Чем лепка полезна для ребенка
Чем полезна лепка для детей
Лепка — одно из самых полезных и продуктивных занятий для детей. Способствует развитию речи, воображения, мышления, мелкой моторики, она дает возможность ребенку моделировать мир и свое представление о нем. Малыш может самостоятельно создавать свою собственную сказку, историю или воссоздавать по памяти уже известные образы.
Самый главный плюс лепки — это осязаемость творчества. Основной инструмент — руки. Дети не только видят элемент игры, они могут их трогать и изменять. Такое занятие считается самым доступным для самостоятельного освоения и полезным для ребят любого возраста.
Польза занятий лепкой для детей
С первых лет жизни с ребенком нужно заниматься развитием мелкой моторики. Ученые доказали, что умение управлять руками влияет на мышление и интеллектуальное становление человека, так как рисование, лепка или конструирование активизируют центры головного мозга, отвечающие за речь и движения.
Главные преимущества лепки:
развитие сенсорной чувствительности: малыш начинает различать форму, фактуру, цвет и вес пластилина;
ребенок учится планировать задачу, добиваться реализации замысла, путем принятия последовательных решений;
развитие воображения, способности созидать и радоваться своим успехам.
Создавая поделки из пластилина или глины, ребенок развивает два из пяти природных чувств — зрение и осязание. Он знакомится с объемной формой предмета, учится координировать свои действия. А еще это отличный способ самовыражения. В образах, слепленных из пластилина или глины, дети визуализируют свои фантазии и мечты.
Лепка снижает напряжение, занимает ребенка на несколько минут или даже часов, отвлекает от телевизора или планшета.
Материалы для лепки
Для лепки используются разные материалы: традиционный пластилин, и его мягкие, восковые формы, а также полимерная глина, тесто, паста для моделирования и многое другое. Ребенку будет интересно попробовать каждый из вариантов! Рассмотрим их подробнее.
Пластилин : состав, виды и достоинства
Многие в детстве задавались вопросом — из чего делают детский пластилин? Современные пластилиновые массы изготавливают из разных компонентов, состав и количество которых влияет на конечную форму, вид, цвет и характеристики материала. В основном используются такие элементы, как:
Лепка для детей: польза и обзор материалов
Среди занятий для детей лепка традиционно занимает очень важное место. Помимо интересного времяпровождения, дети маленького возраста при игре с пластичными материалами получают существенный толчок в развитии. Сегодня для детского творческого становления личности выпускается множество разнообразных материалов.
В чем польза лепки
Человеческая психика продолжает оставаться весьма малоизученной. Несмотря на множество открытий и рекомендаций, сделать в этой области точное утверждение не получится – приходится действовать путем обобщений.
Однако, даже по статистике, лепка из пластических масс благотворно сказывается как на психическом состоянии ребенка, так и на его умственном и нейрофизиологическом развитии. Мозг маленького человека развивается только в том случае, если происходит взаимодействие с окружающим миром.
Дети современной цивилизации во многом ограждены от естественного мира из соображений безопасности. Поэтому оптимизировать взаимодействие – главная задача родителей. Тактильные ощущения, которые получает ребенок от осязательных нервов, являются мощным стимулирующим фактором, провоцирующим мозг к дальнейшему развитию.
Лепка пластилином, глиной или тестом – это замечательное упражнение, которое запускает механизмы совершенствования нервной системы ребенка.
Развитие координации и мелкой моторики
У новорожденного младенца нервная система еще неокрепшая, он совершает множество хаотических, «ложных» движений, не направленных на выполнение осознанного действия.
В возрасте года движения становятся осмысленными, но координация пока не выработана. Ребенок учится владеть своим телом, а его нервная система отрабатывает всевозможные комбинации.
Занятия лепкой способны значительно ускорить развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это комбинация работы мышечной, нервной и зрительной систем для мелких операций пальцами и кистями рук.
В институте физиологии детей и подростков было доказано, что проекции кистей рук расположены рядом с речевыми центрами, поэтому формирование мелкой моторики способствует развитию речи.
Дети, которые регулярно занимаются лепкой – сперва под присмотром взрослых, а потом и самостоятельно, быстрее осваивают необходимые бытовые навыки: застегивают пуговицы, удерживают и орудуют столовыми приборами, держат ручку, карандаш или кисть, правильно собирают конструкторы с мелкими деталями.
Развитие пространственного мышления и воображения
Пластилин полезен не только малышам, но и детям постарше. Стремление повторить окружающий мир в рисунке или скульптуре – это уже пример высшей нервной деятельности. С помощью лепки развиваются ментальные и рассудочные качества, происходит опосредованное, наглядное понимание физики реального мира (тонкое гнется, без опоры падает и др.).
Пространственное воображение помогает ребенку лучше ориентироваться в этом мире, а также развивать свои творческие способности.
Виды материалов для лепки
Индустрия товаров для детей может предложить современным родителям множество товаров, которые могут быть использованы для лепки. Широкий ассортимент пластических масс включает как непосредственно материал, так и игровые наборы, куда входят формочки, разделочные инструменты и другие сопутствующие предметы.
Глина
Самый древний материал для лепки. Люди научились лепить из глины еще до развития цивилизаций. Этот материал встречается повсеместно, ведь является мелкодисперсной осадочной породой. Добыть его можно и самостоятельно, но намного легче купить – в строительном магазине или художественной лавке. Для работы глину стоит смешать с водой и тщательно размять – после этого она приобретает вязкую консистенцию.
После высыхания глина сохраняет форму. К сожалению, получить в домашних условиях керамику – обожженную глину – невозможно, для этого требуется температура около 900° С. Однако, даже изделия из сырцовой глины способны долго храниться на полке, хотя и являются хрупкими.
Лайфхак. Для того, чтобы имитировать керамический блеск, вылепленную поделку обрабатывают слоем клея ПВА. После высыхания изделие покрывает пленка, которая к тому же улучшает механическую прочность.
Правда, для маленьких детей глина подходит мало – она интенсивно пачкает руки и все окружающее, а в процессе испарения влаги быстро застывает. Зато для мальчишек и девчонок школьного возраста, лепка глиной – это уже серьезный творческий процесс, приобщающий к художественной культуре.
Этот материал больше подходит для отливки, нежели для лепки, позволяя получить точные формы при малом весе. Впрочем, даже грудному малышу может быть интересно и познавательно оставлять отпечатки в корытце с гипсом.
Для того, чтобы гипсом можно было лепить руками, лучше приобрести специальный плотный скульптурный гипс желтоватого цвета – он более пластичный и дольше сохнет, но не реализуется в строительных магазинах.
Пластилин на основе глины
Один из самых известных материалов современности. Раньше пластилин изготавливался из глиняного порошка, куда добавлялись воск, масла животного происхождения и порошковые натуральные красители.
Сегодня в качестве добавок к очищенной и обесцвеченной глине используются полимерные соединения, которые обеспечивают составу нужную пластичность, и позволяют ему сохранять свойства спустя продолжительное время.
Классический пластилин на основе глины (каолина) довольно тверд. Иногда его называют «советским», но здесь отличие скорее в составе, чем во времени изготовления. Дело в том, что на тот момент полимерные соединения еще не были известны в таком количестве, а главное – не внедрялись в бытовую сферу. Поэтому пластилин старого образца отличается хорошим сцеплением внутри массы и с посторонними предметами.
Он очень плотен, в связи с чем, перед тем, как играть с ним, взрослый человек должен хорошенько его размять и раскатать. Только после этого малыши смогут лепить что-то своими пока еще слабыми ручками.
В плюсах этого материала – его механическая прочность и сцепление. Голова человечка точно не отвалится, если ее хорошенько соединить. В минусах – необходимость предварительного разогрева, а также высокая маркость.
Известный «советский» способ сохранить только что вылепленные изделия из пластилина – поместить на сутки в морозильную камеру. Предмет приобретет твердость и, даже после последующей оттайки, не развалится, а со временем будет все больше твердеть.
Полимерный пластилин
За рубежом промышленные технологии находили применение в народных товарах как средство получения прибыли. Так был придуман полимерный пластилин – натуральный каолин был заменен на пластические соединения с присадками.
Это позволило сделать материал более гибким, однородным, мягким. При хранении он не каменеет и почти не требует предварительного разогрева. Мягкость позволяет использовать его даже годовалым детям. Даже если они не слепят ничего похожего на реальный объект, они смогут мять пластилин в руках, следя за тем, как он меняет форму. Это также хорошо развивает мышцы пальцев и кисти.
Полимерный пластилин не совсем безопасен для здоровья. Он не вызовет острого отравления, но может спровоцировать расстройство пищеварения. К тому же, большим куском пластилина ребенок может просто подавиться или засунуть его в нос. Поэтому до 3-х лет игра только под присмотром родителей!
Сегодня полимерный пластилин имеет множество подвидов: шариковый, плавающий, восковый и другие. Благодаря особым ингредиентам, свойства пластилина могут изменяться: он может быть легче воды, стать максимально липким или, наоборот, не пачкать руки, стол и одежду.
Масса для лепки
И снова полимеры на службе у человека для детских развлечений. Масса для лепки отличается от пластилина тем, что после придания ей формы, постепенно затвердевает на воздухе.
В зависимости от состава застывание может длиться до полусуток. Все это время в готовую поделку можно внести изменения. Правда, стоимость хорошей массы немаленькая. К тому же, она не является многоразовой, а значит, ее придется покупать еще и еще.
Тесто для лепки
Материал, который набрал популярность совсем недавно. Тесто для лепки названо так потому, что напоминает обычное крутое тесто из муки. Бренд известного теста Play-Doh сообщает, что в составе их теста основными ингредиентами являются мука, соль и вода.
Впрочем, полный состав держится в секрете. Очевидно, что выдающиеся характеристики смеси натуральных продуктов придают именно красители и присадки, препятствующие высыханию и сохраняющие продукт от порчи.
Основная черта теста для лепки – это его малая клейкая способность. Давая ребенку поиграть с тестом, родители могут быть уверены в том, что чадо не испачкается само и не испортит окружающую обстановку. Благодаря натуральному составу, тесто для лепки безопасно при проглатывании – разумеется, до определенных пределов.
Кинетический песок
Также можно встретить названия «космический песок» из-за особых свойств по сравнению с обычным песком или «радужный песок» из-за пигментов, благодаря которым субстанция в баночках и ведрах приобретает различные цвета.
Кинетический песок – это специально отобранный мелкий кварцевый песок, куда добавлены специальные полимерные вяжущие присадки.
Они придают материалу особые свойства: будучи мягким и «текучим» в распушенном состоянии, песок отлично держит форму при уплотнении.
Будучи утрамбованным в формочки, он оставляет четкие слепки, которые никогда не даст обычный мокрый песок.
Песок не даром назван кинетическим: осязательные ощущения при игре с ним действуют успокаивающе.
Поэтому занятия с ним рекомендованы детям с отклонениями в психическом расстройстве, гиперактивным и нервным мальчикам и девочкам. Маленькие непоседы на полчаса, а может и больше, будут захвачены увлекательной игрой, дав возможность взрослым заняться делами.
Большое достоинство «космического» песка – это его способность сохранять свойства на открытом воздухе. Поэтому многие родители, заполнив песочницу, уже больше не собирают пластическую массу в контейнер или ведерко.
Впрочем, при всех плюсах у кинетического песка есть свои минусы или, точнее, особенности:
Для того, чтобы любой материал для лепки прослужил дольше, был приятнее и функциональнее, стоит выбирать товар проверенных производителей. Более высокая цена – это плата за интерес и здоровье ребенка на протяжении длительного периода времени.
Лучшие материалы для лепки
Пластилин Луч Классика 12 цветов
Один из самых доступных вариантов привычного пластилина. Выпускается фирмой «Луч». При своей низкой цене пластилин не слишком липнет к рукам, неплохо держит форму. Тот, кто называет его твердым, просто не держал в руках советского глиняного пластилина.
Плюсы:
Минусы:
LORI Домашняя песочница
Кинетический песок выпускается десятками фирм. Вариант от Lori – один из самых доступных по цене и при этом безопасных для детей. Песок выпускается в различной фасовке и цветовой гамме.
Родители могут приобрести как набор из разных цветов, так и большое ведро одного цвета, из которого малыш сможет строить замки, куличики и вообще предаваться тем же занятиям, как и в уличной песочнице, даже глубокой зимой.
Плюсы:
Минусы:
Масса для лепки JOVI для моделирования, 250 г, белая
Брусок пластичной массы, которая отлично подойдет для реализации творческих замыслов детей постарше. Школьники будут от нее в восторге: сделать поделки для уроков труда или изобразительного искусства не составит труда, если применить фантазию.
Спустя время, масса высыхает на воздухе, так что созданные произведения могут храниться продолжительное время.
Плюсы:
Минусы:
Полимерная глина ЦВЕТИК
Качественная полимерная глина используется многими мастерами, создающими декоративные украшения. Пластика от Цветика – доступный вариант, который отлично послужит в качестве развлечения малышам, и как материал для поделок детям постарше. После запекания в духовке масса твердеет и напоминает изделия из натуральной глины.
Плюсы:
Минусы:
Масса для лепки Play-Doh
Масса для лепки от фирмы Hasbro стоит дорого, но отличается натуральным составом и интересными наборами.
Это не просто пластилин в баночках, но и полный набор сопутствующих аксессуаров, которые превращают игру в сюжетно-ролевую. Правда, благодаря известности этого продукта, под него очень много подделок.
Плюсы:
Минусы:
Лепка – это интересное и очень полезное занятие для детей любого возраста. И, если малыши развивают с помощью кинетического песка или пластилина мелкую моторику и ловкость рук, то дети повзрослее смогут в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
Лепка и ее значение в жизни ребенка
Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный»для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его.Спешу Вас разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Для чего нужно лепить из пластилина?
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
Какой пластилин лучше?
Пластилин. Он подходит для детей старше 3 лет, т. к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам.
Восковой пластилин. Подходит и маленьким деткам, т. к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный
Пластилин – универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Пластилин выпускают в баночках или коробках по 6, 12 кусочков. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.
Глина для лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.
Тесто для лепки или соленое тесто. Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, т. к. очень мягкое и безвредное.
Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.
Стека: для передачи выразительности образа. Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур. Пластиковая подкладка для лепки. Влажная ткань для вытирания рук.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Значение театра в жизни ребенка» Консультация для родителей детей первой младшей группы. «ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Скорова Р. Я. МАОУ ДС № 80 «Песенка» г. Тольятти.
Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных.
Консультация для родителей «Значение игры в жизни вашего ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад третьей категории №14 «Росинка» Выполнила:.
Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка раннего возраста» Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие.
Консультация для родителей «Значение книги в жизни ребенка» Здравствуйте, уважаемые родители! Хотелось бы начать нашу беседу с вопроса: Велико ли значение книги в развитии ребенка? Значение книг.
Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка» Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют.
Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» Консультация для родителей «Значение развивающих игр в жизни ребенка» В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.
Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста Часто мы, взрослые люди, даже не задумываемся, как пройдет наш завтрашний день. Мы знаем, что встанем утром в определенное время, позавтракаем,.
Консультация «Сказка в жизни ребенка. Воспитательное значение сказки» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Значение режима дня в жизни ребенка Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня в жизни ребёнка» Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха,.
Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников
Людмила Шевцова
Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников
Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В.Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Также В. А. Сухомлинский, Б. М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что если уделять должное внимание упражнением и играм, в том числе и лепке на развитие мелкой моторикето можно решить сразу две задачи: 1. Косвенно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. 2. Готовить овладением навыков письма. В различной литературе (Е. А. Янушко, Е. А. Солнцева,Т. В. Белова, О. Жукова, Т. А. Ткаченко) имеется описание приемов совершенствования мелкой моторике пальцев рук по средствам различных игр, лепки, упражнений.
Игры посредствам лепки особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Основные способы лепки:
5. Лепка на болванке – материал крепят на пластиковой, деревянной, или сделанной из фольги форме, а затем вынимается или остается в изделии.
Приемы лепкипри делении целого на части:
1. Разрезание и надрезание стекой.
Приемы лепкипри создании и изменении формы:
1. Раскатывание – на руках, на доске. При использовании теста раскатывание на доске.
2. Сплющивание, вытягивание, сгибание, прищипывание, вдавливание, удаление лишнего материала (выборка, наращивание формы.
3.Приемы соединения частей:
Приемы декорирования (украшения).
Гравировка (насечки) налепы (жгутики, шарики, завитки и природный материал семена).
Перечисленные выше способы и приемы лепки широко применяются в работе с пластичными материалами-пластилин, глина, тесто.
Задачи решаемые на занятию по лепке довольно обширны:
Это знакомство с разнообразием пластических материалов (глина пластилин, соленое тесто) их свойства (пластичность, вязкость, вес, однородность). Возможность воздействия самого малыша на материал.
Шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо получая готовую форму предмета (мячик, яблоко, конфеты, бублики, баранки) Формирование различных деталей для создания образов из 2х, 3х деталей, сохраняя пропорции, и размещение частей в правильной последовательности (грибок, неваляшка, птичка).
Синхронизировать работу обеих рук, формировать зрительный контроль за движением своих рук.
Что рисовать можно не только карандашами или красками, но пластилином используя в своей работе мазки тем же пластилином.
А предмет слепленный глиной (чашка, тестом (бублик) можно раскрасить красками или карандашами.
Ребенок 3-4 лет очень хочет видеть конечный результат работы, он не может ждать в силу своих возрастных особенностей, поэтому откладывать незаконченное произведение надолго не может. Малыш потеряет интерес к своей работе, если будет ждать неделю для продолжения своей работы.
Согласно ФГОС во второй младшей группе занятия по лепке производят всего 2 раза в месяц чередуя с аппликацией, но нельзя вылепить и раскрасить предмет из глины за отведенные 15 минут на занятие. Поэтому на доработку поделок используется досуг детей во второй половине дня в игровой форме.
Методика рассчитана на младшей дошкольный возраст, для детей 3-4 лет. За основу взят пластилин как наиболее востребованный материал для развития ребенка. Доступный и простой в обращении.
Лепка пластилином, а также пластилинография, это единственный вид деятельности который не только воздействует на речь ребенка, но и развивает мышечную активность рукой, которая необходима для овладения навыков работы с ножницами, карандашами. Но и в дальнейшей подготовке руки к письму.
Учёными движениями пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребенок узнает мир помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, развитие фантазии, напрямую связано с развитием интеллектуальных способностей. Если развитие двигательной активности рук, отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Задачи лепки:
— развивать и укреплять мелкую моторику рук,
— закреплять знание цвета,
— развивать умение выражать в речи свои впечатления.
— учить самостоятельно создавать художественные образы.
— формировать установку на получение качественного результата и преодоление неудач в выполнение работы в процессе его получения.
— Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.
— В занятиях используются игровые сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворений.
— Занятия проводятся 2 раз в месяц, с сентября по май. Длительность 15минут.
Дополнительные занятия проводятся, во второй половине дня 1 раз в неделю, в форме игры.
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение худ. литературы, пальчиковая гимнастика, встреча гостя).
2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Пальчиковая игра и подведение итогов, похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
Занятие лепкой развивает у ребенка усидчивость, умение концентрировать внимание, наблюдательность, воображение.
Лепка задействует те части мозга, которые отвечают за формирование речи малыша. Также лепка развивает двигательные процессы в суставах пальцев и придает кистям рук пластику. Синхронизирует работу обеих рук.
С точки зрения психологии совместные занятия лепкой взрослых и детей укрепляет их отношения, развивает речь ребенка, ведь в процессе практических действий ведется непрерывный разговор между взрослым и ребенком. Неважно, с каким материалом работает ребенок (пластилин, тесто, глина, удивительно другое из исходного материала ребенок своими руками создает шедевр. Сразу видя результат своего труда.
В методике работы с детьми выделяются общехудожественные умения:
— двигательные (движение рук, владение мелкой моторикой, плавность, ловкость действий с пластическим материалом);
— технологические (овладение приемами и способами лепки, умение применять необходимое оборудование, соблюдать правила безопасности, культурно-гигиенические правила, умение последовательно выполнять работу, правильно организовать рабочее место);
— изобразительные (умения, необходимые для передачи формы, пропорций, величины соотношений). Передача общего, закономерного и частного, индивидуального, (композиционное и цветовое решение).
Овладение общехудожественными умениями способствует развитию техники лепки. Однако, выделяя художественные умения, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так художественные знания, умения и навыки по работе с пластическими материалами отражены в программе воспитания и развития детей в дошкольные учреждениях. Программа и методика работы с детьми построена так, чтобы научить детей сначала более простых, а затем более сложных форм, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. В работе по ознакомлению с техникой лепки применяются наглядные, словесные и игровые методы обучения. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют специфике изобразительной деятельности, как форме наглядно-образного отражения окружающего мира.
Предпочтение отдается наблюдению и обследованию. Эти методы применяются, как правило, в сочетании с другими методами и приемами, обеспечивающими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей; рассказом, беседой, постановкой опыта, пояснением, художественным словом, игрой.
Тем для лепки очень много, нужна только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши уже на четвертом году жизни способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а дети более старшего возраста могут уже оставить композиции из сказок или натюрморт.
Для эффективного осуществления работы по ознакомлению с техникой лепки необходимо использовать не только пластилин, но и глину и тесто.
В процессе лепки развиваются формообразующие движения. Это позволяет детям изображать все более разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующим движением, тем легче и свободнее он будет создавать изображения, состоящие из этих форм, в последующем.
Необходимость сопоставлять воспринятые предметы по форме и способам изображения, привлекать свой опыт, воспитывает у детей умственную активность, развивает самостоятельность, то есть такие качества, без которых невозможна никакая творческая деятельность.
В результате освоения в лепке художественно-технологических умений возникают положительные эмоции, создается хорошее настроение. Дети радуются, что могут слепить понятное всем изображение. С удовольствием лепят как на занятиях в детском саду, так и свободное время дома.
Виды лепки:
Лепка отдельных предметов или предметная лепка;
Сюжетная лепка;
Лепка с декоратвными элеменами;
Рисование пластилином.
Способы лепки:
5. Лепка на болванке – материал крепят на пластиковой, деревянной, или сделанной из фольги форме, а затем вынимается или остается в изделии.
Приемы лепкипри делении целого на части:
1. Разрезание и надрезание стекой.
Приемы лепкипри создании и изменении формы:
1. Раскатывание – на руках, на доске. При использовании теста раскатывание на доске.
2. Сплющивание, вытягивание, сгибание, прищипывание, вдавливание, удаление лишнего материала (выборка, наращивание формы.
Приемы соединения частей:
Прижать, примазать, загладить,соединение через дополнительный материал:- штифт (палочка, проволочка, стержень).
Приемы декорирования (украшения).
Гравировка (насечки) налепы (жгутики, шарики, завитки и природный материал семена, крупы).
Перечисленные выше способы и приемы лепки широко применяются в работе с пластичными материалами-пластилин, глина, тесто.
Задачи решаемые на занятию по лепке довольно обширны:
Это знакомство с разнообразием пластических материалов (глина пластилин, соленое тесто) их свойства (пластичность, вязкость, вес, однородность). Возможность воздействия самого малыша на материал.
Шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо получая готовую форму предмета (мячик, яблоко, конфеты, бублики, баранки) Формирование различных деталей для создания образов из 2х, 3х деталей, сохраняя пропорции, и размещение частей в правильной последовательности (грибок, неваляшка, птичка).
Синхронизировать работу обеих рук, формировать зрительный контроль за движением своих рук.
Что рисовать можно не только карандашами или красками, но пластилином используя в своей работе мазки тем же пластилином.
А предмет слепленный глиной (чашка, тестом (бублик) можно раскрасить красками или карандашами.
Ребенок 3-4лет очень хочет видеть конечный результат работы, он не может ждать в силу своих возрастных особенностей, поэтому откладывать незаконченное произведение надолго не может. Малыш потеряет интерес к своей работе, если будет ждать неделю для продолжения своей работы.
Согласно ФГОС во второй младшей группе занятия по лепке производят всего 2 раза в месяц чередуя с аппликацией, но нельзя вылепить и раскрасить предмет из глины за отведенные 15 минут на занятие. Поэтому на доработку поделок используется досуг детей во второй половине дня в игровой форме.
Этапы реализации проекта
— Освоить прием надавливания.
— Освоить прием вдавливания.
— Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
— Освоить правильную постановку пальца.
— Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
— Научиться работать на ограниченном пространстве
— Научиться не выходить за контур рисунка.
— Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
— Использовать несколько цветов пластилина.
— Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
— Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
— Научиться доводить дело до конца.
— Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
— Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
— Научиться действовать по образцу воспитателя.
— Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
— Самостоятельно решать творческие задачи.
— Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
— Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Планируемые результаты работы: оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми.
Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Методы и приёмы реализации проекта
Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приёмы лепки:
— рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
— заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
— процарапывание по пластилину;
-вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитиеобщих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.
Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.
Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».
Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.
Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.
Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.
Чем полезна лепка для детей
Лепка — одно из самых полезных и продуктивных занятий для детей. Способствует развитию речи, воображения, мышления, мелкой моторики, она дает возможность ребенку моделировать мир и свое представление о нем. Малыш может самостоятельно создавать свою собственную сказку, историю или воссоздавать по памяти уже известные образы.
Самый главный плюс лепки — это осязаемость творчества. Основной инструмент — руки. Дети не только видят элемент игры, они могут их трогать и изменять. Такое занятие считается самым доступным для самостоятельного освоения и полезным для ребят любого возраста.
Польза занятий лепкой для детей
С первых лет жизни с ребенком нужно заниматься развитием мелкой моторики. Ученые доказали, что умение управлять руками влияет на мышление и интеллектуальное становление человека, так как рисование, лепка или конструирование активизируют центры головного мозга, отвечающие за речь и движения.
Главные преимущества лепки:
развитие сенсорной чувствительности: малыш начинает различать форму, фактуру, цвет и вес пластилина;
ребенок учится планировать задачу, добиваться реализации замысла, путем принятия последовательных решений;
развитие воображения, способности созидать и радоваться своим успехам.
Создавая поделки из пластилина или глины, ребенок развивает два из пяти природных чувств — зрение и осязание. Он знакомится с объемной формой предмета, учится координировать свои действия. А еще это отличный способ самовыражения. В образах, слепленных из пластилина или глины, дети визуализируют свои фантазии и мечты.
Лепка снижает напряжение, занимает ребенка на несколько минут или даже часов, отвлекает от телевизора или планшета.
Материалы для лепки
Для лепки используются разные материалы: традиционный пластилин, и его мягкие, восковые формы, а также полимерная глина, тесто, паста для моделирования и многое другое. Ребенку будет интересно попробовать каждый из вариантов! Рассмотрим их подробнее.
Пластилин : состав, виды и достоинства
Многие в детстве задавались вопросом — из чего делают детский пластилин? Современные пластилиновые массы изготавливают из разных компонентов, состав и количество которых влияет на конечную форму, вид, цвет и характеристики материала. В основном используются такие элементы, как:
Консультация для родителей «В чем польза лепки для детей?»
В наше время дай в руки ребенку телефон и он забудет все, покушать, поиграть, выйти на улицу. А стоит забрать телефон и все слезы, истерики вам обеспеченны.
Работая с детьми в детском саду, где нет телефонов, планшетов для них, хотя они все равно в течении дня все время вспоминают и рассказывают во что они играют на них дома.
В это время технологий я нашла для ваших детей увлечение, которое будет отодвигать телефоны на второй план.
Как ни удивительно это обычный пластилин.
Лепка способствует развитию вашего ребёнка. Это значимое занятие в обучении и воспитании детей. Ребёнок видит, трогает, чувствует и даже изменяет то, что он создал. Разве не удивительно? Такое простое и увлекательное время препровождение детей очень хорошо воздействуют на их развитие в комплексе.
С помощью лепки ребёнок может творчески выражать свои представления о мире, своё отношение к нему и понимание. Важно, что у ребенка появляются свои фантазии. У него развивается воображение, он начинает представлять то, что будет делать.
Благодаря лепке дети учатся организовывать свою работу и доводить её до конца. Это помогает ребёнку становиться самостоятельным. Ребенок сам планирует работу, ставит перед собой определённые цели, достигает их и, если нужно, вносит поправки. Стоит отметить, что это очень важно, ведь детей к самостоятельности нужно приучать с самого детства. А лепка даёт возможность ребёнку выразить свою личность. Ребенок делает так, как считает нужным именно он.
Также лепка развивает мелкую моторику рук, благодаря тому что кисти рук приобретают хорошую гибкость. В будущем это поможет ребенку в рисовании и письме.
Самое удивительное, что мелкая моторика влияет даже на развитие речи. Всёпросто: на кончиках пальцев рук расположено множество точек, воздействуя на которые, можно влиять на внутренние органы. Вот почему логопеды, когда учат детей говорить, массируют им руки и ноги. Так что если ваш ребёнок не торопится говорить, вам, бесспорно, стоит купить домой пластилин.
Помимо этого, занятия лепкой развивает головной мозг, у ребёнка подключается воображение, концентрируется внимание. Ребенок начинает воспринимать форму, цвет. Он готов узнавать новое, запоминать и учится. В работе активизируются мыслительные процессы.
Важно и ценно, что лепка не только повышает эффективность работы головного мозга, но и помогает ребёнку взглянуть на мир по-иному, увидеть прекрасное. Это развивает ребёнка в эстетическом направлении. И пусть ребенок лепит что-то непонятное, размазывает пластилин по столу всё это не важно. Главное то, что он видит в этом какой-то смысл. Главное, что ребёнку интересно.
Также за что вам стоит полюбить лепку, так это за то, что она обладает успокаивающим эффектом. Таким образом, занимаясь с детьми лепкой, вы можете выработать усидчивость, нормализовать сон, снизить активность и раздражительность ребёнка. Это тоже немаловажно, особенно если ваш ребёнок не может усидеть на месте и часто капризничает.
Занятие лепкой воспитывает в ребёнке терпеливость, упорство, старательность, внимательность. Все эти качества личности пригодятся ребёнку и во взрослой жизни, поэтому это стоит того, чтобы выделить время сейчас и заняться с ребенком лепкой.
Я приготовили для Вас несколько вариантов лепки: обычную и пластилинографию.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Дети, которым нравится лепить, быстро придумают, какую поделку из пластилина сделать и выберут ту технику, которая им ближе по душе, просто их надо научить этому.
Главное — не ограничивайте свободу творчества ребенка и не в коем случаи нельзя употреблять фразы типа «да ты что, это очень сложно, у тебя не получится», а всегда поощряйте детей даже если видите, что у них не получается.
Консультация для родителей и педагогов «Польза дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста» ПОЛЬЗА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае,.
Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред? Как лечить детей от игровой зависимости?» Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред»? Наступил век современных технологий и в нашу жизнь.
Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Керимова Амина Какие мультфильмы показывать детям? За последние несколько.
Консультация для родителей «Польза плавания для детей» Консультация для родителей на тему: «Польза плавания для дете» Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических.
Консультация для родителей «Польза конструктора Лего для детей дошкольного возраста» Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развить. У детей дошкольного возраста огромное желание.
Консультация для родителей «Польза работы с пластилином для детей» Наверное, нет ни одного человека, который в детстве не лепил из пластилина забавные поделки. Пластилин не зря является одним из самых популярных.
Консультация для родителей «В чем польза конструктора «Лего» для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей В чем польза конструктора «ЛЕГО» для детей дошкольного возраста «ЛЕГО – нужная игра!» Самая известная в мире.
Консультация для родителей «Закаливание и его польза» В чем заключается польза закаливания? Правда, хороший вопрос. Он актуален для всех, кто беспокоится за свое здоровье. «Закаливание организма».
Консультация для родителей «Польза плавания для детей» Польза плавания для детей в период формирования организма и опорно-двигательного аппарата весьма велика, так как заложенная в этом возрасте.
Лепка и ее значение в жизни ребенка
Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный»для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его.Спешу Вас разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Для чего нужно лепить из пластилина?
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
Какой пластилин лучше?
Пластилин. Он подходит для детей старше 3 лет, т. к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам.
Восковой пластилин. Подходит и маленьким деткам, т. к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный
Пластилин – универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Пластилин выпускают в баночках или коробках по 6, 12 кусочков. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.
Глина для лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.
Тесто для лепки или соленое тесто. Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, т. к. очень мягкое и безвредное.
Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.
Стека: для передачи выразительности образа. Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур. Пластиковая подкладка для лепки. Влажная ткань для вытирания рук.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Значение театра в жизни ребенка» Консультация для родителей детей первой младшей группы. «ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Скорова Р. Я. МАОУ ДС № 80 «Песенка» г. Тольятти.
Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных.
Консультация для родителей «Значение игры в жизни вашего ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад третьей категории №14 «Росинка» Выполнила:.
Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка раннего возраста» Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие.
Консультация для родителей «Значение книги в жизни ребенка» Здравствуйте, уважаемые родители! Хотелось бы начать нашу беседу с вопроса: Велико ли значение книги в развитии ребенка? Значение книг.
Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка» Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют.
Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» Консультация для родителей «Значение развивающих игр в жизни ребенка» В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.
Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста Часто мы, взрослые люди, даже не задумываемся, как пройдет наш завтрашний день. Мы знаем, что встанем утром в определенное время, позавтракаем,.
Консультация «Сказка в жизни ребенка. Воспитательное значение сказки» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Значение режима дня в жизни ребенка Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня в жизни ребёнка» Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха,.
Зачем нужна лепка ребенку?
Елена Ботникова
Зачем нужна лепка ребенку?
В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.
Мы живем в XXI веке, наши дети это поколение компьютерных детей. Им гораздо интереснее играть в компьютерные игры, чем лепить, рисовать, родителям удобнее посадить свое чадо за компьютер, нет беспорядка, ребенок сидит, играет. У родителей появляется больше свободного времени, ребенок не бегает, не мешает, играть с ним не надо. Удобно и хорошо, но вот пришло время школьной поры, учителя жалуются, что дети плохо рассказывают, речь невнятная, плохо пишут. И только тогда начинаем анализировать данную проблему. Почему не умеет рассказывать? Потому что у вашего ребенка не развита мелкая моторика рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Можно заниматься лепкой, не только с пластилином, но и с соленым тестом. В наше время оно получило название тестопластика.
Тестопластикой занимались люди с древних времен, при встречи весны из теста выпекали птичек, дарили их в качестве подарков. Лепка из соленого теста приносит удовольствие и радость, малозатратно, но имеет широкие возможности. Материал экологически чистый, эластичный, легко обрабатывается, изделия долговечны. Лепка развивает мышление, формирует слаженность работы не только рук, но и глаз.
Лепка любимое занятие наших детей, является осязаемым видом художественного творчества. Ребенок создает свои шедевры, претворяет в искусство свои задумки. Лепка богата своим разнообразием, занятия проходят в дружеской, спокойной обстановке, дети учатся работать вместе. Учатся помогать друг другу в работе, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. Формируется усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Лепка это творческий процесс, ребенок-автор, может сам реализовывать свои творческие способности, созданный своими руками продукт может быть использован в повседневной жизни.
Ботникова Е. В МКДОУ «Детский сад «Солнечный»
Консультация «Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику?» Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику? Немного истории…Оказывается в древней Греции существовала богиня памяти Мнемозина. Именно.
Родительское собрание «Зачем детям нужна мама?» БМДОУ № 19 Открытое родительское собрание на тему : «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.
Образовательный проект «Зачем нужна песня на войне?» Образовательный проект воспитателя МБДОУ № 74 Ивановой М. Ю. Тема: «Зачем нужна песня на войне» Проект долгосрочный (ноябрь 2014-апрель2015г. г.).
Открытое родительское собрание «Зачем детям нужна мама» МБДОУ № 19 г. Кызыла Открытое родительское собрание на тему : «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.
Памятка для родителей «Зачем ребенку в группе игрушки?» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИГРУШЕК МНОГО НЕ БЫВАЕТ Зачем ребенку в группе игрушки? Для того, чтобы играть. В игре ребенок переносит или точнее.
Ток-шоу «Почему ребенку нужна игра?» Проект по работе с родителями Ток-шоу «Почему ребенку нужна игра?» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации.
Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста» Воспитатель МБУ детского сада № 26 «Сказка» городского округа Тольятти Львова.
Зачем ребенку к неврологу? В каких случаях следует обращаться к неврологу?Невролог (невропатолог) – медицинский специалист по физиологическим особенностям нервной.
Лепка для детей: польза и обзор материалов
Среди занятий для детей лепка традиционно занимает очень важное место. Помимо интересного времяпровождения, дети маленького возраста при игре с пластичными материалами получают существенный толчок в развитии. Сегодня для детского творческого становления личности выпускается множество разнообразных материалов.
В чем польза лепки
Человеческая психика продолжает оставаться весьма малоизученной. Несмотря на множество открытий и рекомендаций, сделать в этой области точное утверждение не получится – приходится действовать путем обобщений.
Однако, даже по статистике, лепка из пластических масс благотворно сказывается как на психическом состоянии ребенка, так и на его умственном и нейрофизиологическом развитии. Мозг маленького человека развивается только в том случае, если происходит взаимодействие с окружающим миром.
Дети современной цивилизации во многом ограждены от естественного мира из соображений безопасности. Поэтому оптимизировать взаимодействие – главная задача родителей. Тактильные ощущения, которые получает ребенок от осязательных нервов, являются мощным стимулирующим фактором, провоцирующим мозг к дальнейшему развитию.
Лепка пластилином, глиной или тестом – это замечательное упражнение, которое запускает механизмы совершенствования нервной системы ребенка.
Развитие координации и мелкой моторики
У новорожденного младенца нервная система еще неокрепшая, он совершает множество хаотических, «ложных» движений, не направленных на выполнение осознанного действия.
В возрасте года движения становятся осмысленными, но координация пока не выработана. Ребенок учится владеть своим телом, а его нервная система отрабатывает всевозможные комбинации.
Занятия лепкой способны значительно ускорить развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это комбинация работы мышечной, нервной и зрительной систем для мелких операций пальцами и кистями рук.
В институте физиологии детей и подростков было доказано, что проекции кистей рук расположены рядом с речевыми центрами, поэтому формирование мелкой моторики способствует развитию речи.
Дети, которые регулярно занимаются лепкой – сперва под присмотром взрослых, а потом и самостоятельно, быстрее осваивают необходимые бытовые навыки: застегивают пуговицы, удерживают и орудуют столовыми приборами, держат ручку, карандаш или кисть, правильно собирают конструкторы с мелкими деталями.
Развитие пространственного мышления и воображения
Пластилин полезен не только малышам, но и детям постарше. Стремление повторить окружающий мир в рисунке или скульптуре – это уже пример высшей нервной деятельности. С помощью лепки развиваются ментальные и рассудочные качества, происходит опосредованное, наглядное понимание физики реального мира (тонкое гнется, без опоры падает и др.).
Пространственное воображение помогает ребенку лучше ориентироваться в этом мире, а также развивать свои творческие способности.
Виды материалов для лепки
Индустрия товаров для детей может предложить современным родителям множество товаров, которые могут быть использованы для лепки. Широкий ассортимент пластических масс включает как непосредственно материал, так и игровые наборы, куда входят формочки, разделочные инструменты и другие сопутствующие предметы.
Глина
Самый древний материал для лепки. Люди научились лепить из глины еще до развития цивилизаций. Этот материал встречается повсеместно, ведь является мелкодисперсной осадочной породой. Добыть его можно и самостоятельно, но намного легче купить – в строительном магазине или художественной лавке. Для работы глину стоит смешать с водой и тщательно размять – после этого она приобретает вязкую консистенцию.
После высыхания глина сохраняет форму. К сожалению, получить в домашних условиях керамику – обожженную глину – невозможно, для этого требуется температура около 900° С. Однако, даже изделия из сырцовой глины способны долго храниться на полке, хотя и являются хрупкими.
Лайфхак. Для того, чтобы имитировать керамический блеск, вылепленную поделку обрабатывают слоем клея ПВА. После высыхания изделие покрывает пленка, которая к тому же улучшает механическую прочность.
Правда, для маленьких детей глина подходит мало – она интенсивно пачкает руки и все окружающее, а в процессе испарения влаги быстро застывает. Зато для мальчишек и девчонок школьного возраста, лепка глиной – это уже серьезный творческий процесс, приобщающий к художественной культуре.
Этот материал больше подходит для отливки, нежели для лепки, позволяя получить точные формы при малом весе. Впрочем, даже грудному малышу может быть интересно и познавательно оставлять отпечатки в корытце с гипсом.
Для того, чтобы гипсом можно было лепить руками, лучше приобрести специальный плотный скульптурный гипс желтоватого цвета – он более пластичный и дольше сохнет, но не реализуется в строительных магазинах.
Пластилин на основе глины
Один из самых известных материалов современности. Раньше пластилин изготавливался из глиняного порошка, куда добавлялись воск, масла животного происхождения и порошковые натуральные красители.
Сегодня в качестве добавок к очищенной и обесцвеченной глине используются полимерные соединения, которые обеспечивают составу нужную пластичность, и позволяют ему сохранять свойства спустя продолжительное время.
Классический пластилин на основе глины (каолина) довольно тверд. Иногда его называют «советским», но здесь отличие скорее в составе, чем во времени изготовления. Дело в том, что на тот момент полимерные соединения еще не были известны в таком количестве, а главное – не внедрялись в бытовую сферу. Поэтому пластилин старого образца отличается хорошим сцеплением внутри массы и с посторонними предметами.
Он очень плотен, в связи с чем, перед тем, как играть с ним, взрослый человек должен хорошенько его размять и раскатать. Только после этого малыши смогут лепить что-то своими пока еще слабыми ручками.
В плюсах этого материала – его механическая прочность и сцепление. Голова человечка точно не отвалится, если ее хорошенько соединить. В минусах – необходимость предварительного разогрева, а также высокая маркость.
Известный «советский» способ сохранить только что вылепленные изделия из пластилина – поместить на сутки в морозильную камеру. Предмет приобретет твердость и, даже после последующей оттайки, не развалится, а со временем будет все больше твердеть.
Полимерный пластилин
За рубежом промышленные технологии находили применение в народных товарах как средство получения прибыли. Так был придуман полимерный пластилин – натуральный каолин был заменен на пластические соединения с присадками.
Это позволило сделать материал более гибким, однородным, мягким. При хранении он не каменеет и почти не требует предварительного разогрева. Мягкость позволяет использовать его даже годовалым детям. Даже если они не слепят ничего похожего на реальный объект, они смогут мять пластилин в руках, следя за тем, как он меняет форму. Это также хорошо развивает мышцы пальцев и кисти.
Полимерный пластилин не совсем безопасен для здоровья. Он не вызовет острого отравления, но может спровоцировать расстройство пищеварения. К тому же, большим куском пластилина ребенок может просто подавиться или засунуть его в нос. Поэтому до 3-х лет игра только под присмотром родителей!
Сегодня полимерный пластилин имеет множество подвидов: шариковый, плавающий, восковый и другие. Благодаря особым ингредиентам, свойства пластилина могут изменяться: он может быть легче воды, стать максимально липким или, наоборот, не пачкать руки, стол и одежду.
Масса для лепки
И снова полимеры на службе у человека для детских развлечений. Масса для лепки отличается от пластилина тем, что после придания ей формы, постепенно затвердевает на воздухе.
В зависимости от состава застывание может длиться до полусуток. Все это время в готовую поделку можно внести изменения. Правда, стоимость хорошей массы немаленькая. К тому же, она не является многоразовой, а значит, ее придется покупать еще и еще.
Тесто для лепки
Материал, который набрал популярность совсем недавно. Тесто для лепки названо так потому, что напоминает обычное крутое тесто из муки. Бренд известного теста Play-Doh сообщает, что в составе их теста основными ингредиентами являются мука, соль и вода.
Впрочем, полный состав держится в секрете. Очевидно, что выдающиеся характеристики смеси натуральных продуктов придают именно красители и присадки, препятствующие высыханию и сохраняющие продукт от порчи.
Основная черта теста для лепки – это его малая клейкая способность. Давая ребенку поиграть с тестом, родители могут быть уверены в том, что чадо не испачкается само и не испортит окружающую обстановку. Благодаря натуральному составу, тесто для лепки безопасно при проглатывании – разумеется, до определенных пределов.
Кинетический песок
Также можно встретить названия «космический песок» из-за особых свойств по сравнению с обычным песком или «радужный песок» из-за пигментов, благодаря которым субстанция в баночках и ведрах приобретает различные цвета.
Кинетический песок – это специально отобранный мелкий кварцевый песок, куда добавлены специальные полимерные вяжущие присадки.
Они придают материалу особые свойства: будучи мягким и «текучим» в распушенном состоянии, песок отлично держит форму при уплотнении.
Будучи утрамбованным в формочки, он оставляет четкие слепки, которые никогда не даст обычный мокрый песок.
Песок не даром назван кинетическим: осязательные ощущения при игре с ним действуют успокаивающе.
Поэтому занятия с ним рекомендованы детям с отклонениями в психическом расстройстве, гиперактивным и нервным мальчикам и девочкам. Маленькие непоседы на полчаса, а может и больше, будут захвачены увлекательной игрой, дав возможность взрослым заняться делами.
Большое достоинство «космического» песка – это его способность сохранять свойства на открытом воздухе. Поэтому многие родители, заполнив песочницу, уже больше не собирают пластическую массу в контейнер или ведерко.
Впрочем, при всех плюсах у кинетического песка есть свои минусы или, точнее, особенности:
Для того, чтобы любой материал для лепки прослужил дольше, был приятнее и функциональнее, стоит выбирать товар проверенных производителей. Более высокая цена – это плата за интерес и здоровье ребенка на протяжении длительного периода времени.
Лучшие материалы для лепки
Пластилин Луч Классика 12 цветов
Один из самых доступных вариантов привычного пластилина. Выпускается фирмой «Луч». При своей низкой цене пластилин не слишком липнет к рукам, неплохо держит форму. Тот, кто называет его твердым, просто не держал в руках советского глиняного пластилина.
Плюсы:
Минусы:
LORI Домашняя песочница
Кинетический песок выпускается десятками фирм. Вариант от Lori – один из самых доступных по цене и при этом безопасных для детей. Песок выпускается в различной фасовке и цветовой гамме.
Родители могут приобрести как набор из разных цветов, так и большое ведро одного цвета, из которого малыш сможет строить замки, куличики и вообще предаваться тем же занятиям, как и в уличной песочнице, даже глубокой зимой.
Плюсы:
Минусы:
Масса для лепки JOVI для моделирования, 250 г, белая
Брусок пластичной массы, которая отлично подойдет для реализации творческих замыслов детей постарше. Школьники будут от нее в восторге: сделать поделки для уроков труда или изобразительного искусства не составит труда, если применить фантазию.
Спустя время, масса высыхает на воздухе, так что созданные произведения могут храниться продолжительное время.
Плюсы:
Минусы:
Полимерная глина ЦВЕТИК
Качественная полимерная глина используется многими мастерами, создающими декоративные украшения. Пластика от Цветика – доступный вариант, который отлично послужит в качестве развлечения малышам, и как материал для поделок детям постарше. После запекания в духовке масса твердеет и напоминает изделия из натуральной глины.
Плюсы:
Минусы:
Масса для лепки Play-Doh
Масса для лепки от фирмы Hasbro стоит дорого, но отличается натуральным составом и интересными наборами.
Это не просто пластилин в баночках, но и полный набор сопутствующих аксессуаров, которые превращают игру в сюжетно-ролевую. Правда, благодаря известности этого продукта, под него очень много подделок.
Плюсы:
Минусы:
Лепка – это интересное и очень полезное занятие для детей любого возраста. И, если малыши развивают с помощью кинетического песка или пластилина мелкую моторику и ловкость рук, то дети повзрослее смогут в полной мере реализовать свой творческий потенциал.