Чем легенда об арионе напоминает миф

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика

Арион у А.С. Пушкина и в мифах.

Арион у А.С. Пушкина и в мифах. (В помощь учителю)

Чем легенда об арионе напоминает миф

АРИОН

Чем легенда об арионе напоминает миф

Когда корабль, на котором плыл Арион, причалил к берегу, Периандр послал за капитаном и командой, а когда те явились, спросил их с притворной тревогой об Арионе.

— Его задержало в Тенаре чрезмерное гостеприимство жителей, — ответил капитан. Периандр заставил их всех поклясться на могиле дельфина в том, что слова капитана — правда, а когда те поклялись, явил их глазам Ариона. Поскольку вину свою они отрицать не могли, их тут же предали казни. Позднее Аполлон поместил образ Ариона и его лиры среди звезд

3. Имя Икадий, означающее «двадцатый», возможно, связано с днем в месяце, когда праздновалось его пришествие.

Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения. Вчитываясь в его насыщенные широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с воспоминаниями о нём современников, родственников, потомков, мы полнее постигаем тайные пружины человеческих взаимоотношений, которые отразились в его произведениях. Одним из таких произведений является стихотворение “Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу не случайно: здесь тесная связь с мифологией.

Геродот – знаменитейший греческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный почётного имени Отца истории.

Словарная работа, которую предлагает автор программы, подразумевает знакомство с малоизвестными или неизвестными словами и выражениями из легенды, а также постижение их смысла. Словарную работу необходимо проводить при изучении каждого произведения. Времени на неё обычно уходит много, однако, по мнению Б.С.Дыхановой, это

Такая постоянная, обязательная работа рождает творческое и любовное отношение к русскому языку. Обогащающая активный словарь школьника словарная работа спонтанно сопрягается с формированием представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается художественное произведение, о её бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей культурой происходит без пространных вступлений, натуженного зазубривания – благодаря каждодневному вниманию к семантике художественных деталей, воплощённых в словесной структуре текста. Выяснение предметных значений слов способствует тому, что из совокупности наименований складывается живая, и динамичная картина того или иного времени, его культурный облик.

При изучении мифа словарная работа займёт немного времени. Учащиеся выяснят, что значит слово “тиран”; как возникло определение “несравненный кифаред” и означает ли этот эпитет запрет на какие бы то ни было сравнения с другими музыкантами; познакомятся со словом “кифара”; определят, к какому из слов “кров” или “кровь” восходит по значению корень в слове “сокровище”; установят в прямом или переносном значении употреблено понятие “смягчить” (“не удалось смягчить корабельщиков”) и какое современное слово восходит к понятию “погребенный” (“…быть погребенном в земле”).

В тетрадях появятся записи:

Тиран – (от господин) – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление ( что такое полис, учащиеся знают из учебника “История древнего мира”)

Кифаред – тот, кто играет на кифаре.

Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.

Сокровище – собственно-русское. Возникло лексико-семантическим путём на базе сокровище – “кладовая, хранилище, сокровенное место”, “кров”.

Не удалось смягчить корабельщиков – употреблено в значении “сделать менее суровыми и строгими, но более мягкими и уступчивыми”.

Быть погребённом в земле – похороненным.

После понимания первого слоя прочитанного текста, который помогла сделать словарная работа, необходимо переходить к поэтапному постижению смысла произведения. Это помогут сделать эвристические вопросы.

Они обращены к самому тексту и к личному опыту школьника и организуют интеллектуальную деятельность учащихся и учителя, обеспечивают их сотворчество. Такой способ активизирует деятельность учащихся, способствует более глубокому пониманию текста, развивает наблюдательность, тренирует внимание и память, формирует коммуникативную компетентность Темп эвристической беседы зависит от общего уровня и умственного развития классного коллектива. К тексту легенды об Арионе можно задать следующие вопросы:

1.Почему, согласно записи, “величайшее диво” приключилось не в судьбе кифареда Ариона, а в жизни тирана Коринфа?

2.Действен ли способ защиты от злого умысла, избранный Арионом? В чём сила искусства?

3.Как жертвенный дар характеризует личность самого певца?

4.В чём чудо спасения Ариона?

5. Почему Периандр заключил под стражу не корабельщиков, а их жертву? Логично ли это?

6.Какие представления древних о законах, управляющих жизнью людей, выражает эта легенда? В чём её нравственный смысл?

А затем читается стихотворение А.С.Пушкина “Арион” (можно послушать чтение наизусть заранее подготовленного ученика).

Для понимания прочитанного проводим словарную работу. В зависимости от времени её можно увеличить или уменьшить.

В ходе этой работы у учащихся появляется запись в тетради:

парус напрягали – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо – натягивали, прикладывая усилия;

Следующие задания для компенсации недостатка времени лучше выполнить группами.

Первая группа определяет, в каком значении употреблены в контексте стихотворения слова мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн), беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь шумный), таинственный (таинственный певец). Находит обособленные определения и приложения, объясняет знаки препинания при них, односоставные предложения, указывает вид и способ выражения главного члена (те, кто обучается по технологии Ю.А.Поташкиной, могут определить ситуативные типы простых предложений).

Вторая группа разбирает по составу и делает словообразовательный анализ слов кормщик, пловец, певец; производит морфологический разбор всех имён прилагательных из текста (мощны, умный, грузный, беспечной, шумный, таинственный, прежние, влажную).

Третья группа определяет все части речи в предложении “Другие дружно упирали в глубь мощны вёслы”, приводит грамматический омоним к сочетанию в глубь, составляет с омонимом предложение. Производит морфологический разбор наречий и объясняет их правописание (много, дружно, вдруг, с налёту).

Такая работа необходима не только для понимания стиля текста, но и для компенсации знаний по языку в целом.

Далее при помощи эвристических вопросов проводим сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноимённого пушкинского стихотворения. Итоги размышлений отражаем в опорной схеме.

1. В чём сходство двух текстов? (рассматривается сходство и различие в названиях, в сюжете, в деталях, в составе участников событий, итог этих событий). Здесь учащиеся могут не только высказывать свою точку зрения, но и опираться на мнения различных критиков по поводу данного стихотворения, например, Д.Благова, который утверждает, что “в пушкинском “Арионе” отсутствует какой-либо мифологический элемент”. Приводя пример из литературоведческого произведения, они учатся отстаивать свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с авторами.

2.Совмещается ли в пушкинском тесте образ, заданный названием, и “я” лирического героя? Почему имя древнегреческого певца употреблено лишь в названии стихотворения?

Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI вв. до нашей эры. Образ, заданный в названии и “я” лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся Арион – это Пушкин.

3.В каких отношениях были мифологические Арион и корабельщики – в дружеских или враждебных?

