнений в виде ярких цветовых эффектов или экзо­тического ассортимента.

Если размеры парковых объектов невелики и создание сменяющихся обширных пейзажных картин невоз­можно, в качестве объектов воспри­ятия вводятся композиции меньшего масштаба. При создании таких ком­позиций учитываются цветовые эф­фекты, декоративные особенности отдельных элементов, чередующиеся на близком расстоянии (цветники; формы крон, фактура стволов, рисунок ветвей, форма и окраска цветков древесных растений; композиции из камней, малые формы, декоратив­ное покрытие и т. д.). Здесь возмож­но другое ритмическое построение композиций.

Индивидуальность физиономиче­ского облика объекта определяется не только ритмом смены пейзажных картин, но и общностью их компози­ционного замысла.

Выше мы рассмотрели, что парко­вые пейзажи классифицируются по сложности на простые, сложные и па­норамные и включают односхемные и многосхемные композиции. Со­отношение этих типов пейзажей в парке, преобладание какого-либо од­ного, а также определенная схема его построения в сильной степени определяют композиционную цель­ность объекта. Так, в долине р. Сла­вянки из 52 картин, выявленных на основании визуальной оценки пейза­жей, большинство простые и слож­ные, панорамных очень мало. При этом сложные производят наиболее сильное впечатление и поэтому яв­ляются преобладающими. Для райо­на Славянки характерна система пейзажных участков, где доминиру­ет одно из архитектурных сооруже­ний, формирующих облик своего участка (О. Ивановой выделено 6 та­ких участков). Характер пейзажного разнообразия обусловлен этими ар­хитектурными акцентами, являющи­мися композиционными узлами, ка­ждый из которых воспринимается на определенном отрезке маршрута. Так, участок Храма дружбы «рабо­тает» на отрезке примерной протя­женностью в 440 м, Висконтьев мост — 370, Пиль-башня — 310, Новосильвийский мост — 660 м. При этом имеют место тесная связь и со­подчинение пейзажных картин в пре­делах района. Характер этой связи можно представить графически.

Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности. Например, четкая смена впечатле­ний долины р. Славянки обусловле­на не только композиционной завер­шенностью ее картин, но и замкну­тостью общего пространства райо­на, где стена примыкающего леса играет роль фона или кулис в постро­ении пейзажей. Эти кулисы ограни­чивают видимое пространство и спо­собствуют формированию картин, известным образом замкнутых, пред­стающих перед посетителем в опре­деленной последовательности. Оче­редность их смены достаточно выра­жена. Это положение иллюстрирует­ся на рис. 86, показывающем ритм и вариации пейзажных картин на участке Висконтьева моста (пример чередования пейзажей, построен­ных «встык»).

I — первое появление моста после паузы, протяженность восприятия картины 6 +-9== = 15 м (а); II — картины с участием других акцентов (б); III — второе появление моста, протяженность восприятия 16+6=22 м (в);

IV — картины с участием других акцентов (г);

V — третье появление моста, протяженность восприятия 7+28=35 м (d); VI — вариации пейзажных картин с участием моста, протя­женность восприятия 60+25=85 м (е)\ VII — картины с включением других акцен­тов; VIII — подход к мосту, протяженность восприятия 21 + 18=39 м; IX — вид с моста.

На обширных открытых простран­ствах, как правило, пейзажи фор­мируются в виде панорамных кар­тин. При их построении возможно «перехлестывание» воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фраг­ментов других. Это показано на рис. 87.

19-я пейзажная картина включает точки: 120—124, 126, 131, 133, 137, 139 (вид на Оле­ний мост и пруд), протяженность восприя­тия — 51 м; 20-я пейзажная картина включает точки 131, 132, 135, 147, 149, 162, 163—165 (вид на противоположный берег, группы де­ревьев и мост), протяженность — 98 м;

21-я— 136, 138, 141, 142 (вид на воду без моста, ивы), протяженность—12 м; 22-я — 144, 145, 152—155, 158, 160, 161, 166 (ива закрывает мост), протяженность — 64 м; 23-я — 157, 158, 159, 167 (ива на противопо­ложном берегу), протяженность — 45 м.

Общая протяженность «звучания» этих картин на маршруте— 138 м.

Развернутость пейзажей панора­мы обусловливает их большую ди­намичность, т. е. перемещение в про­цессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Ви­ды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке не­сколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры од­ной картины. Подобным образом построены пейзажи района Белой березы в Павловском парке. В пре­делах обширного открытого прост­ранства этого района одна картина сменяет другую, при этом элементы предыдущей могут оставаться в поле зрения, но их композиционная роль в новой картине существенно меня­ется. Идет непрерывное чередование простых картин панорамы, а также самих панорам. Разрывы между кар­тинами на маршруте прослеживают­ся крайне редко.

Таким образом, картины строятся или «встык», как в долине реки Славянки, или «внахлест», как в рай­оне Белой березы. В обоих районах при восприятии пейзажей зритель­ная композиция соприкасается с му­зыкальной. Это положение худож­ник Пьетро Гонзаго пытался утвер­дить в своем теоретическом тракта­те «Музыка глаз», а также в нату­ре — при создании пейзажей Пав­ловского парка.

Протяженность «звучания» пей­зажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чере­дования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значи­тельном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры.

Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте но­сит относительный характер. Под­чиняясь правилам музыкальной ком­позиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода не­большая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка. Так, в обширном пространстве Белой бе­резы пауза внешне неярко выражена, пейзажи как будто активны на всем протяжении маршрута. Здесь важна разная сила их «звучания», а незна­чительные закрытые пространства небольших массивов, изредка примы­кающие к маршруту, воспринима­ются как пауза. В долине р. Славян­ки роль паузы выполняют отдельные картины без участия архитектурных сооружений. В саду Шредера пауза выражена четко — это участки мас­сивов, нейтральные по своему харак­теру, чередующиеся с открытыми пространствами полян.

В парках, где композиция постро­ена на чередовании картин с уча­стием полян, лугов, закрытые прост­ранства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования оп­ределяется различными интервала­ми. Так, Ю. Киричек предлагает про­ектировать интервалы между парко­выми картинами в 6—10 раз больше самих картин.

Анализ чередования пейзажей на маршрутах исторических парков по­зволил выявить следующий ритм за­крытых ( + ) и открытых (—) прост­ранств.

Приоратский парк (Гатчина): +440 м; —50 м; +120 м; —50 м; +480 м; —50 м; +370 м и т. д. В Дворцовом районе Гатчинского парка (от Острова любви до Малого белого озера длина маршрута 1500 м) наблюдается следующий ритм чередования пространств: — 10 м; +50 м; —50 м; +50 м;

—40 м; +35 м; —50 м; +60 м; —40 м; +150 м; —20 м; +100 м; —60 м; +125 м; —25 м; +220 м; —50 м; +50 м и т. д. Данная ком­позиция построена на четких силуэ­тах объемов, отражений в воде, стро­гой направленности обзора, более ча­стой смене картин.

В Екатерининском парке (г. Пуш­кин) на маршруте вдоль Большого озера построение пространств при больших интервалах имеет более спо­койный ритм смен: 920 м — тень, 480 м — свет (11 смен).

В районе Белой березы в Павлов­ском парке на 1525 м Константиновской дороги — 245 м — тень (11 смен), 1280 м — свет (10 смен). Они образуют монументальный пейзаж с включением куртин насаждений.

В лесопарке пейзажное разно­образие носит свой характер. Лесо­парк, являясь объектом ландшафт­ного искусства, в то же время зани­мает промежуточное положение ме­жду лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной харак­тер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуот­крытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разно­образие, обеспечивающее необходи­мую смену впечатлений. Однако ори­ентация только на формирование пейзажных картин в открытых прост­ранствах может привести к серьез­ным просчетам. Так, в Невском лесо­парке (Ленинградская обл.) наряду с высоким качеством пейзажных картин, сформированных на основе полян и водоемов, лесные массивы построены неинтересно. Они трак­туются как паузы между картинами открытых пространств, оказавшиеся слишком длительными. Однако лес в данном случае не может служить паузой, он является художественной и территориальной основой лесопар­ка, поэтому должен быть насыщен своим содержанием, понять которое можно, проанализировав особенно­сти его восприятия.

Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число прост­ранственных композиций меньше и они проще. В восприятие включа­ются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходи­мая смена впечатлений, обусловли­вающая эстетическую ценность мас­сива в целом.

В отличие от парковых пейзажей процесс восприятия пейзажа в лесу в ряде случаев растягивается во вре­мени (одни замечают его раньше, другие — позже) и в пространстве, т. е. точки восприятия не совпадают на линии маршрута. Протяженность пути, на котором все участки включа­ются в процесс восприятия данного пейзажа, колеблется от 20 до 100 м и составляет в среднем 20—50 м.

Смена участков с различными таксационными показателями не всегда обусловливает смену впечат­лений. Основными являются собст­венно древостой, его возраст, а так­же пространственная структура на­саждений. При этом выраженность этих показателей должна быть достаточно контрастной. Например, смена хвойных и лиственных, открытых и закрытых пространств и т. д. Вме­сте с этим, несмотря на таксацион­ную однородность картины лесного пейзажа, смена впечатлений в ее пределах может быть многократной. Человек, реагируя на наиболее яр­кие сочетания природных элементов, часто пропускает различия, отмечае­мые таксатором. Эти природные эле­менты выступают в качестве акцен­тов, обусловливающих пейзажное разнообразие, и их ценность зависит от того, насколько они выделяются в окружающем массиве. В их числе: световые окна в массиве; освещен­ные солнцем просеки; группы деревь­ев, отличающиеся от остального мас­сива породным составом, размеще­нием в пространстве или размерами; отдельные крупные экземпляры де­ревьев или интересные экземпляры подлеска; цветовые пятна почвопокровных растений; перепад рельефа, а также сама дорога как часть пей­зажа.

Таким образом, пейзажное разнообразие в лесу обусловлено показа­телями двух порядков: общего и ча­стного. В первую группу входят на­саждения, характеризующиеся со­ставом, возрастом и пространствен­ной структурой. Они являются ос­новными крупномасштабными пока­зателями и выполняют роль фона, на котором идет восприятие акцентов леса, составляющих вторую группу и находящихся как бы внутри пер­вой.

Поскольку пейзажи в лесу специ­ально не организованы, ритм их вос­приятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зави­сят от эстетической ценности масси­ва и индивидуальной реакции наблю­дателя. Они составляют в среднем 50—150 м, что существенно превы­шает средние расстояния чередова­ния пейзажей в парке.

Структурное построение пейзаж­ных картин и их размещение с уче­том принципов пейзажного разно­образия являются важнейшими ме­тодами в творческом процессе фор­мирования художественного образа парка.

Источник

Пейзаж, как жанр живописи, его разновидности и характер

Пейзажем называется один из жанров художественного творчества, а также произведения этого жанра, где основным героем картины является первозданная природа или природные ландшафты, преображенные человеком.

Представление о пейзаже, которое актуально на сегодняшний день, формировалось не в одночасье. Для этого потребовался длительный временной период, в течение которого развивались и усовершенствовались художественные приемы и техники.

Ключевыми понятиями данного жанра являются понятия передачи света, воздушной среды, передачи состояния атмосферы, а также теория построения перспективы.

В пейзаже художник старается отразить реальные городские ландшафты, виды зданий и различных сооружений, сельскохозяйственные угодья, морские просторы. Эти виды могут быть восстановленными по памяти, нарисованными с натуры или полностью выдуманными.

Пейзаж может выступать не как самостоятельный жанр, а как отдельный прием в любом другом жанре живописи, графики или декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до наших дней труды великих мастеров представляют особую ценность, как культурную, так и историческую.

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Дело в том, что художник при написании картины изначально вкладывает в нее свое отношение, видение мира, настроение. По тональности пейзажа мы можем судить, как общество того времени относилось к тем местам, где люди жили, работали, отдыхали.

Таким образом, картины с изображением природных ландшафтов наделены эмоциональным содержанием.

Тот факт, что пейзаж отображает виды природы, не исключает появления на картинах людей или животных. Но они никогда не играют ключевой роли, оставаясь на втором плане. Природу рисовали во все времена, однако до 16 века она не была центром картины. Скорее, природа выступала неким дополнением в описании исторических событий, образов. Словом, она служила фоном.

В живописи пейзаж весьма многогранен. Этот жанр стал основой для многих мировых шедевров. Многие художники предпочитают переносить на холст природные стихии, грозы, космическое пространство, леса, реки. Временных ограничений нет, то есть, картины могут уносить зрителя, как в прошлое, так и в будущее. Сюжетная линия может переносить во времени или же просто отражать общий настрой.

Картины, которые приобрели мировую известность, оцениваются миллионами долларов. Такие художники, как Уильям Тернер, Исаак Левитан, Иван Айвазовский по праву считаются элитой среди живописцев.

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Удивительно, но еще несколько веков назад пейзаж, как жанр, не вызывал особого интереса у художников. Причиной тому был нераскрытый потенциал изображения ландшафта.

История пейзажа

Изображение природы встречаются еще в работах древних художников. Такие элементы, как земная поверхность, небосвод, небесные светила присутствуют в картинах, созданных в эпоху неолита. Отдельные элементы пейзажа можно встретить в наскальной живописи. Изображения элементов природы было весьма условным. Огромное влияние на изобразительное искусство оказала культура Древнего Востока.

На рельефных фресках и расписных вазах изображались повествовательные картины о ведении быта, об охоте, ловле рыбы или сцены милитаристического характера. Искусство Древнего Египта эпохи Нового царства, приходящейся на период 1550 – 1069 гг. до н.э., изобилует пейзажами. Лейтмотивом всех зарисовок является идея о единении человека и природы.

Искусство античного Средиземноморья богато примерами использования пейзажных мотивов в росписи патрицианских домов.

В пейзажах, которые пришли к нам из Древней Греции, можно отметить, что присутствие людей является обязательным фактом.

Древнеримский пейзаж считается более совершенным, так как в нем присутствует перспектива. Природа же выступает в качестве повседневной среды обитания человека и богов.

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

В Европе пейзаж – способ указания места, где разворачиваются те или иные события. По картинам художников можно судить о мировоззрении и миропонимании того времени.

Культура мусульманского Востока периода средневековья до нас дошла в «усеченном» виде. Сказалось влияние на нее греческих и эллинистических культур. Но уже из имеющихся материалов можно сделать вывод о том, что пейзажи в восточных картинах встречались крайне редко.

Жанр в Индонезии и Индокитае в то время уже процветал, так как неописуемую эмоциональную силу ему придавали изображения тропических рельефов.

В живописи средневекового Китая пейзаж выступает, как не зависящий от человека жанр. Способствовало обособлению то, что обновляющаяся природа наглядно показывает выполнение основного философского закона Дао.

Основной его посыл о предпочтительных вариантах развития событий прослеживается в каждой картине.

Важное отличие китайского пейзажа состоит в том, что он может служить иллюстрацией к стихам, говорящим о возвышенности духовности.

Благодаря тому, что такие пейзажи содержат огромное количество горных видов, они кажутся бесконечными. Особую глубину картинам придает водная гладь и дымка.

В истории пейзажа есть один любопытный период. В эпоху средневековья сменяются идеалы, воодушевляющие художников. На место радости бытия, правдивости и телесности пришли религиозные нотки.

Живопись должна была воздействовать на человека, как некая проповедь. Из нее на достаточно продолжительное время исчезает пейзаж полностью. Даже иконописцы отображают природу схематично, и то только тогда, когда в этом возникает острая необходимость.

Но все меняется с эпохи раннего Возрождения. Гармония человека и природы – основное стремление живописцев.

