Чем лучше мы знаем жизнь пушкина диктант
Чем лучше мы знаем жизнь пушкина диктант
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 2-й четверти по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными» и 1-го полугодия
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные в корне слова;
-непроверяемые безударные гласные;
— написание собственных имён существительных;
-правописание окончаний существительных;
-дефисное написание наречий;
— н-нн в прилагательных;
-написание производных предлогов
Постановка знаков препинания:
-запятая при однородных членах предложения;
-запятая при причастном и деепричастном оборотах;
— знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— фонетический разбор слова;
— умение трансформировать предложения с прямой речью;
— синтаксического разбора предложения;
-умение работать со словосочетаниями.
Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.
Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.
Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»
(169 слов) (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12 »)
1. Сделать фонетический разбор слова:
2. выписать из диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:
3. Найти предложение с косвенной речью и заменить его предложением с прямой речью.
4. Синтаксический разбор предложения:
Диктанты, посвящённые А. С. Пушкину
«Я дружбу знал…»
Жизнь сталкивала Пушкина с самыми разными людьми: с поэтами и писателями, с умными и прославле(н, нн)ыми воинами, офицерами и выдающимися мыслителями, с актёрами, художниками и музыкантами.
И среди всех этих разных людей Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения.
Но и те, и другие, озарё(н, нн)ые пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.
Друзья Пушкина были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоя(н, нн)ый ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкнове(н, нн)ую человеческую поддержку. Недаром Василий Андреевич Жуковский, поэт-учитель, поэт-предшестве(н, нн)ик и одновреме(н, нн)о старший и заботливый друг Пушкина, каждый раз приходивший ему на выручку, призывал: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».
Дружба была в жизни этих людей постоянной моральной, духовной, творческой опорой, позволявшей устоять в любых жизненных обстоятельствах. Вне чувства дружеской поддержки, участия, самоотверже(н, нн)ости, верности не может быть понята ни личность, ни поэзия Пушкина.
Словарный диктант
«Друзья и знакомые Пушкина»
I. Гавриил Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский, Андрей Андреевич Жандр, Александр Сергеевич Грибоедов, Иван Андреевич Крылов, Николай Иванович Гнедич, Владимир Фёдорович Одоевский, Николай Васильевич Гоголь, Владимир Иванович Даль, Александр Александрович Бестужев-Марлинский, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Александр Фомич Вельтман.
II. Луи-Борхард де Беверваард Геккерн, Жорж-Карл Дантес Геккерн, Огюст д’Аршиак, Леонтий Васильевич Дубельт, Модест Андреевич Корф, Александр Христофорович Бенкендорф, Фаддей Венедиктович Булгарин, Николай Иванович Греч.
Задания
1. По какому признаку, на ваш взгляд, отобраны для диктантов эти имена собственные? Какое место занимали эти люди в жизни поэта? Какую роль они сыграли в судьбе поэта? Письменно кратко выскажите своё мнение.
2. Письменно (или устно) кратко расскажите об одном (на выбор) из перечисленных в диктантах современников Пушкина.
Пером и кистью
Пушкин настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. При жизни поэта к его произведениям обращались четырнадцать художников, однако имена большинства из них известны сегодня только специалистам.
Счастливое исключение – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», сделанный художником Иваном Ивановым. Только этой гравюрой Пушкин был доволен, он писал Николаю Гнедичу: «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продаётся с превосходною картинкою; кого мне за неё благодарить?».
Когда же Пушкин увидел иллюстрации Александра Нотбека к роману «Евгений Онегин», он написал злую эпиграмму. Это было тем более обидно, что художник взял за основу рисунок самого поэта, но лёгкость и быстрота пушкинского пера сменились тяжёлой угловатостью гравюры. Друг поэта Пётр Вяземский просто называл Татьяну с иллюстрации пьяной. Словом, иллюстрации не понравились.
Пушкину, к сожалению, не пришлось увидеть лучших иллюстраций к своим произведениям. Вероятно, он предчувствовал это, и сам рисовал пером на полях своих рукописей. Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.
Похоже, поэт был прав, когда говорил: «С художниками нашими невозможно иметь дела. Они все побочные дети Аполлона: не понимают нас они… Придёт время: тогда нас не так издадут».
[Знаки препинания в сложном предложении; вводные слова.]
Задания
1. Составьте схемы двух сложных предложений с различными видами связи.
2. Подчеркните вводные слова в предложениях текста.
* Фронтиспис – рисунок перед первой страницей книги или вверху страницы перед печатным текстом. На фронтисписе обычно изображается автор книги или лицо, которому посвящена книга. В качестве фронтисписа может помещаться рисунок, который отражает основную идею произведения, или иллюстрация к главному эпизоду книги. В старой книге фронтиспис был единственной иллюстрацией.
У истоков экранной Пушкинианы
Первая экранизация романа в стихах «Евгений Онегин» 1911 года поместилась на 270 метрах и длится менее 5 минут. Василий Гончаров проследил главную сюжетную линию. В 1913 году Пётр Чардынин выпустил комическую картину по иронической поэме Пушкина «Домик в Коломне» с Иваном Мозжухиным в двух ролях: влюблённого офицера и кухарки Маврушки. Тот же актёр сыграл трагическую роль Германна в экранизации «Пиковой дамы» Яковом Протазановым в 1916 году. Этот фильм стал событием немого кино. Режиссёр разрабатывал принципы монтажа и операторской работы. Мы привыкли к тому, что в современном кинематографе камера двигается, приближаясь к актёру и отдаляясь от него, к тому, что она может «смотреть» сверху и снизу. Протазанов понял и почувствовал это более 100 лет тому назад. Он нашёл выразительные способы передать чувства и состояния души пушкинских героев. В своей картине он применил комбинированные съёмки.
Парадоксально, но за 80 лет после 1917 года было создано примерно столько же экранизаций произведений Пушкина, сколько за предыдущие десять, а может быть, даже меньше, потому что у игрового кино появилась еще одна ветвь – анимация, мультфильмы.
Словарный диктант
Пушкинисты
Григорий Александрович Гуковский, Дмитрий Дмитриевич Благой, Сергей Михайлович Бонди, Александр Александрович Лебедев, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Георгий Пантелеймонович Макогоненко, Борис Соломонович Мейлах, Юрий Владимирович Манн, Милица Васильевна Нечкина, Владимир Николаевич Орлов, Николай Кирьякович Пиксанов.
Задание
Что вы знаете о том вкладе, который внесли в развитие отечественной исторической и литературоведческой науки эти учёные? Какие их высказывания или научные работы вам известны? Назовите наиболее известные их работы, имеющие прямое отношение к пушкиноведению.
Уроки Татьяны милой
Многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая – и любящая.
Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому-то Онегин и стоит «как громом поражённый».
Все козыри были у неё в руках, чтобы ответить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сровнять с паркетом той залы, она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, – к чему лукавить?».
К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать – к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны – внятного, и опять она стоит, в зачарованном кругу залы, как тогда – в зачарованном кругу сада, – в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – непонадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая.
Все козыри были у неё в руках, но она – не играла.
Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы.
[Авторские знаки препинания; неполные предложения; вопросительные и восклицательные предложения.]
Источник: Русский язык. – 2001. – № 21 (285). – С. 14.
Коллекция диктантов, изложений о Пушкине
Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озера. Неподвижный воздух был жгуч и горяч.
С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями.
Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. Это было Михайловское.
Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.
Книги Пушкин любил с детства. Он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи в кабинете отца и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней.
Находясь в изгнании, поэт часто обращался в письмах к друзьям с просьбой прислать ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Его библиотека в Михайловском была очень обширна.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами из своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними.
Потом окинул уставшим взглядом книжные полки и тихо сказал: «Прощайте, друзья!» (по А.Гессену). (123 слова)
1. Чем лучше мы знаем жизнь Пушкина, тем глубже понимаем смысл его творений. Вот главная причина, которая уже в течение нескольких поколений побуждает исследователей со всей тщательностью изучать биографию поэта. Не праздное любопытство, не желание умножить число анекдотических рассказов о Пушкине заставляет их обращать внимание и на такие факты, которые могут показаться малозначительными, ненужными, а иногда даже обидными для его памяти.
В жизни Пушкина малозначительного нет. Мелкая подробность позволяет порой по-новому понять, оценить всем известные стихи или прозаические строчки Пушкина. Нет ничего оскорбительного для памяти поэта в том, что мы хотим знать живого, подлинного Пушкина, хотим видеть его человеческий облик со всем, что было в нем и прекрасного и грешного.
Бесспорно, много интересных и правдивых деталей из жизни Пушкина сообщили те, кто принадлежал к его единомышленникам. Они сумели при этом проникнуть во внутренний мир гениального поэта, раскрыть движения его души и верно оценить для веков сущность его творческого подвига. (152)
2. Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» 2 стихи.
Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.
Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою. » (169 слов)
(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)
3.ПУШКИН В БОЛДИНЕ
Слух о чудном барине-помещике, который ночью приехал в Болдино, быстро распространился по селу. Мальчишки с самого утра забрались на липы, чтобы первыми увидеть барина. Один из них спрятался за крыльцом и вдруг услышал голос, который раздался позади него. Сначала мальчик подумал, что говорит конторщик, но это оказался сам Пушкин, который звал мальчика. Пушкин попросил помочь ему оседлать коня. Когда все было сделано, он вскочил на коня и направился к роще. Ребята побежали за Пушкиным по дороге, и тот приветливо помахал им рукой.
Близкие сердцу места в багряном наряде осени… Александр Сергеевич, как маленький ребенок, радовался всему: траве, цветам, березам и нежарким лучам осеннего солнца.
В Болдине Пушкин задержался, потому что всюду распространилась Многих удивляло, что барин ни к кому не ездит, у себя никого не принимает, а все только пишет и читает. В течение трех месяцев он написал тридцать лирических стихотворений, «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне» и ряд других произведений.
156 слов
4.На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.
В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.
Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)
(По Н. Михайловой)
Озаглавьте текст и перескажите его подробно от первого лица.
Ответьте на вопрос: «Какое значение имела эта встреча для А. С. Пушкина?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато от третьего лица.
Расскажите об одном из стихотворений А. С. Пушкина, посвященных дружбе.
Читатель-неспециалист естественно может задать вопрос: да нужны ли все эти мелочи? Пусть они полезны, даже необходимы редакторам и издателям сочинений Пушкина для установления правильного текста его произведений или немногим пушкинистам, изучающим поэтическую и стихотворную технику поэта. Пусть для этих специалистов существуют и специальные издания в ограниченном числе экземпляров, точно воспроизводящие рукопись Пушкина. Но стоит ли читателям более широкого круга, которых интересует поэзия, а не техника писательского дела и не вопрос «критики текста», вникать в те издания, вся сущность которых состоит в перепечатке пушкинских черновиков?
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта — убили. С тех пор я поделила весь мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.
Пушкин был негр. У Пушкина были бакенбарды. У Пушкина были волосы вверх и губы наружу, и чёрные, с синими белками, как у щенка, глаза.
Памятник Пушкина был не памятник Пушкина, а просто Памятник-Пушкина, в одно слово. То, что вечно, под дождём и под снегом, в зарю или в метель стоит с вечной шляпой в руке, называется «Памятник-Пушкина».
Памятник Пушкина был цель и предел прогулок: от памятника Пушкина — до памятника Пушкина. И я предпочитала к нему бежать и, добежав, обходить, а потом, подняв голову, смотреть на чернолицего и чернорукого великана, на меня не глядящего, ни на кого и ни на что в моей жизни не похожего.
С памятником Пушкина была и отдельная игра, моя игра, а именно: приставлять к его подножию мизинную, с детский мизинец, белую фарфоровую куколку и, постепенно проходя взглядом снизу вверх весь гранитный отвес, пока голова не отваливалась, рост — сравнивать.
По М.Цветаевой («Мой Пушкин»)
Выписать на доску: Памятник-Пушкина, мизин-ная кукла, кавалергард.
Задание. Напишите эссе на тему «Мой Пушкин».
5.Поступила просьба ответить: “Каково ваше отношение к Пушкину? Каково вообще его воздействие на вас?”
Давно дивлюсь: откуда такой интерес к Пушкину в последние десятилетия, что общего с Пушкиным у “новой” русской литературы. Можно ли представить себе что-нибудь более противоположное, чем она — и Пушкин, то есть воплощение простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса? А потом — какой характерный вопрос: “Каково ваше отношение к Пушкину?” В одном моём рассказе семинарист спрашивает мужика:
— Ну, а скажи, пожалуйста, как относятся твои односельчане к тебе?
— Никак они не смеют относиться ко мне.
Вот вроде этого и я мог бы ответить:
— Никак я не смею относиться к нему…
И всё-таки долго сидел, вспоминал, думал. И о Пушкине, и о былой, пушкинской, России, и о себе, и о своём прошлом…
Подражал ли я ему? Но кто же из нас не подражал? Конечно, подражал и я. В самой ранней молодости подражал даже в почерке. Затем вспоминаю уже не подражания, а просто желание, которое страстно испытывал много, много раз в жизни, желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых настроений, что Бог порою давал в жизни.
Вот, например, изумительно чудесный летний день дома, в орловской усадьбе. Помню так, точно это было вчера. Весь день пишу стихи. После завтрака перечитываю «Повести Белкина» и так волнуюсь от их прелести и желания тотчас же написать что-нибудь старинное, пушкинских времён, что не могу больше читать. Бросаю книгу, прыгаю в окно, в сад и долго, долго лежу на траве, в страхе и радости ожидая того, что должно выйти из той напряжённой, беспорядочной, нелепой и восторженной работы, которой полно сердце и воображение, и чувствуя бесконечное счастье от принадлежности всего моего существа к этому летнему деревенскому дню, к этому саду, ко всему этому родному миру моих отцов и дедов и всех их далёких дней, пушкинских дней…
Когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной — и так особенно — с самого начала моей жизни.
По И.Бунину («Думая о Пушкине»)
Выполните одно из заданий.
1. Ответьте на вопрос: “Что сближает произведения И.Бунина и А.Пушкина?” Поясните ответ примерами.
2. Напишите эссе на тему: «Каково моё отношение к Пушкину?»
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Прощание с пушкиным
И.А.Новиков «Последний год”
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2)Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.
– (3)Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты.
– (4)Пушкин, – спросил полный, неповоротливый мальчик, – ты сочинил новые стихи?
– (5)Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.
– (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! – воскликнул гость.
(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
(13)Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удиви-тельный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
(15)Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18) Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
(19)Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но все же посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать помешали ему остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
(28)Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
(29)Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.
– (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?
(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на все.
– (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!
– (42)Я тебя прощу, если ты…
– (43)Ну?
– (44)Если ты…
– (45)Ну, говори!
– (46)Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…
(48)И Виленька обнял друга.
– (49)Ах, Пушкин! – повторял он. – (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти еще раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
(По Ю. Олеше)
Олеша Юрий Карлович (1899 – 1960) – русский писатель, поэт, драматург, сатирик.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему друзья Пушкина восхищались его стихотворениями»? *
1) В своих стихах Пушкин редко высмеивал недостатки друзей.
2) Друзья Пушкина понимали, что его стихи намного талантливее их стихо-творных опытов.
3) Стихи Пушкина были очень смешными.
4) Стихотворения Пушкина содержали критику важных общественных пороков.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. *
1) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.
2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…
4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.
Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением). *
Из предложений 14 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением). *
Замените книжное выражение «превратился в слух» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. *
Замените словосочетание «стихотворную строчку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. *
Выпишите грамматическую основу предложения 55. *
Среди предложений 29 – 36 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения *
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. *
А если судишь меня строго,1 то ведь это потому,2 что ты знаешь,3 как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья… А что я перед тобой? Ну,4 прочти,5 прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно,6 Пушкин!
Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой. *
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя-тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. *
Больше всех восхищался тот,1 кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни,2 и вместе с тем ничего не было для него труднее,3 как написать стихотворную строчку.
Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. *
Среди предложений 10 – 15 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. *