Чем лучше раскоксовать двигатель на автомобиле
11 лучших средств для раскоксовки двигателя авто
В процессе эксплуатации автомобиля двигатель постепенно изнашивается. Через несколько лет активной езды он начинает потреблять масло, появляются проблемы с выхлопом и возникает вибрация на любых оборотах. Это нехорошие признаки, которые свидетельствуют о наличии проблем, которые нужно решать максимально оперативно, чтобы не столкнутся с более серьезными проблемами. Одним из признаков износа является скопившийся налет на внутренних стенках цилиндров и всех деталей. Он снижает производительность и ухудшает качество работы мотора в целом. Такое состояние получило название закоксовка. Рассмотрим процесс выполнения раскоксовки своими руками.
Для чего нужна раскоксовка
В процессе эксплуатации двигатель загрязняется продуктами сгорания топлива, а часто и топливно-масляной смеси, потому что со временем герметичность колец пропадает и малой из блока проникает в камеру сгорания. В результате этой реакции на стенках образуется твердый черный налет, который приводит к дополнительным проблемам. Одним из многочисленных процессов по восстановлению силового агрегата является раскоксовка двигателя. Судя по названию, процедура заключается в удалении нагара, который препятствует нормальной работе. После ее проведения силовой агрегат работает намного лучше и выдает больше мощности. Она особенно полезная для тех автомобилей, которые давно не проходили ремонт ДВС, так как процесс необратимый и налет накапливается постепенно день за днем, месяц за месяцем.
Существует несколько технологий раскоксовки моторов, но в каждой есть свои нюансы. Рассмотрим по подробнее обе, чтобы вы могли выбрать наилучший способ и стоит ли ее делать вообще. Может, лучше сразу провести капитальный ремонт? На деле она позволяет его отсрочить всего на какие-то 5-20 тыс. км пробега.
Раскоксовывать двигатель или сразу ремонтировать
Чтобы принять решение, раскоксовать двигатель или сразу ремонтировать, необходимо понять природу происхождения этого самого нагара. Стоит понимать, что чисто без разборки не даст мгновенного эффекта, потому что налет образовывался годами и надежно закрепился на стенках металла. Чтобы раскоксовать мотор, нужно знать основные причины.
Регулярно высокая температура и давление. Именно при таких условиях работают внутренности мотора. В результате трения деталей возникают зазоры, через которые смазка проникает в цилиндр. Начинается, так называемый, масложор. Масло сгорает и образуются твердые остатки, которые оседают на детали. Больше покрываются коксом все детали, находящиеся на пути следования масла и его продуктов сгорания: стенки, лицевые плоскости поршней, наружные края клапанов, а также и паз для поршневых колец.
Если ваш двигатель жрет масло, то знайте, оно не исчезает в никуда. Его следы вы обязательно найдете на стенках деталей вашего мотора. Следует действовать оперативно, потому что скопившийся кокс приведет к ускоренному износу колец и разгерметизации цилиндра. Как показывает практика, компрессия в таких моторах снижется до 90%. Если это произойдет, то цилиндр можно считать отказавшим. Своевременное раскоксовывание позволит избежать этих неприятностей и продлить срок службы агрегата, но если такая проблема имела место, то капитальный ремонт осталось ждать недолго.
Почему важно начать действовать как можно раньше? Причина в то, что химический раскоксовыватель, который добавляется в цилиндры без разборки, способен справиться с задачей при потреблении масла не более 0,5 л на 1000 км. Но одно только применение химии недостаточно. Нужно найти место, через которое масло проникает в цилиндр. Чаще всего таковым являются сальники клапанов.
Как правильно сделать раскоксовку средством
В магазинах и на авторынках можно найти множество различной автомобильной химии для борьбы с подобными проблемами. Все продавцы, конечно, уверяют, что их товар лучше справляется с поставленной задачей. На деле все может оказаться по-другому. Будем рассматривать именно те методы и средства, которые имеют положительные отзывы. К ним относятся:
При помощи всех перечисленных препаратов раскоксовка выполняется без замены масла, что удобно, но какова же эффективность? При относительно небольшом количестве отложений средства вполне действенны и справляются со своими задачами.
Раскоксовка дизельного двигателя
Из-за особенностей работы и вида используемого топлива, чаще требуется раскоксовка колец именно на дизельном двигателе. Это связано не только с проникновением масла в камеры сгорания, но также и с наличием тяжелых фракций в самом топливе. Поэтому эта работа особенно сложна в таких силовых агрегатах. Процедура эта заключается в удалении образовавшегося за время работы нагара с частей мотора.
Раскоксовка поршневых колец может быть выполнена самостоятельно и специалистами из автосервиса. Вопрос стоит только в своевременности проведения данной процедуры. Чем раньше проблема будет выявлена и устранена, тем меньше потребуется затрат на восстановление силового агрегата. Если вы обнаружили неладное и решили действовать своими силами, то раскосковать двигатель можно при помощи жидких или летучих распыляемых в цилиндр средств. Но стоит знать некоторую особенность выполнения работы с данным типом ДВС. Чтобы мягкая раскоксовка прошла успешно и без дополнительного вреда, необходимо обязательно демонтировать форсунки. На этом этапе могут возникнуть сложности, потому что далеко не у каждого автовладельца в гараже найдутся необходимые ключи и приспособления.
Все-таки лучшая раскоксовка возможна только при полной разборке агрегата, так как можно добраться абсолютно до всех укромных мест, где мог бы находиться нагар. К ним относятся пазы под уплотнительные кольца, клапанные седла и многие другие. Простое распыление средства лишь незначительно снизит его концентрацию, поэтому провозить данную процедуру рекомендуется на самых ранних стадиях скопления нагара.
Работа выполняется следующим образом как для дизельного, так и для бензинового моторов:
Рейтинг лучших раскоксовок двигателя
В продаже имеется немало средств для раскосковки двигателей. За время проведения обслуживания моторов разной мощности и типа был выделен определенный перечень лучших, которыми можете воспользоваться и вы. Все их можно разделить на три типа в зависимости от консистенции:
Все имеют свои преимущества и особенности. Рассмотрим поподробнее каждый тип.
Топ пенных раскоксовок поршневых колец
Раскоксовка неприятная процедура тем, что детали находятся в глубине двигателя. Добраться до них не так то и просто, а все химические средства действуют незаметно для глаза. Но при небольшом количестве нагара они вполне эффективны в очистке маслосъемных колец. После своевременного проведения данной процедуры двигатель работает заметно лучше.
Можно выделить ТОП лучших средств, которые хорошо очищают поршневые кольца?
Очистка поршневой с такими препаратами позволяет существенно продлить срок службы ДВС и облегчить заботы владельцев авто.
Lavr complex
Многие профессионалы раннюю раскоксовку выполняют при помощи средства Lavr complex. Препарат продается в баллонах с распылителем. Показывает высокую эффективность даже после одного применения. Быстро растворяет нагар и возвращает компрессию.
Mitsubishi shumma engine conditioner
Этот химикат считается одним из лучших, но для достижения максимальной эффективности его лучше применять на пробеге до 40 тыс. км. Чем раньше, тем меньше нагара и вероятность снижения компрессии. Активная формула быстро растворяет грязь даже в самых недоступных местах. Распыляется при помощи длиной трубочки.
G zox injection carb cleaner
Еще один пенный очиститель камеры, дроссельной заслонки и всех внутренностей мотора. Средство продается в удобном баллоне с трубочкой для впрыскивания. Рекомендуется применять каждые 10 тыс. км пробега. Использовать следует на хорошо прогретый двигатель.
Lavr express
Отлично удаляет масложор химический препарат под названием Lavr express. Относится к самым простым средствам для удаления образовавшегося налета на деталях ДВС. Проникает во все щели и способствует выведению отложений на поверхность при помощи активной пены. Применяется легко, просто распылением.
Лучшие жидкости для раскоксовки двигателя поршневых маслосъемных колец
Масляный жор на 16 клапанных и прочих моторах эффективно удаляют различные жидкие препараты. Средства впрыскиваются в цилиндры, но для необходимой эффективности их действия следует периодически проворачивать вал, чтобы оно проникало во все щели. Жидкость очень текучая, но при действии образует пену, которая и поднимает грязь.
Вмпавто раскоксойл валера
Данное средство относится к универсальным химикатам, потому что с его помощью можно быстро промыть все внутренне пространство и масляную систему. Благодаря нему быстро отлегают кольца и начинают выполнять свои функции.
Lavr novator
Недорогое и эффективное средство для удаления нагара со стенок. В нем применена новая формула, которая эффективно растворяет налет и уничтожает отложения. Способствует увеличению компрессии более чем на 25%. Вещество применяется не только для очистки, но также и для диагностической проверки состояния цилиндров. Максимальная эффективность достигается при прогреве ДВС до 70 градусов. Растворяет нагар в сильно запущенных ситуациях всего за 60 минут.
Bg109
Неплохо удаляет нагар на поршнях автомобиля BG 109. Продается в виде жидкого средства, которое можно добавить в цилиндры при помощи шприца. Также можно использоваться в качестве добавки. Оно заливается в промывочное или отработанное масло на прогретом моторе. Для удаления нагара необходимо дать поработать в течение 15 минут на 1500 об/мин. После процедуры произвести замену масла и фильтра.
Римет
Эффективное промывочное средство для борьбы с отложениями. Содержит в составе активную формулу из меди, олова и сурьмы. Смесь повышает компрессию, снижает интенсивность износа почти на 50% и способствует скольжению деталей. Применяются для моторов с пробегом до 60 тыс. км.
Fenom
Препарат российского производства для удаления нагара с поршневой пары, колец и клапанов. Средство способствует продлению срока службы и повышению мощности. Химикат имеет 50 международных наград за результативность. Являются самыми наукоемким в производстве.
Runway очиститель клапанов
Любой масложор будет быстро устранен профессиональным средством Runway. Это линейка химикатов для авто, которая показала хорошие результаты. Продается в виде жидкости, похожей на масло. Способствует растворению углеродных отложений и нагара. Восстанавливает подвижность колец, а вместе с тем и компрессию.
Лучший набор для 5 минутной промывки двигателя
Если вы хотите быстро освежить мотор на своем авто, то выбирайте средство Lavr ML202. Продается в бутылках по 185 и 330 мл в жидком виде. Оно используется только на горячем моторе. Оптимальной температурой является 70 градусов. Заливается непосредственно в цилиндры при помощи трубки. Чтобы активизировался эффект, необходимо плотно закрыть отверстия.
Средство для раскоксовки Lavr
Если пропадает масло в двигателе, то средство Lavr поможет решить эту проблему. На сегодняшний день это самые быстрые препараты, которые устраняют любые отложения без разборки ДВС. Достаточно залить его в цилиндры и подождать, затем удалить при помощи шприца и дать поработать на холостых в течение нескольких минут.
Народные средства раскоксовки
Кроме химикатов умельцы научились использовать различные народные средства для раскоксовки колец на Ладах Приора и других отечественных авто. Дедовские методы достаточно эффективны, поэтому применяются некоторыми автолюбителями. Рассмотрим самые популярные.
Раскоксовка керосином и ацетоном
Как показывает практика, эффективно удаляет масложор смесь керосина с ацетоном в соотношении 1:2 или 1:3. Заливается во все цилиндры по 50 гр. В таком состоянии двигатель следует оставить на 10 часов. За это время средство растворит налет и превратит его в жидкую массу. По происшествии этого времени необходимо прокрутить коленчатый вал, чтобы хорошо промыть все поверхности и при помощи трубки со шприцом удалить отработку.
Димексид
Еще одним средством для раскоксовки поршневой моторов является димексид. Удивительно, медицинский препарат помогает устранить налет. Для проведения процедуры потребуется 5 пузырьком по 100 мл. Применяется на прогретом моторе по 50 гр. в каждый цилиндр. Для растворения отложений достаточно 5 минут. Обязательно нужно шевелить кривым стартером, чтобы жидкость омыла все поверхности.
Средство для чистки плит
Также в числе химии для очистки мотора от нагара, когда он уже заметно ест масло, является средство для чистки плит. Эффективная бытовая химия есть у каждого, но она хорошо справляется со своей задачей. Применяется аналогично Димескиду. Но лучший эффект можно достичь, если разобрать поршневую и отмочить в средстве детали по отдельности.
Раскоксовка моторов как альтернатива капремонту: стоит ли делать и как правильно
Как ни парадоксально, современные моторы во многом похожи на архаику 60-70-х годов прошлого века. Как и тогда, к 120–150 тысячам километров двигателю необходима «капиталка-лайт», с разборкой, заменой колец и вкладышей, а заодно с отмыванием масляных отложений. Разберемся, почему это происходит и можно ли обойтись «малой кровью», не разбирать двигатель и просто залить состав для раскоксовки.
Про причины
П римерно 50 лет назад перед конструкторами стояла задача создать двигатель, который бы мог переносить порой очень жесткие режимы работы поршневой группы и отвратительную работу масла. А еще – выдерживал бы длительную работу на грани детонации (а то и за ней), переобедненные смеси и длительную работу с максимальной нагрузкой и малыми оборотами. Примерно в тех же условиях работают и современные моторы.
Напомню на всякий случай, что детонация – это не хлопки недогоревшего топлива в глушителе, а процесс взрывного сгорания рабочей смеси в цилиндрах. Взрывная волна при этом разрушает детали двигателя, а температура сгорания повышается. Легкая детонация при раннем зажигании понемногу разрушает поршни, образуя на поверхности кратеры, портит свечи зажигания и клапаны. Но особенно разрушительна детонация смеси до момента зажигания – в этом случае давление в цилиндре повышается особенно резко, и взрывная волна может сломать поршневый палец, погнуть шатун или деформировать вкладыши. А если детонация появляется несколько тактов подряд, то резкий рост температуры отработавших газов ( EGT ) приводит в том числе к расплавлению поршней, особенно при наличии мест локального перегрева из-за утечек газа в картер.
Именно из-за риска детонации бензиновым моторам приходится довольствоваться малой степенью сжатия, смесью близкой к стехиометрической и регулировать рабочий процесс дросселированием.
Прогресс цикличен, и на новом этапе развития ДВС в очередной раз пришлось довести рабочий процесс до самого «края». В 1960-е у конструкторов была проблема с точным смесеобразованием (дело было до массового внедрения инжекторов), а химическая промышленность не могла еще дать качественное масло, сохраняющее свои свойства в разных условиях. Сейчас причины у детонации другие – просто повышение температуры и работа на грани возможного позволяет экономить топливо. Но суть тем не менее одна. Поршневая группа современных моторов – в зоне риска, вкладышам коленвала и всем подшипникам тоже достается, масло коксуется в блоке и особенно – на поршнях. Отсюда необходимость в «капиталке-лайт» на 120–150 тысячах километров пробега.
Зачем это нужно
Подвижность поршневых колец, плотная посадка клапанов и чистота камеры сгорания – это три фактора, сильно влияющих на эффективность работы двигателя. Поршневые кольца отвечают за компрессию, отвод тепла от поршня и количество остающегося на стенках двигателя масла. При снижении их подвижности или полной закоксовке нарушается передача тепла от поршня к стенкам блока цилиндров, резко повышается температура самих поршневых колец и возрастает угар масла. Толщина слоя на стенках блока становится слишком большой, и температура верхнего слоя масляной пленки начинает расти. Все эти факторы самым негативным образом влияют на вероятность проявления детонации и способствуют разрушению поршня и поршневых колец, вплоть до прогаров и появления трещин.
Плотная посадка клапанов важна как для обеспечения компрессии, от которой зависит эффективность сгорания, так и для охлаждения собственно клапанов – тепло от тарелки клапана по большей части уходит в головку блока через его фаску. И если контакт плохой, то клапан перегревается, и вот уже снова поднимает голову детонация.
Ну и, наконец, от чистоты камеры сгорания и поршня зависит как степень сжатия мотора (ведь нагара может оказаться много), так и степень поглощения поршнем и ГБЦ тепла при сгорании топлива. А разнообразные твердые частицы нагара и неровности стенок способствуют появлению очагов все той же сокрушительной детонации, которой стараются всеми силами избегать.
Еще раз, резюмируя: на всех современных моторах условия работы столь суровые, что масло коксуется на поршневых кольцах, стенках цилиндров и клапанах весьма активно. К 120–150 тысячам километров нужно с этим что-то делать, а если пренебречь, то можно за ближайшие 20–30 тысяч разрушить мотор детонацией. Вопрос – можно ли сэкономить на ремонте, ограничившись химической раскоксовкой?
Процесс раскоксовки. Дедовские методы
За долгие годы работы ДВС научились восстанавливать чистоту поршневой группы и камеры сгорания несколькими способами. Самым «дедовским», несомненно, можно считать попытку очистить все смесью керосина и бензина. Бензин в смеси не для лучшего сгорания, а чтобы керосин меньше вредил резиновым деталям мотора.
Достаточно залить смесь в цилиндры и изредка «шевелить» мотор, поворачивая коленвал туда-сюда для облегчения прохождения смеси к поршневым кольцам. Подержать, сколько можно, потом прокрутить мотор стартером, и остатки раскоксовочной смеси вместе с растворенной грязью вылетят. А немного смеси попадет в картер и испарится позже.
Метод вполне популярен и сейчас, благо компоненты доступны любому, а из инструментов нужен только свечной ключ. Да вот только эффективность его крайне низкая, ведь он был рассчитан на отмывание сравнительно низкотемпературной золы, причем процесс нужно было повторять буквально каждые пару месяцев. У современных моторов нагар совершенно другой: жесткий, высокотемпературный, даже если получается он за счет попадания в камеру сгорания масла.
Куда более экзотическим способом оказалась раскоксовка водой, она же раскоксовка спиртом. Когда-то люди заметили, что на моторах, которым на форсаже впрыскивают водометанольную смесь, поршень и камера сгорания просто блестят. Поиски причины указали на воду – именно она отвечает за очистку камеры сгорания. Ударная доза пара отлично воздействует на все отложения, ведь вода – универсальный растворитель. А сочетание H 2 O + O 2 – вообще штука убойная при высоких температурах. Разумеется, пар не проникает слишком глубоко, зато там, куда проникает, отшибает от металла буквально пласты наслоений. А они уже вылетают с выхлопными газами дальше.
На карбюраторном моторе процесс раскоксовки обычно заключался в смешивании бензина и водки в пропорции 1 к 1 и подаче смеси на вход карбюратора. Дальше все просто: включался «подсос», и мотор засасывал смесь. Час работы на холостых или неспешного движения – и агрегат чистый. Можно ездить дальше, но часто операцию проводили перед капремонтом, чтобы не отмывать детали вручную.
Те же методы, но уже сегодня
По сути мало что изменилось с тех пор, но более стойкий нагар в намного меньшем объеме все равно вредит моторам. Да и закоксованные поршневые кольца легче, меньше, но зато «приклеиваются» в канавке уже совсем намертво. Дедовские методы приходится усовершенствовать.
Усовершенствование обычной раскоксовки керосином привело к появлению целого арсенала смесей. Порой мало отличающихся от «оригинала» гаражного розлива, а порой весьма инновационных и тщательно проработанных.
Большая часть смесей – это тот или иной набор растворителей. Самые бесполезные – в основном из керосина с минимумом примесей, более продвинутые содержат ксилолы и сольвенты, которые растворяют куда быстрее и лучше.
Раскоксовка водой тоже пригодилась. На моторах с впрыском бензина она проводится немного сложнее, чем на старинных карбюраторных, но суть та же. Вода в этом случае подается через капельницу или иное дозирующее устройство на повышенных оборотах. Эффект ровно тот же. Есть вариант, когда состав подается специальным аппаратом через топливную рампу двигателя, причем в процессе сочетается очистка водой и растворителями.
Кстати, новомодные системы впрыска воды для наддувных моторов работают именно как обычная водяная система раскоксовки, и эффект они обеспечивают тот же.
Есть ли эффект?
Агрессивная реклама многих простейших препаратов утверждает, что эффект от применения обычных органических растворителей при раскоксовке чуть ли не превращает старый мотор в новый, компрессия увеличивается и выравнивается, а мощность растет. На практике подобное воздействие простейших смесей можно получить лишь в очень запущенных случаях – например, на моторах, эксплуатирующихся короткими поездками, да еще и с «жором» масла.
Во всех остальных случаях это в основном плацебо: эффект минимален, если вообще есть.
Проблема, как я уже говорил, в том, что нагар у современных моторов обычно очень жесткий и стойкий даже к механическим методам очистки, а кольца очень плотно приклеиваются к поршням, к тому же жидкости очень сложно попасть в щель между поршнем и цилиндром, и еще сложнее добраться до второго и третьего колец. При длительной промывке положительный эффект более выражен, но в любом случае, дешевые «антикоксы» – это, по большей части, выброшенные на ветер деньги.
Профессиональные составы для раскоксовки обеспечивают куда лучший результат. Нет, я вовсе не про увеличение компрессии и восстановление работы поршневых колец, я про очистку камеры сгорания. При применении «на горячую», да еще и при длительном воздействии, агрессивная химия вычищает металл до блеска.
К сожалению, с поршневыми кольцами все не так хорошо: иногда эффект заметен, а иногда – нет, все зависит от конструкции мотора, ситуации и, наверное, от расположения звезд. Чаще всего компрессия возрастает, а вот масляный аппетит не уменьшается. Компрессионные кольца, как известно, расположены выше маслосъемных, и состав легко восстанавливает подвижность верхнего компрессионного кольца. Положение второго кольца обычно облегчается несильно, а вот для очистки маслосъемного и сливных отверстий в поршне проникающей через зазор смеси просто не хватает. Притом в этой зоне количество лакообразования и масла как раз максимально, а значит и химических веществ требуется много.
«Переборщить» с промывочным составом тоже можно, он весьма агрессивен по отношению к покрытию поршня, резиновым уплотнениям и маслу, поэтому стандартная методика применения достаточно осторожно советует короткую процедуру очистки и очень малые дозы составов. Но риск – дело благородное, и иногда нарушение правил помогает избежать серьезного ремонта.
Раскоксовка водой тоже крайне эффективна для очистки камер сгорания и клапанов, особенно впускных. Но изменения в работе поршневых колец, опять же, минимальны.
Риски
С положительными изменениями понятно, но есть же и шансы на негативное развитие событий? Помимо прогнозируемых рисков на загрязнение свечей, катализаторов и прочего, есть еще и ненулевые шансы получить кусок кокса прямо под поршневые кольца и царапину на зеркале цилиндра. Или большой кусок нагара прямо под клапан, что может привести к его поломке или столкновению клапана и поршня. К счастью, шанс на такого рода неприятность невелик, но и забывать о такой возможности не стоит.
Про раскоксовку водой стоит сказать, что при ее применении довольно высок риск гидроудара, особенно если проводить процедуру неаккуратно. Многие сервисы просто не берутся за эту работу, если не уверены в своих силах.
Где стоит применять
Чистота одинаково полезна для всех моторов, но положительный эффект более всего заметен для двигателей с масляным аппетитом, особенно – давним, для моторов с алюсиловым покрытием цилиндров и высокофорсированных двигателей, чаще – с турбонаддувом.
С масляным аппетитом все просто, в этом случае камера сгорания настолько зарастает, что степень сжатия может повыситься еще на единичку, а клапаны могут потерять подвижность. Очистка спасает ситуацию еще на какое-то время.
Алюсиловые моторы очень боятся попадания твердых частиц на стенки блока – покрытие слишком тонкое и легко повреждается даже сажей. Так что удалить все лишнее с поршня заранее, не дожидаясь появления действительно крупных отложений, действительно стоит. К тому же алюсиловое покрытие легко повреждают и залегшие поршневые кольца. Правда, и риск тут несколько повышенный, но зачастую такие двигатели настолько сложны и дороги в ремонте, что профилактическая сборка-разборка для них просто не вариант.
Ну а с турбомоторами все еще понятнее. Они работают во всех режимах и оборотах на пределе форсирования рабочего процесса, а значит даже небольшое улучшение характеристик камеры сгорания и поршня сильно облегчают им жизнь. Да и поршневые кольца у них работают при высоких температурах, так что лишний раз почистить хотя бы зону верхнего поршневого кольца уже за благо.
Нужно ли лично вам и что именно?
Если ваша машина старше пяти лет и/или имеет мотор из группы риска, то, скорее всего, химическая раскоксовка лишней не будет. Она позволит немного улучшить характеристики работы. А вот в запущенных случаях, когда хочется устранить масляный аппетит, все не так однозначно.
На моторах старой конструкции и с большим износом поршневой группы эффект, как ни странно, хорошо выражен, ведь зазоры увеличены, и жидкость легко проникает вниз. На сравнительно свежих конструкциях двигателей эффекта может и не быть вовсе, поскольку причины попросту нельзя устранить таким образом.
В общем, как временная мера раскоксовка может помочь в ряде случаев. Но если вы нацелены на долгую эксплуатацию машины, а не на продажу ее в ближайшие месяцы, то от «капиталки-лайт» с заменой колец вам никуда не уйти.