Чем лучше полиуретановые сайлентблоки
Полиуретановый сайлентблок: все плюсы и минусы, стоит ли ставить
Всем привет! Эксплуатация автомобиля тесно связана с необходимостью периодически менять расходники. Одним из них может стать полиуретановый сайлентблок. Это аналог резинового сайлента, который часто можно встретить на автомобилях ВАЗ, Газель и многих иномарках.
Вопрос лишь в том, стоит ли ставить подобные детали, либо лучше отдать предпочтение резиновым аналогам. Для этого нужно взглянуть на их плюсы и минусы, изучить конструктивные особенности, ключевые характеристики.
Автомобилисты, особенно начинающие, часто интересуются, что лучше брать, полиуретановый или резиновый вариант сайлента.
Разумеется, производители заинтересованы в реализации своего товара. А потому будут нахваливать его сильные стороны, но при этом умалчивать о недостатках. Постараемся быть объективными.
Что это такое
Сайлент или сайлентблок является важным компонентом подвески автотранспортного средства. Его задача заключается в снижении уровня шума и обеспечении мягкости движения. Этот элемент является связующим звеном между составляющими ходовой части. За счет своих свойств уменьшает колебания, способствует снижению уровня ударной нагрузки на кузов.
Внешне это достаточно легкий и небольшой элемент, который удерживается двумя металлическими втулками. Но именно этот компонент из резины или полиуретана позволяет смягчать удары подвески.
Развитие технологий привело к появлению новой разновидности сайлентов, которые ранее были исключительно резиновыми.
Область применения
Если говорить о конструкции автотранспортного средства, то тут сайленты можно встретить в составе:
В зависимости от того, какая нагрузка воздействует на тот или иной узел, сайлент постепенно изнашивается, и требует обязательной замены.
Игнорирование факта износа сайлентблока ведет к еще более серьезным последствиям, вплоть до поломки элементов подвески.
Именно перед заменой возникает закономерный вопрос о том, какие именно детали использовать, когда на выбор предлагаются резиновые и полиуретановые варианты.
Характеристики полиуретановых изделий
В настоящее время купить комплект сайлентов на основе полиуретана не проблема. Их изготовление осуществляет даже отечественные компании, такие как Точка Опоры. Отзывы о них довольно неплохие, честно говоря.
Сам по себе полиуретан является бесцветным материалом. Но детали окрашивают, что делается с целью обозначить степень их твердости.
В случае с автомобильной промышленностью используется полиуретан с показателями твердости в пределах 65-70 единиц.
Стоит выделить плавающую разновидность сайлентов. Но отечественные мастера сходятся во мнении, что для эксплуатации в таких городах как Иркутск, Спб, Самара и многих других они не подходят. Такие детали не предназначены для наших дорог, и чрезмерно быстро изнашиваются.
Основные преимущества
Когда нужна регистрация фаркопа для легкового автомобиля в ГИБДД
Чтобы определить, какие лучше сайленты приобретать для своего автомобиля, стоит выделить основные сильные и слабые стороны полиуретановых изделий.
В итоге полиуретановый сайлентблок может похвастаться следующими преимуществами:
Но это только преимущества.
А есть и обратная сторона, которая показывает нам наглядно, что полиуретан не так уж и хорош, как некоторые производители и продавцы пытаются его подать покупателям.
Ключевые недостатки
Как правильно выбрать подержанный автомобиль: на что обратить внимание
Теперь к вопросу о недостатках полиуретановых сайлентблоков. Их тоже достаточно много, и для ряда автомобилистов они могут оказаться весомее представленных преимуществ.
К числу явных недостатков можно отнести такие пункты:
Как видите, не так хорош этот полиуретан, как некоторые его позиционируют.
Подводим итоги
Сайленты на основе полиуретана дорогие. Но это частично компенсируется их объективными недостатками.
Если учитывать все плюсы и минусы, становится ясно, почему наши автомобилисты не спешат переходить на новый материал, а остаются верными старой проверенной резине.
Бытует мнение, что полиуретановые сайленты лучше использовать для гоночных автомобилей и тех машин, которые участвуют в заездах. С этим во многом можно согласиться.
А что думаете вы? Какие варианты деталей предпочитаете и почему?
Что лучше: полиуретановые или резиновые сайлентблоки? Сравниваем плюсы и минусы тех и других
Проблема с подвеской у жителей России была всегда, поскольку плохие дороги так и остаются главным «антидостоянием» РФ. С этим приходится мириться и. Чинить ходовую своего авто гораздо чаще чем этого хотелось бы. Все вы, наверно, знаете, что такое сайлентблоки и для чего они необходимы? Это резинометаллические изделия, которые выполняют роль демпферов (амортизаторов) и смягчают удары, поступающие от колес. Благодаря этим, на первый взгляд, неприглядных резинкам, езда по неровной дороге становится более мягкой и комфортной.
Однако прогресс не стоит на месте, и в последнее время стали набирать популярность аналоги классических резиновых сайлентблоков — полиуретановые сайлентблоки, которые, как и все новое приняли неоднозначно, в результате автомобилисты разделились на два «табора» тех, кто «за» полиуретан и те, кто «против» полиуретановых сайлентблоков.
Несколько слово о том, откуда появились эти полиуретановые аналоги. На мой взгляд устанавливать полиуретан вместо резиновых «сайлентов» придумали именно в России, потому что именно «у нас» обычная резина не выдерживает таких нагрузок и приходит в негодность в два раз быстрее, чем положено. Цена оригинальных сайлентблоков довольно высока, а если речь идет об иномарках, то и вовсе порою заоблачна. В то время как полиуретановый сайлентблок более прочен и способен выдерживать повышенные нагрузки, следовательно, и прослужит он дольше, в итоге реальная экономия на лицо.
Но почему же тогда возникает вопрос: «Что лучше: полиуретановые сайлентблоки или резиновые?», если на первый взгляд все очевидно и полиуретан выглядит более привлекательно с финансовой точки зрения? Дело в том, что за стойкость и выносливость полиуретана приходится платить комфортом, это, к слову, и есть одна из главных причин, по которой сайлентблоки из полиуретана многие автомобилисты не любят. Полиуретановые «сайленты» делают подвеску более жесткой, и если ваш автомобиль и до этого «козлил», то после установки полиуретановых втулок вы по-настоящему прочувствуете всю «прелесть» российского бездорожья. Короче говоря, «пятая» точка будет страдать постоянно, комфорта никакого не будет. Получше дела обстоят с «мягкими» комфортабельными автомобилями «бизнес-класса», которые отличаются мягкой подвеской. На этих авто полиуретановые сайлентблоки будут чувствоваться не так четко.
Плюсы полиуретановых сайлентблоков:
Минусы полиуретановых сайлентблоков:
Подведем итоги
Мое личное мнение, полиуретан имеет право на жизнь и возможно действительно более вынослив по сравнению с резиной, однако это не значит, что вам сегодня же необходимо срочно все бросить и заменить резиновые втулки полиуретановыми. Нет! Лично я бы рекомендовал устанавливать альтернативные сайленты тем, кто живет в районах с очень плохими дорогами, вдали от больших городов где хоть как-то эти дороги латают. Также в вопросе: «Что лучше: полиуретановые или резиновые сайлентблоки» первые можно рекомендовать тем, чей автомобиль может похвастаться мягкой подвеской и местами уж слишком мягкой, которую не испортят более жесткие заменители.
Если же ваш автомобиль не отличается особой комфортностью и мягкостью ходовой, а в семейном бюджете нет лишних денег, я бы не рекомендовал вам полиуретановые сайлентблоки. Устанавливая их, езда может стать невыносимой, может возникнуть нагрузка на другие узлы ходовой, к тому же в разы увеличатся расходы на запчасти. И это при том, что, еще раз повторяю, не факт, что эти более жесткие аналоги прослужат дольше оригинальных сайлентблоков.
Чем полиуретановые сайлентблоки отличаются от обычных, и стоит ли за них переплачивать?
Полиуретановые сайлентблоки появились на рынке автозапчастей не так давно, но уже завоевали массу положительных и негативных отзывов. Цветные изделия предлагаются в качестве заменителя классическим резинометаллическим шарнирам. По словам производителей, сайлентблоки из полиуретана служат намного дольше и обеспечивают хорошую управляемость автомобиля. Не все водители остались такого же мнения о продукте и активно делятся своим мнением.
Впервые полиуретановые сайлентблоки стали использоваться в автомобильном спорте. Более жёсткий материал обеспечивал хорошую отдачу на рулевое колесо и улучшенную управляемость. Со временем технологию стали перенимать производители запчастей для массовых автомобилей. Особенно преуспели в этой сфере отечественные компании. На российском рынке появилось несколько производителей, занимающихся выпуском полиуретановых сайлентблоков, втулок стабилизатора и иных запчастей. Во-многом это связано с высоким спросом на элементы подвески и желанием автолюбителей купить более надёжные детали, способных выдерживать некачественное дорожное покрытие.
Полиуретановые сайлентблоки отличаются ярким внешним видом. Изначально материал практически бесцветен, но на заводе в него добавляют красящие пигменты. Стоимость сайлентблоков из полиуретана, как правило, выше в сравнении с аналогами, но ниже оригинальных запчастей. Заявление производителей о трёхкратном увеличении ресурса изделий по сравнению с резиновыми вызывают немалый интерес, но на практике далеко не все автолюбители остаются ими довольны.
Использование сайлентблоков из полиуретана сказывается на жёсткости подвески. Автомобиль становится более отзывчивым на действия водителя, но теряет в уровне комфорта, особенно при движении по некачественному дорожному покрытию. При городской эксплуатации машины управляемость отходит на второй план, поэтому большинство автолюбителей предпочитает мягкость подвески. Полиуретан становится ещё жёстче при низкой температуре воздуха. Зимой многие автомобилисты отмечают появление скрипов в подвеске.
Надёжность полиуретановых сайлентблоков также вызывает вопросы. У некоторых автолюбителей они служат дольше резиновых, другие сталкиваются с дефектами через 10-15 тысяч километров пробега. Я считаю, что проблема кроется в «плавающем» уровне качества запчастей и ошибках при их установке. Полиуретановые сайлентблоки особенно важно протягивать с полной нагрузкой на подвеску. Во многих автосервисах эту процедуру выполняют на весу, что нарушает технологию.
В целом стандартные резиновые сайлентблоки остаются более практичным и правильным решением для большинства машин. Полиуретан хорошо проявляет себя на спортивных автомобилях, где даёт нужную жёсткость. При городской эксплуатации важнее комфорт, поэтому лучше купить качественное резинометаллическое изделие и правильно установить его.
Подвеска из полиуретана
Сегодня вновь возвращается мода на полиуретановые сайлентблоки и всевозможные втулки, которыми заменяют унылую резину в подвеске автомобилей. Движение это сопровождается целым роем аргументов за и против…
А ргументов действительно много, но большинство из них трудно назвать профессиональными. Даже бывалые мастера тюнинг-центров задумчиво поднимают бровь и чаще всего ограничиваются малоинформативным: «Как тебе сказать…». Поэтому, чтобы разобраться в эксплуатационных особенностях деталей из полиуретана и целесообразности замены ими стандартной резины, мы обратились в новосибирскую компанию «Полиуретан», выпускающую полиуретановые автозапчасти и, судя по названию, неплохо разбирающуюся в предмете исследования. Причём заинтересовали они нас не столько производством самих изделий, сколько своими разработками, а особенно лабораторными и натурными испытаниями.
Втулки из полиуретана могут не иметь внешней обоймы,
но при этом работать не хуже оригинала в стальном корпусе
Когда-то полиуретановыми элементами увлекались в основном доморощенные стритрейсеры и прочие тюнингисты. Их сверхзадачей было сооружение «спортивной подвески», а точнее улучшение управляемости, за счёт того что полиуретан можно сделать значительно более жёстким, нежели конвейерная резина. Причём эту жёсткость получали настолько экзотическим изменением состава, что полиуретан, или то, что его заменяло, лопался и отрывался от металлических втулок сайлентблоков. В общем, всё скрипело, гремело и изнашивалось за сезон.
В итоге изобилие полукустарных производств, дискредитировавших идею некачественным продуктом, а также взлетевшие цены на детали от серьёзных производителей снизили ажиотаж. Это не значит, что спортсмены-любители, а уж тем более профессионалы отказались от полиуретана. Просто он перестал быть популярным до вульгарности, как красные брызговики «Спарко». Владельцы же внедорожников больше мечтали о ШС — шарнирных соединениях без всяких резинок.
Сырьё для производства втулок и сайлентблоков выглядит скромно —
это просто толстые листы эластичного материала
Без 3D-моделирования сегодня никуда.
Правильный расчёт размеров — залог долговечности узла
Кто-то увидел какой-то рейдовый болид и подумал, что если поставить такие же на десятилетний Mitsubishi Montero, то он точно поедет, как Mini Cooper S… Любовь к ШС сошла на нет очень быстро, и, честно говоря, её не слишком жаль. Зато снова стали появляться признаки интереса к полиуретану. Только теперь это были детали, так сказать, нового поколения. Они принципиально отличались составом материала и качеством изготовления, продуманностью конструкции и инновационными решениями… И в то же время вполне демократичной ценой. Конечно, она была выше, чем на резиновые изделия, но, надо признать, на это были свои основания.
Сложные детали подвесок требуют и точного изготовления,
и грамотной установки
Однако давайте сначала разберёмся в плюсах и минусах полиуретана. А начнём, как всегда, с мифов. Запомните, скрипят не сами полимерные детали, а грязь на осях и во втулках рычагов и тяг. По мере износа в зазор между обоймой и железом попадает грязь, которая работает как абразив. Если при монтаже полиуретановой детали место установки не очистить от ржавчины, пыли и грязи, то скрип вполне возможен. Кроме того, на качество работы подвески и долговечность узла огромное влияние оказывает правильная технология установки. Чистота, смазка, оправка и обтяжка не на весу — залог успеха. И кстати, отсутствие кувалды в руках механика тоже.
Подвеска с полиуретаном не всегда жёстче резиновой — смесь может быть разной плотности. Но, как правило, она всё же жёстче. А вот износоустойчивость полиуретановых изделий определённо выше. Пробег такого узла может в несколько раз превышать пробег заводского. Но и подвеска или рулевое будут казаться более собранными, жёсткими, спортивными. Отсюда и тяга любителей быстрой езды к полиуретановым элементам. Но для владельцев внедорожников важнее высокая стойкость к абразивам и прочность. Причём стойкость может быть настолько высокой, что постепенно начинает «съедаться» металл, а на пластике износа не видно… Это, впрочем, свойственно и резине, хотя и в меньшей степени. Нужно ли говорить о необходимости мыть, осматривать и обслуживать подвеску даже с полиуретановыми изделиями.
Главное отличие полиуретана от резины — широчайший температурный диапазон.
Изделия одинаково хорошо переносят и стужу, и соседство с выхлопной трубой
Ещё одной важнейшей характеристикой для колесящих по нашей стране можно назвать морозоустойчивость. Поэтому, разрабатывая полиуретановые детали подвески, наш сибирский производитель ориентируется прежде всего на потребителей своего региона, и его изделия проходят проверку в суровых условиях Сибири и Крайнего Севера. Мы тоже решили испытать полиуретан в деле, хотя никаких арктических морозов у нас не предвидится. Полный цикл испытаний возможен только в полевых условиях и на разных машинах. Один комплект мы поставили на редакционный пикап Chevrolet, а второй, для контраста, на «Ниву». Пока можем рассказать лишь о первых впечатлениях.
Жёсткость тюнингованной подвески как правило выше, что полезно на асфальте
Радикальных изменений в комфорте тяжёлого Chevrolet почувствовать не удалось, но то, что рулится машина значительно лучше, а подвеска стала жёстче и собраннее, очевидно. Для автомобиля с пробегом под двести тысяч — прекрасный результат. «Нива» с полиуретаном осталась такой же жёсткой, какой была и с резиной, но что для вазовского внедорожника определённо хорошо, так это способность полиуретана долго сохранять рабочие свойства не только при низких, но и при высоких температурах. Как вы понимаете, речь идёт о правых сайлентблоках верхних рычагов, которые расположены на расстоянии ладони от выпускного коллектора, резинки там высыхают и трескаются за год-два. Предполагается, что полиуретановые элементы прослужат дольше. Оба автомобиля используются на бездорожье эпизодически, большую часть времени проводя в городском трафике, а пару раз в неделю выбираясь на скоростное шоссе. Пока делать окончательные выводы рановато. Из очевидного следует отметить отсутствие былых постукиваний, которые регистрировались в верхних тягах задней подвески «Нивы» и в стабилизаторе пикапа. Это самые нагруженные знакопеременными усилиями места, и там на обеих машинах появилась выработка металла. Все полиуретановые детали были из стандартных комплектов, но существует определённая вероятность того, что износ металлических деталей будет больше ожидаемого, и тогда потребуется замена на нестандартные элементы «ремонтных» размеров, чтобы сохранить необходимый натяг и отсутствие зазоров.
Окончательно затягивать элементы подвески надо в загруженном состоянии.
Тогда скрипов и хрустов не будет
Если вы решите провести собственные испытания, или пришла пора провести кое-какие работы по ходовой и вы хотите попробовать полиуретан, то прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Покупайте только оригинал известной марки, тем более что его цена вполне доступна и нет смысла связываться с невыясненным производителем. Стабильное качество — залог беспроблемной эксплуатации, это очевидно. Обязательно очистите места установки и на кузове/раме, и на рычаге/тяге и пролейте их «вэдэшкой». Используйте смазку при запрессовке новых деталей, причём любую — в отличие от резины полиуретан не боится масел. Запрессовку блоков необходимо делать не спеша и с оправкой. Мастера, которые будут этим заниматься, обязательно должны иметь опыт работы с полиуретаном. Окончательную обтяжку узла производите только «на колёсах», а не на вывешенной подвеске. Сайлентблок должен быть зафиксирован строго в определённом положении. Если ваш автомобиль лифтован по подвеске, обязательно сообщите об этом продавцу, возможно, он подберёт детали индивидуально для вас. Цвет полиуретана обычно не имеет значения, но некоторые компании производят цветовую дифференциацию деталей по жёсткости, хотя это редкость. Отсутствие внешних обойм не означает, что выбранный вами элемент подвески некачественный — узел нормально работает за счёт высочайшей абразивной устойчивости полиуретана. Ну и наконец, главный вопрос — цена. Комплект на «Ниву» стоит около 8 тысяч. По опыту владельцев срок службы — от трёх лет при интенсивной внедорожной эксплуатации, до восьми лет при обычной. Больших сроков наблюдения у нас пока нет…
Ассортимент полиуретановых деталей очень широк и
покрывает все известные модели внедорожников.
Покупая их, отдавайте предпочтение оригинальным деталям
Полиуретан или резина — какие сайлентблоки выбрать?
Что такое сайлентблок и как он работает?
Для сравнительной оценки резины и ПУ важно понимать принцип действия элемента. Применяемый в подвеске автомобиля сайлентблок представляет собой «сухой» шарнир, состоящий из 3 частей:
Примечание: Шарнир называется сухим, потому что функционирует без использования смазки.
Передние, а иногда и задние колеса машины крепятся к кузову посредством системы стойка – рычаг. Чтобы поглощать колебания от неровностей, последний должен поворачиваться на своей оси, что и обеспечивают сайлентблоки. Их внешняя оболочка запрессовывается в тело рычага, а внутренняя втулка надевается на ось и зажимается с обеих сторон гайками. То есть, металлические части шарнира намертво закреплены и не поворачиваются в процессе движения авто.
Благодаря такому способу крепления деталь выполняет 2 задачи:
На данный момент для изготовления средней части шарнира используется полиуретан или резина, сделанная из синтетического каучука. Последняя надежно приваривается к металлическим частям элемента способом вулканизации. Эластомер, сделанный из ПУ, запрессовывается и защемляется между стальными оболочками, что не дает ему провернуться на втулке.
Плюсы и минусы материалов
Позитивные стороны резины, применяемой в сайлентблоках, известны давно и проверены многолетней практикой. Главное достоинство – эластичность и способность обеспечить большую амплитуду колебания рычагов, а это удлиняет ход подвески. Данное качество особенно ценно для внедорожников, чьи колеса не должны вывешиваться во время преодоления препятствий.
Другая особенность резинометаллических шарниров – мягкость, позволяющая изолировать кузов от мелких ударов и вибраций, что повышает комфорт для водителя и пассажиров.
К тому же перечисленные достоинства вы получаете за умеренную цену. В комплекте с ними идут следующие недостатки:
В противовес резине полиуретан не боится воздействия химикатов, нефтепродуктов и потому служит гораздо дольше. Этот искусственный полимер не вступает в реакцию с кислотами, щелочами и маслами, а также не меняет влажность с течением времени, то есть, не рассыхается. Полиуретан тверже резины, отчего подвеска с такими сайлентблоками становится жестче, а управляемость автомобиля – лучше.
Но здесь кроются и негативные стороны:
На практике автолюбителями отмечались случаи, когда из-за сильных морозов полиуретановые вставки проворачивались относительно металлических втулок, что вызывало появление скрипа.
Последний недостаток заключается в том, что по сравнению с резиной качественные полиуретановые сайлентблоки стоят в несколько раз дороже. Интересный факт: подобные детали встречаются только в Российской Федерации и других странах постсоветского пространства, причем продаются в качестве запчастей. Новые автомобили российских и зарубежных брендов по-прежнему оснащаются резинометаллическими шарнирами.
Выводы и рекомендации
Хотя полиуретановые сайлентблоки позиционируются производителями как новые и высокотехнологичные изделия, к их применению есть несколько предостережений. В то же время резиновые шарниры допустимо эксплуатировать в любых условиях и на машинах различных классов без ограничений. Если вы сомневаетесь, что лучше выбрать – традиционную резину либо полиуретан, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Покупая сайлентблоки, не забывайте о подделках, нередко встречающихся в торговой сети. Не пытайтесь сэкономить на запчастях, чтобы не получить некачественные изделия, которые «проживут» 3-5 тыс. км. Рекомендация одинаково относится к резинометаллическим и полиуретановым шарнирам.