Чем лучше всего поминать усопших
ТОП-10 основных поминальных блюд, которые готовят на поминки после похорон или на годовщину после смерти: организация и меню поминок по православию дома или в кафе, сервировка стола
Традиционный обед после похорон и в последующие дни, определенные церковью, представляет собой часть обряда поминовения. В это время необходимо прощаться с умершим, а также помочь ему преодолеть переход от мира земного к загробному. Трапеза не должна быть обильной и разнообразной. Приветствуются простые блюда для поминок. Существует большое количество вариантов, но выбрать следует лишь несколько – достаточно будет 10. Необходимо изучить вопрос, какие блюда готовят на поминки. Выбор делается с учетом даты, т. к. трапеза может приходиться на религиозный праздник или пост.
Что означают поминки в христианстве
У поминальной трапезы несколько значений. Причем ни одно из них не предполагает насыщение, употребление пищи, как источник энергии для живых.
Прежде всего, поминальный обед – символ, означающий возможность отдать дань уважения, проявление доброй воли в отношении покойного.
Пришедшие люди собираются, чтобы помолиться о его душе, вспомнить все хорошее, что было связано с человеком. Еще одно значение трапезы – возможность в последний раз сесть за один стол с усопшим, т. к. первые дни после смерти бестелесная оболочка все еще находится неподалеку, переход в загробный мир полностью произойдет не сразу.
Поминки у православных
Даты обязательных поминовений после похорон
Поминать умерших можно в разные дни, для этого достаточно прочесть молитву, поставить свечку или заказать службу, раздать еду нуждающимся. Традиционно же накрывают стол в дни, определенные церковью. Вскоре после похорон:
Ежегодные поминки и особые религиозные праздники
Похоронный обряд предполагает проведение поминок сразу после погребения. Есть также обязательные дни, когда вспоминают покойных. Но поминальные обеды проводят также и в другое время. Для этого церковью определены родительские субботы, прочие дни. Традиционно поминальное меню составляют в преддверии или после великих религиозных праздников:
Кроме того, тем, кто потерял близких во время войны, можно будет посетить службу, которая проводится 9 мая. Это еще один установленный церковью день, чтобы вспомнить усопших.
Родительская суббота
Как организовать поминальный обед
Традиционно поминальный обед проводится одинаково: накрывается стол (дома, в кафе), но не у могилы, собравшиеся вспоминают о покойном. Могут быть и отличия, что зависит от даты, когда назначено мероприятие. Если она совпадает с религиозным праздником, трапезу нужно перенести, а когда совпадает с днями поста (многодневными, однодневными, например, в среду или пятницу), то все обязательные блюда на поминках должны быть постными.
Выбрать место ритуальной трапезы
Родным умершего необходимо составить примерный план действий: определить, где проводить обед на поминки, каким будет угощение, кого пригласить. Начать следует с выбора места. Ключевой критерий – количество присутствующих.
Домашние условия
Современные жилищные условия не всегда позволяют собрать всех, кто хотел бы помянуть усопшего: многие живут в малосемейках, «хрущевках». Такой вариант подойдет для проведения поминального обеда на годовщину смерти или через 3 года, когда рекомендуется собираться узким кругом близких.
Столовая с предзаказом
Универсальный вариант: вместимость зала часто высокая, стоимость питания в таком заведении средняя, качество еды хорошее. Это подходящие условия для проведения поминок, можно пригласить всех, кто знал умершего. Кроме того, поминальный обед тоже готовится в столовой. Похоронное меню составляется и оговаривается здесь же. В зависимости от расположения столовой может быть очередь из желающих провести здесь поминки, поэтому нужно бронировать зал заранее.
Поминки в столовой
Бронирование кафе
Принцип предзаказа такой же, что и в случае со столовой. Бронируется время в определенный день, требуется внести задаток – размер суммы определяется индивидуально. Меню тоже оговаривается на этапе предзаказа: выбираются блюда для похорон, принимается решение о размере порций. Согласно канонам православия, спиртные напитки не принято употреблять во время поминок. По этой причине алкоголь не рекомендуется заказывать.
Сервировка стола на поминках
Важно правильно оформить стол:
Похоронный зал не украшается, музыкальное сопровождение не требуется ни во время погребения, ни на поминках.
Когда планируется поминальный обед, устанавливают фото умершего. Но перед ним не ставят рюмку с водкой.
Приметы на ритуальном обеде
Часто люди совершают ритуальные обряды в надежде, что душа упокоится. Когда проводится поминальный обед на годовщину смерти или сразу после похорон, принимают во внимание давние обычаи, приметы:
Традиционное меню для поминального обеда
Когда составляется меню на похороны дома или в столовой, сначала планируют приготовление основных блюд. К ним относится:
Обычно готовится весь набор поминального меню в кафе. Общая стоимость будет зависеть от количества блюд. Чтобы снизить ее, заказывают по одному виду каждого из основных блюд.
Традиционные блюда
Другие варианты скромных блюд
Можно выбрать разные рецепты. Некоторые из блюд постные, другие – не совсем, но и к истинно скоромным их отнести сложно. Оригинальные рецепты:
Поминальное меню поминального обеда на годовщину смерти: на полгода, 1 год и 3 года
Блюда готовятся с учетом времени года. Учитывается жара на улице, а также тип заведения общественного питания (столовая, кафе). Приготовленные блюда должны сохранять свойства, чтобы избежать отравления гостей. Если нужно организовать поминки на полгода, можно взять за основу меню поминального стола, составленного для любого другого дня. Это обусловлено тем, что церковь не определяет дату через 6 месяцев после смерти, как одну из ключевых при совершении душой перехода между мирами (земным, загробным).
Поминки через полгода – день, который был введен искусственно, изначально его отмечали только в народе.
Меню поминального обеда на 1 год составляется с учетом времени года и предпочтений умершего, которые он имел при жизни. Приглашают родственников, близких друзей. Обязательными являются поминальные блюда:
Поминальные блюда на годовщину (каждую последующую) должны быть более простыми. Точно так же составляется меню на 3 год после смерти. Но приглашать необходимо наиболее близких. Пример поминального меню на 3 годовщину:
Поминки в пост
Меню для поминального стола перед большими религиозными праздниками часто существенно отличается. В эти дни, согласно христианским традициям, не употребляют скоромные продукты. К ним относится:
Во время однодневных постов периодически принято отказываться от рыбы, масла. В остальные дни допускается расширять рацион. Вводят рыбу, подсолнечное масло. Если дата проведения трапезы совпала с постом, можно взять за основу образец классического меню на этот случай:
ТОП-10 главных поминальных блюд, которые готовят после похорон на поминки
Блюда на поминальный стол в день похорон могут быть разные, каждый готовит дома / заказывает в кафе по своему усмотрению. Необязательно соблюдать правила подбора рецептов для составления меню. При этом учитывают факторы: финансовые затраты, предпочтения всех членов семьи, а также покойного (его вкусы при жизни), время года и совпадение по дням с религиозными праздниками.
Блюда на поминки не должны быть многочисленными, следует готовить простую пищу. Ее обилие может создать условия для чревоугодия пришедших помянуть покойного.
Кутья: классический рецепт
Кутья для христианина – главное блюдо. Ее можно готовить по разным рецептам. В современном мире принято использовать для этого рис или пшено. Однако ранее для всех был единственно верный вариант – коливо или кутья с медовой заправкой. Тот, кто варил ее сегодня, знает, что приготовляемое угощение предполагает использование пшеницы. Это классический рецепт. Понадобится:
Пироги
Изучая, что готовят на поминки, в числе первых блюд рассматривают изделия из теста. Пироги – национальное русское блюдо. Их готовят на поминки в разном виде: сладкие, соленые. Прежде чем сделать тесто, нужно учесть, не приходятся ли поминки на пост. В этом случае не используют яйца, молоко, сливочное масло. Традиционный рецепт сдобного теста предполагает использование ингредиентов:
Для начинки подготавливают сливочное масло 30 г, тыкву – 500 г, сахар – 2 ст. л. Рецепт:
Блины на кипятке
Получаются пористые блины. Такие можно готовить на Масленицу. Ингредиенты:
Салат овощной
Чаще всего меню для поминок включает в себя салаты разных видов. Наиболее распространенный – овощной. Его легко готовить, себестоимость тоже низкая, а вкусовые качества отличные. Понадобится:
Домашняя лапша
При составлении меню на поминки часто готовят на первое именно уху. Понадобится:
Гречневая каша с гуляшом
Пюре с котлетой
Рецептов множество. Решая, что готовить на поминки, можно взять за основу наиболее простой рецепт котлет. Основные ингредиенты:
Кисель или узвар
Традиционно меню на годовщину смерти не обходится без напитков из ягод или сушки. Чаще готовят кисель – это универсальный вариант. Необходимо правильно рассчитать количество ягод, чтобы напиток не был водянистым. Ингредиенты:
Куда деть оставшуюся нетронутую еду после поминок
Даже если не все блюда были съедены, возникает вопрос, что делать с поминальной трапезой, ведь у нее может быть совершенно иная энергетика, т. к. изначально пища готовилась, чтобы почтить таким способом усопшего.
Несмотря на опасения, еда с поминок ничем не опасна для родственников.
Не нужно путать ее с пищей, которая остается на кладбище – именно она содержит негативную энергетику, забирать домой не рекомендуется. После поминок следует раздать нетронутые блюда. Это можно сделать от имени усопшего, чем родные помогут его душе на том свете.
Традиционные блюда на поминках у других народностей
Согласно старинным обычаям, мусульманин не должен поминать усопшего. Однако современное поколение постепенно расширяет рамки дозволенного. Теперь принято поминать умерших за столом.
Шариат запрещает употреблять любую пищу дома до 3 дней. Это отвлекает родственников от молитв об усопшем.
Когда разрешается собирать близких за столом, ставят обычную пищу, какую готовят на каждый день. Дорогие блюда – харам, а специальные, как кутья у православных, у мусульман не предусмотрены. Особенности приготовления пищи на поминальный обед у других народов, исповедующих свою религию:
Сколько в среднем стоит организация поминок в кафе на 15-25 человек
Если было решено заказать кафе, необходимо определиться с местом, продумать, кого пригласить, т. к. цена будет зависеть от количества человек. Стоимость услуги в разных городах:
Город | Название кафе | Цена, руб./поминальное место |
---|---|---|
Санкт-Петербург | «Поминальная трапеза» | 600-1200 |
Москва | «Кафе для поминок» | 600-3800 |
Екатеринбург | «Ассоль» | от 350 |
Казань | Кафе «Круг» | 390-490 |
Саратов | Ритуальная служба «Памятник» — организация поминок на дому | 400 |
Тюмень | «БанкетовЪ» | от 300 |
Видео: Что такое поминальный обед? Что в него входит
Дни особого поминовения усопшего
Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Панихида на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Фото: Православие.Ru |
Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.
ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)
Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.
ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ
Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ
Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».
Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».