В мифе корабельщики враждебно относились к Ариону. Они “задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами”.

4.А что у Пушкина – противостояние или союз певца и пловцов?

У Пушкина – союз певца и пловцов. Он среди тех, кто находится на челне (“нас было много на челне”). У каждого было своё дело, “а я – беспечной веры полн, Пловцам я пел”. В следующих строках эпитет “таинственный певец” напоминает о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи Пушкина тайно распространялись среди читателей.

5. Какова мотивация пения в легенде об Арионе и в пушкинском тексте?

Особой значимости нет. Корабль, конечно, более устойчив, но открытое море для него также опасно, как и челну.

7. Случайно ли, что в пушкинской стихотворной интерпретации нет дельфина, с которым в мифе связано чудо спасения Ариона?

Не случайно. В “Арионе” герой на берег выброшен грозою. У Пушкина образы “непогоды”, “грозы”, “волн”, “ветра”, “бури” употребляются в качестве политических метафор. Это спасение в сознании Пушкина являлось счастливой случайностью и подтверждением его поэтического дара, благодаря которому ему удалось укротить свирепость бури.

8.Давайте переместимся в пушкинскую эпоху. Мог ли автор в этом стихотворении отождествлять собственную судьбу с судьбой мифического героя. Что означает апелляция к древнегреческому мифу? Чем отличается от мифологических у Пушкина картина бури, чудесное спасение? Просматривается ли здесь связь с историческими событиями пушкинской эпохи и его авторской биографией?

9.Что могло означать в таком историческом контексте заявление “Я гимны прежние пою”? Что такое гимн? Чем он отличается от песни?

10. Что же такое “Арион” Пушкина – всего лишь стихотворный перевод древнегреческого мифа или самостоятельное художественное произведение, в котором автор, используя мифологическую символику, преследует собственные художественные цели? Каковы эти цели?

По ходу ответов учащиеся составляют таблицу, которая будет являться для них опорой в подготовке домашнего задания. Дома они пишут сочинение по теме урока или готовят устный ответ.

Источник

«Легенда об Арионе» — краткое содержание и история написания

Литература Греции – самая древняя на планете. Созданные греками античные тексты стали эталонами и до эпохи Возрождения изучались в европейских университетах. Греки, благодаря присущему им чувству пропорции и симметрии, создали совершенные художественные формы.

Под непосредственным влиянием греческой литературы складывалась и вся европейская. Большинство античных текстов были рассчитаны не на чтение, а на устное исполнение. Древние сказания передавались из уст в уста, и каждый певец, продолжая дело своего предшественника, добавлял различные подробности. Так рождались легенды и мифы.

Легенда и миф – в чем отличие?

В мифах и легендах греки отражали свое миропонимание и мировоззрение, все процессы, происходящие в природе и обществе. Древние греки одушевляли силы природы, и все происходящее на земле в их представлении — это судьбоносные решения и действия богов.

В центре греческих мифов — всемогущие, неведомые боги. Так появились мифы о грозе морей Посейдоне, о громовержце Зевсе, о мудрой воительнице Афине, о владыке подземного мира Аиде и многие другие.

Легенды же повествовали об исторических событиях, о происходящем в незапамятные времена. Как, например, знаменитая «Легенда об Арионе», краткое содержание которой приводится в этой статье. Написана она древнегреческим историком. Но учёные не считают легенды достоверными источниками. Конечно, они не отрицают, что многие сказания основаны на реальных событиях, но зачастую они преувеличены.

Герои легенд наделены качествами, которые ценятся в людях: красотой, умом, мужеством, храбростью и силой. Смертны, как обычные люди, но совершают свои подвиги с помощью богов или другой сверхъестественной силы. Хороший пример — «Легенде об Арионе» Геродота. В кратком содержании ее упоминаются и реальные исторические личности, и мифические существа.

Геродот – «отец истории»

Одна из красивых легенд Древней Греции была написана историком Геродотом. Жил автор первого трактата «История» в V веке до н. э. Геродот много путешествовал и собирал рассказы о прошлом. В своих работах он уделял много внимания местным легендам и преданиям. Так и родилась «Легенда об Арионе» Геродота. Очень краткое содержание, приведенное в статье, не раскроет всю красоту этого произведения, но, думается, побудит к прочтению оригинала.

Сочинения Геродота в современном понимании — это не исторические исследования, а мастерское повествование одаренного и любознательного человека. Геродот ездил по местам великих сражений и все записывал. Во многих его сочинениях собраны обширные исторические и географические сведения. Это отметил и римский оратор Цицерон, называя Геродота «отцом истории».

Об авторе книги

Геродот (около 485 — 430 гг. до н.э.) Древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Считается, что он родился в Галикарнасе, греческом городе на юго-западе Малой Азии, находившемся тогда под властью Персии. В юности Геродот принимал участие в восстании против Лигдама, тирана Галикарнаса, и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилон, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Писать «Историю», прославившую его на века и тысячелетия, Геродот, вероятно, начал в своих странствиях. Это колоссальный труд — изложение событий от мифических времен до современных автору греко-персидских войн. Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз. Вернувшись еще молодым человеком на родину, в Галикарнас, путешественник вновь принял участие в народном движении против тирана Лигдама и содействовал его свержению. В 444 г. до н. э. Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец жизни он удалился в Италию, в Туриум, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

Кто герои легенды Геродота?

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Легенды об Арионе», рассмотрим, что в ней вымысел, а что основано на реальных событиях. Арион, главный герой легенды — историческое лицо. Греческий поэт и певец, он жил в VII веке до н. э. и не только искусно владел лирой и славился как непревзойденный музыкант, Арион придал прекрасным гимнам в честь бога Диониса художественное и музыкальное оформление. В исполнение он ввел сатиров, говоривших стихами, и эти гимны получили название дифирамбы.

В древнегреческих сборниках находилось около 2000 стихотворений Ариона, но до нашего времени не дошло ни одного. Некоторые документы упоминают благодарственный гимн Посейдону, который исполнил Арион, также ссылаются и на его авторство. На самом деле гимн его перу не принадлежит, так как составлен на ионийском диалекте. Арион был уроженцем Лесбоса и составлял гимны на эолийском. Арион провел большую часть жизни вдали от родины, и его привлек блеск двора коринфского правителя.

Геродот описывает Периандра, о котором также упоминается в кратком содержании «Легенды об Арионе», как злого тирана. По определению древних греков того времени, тиран – это лицо, захватившее власть силой. Как представитель аристократического рода, тиран получил прекрасное образование и еще при жизни слыл величайшим мудрецом своего времени.

Периандр, как и все его властные предшественники, покровительствовал искусствам. Тиран оценил талант поэта и дружески относился к нему. При помощи Ариона он установил в Коринфе государственный культ Диониса. О знаменитом певце и его удивительном спасении у коринфян и лесбосцев сохранилось предание.

Онлайн чтение книги Мифы Древней Греции Арион

87. Арион

Арион с острова Лесбос был сыном Посейдона и нимфы Онеи; он прекрасно владел лирой и сочинял дифирамбы в честь Диониса. Однажды его покровитель, коринфский тиран Периандр, нехотя разрешил ему отправиться в Тенар, город в Сицилии, куда его пригласили принять участие в музыкальном празднике. Ариону на нем досталась главная награда, а его поклонники сделали ему столько богатых подарков, что у матросов, взявшихся доставить его обратно в Коринф, взыграла алчность.

— Нам жаль, Арион, но ты должен умереть, — сказал капитан судна.

— Какое преступление я совершил? — спросил Арион.

— Ты слишком богат, — ответил капитан.

— Пощадите мою жизнь, и я отдам вам все мои дары, — взмолился Арион.

— Что тебе стоит отказаться от своего обещания, когда мы прибудем в Коринф? — произнес капитан. — На твоем месте и я бы поступил так же. Вынужденный подарок — это уже не подарок.

— Хорошо, — смирившись со своей судьбой, вскрикнул Арион, — только позволь мне спеть последнюю песню.

Получив разрешение, Арион оделся в свои лучшие одежды, взошел на нос корабля, и его исполненный чувством напев вознесся к богам. Закончив петь, он прыгнул за борт, а судно поплыло дальше.

b. Однако его песня привлекла стаю дельфинов, любящих музыку, один из них взял Ариона к себе на спину, и в тот же вечер тот уже был в Коринфе, опередив на несколько дней свой корабль. Периандр обрадовался чудесному спасению Ариона, а дельфин, не желая расставаться с певцом, настоял на том, чтобы сопровождать его во дворец, где вскоре пал жертвой дворцовой роскоши. Арион устроил дельфину пышные похороны.

Когда корабль, на котором плыл Арион, причалил к берегу, Периандр послал за капитаном и командой, а когда те явились, спросил их с притворной тревогой об Арионе.

— Его задержало в Тенаре чрезмерное гостеприимство жителей, — ответил капитан.

Периандр заставил их всех поклясться на могиле дельфина в том, что слова капитана — правда, а когда те поклялись, явил их глазам Ариона. Поскольку вину свою они отрицать не могли, их тут же предали казни. Позднее Аполлон поместил образ Ариона и его лиры среди звезд1.

с. Арион был не первым человеком, которого спас дельфин. Дельфин спас Энала, когда тот прыгнул за борт, чтобы не расставаться со своей возлюбленной Финеидой, которую, по требованию оракула и по жребию, бросили в море, чтобы умилостивить Амфитриту. Это случилось, когда на корабле плыли люди, возглавляемые сыновьями Пентила, чтобы основать первую колонию на острове Лесбос. Второй дельфин спас Финеиду. В другой раз дельфин не дал утонуть Фаланту в Крисейском море, когда тот плыл на корабле в Италию. Аналогичным образом критянину Икадию, брату Иаписа, потерпевшему крушение на пути в Италию, дельфин указал путь в Дельфы, дав этому месту его имя, поскольку этим дельфином был сам Аполлон2.

1Геродот I.24; Гигин. Мифы 194; Павсаний III.25.5.

2Плутарх. Пир семи мудрецов 20; Павсаний X.13.5; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия III.332.

1. Арион и Периандр — исторические лица, жившие в VII в. до н.э.; сохранился даже фрагмент «Гимна к Посейдону», написанного Арионом. Рассказ, вероятно, основывается частично на легенде, согласно которой песни Ариона привлекли стаю дельфинов и, таким образом, заставили матросов отказаться от убийства Ариона с целью ограбления; ведь известно, что дельфины и тюлени особенно неравнодушны к музыке. Частично же рассказ объясняется неверным толкованием статуи бога Палемона, который изображен прибывающим в Коринф на спине дельфина с лирой в руке (см. 70.5). Мифический оттенок придает истории тот факт, что Арион назван сыном Посейдона, как и его тезка — дикий конь Арион (см. 16. f ), а также то, что его имя добавлено к созвездию Лиры. Павсаний, спокойный и правдивый автор, сомневается в правдивости рассказа об Арионе, приводимом Геродотом, но сообщает, что в местечке Пороселена своими глазами видел дельфина, которого сильно покалечили рыбацкие сети. Один мальчик вылечил дельфина, после чего тот всегда приплывал на зов мальчика и в благодарность катал его на спине (III.25.7).

2. Миф об Энале и Финеиде, вероятно, возник на основе ритуального изображения, на котором Амфитрита и Тритон плывут верхом на дельфинах. Энал у Плутарха связывается с культом осьминога, а его имя напоминает имя Эдип, именно так звали Дитя нового года в Коринфе (см. 105.1). В Митилене такого ребенка тоже звали Эналом, а в Италии — Фалантом. Тарант, сын Посейдона и дочери Миноса Сатиреи («принадлежащая сатирам»), был новорожденным годом, являвшимся верхом на дельфине, в городе Таренте, который, как считается, он основал и в котором было его святилище как героя (Павсаний X.10.4). Фалант, который в 708 г. до н.э. основал дорийский Тарент, перенял культ дельфина от сицилийских автохтонов, связанных некогда с Критом.

3. Имя Икадий, означающее «двадцатый», возможно, связано с днем в месяце, когда праздновалось его пришествие.

Путь в Коринф

Краткое содержание «Легенды об Арионе» начинается с рассказа автора об Арионе из Мефимны, несравненном кифареде своего времени. Как рассказывают коринфяне и лесбосцы, с ним приключилось однажды великое диво – он был вынесен дельфином из моря.

Многие годы служил Арион у тирана Периандра. Но пришло время, когда захотелось ему отправиться в Италию. Там великий певец нажил большое богатство и решил вернуться в Коринф. Он нанял коринфских мореходов, так как больше никому не доверял, и отправился в путь из Таранта.

Задумали корабельщики завладеть его сокровищами и решили выбросить Ариона в открытое море. Он, догадавшись о злом умысле корабельщиков, умолял их забрать все его богатства и сохранить ему жизнь. Ариону не удалось смягчить моряков, те велели ему лишить себя жизни, и в таком случае прах его будет предан земле. Иначе он должен был броситься в море.

Арион упросил моряков, позволить спеть последний раз в полном облачении певца. И тогда он лишит себя жизни. Корабельщики обрадовались тому, что услышат лучшего певца во всем свете. Арион облачился в наряд певца и исполнил торжественную песнь, стоя на корме корабля. Окончив петь, он кинулся в море.

