Чем лучше 92 или 95 бензин
Развенчиваю все мифы про разницу 92 и 95 бензина (простыми словами)
Октановое число бензина
Октановое число бензина – это показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива, то есть величина способности топлива противостоять самовоспламенению при сжатии для двигателей внутреннего сгорания. Простыми словами: чем выше октановый уровень топлива, тем меньше вероятность самовоспламенения топлива при сжатии.
При исследовании разграничивают уровни топлива по этому показателю. Исследования проводятся на одноцилиндровой установке с переменным уровнем сжатия топлива (называются они УИТ-65 или УИТ-85).
Работают установки при 600 об/мин, воздух и смесь +52 градуса Цельсия, угол опережения зажигания составляет около 13 градусов. После таких испытаний выводят ОЧИ (октановое число исследовательское). Это исследование должно показать, как будет вести себя бензин при минимальных и средних нагрузках.
При максимальных нагрузках на топливо существует другой эксперимент, который выводит ОЧМ (октановое число моторное). Испытания проводятся на этой же одноцилиндровой установке, только обороты 900 об/мин, температура воздуха и смеси +149 градусов Цельсия. ОЧМ имеет более низкое значение, чем ОЧИ. При эксперименте выводят уровень максимальных нагрузок, например, при дроссельном ускорении или при движении в гору.
Теперь давайте вернемся к выбору — 92 или 95.
При прямой перегонке нефти октановое число получается всего 42-58, то есть очень низкого качества. Неужели нельзя перегонять сразу с высоким показателем? Можно, но это стоит очень дорого. Литр такого топлива стоил бы в несколько раз дороже существующих сейчас на рынке вариантов. Выработка подобного топлива называется каталитический риформинг. Производят таким способом всего 40-50 % от общей массы и в основном в западных странах. В России с помощью каталитического риформинга производят гораздо меньше бензина. Вторая технология производства, которая менее затратная — это каталитический крекинг или гидрокрекинг. Бензин при такой обработке имеет октановое число всего 82-85. Для того чтобы его привести в нужный показатель, в него добавляют специальные присадки.
Присадки в бензин
1) Присадки, основанные на металлосодержащих составах. Например, на тетраэтилсвинце. Условно их называют этилированные бензины. Очень эффективные, заставляют топливо работать на всю мощность, как говорится. Но и очень вредные, потому что в составе есть метал – свинец. При сгорании образует газообразные соединения свинца в воздухе, который очень вреден, оседает в легких, развивая сложные болезни. Поэтому такие присадки сейчас запрещены во всем мире. В СССР существовала марка АИ-93, она как раз базировалась на тетраэтилсвинце. Условно можно назвать это топливо устаревшим и вредным.
2) Более совершенные и безопасные основаны на ферроцене, никеле, марганце, но чаще всего применяют монометиланилин (ММНА), его октановое число достигает 278 пунктов. Эти присадки напрямую смешивают с бензином, доводя смесь до нужной консистенции. Но такие присадки также не идеальны, они образуют налет на поршнях, свечах, засоряют катализаторы и всевозможные датчики. Поэтому рано или поздно топливо закупорит двигатель в прямом смысле слова.
Степень сжатия и современный автомобиль
Собственно, почему я начал рассказывать с октанового числа и присадок? Потому что нужно учитывать самовоспламенение топлива или так называемую детонацию в современных агрегатах.
Дело в том, что производители, чтобы увеличить мощность и снизить расход топлива, немного увеличивают степень сжатия в цилиндрах двигателя.
Не путать степень сжатия с компрессией!
В теории, если мы зальем 92 бензин в мотор, который рассчитан на 95, топливо от высокой степени сжатия будет самовоспламеняться, произойдут мини-взрывы, то есть проявится разрушающий эффект детонации!
А чем опасна детонация? Прогаром прокладки между головкой блока и самим блоком, разрушением колец (как компрессионных, так и маслосъемных), прогаром поршней и т. д.
Но это, как я написал выше, в теории! Особенно в России! Многие производители поняли, что качественный бензин (95) найти если и можно, то очень сложно, даже в столичных регионах. Зачастую бензин смешивают так, что октанового числа в 95 достичь нереально.
Помню пару лет назад читал статью про эксперимент, в рамках которого в столице брали пробы с большого количества заправок. Суть в том, что только в 20-25% случаев бензин приближался к нормам, остальные были далеки от цифры 95 и даже 92. Только вдумайтесь!
Если залить такое некачественное топливо, движок сразу накроется?
Сразу? Не совсем так. Машины сейчас умные, чтобы ваш мотор не пошел вразнос, был придуман датчик детонации, он позволяет мотору работать с разным октановым числом. Он следит за механическими колебаниями блока двигателя, преобразует их в электрические импульсы и постоянно посылает их в ЭБУ.
Если импульсы выходят за рамки нормального состояния, то ЭБУ принимает решение о корректировании угла зажигания и качестве топливной смеси. Таким образом, современный мотор, рассчитанный на 95 бензин, будет спокойно работать даже на 92.
Однако! Такая работа будет успешной на низких и средних оборотах, на высоких оборотах датчик детонации работает не так эффективно, поэтому «жарить» на низкооктановой смеси нежелательно!
Предлагаю подвести итог.
Что будет, если залить 92 вместо 95?
По сути, разница между 92 и 95 бензином минимальна. Если выбудете заправляться на АЗС, которая вам гарантирует жесткие показатели, то есть «92 это 92», а «95 это 95» и вы в этом будете уверены, то разница проявится для вашего мотора скорее на высоких оборотах и в незначительной (до 2-3 %) потери мощности, также на этот процент вырастет расход топлива.
Если вы редко раскручиваете свой силовой агрегат до 5000–7000 оборотов, а передвигаетесь с 2000 до 4000, то 92 не доставит вам каких-либо негативных моментов. Электроника все отрегулирует сама.
Прогорание клапанов было характерно для этилированных типов, которые имели металлические присадки. Высокооктановые этилированные бензины могли нанести вред двигателю, настроенному на использование АИ-76 (причем у ДВС не было электронной коррекции угла зажигания и впрыска топлива). Сейчас такой опасности просто нет, потому что это топливо уже давно запрещено.
Спасибо за прочтение статьи!
Если было интересно, предлагаю 👉подписаться👈 на канал и поставить лайк!
Чем отличается АИ-92 от АИ-95, и лучше ли заливать АИ-98
Если маркировка бензина на заправке не говорит вам ничего, кроме его «номера», или если вы считаете, что «чем больше цифра, тем лучше бензин», пришла пора избавиться от этих заблуждений. Сегодня мы выясним, что означает число в маркировке бензина, разберемся с его качеством, а также узнаем, лучше ли станет машине, если вы будете заливать более дорогое топливо.
П еред тем как перейти к «номерам» марок бензина, в двух словах разберемся с тем, зачем вообще существуют разные его сорта, и определим пару ключевых понятий.
Базовый принцип работы мотора прост: в цилиндр подается бензин и воздух, поршень движется вверх, примерно в момент его достижения верхней точки свеча зажигания поджигает топливную смесь, и сгорающее топливо толкает поршень вниз. В этом процессе важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя – тогда, когда его поджигает свеча зажигания. Если же топливо вспыхивает самопроизвольно раньше времени, когда поршень еще идет вверх, это вредит мотору, разрушая его. Поэтому одна из характеристик любого бензина – это детонационная стойкость, то есть его свойство противостоять самопроизвольному воспламенению. И эта детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина, которое указано в его маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.
Нет, разное октановое число не значит, что 95 бензин лучше 92: они просто разные и созданы для разных моторов. Одни имеют более низкую степень сжатия, и риск возникновения детонации в них ниже. Поэтому для них подходит более низкооктановый сорт – АИ-92. В других моторах степень сжатия выше, или топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, которая попутно повышает итоговую компрессию в цилиндре, и в результате риск возникновения детонации тоже растет, поэтому таким двигателям требуется более высокооктановое топливо, чтобы ее избежать.
Так что думать, что «95 бензин лучше 92» так же логично, как считать, что «абсент лучше водки, потому что в нем 70 градусов против 40». Качество бензина его октановым числом не определяется: содержание серы, марганца, смол и других примесей устанавливается не маркой бензина, а техническим регламентом. Так что не стоит полагать, что «95 бензин чище и качественнее 92»: качество обоих соответствует современным требованиям к топливу и соответствует актуальным нормам Евро.
Еще одно заблуждение, связанное с бензином – мнение о том, что чем выше октановое число, тем полезнее бензин для машины. В нем есть толика правды, но в целом привычка некоторых владельцев старых машин «побаловать их после зарплаты», залив АИ-98, лишена смысла.
Конечно на деле процессы, происходящие в двигателе, сложнее, чем просто «топливо впрыскивается, сгорает и выбрасывается», но если не углубляться в нюансы, можно выделить ключевой факт: в условиях обедненной смеси высокооктановый бензин горит несколько дольше, догорает позже заданного момента и тем самым вызывает повышение температуры в цилиндре и перегрев прилегающих деталей – в частности, клапанов. Проще говоря, если вы заливаете в машину с простеньким атмосферным мотором с низкой степенью сжатия 98 бензин и ездите в спокойном ритме, вы делаете мотору только хуже – его применение оправдано исключительно при желании «погонять», когда на высоких оборотах топливовоздушная смесь имеет оптимальный состав, и высокооктановый бензин действительно приносит пользу, выделяя больше энергии при сгорании.
А вот для моторов с высокой степенью сжатия или оснащенных турбиной логика «чем выше октановое число – тем лучше» вполне оправдана: и степень сжатия, и количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина, и повышение детонационной стойкости идет только на пользу. При этом понижение октанового числа наоборот, негативно отражается на работе мотора и его ресурсе: повышается вероятность детонации, которая постепенно разрушает двигатель.
Кратко выводы можно сформулировать так: машин с атмосферными моторами с низкой степенью сжатия применение 98 бензина оправдано только при очень активной езде, а в остальных случаях может даже навредить, а двигателям с высокой степенью сжатия или турбиной вреден бензин с октановым числом ниже того, что рекомендовано производителем. То есть к примеру, вазовской «семерке», чей мотор имеет степень сжатия 8,5, высокооктановый бензин особой пользы не принесет, а вот лить в 1,2 TSI с турбиной и степенью сжатия 10,5 простецкий АИ-92 точно не стоит, в то время как АИ-98 ему вовсе не повредит.
Еще одна сложность для неопытных автовладельцев – разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего для автомобиля бензина. Проблема здесь, как правило, сводится к различию между европейской и американской системами.
Если говорить кратко, то системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в Европе оно маркируется по исследовательскому методу, а в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах – по «антидетонационному индексу». Собственно, наша аббревиатура АИ как раз обозначает «автомобильный» бензин по «исследовательскому» методу. А вот AKI означает «anti-knock index», то есть тот самый «антидетонационный индекс», который является средним арифметическим между двумя результатами разных методов определения октанового числа (исследовательского и моторного), и его значение получается ниже, чем у чистого исследовательского метода. То есть, AKI 91 – это вовсе не то же самое, что АИ-92.
Примерное соответствие нашего АИ и зарубежного AKI такое: AKI 87 – это АИ-92, AKI 91 – это АИ-95, а AKI 93 – это уже АИ-98. Так что, покупая подержанную машину, обратите внимание на то, что написано на крышке бензобака и в инструкции по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.
Ну и, пожалуй, последний вопрос связан с тем, стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Здесь стоит понимать, чем обусловлено повышение цены: это тоже не абстрактное «повышение качества», а прежде всего добавление моющих присадок. Присадки эти влияют не на качество работы бензина в двигателе, а на его условную «чистоту для мотора», предотвращая образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. Так что использование фирменных бензинов с моющими присадками имеет смысл, но совершенно не обязательно и не дает сиюминутного эффекта, обладая профилактическим действием.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Автор вообще не в теме. Незнает базовых принципов работы ДВС и школьной физики. Лишь бы написать, неважно что, неважно что неправильно, но написать.
Александр, спасибо за мнение, но я готов выслушать более конструктивные замечания.
Некогда объяснять, КГАМ
Извинения приняты! А с фактическими доводами и побеседовать интереснее)
Количество бензина и состав смеси корректируются через показания кислородного датчика. У холодного бензина, например, плотность больше, расход в литрах меньше, в кг тот же. Состав смеси двигатель будет выдерживать тот же.
«количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина» «топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине»
Зато воздух проходит через ДМРВ, а по его показаниям ЭБУ ЭСУД даёт команду форсункам на основании топливных карт лить определённое количество топлива. Про это:
Например возьмем спирт у него октановое число выше чем у любого бензина (этанол 132, метанол 156), а вот тепловая нагрузка на двигатель в разы меньше, причем хоть взять старый карбюраторный рассчитанный на 76, хоть современный движок.
Автор пишет чушь, много чуши.
«Я там сейчас так хохотался!» © Х/ф «Мимино».
Автор статьи профан и дилетант и писал статейку для аналогичных дилетантов. Почитал, посмеялся. И ещё есть «гениальные изречения», лень писать просто. Но кто в теме, тот поймёт.
Удачи! Учите матчасть, желательно в техническом ВУЗ’е.
Насколько 95-й бензин экономичнее 92-го
Так действительно было примерно до начала «нулевых», когда на отечественных топливных заводах выпускалось горючее без кислородосодержащих добавок МТБЭ. На тот момент двигатели, работающие на 95-м топливе, давали прибавку в экономичности в 2-3% в сравнении с употреблением бензина АИ-92.
При несомненных плюсах новых высокоэкологичных и высокоэффективных бензинов, созданных добавлением кислородосодержащих добавок МТБЭ, они имеют и известные недостатки. В частности, у МТБЭ высокая летучесть, соответственно такие компоненты могут активно испаряться из бензина в жаркую погоду.
Отсюда вывод. Если для вашего автомобиля допустимо использование как 92-го, так и 95-го бензина, использовать первый допустимо, мирясь с совсем незначительной потерей мощности и экономичности при езде в динамичной манере. В то же время, если рекомендовано топливо не ниже АИ-95, а степень сжатия соответственно высока (выше 10), рисковать не стоит. Игра в данном случае явно не стоит свеч. Тем более, что при поломке выяснится, что вы заливали в автомобиль топливо, которое не регламентировано производителем, дилер будет вправе отказать вам в гарантийном ремонте.
Почему зимой вместо 95-го лучше лить 92-й бензин
Похожая схема предлагается и для транспорта, откалиброванного под горючее АИ-95/АИ-98. Так какое топливо из двух (низко- и высокооктанового) вариантов предпочесть зимой? Для этого разберемся, что происходит с топливной системой при суровом минусе.
Из-за пониженной температуры воздуха создается дополнительная нагрузка на детали силового агрегата, топливной и других систем, как минимум при холодном пуске они начинают работать с повышенной нагрузкой.
Таким образом, прежде всего из-за меньшего количества присадок бензин марки АИ-92 загорается за более короткое время, а также меньшее время горит, если сравнивать с 95-м топливом. Получается, что применение 92-го бензина зимой упрощает и процесс пуска мотора и воспламенения топлива в цилиндре, что, как это ни парадоксально, способствует более ровной работе силового агрегата. Ну и дополнительным и понятным аргументом в пользу использования АИ-92 вместо АИ-95 в том числе и зимой является существенная разница в цене.
С другой стороны, понятно и то, что с переходом на более низкооктановое топливо зимой ухудшатся показатели по приемистости и экономичности машины. Тем не менее, серия тестов, которые провели эксперты ведущих автомобильных изданий, свидетельствуют о том, что разница и в расходе, и в динамике ускорения при переходе с АИ-95 на АИ-92 минимальна. В случае с «легковушками» сегментов B и С речь идет о росте расхода максимум на пол-литра на 100 км и ухудшении динамики не более чем на 0,5 секунды при разгоне до «сотни».
Что же касается риска увеличения детонации, то в современных автомобилях этой проблемы практически не существует, поскольку в них имеется датчик детонации, по сигналу которого электронные мозги делают зажигание более поздним (именно так снижается детонация), и нагрузка на двигатель минимизируется.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов особенности настроек ЭБУ и топливной системы применительно к каждой конкретной модели. Некоторые из них перекалибруются и получают допуск к использованию топлива с расширенным диапазоном ОЧ при каждом плановом обновлении и даже чаще. За примером далеко ходить не приходится. Если для первых производственных партий Renault Arkana со 150-сильным турбомотором официально регламентировалось топливо не ниже АИ-95, то впоследствии допуск был снижен до АИ-92.
В любом случае, экспериментируйте, если заметили, что машина стала плохо заводиться в мороз. Возможно, пуск мотора облегчит не только замена свеч накаливания или подсевшего аккумулятора, но также и переход на более низкооктановое горючее, которое, повторимся, допускает к использованию автопроизводитель.
Какой бензин заливать: 92 или 95?
Чтобы понять, какой бензин лучше заливать в наш автомобиль: 92-й или 95-й и можно ли заливать 92 бензин вместо 95 и наоборот, давайте определимся как именно октановое число бензина влияет на работу двигателя внутреннего сгорания.
Итак, при выборе октанового числа бензина для заправки давайте начнём отталкиваться от того, какой бензин рекомендовано заправлять производителем и по пунктам выясним, можно или нет заливать тот или иной бензин в тех или иных случаях.
92 или 95 бензин заливать, если рекомендованы оба варианта?
Можно ли заливать 92 бензин, если рекомендован 95?
Более того, если регулярно заливать 92 бензин вместо 95, в конечном итоге это может привести к преждевременному износу двигателя, преждевременной замене каталитического нейтрализатора.
Таким образом, отвечая на вопрос, можно ли заливать 92 бензин, если автомобилю рекомендован 95, ответ: да, можно. Но только в редких случаях и с условием, что Вы вернётесь к заправке 95 бензина, как только это станет возможным.
Можно ли заливать 95 бензин, если рекомендован 92?
Если залить 95 бензин вместо 92, то ничего хорошего также не произойдёт. Так как двигатель адаптирован под 92 бензин, то он также не сможет из-за своей настройки угла опережения зажигания эффективно сжигать иное октановое число, поэтому снова налицо повышенный расход топлива и снижение мощности.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов