Чем лучше мы знаем жизнь пушкина
Александр Пушкин
краткая биография
Роль и место в литературе
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, ставший олицетворением целой эпохи, названной золотым веком. Для русской литературы он стал Солнцем, а для мира остался загадкой. Пушкин считается создателем национального русского литературного языка.
Происхождение
Александр Пушкин родился 26 мая (по новому стилю 6 июня) 1799 года в Москве. Будущий поэт происходил из дворянского рода без титула. Прадедушка Пушкина – Абрам Ганнибал, слуга Петра I. Отец — Сергей Львович Пушкин, известный светский острослов. Был не равнодушен к поэзии, пробовал писать стихи. Мать — Надежда Осиповна, внучка Абрама Ганнибала. Кроме Александра, в семье еще было двое детей, Лев и Ольга.
Ранние годы
В детстве Александр часто бывал у бабушки в селе Захарове. Для него наняли няню – Арину Родионовну. Эта простая женщина часто рассказывала ему сказки, привив любовь к литературе. Образ няни остался в творческом наследии поэта.
Пушкин рос в атмосфере распространенной в то время галломании. В их доме собирались представители творческой интеллигенции, часто звучали стихи. Страсть ко всему французскому с боку родителей уравновешивалась любовью к народному творчеству бабушки и няни. Поэтому в личности Пушкина словно уживались два мира.
Образование
Начальное образование Пушкин получил дома, как было принято в дворянских семьях. В возрасте 12 лет Александр поступает в Царскосельский Лицей. Это учебное заведение тогда только открыли, но оно уже считалось перспективным. Его выпускники имели шанс получить хорошую государственную должность. Лицей был построен под Петербургом, в месте летней резиденции царей. В 1817 году Пушкин оканчивает лицей. Ему присваивают чин коллежского секретаря 12-го класса и определяют на службу в Коллегию иностранных дел. Время, проведенное в лицее, навсегда запомнилось Пушкину. Здесь он приобрел верных друзей, написал первые стихи.
Творчество
В 1815 году в день экзамена Пушкин прочел собственное стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», которое высоко оценил присутствующий там поэт Гавриил Державин. В 1819 году поэт становится членом литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа».
Сочинения Пушкина считают эталоном, подобно великим произведениям Данте и Гете. Поэт работал в разных литературных жанрах и стилях, прошел путь от романтизма к реализму.
Основные произведения
В 1820 году автор работает над поэмой «Руслан и Людмила». Это произведение стало легендарным благодаря вступлению «У Лукоморья дуб зеленый», текст которого знаком многим людям со школьных лет. Пушкин любил фольклор с детства, поэтому его поэма напоминает народную сказку.
В 1821 году из-под пера гения выходит поэма «Кавказский пленник», которая приносит ему известность. В период с 1823 по 1830 год Пушкин работает над романом в стихах «Евгений Онегин». Семь лет автор оттачивал произведение, которым зачитываются люди и в наше время. Роман «Евгений Онегин» — это не просто история о несбывшейся любви, а сложный конфликт разных характеров.
Последние годы
В 1837 году у Пушкина возникает серьезный конфликт с офицером Жоржем Дантесом. Поэт вызывает противника на дуэль. И, несмотря на то, что Пушкин был бывалым дуэлянтом, он получает ранение в живот. 29 января (10 февраля) 1837 года поэта не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1799 | Год рождения Александра Пушкина |
1811-1817 | Годы учебы в Царскосельском Лицее |
1819 | Пушкин становится членом сообщества «Зеленая лампа» |
1820 | Поэма «Руслан и Людмила» |
1823 | Начало работы над романом «Евгений Онегин» |
1829 | Жизнь на Кавказе |
1831 | Женитьба на Наталье Гончаровой |
1833 | Полное Издание романа «Евгений Онегин» |
1837 | Пушкин погиб на дуэли |
Интересные факты из жизни поэта
Музей Александра Пушкина
находится в центре Москвы. Он был открыт в 1961 году. Это огромный центр, где собраны материалы о жизни и творчестве поэта.
Кроме главного музея в России, есть музеи и в Украине, посвященные творчеству гениального автора. Одесский музей А.С. Пушкина расположен на улице Пушкинской. Киевский музей А.С. Пушкина находится на улице Кудрявской.
Портрет юного Пушкина
Памятник Пушкину и Арине Родионовне
Дом Пушкина в Михайловском
один из залов Государственного музея Пушкина
Факты о Пушкине, о которых литературоведы предпочитают не распространяться
Илья Репин «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»
В детстве Пушкин был неловким и пухлым, сам тоже считал себя некрасивым. Как-то в дом родителей будущего поэта наведался писатель Иван Дмитриев. Поразившись необычной внешностью мальчика, он сказал: «Какой арабчик!» В ответ на это 10-летний Саша выпалил: «Да зато не рябчик!» Все присутствующие были дико смущены, ведь лицо у Ивана Ивановича было действительно рябым.
Можно сказать, что в Царскосельский лицей Александр Сергеевич поступил по блату. Это учебное заведение было основано Сперанским, а дядя поэта Василий Львович Пушкин был с ним хорошо знаком. Он и похлопотал за племянника, который попал в число 30 поступивших счастливчиков. По успеваемости будущий поэт занимал одно из последних мест из всего класса. В лицейских ведомостях можно найти такие аттестации в отношении этого ученика: «слабого прилежания», «не прилежен», в арифметике — «ленив», в рисовании — «медленные успехи» (по итогам осени 1811 — весны 1812 года).
Известен такой случай, когда юный камер-юнкер Пушкин явился в кабинет высокопоставленного чиновника. Тот встретил своего гостя, лениво развалившись на диване. Поэт решил все свои вопросы и уже собирался уходить, однако чиновник приказал сказать ему что-нибудь экспромтом. Саша сказал: «Дети на полу — умный на диване». Господин ничего не понял, начал повторять фразу вслух и понял, что она с неоднозначным смыслом: «Детина полуумный на диване». Разъярившись, он выгнал остроумного наглеца.
Не всегда Александр Сергеевич был обладателем пышной шевелюры. В 19 лет он тяжело заболел, его вынужденно обрили наголо, поэтому некоторое время он носил парик. Однажды, будучи в Большом театре, во время спектакля он снял его и начал обмахиваться им. У одних эта сцена вызвала возмущение, у других — смех. Сам же спектакль чуть было не сорвался.
© С. Чириков / Александр Пушкин / wikimedia
Дуэли занимали одно из важных мест в жизни поэта. Так, по подсчетам историков, он участвовал в них порядка 27 раз, по его инициативе было проведено 26 дуэлей.
Его противником даже был друг Вильгельм Кюхельбекер. Поводом для поединка стала обидная для Кюхельбекера шутка. Вильгельм Карлович частенько навещал Василия Жуковского, донимая декламированием своих стихов. Как-то Жуковский не явился на товарищеский ужин, позже признался, что у него расстроился желудок, «к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Пушкин сразу же придумал эпиграмму:
Кюхельбекер взбесился и вызвал друга на дуэль. Поединок состоялся, но вместо патронов была клюква, так что дело завершилось миром.
Однажды в Кишиневе у Пушкина была дуэль с неким офицером. Пока тот целился в поэта, Александр Сергеевич невозмутимо ел черешню, которую принес с собой. Офицер промахнулся, его соперник тут же спросил: «Довольны ли вы?» Тот бросился в объятия к поэту, но он оттолкнул его со словами «Это лишнее» и удалился.
Трость Пушкина, с которой он ходил практически всю свою жизнь, весила несколько килограммов. Таким образом поэт упражнял правую руку, чтобы добиться большей меткости при стрельбе на дуэлях. Он также активно занимался боксом и стал первым в России, кто начал выписывать книги по этому виду спорта из Англии.
© Иван Вепхвадзе / Пушкин в Тифлисе / artlib
Известно, что Пушкин был довольно любвеобилен. Широко известен его так называемый «Донжуанский список», в котором он перечислил всех женщин, которыми когда-либо увлекался.
Как-то на одном вечере Пушкин долго разговаривал с некой дамой. Друзья поинтересовались у него, как он ее находит, умна ли она? Поэт лениво ответил:
— Не знаю, ведь я с ней говорил по-французски.
В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Гончаровой он частенько говорил своим друзьям: «Я пленен, я очарован, словом — я огончарован!»
Николай Ульянов «Пушкин с женой на балу». © Fine Art Images / Image State / East News
Всю жизнь недолюбливал свою тещу. Дело все в том, что, когда спустя 4 месяца после знакомства он сделал предложение Гончаровой, мать девушки посчитала, что дочь еще слишком мала для брака. Тогда ей было 16 лет.
В письме к Вере Вяземской (1830 г.) он писал: «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».
В 32 года Александр Сергеевич женился на 19-летней Наталье Гончаровой. В те времена ее считали одной из красивейших женщин России. Пушкин же не мог похвастаться привлекательной внешностью, он даже был на 10 см ниже своей избранницы (его рост — 166 см). Поэтому на балах предпочитал держаться от нее поодаль, чтобы не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте. Кстати, Пушкин отдавал предпочтение шляпам-цилиндрам именно из-за того, что казался в них выше ростом.
Николай Ульянов «Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом». East News
Одним из основных мотивов к писательству были его крупные карточные долги. Для того чтобы расплатиться с ними, он закладывал имущество и занимал деньги под высокие процентные ставки.
Перечеркнутый черновик он тщательно переписывал в беловик, но и его перерабатывал. Беловик становился черновиком, который Пушкин вновь переписывал набело. Мог отложить написанное на несколько дней, месяцев и даже лет. Так, исследователи находили листки с, казалось бы, безупречными стихотворениями, но поэт не отдавал их в печать, так как не считал законченными.
© Петр Кончаловский / Пушкин в Михайловском / wikiart
Пушкин переписывался с Николаем I. Особенность их переписки состояла в том, что император писал ему на русском языке, а поэт исключительно на французском. Согласно этикету того времени, в посланиях к императору на родном языке автор должен был восхищаться правителем. Пушкин же не хотел этого делать.
Однажды Пушкина пригласили в недружественно настроенный к нему литературный кружок. Один из членов начал читать Пушкину памфлет: «Дарю поэта я ослиной головою», поэт продолжил: «А сам останется с какою?» Растерявшийся насмешник ответил: «А я останусь со своею», Александр Сергеевич парировал: «Да вы сейчас дарили ею!» В зале воцарился нескончаемый хохот.
© Николай Ге / А.С. Пушкин в селе Михайловском
Смертельно ранивший на дуэли Пушкина Жорж Дантес был его дальним родственником. Он был женат на Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Гончаровой.
На дуэлях Александр Сергеевич предпочитал делать выстрел в воздух и сам никогда не начинал поединок первым. Дантес же стал первым противником, которому он действительно причинил вред (хотя рана была и не опасной для жизни, но Дантес все же упал). Кстати, в этом поединке дуэлянты использовали пистолеты, изготовленные в Париже. А для того, чтобы заплатить за них, Пушкин даже заложил часть столового серебра.
Талисманом поэта был перстень с изумрудом, который он носил практически не снимая. Однако в день рокового поединка он надел другое кольцо с сердоликом, который ему подарила княгиня Елизавета Воронцова. Перстень зафиксирован на картине Тропинина. Там камень повернут в другую сторону, поэтому его и не видно.
© Vasily Tropinin / Portrait of Alexander Pushkin / Wikimedia
Какой факт из жизни Александра Пушкина стал для вас настоящим открытием?
Коллекция диктантов, изложений о Пушкине
Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озера. Неподвижный воздух был жгуч и горяч.
С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями.
Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. Это было Михайловское.
Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.
Книги Пушкин любил с детства. Он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи в кабинете отца и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней.
Находясь в изгнании, поэт часто обращался в письмах к друзьям с просьбой прислать ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Его библиотека в Михайловском была очень обширна.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами из своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними.
Потом окинул уставшим взглядом книжные полки и тихо сказал: «Прощайте, друзья!» (по А.Гессену). (123 слова)
1. Чем лучше мы знаем жизнь Пушкина, тем глубже понимаем смысл его творений. Вот главная причина, которая уже в течение нескольких поколений побуждает исследователей со всей тщательностью изучать биографию поэта. Не праздное любопытство, не желание умножить число анекдотических рассказов о Пушкине заставляет их обращать внимание и на такие факты, которые могут показаться малозначительными, ненужными, а иногда даже обидными для его памяти.
В жизни Пушкина малозначительного нет. Мелкая подробность позволяет порой по-новому понять, оценить всем известные стихи или прозаические строчки Пушкина. Нет ничего оскорбительного для памяти поэта в том, что мы хотим знать живого, подлинного Пушкина, хотим видеть его человеческий облик со всем, что было в нем и прекрасного и грешного.
Бесспорно, много интересных и правдивых деталей из жизни Пушкина сообщили те, кто принадлежал к его единомышленникам. Они сумели при этом проникнуть во внутренний мир гениального поэта, раскрыть движения его души и верно оценить для веков сущность его творческого подвига. (152)
2. Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» 2 стихи.
Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.
Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою. » (169 слов)
(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)
3.ПУШКИН В БОЛДИНЕ
Слух о чудном барине-помещике, который ночью приехал в Болдино, быстро распространился по селу. Мальчишки с самого утра забрались на липы, чтобы первыми увидеть барина. Один из них спрятался за крыльцом и вдруг услышал голос, который раздался позади него. Сначала мальчик подумал, что говорит конторщик, но это оказался сам Пушкин, который звал мальчика. Пушкин попросил помочь ему оседлать коня. Когда все было сделано, он вскочил на коня и направился к роще. Ребята побежали за Пушкиным по дороге, и тот приветливо помахал им рукой.
Близкие сердцу места в багряном наряде осени… Александр Сергеевич, как маленький ребенок, радовался всему: траве, цветам, березам и нежарким лучам осеннего солнца.
В Болдине Пушкин задержался, потому что всюду распространилась Многих удивляло, что барин ни к кому не ездит, у себя никого не принимает, а все только пишет и читает. В течение трех месяцев он написал тридцать лирических стихотворений, «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне» и ряд других произведений.
156 слов
4.На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.
В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.
Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)
(По Н. Михайловой)
Озаглавьте текст и перескажите его подробно от первого лица.
Ответьте на вопрос: «Какое значение имела эта встреча для А. С. Пушкина?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато от третьего лица.
Расскажите об одном из стихотворений А. С. Пушкина, посвященных дружбе.
Читатель-неспециалист естественно может задать вопрос: да нужны ли все эти мелочи? Пусть они полезны, даже необходимы редакторам и издателям сочинений Пушкина для установления правильного текста его произведений или немногим пушкинистам, изучающим поэтическую и стихотворную технику поэта. Пусть для этих специалистов существуют и специальные издания в ограниченном числе экземпляров, точно воспроизводящие рукопись Пушкина. Но стоит ли читателям более широкого круга, которых интересует поэзия, а не техника писательского дела и не вопрос «критики текста», вникать в те издания, вся сущность которых состоит в перепечатке пушкинских черновиков?
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта — убили. С тех пор я поделила весь мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.
Пушкин был негр. У Пушкина были бакенбарды. У Пушкина были волосы вверх и губы наружу, и чёрные, с синими белками, как у щенка, глаза.
Памятник Пушкина был не памятник Пушкина, а просто Памятник-Пушкина, в одно слово. То, что вечно, под дождём и под снегом, в зарю или в метель стоит с вечной шляпой в руке, называется «Памятник-Пушкина».
Памятник Пушкина был цель и предел прогулок: от памятника Пушкина — до памятника Пушкина. И я предпочитала к нему бежать и, добежав, обходить, а потом, подняв голову, смотреть на чернолицего и чернорукого великана, на меня не глядящего, ни на кого и ни на что в моей жизни не похожего.
С памятником Пушкина была и отдельная игра, моя игра, а именно: приставлять к его подножию мизинную, с детский мизинец, белую фарфоровую куколку и, постепенно проходя взглядом снизу вверх весь гранитный отвес, пока голова не отваливалась, рост — сравнивать.
По М.Цветаевой («Мой Пушкин»)
Выписать на доску: Памятник-Пушкина, мизин-ная кукла, кавалергард.
Задание. Напишите эссе на тему «Мой Пушкин».
5.Поступила просьба ответить: “Каково ваше отношение к Пушкину? Каково вообще его воздействие на вас?”
Давно дивлюсь: откуда такой интерес к Пушкину в последние десятилетия, что общего с Пушкиным у “новой” русской литературы. Можно ли представить себе что-нибудь более противоположное, чем она — и Пушкин, то есть воплощение простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса? А потом — какой характерный вопрос: “Каково ваше отношение к Пушкину?” В одном моём рассказе семинарист спрашивает мужика:
— Ну, а скажи, пожалуйста, как относятся твои односельчане к тебе?
— Никак они не смеют относиться ко мне.
Вот вроде этого и я мог бы ответить:
— Никак я не смею относиться к нему…
И всё-таки долго сидел, вспоминал, думал. И о Пушкине, и о былой, пушкинской, России, и о себе, и о своём прошлом…
Подражал ли я ему? Но кто же из нас не подражал? Конечно, подражал и я. В самой ранней молодости подражал даже в почерке. Затем вспоминаю уже не подражания, а просто желание, которое страстно испытывал много, много раз в жизни, желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых настроений, что Бог порою давал в жизни.
Вот, например, изумительно чудесный летний день дома, в орловской усадьбе. Помню так, точно это было вчера. Весь день пишу стихи. После завтрака перечитываю «Повести Белкина» и так волнуюсь от их прелести и желания тотчас же написать что-нибудь старинное, пушкинских времён, что не могу больше читать. Бросаю книгу, прыгаю в окно, в сад и долго, долго лежу на траве, в страхе и радости ожидая того, что должно выйти из той напряжённой, беспорядочной, нелепой и восторженной работы, которой полно сердце и воображение, и чувствуя бесконечное счастье от принадлежности всего моего существа к этому летнему деревенскому дню, к этому саду, ко всему этому родному миру моих отцов и дедов и всех их далёких дней, пушкинских дней…
Когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной — и так особенно — с самого начала моей жизни.
По И.Бунину («Думая о Пушкине»)
Выполните одно из заданий.
1. Ответьте на вопрос: “Что сближает произведения И.Бунина и А.Пушкина?” Поясните ответ примерами.
2. Напишите эссе на тему: «Каково моё отношение к Пушкину?»
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Прощание с пушкиным
И.А.Новиков «Последний год”
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2)Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.
– (3)Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты.
– (4)Пушкин, – спросил полный, неповоротливый мальчик, – ты сочинил новые стихи?
– (5)Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.
– (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! – воскликнул гость.
(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
(13)Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удиви-тельный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
(15)Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18) Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
(19)Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но все же посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать помешали ему остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
(28)Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
(29)Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.
– (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?
(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на все.
– (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!
– (42)Я тебя прощу, если ты…
– (43)Ну?
– (44)Если ты…
– (45)Ну, говори!
– (46)Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…
(48)И Виленька обнял друга.
– (49)Ах, Пушкин! – повторял он. – (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти еще раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
(По Ю. Олеше)
Олеша Юрий Карлович (1899 – 1960) – русский писатель, поэт, драматург, сатирик.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему друзья Пушкина восхищались его стихотворениями»? *
1) В своих стихах Пушкин редко высмеивал недостатки друзей.
2) Друзья Пушкина понимали, что его стихи намного талантливее их стихо-творных опытов.
3) Стихи Пушкина были очень смешными.
4) Стихотворения Пушкина содержали критику важных общественных пороков.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. *
1) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.
2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…
4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.
Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением). *
Из предложений 14 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением). *
Замените книжное выражение «превратился в слух» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. *
Замените словосочетание «стихотворную строчку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. *
Выпишите грамматическую основу предложения 55. *
Среди предложений 29 – 36 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения *
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. *
А если судишь меня строго,1 то ведь это потому,2 что ты знаешь,3 как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья… А что я перед тобой? Ну,4 прочти,5 прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно,6 Пушкин!
Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой. *
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя-тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. *
Больше всех восхищался тот,1 кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни,2 и вместе с тем ничего не было для него труднее,3 как написать стихотворную строчку.
Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. *
Среди предложений 10 – 15 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. *