Сюжет в тезисах

Чем легенда об арионе напоминает миф
Чудесное спасение

Арион и дельфин

Корабль уплыл. Но великому кифаристу не суждено было утонуть, его подхватил на спину дельфин и доставил к берегу. Певец по прибытии в Коринф рассказал правителю обо всем, что произошло. Но Периандр не поверил ему и велел заключить певца под стражу.

Когда в Коринф прибыли корабельщики, тиран вызвал их к себе и спросил, что они слышали об Арионе. Моряки ответили, что тот живет и здравствует в Италии. Тогда Периандр велел привести певца. Когда появился Арион во всем облачении, в котором бросился в море, моряки во всем признались. Арион принес жертвенный дар – поставил на Тенаре, где дельфин высадил его на берег, бронзовую статую человека с дельфином. Так закончил эту удивительную историю Геродот.

«Легенда об Арионе». Анализ произведения

В этом произведении автор затрагивает несколько проблем. Жадность и алчность определили поведение корабельщиков. Им было известно о том, что Арион – великий певец, и сами они не решились его убивать. Слушая его последнюю песню, они все же помнили о том, что Арион везет великое богатство. Он предлагал морякам свои сокровища, зная, что самое ценное – это жизнь. Их это не остановило, но певец был чудесным образом спасен. Добро всегда побеждает зло.

Корабельщики не раскаялись в содеянном и пришли к правителю, уверенные, что певец погиб и им все сойдет с рук. Кроме того, на вопрос Периандра о том, знают ли они, где Арион, моряки хладнокровно лгали, что оставили певца в Таранте «в полном благополучии». Когда появился Арион, их ложь открылась. Краткое содержание «Легенды об Арионе» Геродота показывает, что автор вывел в произведении мораль: все тайное, всегда становится явным.

Периандр приказал заключить Ариона под стражу. Он не поверил ему, несмотря на то что Арион много лет служил у него и пел для него хвалебные гимны. Как мудрый правитель он хотел выслушать и другую сторону конфликта. О чем это говорит? Даже многолетняя служба и восторженная хвала не спасут от справедливого гнева правителя и не предоставят защиты.

Но основная идея произведения – спасительная сила и ценность искусства, обаяние и красота творца. Именно об этом хотел сказать Геродот в «Легенде об Арионе». Герой повествования ведет себя достойно. Арион не боится угроз корабельщиков и говорит им, что хочет спеть в полном облачении певца. Почему? Показать корабельщикам, что для него важно не богатство, а искусство.

Источник

Урок литературы. Легенда об Арионе.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Чем легенда об арионе напоминает миф

Содержимое разработки

Чем легенда об арионе напоминает миф

Чем легенда об арионе напоминает миф

Легенды, как и мифы, рассказывали об исторических событиях и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Чем легенда об арионе напоминает миф

В чём же разница между мифом и легендой?

Чем легенда об арионе напоминает миф

Сравнение мифов и легенд

Относится к эпическим жанрам устного народного творчества и характеризуется широким обобщением символических образов.

Жанр народного эпоса, в основе которого лежат реальные события.

Повествует о жизни бессмертных богов.

Смертные герои, которым часто покровительствуют высшие силы.

Временной охват событий значительно шире, чем в легендах.

События ограничены временными рамками.

Фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность.

Основной приём построения сюжета — гипербола (преувеличение).

Чем легенда об арионе напоминает миф

Одна из самых красивых легенд Древней Греции — это «Легенда об Арионе» древнегреческого историка Геродота.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Геродот первый древнегреческий историк. Жил в V веке до Рождества Христова. Совершая дальние путешествия, он собирал и записывал рассказы о прошлом. Геродот побывал на местах многих крупных сражений и написал историю греко-персидских войн. Большое место он уделял местным мифам и сказаниям. Римский оратор Цицерон назвал Геродота «отцом истории»..

Чем легенда об арионе напоминает миф

Арион — это реальное историческое лицо. Он жил в VII веке до нашей эры и являлся несравненным, великим кифаредом Древней Греции.

Кифаред — древнегреческий музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте древних греков, родственном лире.

Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра, коринфского тирана-правителя. Затем он решил отправиться в Тарант, город на Сицилии, куда его пригласили принять участие в музыкальном празднике. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: выбросить Ариона в открытое море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. В таком отчаянном положении Арион упросил корабельщиков позволить ему спеть в полном наряде певца. Он облачился в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песню., после чего ринулся в море. Но последняя песня великого музыканта привлекла стаю дельфинов. Один из дельфинов подхватил Ариона на спину и вынес к острову Тенару.

Завладев богатствами Ариона, корабельщики отправились в Коринф. Когда корабельщики прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и стал расспрашивать о судьбе Ариона. В это время вошел Арион в том самом наряде, в котором он бросился в море.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Почему это произведение

Чем легенда об арионе напоминает миф

В «Легенде об Арионе» Геродот говорит о спасительной силе искусства, об обаянии и таланте певца, о ценности жизни и превосходстве человеческого достоинства над алчностью и вероломством.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика

Арион у А.С. Пушкина и в мифах.

Арион у А.С. Пушкина и в мифах. (В помощь учителю)

Чем легенда об арионе напоминает миф

АРИОН

Чем легенда об арионе напоминает миф

Когда корабль, на котором плыл Арион, причалил к берегу, Периандр послал за капитаном и командой, а когда те явились, спросил их с притворной тревогой об Арионе.

— Его задержало в Тенаре чрезмерное гостеприимство жителей, — ответил капитан. Периандр заставил их всех поклясться на могиле дельфина в том, что слова капитана — правда, а когда те поклялись, явил их глазам Ариона. Поскольку вину свою они отрицать не могли, их тут же предали казни. Позднее Аполлон поместил образ Ариона и его лиры среди звезд

3. Имя Икадий, означающее «двадцатый», возможно, связано с днем в месяце, когда праздновалось его пришествие.

Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения. Вчитываясь в его насыщенные широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с воспоминаниями о нём современников, родственников, потомков, мы полнее постигаем тайные пружины человеческих взаимоотношений, которые отразились в его произведениях. Одним из таких произведений является стихотворение “Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу не случайно: здесь тесная связь с мифологией.

Геродот – знаменитейший греческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный почётного имени Отца истории.

Словарная работа, которую предлагает автор программы, подразумевает знакомство с малоизвестными или неизвестными словами и выражениями из легенды, а также постижение их смысла. Словарную работу необходимо проводить при изучении каждого произведения. Времени на неё обычно уходит много, однако, по мнению Б.С.Дыхановой, это

Такая постоянная, обязательная работа рождает творческое и любовное отношение к русскому языку. Обогащающая активный словарь школьника словарная работа спонтанно сопрягается с формированием представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается художественное произведение, о её бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей культурой происходит без пространных вступлений, натуженного зазубривания – благодаря каждодневному вниманию к семантике художественных деталей, воплощённых в словесной структуре текста. Выяснение предметных значений слов способствует тому, что из совокупности наименований складывается живая, и динамичная картина того или иного времени, его культурный облик.

При изучении мифа словарная работа займёт немного времени. Учащиеся выяснят, что значит слово “тиран”; как возникло определение “несравненный кифаред” и означает ли этот эпитет запрет на какие бы то ни было сравнения с другими музыкантами; познакомятся со словом “кифара”; определят, к какому из слов “кров” или “кровь” восходит по значению корень в слове “сокровище”; установят в прямом или переносном значении употреблено понятие “смягчить” (“не удалось смягчить корабельщиков”) и какое современное слово восходит к понятию “погребенный” (“…быть погребенном в земле”).

В тетрадях появятся записи:

Тиран – (от господин) – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление ( что такое полис, учащиеся знают из учебника “История древнего мира”)

Кифаред – тот, кто играет на кифаре.

Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.

Сокровище – собственно-русское. Возникло лексико-семантическим путём на базе сокровище – “кладовая, хранилище, сокровенное место”, “кров”.

Не удалось смягчить корабельщиков – употреблено в значении “сделать менее суровыми и строгими, но более мягкими и уступчивыми”.

Быть погребённом в земле – похороненным.

После понимания первого слоя прочитанного текста, который помогла сделать словарная работа, необходимо переходить к поэтапному постижению смысла произведения. Это помогут сделать эвристические вопросы.

Они обращены к самому тексту и к личному опыту школьника и организуют интеллектуальную деятельность учащихся и учителя, обеспечивают их сотворчество. Такой способ активизирует деятельность учащихся, способствует более глубокому пониманию текста, развивает наблюдательность, тренирует внимание и память, формирует коммуникативную компетентность Темп эвристической беседы зависит от общего уровня и умственного развития классного коллектива. К тексту легенды об Арионе можно задать следующие вопросы:

1.Почему, согласно записи, “величайшее диво” приключилось не в судьбе кифареда Ариона, а в жизни тирана Коринфа?

2.Действен ли способ защиты от злого умысла, избранный Арионом? В чём сила искусства?

3.Как жертвенный дар характеризует личность самого певца?

4.В чём чудо спасения Ариона?

5. Почему Периандр заключил под стражу не корабельщиков, а их жертву? Логично ли это?

6.Какие представления древних о законах, управляющих жизнью людей, выражает эта легенда? В чём её нравственный смысл?

А затем читается стихотворение А.С.Пушкина “Арион” (можно послушать чтение наизусть заранее подготовленного ученика).

Для понимания прочитанного проводим словарную работу. В зависимости от времени её можно увеличить или уменьшить.

В ходе этой работы у учащихся появляется запись в тетради:

парус напрягали – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо – натягивали, прикладывая усилия;

Следующие задания для компенсации недостатка времени лучше выполнить группами.

Первая группа определяет, в каком значении употреблены в контексте стихотворения слова мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн), беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь шумный), таинственный (таинственный певец). Находит обособленные определения и приложения, объясняет знаки препинания при них, односоставные предложения, указывает вид и способ выражения главного члена (те, кто обучается по технологии Ю.А.Поташкиной, могут определить ситуативные типы простых предложений).

Вторая группа разбирает по составу и делает словообразовательный анализ слов кормщик, пловец, певец; производит морфологический разбор всех имён прилагательных из текста (мощны, умный, грузный, беспечной, шумный, таинственный, прежние, влажную).

Третья группа определяет все части речи в предложении “Другие дружно упирали в глубь мощны вёслы”, приводит грамматический омоним к сочетанию в глубь, составляет с омонимом предложение. Производит морфологический разбор наречий и объясняет их правописание (много, дружно, вдруг, с налёту).

Такая работа необходима не только для понимания стиля текста, но и для компенсации знаний по языку в целом.

Далее при помощи эвристических вопросов проводим сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноимённого пушкинского стихотворения. Итоги размышлений отражаем в опорной схеме.

1. В чём сходство двух текстов? (рассматривается сходство и различие в названиях, в сюжете, в деталях, в составе участников событий, итог этих событий). Здесь учащиеся могут не только высказывать свою точку зрения, но и опираться на мнения различных критиков по поводу данного стихотворения, например, Д.Благова, который утверждает, что “в пушкинском “Арионе” отсутствует какой-либо мифологический элемент”. Приводя пример из литературоведческого произведения, они учатся отстаивать свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с авторами.

2.Совмещается ли в пушкинском тесте образ, заданный названием, и “я” лирического героя? Почему имя древнегреческого певца употреблено лишь в названии стихотворения?

Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI вв. до нашей эры. Образ, заданный в названии и “я” лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся Арион – это Пушкин.

3.В каких отношениях были мифологические Арион и корабельщики – в дружеских или враждебных?

В мифе корабельщики враждебно относились к Ариону. Они “задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами”.

4.А что у Пушкина – противостояние или союз певца и пловцов?

У Пушкина – союз певца и пловцов. Он среди тех, кто находится на челне (“нас было много на челне”). У каждого было своё дело, “а я – беспечной веры полн, Пловцам я пел”. В следующих строках эпитет “таинственный певец” напоминает о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи Пушкина тайно распространялись среди читателей.

5. Какова мотивация пения в легенде об Арионе и в пушкинском тексте?

Особой значимости нет. Корабль, конечно, более устойчив, но открытое море для него также опасно, как и челну.

7. Случайно ли, что в пушкинской стихотворной интерпретации нет дельфина, с которым в мифе связано чудо спасения Ариона?

Не случайно. В “Арионе” герой на берег выброшен грозою. У Пушкина образы “непогоды”, “грозы”, “волн”, “ветра”, “бури” употребляются в качестве политических метафор. Это спасение в сознании Пушкина являлось счастливой случайностью и подтверждением его поэтического дара, благодаря которому ему удалось укротить свирепость бури.

8.Давайте переместимся в пушкинскую эпоху. Мог ли автор в этом стихотворении отождествлять собственную судьбу с судьбой мифического героя. Что означает апелляция к древнегреческому мифу? Чем отличается от мифологических у Пушкина картина бури, чудесное спасение? Просматривается ли здесь связь с историческими событиями пушкинской эпохи и его авторской биографией?

9.Что могло означать в таком историческом контексте заявление “Я гимны прежние пою”? Что такое гимн? Чем он отличается от песни?

10. Что же такое “Арион” Пушкина – всего лишь стихотворный перевод древнегреческого мифа или самостоятельное художественное произведение, в котором автор, используя мифологическую символику, преследует собственные художественные цели? Каковы эти цели?

По ходу ответов учащиеся составляют таблицу, которая будет являться для них опорой в подготовке домашнего задания. Дома они пишут сочинение по теме урока или готовят устный ответ.

Источник

Урок литературы. Легенда об Арионе.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Чем легенда об арионе напоминает миф

Содержимое разработки

Чем легенда об арионе напоминает миф

Чем легенда об арионе напоминает миф

Легенды, как и мифы, рассказывали об исторических событиях и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Чем легенда об арионе напоминает миф

В чём же разница между мифом и легендой?

Чем легенда об арионе напоминает миф

Сравнение мифов и легенд

Относится к эпическим жанрам устного народного творчества и характеризуется широким обобщением символических образов.

Жанр народного эпоса, в основе которого лежат реальные события.

Повествует о жизни бессмертных богов.

Смертные герои, которым часто покровительствуют высшие силы.

Временной охват событий значительно шире, чем в легендах.

События ограничены временными рамками.

Фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность.

Основной приём построения сюжета — гипербола (преувеличение).

Чем легенда об арионе напоминает миф

Одна из самых красивых легенд Древней Греции — это «Легенда об Арионе» древнегреческого историка Геродота.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Геродот первый древнегреческий историк. Жил в V веке до Рождества Христова. Совершая дальние путешествия, он собирал и записывал рассказы о прошлом. Геродот побывал на местах многих крупных сражений и написал историю греко-персидских войн. Большое место он уделял местным мифам и сказаниям. Римский оратор Цицерон назвал Геродота «отцом истории»..

Чем легенда об арионе напоминает миф

Арион — это реальное историческое лицо. Он жил в VII веке до нашей эры и являлся несравненным, великим кифаредом Древней Греции.

Кифаред — древнегреческий музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте древних греков, родственном лире.

Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра, коринфского тирана-правителя. Затем он решил отправиться в Тарант, город на Сицилии, куда его пригласили принять участие в музыкальном празднике. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: выбросить Ариона в открытое море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. В таком отчаянном положении Арион упросил корабельщиков позволить ему спеть в полном наряде певца. Он облачился в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песню., после чего ринулся в море. Но последняя песня великого музыканта привлекла стаю дельфинов. Один из дельфинов подхватил Ариона на спину и вынес к острову Тенару.

Завладев богатствами Ариона, корабельщики отправились в Коринф. Когда корабельщики прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и стал расспрашивать о судьбе Ариона. В это время вошел Арион в том самом наряде, в котором он бросился в море.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Почему это произведение

Чем легенда об арионе напоминает миф

В «Легенде об Арионе» Геродот говорит о спасительной силе искусства, об обаянии и таланте певца, о ценности жизни и превосходстве человеческого достоинства над алчностью и вероломством.

Чем легенда об арионе напоминает миф

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

1. Когда и где произошли легендарные события?
События легенды об Арионе произошли во время правления Периандра в Коринфе. Все случилось, когда Арион возвращался в Коринф из Таранта.

2. Составьте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).
Арион лучше всех играл на коринфе, именно ему легенда приписывает первенство в сочинении дифирамбов, которым он обучил хор для выступлений в Коринфе. Затем Арион уехал в Италию, там он, видимо, за свой талан нажил большое богатство и решил вернуться в Коринф. Наняв корабль, на котором в команде были одни коринфяне, он не ожидал, что корабельщики задумали против него преступление, но каким-то образом догадался об этом. Ариону предложили или самому броситься в море, или быть убитым на корабле, но потом его похоронят в землю. Арион выбрал море.
Поведение Ариона перед смертью говорит о достоинстве и силе духа этого человека: он облачился в наряд певца и спел торжественную песнь. Вряд ли он думал о смягчении сердец своих убийц, вернее, он пел прощальную песню, гимн и жизни, и смерти. Жестокие люди, с удовольствием слушавшие лучшего певца на свете, оказались глухи к искусству. А вот природа – нет! Ариона спас дельфин, приплывший на чудесное исполнение.

3. Почему это произведение называется легендой?
Легенда основывается на реальном событии, но со временем обрастает фантастическими подробностями. Мне кажется, что в легенде об Арионе ничего невероятного нет. Дельфины не раз спасали людей в открытом море. И если говорить о легендарности, то именно пение в костюме певца перед смертью и является, как мне кажется, надуманным эпизодом к реальной истории.

Источник

Чем легенда об арионе напоминает миф

Единое национальное тестирование

История Казахстана

Онлайн тесты и шпаргалки по истории Казахстана

Всемирная история

Онлайн тесты и шпаргалки по Всемирной истории.

Математика

Онлайн тесты и шпаргалки по математике.

Химия

Онлайн тесты и шпаргалки по химии.

Физика

Онлайн тесты и шпаргалки по физике.

Биология

Онлайн тесты и шпаргалки по биологии.

География

Онлайн тесты и шпаргалки по географии.

Русский язык

Онлайн тесты и шпаргалки по русскому языку.

Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Новости сайта

Казахстанские школьники завоевали 11 медалей на международной олимпиаде по физике

11 медалей завоевали казахстанские школьники на первой международной олимпиаде по физике имени аль-Фергани, которая прошла в Узбекистане. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РК.

Всего в олимпиаде приняли участие около 130 школьников из 18 стран, в том числе из России, Азербайджана, Беларуси, Румынии и других.

По итогам двух этапов казахстанские школьники завоевали две золотые, шесть серебряных и три бронзовые медали.

Золотыми призёрами стали Алишер Еркебаев и Нурдаулет Назарбай, серебряные медали завоевали Даниил Шатохин, Оразхан Хайдар, Динмухаммед Сапыбек, Ердаулет Нахып, Бернар Шамгонов и Диас Еспан, бронзу Казахстану принесли Бексултан Шарип, Аскар Касымов и Нуржан Хасенов.

«Конкуренция на олимпиаде была очень высокой, так как большинство участников занимают лидирующие позиции в рейтинге Международной олимпиады по физике (IPhO). Наши ребята показали блестящие результаты и достойно представили Казахстан на мировой арене. Сейчас центр «Дарын» Министерства образования и науки работает над проведением олимпиад различных уровней для того, чтобы у наших школьников были все условия для участия в международных олимпиадах», – отметила председатель комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова.

Источник

«Легенда об Арионе» — краткое содержание и история написания

Литература Греции – самая древняя на планете. Созданные греками античные тексты стали эталонами и до эпохи Возрождения изучались в европейских университетах. Греки, благодаря присущему им чувству пропорции и симметрии, создали совершенные художественные формы.

Под непосредственным влиянием греческой литературы складывалась и вся европейская. Большинство античных текстов были рассчитаны не на чтение, а на устное исполнение. Древние сказания передавались из уст в уста, и каждый певец, продолжая дело своего предшественника, добавлял различные подробности. Так рождались легенды и мифы.

Легенда и миф – в чем отличие?

В мифах и легендах греки отражали свое миропонимание и мировоззрение, все процессы, происходящие в природе и обществе. Древние греки одушевляли силы природы, и все происходящее на земле в их представлении — это судьбоносные решения и действия богов.

В центре греческих мифов — всемогущие, неведомые боги. Так появились мифы о грозе морей Посейдоне, о громовержце Зевсе, о мудрой воительнице Афине, о владыке подземного мира Аиде и многие другие.

Легенды же повествовали об исторических событиях, о происходящем в незапамятные времена. Как, например, знаменитая «Легенда об Арионе», краткое содержание которой приводится в этой статье. Написана она древнегреческим историком. Но учёные не считают легенды достоверными источниками. Конечно, они не отрицают, что многие сказания основаны на реальных событиях, но зачастую они преувеличены.

Герои легенд наделены качествами, которые ценятся в людях: красотой, умом, мужеством, храбростью и силой. Смертны, как обычные люди, но совершают свои подвиги с помощью богов или другой сверхъестественной силы. Хороший пример — «Легенде об Арионе» Геродота. В кратком содержании ее упоминаются и реальные исторические личности, и мифические существа.

Геродот – «отец истории»

Одна из красивых легенд Древней Греции была написана историком Геродотом. Жил автор первого трактата «История» в V веке до н. э. Геродот много путешествовал и собирал рассказы о прошлом. В своих работах он уделял много внимания местным легендам и преданиям. Так и родилась «Легенда об Арионе» Геродота. Очень краткое содержание, приведенное в статье, не раскроет всю красоту этого произведения, но, думается, побудит к прочтению оригинала.

Сочинения Геродота в современном понимании — это не исторические исследования, а мастерское повествование одаренного и любознательного человека. Геродот ездил по местам великих сражений и все записывал. Во многих его сочинениях собраны обширные исторические и географические сведения. Это отметил и римский оратор Цицерон, называя Геродота «отцом истории».

Об авторе книги

Геродот (около 485 — 430 гг. до н.э.) Древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Считается, что он родился в Галикарнасе, греческом городе на юго-западе Малой Азии, находившемся тогда под властью Персии. В юности Геродот принимал участие в восстании против Лигдама, тирана Галикарнаса, и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилон, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Писать «Историю», прославившую его на века и тысячелетия, Геродот, вероятно, начал в своих странствиях. Это колоссальный труд — изложение событий от мифических времен до современных автору греко-персидских войн. Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз. Вернувшись еще молодым человеком на родину, в Галикарнас, путешественник вновь принял участие в народном движении против тирана Лигдама и содействовал его свержению. В 444 г. до н. э. Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец жизни он удалился в Италию, в Туриум, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

Кто герои легенды Геродота?

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Легенды об Арионе», рассмотрим, что в ней вымысел, а что основано на реальных событиях. Арион, главный герой легенды — историческое лицо. Греческий поэт и певец, он жил в VII веке до н. э. и не только искусно владел лирой и славился как непревзойденный музыкант, Арион придал прекрасным гимнам в честь бога Диониса художественное и музыкальное оформление. В исполнение он ввел сатиров, говоривших стихами, и эти гимны получили название дифирамбы.

В древнегреческих сборниках находилось около 2000 стихотворений Ариона, но до нашего времени не дошло ни одного. Некоторые документы упоминают благодарственный гимн Посейдону, который исполнил Арион, также ссылаются и на его авторство. На самом деле гимн его перу не принадлежит, так как составлен на ионийском диалекте. Арион был уроженцем Лесбоса и составлял гимны на эолийском. Арион провел большую часть жизни вдали от родины, и его привлек блеск двора коринфского правителя.

Геродот описывает Периандра, о котором также упоминается в кратком содержании «Легенды об Арионе», как злого тирана. По определению древних греков того времени, тиран – это лицо, захватившее власть силой. Как представитель аристократического рода, тиран получил прекрасное образование и еще при жизни слыл величайшим мудрецом своего времени.

Периандр, как и все его властные предшественники, покровительствовал искусствам. Тиран оценил талант поэта и дружески относился к нему. При помощи Ариона он установил в Коринфе государственный культ Диониса. О знаменитом певце и его удивительном спасении у коринфян и лесбосцев сохранилось предание.

Онлайн чтение книги Мифы Древней Греции Арион

87. Арион

Арион с острова Лесбос был сыном Посейдона и нимфы Онеи; он прекрасно владел лирой и сочинял дифирамбы в честь Диониса. Однажды его покровитель, коринфский тиран Периандр, нехотя разрешил ему отправиться в Тенар, город в Сицилии, куда его пригласили принять участие в музыкальном празднике. Ариону на нем досталась главная награда, а его поклонники сделали ему столько богатых подарков, что у матросов, взявшихся доставить его обратно в Коринф, взыграла алчность.

— Нам жаль, Арион, но ты должен умереть, — сказал капитан судна.

— Какое преступление я совершил? — спросил Арион.

— Ты слишком богат, — ответил капитан.

— Пощадите мою жизнь, и я отдам вам все мои дары, — взмолился Арион.

— Что тебе стоит отказаться от своего обещания, когда мы прибудем в Коринф? — произнес капитан. — На твоем месте и я бы поступил так же. Вынужденный подарок — это уже не подарок.

— Хорошо, — смирившись со своей судьбой, вскрикнул Арион, — только позволь мне спеть последнюю песню.

Получив разрешение, Арион оделся в свои лучшие одежды, взошел на нос корабля, и его исполненный чувством напев вознесся к богам. Закончив петь, он прыгнул за борт, а судно поплыло дальше.

b. Однако его песня привлекла стаю дельфинов, любящих музыку, один из них взял Ариона к себе на спину, и в тот же вечер тот уже был в Коринфе, опередив на несколько дней свой корабль. Периандр обрадовался чудесному спасению Ариона, а дельфин, не желая расставаться с певцом, настоял на том, чтобы сопровождать его во дворец, где вскоре пал жертвой дворцовой роскоши. Арион устроил дельфину пышные похороны.

Когда корабль, на котором плыл Арион, причалил к берегу, Периандр послал за капитаном и командой, а когда те явились, спросил их с притворной тревогой об Арионе.

— Его задержало в Тенаре чрезмерное гостеприимство жителей, — ответил капитан.

Периандр заставил их всех поклясться на могиле дельфина в том, что слова капитана — правда, а когда те поклялись, явил их глазам Ариона. Поскольку вину свою они отрицать не могли, их тут же предали казни. Позднее Аполлон поместил образ Ариона и его лиры среди звезд1.

с. Арион был не первым человеком, которого спас дельфин. Дельфин спас Энала, когда тот прыгнул за борт, чтобы не расставаться со своей возлюбленной Финеидой, которую, по требованию оракула и по жребию, бросили в море, чтобы умилостивить Амфитриту. Это случилось, когда на корабле плыли люди, возглавляемые сыновьями Пентила, чтобы основать первую колонию на острове Лесбос. Второй дельфин спас Финеиду. В другой раз дельфин не дал утонуть Фаланту в Крисейском море, когда тот плыл на корабле в Италию. Аналогичным образом критянину Икадию, брату Иаписа, потерпевшему крушение на пути в Италию, дельфин указал путь в Дельфы, дав этому месту его имя, поскольку этим дельфином был сам Аполлон2.

1Геродот I.24; Гигин. Мифы 194; Павсаний III.25.5.

2Плутарх. Пир семи мудрецов 20; Павсаний X.13.5; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия III.332.

1. Арион и Периандр — исторические лица, жившие в VII в. до н.э.; сохранился даже фрагмент «Гимна к Посейдону», написанного Арионом. Рассказ, вероятно, основывается частично на легенде, согласно которой песни Ариона привлекли стаю дельфинов и, таким образом, заставили матросов отказаться от убийства Ариона с целью ограбления; ведь известно, что дельфины и тюлени особенно неравнодушны к музыке. Частично же рассказ объясняется неверным толкованием статуи бога Палемона, который изображен прибывающим в Коринф на спине дельфина с лирой в руке (см. 70.5). Мифический оттенок придает истории тот факт, что Арион назван сыном Посейдона, как и его тезка — дикий конь Арион (см. 16. f ), а также то, что его имя добавлено к созвездию Лиры. Павсаний, спокойный и правдивый автор, сомневается в правдивости рассказа об Арионе, приводимом Геродотом, но сообщает, что в местечке Пороселена своими глазами видел дельфина, которого сильно покалечили рыбацкие сети. Один мальчик вылечил дельфина, после чего тот всегда приплывал на зов мальчика и в благодарность катал его на спине (III.25.7).

2. Миф об Энале и Финеиде, вероятно, возник на основе ритуального изображения, на котором Амфитрита и Тритон плывут верхом на дельфинах. Энал у Плутарха связывается с культом осьминога, а его имя напоминает имя Эдип, именно так звали Дитя нового года в Коринфе (см. 105.1). В Митилене такого ребенка тоже звали Эналом, а в Италии — Фалантом. Тарант, сын Посейдона и дочери Миноса Сатиреи («принадлежащая сатирам»), был новорожденным годом, являвшимся верхом на дельфине, в городе Таренте, который, как считается, он основал и в котором было его святилище как героя (Павсаний X.10.4). Фалант, который в 708 г. до н.э. основал дорийский Тарент, перенял культ дельфина от сицилийских автохтонов, связанных некогда с Критом.

3. Имя Икадий, означающее «двадцатый», возможно, связано с днем в месяце, когда праздновалось его пришествие.

Путь в Коринф

Краткое содержание «Легенды об Арионе» начинается с рассказа автора об Арионе из Мефимны, несравненном кифареде своего времени. Как рассказывают коринфяне и лесбосцы, с ним приключилось однажды великое диво – он был вынесен дельфином из моря.

Многие годы служил Арион у тирана Периандра. Но пришло время, когда захотелось ему отправиться в Италию. Там великий певец нажил большое богатство и решил вернуться в Коринф. Он нанял коринфских мореходов, так как больше никому не доверял, и отправился в путь из Таранта.

Задумали корабельщики завладеть его сокровищами и решили выбросить Ариона в открытое море. Он, догадавшись о злом умысле корабельщиков, умолял их забрать все его богатства и сохранить ему жизнь. Ариону не удалось смягчить моряков, те велели ему лишить себя жизни, и в таком случае прах его будет предан земле. Иначе он должен был броситься в море.

Арион упросил моряков, позволить спеть последний раз в полном облачении певца. И тогда он лишит себя жизни. Корабельщики обрадовались тому, что услышат лучшего певца во всем свете. Арион облачился в наряд певца и исполнил торжественную песнь, стоя на корме корабля. Окончив петь, он кинулся в море.

Сюжет в тезисах

Чем легенда об арионе напоминает миф
Чудесное спасение

Арион и дельфин

Корабль уплыл. Но великому кифаристу не суждено было утонуть, его подхватил на спину дельфин и доставил к берегу. Певец по прибытии в Коринф рассказал правителю обо всем, что произошло. Но Периандр не поверил ему и велел заключить певца под стражу.

Когда в Коринф прибыли корабельщики, тиран вызвал их к себе и спросил, что они слышали об Арионе. Моряки ответили, что тот живет и здравствует в Италии. Тогда Периандр велел привести певца. Когда появился Арион во всем облачении, в котором бросился в море, моряки во всем признались. Арион принес жертвенный дар – поставил на Тенаре, где дельфин высадил его на берег, бронзовую статую человека с дельфином. Так закончил эту удивительную историю Геродот.

«Легенда об Арионе». Анализ произведения

В этом произведении автор затрагивает несколько проблем. Жадность и алчность определили поведение корабельщиков. Им было известно о том, что Арион – великий певец, и сами они не решились его убивать. Слушая его последнюю песню, они все же помнили о том, что Арион везет великое богатство. Он предлагал морякам свои сокровища, зная, что самое ценное – это жизнь. Их это не остановило, но певец был чудесным образом спасен. Добро всегда побеждает зло.

Корабельщики не раскаялись в содеянном и пришли к правителю, уверенные, что певец погиб и им все сойдет с рук. Кроме того, на вопрос Периандра о том, знают ли они, где Арион, моряки хладнокровно лгали, что оставили певца в Таранте «в полном благополучии». Когда появился Арион, их ложь открылась. Краткое содержание «Легенды об Арионе» Геродота показывает, что автор вывел в произведении мораль: все тайное, всегда становится явным.

Периандр приказал заключить Ариона под стражу. Он не поверил ему, несмотря на то что Арион много лет служил у него и пел для него хвалебные гимны. Как мудрый правитель он хотел выслушать и другую сторону конфликта. О чем это говорит? Даже многолетняя служба и восторженная хвала не спасут от справедливого гнева правителя и не предоставят защиты.

Но основная идея произведения – спасительная сила и ценность искусства, обаяние и красота творца. Именно об этом хотел сказать Геродот в «Легенде об Арионе». Герой повествования ведет себя достойно. Арион не боится угроз корабельщиков и говорит им, что хочет спеть в полном облачении певца. Почему? Показать корабельщикам, что для него важно не богатство, а искусство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *