Чем лечат логоневроз у детей
Чем лечат логоневроз у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: О логоневрозе, его причинах методиках борьбы с недугом пойдет речь в статье.
Статья:
Заикание – это стойкий и частый речевой дефект, который встречается у человека в раннем возрасте. Чем быстрее выявиться заболевание, тем проще его будет лечить. Происходит лечение комплексно и имеет в себе сразу несколько методик. О логоневрозе, его причинах методиках борьбы с недугом пойдет речь в статье.
Что такое заикание
Дефект речи может быть очень обескураживающим. Те из нас, кто говорит нормально, не в состоянии понять глубину страданий заикающегося. По сообщениям, более 70 миллионов человек во всем мире заикаются. В США заикаются более 3 миллионов человек.
Существует день, посвященный повышению осведомленности о дефекте: Международный День осведомленности о заикании (ISAD) проводится 22 октября каждого года. Заикание-это биологическое и неврологическое состояние, которое вызвано несколькими факторами, в том числе генетикой. Множество заикающихся групп по всему миру организуют мероприятия, посвященные этому дню.
Заикание может оказать серьезное влияние на психическое и эмоциональное благополучие человека, даже на его самооценку. Ежедневная коммуникативная деятельность может быть трудной задачей.
Особенно сильно страдают дети, которые заикаются. Взаимодействие со своими одноклассниками или учителями может быть большой проблемой. Над ними либо смеются, либо издеваются из-за их неполноценности.
Забудь говорить по телефону, говорить такие вещи, как » меня зовут… или: «Можно мне чашечку чая?- это может быть утомительное, растянутое проговаривание, затрагивающее как говорящего, так и слушающего.
Говорят, что некоторые известные личности начинали свою жизнь заикаясь. У них было заикание, которое делало публичные выступления большой головной болью.
Даже кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден имел обыкновение заикаться. Над ним издевались одноклассники и монахиня в католической школе за его дефект речи-он годами боролся, чтобы справиться с этой проблемой.
Мы все смотрим на пример для подражания. Вдохновляющие примеры показывают нам, как справиться с жизненными трудностями – и стать хорошим человеком.
Что представляет собой логоневроз у детей
Логоневроз у детей – это нарушение речи, которое проявляется как судорожные, хаотические ее задержки, повторение звуков или затяжное их произношение. Это форма заикания, которая проявилась на фоне невроза.
Симптомы и виды
К основным симптомам логоневроза относят:
Внешне, заболевание у детей протекает также как и в зрелом возрасте. Речь ребенка начинает запинаться, заметны судороги речевого типа, паузы во время голосовых предложений или повторение одних и тех же слов, звуков. Дыхание во время логоневроза поверхностное, не имеет регулярности – больной разговаривает только на вдохе или после полного выдоха.
Врачи-логопеды разделяют эту болезнь на два вида:
Степени заболевания
Причины заикания
Причинами развития логоневроза у детей могут быть психическими, физическими или социальными.
Физиологические причины заикания
Физиологические причины развития логоневроза у ребенка могут быть связаны с проблемами в работе нервной системы, травмой полученной во время родов, а также плохой наследственностью.
В некоторых случаях, развитие болезни по физиологическим причинам может быть связано с органическими нарушениями отделов мозга находящимися под его корой.
Речевые проблемы могут сопутствоваться наличием заболеваний органов, которые связанны с речью или травмой нервной системы по причине перенесения рахита, тифа или кори.
Психологические причины заикания
Причины психологического характера связаны с эмоциональным состоянием ребенка. Развитием логоневроза могут послужить сильными эмоциональными потрясениями. Во время возбуждения, мозг человека начинает работать быстрее, чем его речевой аппарат.
Развитие заикания может сопутствоваться такими факторами:
Социальные причины заикания
Если взрослые должны образом не участвовали в формировании речи ребенка, то у него могут возникнуть такие проблемы как:
Социальной причиной возникновения болезни может быть изучение 2-3 языков в раннем возрасте.
Методы лечения заикания у детей
Логоневроз у детей лечат при помощи логопедических занятий, дыхательных гимнастик, специальных массажей, компьютерных программ и медикаментозного лечения.
Занятия логопедического типа это проведение комплексных упражнений, которые подбираются к каждому ребенку в отдельности. После того как врач выявит степень логоневроза, он выбирает для пациента комплекс занятий, которые помогут нормализовать речь.
Упражнения дыхательного типа проводятся с пациентом, основываясь на методиках А. Стрельниковой. Во время их выполнения, ребенку разрешают сидеть или стоять. Вдохи необходимо вделать резко, выдохи плавно и не быстро. К таким упражнения относят:
Во время проведения точечных массажей направленных на лечение логоневроза у детей происходят плавные и массирующие движения руками, которые воздействуют на края губ, областей носа, мочек ушей и подбородок. При массаже включается расслабляющая музыка или рассказываются добрые стихотворения.
Профилактика и предотвращение заикания у детей
Логоневроз у детей можно предотвратить. Во время профилактики этого заболевания, ребенку, в обязательном порядке необходим правильный распорядок дня:
Ребенку нужно дать стабильность и предсказуемость во всех аспектах его жизни. Обеспечить его от стрессов и нервозностей во время дневных прогулок, пище, а также в развлечениях. Если вы собираетесь принять дома гостей, то нужно предупредить об этом ребенка заблаговременно. Следует исключить появления в доме людей, которые ему не приятные и шумные посиделки.
Детям с логоневрозом, которые ходят в детские сады или школы, нужно обеспечить средние нагрузки физического и умственного типа. Нельзя упускать период утомления малыша. Предлагайте ему отдых или смените его деятельность. Ребенок может заикаться из-за того что ходит сразу в несколько художественных или спортивных кружков, или от него требуют высоких результатов в плане обучения.
Каждый опекун должен обеспечивать своего ребенка снятием напряжения и беспокойства, когда они у него проявляются.
Детям редко назначают для лечения логоневроза медикаментозные препараты.
Эффективны массажи, во время которых происходит растирание и поглаживание чувствительных зон, теплый свет, спокойная музыка и чтение спокойных и добрых сказов на ночь, в которых должен присутствовать хороший конец.
Как победить заикание у ребенка?
В основе заикания лежит нарушение взаимодействия между нейропроцессами в коре головного мозга (торможение и возбуждение).
Данное патологическое изменение слаженной деятельности нервных процессов в коре и подкорке головного мозга приводит к тому, что асинхронные нервные импульсы достигают нервных центров коры головного мозга, включая речевые, и вызывают появление судорог органов речевого аппарата (гортань, глотка, язык и губы). Судорожная активность (избыточное возбуждение) мотонейронов провоцирует нарушение своевременной активизации структур речевого аппарата, обуславливая нарушение темпа и плавности речевых движений, изменение дыхания, высоты и силы звуков.
Не окончательно сформированная нервная система ребенка под воздействием определенных факторов начинает работать в рамках отклонений от нормы. Чаще всего заикание наблюдается у детей обоих полов в возрасте до 5 лет, поскольку в этот период происходит максимально активное становление фразовой речи, а значит речеобразование наиболее уязвимо перед раздражителями.
Среди значимых факторов, вызывающих заикание у детей специалисты выделяют:
Данные факторы не обязательно приводят к неврозу речи, чаще всего (около 70% случаев) он проявляется под влиянием сильного травмирующего стимула: испуга или стресса.
Таким образом, заикание развивается вследствие генетических (невропатическая конституция ребенка) и неврологических факторов.
Терапия заикания предусматривает комплексный подход и должна проводиться при появлении его первых признаков.
Для того чтобы победить заикание у ребенка необходимы совместные усилия родителей и детских врачей: психолога, невролога и логопеда. Лечебный курс составляется индивидуально, учитывая особенности психики и возраста ребенка. Обычно терапевтическая программа заикания состоит их двух основных взаимодополняющих блоков:
Что такое заикание у детей?
Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.
Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:
В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:
К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.
Как определить заикание у детей?
Несмотря на то, что заикание может проявляться по-разному, судороги мышц речевого аппарата всегда вызывают характерные проявления. Различие в формах логоневроза базируется на специфике частоты, локализации и длительности нарушений речи.
Индикаторами наличия заикания у детей служат:
Когда проходит заикание у детей?
Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.
Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.
Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.
Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.
Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:
Что делать если у ребенка заикание?
При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.
Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.
При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.
Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.
Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:
Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.
Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.
Как лечится заикание у детей?
Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.
Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:
Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.
Можно ли вылечить заикание у ребенка?
Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.
Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.
Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.
Почему заикание у детей возвращается?
В некоторых случаях заикание возвращается, специалисты называют такой тип нарушения «циклическим», то есть чередуются периоды ремиссии, когда ребенок говорит нормально и рецидивы с расстройством плавности и темпа речи. Чаще всего возобновление дефекта встречается у детей, лечение которых началось в подростковом возрасте. В данном случае рекомендуется продолжать работу с лечащим врачом и психологом.
Чем лечат логоневроз у детей
ПРИЧИНЫ
Ученые считают, что логоневроз возникает в результате нескольких факторов. Важную роль при этом играют особенности развития ребенка и генетическая предрасположенность. Установлено, что у заикающихся детей речевые зоны мозга имеют свои структурные особенности.
Нарушение развития речи
Формирование речевых навыков представляет собой сложный процесс. Он включает в себя развитие связей между определенными областями мозга, центральной нервной системой и мышцами, отвечающими за дыхание и речь.
Если каждая часть этой многоуровневой системы работает нормально, слова произносятся правильно и в нужном порядке — речь имеет определенный ритм с паузами и акцентами. Ребенок, который учится создавать простые предложения, нуждается в постоянной практике. Это стимулирует развитие речевых зон мозга и нервных путей (трактов).
Проблемы с речью возникают, если структуры развивающейся нервной системы не скоординированы. Это приводит к повторениям и остановкам, особенно когда ребенок взволнован или слишком торопится. По мере того как мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем самоустраняются или компенсируются. Поэтому многие дети «вырастают» из заикания.
Влияние пола и генов
Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено, прежде всего, различиями в их развитии: у девочек сначала формируются речевые особенности, а затем психосексуальные. У мальчиков это происходит практически одновременно. Поэтому они более уязвимы к речевым и языковым проблемам.
Патологии беременности и родов
Риск нарушений речи возрастает, если во время беременности мать переболела инфекционным заболеванием или наблюдалась гипоксия плода. Различные внутриутробные патологии отрицательно влияют на развитие центральной нервной системы, что впоследствии может вызвать заикание.
Проблемы в родах, использование акушерских пособий также впоследствии негативно сказываются на речевом развитии. Тяжелые родовые травмы могут стать причиной снижения интеллектуальных способностей и заикания.
Психологический стресс
Сильный психоэмоциональный стресс, например, потеря близкого человека, развод родителей также могут спровоцировать логоневроз. Аналогично воздействуют и положительные эмоции. Шумный день рождения с множеством подарков и клоунами, а на следующее утро — заикание. Возможными триггерами может стать просмотр телепередачи со сценами насилия и фильма ужасов.
Конфликтные ситуации в семье — еще одна причина нарушений речи. В семьях пьющих родителей, особенно жестоко обращающихся с детьми, нередки случаи логоневроза.
Соматические заболевания
Черепно-мозговые травмы (например, сотрясение), перенесенные энцефалиты и менингиты редко становятся причиной логоневроза, однако, тем не менее, создают почву для его появления. Любые провоцирующие факторы (стресс, неправильное воспитание) могут привести к патологиям речи.
Иногда заикание развивается после тяжелых инфекционных заболеваний, например, гриппа, кори. Диабет с частыми гипо- или гипергликемическими состояниями негативно сказывается на развитии ребенка и может привести к речевым расстройствам.
КАК ИМЕННО ЛЕЧИТСЯ
Как отучить ребенка заикаться, что нужно сделать, чтобы говорить не заикаясь и не запинаясь, как быстро избавиться от заикания и запинания в речи подростку и вылечиться взрослому человеку?
Выбор методики лечения речевого дефекта основывается на индивидуальных характеристиках человека, его возрасте, а также степени и форме болезни. Ниже будет представлено описание методик лечения заболевания.
Логопедические занятия с ребенком и этапы коррекции
Как справиться с заиканием, преодолеть проблему, отучиться заикаться? Существует огромное множество авторских методик для борьбы с данным речевым дефектом.
Самая знаменитая из них — методика врача Смирновой. Суть лечения такова: логопед проводит с заикающимся ребенком по 20 минут занятий в день (желательно в утреннее время) в игровой форме.
Занятия должны начинаться с проведения разминки для кистей рук. Затем происходит расслабление мышечного тонуса, развивается двигательная и речевая координация, а в последнюю очередь развивается чувство ритма и темпа.
Стоит отметить, что данная методика коррекции, устранения и преодоления заикания практикуется только на детях дошкольного возраста.
Психологический и психотерапевтический подход
Как бороться с заиканием у взрослых, излечить у подростка? Одним из способов избавления от заболевания является гипноз. С давних времен ему уделяют отдельное место в борьбе с недугом.
Во время проведения процедуры человеку гипнозом снимают спазм речи. Гипноз не помогает избавиться от заикания полностью, а лишь не утратить полученный результат.
Медикаментозные средства
Специалисты утверждают, что для того чтобы лечение было наиболее эффективным, необходимо принимать лекарственные препараты: Фенибут, Афобазол, Нейробион, Эглонил, Цитолопрам.
Точные названия таблеток и дозы должен назначить врач. Не занимайтесь самолечением!
Борьба с применением различных сигналов и токов
Как еще побороть и устранить заикание? Лечение пациента с применением различных сигналов и токов затормаживает процесс заикания. Одним из таких методов лечения является метод ритмизации.
Так, пациент надевает наушники, которые позволяют ему слышать свою речь более громкой, поэтому человеку приходится говорить тише, что благоприятно сказывается на лечении заикания.
Биологически обратная связь (БОС)
Как еще перестать заикаться взрослому, избавить ребенка от заикания? Биологически обратная связь (далее — БОС) позволяет человеку видеть как работает его организм. С помощью БОС происходит правильная коррекция речи и ее недостатков, а также ее совершенствование.
Данный метод включает в себя умение правильно дышать при речи, членораздельно говорить, формирование навыков слитной плавной речи.
Физиотерапевтические
Как исправить заикание у взрослых, что поможет убрать недуг у детей? Физиотерапевтические методы улучшают и стабилизируют работу нервной системы, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка.
При заикании у ребенка и взрослого врачом могут быть назначены такие процедуры, как:
лечебный электрофорез;
электросонтерапия;
ванны с азотом, йодом и бромом;
иглорефлексотерапия;
аэротерапия;
лечебный массаж.
аэротерапия;
дарсонвализация шейного отдела.
Остеопатия
Ученые доказывают, что причины заикания кроются:
в нарушении координации движения мускулов, отвечающих за речь;
в нарушении обратной связи со стороны слуха;
в недостаточном контроле центральной нервной системой речевой функции.
Эти проблемы с успехом решают остеопаты. Как происходит лечение заикания у ребенка и взрослого остеопатом? Врачи:
снимают возбуждение нервной системы;
убирают судороги речевых центров;
выявляют и решают проблемы речевых мускулов;
снимают нервные тики.
После устранения с помощью остеопатии причин возникновения заикания, обычно болезнь проходит.
ВИДЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
Заикание у детей это не просто речевой дефект, проявляющийся в замедлении темпов речи и повторах части слов, непроизвольных паузах, а неврологическая проблема. Все эти трудности в речи вызваны судорогами артикуляционных органов и связаны с работой центральной нервной системы. Хотя неспециалисты называют эти проблемы одним общим словом заикание, врачи, логопеды выделяют такие их виды.
В зависимости от механизма возникновения выделяют собственно логоневроз и неврозоподобное заикание:
Логоневроз или невротическое заикание вызывается функциональными расстройствами нервной системы и достаточно успешно лечится.
Неврозоподобное заикание вызвано органическими поражениями центральной нервной системы. Справится с ним намного сложнее.
По физическим проявлениям выделяют более 6 видов. Но так как большая часть из них это смешанные, назовем лишь основные виды.
Клоническое, которое проявляется в неподвластном ребенку повторах и растягивании звуков, слогов или слов.
Тоническое, при котором время от времени малыш не в силах произнести звуки и слова, возникают непроизвольные паузы в его речи.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.
Важно то, как родители реагируют на заикание. Во многом это определяет самовосприятие ребенка
Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение. Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным.
При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:
произносить фразы медленно и спокойно;
использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи;
задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом;
не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ;
ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу.
Когда родители слушают ребенка, нужно:
не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка;
сохранять естественный зрительный контакт;
внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители;
делать паузу перед тем, как ответить на вопрос;
всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо».
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ
Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:
Упорядочение распорядка дня малыша.
Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
Избегание авторитарных методов воспитания.
Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.
Доктор обращает внимание
Заике все время нужно находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.
Не читайте детям много книг, особенно если они не соответствуют возрасту. Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего.
Не разрешайте подолгу смотреть телевизионные передачи. Это перевозбуждает и утомляет детскую нервную систему. Особенно отрицательно влияют передачи, несоответствующие возрасту.
Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев.
Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно.
Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений.
Очень важны занятия танцами и музыкой, которые способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа. Полезны занятия по пению.
Что еще почитать
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАНЯТИЙ
Речевые правила для заикающихся:
Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
Следить за своими движениями.
Общие правила поведения при борьбе с заиканием:
Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.
Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.
Поддержание физической формы
Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.
Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.
Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.
Откажитесь от вредных привычек.
Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:
Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.
ПРИЧИНЫ
Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.
Врожденное
Причины врожденного заикания у детей:
Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.
Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.
Приобретенное
Причины приобретенного заикания у детей:
Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
Повышенные требования родителей.
Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.
Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.
Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.
Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.
Логопедические занятия
Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально. Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.
Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.
Примеры логопедических упражнений:
«Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
«Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
«Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой. Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.
Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.
«Кошка» (ребенок должен несколько раз присесть с поворотом туловища в сторону, при выпрямлении тела делается выдох, при приседании — вдох).
«Насос» (ребенок делает глубокие вдохи и выдохи, губы при этом надо вытягивать трубочкой).
«Ушки» (ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох).
«Ладошки» (руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох).
«Маятник» (наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе).
Точечный массаж
Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.
Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения.
Компьютерные программы
Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы. Их одобряют и используют множество специалистов.
Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.
Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.
Примеры компьютерных программ:
Демосфен;
Speak gentle;
Dr. Fluence.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛЕЧЕНИЯ
Работа с логопедом
Занятия со специалистом проводятся длительное время, не меньше 8 месяцев. Логопед учит малыша произносить трудные звуки, говорить плавно и ритмично, правильно дышать. Часто используется логоритмика – специальные музыкальные упражнения для детей с дефектами речи. В той или иной форме предлагается игра в «молчанку», когда дети должны сдерживать речь на протяжении нескольких дней, а потом постепенно начинать общаться короткими фразами. Разные специалисты работают по различным методикам, выбор остается за родителями.
Дыхательные упражнения
Неправильная постановка дыхания и слабая диафрагма – частые спутники речевых судорог у детей. Комплекс действий, сочетающих движение, вдохи и выдохи, позволяет устранить этот недостаток.
Исходное положение — стоя с опущенными руками. Нужно наклониться вперед, округлив спину, опустив голову. В конце наклона необходимо сделать шумный вдох, затем приподняться не до конца и сделать выдох. Повторить упражнение несколько раз.
Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Нужно поворачивать голову из стороны в сторону, при этом делать вдох в конечной точке, а в процессе поворота производить выдох. Повторить упражнение.
Аппаратные методы лечения заикания
Существует множество компьютерных программ, позволяющих скорректировать работу слухового и речевого центра. Это более актуально для старших детей, способных точно выполнять задания.
В основе аппаратных методик (Speech corrector, Демосфен) лежит проговаривание больным фразы, которую компьютер чуть замедляет и выводит в наушники. Попытка подстроиться под аппарат приводит к плавности и ритмичности речи. В результате судороги теряют свой невротический компонент (исчезают комплексы и стеснение), что положительно сказывается на течении болезни.
Медикаментозное лечение
Терапия этой болезни с помощью лекарств (транквилизаторы, противосудорожные препараты) имеет очень узкую сферу применения. Она возможна лишь при заикании на фоне тяжелого поражения мозга или серьезного психического расстройства. Все другие варианты лечения речевых судорог не включают в себя никакие медикаменты.
Длительность курса лечения заикания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от тяжести симптомов и типа личности. Если логопед, родители и малыш работают сообща, в команде, то шансы на полное исцеление очень велики
Но даже при недостаточных результатах важно помогать малышу адаптироваться, чтобы он чувствовал себя любимым и полноценным, несмотря на дефект
ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ
Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.
Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.
Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.
Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.
Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.
Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет
Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание
Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс
Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.
Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.
Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.
Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.
У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.
ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.
В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.
Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:
стресс, сильный испуг или сильный гнев;
чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
подражание разговору заикающегося родственника или друга;
потеря близкого человека;
проблемы любовного характера.
Патогенез и механизмы развития
Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.
Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.
Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).
Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.
Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.
Чем лечат логоневроз у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: О логоневрозе, его причинах методиках борьбы с недугом пойдет речь в статье.
Статья:
Заикание – это стойкий и частый речевой дефект, который встречается у человека в раннем возрасте. Чем быстрее выявиться заболевание, тем проще его будет лечить. Происходит лечение комплексно и имеет в себе сразу несколько методик. О логоневрозе, его причинах методиках борьбы с недугом пойдет речь в статье.
Что такое заикание
Дефект речи может быть очень обескураживающим. Те из нас, кто говорит нормально, не в состоянии понять глубину страданий заикающегося. По сообщениям, более 70 миллионов человек во всем мире заикаются. В США заикаются более 3 миллионов человек.
Существует день, посвященный повышению осведомленности о дефекте: Международный День осведомленности о заикании (ISAD) проводится 22 октября каждого года. Заикание-это биологическое и неврологическое состояние, которое вызвано несколькими факторами, в том числе генетикой. Множество заикающихся групп по всему миру организуют мероприятия, посвященные этому дню.
Заикание может оказать серьезное влияние на психическое и эмоциональное благополучие человека, даже на его самооценку. Ежедневная коммуникативная деятельность может быть трудной задачей.
Особенно сильно страдают дети, которые заикаются. Взаимодействие со своими одноклассниками или учителями может быть большой проблемой. Над ними либо смеются, либо издеваются из-за их неполноценности.
Забудь говорить по телефону, говорить такие вещи, как » меня зовут… или: «Можно мне чашечку чая?- это может быть утомительное, растянутое проговаривание, затрагивающее как говорящего, так и слушающего.
Говорят, что некоторые известные личности начинали свою жизнь заикаясь. У них было заикание, которое делало публичные выступления большой головной болью.
Даже кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден имел обыкновение заикаться. Над ним издевались одноклассники и монахиня в католической школе за его дефект речи-он годами боролся, чтобы справиться с этой проблемой.
Мы все смотрим на пример для подражания. Вдохновляющие примеры показывают нам, как справиться с жизненными трудностями – и стать хорошим человеком.
Что представляет собой логоневроз у детей
Логоневроз у детей – это нарушение речи, которое проявляется как судорожные, хаотические ее задержки, повторение звуков или затяжное их произношение. Это форма заикания, которая проявилась на фоне невроза.
Симптомы и виды
К основным симптомам логоневроза относят:
Внешне, заболевание у детей протекает также как и в зрелом возрасте. Речь ребенка начинает запинаться, заметны судороги речевого типа, паузы во время голосовых предложений или повторение одних и тех же слов, звуков. Дыхание во время логоневроза поверхностное, не имеет регулярности – больной разговаривает только на вдохе или после полного выдоха.
Врачи-логопеды разделяют эту болезнь на два вида:
Степени заболевания
Причины заикания
Причинами развития логоневроза у детей могут быть психическими, физическими или социальными.
Физиологические причины заикания
Физиологические причины развития логоневроза у ребенка могут быть связаны с проблемами в работе нервной системы, травмой полученной во время родов, а также плохой наследственностью.
В некоторых случаях, развитие болезни по физиологическим причинам может быть связано с органическими нарушениями отделов мозга находящимися под его корой.
Речевые проблемы могут сопутствоваться наличием заболеваний органов, которые связанны с речью или травмой нервной системы по причине перенесения рахита, тифа или кори.
Психологические причины заикания
Причины психологического характера связаны с эмоциональным состоянием ребенка. Развитием логоневроза могут послужить сильными эмоциональными потрясениями. Во время возбуждения, мозг человека начинает работать быстрее, чем его речевой аппарат.
Развитие заикания может сопутствоваться такими факторами:
Социальные причины заикания
Если взрослые должны образом не участвовали в формировании речи ребенка, то у него могут возникнуть такие проблемы как:
Социальной причиной возникновения болезни может быть изучение 2-3 языков в раннем возрасте.
Методы лечения заикания у детей
Логоневроз у детей лечат при помощи логопедических занятий, дыхательных гимнастик, специальных массажей, компьютерных программ и медикаментозного лечения.
Занятия логопедического типа это проведение комплексных упражнений, которые подбираются к каждому ребенку в отдельности. После того как врач выявит степень логоневроза, он выбирает для пациента комплекс занятий, которые помогут нормализовать речь.
Упражнения дыхательного типа проводятся с пациентом, основываясь на методиках А. Стрельниковой. Во время их выполнения, ребенку разрешают сидеть или стоять. Вдохи необходимо вделать резко, выдохи плавно и не быстро. К таким упражнения относят:
Во время проведения точечных массажей направленных на лечение логоневроза у детей происходят плавные и массирующие движения руками, которые воздействуют на края губ, областей носа, мочек ушей и подбородок. При массаже включается расслабляющая музыка или рассказываются добрые стихотворения.
Профилактика и предотвращение заикания у детей
Логоневроз у детей можно предотвратить. Во время профилактики этого заболевания, ребенку, в обязательном порядке необходим правильный распорядок дня:
Ребенку нужно дать стабильность и предсказуемость во всех аспектах его жизни. Обеспечить его от стрессов и нервозностей во время дневных прогулок, пище, а также в развлечениях. Если вы собираетесь принять дома гостей, то нужно предупредить об этом ребенка заблаговременно. Следует исключить появления в доме людей, которые ему не приятные и шумные посиделки.
Детям с логоневрозом, которые ходят в детские сады или школы, нужно обеспечить средние нагрузки физического и умственного типа. Нельзя упускать период утомления малыша. Предлагайте ему отдых или смените его деятельность. Ребенок может заикаться из-за того что ходит сразу в несколько художественных или спортивных кружков, или от него требуют высоких результатов в плане обучения.
Каждый опекун должен обеспечивать своего ребенка снятием напряжения и беспокойства, когда они у него проявляются.
Детям редко назначают для лечения логоневроза медикаментозные препараты.
Эффективны массажи, во время которых происходит растирание и поглаживание чувствительных зон, теплый свет, спокойная музыка и чтение спокойных и добрых сказов на ночь, в которых должен присутствовать хороший конец.
Невротическое заикание у детей — причины возникновения
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Невротическое заикание у детей — форма нарушения речи с изменением ритма, с запинками и повторами. Причиной патологии являются какая-либо психотравмирующая ситуация. Другое название — логоневроз. Для устранения недуга необходим комплексный подход с привлечением психолога, психотерапевта. В статье расскажем, какие симптомы сопровождают заболевание, и как предотвратить прогрессирование болезни.
Что такое невротическое заикание
Невротическое заикание развивается вследствие тонико-клонических и тонических судорог артикуляционной мускулатуры. Происходит спазм мышц, которые участвуют в разговоре: языка, гортани, мягкого неба.
Провоцирующим фактором является стресс, психологическая травма в детском возрасте. Возникает обычно в 4 – 5 лет, когда дети начинают активно разговаривать. Однако он может развиться и в более раннем, и в более старшем возрасте.
Наиболее часто причиной невротического заикания являются следующие ситуации:
Еще одна из причин — наследственность. У таких деток с рождения имеется функциональная недостаточность речевого аппарата, что в итоге приводит к заиканию. Поэтому нельзя терять бдительность: не допускайте эмоционального перенапряжения, стрессов. Воспитание и общение должны строится на полном контроле родителями своих эмоций: не срывайтесь на малыше, не кричите на него и не ругайте. Старайтесь находить компромиссы и решайте вопросы с заботой, любовью.
В некоторых семьях родители склонны форсировать развитие ребенка, в том числе речь. С ребенком постоянно занимаются, предъявляются повышенные требования, не учитывающие индивидуальные особенности. Нагружают его чтением, заставляют разучивать сложные слова, стихи. Очевидно, что это непосильные нагрузки в физическом и психическим отношениям. Рано или поздно эта причина приводит к срыву, истерикам, в том числе нарушению речи.
Если в семье уже есть заикающийся человек, малыш может ему подражать.
Симптомы невротического заикания у детей
Невротическая форма заикания у детей характеризуется нестабильной клинической картиной. В спокойной обстановке речь практически обычная, без затруднений. При волнении, эмоциональном перенапряжении, непривычной обстановке у ребенка развивается сильное заикание. Например, таким деткам проблематично отвечать на занятиях, знакомиться с людьми.
Постепенно речевые затруднения сказываются на поведении и характере. Ребенок сознательно не употребляет труднопроизносимые слова, маскирует свой дефект растягиванием звуков. Он избегает незнакомые компании, избегает волнительных ситуаций: выступлений на публике, споров. Дошкольники отказываются участвовать в праздниках, утренниках.
В дальнейшем это откладывает отпечаток на всю жизнь и приводит к огромным комплексам, неумению вливаться в коллектив, разговаривать с людьми. Вот почему нужно вовремя обратиться к специалистам и провести коррекцию заикания.
Первые признаки болезни
При острой психологической травме заикание возникает как невротическая реакция, когда у малыша проходит шоковое состояние.
Хронический стресс приводит к постепенному нарастанию симптомов. Сначала возникают эпизоды затрудненной речи, которые в дальнейшем или проходят, или закрепляются.
Невротическое заикание заключается в прерывистой речи или удлинении звуков (тоническая форма), повторах звуков, слогов или слов (клоническая форма). Встречается и смешанный тип.
Невротическому заиканию у детей сопутствуют другие признаки проблем по неврологии: нарушения сна, фобии, недержание мочи, неврозы.
Диагностика
Диагноз ставится после полного обследования ребенка с участием логопеда и невролога. При необходимости привлекаются другие специалисты: дефектолог, психолог, психотерапевт.
Выделяют следующие этапы диагностики:
Для уточнения диагноза проводится ЭЭГ, РЭГ, МРТ или КТ. Аппаратные методы диагностики позволяют выявить структурные или функциональные изменения центральной нервной системы, если они есть, исключить или подтвердить проблемы по неврологии.
Как лечить
Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.
Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.
Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.
Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться.
Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.
Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.
Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.
В сложных случаях показана гипнотерапия.
Упражнения при невротическом заикании
Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.
Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:
Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.
Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.
Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.
Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.
Профилактика заикания
Грамотная тактика со стороны родителей позволят предотвратить прогрессирование заикания и предупредить его повторное появление.
Эффективны следующие меры:
Главное в вашей ситуации — внутреннее и внешнее спокойствие. Пусть малыш знает, что мама рядом, что любит его и заботится о нем. Он должен чувствовать вашу уверенность и веру в него. Так он будет более расслабленным, будет охотнее выполнять все задания, а это именно то, что нам нужно.
Не зацикливайтесь на его состоянии, не водите его бесконечно по врачам. Ребенку будет полезнее расти в спокойной атмосфере доверия, любви и заботы. Акцентируйте свое внимание и внимание малыша на успехах, на его достижениях. В таких условиях вы быстрее и легче победите невротическое заикание, а ваш малыш порадует вас правильной речью без признаков запинки.
Заикание у детей
Причины, симптомы
и методы коррекции
Содержание статьи:
Что такое заикание?
Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Основные причины заикания у детей
Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.
Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:
Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.
Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.
«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»
Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.
Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.
Симптомы логоневроза
Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:
Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.
Формы и типы заикания у детей
Формально принято выделять две формы заикания:
Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.
По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.
Заикание классифицируется и по степени тяжести:
Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜
Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?
Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.
Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.
Полезные упражнения:
Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.
Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.
Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.
Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.
Занятия с логопедом
Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:
Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.
Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:
Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.
Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.
Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.
Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!
Вы научитесь:
1. дифференцировать итерации и истинное заикание;
2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.
3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;
4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.
Что делать, если ребенок заикается?
Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.
Что такое заикание
Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.
Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.
Когда человечество начало заикаться?
Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.
В каком возрасте появляется проблема?
Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.
Из-за чего ребенок может начать заикаться
Органические причины
Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:
В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.
Приобретенные причины
В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:
Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.
По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.
Как понять, что у малыша речевые нарушения?
Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:
Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.
С чего начать лечение, когда заикается ребенок
Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.
Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.
Какой врач лечит заикание?
Логопед
Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.
Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.
Психолог
Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.
Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:
Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.
Что делать родителям дома?
Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.
Режим
Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.
Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.
Интонации
Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.
Похвала
Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.
Обстановка
В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.
Досуг
Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.
Общение
Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.
Активность
Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.
Ограничения
Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.
Какой должна быть речь взрослых
Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:
Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.
Что нужно делать для избавления от заикания
Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.
Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:
Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.