В искусстве Западной Европы с XII по XV вв. пейзажные фоны были неотъемлемой частью любого произведения. Отдельные фрагменты незамысловатых фонов образовывали задний план. Отдельный интерес пейзаж стал вызывать у художников эпохи Возрождения. Привлекала внимание сама натура, запечатленная быстрыми набросками и этюдами.

Приверженцы эпохи итальянского кватроченто разработали основные принципы построения пейзажа в перспективе. Постепенно природа играет доминирующую роль в картине, становясь, таким образом, главенствующим персонажем и выходя на первый план. Итальянские художники старались подчеркнуть единое начало природы и человека, вписывая в пейзажи изображение Святых. Отдельно стал развиваться и городской пейзаж, подчеркивая самобытность архитектурной среды.

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Важность пейзажных мотивов усилилась в эпоху чинквеченто, которая начинается примерно с XVI века. В этот период идет активный поиск новых возможностей, видов, перспективы для подачи зрителю красоты окружающего мира. Теперь пейзаж предстает не второстепенным, а ключевым элементом картины.

Ярким тому примером служит портрет Моны Лизы, которые написал знаменитый Леонардо.

Фоновый пейзаж на этой картине по своей значимости не уступает главному персонажу. Благодаря всемирно известному шедевру, диаметрально изменился социальный статус художника. Если изначально он относился к низшему сословию, то впоследствии превратился в социокультурный идеал, так как реализовал в своих картинах основные культурные ценности и идеи.

Мастера Венецианской школы внесли огромный вклад в становление пейзажного жанра. В картинах Джорджоне природа выступает в роли главного персонажа. В картине «Буря» она однозначно передает чувства и настроения. А в работе Тициана «Бегство в Египет» природа, изображенная на заднем плане, доминирует над сценами переднего плана.

Эти тенденции были воплощены в работах ученика Тициана, испанского мастера Эль Греко, автора картины «Вид Толедо».

В странах северной Европы с 16 века пейзаж также начинает обосабливаться, как жанр. Многие художники голландской школы выделяют образ природы в качестве ключевого элемента своих картин.

Голландские пейзажи характерны приглушенным колоритом, который формируется из светло-серебристых, коричневых и оливково-ох-ристых оттенков. Именно эти цвета считаются максимально приближенными к естественным тонам природы. В Германии пейзаж встречается с начала 16 века в работах мастеров Дунайской школы.

Последующее развитие пейзажной живописи происходило под влиянием реалистического искусства Италии, Франции и Испании. Картины Диего Веласкеса представляли собой пленэрные пейзажи. Художник в точности передает сочную свежесть зелени, игру света и тени, прочие оттенки.

XVII век вошел в историю искусства, как эра классицизма. Природа получает рациональное толкование с позиции разума. Она представляется в виде гармонии. В лексиконе художников появляется новый термин «идиллический пейзаж». Мастера эпохи барокко старались передать природу, как нечто, ведущее «бурную жизнь», и пребывающее в постоянной динамике. Для них характерны пейзажи, в которых утверждается радость бытия (пример – картина Питера Пауля Рубенса «Пейзаж с радугой»).

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

В начале XVIII века начинает развиваться архитектурный пейзаж, хотя его элементы достаточно широко применялись в искусстве Средневековья.

Огромный вклад в развитие нового поджанра внесли представители венецианской школы.

Во второй половине столетия акцент пейзажной живописи делается на эстетику естественной натуры. Многие картины эпохи Просвещения наполнены яркими зрительными эффектами. Особенный восторг вызывают морские пейзажи.

Так, к примеру, живопись Жозефа Верне оказала непосредственное влияние на течение романтического направления, которое стало развиваться в начале XIX века в Европе и Америке.

Французские пейзажисты уделяли внимание красоте сельской природы. К знаменитым представителям барбизонской школы относятся такие мастера, как Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро. Работы Камиля Коро были выполнены в духе импрессионизма. Именно его считали своим предшественником Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро и другие импрессионисты. Когда же наступила эпоха импрессионизма, традиции пейзажной живописи продолжили Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Синьяк.

К началу XX века элементы пейзажной живописи были востребованы в самых различных художественных направлениях. Интересовал пейзажный жанр даже кубистов и сюрреалистов. Если первые рисовали пейзажи в характерном для них стиле – при помощи простейших геометрических фигур, то вторые наполняли картины абстракцией и аллюзией.

Ярким представителем кубистов считается французский и испанский художник Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Течение сюрреалистов представлял Сальвадор Дали.

Пейзаж в русском искусстве переживает этап своего становления в конце XVIII века. Основоположником пейзажного жанра по праву принято считать Семена Щедрина. Его работы оставались преданными стилистическим канонам классицизма, включающим в себя трехплановое распределение цвета, использование кулис и заглаженной фактуре письма в композициях. Его картины уже существенно отличались от тех зарисовок природы, которые существовали в более раннюю эпоху.

Пейзаж стал более разнообразным. Он содержит контрастные яркие оттенки. Гармонично сочетаются предметы на заднем и переднем плане. Зелено-голубые просторы придают картине некую воздушность.

Русская пейзажная живопись конца 19 века характерна многообразием направлений. В творчестве Ивана Шишкина и Виктора Васнецова были реализованы повествовательно-художественные замыслы.

Ряд русских живописцев направили свою деятельность на поиски обобщенного образа пейзажа. К ним относят Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Примерно в это же время становится популярной пленэрная живопись.

Появление лирического пейзажа, как особой эстетической концепции восприятия природы, произошло, благодаря особенностям импрессионизма. Традиционно считается, что пика популярности пейзажная живопись достигла в работах Исаака Левитана. Его картины называют щемящими «пейзажами настроения». На большинстве его картин изображен Плес на Волге и его виды.

Разновидности пейзажей

Многообразие искусства объясняется многоликостью самой природы. Основными объектами пейзажной живописи становятся реки, горы, леса, водопады, небо, луга, улицы городов.

Начиная с XX века, в пейзаже появляется даже космическая тематика. Такое многообразие тем подтолкнуло искусствоведов на то, чтобы определить поджанры пейзажа, то есть, выделить его виды.

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Стоит вернуться к городскому пейзажу, так как его разнообразие привело к тому, что он подвергается более четкому делению.

Как ни странно, но между приведенными ниже подвидами городского пейзажа есть вполне ощутимая разница, поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.

Отдельным поджанром выступают картины, на которых изображено небо. Сформировалось целое течение художников-пейзажистов, специализировавшихся на таких пейзажах.

Основоположником этого течения считается Уильям Тернер. Его также называют художником «воздуха и света». Анималист Ив Кляйн считал, что синий цвет отражает ассоциацию с безграничным небом. Его картина «IKB» представляет собой синий монохромный прямоугольник.

Классификация видов пейзажей может основываться и на делении сюжетов по временам года. В такой интерпретации отличают зимние, весенние, летние и осенние пейзажи. В делении по времени суток бывают утренние, вечерние, дневные и ночные пейзажи. Отдельной категорией выступают картины, в которых природные явления украшены метафорически: жаркий полдень, освежающий ливень, таинственная ночь.

Следует понимать, что приведенные выше примеры классификации не являются официальными.

Разделение работ по направлениям носит исключительно условный характер.

Характер пейзажа

Виды пейзажа, основанные на характере его жанра, позволяют в большей степени прочувствовать общий посыл художника, определить его взгляды и «поймать» настроение.

Выделяют следующие характеры пейзажа:

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Инструменты, материалы и техники

Приобретать особые инструменты при работе над пейзажем не придется. Чаще всего используется бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, чернила, фломастеры и перо. Но при этом каждый из перечисленных инструментов способен создать тот или иной оттенок на рисунке, если его использовать в конкретной технике, а так же на конкретной основе.

В зависимости от того, будет ли рисунок формироваться на гладкой или шероховатой бумаге, на льняной или обычной цветной бумаге, результат будет различным.

