Чем лучше пескоструить металл
Песок для пескоструя: выбираем пескоструйный абразив правильно
Вопрос о том, какой песок лучше выбрать для выполнения пескоструйной обработки, является актуальным уже на протяжении многих лет. Данная технология, при помощи которой не только осуществляют очистку поверхностей от старых покрытий и различных загрязнений, но и подготавливают их для дальнейшей обработки, была разработана и начала внедряться в промышленность еще в 19-м веке.
Изделие до и после пескоструйной обработки
Если говорить о самой технологии пескоструйной обработки, то ее суть заключается в том, что при помощи пневматического аппарата на очищаемую поверхность подается струя абразивной смеси, скорость движения которой может составлять от 300 до 800 км/час. Использование такой обработки, для выполнения которой до недавнего времени использовался только песок, позволяет эффективно очищать не только металлические поверхности, но и конструкции, изготовленные из других материалов.
Материалы для выполнения пескоструйной обработки
С определенного момента развития технологии пескоструйной обработки стало понятно, что улучшение характеристик используемого для этих целей оборудования неспособно повысить эффективность процесса. Именно поэтому специалисты стали задумываться над тем, какой песок для пескоструя лучше использовать, и всерьез занялись улучшением характеристик такого расходного материала. Результатом этой работы стало то, что на современном рынке появилось большое разнообразие абразивных материалов для выполнения пескоструйной обработки, определиться с выбором которых не обладающему опытом человеку достаточно непросто.
Общая схема пескоструйного аппарата
На протяжении длительного периода времени для выполнения обработки посредством абразива использовался только кварцевый песок. По мере развития технологий для осуществления таких работ стали применять новые вещества, которые превосходят обычный песок по своим эксплуатационным характеристикам и безопасности использования. Что характерно, кварцевый песок во многих странах уже не используется для выполнения пескоструйной обработки, что обусловлено требованиями по технике безопасности.
Абразивный песок, с высокой скоростью ударяясь о металлическую поверхность, превращается в пыль, которая, воздействуя на органы дыхания человека, может привести к возникновению и развитию такого тяжелого заболевания легких, как силикоз. Эта пыль, распространяясь вокруг зоны обработки, оказывает вредное влияние не только на оператора пескоструйного аппарата, но и на людей, которые находятся даже на значительном расстоянии от места проведения работ.
Специализированный цех пескоструйной обработки
Обычный песок для пескоструйки, кроме этого, обладает и рядом других недостатков, к которым нужно отнести следующие.
Ориентировочный расход песка
Несмотря на перечисленные недостатки, кварцевый песок продолжает активно использоваться для выполнения пескоструйной обработки, чему способствует не только доступная стоимость, но и ряд других преимуществ его применения. К таковым можно отнести следующие.
Различный размер фракции пескоструйного абразива позволяет выполнять работу разного типа. Главное — не прогадать с выбором!
Как уже говорилось выше, для выполнения пескоструйной обработки можно использовать различный материал, который может быть представлен одним из следующих типов:
При необходимости исключения деформации подложки поверхности обрабатывают с использованием пластикового абразива
Решая вопрос, какой песок лучше подойдет для обработки поверхности определенного типа, следует иметь в виду, что на современном рынке представлены и другие расходные материалы для пескоструйных аппаратов. К ним относятся:
Песок различных фракций
Для обработки камня, стекла и керамики лучше подходит электрокорунд марки 14А или 25А
Как правильно выбрать расходный материал
Понятно, что для пескоструйной обработки поверхностей различного типа нужен и разный расходный материал. Правильный выбор позволяет не только повысить эффективность и скорость выполняемой обработки, но и значительно сэкономить на ее проведении. На то, какой расходный материал для пескоструйного аппарата выбрать, оказывают влияние следующие факторы.
Сравнение основных параметром абразивных материалов поможет сделать правильный выбор
Сферы применения абразивных материалов различных типов
Если вы никогда не сталкивались с пескоструйной обработкой и не выполняли такую операцию своими руками, то для правильного выбора расходного материала необходимо воспользоваться следующими рекомендациями.
Кварцевый песок ВС-050-1 в мешках по 50 кг
Средние цены на абразивы для пескоструйной обработки (данные взяты для Москвы и области)
Чаще всего абразивы для пескоструйной обработки продаются в мешках. Следует учитывать, что песок крупной и мелкой фракции стоит примерно на 10% дешевле, чем абразив средней фракции.
В заключение предлагаем ознакомиться с парой коротких видео, дающих ответы на вопросы о том, где взять песок для своего пескоструя и как привести его в надлежащий вид перед началом работ.
Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить
К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.
«Песчинка обретает силу пули…»
В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.
Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.
Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.
Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.
Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.
Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?
Пошёл и накопал
Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.
Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.
Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.
Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.
Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.
В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?
Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить «Боржоми»»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.
Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.
Во все стороны
Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.
Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.
Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.
Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.
Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.
Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.
Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
«Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. » Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал «пневматические» воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то «забыл». «При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.» Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. «Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?» Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.
Выбираем абразивный материал для пескоструйных работ
Виды абразивного материала. Какой абразив выбрать для пескоструйных работ?
Абразив для пескоструя: типы, преимущества и недостатки
Что вы узнаете из этой статьи:
1 7 основных типов абразива
КСТАТИ. Нельзя использовать абразивы, которые содержат более одного процента свободного кварца, так как кварцевая пыль может привести к трудноизлечимым заболеваниям дыхательной системы.
2 Сравнительные характеристики основных видов абразивного материала
В таблице ниже приведены основные характеристики различных абразивных материалов, но данные носят примерный характер и не являются точными.
Кварцевый песок | Купершлак, никельшлак | Пластиковые абразивы | Стеклянная дробь | Гарнет (гранатовый песок) | Корунд (оксид алюминия) | Чугунная колотая дробь | Стальная колотая дробь | |
Твердость | 5 — 7 Moohs | 6 — 7 Moohs | 4 Moohs | 6 Moohs | 8 Moohs | 8 — 9 Moohs | 50-62 HRC | 40-65 HRC |
Абразивная способность | Низкая | Средняя | Низкая | Средняя | Высокая | Высокая | Высокая | Высокая |
Хрупкость | Высокая | Высокая | Низкая | Средняя | Средняя | Средняя | Низкая | Низкая |
Пылеобразование | Очень высокое | Высокое | Минимальное | Среднее | Среднее | Среднее | Среднее | Низкое |
Кварц в свободной форме | Более 1% | Менее 1% | Отсутствует | Более 1% | Менее 1% | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Возможность повторного использования (рекуперации), циклов | — | 1 — 2 | 8 — 12 | 5 — 35 | 5 — 7 | 5 — 7 | 8 — 10 | 50 — 100 |
Средний расход на очистку 1м2 до степени Sa 2 ½ | 60 — 110 кг | 30 — 75 кг | —* | —* | 3 — 7 кг | 3 — 10 кг | 5 — 10 кг | 0,2 — 0,6 кг |
Скорость очистки | Низкая | Средняя | Средняя | Средняя | Высокая | Очень высокая | Высокая | Высокая |
Стоимость | Низкая | Средняя | Высокая | Высокая | Высокая | |||
Себестоимость очистки | Высокая | Средняя | Высокая | Низкая | Низкая | Низкая | Низкая | Минимальная |
Условия применение | Очистка в закрытых камерах или с системами подавления пыли | Открытая очистка | Очистка с использованием оборудования с замкнутым циклом: камеры, кабины, беспылевые пескоструйные аппараты | |||||
Сфера применения | Наружная очистка | Наружная очистка | Удаление краски, снятие заусенцев, очистка | Очистка, отделка | Наружная очистка | Очистка, отделка, удаление заусенцев, гравировка | Удаление плотной окалины | Очистка, упрочнение |
Помимо основных видов абразива в некоторых случаях используются и такие необычные абразивные материалы, как толченая скорлупа грецкого ореха, кукурузные початки или простой просеянный и просушенный речной песок.
3 Размер частиц абразива или зернистость тоже имеет значение
Размер гранул абразива имеет огромное влияние на качество пескоструйных работ, правильный рельеф обработанной поверхности и желаемой текстуры. Казалось бы, чем больше абразив, тем лучше он очищает поверхность и качество работ повышается, но это не так. Большие абразивные частицы глубже врезаются в поверхность, из-за чего на ней остаются выемки и высокие пики. Из-за такой неудачной текстуры на поверхность будет тяжело равномерно нанести защитное покрытие и она начнет ржаветь раньше, чем при обработке более мелким абразивом. Но если выбрать гранулы меньшего размера, чем нужно, то они не придадут поверхности нужную насечку и не смогут до конца очистить ее. Обычно вместе с пескоструйным аппаратом идет инструкция по применению, где написан размер частиц, пригодных для использования. Выбирайте абразив в указанном диапазоне.
Крупные гранулы подходят для очистки нескольких слоев краски, сильной коррозии, остатков цементного раствора
Гранулы среднего размера используют для очистки поверхностной ржавчины, тонкого слоя окалины или неплотной краски.
Мелкие гранулы используются для очистки дерева, пластика, стекла, тонколистового металла.
Таким образом, чем сильней загрязнение или больший слой, подлежит снятию, тем более агрессивный материал необходимо выбирать для очистки. В это же время, чем мягче очищаемая поверхность и чем аккуратней требуется обработка, тем меньше диаметр абразива.
Какой абразив выбрать для пескоструйной очистки?
Выбирая абразивный материал для пескоструйного аппарата, стоит помнить, что от правильного выбора напрямую будет зависеть скорость очистки, качество и стоимость выполненных работ.
Нам часто задают вопросы: « Какой песок нужен для пескоструя », « Что лучше, купершлак или кварцевый песок для пескоструйки », « Какой песок использовать для пескоструя металла »? Однозначных ответов на эти вопросы быть не может. Выбор абразивных материалов для пескоструйной обработки велик, и для каждой конкретной задачи нужно подобирать соответствующий абразив и состав пескоструйной смеси, который даст наиболее высокие показатели по скорости, качеству и экономичности очистки. К тому же расход абразива при пескоструйной очистке напрямую зависит от пескоструйного оборудования, компрессора, условий работы и личного мастерства оператора.
Количество видов абразивов для пескоструйной очистки, применяемых в мире, огромно, и перечислять их все, нам показалось не очень целесообразно, поэтому мы решили ограничиться наиболее популярными и перспективными в нашей стране.
Цифры, которые мы приводим в сравнительной таблице, не могут являться очень точными, так как качество и свойства абразива для пескоструя зависят от места его добычи или производства, а количество циклов возможного использования связаны с характером очищаемой поверхности, давлением сжатого воздуха и его потерями, формой сопел и мастерством оператора. В целом таблица дает возможность сравнить материалы по основным параметрам, и мы надеемся, что она поможет вам сделать правильный выбор абразивного материала в соответствии с вашими задачами.
Таблица сравнения абразивов для пескоструйной очистки
Кварц в свободной форме
Количество циклов повторного
Средний расход на очистку 1м ²
Очистка в закрытых камерах или с системами подавления пыли
Очистка с использованием оборудования с замкнутым циклом: камеры, кабины, беспылевые пескоструйные аппараты
* Обработка данными абразивами не регламентируется стандартом ISO 8501.
Кварцевый песок
Кварцевый песок — самый распространенный вид абразива на земле, невысокая цена и повсеместная доступность сделали его некогда самым популярным абразивным материалом для пескоструйной обработки. Само оборудование и технология до сих пор носят названия пескоструйный аппарат и пескоструйная очистка.
Но содержание кварца в свободной форме очень сильно ограничивает применение песка для пескоструйных работ, так как мелкокристаллическая пыль, возникающая в результате разрушения частицы, очень вредна для здоровья и вызывает смертельно опасное и неизлечимое заболевание — силикоз. В большинстве стран мира использование абразивов с содержанием кварца в свободной форме более 1% запрещено.
Использовать кварцевый песок для пескоструйной очистки возможно только со специальными системами пылеподавления или при работе в закрытых камерах. Но во втором случае применение не очень целесообразно, так как из-за высокого пылеобразования быстро забиваются фильтры очистки, снижается видимость у оператора и в следствие высокого расхода материала возникают дополнительные трудности с утилизацией отработанного абразива. Если вам приходится вести работы песком, то проследите, чтобы в зоне очистки и на прилегающих территориях не находились посторонние люди.
Наиболее обосновано применение кварцевого песка для очистки бетонных или каменных поверхностей с использованием системы пылеподавления.
Расход кварцевого песка при пескоструйной очистке является одним из самых больших, это обуславливается его минералогическими характеристиками.
В большинстве случаев заранее просчитать, какой расход песка для пескоструйки, не представляется возможным, так как, если песок заранее не был подготовлен, промыт, просушен и фракционирован, то в процессе очистки непостоянное качество самого материала приводит к большому разбросу показателей расхода и скорости очистки.
Купершлак и никельшлак
Купершлак и никельшлак — абразивные порошки, получаемые в результате переработки шлаков медеплавильного и никелеплавильного производств. В отличии от песка содержат менее 1% кварца в свободном виде и могут применяться для открытой пескоструйной очистки. Обладают более высокой абразивной способностью, твердостью и динамической прочностью частиц, в следствии этого — более низким пылеобразованием и возможностью повторного использования. Удельная плотность частиц купершлака и никельшлака выше, чем у песка, соответственно выше и масса частиц, что еще в большей степени увеличивает эффективность этих абразивов.
Стеклянная дробь (стеклянные шарики) |
Керамическая дробь |
Гарнет (гранатовый абразивный песок) |
Электрокорунд нормальный 14А | Электрокорунд белый 25А | Электрокорунд хромотитанистый 93А |
Дробь стальная колотая (ДСК) | Дробь чугунная колотая (ДЧК) |
Дробь стальная литая (ДСЛ) | Дробь чугунная литая (ДЧЛ) |