Чем лишайник прикрепляется к субстрату
Лишайники
теория по биологии 🌿 микология
Лишайники — симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей или цианобактерий (фотобионт, или фикобионт).
Микобионт образует слоевище ( таллом ), внутри которого располагаются клетки фотобионта. Группа насчитывает от 13000 до 17000 видов около 400 родов.
Строение лишайников
У нижней поверхности таллома часто находится нижняя кора, с помощью выростов которой (ризин) лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоёв встречается не у всех лишайников.
Тело лишайников (таллом) представляет собой переплетение грибных гиф, между которыми находится популяция фотобионта. По внутреннему строению лишайники разделяют на:
Как и в случае двухкомпонентных лишайников, водорослевый компонент — фикобионт — трёхкомпонентных лишайников равномерно распределён по таллому, либо образует слой под верхней корой. Некоторые трёхкомпонентные цианолишайники образуют специализированные поверхностные или внутренние компактные структуры (цефалодии), в которых сосредоточен цианобактериальный компонент.
Размножение лишайников
Лишайники выделяют кислоты, способствующие растворению субстрата, и тем самым участвуют в процессах выветривания. Вносят существенный вклад в процессы почвообразования. Лишайники — одни из «пионеров» биоценозов — являются, как правило, первыми организмами, заселяющими субстрат в процессе первичной сукцессии.
Несмотря на редкость этих видов, они играют важную роль в выветривании и почвообразовании, часто повсеместно охватывая скалы. Лишайники не делают различий между естественными и искусственными субстратами, покрывая стены, крыши, заборы, надгробия и другие постройки.
Спора прорастает в зеленую нить протонему, 3).
Затем из нее развивается листостебельное растение, 1).
Далее образуются гаметы, происходит оплодотворение, в результате чего образуется зигота, 4)5).
Споры созревают в спорангиях 2).
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB1019D Установите соответствие между признаками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) преобладание гаметофита в жизненном цикле Б) развитие протонемы из споры В) расположение спорангиев на нижней стороне листа Г) развитие спор в коробочке Д) наличие заростка в жизненном цикле Е) отсутствие корней Корни отсутствуют у мхов. Заросток – зеленая пластинка, присутствующая в онтогенезе папоротников. Споры развиваются в коробочке у мхов, классический пример – коробочки кукушкиного льна. Спорангии на нижней стороне листа (вай) – папоротники. Наверняка многие видели спорангии папоротников. Они выглядят как небольшие коричневые диски внизу листьев. Протонема, или зеленая нить, — мхи. Преобладание гаметофита – мхи. У папоротников преобладает спорофит. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Во-первых, мхи — низшие растения, так как их тело не дифференцировано на ткани, кроме того, это споровое растение. Правильный вариант ответа для первого пропуска — споровое, так как далее, в пояснении говорится именно о способности мхов размножаться спорами.5) Из названий мхов здесь только сфагнум. 6) Отложения мхов, конечно, же образуют залежи торфа. 7) pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Сделаем это задание, опираясь на предыдущее: Начиналось все с образования спор. Затем развивался предросток, на котором развивались взрослые мужские и женские растения. В этом задании нет слов предросток или мужские и женские растения. Взрослый гаметофит= мужские и женские растения. После оплодотворения получается спорофит. Гаметофиты –гаплоидны, спорофиты — диплоидны. Теперь соберем ответ: pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить В задании с мхами особо не порассуждаешь, но мы попробуем. Итак, 3) прорастание споры У нас проросла спора. Из нее явно должно что-то развиться. Наши варианты: 1) образование предростка 4) развитие на предростке женских и мужских растений мха 6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами Вариант 6) не подходит нам сразу, потому что в нем речь идет про зиготу, а у нас спора. Вариант 4) предполагает, что перед ним будет вариант 3), так как предросток уже должен быть. На предростке развиваются мужские и женские растения, а на мужских растениях созревают сперматозоиды, а на женских – яйцеклетки. Зигота, естественно, образуется в результате оплодотворения, а для оплодотворения мхам нужна вода:
Ответ: 314526 pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Ягель (или олений мох), исландский мох — группа кустистых лишайников — традиционный корм северных оленей; пармелия — листоватый лишайник. Под цифрами 1 и 3 — мох, 4 — водоросль. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Только лишайники по форме слоевища делятся на листоватые, кустистые и накипные. Листоватые. Листоватые лишайники имеют вид пластин разной формы и размера. Они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя. Кустистые. У наиболее сложных с точки зрения морфологии кустистых лишайников таллом образует множество округлых или плоских веточек. Растут на земле или свисают с деревьев, древесных остатков, скал. Это деление не отражает филогенетические связи, существует много переходных форм между ними. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Что ж, для начала определимся с тем, что лишайник состоят из клеток водоросли и гифов гриба. Гриб и водоросли живут в симбиотических отношениях, о есть, взаимовыгодное сожительство. Раз их отношения симбиотические, то паразитическими они не могут быть. Водоросли способны к фотосинтезу, значит, вполне могут обеспечить гриб органикой. Гриб способен закрепляться на субстрате, лишайники тоже крепятся к поверхностям, будь то камень или дерево или что-то другое. По корням в лишайник, как и в грибе поступает вода. Защищать гриб от чего-либо водоросль не способна, как, впрочем, и гриб. Про фотосинтез уже говорилось выше, а 5 пункт раскрывает механизм фотосинтеза. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Чем лишайник прикрепляется к субстратуЛишайники представляют собой симбиоз гриба и водоросли, т. е. не могут считаться единым организмом, так как его отдельные части имеют разные геномы. Строение лишайникаВегетативное тело лишайника называется талломом. Гифы гриба образуют основу таллома, формируя нижнюю кору, прикреплённую к субстрату, и поверхностный коровый слой, обуславливая форму и окраску лишайника. Под слоем водорослей грибные гифы расположены рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевины проходят пучки гиф (ризоиды), которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом. Рис. Строение лишайника Функция зоны водорослей: Лишайники образуют в основном: Такие симбиозы определённых видов гриба и водоросли настолько устойчивы, что воспринимаются как определённый вид организмов. Классификация лишайниковПо форме таллома лишайники делятся на: Рис. Накипной лишайник Рис. Листоватый лишайник Рис. Кустистый лишайник Размножение лишайниковУ лишайников встречается вегетативное, половое и бесполое размножение. В обоих случаях в состав отделяемой структуры входит и грибной, и водорослевый компонент. Особенности экологии лишайниковЛишайники характеризуются очень медленным ростом: от долей миллиметра до нескольких сантиметров в год. Скорее всего, это связано с небольшим относительным объёмом автотрофных водорослей, синтезирующих органические вещества. Наибольшей скоростью роста обладают лишайники тропических лесов, наименьшей — обитатели скал и тундры. Низкая скорость роста приводит к тому, что лишайники в основном растут в тех местах, где не встречают конкуренции со стороны растений. Прежде всего это горные области, где они являются первопроходцами на камнях и скалах, создавая первичные почвы. Не встречают лишайники конкурентов и в тундре, где из-за мёрзлых грунтов не могут развиваться корни растений. Часто лишайники растут как эпифиты в кронах деревьев. Способность гриба поглощать и удерживать воду позволяет лишайникам существовать в крайне сухих условиях. Они могут поглощать воду не только во время дождей, но и из тумана, и насыщенного водяным паром воздуха. Интересно, что возраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет. Значение лишайниковИспользование лишайников человеком: ЛишайникиЛишайники — своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 000 видов. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Однако до сих пор не пришли к единому мнению относительно их положению в систематике живой природы: одни относят их к царству растений, другие — к царству грибов. Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут — за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые — на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет. Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф. Живые и отмершие лишайники, скопившаяся на них пыль и песчинки создают не обнажённом грунте тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Разрастаясь, мхи и травы затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники со временем исчезают с этого места. Лишайникам вертикальных поверхностей засыпание не грозит — они разрастаются и разрастаются, впитывая влагу дождей, рос и туманов. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три типа: накипные, листоватые и кустистые. Типы лишайников. Морфологические особенностиЛишайники — первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.
В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах в Антарктиде. Живым организмам приходится жить здесь при очень низких температурах, особенно зимой, и практически без воды. Из-за низкой температуры осадки там выпадают всегда в виде снега. Лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевище. Благодаря высокой солнечной радиации тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попавший на нагретое слоевище, тает. Появившуюся влагу лишайник сразу впитывает, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза. СтроениеСлоевище состоит из двух разных организмов — гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом. Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых — цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба. ПитаниеПитание лишайника осуществляется обоими симбионтами. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль (или цианобактерия), в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества (благодаря фотосинтезу). Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, которые в качестве фикобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата. Лишайники, имеющие в качестве фикобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот. Внутреннее строениеЭто своеобразная группа низших растений, которые состоят из двух разных организмов — гриба (представители аскомицетов, базидиомицетов, фикомицетов) и водоросли (зелёные — цистококк, хлорококк, хлорелла, встречается кладофора, пальмелла- сине-зелёные — носток, глеокапса, хроококк), образующих симбиотическое сожительство, отличающееся особыми морфологическими типами и особыми физиолого-биохимическими процессами. По анатомическому строению различают лишайники двух типов. У одного из них водоросли разбросаны по всей толще слоевища и погружены в слизь, которую выделяет водоросль (гомеомерный тип). Это наиболее примитивный тип. Такое строение характерно для тех лишайников, фикобионтом которых являются сине-зелёные водоросли. Они образуют группу слизистых лишайников. У других (гетеромерный тип) на поперечном срезе можно под микроскопом различать несколько слоёв. Сверху находится верхняя кора, имеющая вид переплетённых, тесно сомкнутых грибных гиф. Под ней гифы лежат более рыхло, между ними расположены водоросли — это гонидиальный слой. Ниже грибные гифы расположены ещё более рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевина проходят пучки гиф, которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом. У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Кора выполняет защитную и укрепляющую функции. На нижнем коровом слое лишайников обычно образуются органы прикрепления. Иногда они имеют вид тонких нитей, состоящих из одного ряда клеток. Их называют ризоидами. Ризоиды могут соединяться, образуя ризоидальные тяжи. У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа) расположенной в центральной части слоевища. Зона водорослей выполняет функцию фотосинтеза и накопления органических веществ. Основная функция сердцевина — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл. У некоторых кустистых лишайников сердцевина выполняет и укрепляющую функцию. Органами газообмена служат псевдоцифеллы (разрывы коры, заметные невооружённым глазом как белые пятнышки неправильной формы). На нижней поверхности листовых лишайников есть круглые правильной формы белые углубления — это цифеллы, также органы газообмена. Газообмен осуществляется и через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое. РазмножениеЛишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно — фрагментами слоевища, соредиями и изидиями. При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований)- перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху)- гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф — базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность. Бесполое спороношение лишайников — конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры — в особых вместилищах пикнидиях. Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями — соредиями (пылинки — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков). Лишайники — пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества. Водоросль- вырабатывает улеводы, которые потребляет гриб. В результате имеем взаимовыгодное сотрудничество- симбиоз В литературе описана также ассоциация лишайника Usnea strigosa с насекомыми Lanelognatha theraiis, которая, видимо, строится на биологической роли лишайниковых кислот. Взаимоотношения гриба и водоросли в теле лишайникаОтдел лишайникиОтдел лишайники занимают особое место в растительном мире. Их строение очень своеобразно. Тело, называемое слоевищем, состоит из двух организмов — гриба и водоросли, живущих как один организм, В составе некоторых видов лишайников обнаружены бактерии. Такие лишайники представляют собой тройной симбиоз. Слоевище образовано переплетением гиф гриба с клетками водорослей (зеленых и сине-зеленых). срез тела листоватого лишайника width=489 height=192 title=Поперечный срез тела листоватого лишайника /> По морфологическим признакам (внешнему виду) лишайники делятся на три группы. Размножаются лишайники вегетативно, кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Эти группы клеток образуются во множестве. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Лишайники в природе и в хозяйственной деятельности играют важную роль. Лишайники являются первыми растениями, которые поселяются на скалах и им подобных бесплодных местах, где другие растения жить не могут. Лишайники разрушают поверхностный слой скалы и, отмирая, образуют слой гумуса, на котором уже могут поселяться другие растения. Значение для жизнедеятельности лишайниковБлагодаря сочетанию в одном организме гриба и водоросли лишайники обладают рядом уникальных свойств. Средний возраст лишайников от тридцати до восьмидесяти лет, а отдельные экземпляры, как это удалось установить по косвенным данным, доживают до шестисот лет. Имеются сведения, что некоторые лишайники насчитывают даже около двух тысяч лет. Наряду с секвойей и остистой сосной лишайники можно считать самыми долгоживущими организмами. Лишайники очень чувствительны к чистоте окружающего воздуха. Если в воздухе содержится значительная концентрация углекислого и особенно сернистого газа, лишайники исчезают. Эту их особенность предлагается использовать для оценки чистоты воздуха в городах и промышленных районах. Своеобразие формы тела, обмена веществ, особенностей роста, мест обитания позволяет считать лишайники, несмотря на их двойственную природу, самостоятельными организмами. Симбиоз гриба и водорослиВ 40-е годы XX века немецкий ученый Ф. Тоблер обнаружил, что для прорастания спор ксантории настенной требуются добавки стимулирующих веществ: экстрактов из древесной коры, водорослей, плодов сливы, некоторых витаминов или других соединений. Было сделано предположение, что в природе прорастание некоторых грибов стимулируется веществами, поступающими из водоросли. Примечательно, что для возникновения симбиотических отношений оба партнера получать умеренное и даже скудное питание, ограниченные влажность и освещение. Оптимальные условия существования гриба и водоросли отнюдь не стимулируют их воссоединение. Более того, известны случаи, когда обильное питание (например, при искусственном удобрении) вило к быстрому росту водорослей в слоевище, нарушению связи между симбионтами и гибели лишайника. Если рассматривать срезы лишайникового слоевища под микроскопом, видно, что чаще всего водоросль просто соседствует с грибными гифами. Иногда гифы тесно прижимаются к водорослевым клеткам. Наконец, грибные гифы либо их ответвления могут более или менее глубоко проникать внутрь водоросли. Эти выросты называются гаусториями. Итак, жизнь в симбиозе побуждает водоросль и гриб менять свой внешний облик и внутреннее строение. Биохимические особенности[править]Большинство внутриклеточных продуктов, как фото-(фико-), так и микобионтов не являются специфичными для лишайников. Уникальные вещества (внеклеточные), так называемые лишайниковые, формируются исключительно микобионтом и накапливаются в его гифах. Сегодня известно более 600 таких веществ, например, усниновая кислота, мевалоновая кислота. Нередко, именно эти вещества оказываются решающими в формировании окраски лишайника. Лишайниковые кислоты играют важную роль в выветривании, разрушая субстрат. Водный обмен[править]Лишайники не способны к регуляции водного баланса, поскольку у них нет настоящих корней для активного поглощения воды и защиты от испарения. Поверхность лишайника может удерживать воду на короткое время в форме жидкости или пара. В условиях вода быстро теряется на поддержание метаболизма и лишайник переходит в фотосинтетически неактивное состояние, при котором вода может составлять не более 10 % массы. В отличие от микобионта, фотобионт не может долго находиться без воды. Сахар трегалоза играет важную роль в защите жизненно важных макромолекул, таких как ферменты, мембранные элементы и ДНК. Но лишайники нашли способы предотвращения полной потери влаги. У многих видов наблюдается утолщение коры, чтобы обеспечить меньшую потерю воды. Способность поддерживать воду в жидком состоянии очень важна в холодных районах, поскольку замёрзшая вода не пригодна для использования организмом. Время, которое лишайник может провести высушенным, зависит от вида, известны случаи «воскрешения» после 40 лет в сухом состоянии. Когда поступает пресная вода в форме дождя, росы или влажности, лишайники быстро переходят в активное состояние, возобновляя метаболизм. Оптимально для жизнедеятельности, когда вода составляет от 65 до 90 процентов от массы лишайника. Влажность в течение дня может изменяться в зависимости от темпов фотосинтеза, как правило, она наиболее высока с утра, когда лишайники смачиваются росой. Рост и продолжительность жизни[править]Описанный выше ритм жизни является одной из причин для очень медленного роста большинства лишайников. Иногда лишайники растут всего лишь на несколько десятых миллиметра в год, в основном менее чем на один сантиметр. Другой причиной медленного роста является то, что фотобионт, составляя нередко менее 10 % объёма лишайника, берёт на себя обеспечение микобионта питательными веществами. В хороших условиях, с оптимальными влажностью и температурой, например в туманных или дождливых тропических лесах, лишайники растут на несколько сантиметров в год. Размножение[править]Лишайники размножаются вегетативным, бесполым и половым путём. Часть 1. Выберите один правильный ответ.А1. Изображённую на рисунке растительную клетку можно узнать по наличию в ней А2. Клетки организмов всех царств живой природы имеют А3. Почему бактерии относят к организмам прокариотам? А4. Вирус СПИДа может функционировать в клетках А5. Гриб в составе лишайника 1) создает органические вещества из неорганических 2) поглощает воду и минеральные соли 3) расщепляет органические вещества до минеральных 4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой А6. Процесс дыхания у растений происходит А7. Почему водоросли относят к царству растений? А8. Поглощают кислород и выделяют углекислый газ при дыхании А9. Какую роль играют растения семейства бобовых в природе? А10. Доказательством родства всех видов растений служит 1) клеточное строение растительных организмов 2) наличие ископаемых остатков 3) вымирание одних видов и образование новых 4) взаимосвязь растений и окружающей среды А11. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его 1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую 2) растения выделяют в атмосферу кислород 3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания 4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом А13. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют A14. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо A15. Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений. 1) небольшая продолжительность жизни растений 2) влияние деятельности человека 3) гибель растений от насекомых-вредителей 4) сезонные изменения в жизни растений A16. Кроме растений, к автотрофным организмам относятся A17. Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате 1) изменения климата: похолодания и снижения влажности 2) чрезмерного использования папоротников человеком 3) их поедания животными 4) изменения климата: повышения температуры и влажности A18. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая? A19. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода? 1) В них мало питательных веществ. 2) Они очень медленно растут и невкусные. 3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ. 4) В них накапливается много нитратов. A22. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? 1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических. 2) Не нуждаются в воде при оплодотворении. 3) Относятся к высшим споровым растениям. 4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани. A24. Почвенное и воздушное питание характерно для организмов царства
A25. По каким признакам моховидные отличаются от других растений? 1) имеют клеточное строение 2) размножаются спорами 3) имеют листья, стебель и ризоиды 4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза A26. Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют 1) клеточной мембраны и цитоплазмы 2) митохондрий и рибосом 3) ядра и расположенных в цитоплазме органоидов 4) пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки A27. Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными состоят в том, что в их клетках происходит A28. Как бактерии переносят неблагоприятные условия? A29. В процессе дыхания растения поглощают A30. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных 1) имеют корень, стебель, листья 2) имеют цветок и плод 3) размножаются семенами 4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза A31. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы? A32. К автотрофным организмам относят A33. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями? 1) использование солнечной энергии при фотосинтезе 2) неограниченный рост в течение всей жизни 3) синтез органических веществ из неорганических 4) выделение кислорода в атмосферу A34. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани? A35. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались А36. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах? А37. Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они А38. Клубень и луковица – это А41. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют A42. Укажите признак, характерный только для царства растений. A43. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них A45. У комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной. Что иллюстрирует данный опыт? 1) наличие у растений процесса транспирации 2) передвижение по растению органических веществ 3) наличие у растений корневого давления 4) значение воды в жизни растений А46. Укажите правильный порядок классификации: 1) класс – тип – семейство – отряд – вид – род 2) тип – класс – отряд – семейство – род – вид 4) вид – род – тип – класс – отряд – царство А47. Капуста и редька относятся к одному семейству на основании А48. В каком случае перечислены «царства» органического мира? 2) позвоночные, беспозвоночные, хлорофилльные 3) деревья, хищники, простейшие, водоросли 4) споровые, семенные, рептилии, птицы А49. Не имеет оформленного ядра А50. В цитоплазме бактерий находятся 1) рибосомы, одна хромосома, включения 2) митохондрии, несколько хромосом 3) хлоропласты, аппарат Гольджи 4) ядро, митохондрии, лизосомы А52. Общим свойством для всех организмов является способность к А54. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа 2) имеют одинаковые функциональные зоны 4) растут своей верхушкой А55. Корневой чехлик защищает зону А56. Шишка хвойных – это: Часть 2Выберите три правильных ответа из шести (В1-В10). B1. В чем состоит значение фотосинтеза? 1) в обеспечении всего живого органическими веществами 2) в расщеплении биополимеров до мономеров 3) в окислении органических веществ до углекислого газа и воды 4) в обеспечении всего живого энергией 5) в обогащении атмосферы кислородом, необходимым для дыхания 6) в обогащении почвы солями азота B2. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации? 1) Появление корней у древних папоротников. 2) Появление хлорофилла у мхов. 3) Возникновение тканей у хвойных. 5) Появление цветка и плода у покрытосеменных. 6) Возникновение проводящих тканей у цветковых. B3. Какие признаки характерны для класса двудольных растений? Б) семена с двумя семядолями В) листья с сетчатым жилкованием Г) из зародышевого корешка развивается главный корень Д) в стебле не происходит вторичного утолщения Е) стержневая корневая система B4. Папоротники относят к царству растений, так как А) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ Б) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород В) их клетки содержат хлоропласты Г) их клетки содержат цитоплазму Д) выполняют роль консументов в экосистеме Е) выполняют роль продуцентов в экосистеме B5. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют 1) оформленное ядро 4) плазматическую мембрану B6. Растения семейства лилейных можно узнать по 1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником 2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником 3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ 4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей 5) образованию плодов – ягода или коробочка 6) образованию плодов – орех или стручок В7. Выберите три названия семействрастений В8. Клетки бациллы отличаются от клетки амебы 1) отсутствием митохондрий 2) наличием цитоплазмы 3) наличием рибосом 4) отсутствием ядра 5) наличием нуклеотида 6) наличием клеточной мембраны 1) ограниченный рост 2) прикрепленный образ жизни 3) отсутствие хлорофилла 4) запасное вещество – крахмал 5) запасное вещество – гликоген 6) хитинизированная клеточная оболочка В10. Выберите признаки мохообразных растений: 1) тело представлено талломом 2) есть листья и стебель 3) размножаются семенами 4) гаметофит представлен заростком 5) спорофит – коробочка на ножке 6) из споры вырастает зеленая нить В11. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры Б) зародыш спорофита B12. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны. В13. Установите последовательность соподчинения систематических групп растений, начиная с наибольшей А) отдел Покрытосеменные В) вид Пшеница безостая Д) класс Однодольные В14. Соотнесите процессы развития с организмами, у которого эти процессы происходят Часть 3С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологииЧасть 1Часть 2
Часть 3С1. В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода? С2. Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении его коры? Проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ С3. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня? Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений. С4. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев? Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей С5. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений? К загрязнению окружающей среды С7. Какие признаки характерны для царства растений? С8. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. C9. Какие признаки характерны для моховидных растений? 1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды- 2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит)- 3) взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит)- 4) оплодотворение происходит при наличии воды. C10. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? 1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек- 2) побеги служат органами вегетативного размножения- 3) клубень – видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал). С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян. С12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. Заполните заявку на подготовку к ЕГЭ по биологии или химииКраткая форма обратной связи ГРУППА ЛИШАЙНИКИ ВАРИАНТ 1 А1. Лишайник представляет собой 2) колонию бактерий 4) симбиоз двух организмов А2. Тело лишайника состоит из 4) видоизмененных побегов АЗ. В составе лишайника водоросль играет роль А. В состав лишайника входит шляпочный гриб. Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом. 3) Верны оба суждения 4) Неверны оба суждения Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности кустистого лишайника и компонентом его слоевища. А. Осуществляют фотосинтез Б. Поглощают готовые органические вещества В. Образуют органические вещества на свету Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы 1) Клетки водоросли Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин. Лишайники способны переносить длительное высушивание. Лишайники размножаются в основном вегетативно, их тело очень хрупкое и легко ломается, из отломаных кусочков вырастают новые тела, причем маленькие частички легко переносятся ветром и птицами на дальние расстояния (также размножаются спорами). Лишайники способны переносить очень низкие температуры. Словарик: 1. Симбиоз. 2. Гриб. 3. Корневое питание. 4. Минеральные вещества. ВАРИАНТ 2 В каждом задании выберите один верный ответ из четырех пред воженных. А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует 4) плодовое тело гриба А2. В составе лишайника гриб играет роль АЗ. Клетки водоросли в теле лишайника 1) производят органические вещества 3) поглощают готовые органические вещества 4) разрушают нити грибницы Б1. Верны ли следующие утверждения? Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах. 3) Верны оба суждения 4) Неверны оба суждения Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются 1) частями слоевища БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИШАЙНИКОВ А. Клетки водоросли образуют углеводы Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза В. Поглощают готовые молекулы органических веществ Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью Запишите в таблицу соответствующие цифры. В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов). Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений. Подготавливают почву для других организмов, являются кормом для животных(ягель), являются индикатором чистоты воздуха. В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика. Словарик: 1. Плодовое тело. 2. Всасывания питательных веществ. 3. Ножки и шляпки. 4. Мухомор. Задания А — базового уровня сложности 1 вариантА1. Лишайник представляет собой 1) растение А2. Тело лишайника состоит из 1) слоевища А3. В составе лишайника водоросль играет роль 1) автотрофа А. В состав лишайника входит шляпочный гриб. 1) Верно только А Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников 1) накипные Б3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и компонентом его слоевища. А. Осуществляют фотосинтез 1. Клетки водоросли Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин. В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика. Словарик: 2 вариантА1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует 1) микоризу А2. В составе лишайника гриб играет роль 1) автотрофа А3. Клетки водоросли в теле лишайника Б1. Верны ли следующие утверждения? А. Лишайник — это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны. 1) Верно только А Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются 1) частями слоевища Б3. У становите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания. Процессы жизнедеятельности лишайников А. Клетки водоросли образуют углеводы 1. Автотрофный В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов). Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений. В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика. К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (В) и состоит из … (В). Питание гриба происходит в результате … (Г). Словарик: Ответы на тест по биологии Группа лишайники
|