Одна из техник выполняется простым карандашом твердостью Н, В, 2В на зернистой бумаге. Карандаш – достаточно распространенный инструмент в рисовании, использующийся в любом жанре изобразительного искусства. В создании пейзажа при помощи карандаша можно добиться повышенной экспрессивности, дать картине жизненность.

В то же время, техника рисования остается тривиальной. Карандашом создаются детализированные объекты или целые этюды. Для создания черновых эскизов желательно выбирать карандаши с тонким грифелем.

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Естественно, начинающий художник должен сначала познакомиться с маркировкой грифелей по твердости.

Следующая техника подразумевает использование пера и туши на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо туши задействуют обычную шариковую ручку. Этому не стоит удивляться, так как художники часто прибегают к использованию чернил вместо красок. Бамбуковыми или птичьими перьями создают интересные визуальные эффекты.

Если необходимо создать плавный переход тонов, то сделать его можно с помощью небольшой губки или кусочка поролона.

Насыщенность тонов меняется методом перекрещивания линий, расположенных близко друг к другу.

Важно выбрать гладкую бумагу или картон, который плохо впитывает влагу. Только в этом случае чернила можно будет перемещать целыми слоями.

Использование прессованного угля по зернистой бумаге составляет основу еще одной техники рисования пейзажа. Углем очень удобно создавать пейзажные этюды, так как при умелом обращении художник получает гамму оттенков, от светло-серого до черного.

Детали при этом получаются четкими и хорошо прорисованными. Дозировка угля зависит от фрагмента пейзажа. Именно в этом жанре изобразительного искусства уголь, как универсальный инструмент, полностью раскрывает себя, создавая не только четкие очертания, но и легкие размытости.

Для работы в помещении берут древесный уголь. Для пленэрного пейзажа больше подойдет прессованный уголь. Затемнение или осветление линий, сделанных углем, производится элементарным затиранием пальцем, ластиком или хлебным мякишем.

Наибольшей популярностью пользуется техника с применением акварели и чернил. Рисунок формируется на бумаге средней плотности.

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Художник должен уметь работать с кистью, а также знать теорию восприятия и передачи цвета. При создании легких этюдов на пленэре пользуются цветными карандашами с водорастворимыми грифелями. Они легко размываются, если провести по ним увлажненной кистью.

При этом желательно отдавать предпочтение бумаге с картонной основой, чтобы от влажности не деформировалась поверхность рисунка.

Пейзаж в современном искусстве

Как и в живописи, пейзаж в фотографии сегодня является обособленным жанром, в котором основным объектом является природа. Он также делится на подвиды, но особой категорией выступает городской и индустриальный пейзаж.

Пейзажная фотография – далеко не самый простой вид творчества. Фотограф, как и художник, должен «поймать» такой вид и ракурс, чтобы раскрыть гармоничное сочетание всех элементов композиции.

Пейзаж в керамике – это не просто вид художественного творчества. Сегодня это одно из популярных течений, к которому присоединяются многие представителя популярных художественных школ. В этом направлении работают и художники-керамисты.

Пейзаж на керамическом панно или на декоративной тарелке является настоящим шедевром декоративно-прикладного творчества. Работа керамиста считается более сложной, чем работа художника. Картина формируется послойно, так как она отличается рельефностью.

На основная сложность состоит в том, что краски в процессе обжига меняют свои оттенки, поэтому мастер должен так подобрать их состав, чтобы получилась реальная картина.

Современный пейзаж – это спектр творческих решений, начинающихся гиперреалистичными фотокомпозициями и заканчивающихся навеянными импрессионизмом шедеврами. Широкий выбор современных материалов и инструментов позволяет художникам работать буквально «на ходу».

Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Смотреть картинку Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Картинка про Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика. Фото Чем кроме ритма смены пейзажных картин определяется индивидуальность физиономического облика

Такие произведения ценятся за естественную передачу природной красоты. Сегодня с работами талантливых мастеров можно познакомиться не только на выставках, но и в онлайн-галереях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *