Чем крыли крыши в старину на руси
Чем крыли крыши в старину на Руси
8 (903) 899-98-51
8 (930) 385-49-16
Кровля на сруб в старину
Поскольку на нашем сайте рассказывается всё о деревянном домостроении, то на этой странице мы подробнее рассмотрим древнейшие типы кровли для срубовых строений. Потому что в древней Руси, в виду климатических особенностей, существовали разные традиции и архитектурные принципы: на юге России и Малороссии – одни, т.к. там были места бедные лесом, в-основном, лесостепи и степи. На севере и северо-западе, где леса было много и он был весьма разнообразен, традиции деревянного домостроения имели глубокие корни, уходящие в такую древность, о которой не осталось упоминаний даже в летописях.
Образно разделяя территорию древней Руси на «юг» и «север», за «нулевую» точку отсчета берется современная Москва. Все, что выше по глобусу от Москвы – это «север», а ниже – «юг». Самые южные земли России – это Малороссия (Галицкое, Киевское и Переяславское княжества), а самые северные – территории Новгородских и Владимиро-Суздальских земель.
Богатые традиции деревянного зодчества основывались именно на территориях Новгородских и Владимиро-Суздальских земель, а позднее и севернее, вплоть до Архангельска. Эти традиции складывались с незапамятных времен, а потом развивались, обогащались, дополнялись новыми знаниями, заимствовались у соседей. На основы древних традиций и правил, заложенных много веков назад, опирается и современное деревянное домостроение. Во многом современные плотники используют наработки из опыта предков при работе с деревом.
В старину же использовались стройматериалы только из натурального сырья. Кровля изготавливалась из подножного материала или из того, из чего строился и сам дом.
На юге, в лесостепных и степных зонах чаще возводились жилища крестьян из мазанок, состоящих из соломы и глины, реже срубы. В виде кровли там использовались солома и камыш.
Собственно говоря, опытный глаз сразу определяет, где сруб, возведенный по северным традициям, а где по южным. Если это простой сруб, накрытый четырехскатной (вальмовой) крышей из соломы или тростника – это жилище крестьянина южных губерний России.
Если вы увидите избу даже простого крестьянина, усложненного разными архитектурными дополнениями с крыльцом, сенями, пристройками, с двухскатной крышей с деревянными фронтонами (самцами) под деревянной кровлей, то это, несомненно, жилище крестьянина средней полосы России или северной. Чем севернее постройка, тем больше в этой местности леса, тем сложнее деревянная архитектура сел и деревень.
Нас интересует, чем крыли крыши в старину в традиционных местах деревянного зодчества. А там использовали древесину, т.е. тот же материал, из которого строили дом, только в другой модификации: тес, лемех и гонт (дранка). Солома использовалась только в крайних случаях или в очень бедных семьях, реже для помещений для скота, ибо даже сараи у добрых и неленивых хозяев накрывались добротной древесиной.
Тесовые и гонтовые крыши в деревянном домостроении известны с незапамятных времен, ибо по воспоминаниям историков с позапрошлых веков, «чешуей из гонта» крылись еще капища древних славян – храмы язычников до принятия христианства на Руси. Таким образом, уже 1000 лет назад древние зодчие умели изготавливать кровельный материал в виде тесанных топором досок.
Языческие храмы у наших предков именовались контынами (в ед. ч. контЫна), они имели богатые архитектурные традиции, которые впоследствии уничтожались под корень вводимой новой религией – христианством. Но новой идеологии все же не удалось до конца стереть из народной памяти древнейшие традиции деревянного домостроения и христианские церкви первоначально возводились во многом повторяя архитектуру языческих контын, лишь со временем, постепенно и позднее, обогащаясь и дополняясь византийскими традициями форм традиционных христианских храмов. Но это отдельный разговор. Здесь только стоит отметить, что уже 1000 лет назад нашим предкам были известны технологии изготовления деревянной кровли для зданий.
Избы простых крестьян чаще всего покрывались гонтом, который в северных регионах, в том числе, и в Костромской области, назывался дранкой. Гонт (или дранка) – это деревянные дощечки, которые изготавливались и вручную, когда раскалывали топором бревно на части – не с торца, а с боков, разделяя на небольшие фрагменты, а потом стесывали поверхность для сглаживания, и на станке.
У одного из наших плотников «Чухломской усадьбы» в дедовском доме на чердаке сохранился этот раритет – станок для изготовления дранки. Дед плотника тоже был плотником и крыл свой дом дранкой, изготовляя на этом станке кровлю. Дедовский дом стоит с 19 века, где впоследствии отец нашего строителя сменил дранку, когда истек срок ее годности, на более удобный в работе шифер, но старые дедовские инструменты выкидывать не стал, а просто убрал его на чердак – «мало ли, может пригодиться потомкам. ».
Сегодня этот «артефакт» может быть только экспонатом для музея, но у наших плотников он вызвал и профессиональный интерес. Работа наших дедов вызывает уважение: все-таки, это кропотливый труд – изготовление деревянной кровли, дранки.
Для изготовления дранки подбиралось специально дерево. На севере это были, чаще всего, сосна и ель – самые распространенные, смолистые сорта дерева, наиболее доступные и удобные в работе. Лиственница использовалась реже – с ней тяжелее работать, она плотнее и тяжелее, хоть и более устойчива к влаге, чем вышеуказанные сорта хвойных.
Если какой-то участок кровли в процессе эксплуатации преждевременно приходил в негодность, то его удобно было заменить на новые деревянные пластины, без капитальной смены кровли на всей постройке.
Родственным по технологии изготовления и монтажа дранки был лемех, который тоже состоит из пластин, но с более художественным оформлением – с фигурными и резными краями, которые выступали из-под верхнего ряда кровли, расположенной внахлест друг на друга по всей площади кровли.
Лемехом крыли кровли деревянных церквей и терема бояр и купцов. Удобство работы с лемехом заключается в том, что его удобно укладывать на сложные, куполообразные, бочкообразные и шатровые крыши. Таким образом, здания приобретали неповторимый древнерусский стиль с типичным только для Руси колоритом деревянной архитектуры.
Тес в деревянной архитектуре использовался повсеместно: и для простых крестьянских жилищ с хозяйственными постройками, и для храмов, и для деревянных построек зажиточных граждан. Это та же доска, но изготовленная при помощи топора без участия пилы. Бревно раскалывали на части, а его фрагменты выравнивали топором, стесывая излишки и неровности. При работе топором древесину не разрывает, как пилой, а волокна заминаются под лезвием топора, закупориваясь, отчего дерево приобретало особые свойства, становилось менее подверженным воздействию влаги. Поэтому тес был отличным материалом для кровельных покрытий.
Кровля из теса могла иметь как обычный, лаконичный вид, так и с элементами резьбы на торцах. Русские люди любили украшать свои жилища, поэтому нарядный вид имели кровли не только культовых сооружений из дерева и барских хором, но и избы обычных крестьян.
Не смотря на то, что в сегодняшнем строительстве есть множество современных, изготовленных по инновационным технологиям видов кровельных покрытий, произведенных из разного материала от металла до синтетики, у застройщиков не пропадает интерес к старинным видам кровельных покрытий. В 21 веке все экологичное, в том числе и стройматериалы, на пике популярности: что изготовлено не промышленным способом, из природных материалов, стало очень модным и является предметом особой гордости его хозяев.
В нашей компании «Чухломская усадьба» отмечена эта тенденция уже с начала 2000-х годов. Некоторые из наших застройщиков интересовались, сколько будет стоить крыша на срубе из дранки, например.
Изготовление кровли из дранки и теса – это дорогое «удовольствие», достаточно сложное в обслуживании, поэтому наши заказчики пока делают выбор в пользу современных кровель, чаще всего металлочерепицы.
Но тенденция моды в строительстве в сторону таких позабытых видов кровли, как солома и камыш, дранка, лемех и тес отмечается не только нами, но такова общемировая тенденция. Сегодня существуют постройки с кровлей из камыша, «деревянной черепицы» и теса, но такие жилища по карману не просто состоятельным, а ОЧЕНЬ состоятельным домовладельцам.
Вот такой парадокс сложился в нашем «оцифрованном» 21 веке: если в конце 19-го – начале 20-го века о состоятельности граждан судили по наличию железной крыши на доме, то сегодня металлическая кровля – стандарт в малоэтажном строительстве. Постройки же под тростниковой или гонтовой крышей вы сегодня не встретите на загородных участках рядовых жителей мегаполиса. Какой-нибудь крестьянин из Костромской, Ярославской или Тульской губернии, попав в наше время, сильно бы подивился этой картине.
Материалы о деревянном зодчестве прошлого не устарели и в наше время. Они не только помогают генерировать новые идеи в оформлении и строительстве будущих зданий, но в них можно найти секреты, редкие знания, сведения, которые на сегодняшний момент могут быть как бы открытыми заново, послужить уже, как «новая технология» в деревянном домостроении. Таким образом, старые книги нам передают «привет» из прошлого, щедро делясь умениями и знаниями предыдущих поколений дедов и прадедов с современниками.
Как строили избы на Руси
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды.
Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать, для строительства деревянных домов применяли деревянные костыли.
По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.
Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
В плане срубы делали в виде четырехугольника «четверик», либо в виде восьмиугольника «восьмерик». Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Кровля
Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь «деревянна сверху», то это означало, что она шатровая. Даже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и язычество в архитектуре, в Северном крае их все равно продолжали строить. И лишь в четырех углах у основания шатра возникли небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке.
Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в., когда правительство и правительствующий Синод взялись за искоренение раскольничества. Северная «раскольничья» архитектура тогда тоже попала в опалу. И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма «четверик-восьмерик-шатер». Встречаются и восьмерики «от пошвы» (от земли) без четверика, особенно в колокольнях. Но это уже вариации основного типа.
Чем крыли крышу на Руси
На Руси у людей не было ни металлочерепицы, ни профнастила. Но ведь им надо было чем-то крыть крышу для жилищ — что же они использовали? Всё довольно просто — тот строительный материал, который был в изобилии под рукой. Глиняных черепичных крыш было почти не найти, а вот деревом крыли крыши повсеместно.
Разберёмся, в каком виде современники на Руси использовали дерево на кровле, и одним ли деревом обходились наши предки. Разумеется, мы приведём в качестве примера самые популярные варианты.
Гонт (дранка)
Гонтом или дранкой называют пластины из дерева. Их делали, откалывая топором длинные плашки от распиленного куска дерева. Такой гонт называют колотым. А бывает ещё и пиленый гонт — это когда плашки не откалывают, а пилят.
Примечание: колотые изделия из дерева на кровле служат гораздо дольше, чем пиленые. Это справедливо для всех видов деревянного кровельного покрытия. А всё потому, что при пилении (в отличие от откалывания) нарушаются волокна дерева. Так оно вбирает в себя больше воды и быстрее приходит в негодность.
Для гонтовой крыши чаще всего брали сосну, ель, лиственницу или осину. Возможно вы заметили, что это лёгкие виды дерева. Всё неспроста, потому что гонтовую кровлю укладывали в несколько рядов: для жилых помещений нужно было уложить три ряда гонта. Для утепления часто прокладывали гонт берестой.
Лемех
Лемех — чуть более нарядный вид кровельного покрытия, чем гонт. Его ещё называют русской черепицей. Он бывает очень разным: в виде лопаток, с закруглениями, заострённые или городчатые (когда изделие идёт ступеньками).
Готовили лемех, перерубая брёвна исключительно топором. Благодаря этому поры древесины на поперечных торцах забивались, и в них не могла попасть вода. В производстве ни в коем случае не использовали пилы.
Сырьём служила осина или дуб — при выпадении осадков они становились прочнее, а по прошествии времени приобретали серебристый отлив.
Зодчие на Руси покрывали купола храмов и церквей исключительно лемехом. Причём, использовали чаще всего городчатый лемех.
Купол церкви из лемеха
Глина и солома
Солома и глина шли в ход у тех, кто жил на юге Руси. Этот материал был не только самым дешёвым, но и очень функциональным: знойным летом он отлично защищал от жары, а зимой сохранял тепло в доме.
После сбора урожая солому от ржи или ячменя тщательно проверяли — не гнилая ли. Её высушивали и связывали в пучки, после чего заливали раствором из глины и песка и давали так постоять несколько дней. Затем получившийся пучок просушивали — и его можно было укладывать на кровлю. Так солома приобретала свойство отталкивать воду.
Глина и камыш
В тех местах, где соломы было немного или она была нужна скотине, люди использовали для кровли камыш. Его соединяли с глиной так же, как и в случае с соломой. Получившийся материал был лёгким и водостойким. Даже до определённой степени пожаробезопасным, но всё же не негорючим.
Соломенную крышу укладывали слоями, прокладывая их просеянной землёй и глиной — такой состав служил барьером для воды, утеплителем и одновременно защитой от огня.
Кровлю из глины и камыша нужно было строить с уклоном 30-60 градусов, чтобы осадки не задерживались на ней. Для жителей юга на Руси такая кровля была не редкостью и служила десятилетиями.
Наши предки были отнюдь не дураками — они брали для кровли материалы, которые отлично защищали их от дождя, снега, жары летом и холода зимой. Но в настоящее время всё же лучше отдать предпочтение более современным материалам, которые не горят и не утяжеляют крышу — например, металлочерепице и профнастилу.
Изба на Руси. Возведение крыши
О деревянных избах говорить можно бесконечно долго, потому как много в них всего интересного (в других статьях мы поговорим с Вами, например, о печи). Но сегодня речь пойдет о крыше, венчающей все строение и являющейся логическим завершением сруба. Не зря о своем доме даже сегодня мы говорим: «Есть крыша над головой».
В слеги, в свою очередь, врезали поперек тонкие стволы деревьев, срубленные так, чтобы они были с ответвлением, которое направляли вверх для поддержания других бревен. Из-за их сходства с куриной лапой эти стволы прозвали «курицами». Курицы держали выдолбленное бревно — «поток», в который стекала дождевая и талая вода. На курицы и слеги сверху клали широкие доски кровли, и они упирались в паз потока.
Чтобы лучше защитить дом от осадков, необходимо было как можно тщательнее перекрыть самый верхний стык досок — «конек» (или «князек»). Для этого под него подкладывали толстую «коньковую слегу». Поверх конька ставили «охлупень», часто еще называвшийся «черепом» или «шеломом». Охлупень представлял собой выдолбленное снизу бревно и, как шапка, прикрывал, охватывал конек «шеломом» или «черепом». Завершению охлупня часто придавали форму коня, утки или оленя.
Крыли крыши на Руси чем только можно: то дерном, перевернутым корнями кверху с подстеленной под него берестой, то соломой, связанной в пучки и прижатой сверху жердями, то щепой от осиновых поленьев (дранкой), уложенных словно рыбья чешуя, то тесом из досок. Конечно, покрытие тесом считалось самым дорогостоящим, ведь для его изготовления необходимо было найти ровное бревно, надколоть его вдоль в нескольких местах, забивать клинья в эти надколы и раскалывать его таким образом на тонкие досочки. Неровности подтесывали топором – отсюда и название «тес».
«Коньки-охлупни», как и чело с полотенцем, также ставился не столько для красоты, сколько для защиты. Поскольку конь всегда считался священным животным и был связан с Божественным Миром, считалось, что он защищает жилище от сил зла. Наши Предки часто к задней части конька для пущей убедительности прикрепляли еще и хвост из мочала, что делало избу целиком похожей на коня, где дом – это его тело, а четыре угла – его ноги. Бывало, что и настоящий лошадиный череп мог стоять на месте конька (отсюда и одно из древних названий охлупня – «черепное бревно»).
Еще в конструкции крыши было много других не менее важных частей, названия которым «бык», «огниво», «гнет». Все они выполняли свою основную роль – делали крышу конструктивно более прочной, оттого и названия такие.
Помимо своих обычных функций защитной и удержания тепла, кровля выполняла функцию приемника сборника и транслятора энергии, при правильном расположении хором, в зависимости от количества скатов. Например, восьмискатная кровля каждой своей гранью принимала энергию двух Чертогов. Сливы с кровли служили не просто водостоком. Воду, стекавшую с крыши, собирали и использовали, так как считалось, что она напитывалась информацией и заряжалась.
Одной из функций угловой крыши был сброс лишней и негативной энергии, чего нет в современных домах с прямой крышей. Поэтому в них так тяжело находиться. Мало того, что все перемешано и все проживающие в доме влияют и взаимодействуют друг с другом, так еще и выхода для энергии нет.
Как бы то ни было, наши Предки знали толк в постройке изб, чтобы они служили веками, даря защиту, «чувство дома» и ощущение Родины каждому члену Рода.
Крыши от избушки на курьих ножках до наших дней
История развития кровельных материалов и технологий
Баба Яга со своей избушкой – наш Российский бренд. Избушка, как избушка. Тесно да мало жильё на курьих ножках, крыша нависает над порожком… Всё суть дерево. Издревле к нам дошло выражение «срубить город». Удивительное деревянное творение без единого гвоздя сохранилось до наших дней в Заонежье. Все русские городища были срублены из дерева на диво.
Крыши двускатные, с древесным покрытием из гонта – колотых или пиленых плашек из чурок хвойных пород (ель, сосна, лиственница).
Для изготовления этого кровельного материала использовали чурки из стволов дерева без сучков. Кололи гонт, отделяя клинышки от чурки, дорабатывали их резаком до каплевидной формы, сушили до полугода.
Древесина была главным материалом для строительства на Руси. Крыши домов отличались разнообразием форм, которые зависели от значимости строения (храм, дворец, терем, палата, дом, амбар).
В Х11 веке в качестве кровельного материала появились листы позолоченной меди.
В период Московского государства (Хll-ХVll в.в.) города Руси отличались многообразием кровель: металлические, деревянные. Не обошла нас стороной, ставшая традиционной в Европе и Китае, черепица.
Время меняет форму застройки, оказывает влияние на восприятие человека и подход к используемым материалам для строительства и кровельных работ. Эпоха классицизма характеризуется более высокой застройкой и уплотнением размещения домов в городах. С ростом зданий крыши, высоко поднятые над головой человека, уходят от зрительного восприятия, что позволяет резко снизить их уклон.
Ценность крыш определяется исключительно их полезными качествами. Основной архитектурный акцент в зданиях отводится их фасаду.
2-я Половина XIX и начало XX веков принесла новшества в технику и материалы. Возвратилось применение разнообразия в форме крыш с использованием мансардных этажей. Окраины городов приросли индивидуальными частными постройками. В кровельных материалах лидировал стальной и асбестоцементный листы и солома.
Двигателем изменений в облике застроек городов во 2-ой половине ХХ века явился железобетон. Появились формы конструктивизма, повышенная этажность. Завершающий элемент в архитектуре здания – форма крыши, в пору бурного роста промышленности индустриального домостроении, умерла. Крыши таких зданий стали плоскими и увидеть их можно лишь с высоты птичьего полета. В индустриальное домостроение массово пришли рулонные кровельные материалы на основе битума и рубероида.
Следующим этапом нового ХХ1 века явилось появление безопасной технологии кровельного покрытия современных зданий. Полный отказ от горячих и горючих процессов на кровле зданий, от применения в кровельных работах газа, повышение технологичности ремонтно-кровельных работ на основе использования отечественных ЭПДМ мембран с липким слоем – Элон-Супер-Л по всей поверхности.
Изба на Руси. Возведение крыши
О деревянных избах говорить можно бесконечно долго, потому как много в них всего интересного (в других статьях мы поговорим с Вами, например, о печи). Но сегодня речь пойдет о крыше, венчающей все строение и являющейся логическим завершением сруба. Не зря о своем доме даже сегодня мы говорим: «Есть крыша над головой».
В слеги, в свою очередь, врезали поперек тонкие стволы деревьев, срубленные так, чтобы они были с ответвлением, которое направляли вверх для поддержания других бревен. Из-за их сходства с куриной лапой эти стволы прозвали «курицами». Курицы держали выдолбленное бревно — «поток», в который стекала дождевая и талая вода. На курицы и слеги сверху клали широкие доски кровли, и они упирались в паз потока.
Чтобы лучше защитить дом от осадков, необходимо было как можно тщательнее перекрыть самый верхний стык досок — «конек» (или «князек»). Для этого под него подкладывали толстую «коньковую слегу». Поверх конька ставили «охлупень», часто еще называвшийся «черепом» или «шеломом». Охлупень представлял собой выдолбленное снизу бревно и, как шапка, прикрывал, охватывал конек «шеломом» или «черепом». Завершению охлупня часто придавали форму коня, утки или оленя.
Крыли крыши на Руси чем только можно: то дерном, перевернутым корнями кверху с подстеленной под него берестой, то соломой, связанной в пучки и прижатой сверху жердями, то щепой от осиновых поленьев (дранкой), уложенных словно рыбья чешуя, то тесом из досок. Конечно, покрытие тесом считалось самым дорогостоящим, ведь для его изготовления необходимо было найти ровное бревно, надколоть его вдоль в нескольких местах, забивать клинья в эти надколы и раскалывать его таким образом на тонкие досочки. Неровности подтесывали топором – отсюда и название «тес».
«Коньки-охлупни», как и чело с полотенцем, также ставился не столько для красоты, сколько для защиты. Поскольку конь всегда считался священным животным и был связан с Божественным Миром, считалось, что он защищает жилище от сил зла. Наши Предки часто к задней части конька для пущей убедительности прикрепляли еще и хвост из мочала, что делало избу целиком похожей на коня, где дом – это его тело, а четыре угла – его ноги. Бывало, что и настоящий лошадиный череп мог стоять на месте конька (отсюда и одно из древних названий охлупня – «черепное бревно»).
Еще в конструкции крыши было много других не менее важных частей, названия которым «бык», «огниво», «гнет». Все они выполняли свою основную роль – делали крышу конструктивно более прочной, оттого и названия такие.
Помимо своих обычных функций защитной и удержания тепла, кровля выполняла функцию приемника сборника и транслятора энергии, при правильном расположении хором, в зависимости от количества скатов. Например, восьмискатная кровля каждой своей гранью принимала энергию двух Чертогов. Сливы с кровли служили не просто водостоком. Воду, стекавшую с крыши, собирали и использовали, так как считалось, что она напитывалась информацией и заряжалась.
Одной из функций угловой крыши был сброс лишней и негативной энергии, чего нет в современных домах с прямой крышей. Поэтому в них так тяжело находиться. Мало того, что все перемешано и все проживающие в доме влияют и взаимодействуют друг с другом, так еще и выхода для энергии нет.
Как бы то ни было, наши Предки знали толк в постройке изб, чтобы они служили веками, даря защиту, «чувство дома» и ощущение Родины каждому члену Рода.
Как строили избы на Руси
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды.
Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать, для строительства деревянных домов применяли деревянные костыли.
По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.
Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
В плане срубы делали в виде четырехугольника «четверик», либо в виде восьмиугольника «восьмерик». Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Кровля
Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь «деревянна сверху», то это означало, что она шатровая. Даже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и язычество в архитектуре, в Северном крае их все равно продолжали строить. И лишь в четырех углах у основания шатра возникли небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке.
Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в., когда правительство и правительствующий Синод взялись за искоренение раскольничества. Северная «раскольничья» архитектура тогда тоже попала в опалу. И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма «четверик-восьмерик-шатер». Встречаются и восьмерики «от пошвы» (от земли) без четверика, особенно в колокольнях. Но это уже вариации основного типа.
Чем крыли крыши в старину на Руси
8 (903) 899-98-51
8 (930) 385-49-16
Кровля на сруб в старину
Поскольку на нашем сайте рассказывается всё о деревянном домостроении, то на этой странице мы подробнее рассмотрим древнейшие типы кровли для срубовых строений. Потому что в древней Руси, в виду климатических особенностей, существовали разные традиции и архитектурные принципы: на юге России и Малороссии – одни, т.к. там были места бедные лесом, в-основном, лесостепи и степи. На севере и северо-западе, где леса было много и он был весьма разнообразен, традиции деревянного домостроения имели глубокие корни, уходящие в такую древность, о которой не осталось упоминаний даже в летописях.
Образно разделяя территорию древней Руси на «юг» и «север», за «нулевую» точку отсчета берется современная Москва. Все, что выше по глобусу от Москвы – это «север», а ниже – «юг». Самые южные земли России – это Малороссия (Галицкое, Киевское и Переяславское княжества), а самые северные – территории Новгородских и Владимиро-Суздальских земель.
Богатые традиции деревянного зодчества основывались именно на территориях Новгородских и Владимиро-Суздальских земель, а позднее и севернее, вплоть до Архангельска. Эти традиции складывались с незапамятных времен, а потом развивались, обогащались, дополнялись новыми знаниями, заимствовались у соседей. На основы древних традиций и правил, заложенных много веков назад, опирается и современное деревянное домостроение. Во многом современные плотники используют наработки из опыта предков при работе с деревом.
В старину же использовались стройматериалы только из натурального сырья. Кровля изготавливалась из подножного материала или из того, из чего строился и сам дом.
На юге, в лесостепных и степных зонах чаще возводились жилища крестьян из мазанок, состоящих из соломы и глины, реже срубы. В виде кровли там использовались солома и камыш.
Собственно говоря, опытный глаз сразу определяет, где сруб, возведенный по северным традициям, а где по южным. Если это простой сруб, накрытый четырехскатной (вальмовой) крышей из соломы или тростника – это жилище крестьянина южных губерний России.
Если вы увидите избу даже простого крестьянина, усложненного разными архитектурными дополнениями с крыльцом, сенями, пристройками, с двухскатной крышей с деревянными фронтонами (самцами) под деревянной кровлей, то это, несомненно, жилище крестьянина средней полосы России или северной. Чем севернее постройка, тем больше в этой местности леса, тем сложнее деревянная архитектура сел и деревень.
Нас интересует, чем крыли крыши в старину в традиционных местах деревянного зодчества. А там использовали древесину, т.е. тот же материал, из которого строили дом, только в другой модификации: тес, лемех и гонт (дранка). Солома использовалась только в крайних случаях или в очень бедных семьях, реже для помещений для скота, ибо даже сараи у добрых и неленивых хозяев накрывались добротной древесиной.
Тесовые и гонтовые крыши в деревянном домостроении известны с незапамятных времен, ибо по воспоминаниям историков с позапрошлых веков, «чешуей из гонта» крылись еще капища древних славян – храмы язычников до принятия христианства на Руси. Таким образом, уже 1000 лет назад древние зодчие умели изготавливать кровельный материал в виде тесанных топором досок.
Языческие храмы у наших предков именовались контынами (в ед. ч. контЫна), они имели богатые архитектурные традиции, которые впоследствии уничтожались под корень вводимой новой религией – христианством. Но новой идеологии все же не удалось до конца стереть из народной памяти древнейшие традиции деревянного домостроения и христианские церкви первоначально возводились во многом повторяя архитектуру языческих контын, лишь со временем, постепенно и позднее, обогащаясь и дополняясь византийскими традициями форм традиционных христианских храмов. Но это отдельный разговор. Здесь только стоит отметить, что уже 1000 лет назад нашим предкам были известны технологии изготовления деревянной кровли для зданий.
Избы простых крестьян чаще всего покрывались гонтом, который в северных регионах, в том числе, и в Костромской области, назывался дранкой. Гонт (или дранка) – это деревянные дощечки, которые изготавливались и вручную, когда раскалывали топором бревно на части – не с торца, а с боков, разделяя на небольшие фрагменты, а потом стесывали поверхность для сглаживания, и на станке.
У одного из наших плотников «Чухломской усадьбы» в дедовском доме на чердаке сохранился этот раритет – станок для изготовления дранки. Дед плотника тоже был плотником и крыл свой дом дранкой, изготовляя на этом станке кровлю. Дедовский дом стоит с 19 века, где впоследствии отец нашего строителя сменил дранку, когда истек срок ее годности, на более удобный в работе шифер, но старые дедовские инструменты выкидывать не стал, а просто убрал его на чердак – «мало ли, может пригодиться потомкам. ».
Сегодня этот «артефакт» может быть только экспонатом для музея, но у наших плотников он вызвал и профессиональный интерес. Работа наших дедов вызывает уважение: все-таки, это кропотливый труд – изготовление деревянной кровли, дранки.
Для изготовления дранки подбиралось специально дерево. На севере это были, чаще всего, сосна и ель – самые распространенные, смолистые сорта дерева, наиболее доступные и удобные в работе. Лиственница использовалась реже – с ней тяжелее работать, она плотнее и тяжелее, хоть и более устойчива к влаге, чем вышеуказанные сорта хвойных.
Если какой-то участок кровли в процессе эксплуатации преждевременно приходил в негодность, то его удобно было заменить на новые деревянные пластины, без капитальной смены кровли на всей постройке.
Родственным по технологии изготовления и монтажа дранки был лемех, который тоже состоит из пластин, но с более художественным оформлением – с фигурными и резными краями, которые выступали из-под верхнего ряда кровли, расположенной внахлест друг на друга по всей площади кровли.
Лемехом крыли кровли деревянных церквей и терема бояр и купцов. Удобство работы с лемехом заключается в том, что его удобно укладывать на сложные, куполообразные, бочкообразные и шатровые крыши. Таким образом, здания приобретали неповторимый древнерусский стиль с типичным только для Руси колоритом деревянной архитектуры.
Тес в деревянной архитектуре использовался повсеместно: и для простых крестьянских жилищ с хозяйственными постройками, и для храмов, и для деревянных построек зажиточных граждан. Это та же доска, но изготовленная при помощи топора без участия пилы. Бревно раскалывали на части, а его фрагменты выравнивали топором, стесывая излишки и неровности. При работе топором древесину не разрывает, как пилой, а волокна заминаются под лезвием топора, закупориваясь, отчего дерево приобретало особые свойства, становилось менее подверженным воздействию влаги. Поэтому тес был отличным материалом для кровельных покрытий.
Кровля из теса могла иметь как обычный, лаконичный вид, так и с элементами резьбы на торцах. Русские люди любили украшать свои жилища, поэтому нарядный вид имели кровли не только культовых сооружений из дерева и барских хором, но и избы обычных крестьян.
Не смотря на то, что в сегодняшнем строительстве есть множество современных, изготовленных по инновационным технологиям видов кровельных покрытий, произведенных из разного материала от металла до синтетики, у застройщиков не пропадает интерес к старинным видам кровельных покрытий. В 21 веке все экологичное, в том числе и стройматериалы, на пике популярности: что изготовлено не промышленным способом, из природных материалов, стало очень модным и является предметом особой гордости его хозяев.
В нашей компании «Чухломская усадьба» отмечена эта тенденция уже с начала 2000-х годов. Некоторые из наших застройщиков интересовались, сколько будет стоить крыша на срубе из дранки, например.
Изготовление кровли из дранки и теса – это дорогое «удовольствие», достаточно сложное в обслуживании, поэтому наши заказчики пока делают выбор в пользу современных кровель, чаще всего металлочерепицы.
Но тенденция моды в строительстве в сторону таких позабытых видов кровли, как солома и камыш, дранка, лемех и тес отмечается не только нами, но такова общемировая тенденция. Сегодня существуют постройки с кровлей из камыша, «деревянной черепицы» и теса, но такие жилища по карману не просто состоятельным, а ОЧЕНЬ состоятельным домовладельцам.
Вот такой парадокс сложился в нашем «оцифрованном» 21 веке: если в конце 19-го – начале 20-го века о состоятельности граждан судили по наличию железной крыши на доме, то сегодня металлическая кровля – стандарт в малоэтажном строительстве. Постройки же под тростниковой или гонтовой крышей вы сегодня не встретите на загородных участках рядовых жителей мегаполиса. Какой-нибудь крестьянин из Костромской, Ярославской или Тульской губернии, попав в наше время, сильно бы подивился этой картине.
Материалы о деревянном зодчестве прошлого не устарели и в наше время. Они не только помогают генерировать новые идеи в оформлении и строительстве будущих зданий, но в них можно найти секреты, редкие знания, сведения, которые на сегодняшний момент могут быть как бы открытыми заново, послужить уже, как «новая технология» в деревянном домостроении. Таким образом, старые книги нам передают «привет» из прошлого, щедро делясь умениями и знаниями предыдущих поколений дедов и прадедов с современниками.
Чем крыли крышу на Руси
На Руси у людей не было ни металлочерепицы, ни профнастила. Но ведь им надо было чем-то крыть крышу для жилищ — что же они использовали? Всё довольно просто — тот строительный материал, который был в изобилии под рукой. Глиняных черепичных крыш было почти не найти, а вот деревом крыли крыши повсеместно.
Разберёмся, в каком виде современники на Руси использовали дерево на кровле, и одним ли деревом обходились наши предки. Разумеется, мы приведём в качестве примера самые популярные варианты.
Гонт (дранка)
Гонтом или дранкой называют пластины из дерева. Их делали, откалывая топором длинные плашки от распиленного куска дерева. Такой гонт называют колотым. А бывает ещё и пиленый гонт — это когда плашки не откалывают, а пилят.
Примечание: колотые изделия из дерева на кровле служат гораздо дольше, чем пиленые. Это справедливо для всех видов деревянного кровельного покрытия. А всё потому, что при пилении (в отличие от откалывания) нарушаются волокна дерева. Так оно вбирает в себя больше воды и быстрее приходит в негодность.
Для гонтовой крыши чаще всего брали сосну, ель, лиственницу или осину. Возможно вы заметили, что это лёгкие виды дерева. Всё неспроста, потому что гонтовую кровлю укладывали в несколько рядов: для жилых помещений нужно было уложить три ряда гонта. Для утепления часто прокладывали гонт берестой.
Лемех
Лемех — чуть более нарядный вид кровельного покрытия, чем гонт. Его ещё называют русской черепицей. Он бывает очень разным: в виде лопаток, с закруглениями, заострённые или городчатые (когда изделие идёт ступеньками).
Готовили лемех, перерубая брёвна исключительно топором. Благодаря этому поры древесины на поперечных торцах забивались, и в них не могла попасть вода. В производстве ни в коем случае не использовали пилы.
Сырьём служила осина или дуб — при выпадении осадков они становились прочнее, а по прошествии времени приобретали серебристый отлив.
Зодчие на Руси покрывали купола храмов и церквей исключительно лемехом. Причём, использовали чаще всего городчатый лемех.
Купол церкви из лемеха
Глина и солома
Солома и глина шли в ход у тех, кто жил на юге Руси. Этот материал был не только самым дешёвым, но и очень функциональным: знойным летом он отлично защищал от жары, а зимой сохранял тепло в доме.
После сбора урожая солому от ржи или ячменя тщательно проверяли — не гнилая ли. Её высушивали и связывали в пучки, после чего заливали раствором из глины и песка и давали так постоять несколько дней. Затем получившийся пучок просушивали — и его можно было укладывать на кровлю. Так солома приобретала свойство отталкивать воду.
Глина и камыш
В тех местах, где соломы было немного или она была нужна скотине, люди использовали для кровли камыш. Его соединяли с глиной так же, как и в случае с соломой. Получившийся материал был лёгким и водостойким. Даже до определённой степени пожаробезопасным, но всё же не негорючим.
Соломенную крышу укладывали слоями, прокладывая их просеянной землёй и глиной — такой состав служил барьером для воды, утеплителем и одновременно защитой от огня.
Кровлю из глины и камыша нужно было строить с уклоном 30-60 градусов, чтобы осадки не задерживались на ней. Для жителей юга на Руси такая кровля была не редкостью и служила десятилетиями.
Наши предки были отнюдь не дураками — они брали для кровли материалы, которые отлично защищали их от дождя, снега, жары летом и холода зимой. Но в настоящее время всё же лучше отдать предпочтение более современным материалам, которые не горят и не утяжеляют крышу — например, металлочерепице и профнастилу.
Типология крыш деревянных домов на Руси
Путешествуя по бескрайним просторам нашей необъятной Родины и наблюдая сотни и тысячи деревянных домов, рано или поздно начинаешь каталогизировать, собирать найденное и раскладывать по полочкам, чтобы разобраться — какие дома встречаются чаще других, какие они на севере, а какие на юге. Где они стоят «лицом» к дороге и можно видеть три (или два, или четыре-шесть) окошка, смотрящих на прохожего, а где — на прохожего смотрит бок дома с одним окном, а лицо выходит на реку.
Приступая к обзору встречающихся видов крыш, спешу предупредить, что он пока не претендует на полноту, так как автору пока довелось бывать не во всех областях и городах нашей страны, поэтому со временем может оказаться, что некоторые из представленных здесь видов крыш встречаются и в других регионах, а кроме того, могут существовать также и иные, не охваченные данным обзором крыши.
1. Первая из распространенных типов крыш — высокая двускатная
Встречается она на обширной территориии — в Новгородской и Владимирской областях, встречается и в Рязанской области, и в Саратовской, и даже за Уралом.
Причем накрывать эта крыша может самые разные типы домов, как небольшие четырехстенные, как на этой фотографии, так и большие пятистенки, или дома с пристройками.
Это один из самых старых типов крыши, поэтому и распространился он достаточно широко.
Здесь обратите внимание, что хотя сам дом и бревенчатый, но фронтон (треугольник образуемый верхним этажом и крышей) не является бревенчатым. Он легкий, из досок и не является несущим.
2. Второй тип крыш, которые получили большую популярность за последние двести лет — это крыши со светёлкой.
Их существует множество видов. Возможно в дальнейшем предстоит составить подробную классификацию распространения того или иного типа светелок на разных территориях, сейчас же я не ставлю перед собой такой задачи, хочется лишь выделить этот вид крыш отдельно.
Этот пример светелки — из Ярославской области.
Стоит обратить внимание, что в отличие от двускатной крыши, здесь крыша трехскатная — передняя ее часть предстает не вертикальной по отношению к нам, а скошенной, и уже на ней находится светелка.
Это свойство касается всех крыш такого типа.
Эта крыша и дом — из Ивановской области.
Дома со светелками, или с мезонинами, как на западный манер их стали называть со второй половины XIX века, получили большое распространение не только в крестьянской среде, но и среди помещиков и купцов.
Точно так же, как и с обычной двускатной крышей, такой вид крыши может венчать как совсем небольшие, так и огромные, некогда богатые двух и даже трехэтажные дома.
3. Крыши со светелками в одну линию первым этажом.
Нетрудно заметить, иногда светелка выступает как отдельное сооружение на наклонной крыше, но иногда она выходит вперед, и становится как бы вторым этажом, уравнивается в правах с первым, перестает быть «пристройкой.
Их бы можно бы выделить в отдельный класс, потому что их тоже достаточно много, причем встречаются они, по-моему, больше на севере и северо-востоке от Московской области: в Тверской, Ярославской и Нижегородской областях.
Возможно, специалисты не согласятся со мной, выделяя такой тип крыш в отдельный класс, однако все эти крыши объединяет друг с другом (и отделяет от предыдущего вида) то, что помещение под крышей здесь не жилое, а техническое. Его потолки невысоки, а окно, в «светелке» совсем невелико.
Этот дом — из Ярославской области. Здесь такой тип крыш не очень распространен, однако же несколько образов удалось найти.
Это Тверская область, город Кимры. Здесь передний скат крыши существенно поднимают, и он образует очень запоминающуюся треугольную форму.
Это — область Нижегородская, Павлово.
Павловские крыши с большой натяжкой можно назвать «народными», так как город был богатым и при постройке домов часто вторили столичной моде. Однако и здесь нашлось место такому виду крыш.
4. Четвертый тип крыш — это крыши ceвера страны.
Они немного похожи на самый первый тип, потому что тоже двускатные. Но они, как правило более широкие, угол их более развернутый (то есть они более плоские). А кроме того, очень характерным признаком крыши этого типа, является то, что фронтон является бревенчатым и несущим нагрузку, в отличие от фронтона крыш первого типа.
К сожалению на севере мне пока мало где довелось побывать, поэтому здесь придется довольствоваться лишь одной фотографией такой крыши, однако эти крыши к счастью подробно описаны в литературе — в частности о них говорится в описании Прионежья и Карелии, поэтому и чертежи и их рисунки тоже в книгах встречаются.
5. Пятым и наверное последним самостоятельным классом крыш я бы выделил четырехскатные крыши.Встречались мне к югу и юго-востоку от Московской области. В Воронежской, Тамбовской и Саратовской и Рязанской областях.
Эта четырехскатная крыша — из Шацка Рязанской области. На фотографии, помимо особенности крыши, видно, что сам дом стоит не так, как это было почти на всех предыдущих снимках. Он стоит не торцом, а как бы боком к улице.
Вот и этот дом — из Борисоглебска, Воронежской области тоже имеет эту характерную четырехскатную крышу и стоит длинной стороной к дороге.
Подытоживая вышесказанное, рассмотрев многие сотни крыш деревянных домов нашей страны, к моему удивлению, сложилась весьма простая классификация:
— «классические» высокие двускатные крыши;
— трехскатные крыши со светелкой;
— подвид этих крыш, когда светелка выдвигается вперед и становится вровень со стеной здания;
— двускатные развернутые крыши, крыши севера. их легко узнать по бревенчатому фронтону и широкому углу;
— четырехскатные крыши юга России.
Конечно модификаций этих крыш существуют сотни и тысячи. И наклоны скатов крыш могут меняться, и мезонинов может быть два, и башни появляться дополнительные…
Однако основных видов крыш так и останется лишь несколько.