Чем лучше мы знаем жизнь пушкина тем глубже и точнее диктант

Диктанты, посвящённые А. С. Пушкину

«Я дружбу знал…»

Жизнь сталкивала Пушкина с самыми разными людьми: с поэтами и писателями, с умными и прославле(н, нн)ыми воинами, офицерами и выдающимися мыслителями, с актёрами, художниками и музыкантами.

И среди всех этих разных людей Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения.

Но и те, и другие, озарё(н, нн)ые пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.

Друзья Пушкина были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоя(н, нн)ый ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкнове(н, нн)ую человеческую поддержку. Недаром Василий Андреевич Жуковский, поэт-учитель, поэт-предшестве(н, нн)ик и одновреме(н, нн)о старший и заботливый друг Пушкина, каждый раз приходивший ему на выручку, призывал: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

Дружба была в жизни этих людей постоянной моральной, духовной, творческой опорой, позволявшей устоять в любых жизненных обстоятельствах. Вне чувства дружеской поддержки, участия, самоотверже(н, нн)ости, верности не может быть понята ни личность, ни поэзия Пушкина.

Словарный диктант

«Друзья и знакомые Пушкина»

I. Гавриил Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский, Андрей Андреевич Жандр, Александр Сергеевич Грибоедов, Иван Андреевич Крылов, Николай Иванович Гнедич, Владимир Фёдорович Одоевский, Николай Васильевич Гоголь, Владимир Иванович Даль, Александр Александрович Бестужев-Марлинский, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Александр Фомич Вельтман.

II. Луи-Борхард де Беверваард Геккерн, Жорж-Карл Дантес Геккерн, Огюст д’Аршиак, Леонтий Васильевич Дубельт, Модест Андреевич Корф, Александр Христофорович Бенкендорф, Фаддей Венедиктович Булгарин, Николай Иванович Греч.

Задания

1. По какому признаку, на ваш взгляд, отобраны для диктантов эти имена собственные? Какое место занимали эти люди в жизни поэта? Какую роль они сыграли в судьбе поэта? Письменно кратко выскажите своё мнение.

2. Письменно (или устно) кратко расскажите об одном (на выбор) из перечисленных в диктантах современников Пушкина.

Пером и кистью

Пушкин настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. При жизни поэта к его произведениям обращались четырнадцать художников, однако имена большинства из них известны сегодня только специалистам.

Счастливое исключение – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», сделанный художником Иваном Ивановым. Только этой гравюрой Пушкин был доволен, он писал Николаю Гнедичу: «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продаётся с превосходною картинкою; кого мне за неё благодарить?».

Когда же Пушкин увидел иллюстрации Александра Нотбека к роману «Евгений Онегин», он написал злую эпиграмму. Это было тем более обидно, что художник взял за основу рисунок самого поэта, но лёгкость и быстрота пушкинского пера сменились тяжёлой угловатостью гравюры. Друг поэта Пётр Вяземский просто называл Татьяну с иллюстрации пьяной. Словом, иллюстрации не понравились.

Пушкину, к сожалению, не пришлось увидеть лучших иллюстраций к своим произведениям. Вероятно, он предчувствовал это, и сам рисовал пером на полях своих рукописей. Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.

Похоже, поэт был прав, когда говорил: «С художниками нашими невозможно иметь дела. Они все побочные дети Аполлона: не понимают нас они… Придёт время: тогда нас не так издадут».

[Знаки препинания в сложном предложении; вводные слова.]

Задания

1. Составьте схемы двух сложных предложений с различными видами связи.

2. Подчеркните вводные слова в предложениях текста.

* Фронтиспис – рисунок перед первой страницей книги или вверху страницы перед печатным текстом. На фронтисписе обычно изображается автор книги или лицо, которому посвящена книга. В качестве фронтисписа может помещаться рисунок, который отражает основную идею произведения, или иллюстрация к главному эпизоду книги. В старой книге фронтиспис был единственной иллюстрацией.

У истоков экранной Пушкинианы

Первая экранизация романа в стихах «Евгений Онегин» 1911 года поместилась на 270 метрах и длится менее 5 минут. Василий Гончаров проследил главную сюжетную линию. В 1913 году Пётр Чардынин выпустил комическую картину по иронической поэме Пушкина «Домик в Коломне» с Иваном Мозжухиным в двух ролях: влюблённого офицера и кухарки Маврушки. Тот же актёр сыграл трагическую роль Германна в экранизации «Пиковой дамы» Яковом Протазановым в 1916 году. Этот фильм стал событием немого кино. Режиссёр разрабатывал принципы монтажа и операторской работы. Мы привыкли к тому, что в современном кинематографе камера двигается, приближаясь к актёру и отдаляясь от него, к тому, что она может «смотреть» сверху и снизу. Протазанов понял и почувствовал это более 100 лет тому назад. Он нашёл выразительные способы передать чувства и состояния души пушкинских героев. В своей картине он применил комбинированные съёмки.

Парадоксально, но за 80 лет после 1917 года было создано примерно столько же экранизаций произведений Пушкина, сколько за предыдущие десять, а может быть, даже меньше, потому что у игрового кино появилась еще одна ветвь – анимация, мультфильмы.

Словарный диктант

Пушкинисты

Григорий Александрович Гуковский, Дмитрий Дмитриевич Благой, Сергей Михайлович Бонди, Александр Александрович Лебедев, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Георгий Пантелеймонович Макогоненко, Борис Соломонович Мейлах, Юрий Владимирович Манн, Милица Васильевна Нечкина, Владимир Николаевич Орлов, Николай Кирьякович Пиксанов.

Задание

Что вы знаете о том вкладе, который внесли в развитие отечественной исторической и литературоведческой науки эти учёные? Какие их высказывания или научные работы вам известны? Назовите наиболее известные их работы, имеющие прямое отношение к пушкиноведению.

Уроки Татьяны милой

Многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.

У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая – и любящая.

Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому-то Онегин и стоит «как громом поражённый».

Все козыри были у неё в руках, чтобы ответить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сровнять с паркетом той залы, она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, – к чему лукавить?».

К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать – к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны – внятного, и опять она стоит, в зачарованном кругу залы, как тогда – в зачарованном кругу сада, – в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – непонадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая.

Все козыри были у неё в руках, но она – не играла.

Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы.

[Авторские знаки препинания; неполные предложения; вопросительные и восклицательные предложения.]

Источник: Русский язык. – 2001. – № 21 (285). – С. 14.

Источник

Контрольный диктант. Русский язык 10 класс ( общественно-гуманитарное направление).

Сборник диктантов, Алматы-«Мектеп»-2010

«Как и когда возникла жизнь на земле?»

Вопрос о происхождении жизни, как и о происхождении нашей планеты, является спорным. Несомненно, что жизнь на Земле зародилась очень давно- в слоях древних пород найдены органические соединения, которые представляют начальную стадию развития жизни. Применение новых методов исследования, в частности электронного микроскопа, помогает глубже проникнуть в тайны истории жизни.

Время появления человека твердо не установлено и по мере новых находок уходит все далее в глубь веков.Обнаруженные в Африке останки человекообразных существ ученые относят к периоду более 4 миллионов лет назад.

А вопрос о времени появления человека немаловажен. С человеком пришли новые геологические процессы- искусственное изменение ландшафтов Земли, выведение новых пород животных и растений, активное преобразование планеты в области, которую называют ноосферой. (115 слов)

Трудные слова: происхождение, стадия, преобразование, несомненно, человекообразных, ландшафтов.

I четверть Контрольный диктант

Осень в этом году стояла сухая и теплая. Долго не увядала трава.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небом. Это курлыкали журавли.

Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. По дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

Потом он опять забрался в кабину и никак не мог оторвать глаз от журавлиной стаи, уходившей в туман (по К.Паустовскому). (129 слов)

Трудные слова: не увядала, стеклянного, не мог оторвать глаз, курлыкали, пространство, счастливо.

II четверть Контрольный диктант

Книги Пушкин любил с детства. Он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи в кабинете отца и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней.

Находясь в изгнании, поэт часто обращался в письмах к друзьям с просьбой прислать ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Его библиотека в Михайловском была очень обширна.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами из своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними.

Потом окинул уставшим взглядом книжные полки и тихо сказал: «Прощайте, друзья!» (по А.Гессену). (123 слова)

Трудные слова: будучи, попадавшиеся, в изгнании, с просьбой, окруженный, взволнованно.

III четверть Контрольный диктант

Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические

корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других водных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники.

В маловодных местах родники были центрами сближения людей.

IV четверть Контрольный диктант

К термину «двуязычие» мы прибегаем чаще в последнее время. Но явление, выражаемое этим словом, существовало издавна, может быть, даже

всегда. Древние поэты Востока были сторонниками этой идеи.

Горячо призывает к двуязычию как к пути к культуре и нравственному совершенствованию великий Абай.

Мой отец, приехавший с семьей жить в Казахстан, сразу понял: чтобы успешно заведовать медицинским пунктом в казахских аулах, чтобы ему, немцу, в то тяжелое время завоевать уважение и доверие местного населения, никак не обойтись без знания казахского языка,

И этой простой мудрости он, как человек передовых взглядов, учился сам и постоянно учил меня.

Знать историю, культуру, язык того народа, в среде которого ты

живешь,- это азбука порядочности и человечности. Двуязычие, о котором мы сейчас так много говорим,- главная гарантия сохранения нашего национального духа воспитания культуры межнациональных отношений.

(по Г.Бельгеру). (131 слово)

Трудные слова: существовало, совершенствованию, тяжелое, медицинским, национального, межнациональных.

Источник

Чем лучше мы знаем жизнь пушкина тем глубже и точнее диктант

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы. на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:

— тире в простом предложении;

— при однородных членах предложения;

— при обособленных определениях и обстоятельствах;

— запятые при вводных словах;

— в сложных предложениях.

Условий для написания:

— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;

— приставок и предлогов;

— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;

— правописание з-с на конце приставок;

— не с разными частями речи;

— правописание глагольных окончаний.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— при фонетическом разборе слова;

— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;

-замена предложения с прямой речью на косвенную;

-умение определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения». Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей.

(170 слов) (По К. Паустовскому)

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти предложение с прямой речью, вычертить к нему схему. Заменить прямую речь косвенной и записать это предложение.

3. Сделать фонетический разбор слова:

4. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Источник

Чем лучше мы знаем жизнь пушкина тем глубже и точнее диктант

Контрольные диктанты 8 класс

I
За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация, люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов: благородных металлов, драгоценных камней, прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства: на необитаемых островах и в дремучих лесах, высоко в горах и глубоко под землей, в роскошных дворцах и ветхих лачугах, в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Спрятанные сокровища, как магнит, притягивают к себе кладоискателей. Некоторые клады имеют прежде всего огромную историческую ценность. Крупнейшие музеи мира гордятся неповторимыми ювелирными шедеврами, которые говорят о многом: о непревзойденном искусстве мастеров, о высоком уровне культуры древних народов. О жизни людей в далеком прошлом, об истории стран и народов рассказывают ученым немые свидетели далеких эпох. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить, привлекаются физики и химики, историки и лингвисты, искусствоведы и геологи — словом, специалисты многих отраслей знаний. (141 слово)
(По В. Солоухину)

II
Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)
(По Д. Мордовцеву)

III
На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.
В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.
Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)
(По Н. Михайловой)

IV
Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая. Большой мороз сушит не хуже зноя, пить целый день нечего, и к вечеру появляется неутолимая жажда.
При красноватом мерцании уютно потрескивающей печки хмурые, обветренные лица светлеют, суровые морщины разглаживаются.
В печку перестали подкладывать дрова, и в палатку неумолимо стал забираться ледяной воздух. Пришлось снова надевать запасные меховые носки и влезать в спальные мешки. В тишине и резком холоде остывшей палатки еще некоторое время металось уже бессильное пламя угасавшей печки, освещая то висящие над головой для просушки рукавицы, шапки и шарфы, то приготовленные на утро дрова для топки. Печка погасла. Сквозь дремоту до сознания доходили редкие звуки внешнего мира: далекий грохот оседавшего льда, треск лопающего дерева, беготня оленей.
С утра светлые легкие облака затянули все небо. Невидимое солнце излучало сильный свет. Он сглаживал все неровности, искажал линию горизонта и менял очертания предметов, крайне затрудняя передвижение. (146 слов)
(По И. Ефремову)

VI
Русский Север. Двинское Заволочье, как его в старину называли первые поселенцы здешних мест. Этот край, эту землю, с великим трудом отвоеванную у леса, у болот, у моря, северяне старательно украшали. Дивные, прославленные на весь мир каменные и деревянные храмы (достаточно назвать такую жемчужину северного зодчества, как Соловки), бесподобные бревенчатые дома-богатыри, дома-крепости с их непременным деревянным коньком, горделиво восседавшим на тесовой крыше, символе крестьянского счастья и благополучия, амбары, целой улицей выстроившиеся на передках села.
Однако, может быть, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры — это слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, сохранившее сегодня строй и дух русского языка древнейшей поры. И уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа — это его ум и мудрость и, конечно, его история и поэзия.
На Севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная, была пронизана многоцветным словом. (154 слова)

Источник

Чем лучше мы знаем жизнь пушкина тем глубже и точнее диктант

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 2-й четверти по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными» и 1-го полугодия

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные в корне слова;

-непроверяемые безударные гласные;

— написание собственных имён существительных;

-правописание окончаний существительных;

-дефисное написание наречий;

— н-нн в прилагательных;

-написание производных предлогов

Постановка знаков препинания:

-запятая при однородных членах предложения;

-запятая при причастном и деепричастном оборотах;

— знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— фонетический разбор слова;

— умение трансформировать предложения с прямой речью;

— синтаксического разбора предложения;

-умение работать со словосочетаниями.

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»

(169 слов) (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12 »)

1. Сделать фонетический разбор слова:

2. выписать из диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:

3. Найти предложение с косвенной речью и заменить его предложением с прямой речью.

4. Синтаксический разбор предложения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *